Воспитание патриотизма и интернационализма у подростков. Дипломная работа для курсов переподготовки.
статья (10 класс) на тему
Проблема патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения своими корнями уходит глубоко в историю. Многие выдающиеся мыслители, политики, писатели, ученые обращались к вопросу о необходимости формирования у подрастающего поколения патриотических взглядов и чувства интернационализма. Это объясняется тем, что процесс развития России проходил в условиях беспрестанной борьбы с другими странами за свою национальную независимость и самобытность, отстаивания национальных интересов. Россия всегда стремилась поддерживать дружеские отношения с другими государствами, проявляла уважение к другим народам. Еще в школьные годы учитель по истории и обществознанию вбивал нам в головы прописные истины: «…государство не может существовать без базиса и надстройки. Базис-это экономика страны, а надстройка – это идея, дух, так сказать внутренний мир, идеологическая политика государства». Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Воспитывая молодое поколение, мы обязаны противопоставить искусственно-созданным ценностям – истину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 374.44 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Телефон: 8 (800) 555-30-69
E-mail: www.razvitum.org
Дипломная работа
Тема: «Воспитание патриотизма и интернационализма у подростков»
Программа переподготовки: Психолого-педагогическая и учебно-методическая деятельность учителя предметной подготовки в условиях реализации ФГОС (учитель английского языка)
Выполнил:
Пирогова Екатерина Викторовна
учитель английского языка
МБОУ СОШ №2 С. Кривополянье
Чаплыгинского муниципального района
Липецкой области
САНКТ-ПЕТРЕБУРГ
2016 год
Содержание (оглавление)
1. Введение……………………………………………………………………...3
2. Теоретические основы патриотического и интернационального воспитания подростков………………………………………………………………….......5
3. Понятие патриотизма и интернационализма………………………………7
4. Содержание образования как основа для формирования патриотизма и интернационализма…………………………………………………………....11
5. Интернациональное воспитание…………………………………………..14
5.1 Основные задачи и цели………………………………………………….14
5.2 Формы и методы………………………………………………………….15
5.3 Принципы и педагогические требования к интернациональному воспитанию………………………………………………………………..…..18
6. Патриотическое воспитание……………………………………………….21
6.1 Цель и задачи патриотического воспитания…………………………….22
6.2 Принципы патриотического воспитания………………………………...24
6.3 Методы организации патриотического воспитания…………………….25
6.4 Формы организации патриотического воспитания………………….......27
7. Возрастные особенности подросткового возраста……………………......28
8. Формирование у подростков способности к волевым проявлениям в области патриотизма и интернационализма………………………………………….. 32
9. Особое место предмета «иностранный язык» в формировании патриотизма и интернационализма…………………………………………………………....34
10. Использование краеведческого материала в воспитании патриотизма и интернационализма у подростков…………………………………………….40
11. Заключение (Выводы)……………………………………………………...42
12. Список использованной литературы………………………………………47
1. Введение
Проблема патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения своими корнями уходит глубоко в историю. Многие выдающиеся мыслители, политики, писатели, ученые обращались к вопросу о необходимости формирования у подрастающего поколения патриотических взглядов и чувства интернационализма. Это объясняется тем, что процесс развития России проходил в условиях беспрестанной борьбы с другими странами за свою национальную независимость и самобытность, отстаивания национальных интересов. Россия всегда стремилась поддерживать дружеские отношения с другими государствами, проявляла уважение к другим народам. Еще в школьные годы учитель по истории и обществознанию вбивал нам в головы прописные истины: «…государство не может существовать без базиса и надстройки. Базис-это экономика страны, а надстройка – это идея, дух, так сказать внутренний мир, идеологическая политика государства». Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Воспитывая молодое поколение, мы обязаны противопоставить искусственно-созданным ценностям – истину. В современном мире идет переоценка ценностей. Западные политики стремятся принизить роль России в победе над фашизмом, пытаются лишить Россию права голоса, права на суверенитет, желают её политической изоляции. Стараются повлиять на подрастающее поколение, заменить самобытность русской культуры своими ценностями. И в связи с этим приоритетное направление в воспитательной работе в школе приобретает воспитание патриотизма и интернационализма у подростков. Детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине и уважение к другим народам. Патриотизм и интернационализм - важные черты всесторонне развитой личности. У школь ников должно вырабатываться чувство гордости за свою Роди ну и свой народ, уважение к его великим свершениям и дос тойным страницам прошлого, уважение ко всем большим и малым нациям и народностям, их государственному суверенитету, готовность жить в мире и дружбе со всеми государствами. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить. Патриотическое воспитание учащихся в настоящее время приобретает архиважное значение. Воспитать патриотов сегодня – это значит обеспечить будущее завтра. Таким образом, очевидна актуальность темы дипломной работы: необходимость совершенствования процесса патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях. Основной целью работы является: выявление педагогических условий патриотического и интернационального воспитания подростков в школе. Объектом изучения является: патриотическое и интернациональное воспитание подростков. Предмет: формирование патриотических и интернациональных чувств у подростков в условиях современной России. Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность патриотического воспитания подростков значительно повысится, если: - учитывается своеобразие деятельности учителей по патриотическому и интернациональному воспитанию подростков; - обеспечивается внедрение в педагогический процесс модели системы патриотического и интернационального воспитания подростков. Задачи: 1.Изучить основные принципы воспитания патриотизма и интернационализма у подростков. 2. Охарактеризовать средства, способствующие патриотическому и интернациональному воспитанию подростков. Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы, анализ документации, методы статистической обработки данных. Теоретическая значимость работы состоит в осмыслении и теоретической переработке проблем, посвященных воспитанию подростков патриотизма и интернационализму в условиях современной России.
Основная часть
2. Теоретические основы патриотического и интернационального воспитания подростков
Проблема патриотизма и интернационализма сегодня приобрела небывалую остроту. Теоретические и прикладные установки в этой области востребованы педагогической теорией и практикой. Истоки патриотизма и интернационализма имеют глубокие корни. Большой вклад в проблему патриотического народного воспитания внесли Г.В. Белинский, Н.М. Добролюбов, К.Д. Ушинский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский, СП. Щацкий и д.р. Общетеоретическое значение для изучения педагогических аспектов патриотического и интернационального воспитания имеют труды И.И.Болдырева, В.З.Вульфова, Т.Н.Мальковской, И.С. Марьенко, А.В.Мудрика, Т.И.Пидкасистого, В.А.Сластенина, М.Г. Тайчинова, Г.Н.Филонова, А-А.Шаталова и др. Однако, несмотря на широкое освещение вопроса в педагогической литературе, в современных весьма сложных социально-политических условиях проблема патриотического и интернационального воспитания школьников остается актуальной. Это особенно важно, когда происходит процесс размывания понятий истинного патриотизма и интернационализма, не прекращаются негативные тенденции, сдерживающие проявления настоящего патриотизма, объективно сужающие сферу интернационально-патриотического воспитания.
Опыт показывает, что в сложнейших условиях не менее сложно воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие достойному гражданину Родины, которые традиционно взращиваются на более благодатной почве. Причины здесь ясны: трудности, с которыми сталкивается страна, являются трудностями каждого в отдельности человека, в том числе и школьника. Пришло время перестать быть «детьми без родителей»[1], надо показывать все достижения Руси, России, Советского Союза, Российской Федерации, независимо от того каким было или есть государство княжеское, царское, буржуазное, советское или современное. И тогда юноша, и девушка смогут почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения поистине огромны. Анализируя историю, можно прийти к выводу, что история России — это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Патриотическое и интернациональное воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов патриотического и интернационального воспитания. Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его – гражданский, патриотический долг перед Отечеством.
3. Понятие патриотизма и интернационализма
Патриотизм - моральная позиция, выражающаяся в любви к родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу.[2] Чувство патриотизма помогает человеку осознать свою принадлежность к той или иной культуре, усвоить ее богатства, без чего он не может состояться как личность. Вместе с тем патриотизм тесно связан с интернационализмом и предполагает и уважительное отношение к другим народам и их культурам, исключающее высокомерие, чувство превосходства над ними, признание прав народов на свою независимость и самостоятельность. Интернационализм определяется как взгляды и политика, выражающие совпадение коренных интересов или стремлений к объединению разных государств, этносов или их представителей.
Интернационализм — принцип солидарности и сотрудничества различных народов или социальных групп, основанный на общности их интересов, равноправии и независимости.[3] Он является основой взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний, технологий. Интернационализм предполагает тесное сотрудничество, равноправие, дружбу и взаимопомощь между странами и народами, проживающими в них, гарантирует правильное решение национальных и интернациональных задач. Воспитание патриотизма и интернационализма – это долгий процесс, начало которого появляется в семье. С самого раннего возраста изучение искусства патриотизма и интернационализма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество играет в истории различных народов, населяющих Россию, немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек - зависит многое. Процесс патриотического и интернационального воспитания проходит, как называют психологи, несколько стадий.[4] Развертывание данных стадий зависит, в определенной степени, от того, насколько в процессе воспитания были сформированы основные ориентиры деятельности личности по практическому осуществлению усвоенных правил, норм, принципов. Формированию этих ориентиров способствуют знания о патриотизме и интернационализме, образующие в сознании человека так называемый образец поступков, действий, оценок. В формировании этих образцов значительную роль играют сказки, героический эпос, афоризмы, примеры исторических деятелей, окружающих людей, средства массовой информации и т.д. Подражание образцу - первая стадия патриотического и интернационального воспитания. Однако «... подражание образцу без специальной сознательной работы по совершенствованию своей личности, необходимой для наиболее успешной реализации целевой и процессуальной сторон, не раскрывает всех возможностей, благоприятствующих полному усвоению нравственных отношений».
На второй стадии учитель учит школьников использовать образец для анализа и оценки различных ситуаций, описанных в фольклоре, возникающих в школьной жизни при подготовке, например, праздников, трудовых дел, дискуссий и др. Идет приучение поступать так или иначе в жизненных ситуациях, делать сознательный выбор поведения, поступка, действия.
Третья стадия в патриотическом и интернациональном воспитании - это самовоспитание, стремление личности к самосовершенствованию вследствие усвоения положительных идеалов, недовольства своими недостатками. На этом этапе внешние воздействия на личность получают поддержку в ее усилиях, направленных на самовоспитание и создаются условия работы человека над собой для преодоления отрицательных свойств. Таким образом, логика преодоления недостатка в нравственном развитии личности характеризуется переходом воспитания в самовоспитание, взаимодополняемостью и определенным единством этих процессов. Все сказанное о роли самовоспитания не принижает значения воспитания. Воспитание не только создает предпосылки, условия, активизирующие самовоспитание, но и во многом определяет его характер; даже в случае отрицательного самовоспитания специально организованные внешние воздействия способны изменить характер самовоспитания, положительно повлиять на развитие личности, но опять же предварительно изменив направленность воспитания, его личностный смысл, т.е. в конечном итоге, через самовоспитание. Воспитание, таким образом, может определять направленность самовоспитания, но последнее, тем не менее, сохраняет функцию движущей силы развития личности.
Воспитание любви к Родине должно стать основной задачей школы. Тот, кто не любит своей страны, ничего любить не может. Но, решая эту задачу, не стоит повторять тех ошибок, которые были допущены ранее в деле патриотического и интернационального воспитания:
1) необходимо резко различать национальное и националистическое воспитание;
2) воспитание патриотизма и интернационализма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал;
3) необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического и интернационального воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий "Отечество" и "Государство" не могут способствовать формированию отечественной личности, подлинного патриота страны.
Патриотическое и интернациональное воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы. В этом процессе велика роль подлинной народной многонациональной культуры, верной правде жизни.
4. Содержание образования как основа для формирования патриотизма и интернационализма
Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатыми патриотическими и интернациональными традициями народов России. Обществознание создаёт условия для полного развития инициативы граждан; отлаживает механизм демократического выявления и формирования интересов и воли всех классов и социальных групп; обеспечивает развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления. Преподавание английского языка в современной школе дает учителю широкие возможности по воспитанию патриотизма и интернационализма.[5] Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев традиций и, прежде всего, языка другого народа.
Как и нравственность в целом, патриотизм и интернационализм носят деятельный характер. Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности школьников. Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся.
В воспитании патриотизма и интернационализма большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основным средством в решении этой задачи является содержание обучения, а так различных форм внеклассной и внеурочной работы. Но что бы эта работа эффективно способствовала воспитанию учащихся патриотизма и интернационализма, она должна иметь определенную внутреннюю логику.
Усилия учителей, классных руководителей, организаторов должны быть направлены, прежде всего, на обогащение учащихся знаниями, относящимися к осмыслению различных сторон патриотизма и интернационализма. Какие же вопросы здесь имеют наиболее это важное значение? Любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Об этой привязанности к родным местам очень хорошо писал Лев Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер и необозримых морей. Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими специфическими средствами и возможностями. Но нельзя забывать и о роли внеклассной и внеурочной работе в этом аспекте.[6] Для этого используются экскурсии на природу, конкурсы рисунков и проектов на тему «Мой край», различные викторины и лектории. Это позволяет школьникам не только получить новые знания об истории родного края, но и на основе своего жизненного опыта и эмоциональных переживаний делиться ими с другими. Существенной стороной развития патриотического и интернационального сознания учащихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины. Здесь помимо уроков русского и родного языка, а так же уроков истории, проводятся различные утренники, литературные вечера посвященные Дню Победы, 23 февраля. Нельзя забывать так же интеллектуальных и развивающих играх, конкурсах песен и стихов, выступлениях перед ветеранами и участниками войн, тесном общении с ними.
5. Интернациональное воспитание
5.1 Основные цели и задачи интернационального воспитания
Любая деятельность, в том числе и воспитательная, начинает ся с постановки цели. Цель — предвосхищение в сознании ре зультата, на достижение которого направлены действия. В каче стве непосредственного мотива цель направляет и регулирует дей ствия, пронизывает практику как внутренний закон, которому человек подчиняет свою волю. Как сказал К. Д. Ушинский: «Определение цели воспитания мы считаем лучшим пробным кам нем всяких философских, психологических и педагогических теорий».
Цель воспитания — это иде ально представленный результат воспитательной деятельности, то, что хочет получить воспитатель в итоге приложения своих усилий.
Основные цели и задачи интернационального воспитания:
1) формирование мировоззрения, знаний, убеждений;
2) формирование высокой культуры отношений не только к своему народу, но и к другим народам;
3) воспитание доброжелательных отношений к другим народам;
4) воспитание сотрудничества и партнерства в различных делах.
Воспитание интер национализма предусматривает следующие задачи:
1) формирование интернациональных чувств, сознания принадлежности к Родине и от ветственности перед нею, перед народом, перед коллективом за свои действия и дела;
2) развитие творческой активности в трудовой и общественной деятельности, выполнение полезного для общества и народа дела.
Уровень интернациональной сознательности не у всех людей одинаков. Аполитичность, эгоизм, равнодушие к людям, нарушения трудовой дисциплины и другие явления еще встречаются в нашей жизни. Это можно объяснить различием меж ду объективными возможностями, предоставленными обществом для всестороннего гармонического развития человека, и субъективной оценкой этих возможностей, субъективными усилиями, направленными на их использование.
Педагогу при воспитании интернационализма не обходимо учитывать специфику сознания той социальной группы, к которой относятся его ученики, уровень ее культуры, развития и т. п.
5.2 Формы и методы
В. А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что высокий результат в воспитании можно полу чить только тогда, когда будут гармонично соче таться все виды педагогических воздействий: «Меж ду воспитательными воздействиями существуют десятки, сотни, тысячи зависимостей и обусловленностей. Эффективность воспитания в конечном сче те определяется тем, как эти зависимости и обу словленности учитываются, точнее, реализуются в практике».
Воспитание зависит от правильно подобранных методов и форм воспитательной деятельности. Богатство и разнообразие форм и методов поз воляют при умелом их выборе и сочетании успешно решать задачу комплексного подхода к воспитанию
Метод воспитания (от греч. «методос» — путь) — это путь достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать также, что методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств
Под методом понимают способы взаимосвязанной деятель ности воспитателей и воспитуемых.
Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми, однако, они тесно связаны и применяются в единстве. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и т. д.), а с другой — совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, политическая, художественная и научно-по пулярная литература, произведения изобразительного и му зыкального искусства, средства массовой информации и т. д.)
В свете сказанного методы воспитания можно условно объ единить в три основные группы.
Первая группа включает методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них взглядов и убеждений (уроки демократического интернационального воспитания, общестуденческие ассамблеи, советы, конференции на интернациональные темы).
Вторая группа методов воспитания предусматривает органи зацию деятельности и формирование опыта общественного по ведения (вечера отдыха, экскурсии, благотворительность, экскурсии, «общинное воспитание» - воспитание навыков совместной деятельности).
Третья группа объединяет методы, выполняющие функции регулирования, корригирования и стимулирования поведения и деятельности воспитанников. Поступки и действия, совершаемые учащимися, должны получать ту или иную оценку, которая при звана закреплять, упрочивать или, наоборот, разрушать, сдер живать, ограничивать складывающиеся формы и мотивы поведения и деятельности (международные радио – и телемосты, ролевые игры, дискуссии).
В воспитании подрастающего поколения происходят важные перемены, отражающие, как в зеркале, политические изменения в мире. Так, в последние годы заметно воз росли масштабы воспитания в духе мира. Учреждена международная организация «Педагоги за мир», которая координирует осуществление международ ной программы: обмен делегациями учащихся, студентов, создание международных дет ских лагерей, подготовку дидактических материалов демократической, обще человеческой направленности. Членами ассоциации являются более чем 50 стран. По инициативе организации проводятся международные радио- и теле мосты, на которых студенты обсуждают разные проблемы: музыки, спорта,
досуга, экологии и пр. Благодаря общению подростки избавляются от взаимного недоверия, учатся ощущать себя членами единого мира. Ассоциация
«Педагоги за мир» организует уроки и недели мира, на которых дети приобщаются к идеалам добра и взаимной приязни независимо от национальности Одной из распространенных форм интерна ционального воспитания является политическое просвещение. Оно знакомит с политическими событиями внутри страны и за рубежом, способствует формированию личного отношения студентов к этим событиям. Хорошо организованное политическое просвещение бу дет способствовать стремлению учащихся принимать посильное участие в общественной жизни школы, страны.
С подростками проводят коллективное чтение газет, организу ют информации о событиях в политической, культурной, спортив ной жизни в нашей стране и за рубежом.
Большое значение в интернациональном воспитании имеет переписка с учащимися других стран. Она помогает узнавать и изучать быт народов, национальные традиции, общественные идеи и проблемы, волную щие молодежь и вдохновляющие ее на участие в общественной жизни.
5.3 Принципы и педагогические требования интернационального воспитания
Принципы воспитательного процесса (принципы воспита ния) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспита тельных задач. Охарактеризуем требования, предъявляемые к принципам.
1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного вопло щения в практику.
2. Комплексность. Принципы несут в себе требование ком плексности, предполагающее их одновременное, а не пооче редное, изолированное применение на всех этапах воспита тельного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.
3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фунда ментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую оче редь, и таких, осуществление которых можно отложить на завт ра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.
Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспи тания руководствуется следующими принципами:
1) общественная направленность воспитания;
2) связь воспитания с жизнью, трудом;
3) опора на положительное в воспитании;
4) гуманизация воспитания;
5) личностный подход;
6) единство воспитательных воздействий
Принципы интернационализма — это исходные положения теории интернационализма, ее руководящие идеи. Каждый принцип интернационализма связан с другими, имеет определенную специфику и вносит свой вклад в «механизм» действия научной идеологии и политики страны в национальном вопросе. Каждый из них выражает разные стороны и моменты объективного процесса утверждения братства рабочих разных наций и стран, содружества наций и держав.
Интернационализм выступает как общность закономерно связанных между собой разных принципов, что составляют в совокупности цельную идеологию, политику и этику государства по национальному вопросу. Социальная практика развития интернационализма дает возможность сформулировать эти принципы.
Основным принципом интернационализма является солидарность, сплоченность. Международная солидарность возникает в результате развития самосознания людей, осознания ими общности коренных интересов - интересов мира, благополучия.
Принципы равенства и взаимопомощи и все другие дополняют и углубляют содержание принципа солидарности. Подчинение национальных интересов интернациональным как принцип интернационализма вполне отвечает объективной диалектике общественного развития, и в частности, соотношению целого и части. В интернациональном выражаются интересы целого, и в национальном проявляются, реализуются интересы целого.
На основе принципа равенства развивается единство стран, укрепляется сотрудничество государств. Идеи добровольного объединения и сотрудничества народов обогащаются и дополняются идеями национального и государственного суверенитета.
6. Патриотическое воспитание
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от образования: его роль в этом плане невозможно переоценить. Патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества. Процесс подготовки к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. 6.1 Цель и задачи патриотического воспитания Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь учащихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
- проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
- формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
- воспитание у подростков любви и привязанности к своей малой родине - формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Патриотизм включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Различают несколько уровней патриотизма:
- биологический, по определению Л.Н. Гумилева и других сторонников социально-демографической космической теории, формируется на генно-клеточном уровне под воздействием космических излучений на данную территориально-географическую площадь.
- психологический уровень патриотизма формируется на основе второй сигнальной системы, описанной И.П. Павловым. Основные составляющие психологического патриотизма как базовая культура формируются в процессе национального воспитания в младшем и среднем детском возрасте.
- Социальный уровень патриотизма соотносится с цивилизованными нормами бытия индивида. Это писаные и неписаные нормы поведения, социальная этика, система координации и субординации, исполнения конвенциальных ролей, - индивида в социуме, его внутреннее, психологическое отношение к указанным нормам и ролям как к «своим».
- Духовный уровень патриотизма связан с традиционными верованиями,
6.2 Принципы патриотического воспитания
Считается важным при работе с подростками соблюдать следующие принципы:
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности, активности воспитанников;
- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;
- принцип опоры на положительное в человеке;
- принцип включения в деятельность.
Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет подростку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение школьником во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна. А с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
Принцип интеграции различных видов подростковой деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).
Патриотическое воспитание представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
6.3 Методы организации патриотического воспитания
В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков патриотических качеств особую роль сыграли П.П.Блонский, А.С.Макаренко, И.Н.Руссу, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий. Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации патриотического воспитания, можно выделить следующие группы методов:
Методы формирования сознания личности: убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера. Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании; информационно-доказательный метод; поисковый метод; дискуссионный метод; само убеждение через убеждение других.
Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения: педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов. Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.
Методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха. Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение. Методы формирования эмоционально-волевой сферы личности (методы стимулирования): личный пример педагога; игровой подход к организации деятельности; требование; общественное мнение; личный пример педагога;
6.4 Формы организации патриотического воспитания.
Форма организации работы по патриотическому воспитания в основном – коллективная, но также используется групповая и индивидуальная формы работы. Формы работы подразделяются на теоретические (беседы, сообщения, встречи с интересными людьми(художниками, туристами, мастерами спорта); экскурсии( по приглашениям, на природу, на выставки); просмотр наглядных пособий или слайдов и практические конкурсы; выставки объединений декоративно-прикладного и технического творчества; соревнования; праздники; викторины.
7. Возрастные особенности подросткового возраста
Воспитание патриотизма и интернационализма в школе имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.
Поскольку в воспитании громадную роль играет преемственность развития, необходимо рассматривать возрастные особенности детей подросткового возраста в единстве сущего и должного.[7] Школьники среднего возраста, подростки еще склонны к восприятию конкретного и яркого в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает их к политическому осмыслению происходящего в мире и определению своего отношения к нему. Они хотят вместе со взрослыми участвовать в настоящих событиях, окрашенных в их воображении романтикой, стремятся заслужить внимание и уважение старших товарищей. Эти особенности подростков лежат в основе требования самодеятельного характера общественных организаций. В них мальчишки и девчонки проходят школу патриотического и интернационального воспитания благодаря активной общественно полезной деятельности. Учителю нужно творчески применять знания о психологических особенностях детей, учитывать их при построении педагогического процесса. Иначе он может попасть в трудное положение, когда данные психологии “не срабатывают”, более того, противоречат ситуации реального поведения учеников на занятиях. Возрастные психологические особенности не догма, а только ориентир для более четкого и строгого суждения педагога о своих учениках. Возрастные психологические особенности подростков зависят от предшествующего психического развития младших школьников и детей, от их готовности к чуткому отклику, на воспитательные воздействия взрослых. Для подростков характерны следующие признаки психического развития:
- целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
- неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что- либо делать,
- повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
- потребность в общении сменяется желанием уединиться;
- развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
- романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
- нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но, не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.
Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни.
Внутренне происходит следующее. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому.
Учитывая выше сказанное можно сделать вывод, что возрастные психологические особенности детей подросткового возраста способствуют формированию патриотических чувств именно в этом возрасте:
- способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении;
- интеллектуальная инициативность, любознательность, подражательность;
- эмоционально- выразительная активность, впечатлительность, яркая эмоциональная память, доверчивость;
- способность к включению всех этих форм психической активности в реальную социальную деятельность, поведение, общение во имя их эффективного построения, регулирования и социальной оценки.
В следствии выше сказанного устойчивость и зрелость морального сознания по вопросам патриотизма и культуры межнациональных отношений достигается только при условии, если знания учащихся по этим вопросам приобретают характер личных взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.
Для воспитания патриотических взглядов и убеждений существенно то, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств не просто были усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через их эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала и быть насыщенной яркими и захватывающими примерами патриотического героизма и доблести.
Для воспитания патриотических взглядов и убеждений весьма большое значение имеет создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться собственная точка зрения, упрочивается своя внутренняя позиция. В этой связи нельзя забывать о том, что для зарождения и упрочения взглядов и убеждений личности весьма важно, чтобы она оказалась в таком эмоционально- интеллектуальном напряжении, которое оставило бы глубокий след в ее потребностно-мотивационной сфере, определило бы направленность сознания и стало неодолимой внутренней силой ее жизненных устремлений и идеалов.
8. Формирование у подростков способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений Основным средством для решения этой исключительно важной и сложной задачи является умелое включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения и укрепления культуры межнациональных отношений. Сюда входят различные виды трудовой и общественно полезной деятельности, поддержание в исправности учебного оборудования, уход за памятниками воинам, погибшим в боях за родину, природоохранительная деятельность, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, встречи учащихся с представителями различных наций и национальных образований, связи с воинскими частями и т.д. Если эта деятельность носит содержательный и регулярный характер и сочетается с развитием у учащихся потребностно- мотивационной сферы, интеллектуально- эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений, она, несомненно, способствует упрочению взглядов и убеждений, а также выработке многостороннего опыта поведения, связанного с проявлением и совершенствованием этих важнейших нравственных качеств.
Как уже отмечено выше, важную роль в процессе воспита ния патриотизма и культуры межнациональных отношений играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мо тивов, связанных с этими качествами. Проблема эта не простая. По требности в самосовершенствовании, как известно, возникают у че ловека тогда, когда он под влиянием внешних воздействий или внутренних побуждений переживает противоречия между тем, какой он есть и каким ему надлежит быть, между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития.
Таким образом, когда речь идет о формировании патриотизма и культуры межнациональных отношений, суть учебно-воспитательной работы в данном случае должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуж дению у школьников этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанных качеств. Для этих целей учителя и классные руководители используют самые разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной воспитательной работы.
9. Особое место предмета «иностранный язык» в формировании патриотизма и интернационализма
Раскрытие особенностей и потенциала урока английского языка возможно и нужно использовать при решении задач патриотического и интернационального воспитания подростков. Так как в школе иностранный язык сейчас занимает достойное место, наравне с такими предметами, как русский язык и математика, что накладывает определенную ответственность на учителей. Целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие у школьников коммуникативной компетенции в различных видах речевой деятельности, включает формирование внутренней готовности и способности к речевому общению, приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур, что способствует формированию норм патриотических и межнациональных отношений.[8]
Английский язык направлен на формирование «языковой личности» учащегося как «глубоко национального феномена», основные элементы которой отражают картину мира. Таким образом, овладение способностью к межкультурной коммуникации позволит не только поглощать, но и отдавать, обмениваться бесценным историческим и культурным опытом поколений и национальностей, стран и общностей. Вот на что должен быть способен патриот, владея иностранным языком, - нести культурное и историческое наследие своей страны.
Преподавание в современной российской школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, интернационализма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Среди множества учебных дисциплин предмет “иностранный язык” занимает особое место. И его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся приобретают не знания основ науки, а формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой.
И хотя это, наверное, личностное качество и мировоззренческий аспект, даже средствами предмета «иностранный язык» развивать патриотизм можно:
1. Сопоставляя положительные особенности нашей страны и стран изучаемого языка.
2. Заинтересовывая детей в общении с иностранцами через знакомство их с произведениями мировой детской литературы, фольклором, показывая, что сказки и легенды у нас очень похожи и системы ценностей не сильно отличаются у всех людей вне зависимости от страны проживания и веры.
3. Знакомя детей с традициями стран изучаемого языка и сопоставляя эти традиции с традициями родной страны, демонстрируя, что и иностранцам о наших традициях узнать интересно.
4.Рассказывая об истории стран изучаемого языка, показывать точки соприкосновения с историей родной страны и особенно события, которые принесли обеим странам большую пользу (мало кто из детей знает, например, что во время американской революции и войны за независимость повстанцам помогла своим флотом Екатерина Вторая, позже Александр Второй помог Аврааму Линкольну в Гражданской войне в США, а США оказывали помощь голодающим во время гражданской войны в России. В Англии же тоже есть много интересных точек соприкосновения: тут и предложение Ивана Грозного Елизавете Первой выйти за него замуж, и отправка юношей учиться в Англию во время царствования Михаила Федоровича Романова, и первые прививки, которые спасли Россию от оспы, сделанные английским врачом и многое-многое другое)
5. Подчеркивая, что Россия много веков является важным субъектом европейской культуры, политики и историки, помогая детям увидеть то интересное и уникальное, что нас окружает в повседневной жизни,
6. Обучая школьников умению представлять свою страну на изучаемом языке, чтобы любовь к своей стране была основана на знании конкретных фактов, умение их представить друзьям-иностранцам. Понимание тесных исторических и культурных связей между нашими странами, осознание, что российская культура является глубоко европейской по своей сути, и что мировая культура принесла много положительного в культуру российскую (хотя бы в плане музыки, живописи, кулинарии и др.)
Наверное, вот таким образом, не навязывая мнений, а, просто развивая у подростков интерес, показывая роль России в мировой истории, нашу общность с мировой культурой и в то же время уникальность, и можно воспитать патриотизм, в том числе и на уроках английского языка.
Теперь, когда знание иностранного языка превращается из практически декоративного элемента высшего образования в одну из обязательных составляющих имиджа грамотного специалиста и, наконец, просто современного образованного человека, сама жизнь становится мощным стимулом к овладению хотя бы одним иностранным языком.
О настоящем патриотизме и интернационализме не следует просто говорить на уроках, ведь будет глупо, если учитель войдет и скажет, что сегодня мы будем учиться любить Родину, а завтра уважать героев. Просто надо создать атмосферу, подбирать материал, который давал бы знания об истории, традициях, людях, учить сопоставлять и делать выводы.
Бывает парадоксально, но учащиеся средней школы, изучают, например, символы Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии, но плохо знают Символику своей Родины. О какой же гордости может идти речь?!
Воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеурочной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотических и интернациональных чувств, стимулированию их активности по выработке у себя этих моральных качеств. Наиболее эффективным в реализации задач патриотического воспитания определен метод проектов с его многочисленными типами - как способ достижения дидактической и воспитательной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом. В процессе проведения, которого решаются интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры нашей страны и страны изучаемого языка и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. Проектная методика обучения иностранным языкам даёт большие возможности для формирования у школьников таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания под рубриками “In Your Culture” и “All About Me”. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям.
Для достижения этих целей на уроках иностранного языка в школе должны использоваться самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Учащиеся могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по историческим местам, работать с печатными материалами, проводить “круглые столы”. В конце изучения темы “Не хотели бы вы отправиться в Великобританию?”, также учащимся предлагается “пригласить иностранных гостей в Россию и организовать для них путешествие”. Свой проект я называю “Добро пожаловать в Россию!”.
Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями Казани, Москвы, Санкт-Петербурга; воспитательный аспект - осознание понятия “Родина”, “малая Родина”, более глубокое осознание своей культуры.
Работая по теме “Меняются времена, меняются стили”, учащимся предлагается посещение местного краеведческого музея, отзывы о котором они предоставляют на изучаемом языке.
Работая по теме “Моя семья”, учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев вплоть до пятого поколения.
Так же определены эффективные формы воспитания патриотизма применительно к уроку английского языка, среди которых знакомство с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении Родине, своему народу, с материалами о героическом прошлом страны, о его мужестве; приобретение и расширение знаний о родном; мини - экскурсии, для приобщения детей к изучению жизни русского народа и других народов, формирования у них потребности в овладении культурой межнациональных отношений. При изучении темы “Герои и гордость твоей страны” мы знакомимся с биографиями выдающихся людей страны изучаемого языка и нашей Родины, также и при изучении таких тем как “Достопримечательности Британии, Америки и России”, “Образование” и др. Здесь имеет место культурологический аспект обучения, сравнение национальных культур разных народов. На уроках английского языка наиболее эффективны компьютерные презентации, так как позволяют интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне.
Общаясь с носителями чужого языка, школьники не только изучают и совершенствуют разговорный английский язык, но и познают природу, наблюдая за гнездованием перелётных птиц, рассказывают иностранцам о нашей стране и о своей “малой” Родине, узнают больше об их нации, культуре, истории. Здесь имеет место эколого-патриотическое воспитание школьников, т.к. они учатся решать проблемы окружающей среды на территории своей страны средствами родного и иностранного языка.
10. Использование краеведческого материала в воспитании патриотизма и интернационализма у подростков
Большую роль в патриотическом и интернациональном воспитании школьников играет использование краеведческого материала.[9] Обращение к материалам краеведческого характера приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в условиях бытия в родной для них культуре. Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся постоянно сравнивают её с родной культурой. Поэтому, чем обширнее та область знания фактов родной культуры, которой оперируют учащиеся, тем продуктивнее работа по ознакомлению с иной культурой.
В обучении используется в основном материал географического характера (природа, достопримечательности, внешний вид города и т.д.). Материалы, связанные с историческими, экономическими, социальными фактами, находят применение гораздо реже и в основном на старшей ступени обучения. Однако значимость краеведческих материалов такой направленности гораздо выше при использовании их в среднем звене, когда происходит активное становление личности учащегося, формируется его мировоззрение, вырабатывается социальная позиция. В подростковом возрасте учащиеся обладают массой гуманитарных и социокультурных знаний, что позволяет им:
- устанавливать и применять различные межъязыковые и межпредметные связи, используя свои знания и опыт;
- переходить от простого усвоения учебного материала, предлагаемого или рекомендуемого учителем, к активному приобретению знаний, к самостоятельному определению своих языковых потребностей и целенаправленному поиску необходимого материала.
Работа с подобными материалами часто проходит в виде проектов, которые позволяют учащимся выразить свои идеи в удобной для них форме.
При выборе краеведческого материала учитываются:
- реальность материалов для учащихся, т.е. учащиеся должны точно представлять, о чем идёт речь;
- заинтересованность учащихся в данном материале;
- привязанность данного материала к программной теме;
- социализирующая ценность данного материала
Таким образом, формирование разносторонне развитой поликультурной личности, её мировоззрения, чувства патриотизма и национального достоинства возможно при системном освоении национальной культуры через урочные и внеклассные формы работы с учащимися. Включение этнокультурного материала в содержание занятий иностранного языка будет способствовать реализации воспитания российского патриотизма.
11. Заключение (выводы и рекомендации)
В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного процесса переоценки ценностей, возрождение гражданских, а также патриотических взглядов и убеждений. Думается, что чувство национального самосознания (а его подъем неизбежен как ответ на крупные социально-политические потрясения последнего времени) и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой.
С самого раннего возраста изучать искусство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество играет в истории различных народов, населяющих Россию, немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек - зависит многое.
Изучив ситуацию, которая существует в школе, а также особенности воспитательного и образовательного процессов, можно сделать следующие выводы:
- педагоги, полностью осознают проблемы патриотического и гражданского воспитания, стоящие перед школой;
- на сегодняшний день существует необходимость разработки каждой школой путей, методов, средств и форм реализации Президентской программы в этом направлении;
- школьники понимают, что они являются гражданами России и будущее зависит от них, а без любви к Отечеству, к знанию ее истории, Великой России не построить;
Все выше изложенное приводит, нацеливает на непосредственное взаимодействие всех субъектов учебно – воспитательного процесса, а именно: школы, семьи и общества.
В подтверждение всему вышеперечисленному можно привести слова В. Г. Белинского: «В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому».
Для патриотического и интернационального воспитания подростков необходимо, чтобы они, прежде всего, изучили традиции своей страны. Затем необходимо научить школьников умениям практически пользоваться нормами и правилами этикета, а после умению искать, сохранять и возрождать лучшие из них.
Для организации работы по формированию патриотических и интернациональных чувств и сознания надо начать с определения и установления конкретной цели. Как и в процессе обучения на уроках, она заключается в ознакомлении учащихся с сущностью патриотизма и интернационализма, в формировании у них норм и правил поведения гражданина, любящего свою родину, свой народ, стремящегося к дружбе и сотрудничеству со всеми народами. Необходимо развивать в детях творческие способности в проявлении заданных качеств в различных ситуациях. Следующий компонент - содержание воспитания, которое способствует выполнению заданной цели. Только после этого определяются формы деятельности, методы и средства формирования определенных черт характера. Педагоги должны научить школьников использовать накопленные знания на практике, когда они вступают в различные отношения со своими сверстниками, с малышами, взрослыми, учителями, с людьми разной национальностей. В последнюю очередь следует подбирать критерии оценки качества и эффективности проведенной работы, среди которых главными должны быть не знания учащихся, а степень их использования в поведении или проявление заданных норм и правил в самых различных ситуациях. Подбор содержания материала для патриотического и интернационального воспитания на народных традициях предполагает формирование у школьников умение пользоваться знаниями по народной культуре регионов России для анализа, сравнения и оценки реальных ситуаций, для выбора определенного стиля поведения, поступков и способов деятельности.
Вывод:
- Цель патриотического и интернационального воспитания – подготовка учащихся к активной жизни и деятельности, в которой личные интересы сочетаются с общественными и направлены на благо Родины, формирование у учащихся гражданско- патриотических чувств; помощь в освоении и принятии культуры и духовных традиций многонационального народа России.
- Организация патриотического и интернационального воспитания в школе – сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друг друга, что позволит целенаправленно, комплексно строить его.
- Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического и интернационального воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.
- Формирование ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации, воспитание толерантности, формирование чувства гражданского долга; формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни, формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы должно основываться на деятельностном подходе через организацию классных часов, конференций, краеведческую деятельность; иметь практический характер.
Работа в данном направлении будет более результативна при соблюдении следующих педагогических комплекса условий.
Психолого-педагогические условия:
обеспечение педагогической целостности воспитательно-образовательного процесса;
осуществление научно обоснованной педагогической позиции общей цели и конкретных частных задач воспитательно-образовательного процесса по проблеме гражданско-патриотического воспитания;
обязательный постоянный контроль, оценка и по необходимости коррекция результатов.
Организационные условия:
-повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей в области гражданско-патриотического воспитания;
-реализация новых педагогических технологий, форм и методов гражданско-патриотического воспитания;
-работа по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи.
-ликвидация правовой безграмотности субъектов воспитательно-образовательного процесса посредством трансляции информации о правовой системе России, об основных отраслях и нормах права, о личных правах и свободах гражданина;
-профилактика противоправного поведения;
-создание условий для самореализации каждого ученика;
-актуализация демократических установок в жизнедеятельности школьного сообщества;
-развитие лидерских качеств и привлечение членов школьного самоуправления к решению социально значимых проблем;
-сотрудничество с социумом;
-включение школьников в реальные социально значимые дела.
Патриотическое и интернациональное воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышле ния, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и откры тости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуж дает человека с уважением относиться к чувствам других, быть нечутким к трагедиям отечества и народа.
12. Список использованной литературы
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис- пресс, 2002 – 224 с.
2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - № 4 – С. 23.
3. Вартанов А.В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур//Иностранные языки в школе.-2003.-№2.-с.22.
4.Выгодский Л.С. Нравственное воспитание/ Пед. психология. – М.,1991.
5. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. - Рязань, 2001. – с. 9.
6. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - № 6 – С. 59.
7. Годунова Н.А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам//Иностранные языки в школе.
8. Дурницына О.Ф. Итоговый урок-проект в VIII классе по теме “Добро пожаловать в Россию!”//Иностранные языки в школе.
9. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 № 8 – С. 17.
10. Ионов И. О. Российская цивилизация. – М.,2000.
11. Историческое краеведение / Под ред. Матюшина Г- Н. - М.,2003.
12. Кисель М.А. Историческое сознание и нравственность. – М., 1995.
13. Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. Даринского А.В. - М., 1987. – с. 219.
14. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика – 2004 - №5 – С. 52.
15. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М., Юрайт, 2001 – 607 с.
Милонов Н.А. Литературное краеведение. - М., 2001.
16. Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам// Иностранные языки в школе.-2001.-№5.-с.11-15.
17. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика.- М., 2001.
18. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2000;
19. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 2.: Психология образования. - М.: Владос, 2000;
20. Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Граждановедение. – М., 1991.
21. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л., 2003. - с. 35.
22. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания. // Школа. 2002. № 4.
23. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я.И.- Калуга, 1997;
24. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 2002.
25. Островский В.П., Уткин А.И. История России / «Дрофа». – М.,1999.
26. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К.
27. Перкас С.В. Некоторые принципы использования краеведческого материала на уроке//Иностранные языки в школе.-1990.-№5.-с.101.
28. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1996.
29. Политология. Энциклопедический словарь/ под ред. Аверьянова Ю.И., М.,1993.
30. Проходчик А.Ф. Практикум по краеведению. - Минск, 2005.
31. Попов Л.А. Этика. - М., 1998г.
32. Психология и педагогика/ Под ред. Радугина А. А. - М.: Центр, 1997;
33. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001 №6.
34. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000;
35. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
36. Рубинштейн С.Л. Психолого - педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1996;
37. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СП., 2006. - с. 34- 78.
38. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. - М.: Школа-пресс, 2002;
39. Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2002. - № 3.
40. Степанищев А.Т. История Отечества – преподавание в школе. – М., 2001.
41. Толкачёва Л. Всех выше должно стоять образование нравственное. // Сельская школа. 2002. № 1.
42. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика, 1997, №6;
43. Туристско- краеведческие кружки в школе /Под ред. Титова В.В. - М., 2004.
44. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991;
45. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. - М.: Просвещение, 1983.
46. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2002.
47. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. 2001. № 3.
47. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя: Пер с нем. - М.: Просвещение, 1996;
49. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
50. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4
[1] Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - № 4 – С. 23.
[2] Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 2002.
[3] Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 2002.
[4] Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика.- Москва., 2001
[5] Вартанов А.В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур//Иностранные языки в школе.-2003.-№2.-с.22.
[6] Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. 2001. № 3.
[7] Рубинштейн С.Л. Психолого - педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. Москва., 1996;
[8] Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 № 8 – С. 17.
[9] Годунова Н.А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам//Иностранные языки в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/06/picture-223763-1549463876.jpg)
Дипломная работа на тему "развитие творческих способностей подростка на уроках английского языка"
...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/28/picture-265594-1377717191.jpg)
Выступление на методическом объединении. Тема: «Воспитание патриотизма у детей и подростков посредством проведения народных праздников.»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна - из актуальных задач современного образования. Как найти те ниточки, чтобы привить любовь к своим истокам, научить гордиться своей необъят...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/13/picture-220724-1363179828.jpg)
Воспитание патриотизма у детей с ОВЗ через работу школьного детского объединения «Радуга»
У подростков должно быть своё социально-значимое дело, выполняя которое, они могут чувствовать себя уверенно, свободно, видя, что их работа востребована, и выполняя которую они могут...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/07/picture-545871-1417928233.jpg)
Дипломная работа : "Технология профилактики социальной дезадаптации детей и подростков на примере Солнечнинской средней школы Усть-Майского района Республики Саха (Якутия)"
Практика показала, что ведомственная разобщенность играет крайне негативную роль, так как профилактические меры, осуществляемые ведомствами, могут быть эффективны и результативны только в случае согла...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/06/picture-651343-1696584948.jpg)
Дипломная работа "Личностные особенности подростков с разным статусом гендерной идентичности"
Личностные особенности подростков с разным статусом гендерной идентичности...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/12/picture-821960-1476271743.jpg)
Дипломная работа по программе профессиональной переподготовки "Инклюзивное образование"
В современном обществе наблюдается устойчивая тенденция к наращиванию общественного интереса к проблеме социального положения людей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Это прои...
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки «Педагогическое образование: Технология»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТАпо дополнительной профессиональной образовательной программепрофессиональной переподготовки«Педагогическое образование: Технология» Тема:«Лоскутная пластика на у...