Манипулятивные тактики как предмет изучения в системе риторической подготовки учителя русского языка и литературы.
статья по теме
Манипулятивные тактики в педагогическом общении, несомненно, заслуживают пристального научного внимания и глубокого исследования.
Несмотря на то, что есть работы, посвященные отдельным вопросам манипулирования в общении, описанию манипулятивных тактик в педагогическом общении, до сих пор не создано сколько-нибудь целостной методики их изучения в рамках профессиональной подготовки педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
manipulyativnye_taktiki.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Манипулятивные тактики как предмет изучения в системе риторической подготовки учителя русского языка и литературы.
Манипуляция является одним из самых распространенных комуникативно-психологических явлений в современном обществе. Люди используют манипуляцию для достижения своих целей. А некоторые управляют людьми, не задумываясь над тем, что используют манипулятивные тактики.
Актуальность темы нашего доклада, на наш взгляд, определяется следующими факторами.
Во-первых, наблюдение за коммуникативной практикой современников свидетельствует о том, что манипуляция является достаточно распространенным явлением, она пронизывает все сферы деятельности человека (политику, рекламу, семейные отношения и т.д.). При этом большинство людей может не осознавать, что использует манипулятивные тактики, и не всегда понимает, какие последствия для адресата может иметь такое воздействие.
Во-вторых, несмотря на частотность манипуляции в повседневном общении, коммуниканты не владеют приемами защиты от подобного негативного воздействия.
Особо следует отметить присутствие манипулятивной стратегии в среде, окружающей педагога. Зачастую сами педагоги используют манипулятивные тактики в общении с детьми, не всегда осознавая это. И, к сожалению, не всегда педагогическое манипулятивное воздействие имеет положительный эффект для отношений между учителем и учениками. В связи с этим, знание содержания манипуляции и форм ее выражения, на наш взгляд, может способствовать тому, что будущие учителя словесности будут осознанно выбирать способы воздействия на учеников, предупреждать и нейтрализовать подобные тактики в собственном и чужом речевом поведении.
В четвертых, на сегодняшний день существует достаточное количество научной литературы, в которой манипуляция рассматривается как психологическое и речеведческое явление (труды Е.Л. Доценко. Психология манипуляции, О.В. Козачек. Работа психолога с манипулятивными проявлениями в поведении; Г.А. Копниной и т.д.), при этом манипулятивные тактики практически не рассматриваются как предмет изучения в рамках риторической подготовки будущего учителя. Из выше сказанного следует вывод о том, что востребованность информации о манипулятивных тактиках и способах их нейтрализации, необходимость в профессионале, способном противостоять негативному воздействию, и отсутствие целенаправленной системы изучения данного коммуникативного феномена в рамках подготовки современного учителя словесности делает исследование актуальным.
Целью данной статьиа является краткая характеристика манипуляции как коммуникативного феномена и описание варианта методики обучения распознаванию манипулятивных тактик и способов их нейтрализации в системе риторической подготовки будущих учителей.
Рассматривая место манипуляции среди других стратегий общения – доминирования, соперничества, партнерства, содружества, такие ученые, как Е.Л. Доценко, О.В. Козачек, выделяют главные психологические особенности манипуляции – отношение к другому как к вещи “особого рода”, объекту воздействий и желание получить выгоду (не столько материальную, сколько психологическую) за счет другого человека.
Учитывая психологические основы манипулирования, которые включают в себя и речевую составляющую как неотъемлемую часть его существования, мы считаем необходимым более подробно рассмотреть основные тактики речевого воздействия манипулятора на собеседника.
Речевая манипуляция выступает как самостоятельное явление. Являясь скрытым воздействием, она обладает целенаправленностью. Эффективность речевой манипуляции зависит от того, воспринимает ли ее “программу действий” аудитория. Среда существования речевой манипуляции – средства массовой коммуникации; ее адресат – массовый. Субъект использует речевые средства, системное применение которых создает технологии или тактики речевой манипуляции.
Рассмотрим наиболее частотные, по нашим наблюдениям, манипулятивные тактики.
1. Прописная истина, илтрюизм. Это не просто способ придать желаемое направление разговору, но возможность сразу же войти в доверие.
2. Связка предположения с действием. Этот прием позволяет внушить человеку мотив к действию так, что само действие хорошо замаскировано мотивом, и потому не воспринимается как прямой приказ либо попытка это действие навязывать. Все дело в том, что нет прямого указания на действие.
В данном случае манипулятору необходимо точно подобрать словосочетание, в котором есть предположение, например, о двух действиях сразу – например: “если (…), то (…)”.
3. Связка с противопоставлением. В данном случае логическую или временную связь ставятся понятия, ранее между собой не связанные.
4. Вопрос с подтекстом. Как правило, в одном вопросе содержится сразу два. Первый – чисто вспомогательный, а содержание второго есть суть манипуляции.
5. Иллюзия выбора. Чрезвычайно распространенный вид. Возможность выбора в этом случае лишь декларируется – на деле же ее не предоставлено вообще.
6. Полная “свобода” выбора. В этом случае выбор представляется, но в форме перечисления, и нужный выделяется, акцентируется – интонацией, расположением, мимикой и т.д. прием основан на реальном факте, известном в психологии: человеку, как правило, запоминаются первая и последняя фраза.
Уточним, что перечень манипулятивных тактик не исчерпывается теми, которые мы перечислили. Важную роль в пополнении списка тактик играют творческие способности манипулятора и его умение использовать слабости своих адресатов.
Следует, на наш взгляд, обратить ваше внимание на следующий момент. В научных источниках манипуляция, в основном, рассматривается как отрицательное явление (Так, Э. Шостром говорит о манипуляторе как о негативной составляющей личности (совокупности свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность, определяющих тип его поведения). В доступной нам литературе конструктивная сторона исследуемого феномена четко не оговаривается. Мы полагаем, что не следует воспринимать манипуляцию как однозначно негативное явление. (Например: девочка не хочет кушать, с помощью игровой ситуации мама кормит ребенка). В этом случае манипуляцию справедливо можно считать конструктивным явлением. Основным параметром, позволяющим определить характер воздействия манипулятивной тактики, на наш взгляд, можно считать наличие или отсутствие ущерба объекту манипуляции.
Особое внимание мы уделили использованию манипуляции в педагогическом процессе, т.к. в этой сфере (судя по результатам констатирующего эксперимента) чаще всего встречается данное явление. Педагогическая манипуляция может носить деструктивный характер, а может приносить пользу всем участникам учебно-воспитательного процесса
На наш взгляд, педагогическая манипуляция преследует несколько основных целей. Во-первых, изменение намерений воспитуемых. Во-вторых, преодоление сопротивления воспитуемых. В-третьих, развитие самостоятельности и ответственности у воспитуемых. При этом воспитуемые предполагают, что изменение их мотивации является следствием их собственного решения, тем самым они берут на себя ответственность за принятое решение. В этом случае мы видим положительный характер манипулирования в педагогическом процессе.
Выявив специфику психологической, речевой и педагогической составляющих манипуляции, мы разработали содержание программы опытного обучения студентов факультета русского языка и литературы с целью формирования аспектных коммуникативных умений, связанных со всесторонним анализом и нейтрализацией деструктивной манипуляции между собеседниками.
На первом этапе нами был проведен констатирующий срез (анкетирование), с помощью которого был выявлен исходный уровень знаний и умений студентов, необходимых для успешного усвоения темы. Данные анкетирования были указаны в докладе ранее, они помогли скорректировать содержание нашей методической модели.
На втором этапе мы разработали и апробировали модель обучения указанной выше теме. Для этого нам понадобилось выбрать приемы работы и виды заданий, а также отобрать дидактический материал. Дидактическую базу нашего исследования составили видеофрагменты из популярных фильмов (в том числе мультфильмов) в качестве иллюстраций манипулятивного общения и раздаточный материал.
Ход занятия был организован следующим образом.
На организационном этапе занятия мы анализировали ситуацию манипулирования, которая была представлена в видео фрагменте из фильма «Розыгрыш», используя метод репродуктивно-эвристической беседы. С помощью анализа ситуации и беседы были определены тема и ее актуальность.
На этапе изучения нового материала, (после просмотра видеофрагмента) мы сформулировали такие определения, как «манипуляция», «языковая манипуляция», «манипулятивные тактики». В результате, с помощью анализа ситуации и сообщающего слова преподавателя, были внедрены основные теоретические аспекты данного явления. Следующим шагом стало рассмотрение разновидностей речевой манипуляции (шантаж, давление, манипуляция чувствами, манипуляция чувствами вины) на конкретных примерах. *Некоторые примеры были в письменном виде представлены на слайде, некоторые были взяты из фильмов (мультфильмов).
Чтобы актуализировать сведения о манипуляции в педагогическом общении, мы обобщили ключевые особенности данной стратегии поведения с помощью следующего задания: студентом был роздан языковой материал, состоящий из высказываний, в которых были пропущены ключевые для данного этапа занятия слова. Задача студентов состояла в том, чтобы прочитать информацию и вставить пропущенные слова.
Далее мы рассмотрели ряд тактических приемов, применяемых в педагогическом общении, и заполнили таблицу, где указывали название манипулятивной тактики, ее описание и приводили пример. Такая форма работы была выбрана для того, что структурировать достаточно большой объем информации.
Возвращаясь к видеофрагменту, в котором учитель манипулирует учеником, с помощью системы вопросов (Какого результата добивается учитель от ученика? Насколько это оправдано для реализации педагогических целей? Каков характер манипуляции: отрицательный или положительный?), мы выяснили, что манипулятивные тактики могут быть как конструктивными, так и деструктивными в зависимости от цели, которая преследуется педагогом, и от конкретной ситуации. Закрепление полученных знаний было организовано с помощью следующего задания: на партах у студентов лежали два листочка (красный и желтый). Преподаватель приводил примеры манипулятивных тактик, а задача студентов заключалась в том, чтобы поднять желтый листочек, если пример позитивно повлияет на обучение и воспитание ученика, и красный – если манипулятивная тактика носит деструктивный характер.
Следует отметить, что манипулирование в педагогической сфере – двусторонний процесс. Дети и подростки сами являются прекрасными манипуляторами, поэтому мы не прошли мимо этого факта. Теоретический материал о типах «детей-манипуляторов» и универсальных приемах нейтрализации манипулятивных тактик был получен студентами с помощью сопроводительного монолога.
Закрепление полученных знаний и отработка установки на нейтрализацию манипулятивных тактик были организованы с помощью игры «Биатлон», которая проходила в два тура. Условия игры: студенты разделились по парам (у нас получились 4 пары, далее, группы). Оставшиеся студенты выступали в качестве жюри. Каждая группа вытягивала листочек с ролями: учитель и ученик. (Кто-то в паре - учитель, кто-то – ученик). Задача группы – разыграть ситуацию и постараться разрешить ее, нейтрализовав манипуляцию со стороны ребенка. Жюри анализировало и выводило решение: какая группа может выйти из игры и присоединиться к ним, а какая проходит в следующий тур. При обсуждении было важно ответить на вопросы для конструктивного анализа. Та группа, которая выигрывала, не делала домашнего задания, которое заключалось в следующем: найти ситуацию педагогического манипулирования, проанализировать ее по следующим пунктам: - явная/скрытая МТ, цель манипулятора, конструктивный/деструктивный характер, вывод: смог ли манипулируемый не попасть под влияние тактики, каким образом?
В заключение отметим, что такая система обучения, на наш взгляд, является довольно удачной. Как показал анализ результатов, студенты с большим интересом подошли к выполнению предложенных заданий (анализ видеофрагментов, составление таблицы, игра в «Биатлон»), достаточно хорошо, на наш взгляд, усвоили теоретический материал по теме (об этом свидетельствует успешное написание домашних заданий), научились определять манипулятивные тактики в общении, попробовали применять приемы борьбы с манипулятивными техниками.
Библиографический список
1. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения перего-воров, разрешения конфликтов. – Казань, 1998. – 182 с.
2. Андриевский И.А. Манипуляция: педагогическое определение понятия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2011/4/Andrievskiy_Manipulation-Educational-Process/ (дата обращения: 11.09.11)
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – СПб., 2001. – 385 с.
4. Битянова М.Р.Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: учебное пособие - М.: Изд.ЭКСМО, 2003. – 576 с.
5. Бондарева Л.В., Козачек О.В. Психология манипулятивного об-щения в подростковом возрасте. – Волгоград, 2003. - 156 с.
6. Брудный А.А. Понимание и общение. М., Знание.- 1989. – 216 с.
7. Вайсбергер Л. Дьявол носит «Прада» [Электронный ресурс]. Ре-жим доступа: http://lib.rus.ec/b/106747/read (дата обращения: 21.01.12)
8. Вацлавик П.Н. как стать несчастным без посторонней помощи. - М., 2002. – 171 с.
9. Вильгельм Т. Техники манипуляции. Распознавание и противо-действие. – М., Омега – Л, 2006. – 144 с.
10. Войтасик Л. Психология политической пропаганды/ пер. с польск. – М.: «Прогресс», 1981. – 278 с.
11. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: Организа-ция, способы и технологии информационно-психологического воздействия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-24-13-38-54/71-2011-01-05-14-41-15/721-2011-01-05-17-19-05 (дата обращения: 05.10.11)
12. Гудин О.А. Манипуляция и ее виды в педагогическом дискурсе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.lib.tsu.ru/mminfo/000349304/14/image/14-013.pdf (дата обращения: 17.12.11)
13. Денисюк Е.В. Манипулятивное речевое воздействие: коммуника-тивно-прагматический аспект. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологическх наук (на правах рукописи) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elar.usu.ru/bitstream/1234.56789/315/1/urgu0255Ds.pdf (дата обращения: 15.04.10)
14. Добрович А.Б. воспитателю о психологии и психогигиене обще-ния. – М., 1987. - 114 с.
15. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М., 1997. - 326 с.
16. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, по-следствия. – Екатеринбург, 1995 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.webpodval.ru/index.php?name=Files&op=view_file&lid=404 (дата обращения: 03.09.11)
17. Использование манипулятивных тактик в деловой беседе [Элек-тронный ресурс]. Режим доступа: http://vnebo.org/node/282
18. Князева О.Ю. Риторика в высшей школе: новые возможности и перспективы // Школа профессора Т.А.Ладыженской. коллективная моно-графия. Выпуск II / под ред. Н.А.Ипполитовой, З.И.Курцевой. – М.: Баласс, 2010. – С. 14-19
19. Козачек О.В. Работа психолога с манипулятивными проявления-ми в поведении. – ВГПУ, 2001. - 118 с.
20. Копнина Г.А. Речевое манипулирование. – М., Флинта – Наука, 2007. – 176 с.
21. Кузьмина, Е.И. Психология свободы [Текст]/Е.И. Кузьмина. – М., Флинта – Наука, 2007. – 120с.
22. Любимов А. Речевые манипуляции в коммуникации [Электрон-ный ресурс]. Режим доступа: http: // www.center-nlp.ru/library/s52/rechevue_manipuljacii.html (дата обращения: 24.11.11)
23. Михайлова Н. Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: учебно-методическое пособие. - М.: МИРОС, 2001. - 208 с.
24. Предраг М. Как проводить деловые беседы. – М., Экономика, 1987. – 208 с.
25. Рубакин А.Н. Тайна успешной пропаганды // Речевое воздей-ствие. Проблемы психолингвистики. - М.: Наука, 1972. – С. 130-136
26. Семечкин Н.И. Социальная психология. - Часть 2. – Владивосток, 2003. – 134 с [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r41019/dvgu140.pdf (дата обращения: 24.11.11)
27. Социология: словарь / сост. Т. Е. Зерчанинова. – Екатеринбург УрАГС, 2006. – 64 с.
28. Стратегия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 13.12.11)
29. Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие: методология и теория // Оп-тимизация речевого воздействия. – М., 1990. – С. 3-14
30. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. - М., 2007. – C. 480
31. Цели, стратегия и тактика общения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://besplatnokurs.ru/tseli-strategiya-i-taktika-obshheniya (дата обра-щения: 07.03.12)
32. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информа-ционных процессов. - М., 1973.
33. Шостром Эверетт. «Анти-Карнеги», или Человек-манипулятор [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // nkozlov.ru/library/s42/d395/#.T1nU98BmIfU (дата обращения: 27.02.12)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Алямкиной Татьяны Борисо
В данной статье автор делится опытом по проведению уроков разного типа....
Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »
Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В
Основная цель современного образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...
Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны
Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...
Тестовые технологии в системе уроков при подготовке к ГИА по русскому языку учащихся 9 класса разработаны учителем русского языка и литературы Низовой Аллой Валентиновной
Перед учителем русского языка в современной школе стоит задача не только преподнести учащимся знания по предмету, но и научить применять полученные знания на практике, другими словами,...
"Система подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку в 11-м классе". Из опыта работы учителя русского языка и литературы Чернышевой Н.Л.
Описание опыта работы по теме "Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе....
План работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани на 2015-2016 учебный год
Представлен план работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казанина 2015-...