Устный журнал "Этикет. Правила поведения в общественных местах"
классный час (7 класс) на тему
Груповой урок культуры. Цель которого прививать воспитанникам навыки поведения в соответствии с общепринятыми правилами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 25.3 КБ |
презентация к занятию | 396.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповой урок культуры.
Устный журнал.
«Этикет. Правила поведения в общественных местах»
Цель: прививать у воспитанников навыки поведения в соответствии с общепринятыми правилами, формировать морально-нравственные качества личности учащихся, навыков культурного общения учащихся и представление учащихся об основных этических нормах.
Задачи:
- образовательная: обобщить знания учащихся о правилах этикета, о правилах поведения в общественных местах, со сверстниками, со старшими и т.д.
- развивающая: развитие интеллигентности и воспитанности не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого.
- воспитательная: воспитание самостоятельности, активности, формирование чувства солидарности и здорового соперничества, умения работать в коллективе.
Ход занятия:
Воспитатель: Добрый день, приветствую вас на нашем уроке культуры.
Для определения темы урока я предлагаю вам отгадать загадки, при этом записывать первую букву отгадки на доске (цветными мелками):
1) Ты кричал – оно молчало,
Ты молчал – оно кричало. (Эхо)
2) От кого, мои друзья,
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит … (тень)
3) Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
4) Не огонь, а жжется. (Крапива)
5) Зимой и летом –
Одним цветом. (Ель)
6) Какой конь землю пашет,
А сена не ест? (Трактор) [6].
Воспитатель: Итак, у нас получилось слово. Прочитайте. Кто знает, что такое этикет.
Этикет – это установленный, принятый порядок поведения.
Как вы думаете, почему необходимо знать и соблюдать правила этикета?
Теперь мы поговорим о том, как вы знаете правила этикета, и как вы применяете их на практике. Для этого мы разделимся на две команды: команда 6 и 7 класса. Придумайте название своей команды.
Первое задание:
Ответьте на вопросы анкеты, выбрав правильный вариант
1. Красивая походка, осанка, изящные жесты украшают:
А) мужчину;
Б) женщину;
В) как мужчину, так и женщину.
2. Что нужно делать с руками по правилам хорошего тона:
А) надо держать обе руки в карманах;
Б) размахивать ими во время ходьбы или прогулки, энергично жестикулируя;
В) можно опустить руки в карман, чтобы достать необходимое.
3. Сидеть следует:
А) держа ногу на ноге, раскачивая ею или обняв колено руками;
Б) ровно держа спину, не поворачиваясь ею к собеседнику;
В) развалившись как в кресле.
4. Зевать в обществе непростительно. Воспитанный человек:
А) вообще постарается избежать зевка;
Б) зевнёт "внутрь";
В) отвернётся в сторону и зевнёт.
5. С кашлем, как правило, справиться невозможно. При покашливании следует:
А) позволить выйти ему наружу;
Б) повернуть голову в сторону и прикрыть рот рукой;
В) раскашляться в лицо собеседнику.
6. В былые времена любили чихать. В настоящее время мы:
А) чихнём от души, "со вкусом";
Б) отвернёмся;
В) по возможности подавим, поднеся к носу платок.
7. Икота - неприятное явление. Если это всё же началось:
А) зажимая нос левой рукой, пьём воду маленькими глотками или вздыхаем глубоко;
Б) ''подпрыгиваем’’ от души;
В) запиваем лимонадом.
8. Воспитанный человек смеётся:
А) после каждой фразы;
Б) ни с того, ни с сего;
В) только по определённому поводу.
9. В отношении друзей мы нередко испытываем потребность отблагодарить за оказанную услугу.
А) следует поблагодарить «волшебным» словом;
Б) отвернуться и уйти;
В) следует забыть обо всём.
10. Одалживание денег - услуга особого характера. Одалживая деньги:
А) сразу обговариваем срок их возврата (занимающий деньги сам называет срок);
Б) просто даём их и забываем;
В) записываем долг в записную книжку в присутствии человека.
В нашей жизни существуют определенные правила в разных областях жизни
- речевой этикет; что это означает?
- этикет телефонного разговора; что это означает?
- этикет в общественных местах; что это означает?
- столовый этикет; что это означает?
- гостевой этикет;
- семейный этикет;
- этикет в тяжелых жизненных ситуациях
Слово этикет происходит от французского слова «étiquette» – надпись, этикетка. Впервые, такими этикетками начали пользоваться при дворе французского короля Людовика 14, которого еще называли Король Солнца. Людовик 14 очень любил порядок во всем, поэтому он и придумал много разных правил поведения при дворе Его Величества. Когда придворные приходили на званые обеды, всем раздавали маленькие карточки, на которых было написано как именно нужно себя вести. Отсюда и пошло слово этикет. А в Россию этикет и этикетные нормы пришли уже в эпоху Петра I.
Воспитатель: Переходим ко второму заданию.
От чего зависит сила “волшебных слов”? Сила “волшебных слов” зависит от того, как вы их скажите. Если вежливо, приветливо, глядя на того, к кому обращаетесь, то будет успех, а если наоборот, резким тоном, отвернувшись в сторону, то хорошего результата не будет.
Воспитатель: А теперь, мы проверим, как вы знаете «волшебные» слова. Продолжите за мной…
1) Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … (“спасибо”)
2) Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (“Добрый день”)
3) Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим: “Извините, … (“пожалуйста”)
4) И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (“До свидания”)
А теперь, давайте немного отдохнем. Физминутка.
Воспитатель: Третье задание. Теперь я прочитаю вам несколько ситуаций, и вы скажите, где были допущены ошибки.
1 ситуация.
Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могли разойтись. Который из них должен был уступить дорогу другому, если первому мальчику 8 лет, а другому- 11
(уступает дорогу тот, кто вежливее)
2 ситуация.
Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов».
Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Ответьте, какие ошибки он сделал? (мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить). Скажите, пожалуйста, который час?
3ситуация.
На улице шли 2 прохожих. Одному было 62 года, а другому 8 лет. У первого было в руках 5 предметов: портфель, 3 книжки и один большой сверток. Одна из книг упала.
У вас упала книжка! - закричал мальчик, догоняя прохожего.
Разве? – удивился тот.
Конечно, - объяснил мальчик, – у вас же было 3 книги, + один портфель, плюс один пакет- и того пять вещей, а теперь осталось четыре.
Я вижу, ты хорошо считаешь - сказал прохожий, он с трудом поднял упавшую книгу – однако, есть правила, которых ты еще не усвоил
(помочь поднять книгу и помочь донести).
Воспитатель: четвертое задание состоит в том, чтоб вы составили пословицу.
«По одёжке встречают, по уму провожают», «Быть чистым ты обязан, не только для себя»
Давайте повесим их на доску.
К какому этикету относятся эти пословицы «Твой внешний вид»
Посмотрите на экран и скажите где изображен опрятный человек, а где нет.
Воспитатель: Вспомните правила, как вести себя при разговоре со взрослыми? Как к старшему нужно обратиться? В комнату входит старший, а вы сидите?
Пятое задание: напишите как можно больше положительных и отрицательных качеств человека в два столбика. Например: благородство, терпеливость, агрессивность, жадность.
Воспитатель: Что значит общественные места?
(улица, учреждение, кино, театр, магазин, городской транспорт, поезда, самолёты).
Шестое задание: Составьте правила поведения в любом из этих мест.
Итоговое слово воспитателя: Важно ли знать и соблюдать правила этикета? Почему? Кто помнит, от чего зависит сила “волшебных слов”?
Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это – основа основ.
На улице, дома, в общественном месте
будь вежлив со всеми, помни о чести
в театре, в трамвае, в читальне, в кино.
Веди себя скромно, прилично, умно.
Я, уверенна, что все вы будете соблюдать все правила поведения о которых мы говорили! Спасибо, вам вы все молодцы!
Литература:
1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. – М.: Просвещение, 1980.
2. http://festival.1september.ru/articles/594923/
3. http://festival.1september.ru/articles/520717/
4. http://festival.1september.ru/articles/585746/
5. http://festival.1september.ru/articles/314698/
6.1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
беседа "Правила поведения в общественных местах"
Знание правил поведения играет огромную роль при общении, при соблюдении этикета в различных общественных местах: театре, кафе, магазинах, учебных заведениях, транспорте и т.д....
Правила поведения в общественных местах
Правила поведения в общественных местах...
"Правила поведения в общественных местах"
Конспект занятия в ГПД...
Классный час на тему:"Правила поведения в общественных местах".
В материале раскрыты правила поведения в общественных местах и разбор различных жизненных ситуаций....
Классный час: "Правила поведения в общественных местах"
Цели и задачи классного часа— Прививать этические нормы поведения в обществе;— Воспитывать культуру речи, поведения в общественных местах; уважение к личности....
Правила поведения в общественных местах
Воспитательное мероприятие...
Классный час :"Правила поведения в общественных местах"
Знакомство с правилами поведения в общественных местах....