Влияние литературы на развитие хореографии
статья на тему
Сттатья для педагогов дополнительного образования хореографического направления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_literatury.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние литературы на развитие хореографии
Ожогина Ольга Викторовна,
педагог дополнительного образования
ОДОД ГБОУ СОШ №567
Танец – искусство развивающееся во времени, способное выражать не только состояние, но и поступки, действия. Танец, несущий действенное содержание,приобретает драматургическое значение. Танцнвальная драматургия образует действенный стержень.
Под драматургией подразумевается сюжетный смысловой конфликт, заложенный в определенной жизненной ситуации, развивающийся и разрешающийся на протяжении всего музыкального действия.
Балетная драматургия определяется сценарием и музыкой в их единстве. Сценарий дает краткое словесное изложение идеи, сюжета, конфликта, характеров. И как и в драмтеатре, любой этюд на заданную тему включает в себя импровизацию, но должен быть лаконичен и закончен. Поэтому в балетном сценарии, мы так же используем схему для создания сюжета –
- Экспозиция
- Завязка
- Развитие
- Кульминация
- Развязка
- Финал
В сюжетных балетах музыка следует за развитием сценария, но и служит эмоцианальной основой для создания содержательных образов. Особенности балетной драматургии сводятся к тому, что событие , которое берет хореограф за основу, не должно дробиться на огромное колличество действенных эпизодов, происходящих одновременно. Сюжет и характер должны быть хореографичными, то есть такими, чтобы их можно было опоэтизировать, музыка должна быть понятна и доступна тому возрасту детей, с которым работает хореограф.
Итак , выделяя два направления . по которому рахвивается хореографическое искуссво, можно выделить создание сюжетных танцев, когда музыка следует за развитием сценария, драматургии, следовательно больше тяготеет к литературе. Музыка находится в подчинении, не может развиваться дальше самостоятельно, следовательно страдает танец , т.к. качество и глубина музыки находятся в прямой связи с качеством и глубиной пластических решений.
И танцсимфония, где музыка максимально свободно развивается ,а танец лишь следует за ней, получает большее развитие и обогащается огромным количеством приемов существующих в музыке. Принимает романтическую форму, передает состояние и настроение, красоту архитектуры музыкальной форм
Теперь мне хотелось бы вернуться в историю, с которой начинается развитие этого направления. Когда мы говорим о музыке для танца, мы часто встречаем понятие дансантности . Это совокупность формальных качеств музыки, делающих ее удобной для танца. Это ясность метроритмических организаций, подчеркнутая акцентировка сильныхдолей и опорных моментов в мелодии и в аккомпонименте. Достаточно назвать «Жизель» Адана, с хореографией Коралли и Перро, затем усовершенствовал ее Петипа. , «Сильфиду» Шнейцхоффера, поставленную Бурнонвилем, «Коппелию» делиба, хореография Сен-Леона, «Баядерка» Минкуса с хореографие Петипа. Это бесценная классика хореографического искусства, давшая основу его дальнейшего развития. Принципиальный перелом совершил в этом отношении Чайковский. Его музыка была не только талантливее, глубже, эмоцианальнее, образно богаче и ярчея. Чем это было ранее.
Она обладает драматургией, дающей основание для развития хореографического действия, и, симфонизмом, позволяющим создавать новые хореографические формы.
В 20-ые годы в нашей стране после многочисленных поисков пестроты и широты разброса неоднородных тенденций утвердился тип спектакля, который принято называть хореодрамол или балетом-пьесой, или драмбалетом. Суть этого спектакля - приближение балета к драматическому спектаклю, стремясь обогатить еговсеми достижениями современного театра. Вехами на этом пути стали спектакли «Красный мак» Глиэра, в постановке Лощилина и Тихомирова, «Пламя Парижа» Асафьева в постановке Вайнонена, «Бахчисарайский фонтан» Асафьева в постановке Захарова, «Лауренсия» Крейна в постановке Чабукиане, «Ромео и Джульетта» Прокофьева в постановке Лавровского.
Вывод, который можно сделать из анализа этого этапа развития хореографического искусства, что музыка в балетах этих утеряла главенствующую роль, заняла в спектакле подчиненное положение. Музыка была добротной, профессиональной, но лишена какого-либо новаторства, а нет развития музыкальных приемов , останаливается в своем развитии и хореографическое искусство. Исключение , пожалуй составляют произведения Прокофьева «Ромео и джульетта», «Золушка», «Сказ о Каменном цветке». В музыке Прокофьева заложены такие художественные возможности, которые далеко не полностью раскрывались средствами драмбалета. И не случайно следующий этап развития балетного театра начался с триумфального успеха «Каменного цветка» Прокофьева в постановке Григоровича.
И вот те два типа спектакля танц симфония и хореодрама в творчестве мастера были синтезированы в драм симфонию так как объединяли в себе направления драматургии и музыкального симфонизма. Все балеты, созданные Григоровичем, сюжетны, но в них не оттанцовывается внешнее действие сюжета, а выбираются этапные, решающие , узловые, поворотные моменты в развитии действия, на основе которых строятся крупные, танцевально-хореографические сцены, даваемые в сопоставлении. Балеты эти обладают глубокой целостной драматургией(завязка, движение действия, кульминация, развязка)Эта драматургия родственна драмтеатру но вместе с тем и музыке, напоминая развитие симфонического произведения.
Синтез драматургии и танцевального симфонизма-новаторское завоевание Григоровича. Хочется отметить его чуткостьк стилевым, содержательным, формальным особенностям музыки. Поэтому его хореография одновременно и драматургически насыщена и действенна, и вместе с тем музыкальна и симфонична
Из анализа творчества Григоровича можно выделить целую систему ценностей на которую может опираться любой думающий хореограф.
- Драматургия спектакля соответствовала специфике балетного спектакля, значительно повысил их художественность
- Черехвычайно развил танцевально-хореографические формы(драматические монологи, диалоги, создание худ.образа для кордебалета и т.д.)
- Бережное отношение к классическому наследию, обогащение лексики и формы симфонического танца
- Отказался от засилия бытовизма и пантомимы
- Стал применять иносказательные, метафорические, символические пластические приемы, поднял значение кордебалета
- Поднял на небывалый уровень мужской танец
- Создал театр поэтического типа
Научиться использовать в своем творчестве хоть что-то из творческого новаторства этого удивительного мастера, поэта балетного театра – это значит обрести знание художественных законов , делающих танец приближенным к искусству.
Я еще к этой теме для общего развития хотела напомнить о компилятивных балетах. Это когда для создания новых балетов балетмсейстер не находит композитора, он сотавляет музыку из произведений разных композиторов. Так , вспоминая Эйфмана, талантливого хореографа, который работает очень быстро, лихорадочно напряженно, не всегда находит композиторов для воплощения своих замысло, поэтому часто прибегает к музыкальным компиляциям. Когда они на музыку одного композитора «безумный день» на музыку Россини, «Двенадцатая ночь» на музыку Доницетти, это обычно вполне себя оправдывает. Но когда привлекается и соединяется музыка самых разных композиторов,»Тереза Ракен» или «русский Гамлет» , возникает стилистическая пестрота,швы в переходах, эклектическое смешание разнородного. И тогда значение замечательных хореографических находок, которые всегда есть у Эйфмана, ослабляется, спектакль в целом проигрывает.
Очень хочется обратить ваше внимание на этот момент, если Эйфман – мастер, он все равно чувствует эстетику и вкус, но для тех кто учится читать музыкальный материал через плпстические образы , хочу напомнить о том что соединять музыку необходимо с грамотным человеком, владеющим музыкальным образованием, чтобы хореографический образ не дробился эклектикой и китчем.
Ну а теперь практическое задание.
Этюд на драматургию Задача этюда сочинение хореографической миниатюры
Этюд расчленяется на драматургические составные-экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка, финал
Муз.материал «Как львенок и черепаха пели песню»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хореография в адаптивной школе духовно – нравственного воспитания как средство гармонизации развития личности.
Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а га...
Реферат «Взаимосвязь хореографии и физического развития детей 8-13 лет»
Излишне будет говорить о том, что для занятий хореографией огромное значение имеет физическое развитие ребенка, его физические возможности, поскольку невозможно требовать от ребенка, чтобы он выполнял...
Статья: Развитие физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии средствами партерной гимнастики
В предлагаемой статье рассматривается система занятий партерной гимнастикой, ориентированная на детей младшего школьного возраста (7-10 лет), занимающихся танцами. Занятия партерной гимнастикой предн...
Хореография в школе. Упражнения для развития координации рук
Видеоурок по основам хореографии в рамках третьего урока физической культуры. Основные позиции рук в хореографии. Упражнения для развития координации рук....
Развитие ребёнка средствами хореографии
Материал содержит примерные формы занятий в детском хореографическом коллективе,их краткое описание,иллюстрации и приложения....
Опыт работы педагога - хореографа Мачаловой Н.В. по теме "Развитие двигательной моторики детей младшего школьного возраста средствами танца".
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, ...
Конспект урока по хореографии «Развитие координации и эмоциональной выразительности обучающихся на занятиях хореографии»
Конспект урока по хореографии «Развитие координации и эмоциональнойвыразительности обучающихся на занятиях хореографии»...