Место и значение самооценивание среди других элементов внутришкольной системы оценки качества
статья на тему
Место и значение самооценивание среди других элементов внутришкольной системы оценки качества определяется требованиями ФГОС, а именно: обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования; а также обеспечить оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования. (ФГОС ООО)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Место и значение самооценивание среди других элементов внутришкольной системы оценки качества
Ворохобова Н.Е., Демьянович О.В., к.пс.н,Трошнева Е.Н.,к.тех.н.
ГБОУ школа №612 Санкт-Петербург
Место и значение самооценивание среди других элементов внутришкольной системы оценки качества определяется требованиями ФГОС, а именно: обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования; а также обеспечить оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования. (ФГОС ООО)
Особое значение самооценки среди других результатов определяется тем, что она является:
во-первых, - компонентом личностных результатов, самоопределение ребенка, возможности его саморазвития и самообразования в будущем;
во-вторых, - также она является компонентом метапредметных умений - одним из универсальных учебных действий (регулятивных УУДов);
а в-третьих, - реализуется относительно предметных результатов, определяя субъективный прогноз индивидуальных успехов и достижений личности.
Самооценочная деятельность – это учебная деятельность с целью формирования содержательной самооценки, которая представлена в виде цепи частных самооценок. Содержательность самооценки – это её информативность. «Оценка должна сообщать ученику, что способствует и что препятствует его учебному прогрессу. Оценка должна быть развернутой, нести информацию об успехах и неуспехах ребенка, должна быть емкой, но доступной для использования непосредственно в процессе учебной деятельности, на уроке». (Е.Ю.Цейтлина)
Самооценочная деятельность организуется в рамках самостоятельной работы, представленной как технология организации самостоятельной деятельности и коррелирует с её этапами. Спецификой самостоятельной работы является то, что она предполагает уровневый подход к учебной деятельности учащихся. Ученикам предоставляется возможность выбора заданий четырех уровней сложности. Самооценивание процесса и результата имеет свои особенности, представленные в оценочной шкале, отражающей уровни сложности самостоятельной работы.(О.Б.Даутова)
Сформированность самооценочной деятельности – один из ключевых результатов, заложенных во ФГОС, т.е. достижение адекватной самооценки – это самостоятельный образовательный результат, который требует определенной системной работы по его достижению.
ФГОС определяют условия, которым должна соответствовать современная система оценивания.
Это:
– постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности: не учитель оценивает ученика и сообщает ему оценку в готовом виде, а ученик оценивает результаты своей деятельности;
– смещение предмета оценивания ученика от знаний к учебным действиям, их результатам, способам учебного взаимодействия;
– возможность сравнения учеником своих предшествующих и последующих достижений;
– получение учеником представление о том, как улучшить результаты своей деятельности, что именно следует совершенствовать;
– формирование у учащегося умения сотрудничать с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин и неудач и выделять недостающие операции и условия, которые бы обеспечили успешное решение учебной задачи;
– организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, доверии и принятии каждого ребенка.
Предлагаемая авторами Структура Дневника самооценки (ДСУ) соответствует структуре регулятивных метапредметных действий и содержит:
- целеполагание - Цель работы
- планирование — План выполнения задания
- прогнозирование – Отметка (прогноз)
- контроль - Контроль за выполнением (сравнение с критериями, эталоном)
- коррекция - Сравнение результата с прогнозом
- самооценка – Отметка (результат) и ответ на вопрос:Что нужно сделать для улучшения результата
Самооценивание, осуществляемое в ходе заполнения учеником Дневник самооценки (ДСУ) и выполнения самостоятельной работы, характеризуются:
– комплексностью: содержит комплекс параметров, отражающих учебные достижения учащихся как в предметной, так и в метапредметной области;
– содержательностью: раскрывает содержание и результаты деятельности ученика;
– объективностью, которая является следствием ее определенности и открытости: оценка является педагогическим инструментом и средством ученической самооценки; сопоставление оценки ученика и учителя обеспечивает объективность оценки;
– диагностичностью: оценка несет конкретную информацию о достижениях ученика и его проблемах; она позволяет сравнивать сегодняшние достижения школьника с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую учебную деятельность.
– технологичностью: оценка предполагает соблюдение определенной последовательности действий учителем и учеником: она связана с планированием учебной деятельности, процессом выполнения учебного задания и этапом анализа ее результатов.
Адекватная самооценка способна мотивировать успешность ребенка в различных диагностических работах, в том числе при выполнении РДР, ВПР, НИКО, ГИА и т.д.
Переживание ребенком успеха или неуспеха, тем более в работах особой значимости, может протекать по-разному в зависимости от самооценки.
1).Даже адекватная самооценка вместе с адекватным уровнем притязаний в случае неудачи могут спровоцировать развитие неблагоприятных психологических последствий.
2).Неадекватная самооценка, особенно в сочетании с неадекватным уровнем притязаний, значительно увеличивает возможность развития состояний фрустрации и неврозов.
3).Заниженная самооценка особенно в сочетании с заниженным уровнем притязаний способствует развитию «комплекса неполноценности».
Для предотвращения неблагоприятных последствий у определенной группы учеников, в том числе переживающих реальные или мнимые неудачи по результатам выполнения работ включая ВПР, НИКО, РДР и т.д., необходимо более раннее и точное выявление этих групп и осуществление комплекса действий.
Администрация – разработка и организация системы урочных и внеурочных мероприятий для учащихся, нуждающихся в коррекции самооценки.
Психолого-педагогическая служба – оказание необходимой профессиональной поддержки по результатам диагностики проблемных зон в обучении и развитии.
Учителя – разработка технологий для реализации индивидуальных потребностей для формирования поддерживающей обстановки.
Родители - создание благоприятной среды для эмоциональной поддержки детей, формирование поддерживающего режима учебы и отдыха
МО – разработка планов МО по стимулированию индивидуальных достижений учащихся и корректировка рабочих программ с учетом специфики и образовательных потребностей учащихся
Ученики – реализация потребностей и способностей через включение в программы внеурочной деятельности и дополнительного образования для развития индивидуальных возможностей и формирования потенциала успешности.
Кроме того, смещение акцента с педагогической оценки к самооценке создает условия, позволяющие ограничивать и контролировать возможные отрицательные последствия от влияния отметок на формирование личности ученика.
«Отрицательное воздействие школьных отметок проявляется в многочисленных стрессах, вызванных оцениванием успешности обучения в ситуации опроса». (Б.Г.Ананьев)
«Можно представить обратную картину, - пишет Ш.А.Амонашвили, - когда оценочный композит зорко следит со своего наблюдательного пункта за каждым логическим шагом в процессе решения учебно-познавательной задачи, одобряет каждый правильно сделанный шаг, предупреждает возможные отклонения, в случае же необходимости приостанавливает процесс и призывает вспомогательные силы исправить неточности и ошибки, результат деятельности возникает под постоянным «наблюдением» оценочного компонента, при его коррегирующем одобрении, перед его глазами и в его «руках».
Одним из решений проблемы, связанных с созданием условий, ограничивающих отрицательное влияние отметок на формирование личности школьника, стала содержательная оценка, которая рассматривается в структуре учебно-познавательной деятельности. Оценочная деятельность не отделена от учебно-познавательной деятельности, она не завершает учебный процесс, а сопровождает его на всех ступенях. Акцент с педагогической оценки смещается к самооценке школьника, и оценка оценки из цели школьного обучения превращается в один из результатов образовательной деятельности. (Е.Ю.Цейтлина)
Список литературы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М., 2013.
2.Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды: в 2т. – М.,1980.
3.Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения учеников, - М., 1984. С. 56
4.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск: Университетское, 1990.
5.Даутова О.Б. Возрастосообразные технологии: методическое сопровождение в реализации школы развивающего обучения // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования / под общ. ред. О.Б. Даутовой, И.И. Соколовой. СПб., 2015. 386 с.
6.Цейтлина Е.Ю. Многокритериальная оценка результатов учебной деятельности учащихся: методическое пособие для педагогов и администраторов школ. СПб., 2011. 216 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Стратегии развития образовательных учреждений сегодня стали центром внимания образовательной политики. Управление современной ...
Внутришкольная система оценки качества образования - эффективность по подготовке к ГИА
Внутришкольная система управления, обеспечивая объективную оценку качества образования в соответствии с требованиями государственных стандартов, способствует прогнозированности результатов своей работ...
Внутришкольная система оценки качества образования
В работе описаны основные подходы к формированию системы оценки качества в школе...
Внутришкольная система оценки качества образования
Качество – вещь забавная. Все о немговорят, все с ним живут, и каждый думает,что знает, что это такое. Но лишьнемногие придут к единому мнению обопределении качества....
Методическая разработка " Организация внутришкольной системы оценки качества образования
Организационная структура оценки качества образования осуществляется посредством:• системы внутришкольного контроля;• общественной экспертизы качества образования, которая органи...
Сценарий педагогического совета "Внутришкольная система оценки качества образования (ВСОКО)"
Сценарий педагогического совета содержит материал для ознакомления педагогов с целями, задачами и функциями, отрганизационной структурй и механизмами функционрирования ВСОКО...
Внутришкольная система оценки качества образования
ldquo;Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”. Р. КиплингЦель:определить понятие «качество образования&r...