Психологический аспект развития культурных потребностей подростков с ОВЗ
консультация на тему
В докладе рассматриваются особенности развития культурных потребностей у подростков с интеллектуальными нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturologicheskiy_o.a._litvinova.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический аспект развития культурных потребностей подростков с ОВЗ
В современном обществе значительно повысились требования к взаимоотношениям людей, уровню их внутренней и внешней культуры. Не малую роль в освоении культурных потребностей играет уровень интеллектуального развития человека.
Поэтому развитие культурных потребностей у подростка в ОВЗ имеет ряд особенностей:
- многие жизненные явления или художественные произведения им не понятны, поэтому эстетическое отношение не возникает, либо воспринимается эстетически превратно. Например, они могут смеяться над трагическим произведениями, не понимая смысл трагедии, поверхностно или буквально воспринимая строки стиха, рассказа. Могут смеяться над картиной или вообще её не понять и пройти мимо.
- эстетические переживания неразрывно связаны как с чувствами человека, так и с его желаниями, стремлениями с волей. Если интеллектуальные способности дают возможность человеку познавать мир, то эмоции и воля позволяют оценивать его явления. Подростки с ОВЗ имеют нарушение эмоционально-волевой сферы, поэтому нарушена во многом эмоциональная оценка многих явлений. Классическая, русская народная музыка, хоровое пение кажется им скучной, стихи великих поэтов не интересными, картины на выставке не красивыми, или их привлекают картины нарисованные яркими красками, фильмы со смыслом рассчитанные на их возраст всё равно не понятными. Подростки с интеллектуальными нарушениями не способны проникнуться и понять глубину и возвышенность произведения. Зато весёлая лёгкая музыка «попса» или «рэп» их привлечёт, им смешными будут казаться сериалы (ситкомы) на канале ТНТ и они им понравятся, стихи с нецензурной лексикой легко запомнятся.
- слабость побуждений к освоению культурных навыков. Один из классиков олигофренопедагогики Эдуард Сеген отмечал сниженные по сравнению с обычным ребёнком стремления, потребности, хотения. Он считал, что умственно отсталый ребёнок, возможно, многое смог бы и узнал бы, если бы только захотел, но вся беда в этой слабости побуждений, отсутствие любознательности, духовных интересов и ценностей. Что нужно создать условия, при которых ему пришлось бы что то изучить, узнать например, смотреть любимые передачи, когда выучит стихотворение.
Развитие у умственно отсталых детей высших культурных потребностей – одна из самых сложных задач.
Здесь требуется затрата большего времени и труда.
Важно обращать внимание на глубинный смысл каждого произведения, доступно объясняя подростку, почему произведение музыки или искусства является классическим, великим, в какое время было написано, обратить внимание на детали, что автор переживал в то время, когда создавалось произведение.
Вовлекать учащихся в активную творческую и эстетическую деятельность: сценки, театральные постановки, разбор жизненных ситуаций, встречи с разными людьми, которые вызовут эмоциональный отклик и станут примером для подражания.
Очень важен личный пример, особенно в семье, если родителям смешно над ситкомами канала ТНТ, то чего ждать от подростков.
Таким образом, только настойчивая работа педагогов и родных, направленная на развитие высших духовных чувств, способствует формированию культурных потребностей подростка с ОВЗ.
Использованная литература:
- Воспитание прекрасным/ авт.-сост. А.Р. Борисевич, В.Н. Пунчик – Минск: Красико-Принт, 2009. – 128 с. – (Деятельность классного руководителя).
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология».— 3-е изд., перераб. и доп.—М.: Просвещение, 1986.—192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические аспекты развития логического мышления в подростковом возрасте
В данной работе представлена психолого-педагогические основы мышления, на какие виды они разделяются. отдельно описывается особенности логического мышления. И как происходит развитие мышления в подрос...
Психологические аспекты развития двигательных навыков в процессе занятий физической культурой
Двигательные навыки, как высшая ступень владения двигательным действием, имеют исключительно важное значение в учебной, трудовой, бытовой, физкультурно-спортивной деятельности. [2,...
презентация на тему Развитие культурных потребностей у ребёнка в ОВЗ
В презентации тезисно раскрыты особенности развития культурных потребностей у подростков с интеллектуальными нарушениями....
Психологический аспект развития технического творчества
Анализ психолого-педагогических исследований и опыта позволяют прийти к выводу, что техническое творчество создает прежде всего благоприятные условия для развития технического мышления учащихся. Оно н...
Психологический аспект развития технического творчества учащихся
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ....