Эссе "Мое участие в экологическом воспитании"
материал на тему
Предварительный просмотр:
Мое участие в экологическом воспитании
«Мир – это не окружающая среда,
а наш единственный дом, в котором
мы только и можем жить! Человечество должно научиться жить в согласии с Природой,
с ее законами. Люди должны воспринимать себя не господами, а частью Природы.»
Моисеев Н.Н.
Эти слова российского ученого убеждают нас только в одном: причиняя вред природе, мы причиняем вред самим себе, так как мы – часть природы. Если бы каждый живущий в мире понимал эту взаимосвязь с природой, не возникло бы грустных насмешек относительно вреда, наносимого природе человеком, как то: 1) « Дорога цивилизации вымощена консервными банками»; 2) «Велика Россия, а ступить некуда!»; 3) «Если бы снежный человек был, его бы давным-давно не было»; 4) « Христос ходил по воде. Если загрязнение рек не прекратится, скоро ходить по воде сможет каждый».
Все эти изречения, практически превратившиеся в афоризмы, должны заставить нас всех задуматься о необходимости прекращения процесса уничтожения живой природы, осознать то, что человечество живо, пока жива природа. И одним из основных социальных институтов современного общества, которое должно «вооружать» подрастающее поколение экологическими знаниями, формировать новый тип экологического мышления и экологического поведения, является образование, а именно такое её учреждение, как школа. И я, как многие мои коллеги, принимаю непосредственное участие в экологическом воспитании подрастающего поколения. Ведь школьный курс обществознания, в котором я реализую свою педагогическую деятельность, дает возможность раскрывать сущность человека через его отношение с природой – от постановки вопроса о месте человека среди других обитателей нашей планеты до раскрытия возможных последствий той или иной деятельности человека в природе.
Одним из наиболее важных элементов экологического воспитания на уроках обществознания является изучение экологического права, непосредственно связанного с правом на жизнь и здоровье человека. На уроках по экологическому праву учащиеся изучают Конституцию России, узнают о том, что в ней закреплены права и обязанности граждан нашей страны в области экологической безопасности, знакомятся с законом «Об охране окружающей среды», который предусматривает различные виды ответственности за экологические правонарушения. Изучение экологического права является одним из средств формирования экологического мышления, то есть умения правильно оценивать последствия противоправных действий по отношению к природе, а главное, осознавать необходимость защиты и бережного отношения к окружающему миру.
Многие темы в курсе обществознания позволяют мне заложить в своих учениках зерно неравнодушия к происходящему в окружающей среде, воочию увидеть результаты негативного воздействия человека на природу. Так, например, при изучении глобальных проблем человечества мы изучаем проблему экологического кризиса, которая напрямую связана с всё возрастающими масштабами хозяйственной деятельности человека и её разрушительными последствиями, прослеживаем взаимосвязь проблемы в уровне экономического развития между странами мира и ухудшением экологической ситуации на планете. Также ученики при изучении глобальной экологической проблемы разрабатывают коллективные проекты «Пути решения экологических проблем». Это позволяет мне не только повысить экологическую грамотность, но и посредством экологического образования продолжить развитие компетентности в учебно- познавательной деятельности, то есть умения осуществлять самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, анализировать и критически мыслить.
Огромную роль в экологическом воспитании подрастающего поколения играет осознание детьми роли гражданского общества в решении экологических проблем местного характера, затрагивающие частные интересы. На уроках в старших классах мною организуются деловые игры, круглые столы, дискуссии, на которых мы обсуждаем роль общественных организаций и лично каждого из нас в улучшении экологической ситуации в нашем родном городе. Такие нетрадиционные уроки позволяют многим моим ученикам задуматься о необходимости и важности участия каждого человека в решении экологических проблем или хотя бы соблюдении ими элементарных экологических норм. Это позволяет мне формировать экологически оправданное и целесообразное поведение у учащихся, что является ключевой компетентностью в эколого- практической деятельности. В результате этого учащиеся осознают важность реализации прав и обязанностей гражданина, выполнение своих функций в охране и защите природы своей малой Родины.
При изучении истории войн мы не можем не затронуть экологические проблемы, которые возникают в результате этих войн, а именно: необходимость сокращения ядерного оружия и обезвреживания радиоактивных отходов, разрушительное воздействие использования военной техники на загрязнение биосферы Земли и сложную радиационно-экологическую ситуацию в районах базирования войск. Для наиболее глубокого осознания учащимися экологических последствий войн я провожу интегрированные уроки с моими коллегами – учителями химии, биологии и географии.
Реализацию экологического воспитания осуществляю не только в урочное, но и внеурочное время. Чтобы ученики действительно могли ощутить себя частью природы, я, как учитель истории и обществознания, соблюдая педагогические принципы междисциплинарного подхода и развития творческих способностей, включаю во внеурочную деятельность специальные экологические проекты, такие, как, например, «Мои предложения в защиту окружающей среды», разработчиками которых являются сами обучающиеся, побуждаю учащихся старшего возраста воздействовать на формирование экологической культуры школьников младшего возраста путем проведения экологической акции «Помоги природе сам, здесь и сейчас». Мной, совместно с коллегами и учениками, неравнодушными к данной проблеме, разработан проект «Озеленение пришкольной территории», практический этап реализации которого начнется уже в апреле текущего года.
Для повышения экологических знаний, экологической культуры и поведения я систематически обогащаю свой опыт чтением соответствующей литературы (например, «Основы экологической культуры» А. Н. Павлова, «Экология городской среды» В. А. Хомича), участием в вебинарах (например, дистанционный семинар по практическим инструментам защиты экологических прав граждан, организованный «Экоюристом»).
Таким образом, я, как учитель, участвуя, наряду с другими своими коллегами, в экологическом воспитании подрастающего поколения , формирую у учеников убеждение, что решение проблемы защиты природы зависит от каждого из нас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»
Работа опирается на опыт учителя СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...
Экологическое образование и экологическое воспитание на занятиях химии
Применение элементов экологического воспитания на занятиях химии в разделе "Органическая химия"...
Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»
При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...
Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»
Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...
Проектная работа на тему «Экологическое воспитание средствами работы агитбригады «Юные экологи» в рамках участия в грантовой поддержке "Старший учитель"
ЦЕЛИ:1.Разработка программы и реализация деятельности...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»
Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...