Самоанализ педагогической деятельности
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Самоанализ педагогической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_pedagogicheskoy_deyatelnosti_uchitelya.doc | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
Пигарева Елена Владиславна
КРАТКИЙ САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Пигарева Елена Владиславна
(фамилия, имя, отчество аттестуемого)
№ п/п | Вопросы | Ответы | ё | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1) Целеполагание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1. | Над какой методической темой Вы работаете? В чём, на Ваш взгляд, заключается её актуальность? | Тема: «Организация домашней учебной работы учащихся в условиях ФГОС» Введение образовательных стандартов в школьную практику актуализировало решение вопросов, связанных с проектированием и реализацией образовательного процесса в соответствии с целями ФГОС. Домашняя учебная работа должна иметь связи с другими элементами образовательного процесса как системы. Так, цели домашней работы должны быть связаны с общими целями образования, целями этапа образовательной деятельности (в том числе надпредметными), целями предмета, темы и урока, личными целями учащихся. В то же время домашняя работа учащихся может решать особенные цели и задачи, присущие только данному виду деятельности. Актуальность выбранной методической темы обусловлена не только системообразующей составляющей стандарта к результатам освоения программы, но и реальное отношение учащихся к выполнению домашних заданий, а точнее формальное отношение к выполнению домашних заданий или частичное его выполнение, отсутствие мотивации на выполнение домашнего задания. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но и на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.2. | В чём Вы видите главную цель своей профессиональной деятельности при решении указанной темы? | Цель своей профессиональной деятельности в решении указанной проблеме вижу в совершенствовании организации домашней учебной работы учащихся, как условие продуктивной, творческой деятельности. Именно домашние задания, в процессе выполнения которых учащиеся сталкиваются с необходимостью поиска, переработки и оценки информации с использованием разнообразных источников, структурирования приобретённой информации, выбора рациональных приёмов закрепления материала, рационального планирования работы, осуществления поэтапного и итогового контроля за собственными действиями становятся реальным инструментом формирования УУД. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3. | Какие 3 главные задачи ставите и решаете для того, чтобы достичь этой цели в своей деятельности? | Задачи, которые должны быть решены в ходе работы: 1.Овладение учащимися способами учебной работы. 2.Развитие рефлексивных умений самоактуализации через различные виды деятельности. 3.Повышение качества знаний по истории и обществознанию 4.Формирование информационной культуры учащихся. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2) Условия обеспечения качества образования | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1. | Какие программы и УМК Вы используете в своей педагогической деятельности? Чем обусловлен их выбор? | При обучении истории и обществознанию использую примерную программу основного общего образования и УМК по истории России А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6-9 классы Методический аппарат учебников 6-9 классов предлагает многообразие видов вопросов и заданий, позволяющих обеспечить выполнение требований ФГОС. Учебники имеют аппарат ориентировки. Текст параграфов сопровождается поясняющими реквизитами, а также содержащими дополнительный материал рубриками. Вопросы после параграфа помогают учащимся понять и усвоить информацию, содержащуюся в тексте параграфа. После параграфа представлены документы и вопросы к ним, обращения к дополнительным источникам информации, в том числе интернет-ресурсам; что способствует развитию навыков обобщения, сопоставления данных, их анализа. Выполнение данных заданий будет также способствовать подготовке учащихся к ОГЭ. Линия учебно-методических комплексов (УМК) по всеобщей истории А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы
В учебниках линии реализованы: современный научно-методологический подход, учитывающий многофакторность исторического процесса, многообразие концепций современной исторической науки; отбор содержания с учетом его развивающего потенциала (возможностей формирования гуманистических качеств личности, патриотизма и гражданственности); возможность организации различных видов и форм познавательной деятельности; единство и преемственность методических подходов; воспитательный потенциал курса. Учебно-методических комплексов (УМК) под редакцией Л. Н. Боголюбова. Обществознание. 5-9 классы В параграфы включены рубрики, предназначенные для активизации познавательной деятельности учащихся и для усиления воспитательной функции курса. Вопросы и задания предлагаются по ходу изложения текста учебника, а также к поэтическим текстам и иллюстрациям. Задания имеют практическую направленность. Учебники созданы с учётом возрастных особенностей учащихся, содержание книги направлено на гражданское воспитание, развитие познавательных интересов школьников, формирование у них универсальных учебных действий. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2. | Какое ресурсное обеспечение, в том числе созданное Вами, используется при организации изучения предмета и помогает Вам решать поставленные задачи? | В кабинете истории имеется интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, подключён Интернет. Создана база электронных образовательных ресурсов, систематизирован материал по истории и обществознанию, имеется методический материал по всем классам. В кабинете имеется небольшая библиотека: энциклопедии, словари, хрестоматии,справочная литература. Имеется материал в помощь учащимся: памятки, схемы, алгоритмы. Мною разработаны презентации к урокам, раздаточный материал, краеведческий материал. Для выполнения домашних заданий при необходимости раздаю учащимся памятки, алгоритмы, список литературы, ссылки в Интернете, справочную литературу, разноуровневые домашние задания, документы. Ресурсное обеспечение позволяет своевременно реагировать на вопросы учащихся, позволяет решать различные вопросы, возникающие в ходе учебно-воспитательного процесса. Подробнее ресурсное обеспечение описано в паспорте кабинета | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3) Качество проектирования и реализации процесса обучения и воспитания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1. | Какие психолого-педагогические и методические идеи и теории лежат в основе Вашей профессиональной деятельности по названной Вами теме? | Изучение литературы по данной проблеме, результаты анкетирования учащихся и их родителей, результаты обсуждений на семинарах, заседаниях с коллегами, личный педагогический опыт позволяет рассматривать домашнюю работу учащихся как систему и процесс. Домашняя учебная работа как часть динамического процесса должна меняться в соответствии с этапами образовательного процесса, усложняясь и развиваясь. Различия могут проявляться в функциях, способах выполнения, объёме, степени обязательности выполнения домашней работы по предмету. Условия выполнения домашней работы характеризуются и гигиеническими требованиями: время, отведённое на выполнение домашнего задания, наличие рабочего места, доступность источников информации (учебных пособий, Интернет). В качестве регуляторов домашней работы могут выступать следующие инструменты: нормирование времени на выполнение домашних заданий, учёт индивидуальных особенностей учащихся, учёт трудоёмкости заданий, процесс согласования домашней учебной работы между учителями школы, между учениками и их родителями, между учениками и учителями. В педагогической литературе часто встречается подмена понятий «домашняя работа» и «домашнее задание». Исследователи вопроса домашней работы учащихся рассматривают домашнее задание как: -вид учебной деятельности (С.А. Калинина) -форма самостоятельной деятельности (К.Д.Ушинский) -домашняя учебно-образовательная работа (М.Л. Косицина) - неотъемлемая принадлежность урока (С.В.Иванов) -индивидуальная форма учебных занятий (Н.Н.Поспелов) В результате исследования «Система домашних заданий как инструмент управления качеством образовательного процесса», выявлено, что домашние задания являются элементом системы домашней учебной работы учащихся и выполняет функцию управления,т о есть являются инструментом управления домашней работой и проявляют свою сущность через систему заданий для организации учащихся домашней работы. Таким образом, домашняя работа и домашние задания – это два разных педагогических явления, однако их рассмотрение возможно только во взаимосвязи друг с другом. Домашние задания управляют домашней работой учащихся. А значит, и определяют её параметры, к которым можно отнести: цели, степень обязательности, способы выполнения, степень индивидуализации, степень самостоятельности при выборе домашней работы, сроки выполнения, объём, учебное содержание, виды заданий, информационные источники, формы работы с учебным материалом. Учёт, выбор и определение параметров домашней работы, их фиксация в домашних заданиях может влиять на достижение различных образовательных результатов учащихся. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2. | Какой учебный материал позволяет наиболее успешно решать поставленные профессиональные задачи? | Домашнее задание является одной из форм самостоятельной работы обучающихся, которая способствует закреплению изученного материала, а также подготовки изучения нового материала, исходя из этого, практикую разнообразные виды домашних заданий. Это позволяет поддерживать интерес у учащихся, мотивирует их на изучение материала. Домашнее задание предполагает обязательную часть для выполнения и задания на выбор учащихся. Для совершенствования организации домашних заданий учитываю роль функции домашних заданий, понимая, для чего необходимо выполнить домашнее задание учащимся, поэтому планирую систему домашних заданий согласно целям: усвоение и закрепление учебного материала; повышение качества знаний, умений и навыков учащихся; развитие навыков самостоятельной работы; развитие навыков самостоятельной творческой деятельности; развитие навыков самообразования. Дифференциация заданий предусматривает разноуровневые задания для разных групп учащихся, так как в классе от 3 до 6 учащихся представляется возможным индивидуализировать домашнее задание. Учебный материал для домашнего задания подбираю согласно целям выполнения задания. Для повышения интереса учащихся к выполнению домашнего задания предлагаю им и нетрадиционные домашние задания: определить проблемный вопрос для исследования; подготовить самостоятельно вопрос для передачи знаний; написать отзыв к теме урока; написать статью об уроке; проанализировать урок; дать советы по улучшению организации урока; придумать тему репортажа; составить вопросы для интервью. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.3. | Какие технологии, методики, формы, приёмы обучения Вы используете для решения поставленных задач? | На уроках истории и обществознания применяю различные технологии: технологию критического мышления применяю на уроках обществознания, так как данная технология позволяет активно вовлечь в процесс обучения всех учащихся без исключения. В ходе обсуждения удаётся успешно решать образовательные задачи, а именно: рассматривать сложные понятия, развивать умение выделять главное в изучаемом материале, структурировать, объяснять материал, формулировать вопросы, и что немало важно, данная технология позволяет учащимся испытать чувство удовлетворения от работы. Проектные технологии применяю по краеведению, в работе над социальными проектами. Эффективность данной технологии заключается в том, что в центре деятельности-ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретённые знания умения и навыки, а также добывать знания самостоятельно. Использование данной технологии позволяет увеличить степень сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик, что становится фактором развития и самоопределения личности, осуществить дифференцированный подход. В результате чего решаются и многие задачи личностно ориентированного обучения, формируются исследовательские умения учащихся. Технология модульно-редуктивного обучения изучалась мною и вводилась в практику на протяжении трёх лет. Данная технология позволяет совершенствовать учебную деятельность учащихся, решать учебные задачи, так как в основу модульно-редуктивной технологии обучения заложен ряд приёмов педагогических техник, направленных на высокую познавательную активность учащихся. Наиболее эффективными считаю: технику активно-продуктивного чтения, технику обратной связи, технологию целеполагания, технологию интерактивного обучения. Применение данной технологии позволяет проводить уроки при активной деятельности учащихся. Применение данной технологии позволило мне в какой-то мере подготовиться и к введению ФГОС нового поколения, так как в основе модульно-редуктивного обучения лежит деятельностный подход. Игровые технологии активно применяю во внеклассной работе, при проведении предметных недель, при обобщении материала, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу и к предмету. Технологии здоровьесбережения и ИКТ являются неотъемлемой частью организации урока. Более подробно изложено в аналитическом отчёте. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.4. | Каким образом Вы выявляете (диагностируете) степень решения поставленных Вами профессиональных задач? | Важным этапом работы по теме считаю организацию и проведение мониторинга. На первом этапе: (1-2 неделя сентября) организовала наблюдение за учащимися, на предмет выполнения домашнего задания, предпочитаемый выбор заданий, уровень подготовки к урокам. На втором этапе: (3 неделя сентября), провела диагностику по изучению возможностей учащихся, их мотивацию на выполнение домашнего задания, и возникающих трудностей в ходе выполнения домашнего задания. На третьем этапе: (4 неделя сентября) сопоставила полученные данные, был составлен план действий по организации домашней работы, определилась с выбором средств, приёмов. На четвертом этапе: (4 неделя сентября) ознакомила учащихся с требованиями и способами выполнения домашнего задания, видами домашних заданий, возможными вариантами выхода из возникающих затруднений при выполнении домашнего задания, способами совершенствования их знаний, умений и навыков. На каждом уроке фиксирую факт выполнения домашнего задания учащимися, анализирую их вопросы и затруднения, в целях дальнейшей корректировки организации домашней работы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4) Качественный уровень результативности профессиональной деятельности в соответствии с заявленной целью и задачами | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.1.Достижения учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.1.1. | Каковы результаты и динамика освоения Вашими учениками федерального государственного образовательного стандарта? Как Вы это определили? | В целях определения результатов и динамики освоения федерального государственного образовательного стандарта провожу текущий контроль знаний, по окончанию темы проверочные работы (тестирование, диктанты, работу с документами). Во II четверти количество учащихся, выполнявших домашнее задание добросовестно и ответственно увеличилось, повысилась учебная мотивация к выполнению домашнего задания. Все учащиеся 5-9 классов приняли участие в предметной неделе по истории, где показали свою активность и заинтересованность. Итоги проверочной работы по окончанию II четверти при стопроцентной успеваемости, показали следующие результаты качества знаний: 5 класс – 64%, 6 класс – 66%, 7 класс – 80%, 8 класс- 50%, 9 класс – 100%. Итоги успеваемости в I четверти: 5 класс – 84% (в классе 6 учащихся) , 6 класс -100%, (в классе 3 учащихся), 7 класс – 80% ( в классе 5 учащихся), 8 класс – 75% (в классе 4 учащихся) , 9 класс – 100% ( в классе 3 ученицы). Итоги успеваемости во II четверти: 5 класс -84% , 6 класс -100%, 7 класс – 80%, 8 класс- 50% , 9 класс –100%. В 8 классе произошло снижение на 25 % , так как один ученик усвоил материал слабее, чем в I четверти, проводимая мною работа по корректировке знаний своевременно не дала результата, поэтому данная работа будет продолжена в III четверти ( с учащимися данного класса работаю первый год). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.1.2. | Какова результативность Вашей деятельности по формированию ключевых компетенций и социального опыта обучаемых? | Результаты участия в конкурсах проектных и исследовательских работ позволяют сказать, что ключевые компетенции сформированы, учащиеся приобрели опыт по созданию социально – значимых проектов.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.1.3. | Каковы результаты внешней экспертизы учебных достижений Ваших учеников? Прокомментируйте их в контексте указанных задач Вашей профессиональной деятельности? | Стаж работы учителем составляет 17 лет, из них 14 лет преподаю историю и обществознание. Когда наша школа была полной общеобразовательной, я успешно готовила выпускников 11 класса к государственной итоговой аттестации, в том числе в форме ЕГЭ, моя ученица (Шуранова Елена (протоколы имеются)) набрала высокие баллы по истории 59 баллов и обществознанию 77 баллов. В настоящее время наша школа реорганизована в основную общеобразовательную школу, девятиклассники, используя своё право выбора сдачи экзамена в традиционной и новой форме - в основном выбирали сдачу экзамена в традиционной форме. По результатам внешней экспертизы экзамен по обществознанию сдавали две ученицы, успеваемость составила 100%, качество 100% (протоколы имеются). В 2012\13 учебном году в нашей школе выпускался один выпускник - экзамены по истории и обществознанию не сдавал, так как были выбраны экзамены согласно его будущей профессии по естественно-научному профилю, в 2013\2014 учебном году выпускники (4 учащихся) использовали право сдавать только обязательные экзамены. Итоги промежуточной аттестации, успеваемость по окончанию учебного года в 2012-2014 году в 7-9 классах составила по истории 86%, по обществознанию 92% качества, что позволяет сделать вывод о положительных результатах методической темы. Из-за малой численности учащихся, проследить внешнюю экспертизу учебных достижений не предоставляется возможным. За последние пять лет экзамены по истории и обществознанию сдавали 5 человек, успеваемость составила 100%, качество обучения 60%. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.1.4. | Каков уровень мотивации и интереса Ваших учеников к предмету? Как Вы это определили? | Передо мной стоит задача по формированию и развитию у учащихся положительной мотивации к учебной деятельности и конкретно к выполнению домашнего задания. Мотивы учения учащихся - существенная сторона процесса обучения. Так как во многом они определяют направленность личности учащегося, его успехи и неудачи. Известно, что развитие мотивов учения идёт двумя путями: через усвоение учащимися смысла учения и через саму деятельность учения, которая должна их чем-то заинтересовать. В каждом классе есть ученики, которые ориентированы на смысл учения, но есть и такие, которых трудно мотивировать на выполнение домашнего задания в системе, в полном объёме. Внеаудиторная работа по предмету является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в школе. Она способствует углублению знаний учащихся и повышению интереса к изучению предмета, поэтому традиционно ученики под моим руководством принимают участие в различных проектах, акциях, конкурсах. В системе организую предметные недели, в рамках которых провожу различные игры, которые учащимся очень нравятся. В школьной газете ученики ведут постоянную рубрику по истории. В целях диагностирования мотивации к выполнению домашних заданий провожу анкетирование, опросы (в том числе родителей), беседы. Анализируя итоги по определению уровня мотивации по выполнению домашних заданий, можно сделать следующий вывод: уровень мотивации к выполнению домашнего задания у учащихся во второй четверти повысился, необходимо продолжить работу по повышению мотивации к выполнению домашнего задания у учащихся, особого внимания требуется уделить учащимся с третьим уровнем мотивации.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.2.Работа аттестуемого по повышению квалификации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.2.1. | Каким образом Вы повышали уровень своей квалификации за последние 2 года? | Самообразование учителя и повышение квалификации, обмен опытом на разных уровнях, активное участие в профессиональных конкурсах, повышение своего мастерства. За последние 2 года мною пройдены дистанционные и очные курсы по теме «Проектирование системы домашних заданий в условиях внедрения ФГОС» (144ч.), «Аттестация с целью установления соответствия требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории» (36ч.), «Как профессионально предоставить свой педагогический опыт» (25ч.), «Организация образовательного процесса в условиях перехода ФГОС основного общего образования» (72ч.), «Управление в сфере образования» (120ч.). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.2.2. | Какие подходы, технологии, методы, приёмы организации образовательной деятельности Вы планируете освоить и внедрить в свою профессиональную деятельность? | Планирую освоить технологию модерации, так как эффекты применения технологии модерации в полном объёме отвечают современным требованиям к школьному образованию, обеспечивая достижение качественных результатов обучения и удовлетворение всех участников образовательного процесса. Продолжить практику по организации современного уроках в рамках ФГОС. Продолжить изучение вопроса по организации домашней работы учащихся. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.2.3. | Какие информационные источники Вы используете при разрешении проблем предметного содержания? | Международный образовательный портал «Мир учителя», http://worldteacher.ru/3755-624.html Сайт ПЕДСОВЕТ и ЗАВУЧ http://pedsovet.org/profile/cp/edit/name/ и http://www.zavuch.info/mpkbk/ Сайт https://edugalaxy.intel.ru/ Сайт Продлёнка http://www.prodlenka.org/metodicheskaia-biblioteka/viewprofile/66839.html Сайт «Мой университет» www.moi-universitet.ru Сайт http: //nsportal.ru/ Сайт http://www.prosv.ru/сatalog.aspx?ob_no=209 Сайт http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=7037 электронные пособия издательства «Просвещение» Сайт http:// www.rusedu.ru/ архив учебных программ и презентаций Сайт http: //www.uchportal.ru /– учительский портал Сайт http://festival.1september.ru/ – фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Сайт http://numi.ru/ - методический центр NUMI.RU Сайт http://www.it.ru/ Сайт http: //www.openclass.ru/ - открытый класс Сайт http www.edu.ru/portal/sites/res_page.htm Cайт www.fcior.edu.ru |
20 января 2015 год
Пигарева Е.В. _______________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности
Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...
Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности
Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...
самоанализ педагогической деятельности 2011 г
Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...
самоанализ педагогической деятельности
данный материал может быть полезен и интересен для учителей русского языка и литературы...
Самоанализ педагогической деятельности учителя
СамоанализАмельяновой Натальи Валерьевныучителя математики и физики ГОУ «Хотьковская школа-интернат Vвида» Сергиево-Посадского района Московской области, 1970 года рождения, окончила математический фа...
САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности классного руководителя
САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности участника конкурса педагогических достижений «Воспитание мировоззрения в образовательном процессе» в 2008-2009 годув номинации «Воспитание школьник...
Самоанализ педагогической деятельности
В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современно...