Статья "В здоровом теле - здоровый дух"
статья по теме

Абилова Олеся Игоревна

Статья о здоровьесберегающих технологиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

«В здоровом теле - здоровый дух»

Здоровье, несомненно, для каждого из нас – это величайшая ценность, это основа для выполнения естественных человеческих функций. Но если взрослое население планеты добровольно соглашается, сохранять здоровье или не совсем серьезно относиться к своему здоровью, то здоровье ребенка полностью зависит от отношения к этому окружающего его общества и является одной из основных задач, как семьи, так и школы. Так как большую часть времени дети проводят в образовательных учреждениях, то сегодня образовательная система направлена не только на  получение знаний, но и на сохранение здоровья школьников. Решить эту проблему позволяет использование здоровьесберегающих технологий.

По мнению Ковалько В.И. «понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся».  М.М Безруких дополняет понятие «здоровьесберегающие технологии» понятием «здоровьесберегающие мероприятия».  К их числу она относит диспансеризацию учащихся, профилактические прививки, проведение дней здоровья, организацию спортивных праздников, проведение бесед о здоровье с учащимися и с родителями и так далее.  Смирнов Н.К. отмечает, что здоровьесберегающие технологии предполагают «консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся». Проанализировав данные определения, можно утверждать, что в педагогике здоровья существует очень много разнообразных здоровьесберегающих технологий. Разобраться в этом многообразии поможет их классификация. Но и здесь не все просто. Существует несколько классификаций здоровьесберегающих технологий.

Приведем классификацию по Н. К. Смирнову.

  • Медико-гигиенические технологии (МГТ). К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.
  • Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
  • Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). В школе – это и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.
  • Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов — курса «Безопасность жизнедеятельности»
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются, в свою очередь, на три подгруппы:
  • организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса,
  • психолого-педагогические технологии (ПИТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников.
  • учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.  [1]

Но если организация урока, с использованием здоровьесберегающих технологий, известна каждому учителю, то на переменах учащиеся предоставлены сами себе и не успевают, не только отдохнуть, но повышают вероятность наступления утомления. На каждой перемене, в процессе проветривания учебных помещений, учащиеся в коридорах бессмысленно «подпирают стену», играют в планшет или телефон или бесцельно «носятся» по школе. В первых двух случаях отсутствуют физические нагрузки, сменяющие малоподвижность на уроках, что не способствует физическому укреплению ребенка, повышению циркуляции кровообращения, необходимого для стимуляции активности головного мозга. Кроме того, во втором случае не снимается зрительная нагрузка, что не способствует не только развитию, но и сохранению имеющегося состояния здоровья ребенка. Третий случай более присущ ученикам младших классов, которые в силу своего возраста мало задумываются о безопасности таких «гонок» и это чревато непредсказуемыми и даже тяжелыми последствиями. Кроме того, бессмысленная «беготня» не способствует развитию самоорганизации и дисциплины поведения в учебном заведении, не сменяет и не отвлекает его мышление, а, практически полностью, его отключает. После такой перемены учителю требуется затратить от 10 до 15 минут для того, чтобы «привести» их «в чувство» и настроить на продуктивную учебную деятельность.

Поэтому перемены, особенно большие, должны быть организованны. Перемены должны быть заполнены не только умеренными физическими нагрузками, но и мыслительными процессами, сменяющими познавательный процесс на игровой. Этого можно достичь с помощью  коллективных игр, спортивных развлечений, аттракционов.

В моей практике я применяю различные физические упражнения, подвижные игры, занимательные задания, которые приносят пользу ребенку и доставляют ему удовольствие. На переменах я использую для детей заранее приготовленные кроссворды, головоломки, квесты, викторины. Так как на переменах собираются дети различного возраста и физического развития, поэтому старшеклассники проводят данные мероприятия для детей младшего и среднего возраста. Игры, проводимые на переменах, хорошо знакомы всем школьникам, имеют простые правила и  непродолжительны по времени. Большой популярностью пользуются у ребят разных возрастов народные игры, такие как «Ручеек», «Летели дракончики», «Картошка», «Кошки-мышки», «Зайцы на льдине»

Так как  с помощью игр происходит смена вида деятельности - то это укрепляет  здоровье, снимает усталость, способствует восстановлению работоспособности учащихся на уроках, а так же решает ряд воспитательных задач, такие как развитие чувства ответственности, умение саморганизоваться, объединяет учащихся в дружный коллектив.

Литература:
1. Голобородько Н. В. Здоровьесберегающие технологии в образовании [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 82-85.

2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/07/15/statya-zdorovesberegayushchie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

Презентация для внеклассного мероприятия "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

Разработка классного часа, приуроченного ко Всемирному Дню здоровья "В здоровом теле - здоровый дух!"

Данный классный час расскажет об истории возникновения праздника, способствует формированию интереса детей к здоровому образу жизни, воспитанию бережного отношения к собственному здоровью, побуди...

Классный час: Урок здоровья «В здоровом теле – здоровый дух!»

Цели:1.     Закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья.2.     Показать преимущества здорового образа жизни, вызвать у детей желание з...

Час здоровья: «В здоровом теле – здоровый дух!

Цель – пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни.Задачи:  Побеседовать с воспитанниками о здоровом образе жизниУбедить детей заниматься спортомФормировать негативное отн...

Урок здоровья " В здоровом теле - здоровый дух".

Пропаганда здорового образа жизни....