Дипломная работа по модулю "Менеджмент в образовании"
рабочая программа (8 класс) на тему

Кузнецова Ольга Анатольевна

Данная программа может быть использована при организации предпрофильной подготовки учащихся школы. В настоящее время проект ведется в 8 классе в виде кружка - 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsproekt.docx65.06 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики

«Институт развития образования»

Кафедра управления и экономики образования

Выпускная квалификационная работа

Кузнецовой Ольги Анатольевны

Вариант профилизации образовательной среды

в условиях сельской  малокомплектной школы

Совина Л.П.

зав. кафедрой управления и экономики образования

Дата защиты

«_07__» _октября_ 2016 г.

Ижевск, 2016

Оглавление

Введение…………………………………………………………….

3-6 стр.

Раздел 1. Актуальность программы, ее связь с социумом. Структура, цели и задачи…………………………………………...

6-8 стр.

Раздел 2.  Учебный модуль «Азбука механизации сельского хозяйства»……………………………………………………………

9-10 стр

Раздел 3. Учебный модуль «Кадры. Экономика. Бухгалтерия»....

11-12 стр.

Раздел 4. Учебный модуль  «Зоотехния»………………………….

13-14 стр.

Раздел 5. Учебный модуль «Агрономия»…………………………

15-16 стр.

Раздел 6. Учебный модуль «Занимательная ветеринария»………

17-18 стр.

Раздел 7. Учебный модуль «Планета педагогов»………………..

19-22 стр.

Раздел 8. Заключение……………………………………………….

23-24 стр.

Список использованной литературы………………………………

25 стр.

Приложение………………………………………………………….

26 стр.

Введение

Термин «профилизация» определяется в нормативных документах Министерства образования Российской Федерации. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года под профильным обучением понималась «система специализированной подготовки, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» (распоряжение Правительства Российской Федерации №1756-р от 29.12.2001).Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002  г. № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования». Основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике на период до 2025 года –Национальная доктрина образования в Российской Федерации(Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751), Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 12 декабря 2012 года.

Рассмотрению понятия профилизации посвящен ряд исследований педагогов и психологов.

Анализ представленных определений позволяет нам выделить следующие специфические характеристики понятия «профилизация» в контексте функционирования образовательной среды:

– профилизация образовательной среды является средством дифференциации образования;

– профилизация образовательной среды направлена на создание системы специализированной подготовки за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса;

– профилизация образовательной среды является средством предпрофессиональной подготовки будущего специалиста за счет создания условий для обучения в соответствии с профессиональными предпосылками учащихся, а также – за счет использования возможности  среды обучения;

– профилизация образовательной среды – это средство индивидуализации образования за счет более полного учета интересов, склонностей и способностей учащихся и студентов;

– профилизация образовательной среды способствует интеграции всех ступеней образования в целях реализации преемственности в передаче и усвоении профессионально-направленных знаний, умений и навыков, а также в формировании профессиональной мотивации будущего специалиста.

Итак, под термином «профилизация» мы будем понимать создание условий для раннего профессионального ориентирования современного школьника в условиях сельской малокомплектной школы.Уточним конкретно, для нас – это не профильное обучение в старшем звене, а именно «ранняя профилизация» в основной школе.

Речь идет опять-таки о профориентации, только первичной. О том этапе профориентации, с которого должна начинаться профориентационная работа с подростками… и начинается… в европейских странах, США, Израиле и других развитых странах.

Большинство подростков 12–14 лет (впрочем, как и их родители, и педагоги) не готовы даже к выбору профиля для обучения в старшем звене (если еще эти профили в школе есть!). Подросткам не привита способность и стремление к самопознанию (саморефлексии); родители убеждены, что во всем сами лучше всех разбираются, способны и имеют право на принятие самостоятельных решений; а большинство педагогов – либо остаются безразличными сторонними наблюдателями в этом процессе, либо излишне ориентированы на показатели формальной успеваемости (оценки).

Между тем будущее российского села напрямую зависит от тех целей и ценностей, которыми руководствуется сегодня молодежь. Среди всех категорий сельского населения именно молодежь наиболее восприимчива к новым идеям и новациям и более адаптивна к новым условиям жизни. Ей присущи энергия, энтузиазм, жажда деятельности, мобильность, потребность в самореализации, в целом, – все те качества, которые особенно востребованы современной рыночной экономикой.

Но прежде чем ожидать от нынешних школьников стремления «поднимать село», что для нас, жителей села, особенно актуально,  надо вложить много сил в их воспитание, образование, здоровье, культурное развитие.

Школа, являясь важным звеном в системе жизнеобеспечения села, формирует интеллектуальный и трудовой потенциал сельского социума. Она призвана как обучать, так и воспитывать детей, чтобы многие из них могли успешно жить и работать на селе. Вместе с тем образовательное учреждение не может существовать вне контекста тех изменений, которые происходят в стране вцелом, иначе её ждет неминуемое закрытие. Если школа не будет заниматься подготовкой кадров для своего населенного пункта, то в скором времени перестанет существовать сам населенный пункт, а значит, и школа тоже – ей просто некого будет учить.

В МОУ Водзимонская СОШ  разработан инновационный «Спецпроект»,  программа которого составлена в соответствии с территориальными условиями школы. Образовательное учреждение находится на территории одного из крупнейших сельскохозяйственных предприятий Приволжского Федерального округа – СХПК «Колхоз «Колос» Вавожского района Удмуртской Республики.  По валовому обороту сельскохозяйственного производства данное предприятие занимает первое место в районе и в регионе и 2 место в Приволжском Федеральном округе. Наряду с успехами у предприятия есть проблемы. Первая и главная из них – это кадры. Необходимость в узких специалистах всегда является злободневной для СХПК. Программа «Спецпроект» МОУ Водзимонская СОШ разработана директором школы в 2015 году по заказу Администрации СХПК «Колхоз «Колос» Вавожского района Удмуртской Республики и является совместным образовательным продуктом по профилизации подростков 14-15 лет.

Раздел 1. Актуальность программы, ее связь с социумом. Структура, цели и задачи.

Необходимой предпосылкой становления собственной точки зрения старшеклассника является его участие в жизни общества. Активно включаясь в преобразовательные процессы, ученик сам изменяет свою внутреннюю природу, осознает свое место в системе общественных отношений, самоутверждается. Невозможно стать гражданином России, не осознав себя как жителя своей «малой Родины» – своего дома, своей улицы, своего района. Чтобы слова стали убеждениями человека, они должны быть прожиты в деятельности, соответствующей возрастным особенностям человека и его возможностям.

Деятельностные образовательные методики, в отличие от традиционных методов обучения, обеспечивают не только передачу фактического материала, но и создают условия для социально продуктивного влияния на учащихся. Действенным воспитательным инструментом, позволяющим формировать у учеников необходимые социальные навыки и ценностные ориентиры, является,метод социальных проектов.

Социальный проект – это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация способствует улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме, учреждении, объединении. Такой актуальной проблемой для нас, авторов проекта, стала необходимость подготовки кадров для работы в СХПК «Колхоз «Колос» Вавожского района Удмуртской Республики.

Социальный проект – это продукт инновационного проектирования, направленный на решение какой-либо конкретной задачи, актуальной для общества.

Социальный проект – это проект, который носит практически-прикладной характер, направленный на решение проблем местного уровня.

Сегодня мы говорим о том, что наш проект является действительно социальным проектом, так как решаемые задачи конкретны и  актуальны для общества, вносят новизну в наше образовательное пространство и, в конечном счете, предполагается улучшение ситуации по обеспеченностью кадрами предприятий, работающих на селе.

Структура программы состоит из 6 разделов, включающих в себя и тематическую раскладку занятий, данные опреподавателе раздела, краткого описания содержания программы. Спецпроект ведется в течение всего учебного года по модульной системе. Программа рассчитана на 48 часов. В программе использованы различные типы занятий: лекция, беседа, элементы ролевых игр, экскурсии на предприятие, практические занятия на предприятии (катание на лошадях и уход за ними и др.)

Структура программы разделена на курсы-модули по специальностям. Преподавателями модулей являются специалисты СХПК «Колхоз «Колос» Вавожского района совместно с педагогами, участвующими в проекте.

Основная идея, цели и задачи «Спецпроекта»

Основная идея курса: Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями. В современном мире сельское хозяйство является одним из основных направлений деятельности человека, способное поднять уровень жизнедеятельности работников вплоть до уровня жизнедеятельности работников нефтеперерабатывающей отрасли.

Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей деятельности, выработка у школьников сознательного отношения к труду.

Основные задачи курса:

1.Создание условий для:

  1. формирования актуального для школьника «информационного поля» в области профессиональной ориентации;
  2. формирования первоначального положительного представления о профессиях, необходимых  в сельской местности;
  3. формирования мотивов саморазвития и  личностного роста;
  4. воспитания патриотизма у сельского школьника и желания жить на малой родине.

2. Повысить % выпускников школы, получивших специальности сельскохозяйственного профиля.

Раздел 2.  Учебный модуль «Азбука механизации сельского хозяйства».

Цель: 1. Познакомить учащихся с основными понятиями, видами деятельности специалиста-инжернера.

Задачи:

1. Создание условий для первоначального представления о профессии инженера.

2. Сделать рекламу профессии инженера через проведение практических и экскурсионных занятий на производство, занятий с использованием информационно-коммуникационных возможностей школы и СХПК.

Краткое содержание курса.

Данные занятия проводятся для того, чтобы научить детей понимать механику, ведь на каждом шагу детей окружают механизмы, начиная с кухни, где у каждой хозяйки есть набор кухонных комбайнов, мясорубок, выжималок и т.п. и кончая автомобилями, велосипедами, тракторами. Так каждый механизм приносит пользу человеку и облегчает его существование. Не обойтись без механизмов и в сельском хозяйстве.

Модуль предполагает популяризацию профессии инженера-механика. Планируется проведение занятий в форме экскурсий на производство, а также – проведение уроков-наблюдений технологических процессов (ремонт техники, подготовка сельскохозяйственных агрегатов к зимнему периоду, за процедурой выжимки масла на специализированном комбайне, приготовлением комбикорма и др.) Также на занятиях предполагается демонстрация видео материалов – видео с сельскохозяйственных работ.

Тема

Количество часов

1

История развития механизации в России.

1 час

2

Ремонт и обслуживание сельскохозяйственных машин.

1 час

3

Эксплуатация машинного парка.

1 час

4

Механизация животноводческих ферм.

1 час

5

Модернизация оборудования зерносушильных комплексов.

1 час

6

Полив и поливальные машины в  сельском хозяйстве.

1 час

7

Новая техника сельского хозяйства.

1 час

8

Экскурсия в МТП. Новые формы в ведении сельского хозяйства.

1 час

Преподаватель модуля – Бердников Сергей Михайлович, механик второго производственного участка СХПК «Колхоз «Колос».

Образование: Устиновский сельскохозяйственный институт, закончил факультет механизации сельского хозяйства, год окончания – 1986 г, специальность по диплому – «Инженер-механик», стаж работы в должности составляет 30 лет. С 1986 года Бердников С.М. ведет работу по пропаганде спорта среди школьников и молодежи села.

Раздел 3. Учебный модуль«Кадры. Экономика. Бухгалтерия».

Цель: 1. Познакомить учащихся с основными понятиями, видами деятельности специалистов-экономистов и бухгалтеров.

Задачи:

1. Создание условий для первоначального представления о профессиях экономиста и бухгалтера.

2. Сделать рекламу профессиямэкономиста и бухгалтера  через проведение практических и экскурсионных занятий, занятий с использованием информационно-коммуникационных возможностей школы и СХПК.

Краткое содержание курса.

Данные занятия проводятся для того, чтобы познакомить детей в виде обзорных лекций с профессиями бухгалтера и экономиста. Термины, которые узнают дети – это экономика, бухгалтерия, система экономических законов, закон производительности труда, расширенного производства, закон накопления, бизнес, средний уровень заработной платы, уровень жизни сельских тружеников, бухгалтерский учет и др.

Модуль предполагает популяризацию профессий бухгалтера и экономиста. Планируется проведение занятий в форме экскурсий на производство, а также – проведение уроков-наблюдений за работой специалистов данных профессий, экскурсии в контору колхоза «Колос». Также на занятиях предполагается демонстрация видео и фото материалов, организация и проведение встреч со специалистами СХПК «Колхоз «Колос».

Тема

Количество часов

1

Экономика с/х в СХПК «Колхоз «Колос»

1 час

2

Управление СХПК «Колхоз «Колос»

1 час

3

Бухгалтерский учет: организация, значение, сущность

1 час

4

Учебные заведения сельскохозяйственного профиля. Вакансии СХПК «Колхоз «Колос».

1 час

5

Встреча с начальником управления сельского хозяйства Вавожского района.

1 час

6

Встреча с экономистом СХПК «Колхоз «Колос».

1 час

7

Встреча с председателем СХПК «Колхоз «Колос».

1 час

8

Анкетирование по выбору профессии. Экскурсия в контору СХПК «Колхоз «Колос».

1 час

Преподаватель модуля – Кленов Александр Геннадьевич, заместитель председателя  СХПК «Колхоз «Колос».  Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, закончил факультет «Менеджмент», год окончания – 2015 г, специальность по диплому – «Менеджер», стаж работы в должности составляет 3 лет. Удмуртский государственный университет, факультет «Безопасность жизнедеятельности», год окончания – 2010, педагогический стаж составляет – 5 лет.

Раздел 4. Учебный модуль«Зоотехния»

Цель: 1. Познакомить учащихся с основными понятиями, видами деятельности специалиста-зоотехника.

Задачи:

1. Создание условий для первоначального представления о профессии зоотехника.

2. Сделать рекламу профессии зоотехника через проведение практических и экскурсионных занятий на производство, занятий с использованием информационно-коммуникационных возможностей школы и СХПК.

Краткое содержание модуля.

Специалист-зоотехник занимается разведением определенных видов сельскохозяйственных животных, домашних и промысловых животных, птиц, зверей, пчел, рыб. Обеспечивает рациональное содержание и кормление животных, воспроизводство стада, выращивание молодняка. Управляет производством сельхозпродукции. Может работать в научно-исследовательских институтах, занимаясь планированием и проведением научных исследований по селекции, кормлению и содержанию животных.Зоотехния — научная основа животноводства. В СХПК «Колхоз «Колос» ведется научная работа по производству племенного стада, поэтому хозяйству всегда нужны специалисты высокой квалификации.

            Так модуль предполагает формирование учащихся первичного представления о профессии.  На занятиях дети будут непосредственно на производстве, поработают с основным лексическим составом данной профессии. Особую заинтересованность для детей представляют конные прогулки на лошадях, после которых – «ипотерапия», занятия по уходу за лошадями (по желанию детей).

Тема

Количество часов

1

Состояние животноводства в  СХПК «Колхоз «Колос» (поголовье, порода, объекты животноводства и др.)

1 час

2

Кормление, виды кормов, спецификация кормления разных видов животных (кролиководство, пчеловодство и др.)

1 час

3

Разведение животных. Племенное дело

1 час

4

Доильные системы. Навозоудаление. Механизация кормления.

1 час

5

Урок-наблюдение на производстве(доильные системы, миксеры, кормораздатчики, навозоудаление).

1 час

6

Урок-наблюдение на производстве.

1 час

7

Коневодство. Конные прогулки.

2 час

Преподаватель модуля – Курбатов Сергей Васильевич, главный зоотехник  СХПК «Колхоз «Колос». Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, закончил факультет зооинженерный, год окончания – 2009 г, специальность по диплому – «Зооинженер», стаж работы в должности составляет 7 лет.

Раздел 5. Учебный модуль«Агрономия»

Цель: 1. Познакомить учащихся с основными понятиями, видами деятельности специалиста-агронома.

Задачи:

1. Создание условий для первоначального представления о профессии агронома.

2. Сделать рекламу профессии агронома через проведение практических и экскурсионных занятий на производство, занятий с использованием информационно-коммуникационных возможностей школы и СХПК.

Краткое содержание модуля.

Агрономия  - наука о земледелии и сельском хозяйстве; совокупность знаний в различных отраслях сельскохозяйственного производства. Специалист-агроном должен обеспечивать рациональное использование сельскохозяйственных угодий,  подбирать сорта и гибриды растений, определять посевные качества семян, подготавливать их к посевным работам, комплектовать почвообрабатывающие, посевные и уборочные агрегаты и машины, определять схему их движения по полям, подбирать технологии обработки почвы и защиты сельскохозяйственных культур от сорных растений и др.

            Так модуль предполагает формирование учащихся первичного представления о профессии.  На занятиях дети будут непосредственно на производстве, поработают с основным лексическим составом данной профессии, познакомятся с посевными культурами, с  передовыми технологиями обработки почвы, мелиорации почвы и т.п. Планируется проведение занятий в форме экскурсий на производство, уроков-практикумов по решению задач и др.

Тема

Количество часов

1

Знакомство со специальностью. Основные направления работы агронома.

1 час

2

Растениеводство. Посевные культуры. Урок-практикум по движению по полям.

1 час

3

Агрономия. Почвы. Удобрения.

1 час

4

Земледелие. Приемы обработки почвы. Экскурсия.

1 час

5

Мелиорация почв – поливные системы, осушение переувлажненных  почв. Наблюдение.

1 час

6

Уборка различных сельскохозяйственных культур. Переработка и хранение сельскохозяйственной продукции.

1 час

7

Сельскохозяйственные машины.

0,5 час

8

Защита растений, роль средств защиты растений в современном земледелии.

0,5 час

9

Земледелие и растениеводство в других странах. Итоговое занятие.

1 час

Преподаватель модуля – Родионов Андрей Валерьевич, главный агроном СХПК «Колхоз «Колос». Образование: Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, закончил факультет агрономический, год окончания – 2001 г, специальность по диплому – «Ученый агроном», стаж работы в должности составляет 9 лет. Является участником Всероссийской  олимпиады по агрномии, проводящейся фирмой «Август» г. Москва.

Раздел 6. Учебный модуль«Занимательная ветеринария»

Цель: 1. Познакомить учащихся с основными понятиями, видами деятельности специалиста-ветеринара.

Задачи:

1. Создание условий для первоначального представления о профессии ветеринара.

2. Сделать рекламу профессии ветеринара через проведение практических и экскурсионных занятий на производство, занятий с использованием информационно-коммуникационных возможностей школы и СХПК.

Краткое содержание курса.

Ветеринария - это отрасль науки, которая занимается профилактикой, диагностикой и лечением болезней, а также расстройствами и травмами животных. [Цель ветеринара — диагностика и лечение заболеваний у животных — осложняется тем, что объяснить свою «проблему» пациенты не в состоянии. Да и терпимостью к лечению больные отличаются редко. Успокоить встревоженное животное, обследовать его с минимальной травматичностью и для пациента, и для себя, провести все необходимые медицинские манипуляции, — все это задача для ветеринара.

            Модуль «Занимательная ветеринария» предполагает формирование учащихся первичного представления о профессии.  На занятиях дети будут непосредственно на производстве, поработают с основным лексическим составом данной профессии. Основная идея модуля – ветеринар должен любить животных, иначе профессия будет не в радость.

Тема

Количество часов

1

История ветеринарии. Виды сельскохозяйственных животных

1 час

2

Анатомия домашних животных

1 час

3

Терапия. Хирургия.

1 час

4

Ознакомление с работой  ветеринарных специалистов СХПК «Колхоз «Колос»

1 час

5

Основы экономики ветеринарного дела

1 час

6

Ветеринарно-санитарная экспертиза мяса и молока

1 час

7

Посещение убойного цеха СХПК «Колхоз «Колос»

1  час

8

Мелкие непродуктивные животные

1 час

Преподаватель модуля – Данилов Александр Николаевич, главный ветеринар  СХПК «Колхоз «Колос».Образование: Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, закончил факультет ветеринарной медицины, год окончания – 2007 г, специальность по диплому – «Ветеринарный врач», стаж работы в должности составляет 9 лет.

Раздел 7. Учебный модуль«Планета педагогов»

Цель: 1. Познакомить учащихся с основными понятиями, видами деятельности  учителя.

Задачи:

1. Создание условий для первоначального представления о профессии учителя.

2. Сделать рекламу профессии учителячерез проведение практических занятий, занятий с использованием информационно-коммуникационных возможностей школы, с использованием игровых технологий.

Краткое содержание модуля.

Курс включен в программу «Спецпроекта» с 2016 года, рассчитан на 8 занятий, в процессе которых детям предлагается ознакомиться с  профессией педагога. Основная идея модуля для учащихся: «Быть учителем – интересно». Первое занятие планируется начать с чтения статьи выпускницы Владимирского педагогического института (приложена).Детям предлагают принять написать минисочинение на тему «Если бы я был учителем…»  и ответить на вопросы анкеты с целью мониторинга уровня психологической комфортности  учащихся в школе. По результатам анализа анкет и сочинений  планируется дальнейшая деятельность преподавателя в плане подготовки к занятиям. Тренинг «Что такое урок?» проводится для формирования первоначального представления о требованиях к современному уроку.  Далее в программу модуля включены разные виды уроков нетрадиционного цикла. Учащимся предлагается подготовить уроки самим под руководством преподавателя и провести фрагменты уроков для других участников проекта. Наиболее удачные уроки планируется провести для учащихся младших классов.  

Одним из плюсов профессии учителя можно назвать то, что благодаря его работе возможно формирование личности настоящего Человека. В конечном итоге, учитель обязан не просто донести информацию, а научить ребенка самостоятельно ее искать, осваивать и делать выводы. То есть помочь ему приобрести навыки, которыми он будет пользоваться на протяжении всей жизни. И именно учитель должен уметь разглядеть заложенный в ребенке потенциал, а не оценивать его по общепринятым критериям и нормам. А это уже не только педагогическая задача, это, самый что ни на есть, социальный заказ общества. Модуль «Планета педагогов» призвана популяризовать профессию учителя и помочь детям взглянуть на нее новым взглядом.

Тема

Количество часов

1

Анкетирование «Интересно ли учиться в школе? Почему?»

Сочинение «Если бы я был учителем…»

1 час

2

Тренинг «Что такое урок?  Требования к современному уроку».

1 час

3

Подготовим план урока. Урок-игра.

1 час

4

Подготовим план урока. Урок-концерт, урок-постановка.

1 час

5

Подготовим план урока. Уроки по сингапурским технологиям, урок – это не скучно!

1 час

6

Внеклассная и внешкольная деятельность учителя. «Учитель – специалист многих профессий».

1 час

7

Практическое занятие. «Я иду на урок».

1 час

8

Игра «Браталки». Тема «Что мне  дал модуль, и чья деятельность в работе модуля мне понравилась больше всего?»

1 час

Преподаватель модуля – Кузнецова Ольга Анатольевна, директор МОУ Водзимонская СОШ

Образование: Удмуртский государственный университет, закончила факультет удмуртской и русской филологии, год окончания – 1998 г, специальность по диплому – «Филолог. Преподаватель удмуртского языка и литературы, русского языка и литературы», стаж работы в должности учителя составляет 25 лет. Квалификационная категория по должности «Учитель» – высшая с 2015 года.

Приложение 1 к разделу 7.

Статья «Впечатления от профессии учителя».

Автор: Татьяна Романова, учитель биологии и химии г. Меленки Владимирской обл.

«Я никогда не мечтала стать учителем… разве что во сне или играя беззаботно с подружками. Я не мечтала вести уроки, объяснять, «летать на крыльях радости» от правильных ответов учеников, находиться на седьмом небе от счастья от их побед и необычайной любви к моему предмету. Я не мечтала разочаровываться от нерешенной ситуации, от простого обидного слова или неожиданно быстро вылетевшей непродуманной реплики ученика, от недостигнутой цели урока и от нехватки запланированного времени…И уж тем более не мечтала изучать стандарты, программы, азы планирования, сдавать бесконечные отчеты и писать целые тома характеристик...

Всё это казалось таким далёким и чужим, совершенно не моим призванием….в те неполные 17 лет. Методом долгих размышлений и перетасовок я, наконец, определилась  и … поступила во Владимирский государственный педагогический университет.

Но это ещё ничего не значило! До самого 4-го курса я не задумывалась о том, что такое педагогический труд, кто настоящий педагог… Кто говорит за школу красивые слова, чьи имена звучат сильнее толпы или кто делает свою работу просто потому, что нужно. Время летело. Годы, месяцы, недели… Мгновения пронеслись так быстро! И вот я в одном шаге выхода из института. А неопределенности, так мучившей меня, как и не бывало! Сомнений никаких! В школу! А теперь в школу! И только в школу!

Пришла, и… на меня обрушился шквал всевозможных требований и отчетов. В университете, казалось, и представления не имели о том, что нам будет нужно сразу же. И я б погрязла во все этих требованиях, если б не постоянная поддержка коллектива… Вооруженная их оптимизмом, спустя пару месяцев я, наконец, освоила первые азы школьной жизни.

Постепенно я начала задумываться над тем, что все мы разные, но задача у нас одна: «сеять разумное, доброе, вечное»… Я задумалась, какими качествами должен обладать выпускник, чтобы самореализоваться в современном мире, чтобы быть полезным обществу своими идеями и своим трудом? Что я могу и просто обязана как педагог  сделать, чтобы мотивировать ученика на воспитание у него этих качеств?

Создать, развить, воспитать – это так трудоёмко, но необходимо. Как помочь сердцем понять и принять за призыв к каждодневному упорному труду слова великого патриота земли русской А. С. Грибоедова: «Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему Отечеству»? Ведь в наше время как никогда нужны знающие, умеющие, создающие новые продукты и технологии производства специалисты в самых различных сферах и областях деятельности. Главное для этого – быть самой примером – примером во всем (детей не обманешь, они все видят и чувствуют!). 

…Я никогда не мечтала об этом. И вот я иду по школьному коридору с гордо поднятой головой от осознания важности своей педагогической миссии… А вокруг бегают, играя, дети, которых я безумно люблю… И на моих глазах  появляются слёзы… Слезы радости…За то, что не зря работаю, за то, что мой труд нужен и важен, за то, что однажды я услышу слова «Спасибо, что есть Вы – учитель».

Я никогда не мечтала об этом…  И зря…»

Раздел 8. Заключение

Профилизация образовательного процесса в основной школе должна стать подсистемой профильного образования, которая “призвана выполнять сервисную услугу”, оказывая учащимся психолого-педагогическую поддержку в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда, а также создании условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.Несомненно, что сложность и многоаспектность данного понятия требует его дальнейшего изучения, в том числе в контексте его реализации в соотнесении с понятием «образовательная среда». Данная работа лишь предлагает один из вариантов профилизации основной школы. Цели и задачи программы не противоречат действующему законодательству, основным направлениям деятельности МОУ Водзимонская СОШ.

В данном образовательном учреждении создаются условия для формирования осознанного выбора, обеспечивающего предварительное самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Этот выбор ложится в основу определения детьми своей дальнейшей образовательной траектории, которая будет реализована либо в учреждениях начального или среднего профессионального образования, либо на старшей ступени в  школе в рамках профильного обучения (современное законодательство позволяет ребенку сделать выбор школы самостоятельно). Достижение этой цели предполагает поэтапное введение различных форм дифференцированного обучения и реализации системы мер по формированию готовности к профессиональному самоопределению.

Курс «Спецпроект» предназначен акцентировать внимание учащихся школы на градообразующем предприятии сельскохозяйственного направления. Ожидаемые результаты от  деятельности предполагают, что большая часть учащихся после окончания школы выберет профессию, необходимую в сельской местности; что у учащихся сформируется положительное отношение к профессиям, заявленным в программе; что учащиеся получат первоначальные знания об  особенностях профессий сельскохозяйственного профиля, что после реализации программы поднимется авторитет и социальный статус работника сельскохозяйственного труда, с 2016 года - и педагогического работника.

Мониторинг результатов ведения данного курса планируется проводить в форме анкетирования участников проекта. Разработан текст анкеты (приложение 1), по результатам вносятся корректировки в дальнейшую деятельность преподавателей курса, администрации школы.

Список литературы

  1. Волкова Т.Р. Мишин А.В. Секреты поиска работы. М., 2003
  2. Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. Изд.: «Флинта» 1998г.
  3. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. Изд.: Генезис., М., 2006г.
  4. Амонашвили «Я иду на урок». М., 1998.
  5. Доклад "Развитие сельской школы как фактора социально-экономического и духовно-нравственного развития села" МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 (официальный интернет-портал www.mcx.ru/documents/document/show_print/4232..htm)

  1. Р.А.Михайлова, Профильное обучение в сельской школе», профильное объединение «Гарант» Белгородский район, Амурская область, 2009.
  2. Броневщук С.Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе. Пособие для руководителей и учителей сельских школ. М.: АРКТИ, 2000.
  3. Волкова Н.А., Коротнев В.Д., Федотова М.Ю. Профориентация сельских школьников // Социс. - 1999. - № 8.
  4. Реморенко И.  Реформа сельской школы:  региональные варианты // Управление школой. - 2002. - № 43.
  5. Фролов И.В.  Профильное обучение в условиях сельской школы: состояние и проблемы // Наука и школа. - 2000. - № 3. 
  6. Каргина Е.М. Понятийная основа процесса профилизации образовательной среды // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/02/31221 (дата обращения: 24.05.2016).
  7. Интернет-ресурсы.

Приложение 1

к программе «Спецпроект»

Анкета участника проекта

  1. Помог ли «Спецкурс» выявить ваши профессиональные склонности? Понравился ли он вам? Чем?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Специалистом какой профессии вы видите себя в будущем?__________________________________________________________
  2. Какие этапы курса  вы считаете наиболее удачными и почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В чем вы видите пользу лично для вас от этого курса?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Занятия кого из преподавателей модулей вам понравились больше всего? Чем?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой модуль вы бы опустили, вычеркнули? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу более успешной

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как вы считаете, может ли работник сельского хозяйства получать заработную плату на уроне работника-нефтяника?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как по вашему, сегодня жить в деревне – круто?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА С КЛАССНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Цель данной работы сводится к теоретическому обоснованию содержания и определения условий эффективности деятельности классного руководителя, а также анализу методической работы с классными руково...

Дипломная работа: Профессиональный рост педагогов в образовании.

Стратегическое направление экономического и социального развития нашей страны требует новых высококвалифицированных субъектов профессиональной деятельности во всех сферах, отличающихся, прежде всего т...

Дипломная работа Управление инновационными процессами в образовании

Дипломная работа Управление инновационными процессами в образовании...

Дипломные проекты (дипломные работы) студентов

Фрагменты презентаций выпускных квалификационных работ студентов, рекомендованных к опубликованию по результатам защиты....

Автореферат Дипломной работы «Формирование принципов вокально-хоровой работы в учреждениях дополнительного образования детей».

В данной работе, опираясь на личный опыт организатора и руководителя коллектива, мы определяем основные моменты функционирования Детской хоровой студии «Синяя птица» при МБОУ ДО «Дом...

Дипломная работа по программе профессиональной переподготовки "Инклюзивное образование"

В современном обществе наблюдается устойчивая тенденция к наращиванию общественного интереса к проблеме социального положения людей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Это прои...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки «Педагогическое образование: Технология»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТАпо дополнительной профессиональной образовательной программепрофессиональной переподготовки«Педагогическое образование: Технология» Тема:«Лоскутная пластика на у...