Организация совместной деятельности Центра культуры «Китеж» и семьи на примере программы семейного клуба «Берегиня».
проект на тему

Сегодня возрождение и собирание положительных  семейных  традиций, организация обмена положительным опытом  семейного  воспитания является самой актуальной задачей не только нашего сообщества, но и всей системы воспитания России.  Востребованность  активного взаимодействия семьи и дополнительного образования натолкнуло нас на   идею создания семейного клуба. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_sovmestnoy_deyatelnosti.docx742.38 КБ

Предварительный просмотр:

Организация совместной деятельности Центра культуры «Китеж» и семьи на примере программы семейного клуба «Берегиня».

Автор: педагог дополнительного образования

 Центра культуры «Китеж» Филатова Наталья Владимировна.

Во все времена в любой стране, в любом государстве, при любой религии семья считалась главным, что может быть у человека. В России сегодня этот институт нуждается в особой заботе.

 Главная ценность семьи – это духовное объединение людей. И любящие родители, мама и папа, любимые и желанные дети – это наша надежда, это наше будущее.

Сегодня возрождение и собирание положительных  семейных  традиций, организация обмена положительным опытом  семейного  воспитания является самой актуальной задачей не только нашего сообщества, но и всей системы воспитания России.  Востребованность  активного взаимодействия семьи и дополнительного образования натолкнуло нас на   идею создания семейного клуба.

Наш Центр располагает большим спектром образовательных услуг и необходимыми условиями для развития творческого потенциала, формирования коммуникативных умений, выбора индивидуальной формы образования, обеспечения ситуации успеха, социализации и самореализации детей. Практика работы показала, что не только дети, но и родители нуждаются в психолого-педагогической поддержке,   творческом развитии. Поэтому в 2012 г. на базе Центра  культуры «Китеж» был организован проект  семейного клуба   для детей   и их родителей.

 Для решения этой проблемы педагоги  Центра посетили около  пятидесяти  семей, познакомились с родителями, детьми, рассказывали о создании клуба, о планах работы, спрашивали мнения, советы.  Это возымело большой успех, родители стали приходить с  детьми на занятия в студию художественной вышивки по образовательной программе семейного клуба, совместно проводить праздники, мероприятия.

 

Мы работаем над созданием системы мероприятий по расширению поля позитивного общения взрослых и детей через совместную познавательную, трудовую, досуговую деятельности, совместные культурные традиции.

У наших предков мифология органично вплеталась в повседневную жизнь и деятельность человека.  Организовывая семейный клуб, нам захотелось его назвать  «Берегиня» в честь божества, являющегося воплощением небесного сияния, света.

  Уникальность данного проекта заключается в том, что обучение детей   происходит совместно с родителями и  имеет небольшие материальные затраты, доступность теоретического и практического материала, приносит зримые результаты работы.

   

 Цель: Создание единого воспитательного пространства на основе взаимодействия семьи и дополнительного образования, ориентированного на общечеловеческие ценности, гармонизацию взаимоотношений всех участников программы. Формирование направленности на творческую самореализацию в общественно и личностно значимой деятельности.

Задачи создания программы:

-  Найти и определить пути возрождения семейных традиций во взаимодействии с родителями, укрепить родственные контакты;

- привлекать родителей к участию не только своего ребенка, но и студии в целом;

- создать условия для выявления творческих личностей, среди родителей и детей;  

-  воспитывать у ребят чувство ответственности за семью;

-  организовать семейный досуг и совместное творчество;

- оказывать помощь родителям в семейном воспитании.

Программа клуба разработана на основе положения о семейном клубе и  имеет социально-педагогическую направленность. Семейный клуб «Берегиня» – это клуб для детей и родителей, где основной упор сделан на творческое развитие детей, на воспитание в них здорового образа жизни, на поиск взаимопонимания и доверия со своими родителями.    Для участия в работе клуба приглашаются родители с детьми разного возраста – как дошкольного, так и школьного, желающих более активно участвовать как в творческом, так и в педагогическом процессах.

   

Группы формируются из 4-6 семей (10-12 человек, в зависимости от количества детей в семьях, посещающих студию). Небольшой состав групп объясняется повышенным уровнем сложности работ, а также значительным расходом учебного времени на организацию оригинальных индивидуальных проектов.

Заседания клуба проходят, как правило, 2 раза в неделю по 2 часа.  Срок реализации программы  1 год.  Во время собраний дети участвуют вместе с родителями в разных интересных  формах  совместной активности: разыгрывают спектакли, устраивают  выставки творческих работ,  организуют подвижные игры, выпускают газеты, проводят открытые занятия, мастер-классы  по прикладному творчеству, устраивают чаепития по поводу дней рождения и т.д.

D:\рабочий стол\100OLYMP\P1010360.JPG                    D:\рабочий стол\100OLYMP\P1010360.JPG

 Преобладающим видом деятельности клуба является декоративно-прикладное творчество. Эффективная форма работы на наш взгляд  осуществляется педагогами и специалистами нашего  Центра в группах по интересам, где приглашаются родители воспитанников к активному участию в различных видах деятельности со своим ребёнком на основе интереса:  создание  авторских работ, походы и  экскурсии, мастер-классы,  проектная деятельность, презентации   и др. Среди технических средств, используемых на занятиях, применяются аудиозаписи, видеоматериалы,  презентации, слайд-шоу.

Дети, участвуя в работе клуба, учатся играть и обращаться друг с другом и с взрослыми  в свободной, не стесненной школьной дисциплиной обстановке. У них развиваются жизнерадостность, остроумие, стремление к самостоятельности и творчеству, расширяется их кругозор, формируется правильное и оптимистическое мировоззрение,  приобретаются  допрофессиональные умения и навыки в области декоративно-прикладного творчества, навыки хорошего тона и дружелюбного, благожелательного поведения. В семейном клубе воспитываются не только дети, но и сами родители приобретают умения и навыки, становятся активными гражданами, способными принять на себя ответственность не только за свой дом и свою семью, но и за детей из других семей, за развитие общественно-полезной обучающей и воспитательной среды для всех  местных детей. Кроме того изготовление замечательных произведений декоративно-прикладного творчества является хорошим подспорьем в бюджете семьи - это  изделия для украшения своего интерьера, изготовление подарков гостям и родным, участие в ярмарках ремесел, фестивалях, конкурсах.

  Темы творческих  работ разнообразны:  

 « Вышитые узоры» -вышивка в технике простой крест, в технике набора.

 «Волшебная россыпь»-параллельное низание, бисероткачество;

 «В гостях у сказки» -пошив игрушек.

«Новые современные технологии»; и другие.

 Педагогам предоставляется право работать по индивидуальным программам, но при этом их должны объединять общие характерные черты:

  • опора на имеющиеся знания воспитанников;
  • гибкость учебного плана; учет интересов, возможностей и
    потребностей семей;
  • опережающее обучение; повышенная степень сложности;
  • нацеленность на конечный результат (выставочные проекты);
  • высокий художественный уровень запланированных работ;
  • индивидуальные проекты;
  • коллективный характер труда;
  • равноправное сотворчество педагога, детей и родителей начиная с замысла и заканчивая оформлением итоговой выставки;
  • стимулирование творческой инициативы и экспериментирования;
  • единство требований педагогов;
  • возможность корректировки программ с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности личности.

 

 

Одной из  задач в работе с детьми     является снятие их эмоционального напряжения. На данном этапе проводятся занятия с песком – песочная анимация. Рисование песком - способ расслабиться. Погружение в приятное текучее состояние спокойного творчества, соприкосновение с природной материей снимает   стресс, любое напряжение, страхи.

Не только дети, но и родители нуждаются в психолого–педагогической поддержки. С этой целью мы приглашаем на консультации разных специалистов, многие из них сами посещают семейный клуб и готовы оказать консультативную помощь в рамках своей компетенции. Например, среди участников программы семейного клуба есть психолог, специалист  ГБУ комплексного центра социального обслуживания населения, социальный педагог.

Взаимоотношения с детьми и родителями стали сегодня многообразнее, интереснее и требуют от педагогов больше эрудиции, гибкости, понимания стоящих перед ними задач, вдумчивости в постановке вопросов перед коллективом родителей и каждой семьей в отдельности. В результате диагностики и анализа работы студии художественной вышивки по программе семейного клуба мы пришли к выводу, что данную работу надо продолжать и в других студиях.

В ходе реализации программы  предполагается:

  • Приобретение всеми  членами клуба знаний и умений  в области декоративно-прикладного творчества (практически выполнять работу различной сложности). Лучшие работы   выставляются в выставочных залах Центра.
  • Создание своего авторского фонда (участие в ярмарках ремесел).
  • Повышение уровня социальной активности всех участников проекта.
  • Повышение результативности участия детей и родителей в ярмарках ремесел, выставках и конкурсах по декоративно-прикладному творчеству.
  • Создание информационного банка методических пособий и разработок для обеспечения работы по сопровождению  детей в сфере дополнительного образования.

Календарно-тематический план работы семейного клуб

1. День открытых дверей. Организационное собрание.

Утверждение плана работы.

2. Экскурсия по выставочным залам Центра.

3-5. Творческая мастерская «В гостях у иголочки» - ознакомительный мастер-класс. Из истории вышивки.

6-7.Практическая работа

8. Анкетирование участников клуба.

Сентябрь

8-16. Творческая мастерская «Вышитые узоры» - вышивка в технике простой крест.

Октябрь

17.  Прощание с осенью «Кузьминки».

18-23. Творческая мастерская – оформление вышитых работ.

24. Выпуск газеты «Берегиня».

Ноябрь

25-36. Творческая мастерская «Новогодний сувенир»  - бисероплетение, бисерное ткачество.

37. Праздник в студии «Святочные посиделки».

38. Выставка работ по итогам полугодия.

Декабрь

Январь

39-44. Творческая мастерская «Традиции и современность» – валяние из шерсти.

45 .  Подготовка и проведение  праздника – Масленица.

 46. Выпуск газеты «Берегиня».

Февраль

47-54. Творческая мастерская «Волшебная россыпь» - параллельное низание и низание дугами.

55. Совместное мероприятие, посвященное Международному женскому дню.

Март

56-61. Творческая мастерская «В гостях у сказки» - объемная игрушка.

62. Подготовка  и проведение мероприятия, посвященного  Дню Рождения Центра.

  63-64. Выставка работ «Рукотворное чудо».

Апрель

65-70. Творческая мастерская «Волшебный калейдоскоп» инновационные технологии в декоративно-прикладном творчестве.

71.Диагностика.

72. Выпуск газеты «Берегиня». Подведение итогов года.  

Май

В настоящее время семейный клуб «Берегиня» - это любимое место встреч, общения для детей и  их родителей. Число воспитанников клуба растет из года в год. Так в 2012 году клуб посещали 6 семей; в 2013 –   13 семей, 2014г -18семей.

Диагностика

Анкета для родителей

После года работы Семейного клуба было проведено анкетирование родителей. Вопросы были следующие:

1.Счиаете ли Вы полезным Семейный клуб?

         Да                                 Нет

16 чел. – 100%             ---    

 2.Помог ли Вам Семейный клуб узнать лучше своего ребенка?

         Да                                 Нет                                Не знаю

        13                                    2                                           1      

 3.Вы считаете, что достаточно знаете о том, как воспитывать ребенка?

         Да                                 Нет

16   

 

4.Что бы Вы еще хотели обсудить на заседаниях Семейного клуба?

5.Выши предложения.

 

Вот некоторые ответы родителей:

«До этого, я оказывается, совершенно не знал своего сына, не знал, что значит для него настоящая дружба».

«Как часто за работой и домашними хлопотами мы не находим времени для своих детей, а потом ищем причину, почему они отделяются от нас. В Семейном клубе мы открыли много для себя о своих детях, о их воспитании».

«Я предлагаю проводить встречи в Семейном клубе и на природе».

«Пусть такие встречи будут постоянными».

Анкетирование детей

Анализ анкет дал тему для очередного заседания клуба. Например, ответы на вопрос «Что тебе дороже в жизни?» 60% были связаны с семьей:

-Семья, потому что они все родные.

-Мама, она самая добрая в мире.

-Родители, они всегда помогут в беде.

Так как семья называется большинством ребят, как особая ценность в их жизни, предлагаем некоторые ответы на вопросы:

-Что тебе больше всего нравится в твоей семье?

-Доброта – 81%.

-Внимание – 40%.

-Помощь ребенку, друг другу – 60%.

-Честность – 31%.

-Трудолюбие – 36%.

-Веселость – 23%.

-А что пожелали бы своей семье?

-Веселья, хорошего настроения, радости, улыбок.

-Быть вместе, праздники и выходные вместе проводить.

-Побольше денег, богатства.

Обсуждая вопрос: «К кому бы ты обратился за помощью, советом, поддержкой?» именно к маме – 82% детей обратились бы за помощью, к папе – 40%, к учителю – 14%.

На вопрос: «Если бы ты стал волшебником, какие три желания выполнил бы?»

Для семьи: - Чтобы все были здоровы.

                   -Не ссорились.

                   -Побольше побед.

Для школы: -Класс был бы дружным.

                     - Чтобы все учителя   были бы хорошие.

                     -Чтобы в школе было как дома.

                      -Был бы большой спортивный зал.

И на вопрос о существовании Семейного клуба все дети ответили положительно и выразили желание продолжать работу в старших классах.

  

  

За время существования семейного клуба накоплен немалый опыт. Это и разработки мастер-классов, досуговых и воспитательных мероприятий, пополнился фонд и новыми работами в разных техниках декоративно-прикладного творчества. Обучающиеся и их родители по образовательной программе семейного клуба «Берегиня» участвуют со своими работами, проектами в конкурсах и выставках разного уровня и занимают призовые места. Семья Маленцевых и Ивановых приняли участие в муниципальном конкурсе «Крепка семья, крепка держава», тем самым подтвердив данное название на своем примере. Успех воодушевил весь коллектив Центра, мы пришли к выводу, что начатые проекты необходимо продолжить, расширив и дополнив их.

Таким образом, на сегодняшний день можно сказать, что клуб “ Берегиня” наполняет сердца  всех участников данного проекта   радостью жизни и уверенности в завтрашнем дне.

Приложение:

Методическая копилка.

  1. Программа семейного клуба «Берегиня».
  2. Мастер-класс от педагога «Особенности нижегородской вышивки».
  3. Мастер-класс от обучающегося «Новогодний символ».
  4. Фотовыставка работ семейного клуба «Берегиня».
  5.   Выпуски газеты семейного клуба «Берегиня», разных лет.
  6. Видеоролик - семья Маленцевых: конкурс «Крепка семья, крепка держава».

Список использованной литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя в организации совместной деятельности семьи и школы

Семья – ячейка школьного коллектива. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни челов...

Программа семейного клуба «Здоровая семья»

Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами материалом, который был использован в работе с детьми и родителями в течение двух лет. Этот проект разработан мной в сотрудничестве с инструктором по физическ...

Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике правонарушений среди подростков на основе дифференцированного подхода.

В данной статье рассматривается вопрос о взаимодействии семьи и школы как важнейший элемент эффективности всего образовательного процесса....

презентация по теме: "Организация совместной деятельности родителей и друзей"

Данная презентация была использована на заседании творческой группы педагогов дополнительного образования "Работа с родителями"...

Организация совместной деятельности- одно из средств повышения положительной мотивации учащихся ( из опыта работы)

Одним из важнейших средств повышения положительной мотивации учащихся является правильная организация совместной деятельности на уроках русского языка и литературы.  В работе представлен материал...

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ «КИТЕЖ».

Последнее время мы часто слышим: «Сфера дополнительного образования детей создает особенные возможности для развития образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соотв...

Организация военно-патриотического воспитания в условиях сельской жизни на примере военно-патриотического клуба «Мужество».

ВПК «Мужество» создана с целью воспитания патриотизма, любви к Родине, формирования качеств, навыков и умений, необходимых для ее защиты, как воинской, трудовой, так и действиях в экстрема...