Формирование духовно-нравственного воспитания обучающихся
статья на тему

Пигарева Елена Владиславна

Формирование духовно-нравственного воспитания обучающихся (из опыта работы по реализации программы Истоки)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya_v_shkole.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование системы духовно-нравственных ценностей у учащихся  в процессе реализации программы «Истоки»

Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

Пигарева Елена Владиславна МОБУ «СОШ №172» Архаринский район

Из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности: «Высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных традициях российского народа».

  Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.

Социокультурный курс «Истоки» ориентирован на реализацию концепции духовно-нравственного воспитания.

 Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего при непрерывном образовании.

Программа курса «Истоки» разработана профессором И.А. Кузьминым, членом-корреспондентом РАЕН, генеральным директором Издательского дома «Истоки», и доктором исторических наук А.В. Камкиным, профессором Вологодского государственного педагогического университета.

Цель курса - преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и преумножать социокультурный опыт Отечества

Главная цель программы  «Социокультурные истоки» (общеупотребимое название — программа «Истоки») — преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества.

Программа направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной культуры. Программа «Истоки» успешно используется в воспитании детей из семей, придерживающихся других культурных традиций, так как программа возрождает ценности, присущие большинству традиционных культур. 

Учебный курс разработан для использования в системе общего образования: в дошкольном и на всех уровнях школьного образования (1-11класс). 

Программа 
«Истоки» оснащена учебно-методическим комплектом (учебные пособия, рабочие тетради, научно-методические издания — сборники «Истоковедение», методические пособия для учителей, книги для развития детей дошкольного возраста (3–7 лет) и учащихся общеобразовательной школы, система активных форм работы с родителями).

 
Реализация программы «Истоки» способствует решению важнейших задач:

  • развитию духовно-нравственных основ образования;
  • интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;
  • формированию у учащихся гражданской ответственности;
  • приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного общества;
  • укреплению статуса школы как социального института, способствующего стабилизации и консолидации социума.

Образовательный и воспитательный потенциал  курса позволяет использовать принципиально новый инструментарий образования и систему подготовки на основе активных форм  – тренинги, творческие работы, практикумы, презентации, семинары, реализация проектов, работу в парах, группах.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания предполагает, что каждый вносит в него свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет переводить познавательную деятельность на более высокий уровень развития.

Отличительным достоинством данного курса является то, что «Истоки» возрождают ценности, присущие большинству традиционных культур, способствуют приобщению в равной степени представителей всех национальностей, этнических групп, вероисповеданий к родным истокам, общечеловеческим ценностям.

 
Социокультурный системный подход предполагает взаимодействие детей и взрослых. Организация взаимодействия учащихся и их родителей в значительной мере способствует развитию единого контекста воспитания в семье и школе, обеспечивает приобщение семьи к социокультурным категориям и ценностям.

                            Структура учебного курса «ИСТОКИ»
5 класс Память и мудрость Отечества

Знакомит учащихся с семью выдающимися памятниками отечественной культуры и образа жизни.

  • Соха и топор
  • Крестьянские хоромы
  • Соловки
  • Храм Покрова на Нерли
  • Икона «Живоначальная Троица»
  • Московский Кремль
  • Летописи

6 класс Слово и Образ России

Осваиваются «код» пространства и «ритмы» времени,               как важнейшие цивилизационные ценности,                открывается образ времени, смысл жизненных ритмов       общества и человека.

7 класс Истоки дела и подвига

 Представлены традиции, смыслы и духовно-нравственные основы ведущих видов деятельности: крестьянского и ремесленного труда, купечества и предпринимательства, государственного, воинского и духовного служения.
8 класс
 Истоки творчества

Исследуется язык, образы и мотивы творчества, его патриотическое и духовно-нравственное содержание.

9 класс В поисках Истины

Представлены различные пути к ИСТИНЕ,

которыми веками шел человек в нашем Отечестве.

  Выбор курса «Истоки» нашей образовательной организацией был обусловлен тем, что его  потенциал, направленный на формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, гражданской ответственности, самостоятельности, толерантности, в полной мере позволяет реализовать задачи школьного воспитания. Преподавание данного курса позволяет сохранить преемственность курса ОРКСЭ между всеми уровнями обучения. Реализация социокультурного курса «Истоки» в нашей школе началась с сентября 2016 года, в рамках внеурочной деятельности для учащихся 5 классов.

(Из опыта работы – примеры)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

« Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в рамках внеклассных занятий»

В данном материале расссматривается работа воспитателя по формированию нравственных качеств личности у воспитанников....

« Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в рамках внеклассных занятий»

Материал из опыта работы воспитателя по формированию нравственных качеств воспитанников....

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Представление собственного инновационного педагогического опыта «Искусствотерапевтическая деятельность учителя как средство формирования духовно нравственной культуры личности обучающегося»

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыкиМОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»Лямбирского муниципального района Республики Мордо...