Организация совместной деятельности Центра культуры «Китеж» и семьи на примере программы семейного клуба «Берегиня».
проект на тему
Сегодня возрождение и собирание положительных семейных традиций, организация обмена положительным опытом семейного воспитания является самой актуальной задачей не только нашего сообщества, но и всей системы воспитания России. Востребованность активного взаимодействия семьи и дополнительного образования натолкнуло нас на идею создания семейного клуба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_sovmestnoy_deyatelnosti.docx | 742.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация совместной деятельности Центра культуры «Китеж» и семьи на примере программы семейного клуба «Берегиня».
Автор: педагог дополнительного образования
Центра культуры «Китеж» Филатова Наталья Владимировна.
Во все времена в любой стране, в любом государстве, при любой религии семья считалась главным, что может быть у человека. В России сегодня этот институт нуждается в особой заботе.
Главная ценность семьи – это духовное объединение людей. И любящие родители, мама и папа, любимые и желанные дети – это наша надежда, это наше будущее.
Сегодня возрождение и собирание положительных семейных традиций, организация обмена положительным опытом семейного воспитания является самой актуальной задачей не только нашего сообщества, но и всей системы воспитания России. Востребованность активного взаимодействия семьи и дополнительного образования натолкнуло нас на идею создания семейного клуба.
Наш Центр располагает большим спектром образовательных услуг и необходимыми условиями для развития творческого потенциала, формирования коммуникативных умений, выбора индивидуальной формы образования, обеспечения ситуации успеха, социализации и самореализации детей. Практика работы показала, что не только дети, но и родители нуждаются в психолого-педагогической поддержке, творческом развитии. Поэтому в 2012 г. на базе Центра культуры «Китеж» был организован проект семейного клуба для детей и их родителей.
Для решения этой проблемы педагоги Центра посетили около пятидесяти семей, познакомились с родителями, детьми, рассказывали о создании клуба, о планах работы, спрашивали мнения, советы. Это возымело большой успех, родители стали приходить с детьми на занятия в студию художественной вышивки по образовательной программе семейного клуба, совместно проводить праздники, мероприятия.
Мы работаем над созданием системы мероприятий по расширению поля позитивного общения взрослых и детей через совместную познавательную, трудовую, досуговую деятельности, совместные культурные традиции.
У наших предков мифология органично вплеталась в повседневную жизнь и деятельность человека. Организовывая семейный клуб, нам захотелось его назвать «Берегиня» в честь божества, являющегося воплощением небесного сияния, света.
Уникальность данного проекта заключается в том, что обучение детей происходит совместно с родителями и имеет небольшие материальные затраты, доступность теоретического и практического материала, приносит зримые результаты работы.
Цель: Создание единого воспитательного пространства на основе взаимодействия семьи и дополнительного образования, ориентированного на общечеловеческие ценности, гармонизацию взаимоотношений всех участников программы. Формирование направленности на творческую самореализацию в общественно и личностно значимой деятельности.
Задачи создания программы:
- Найти и определить пути возрождения семейных традиций во взаимодействии с родителями, укрепить родственные контакты;
- привлекать родителей к участию не только своего ребенка, но и студии в целом;
- создать условия для выявления творческих личностей, среди родителей и детей;
- воспитывать у ребят чувство ответственности за семью;
- организовать семейный досуг и совместное творчество;
- оказывать помощь родителям в семейном воспитании.
Программа клуба разработана на основе положения о семейном клубе и имеет социально-педагогическую направленность. Семейный клуб «Берегиня» – это клуб для детей и родителей, где основной упор сделан на творческое развитие детей, на воспитание в них здорового образа жизни, на поиск взаимопонимания и доверия со своими родителями. Для участия в работе клуба приглашаются родители с детьми разного возраста – как дошкольного, так и школьного, желающих более активно участвовать как в творческом, так и в педагогическом процессах.
Группы формируются из 4-6 семей (10-12 человек, в зависимости от количества детей в семьях, посещающих студию). Небольшой состав групп объясняется повышенным уровнем сложности работ, а также значительным расходом учебного времени на организацию оригинальных индивидуальных проектов.
Заседания клуба проходят, как правило, 2 раза в неделю по 2 часа. Срок реализации программы 1 год. Во время собраний дети участвуют вместе с родителями в разных интересных формах совместной активности: разыгрывают спектакли, устраивают выставки творческих работ, организуют подвижные игры, выпускают газеты, проводят открытые занятия, мастер-классы по прикладному творчеству, устраивают чаепития по поводу дней рождения и т.д.
Преобладающим видом деятельности клуба является декоративно-прикладное творчество. Эффективная форма работы на наш взгляд осуществляется педагогами и специалистами нашего Центра в группах по интересам, где приглашаются родители воспитанников к активному участию в различных видах деятельности со своим ребёнком на основе интереса: создание авторских работ, походы и экскурсии, мастер-классы, проектная деятельность, презентации и др. Среди технических средств, используемых на занятиях, применяются аудиозаписи, видеоматериалы, презентации, слайд-шоу.
Дети, участвуя в работе клуба, учатся играть и обращаться друг с другом и с взрослыми в свободной, не стесненной школьной дисциплиной обстановке. У них развиваются жизнерадостность, остроумие, стремление к самостоятельности и творчеству, расширяется их кругозор, формируется правильное и оптимистическое мировоззрение, приобретаются допрофессиональные умения и навыки в области декоративно-прикладного творчества, навыки хорошего тона и дружелюбного, благожелательного поведения. В семейном клубе воспитываются не только дети, но и сами родители приобретают умения и навыки, становятся активными гражданами, способными принять на себя ответственность не только за свой дом и свою семью, но и за детей из других семей, за развитие общественно-полезной обучающей и воспитательной среды для всех местных детей. Кроме того изготовление замечательных произведений декоративно-прикладного творчества является хорошим подспорьем в бюджете семьи - это изделия для украшения своего интерьера, изготовление подарков гостям и родным, участие в ярмарках ремесел, фестивалях, конкурсах.
Темы творческих работ разнообразны:
« Вышитые узоры» -вышивка в технике простой крест, в технике набора.
«Волшебная россыпь»-параллельное низание, бисероткачество;
«В гостях у сказки» -пошив игрушек.
«Новые современные технологии»; и другие.
Педагогам предоставляется право работать по индивидуальным программам, но при этом их должны объединять общие характерные черты:
- опора на имеющиеся знания воспитанников;
- гибкость учебного плана; учет интересов, возможностей и
потребностей семей; - опережающее обучение; повышенная степень сложности;
- нацеленность на конечный результат (выставочные проекты);
- высокий художественный уровень запланированных работ;
- индивидуальные проекты;
- коллективный характер труда;
- равноправное сотворчество педагога, детей и родителей начиная с замысла и заканчивая оформлением итоговой выставки;
- стимулирование творческой инициативы и экспериментирования;
- единство требований педагогов;
- возможность корректировки программ с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности личности.
Одной из задач в работе с детьми является снятие их эмоционального напряжения. На данном этапе проводятся занятия с песком – песочная анимация. Рисование песком - способ расслабиться. Погружение в приятное текучее состояние спокойного творчества, соприкосновение с природной материей снимает стресс, любое напряжение, страхи.
Не только дети, но и родители нуждаются в психолого–педагогической поддержки. С этой целью мы приглашаем на консультации разных специалистов, многие из них сами посещают семейный клуб и готовы оказать консультативную помощь в рамках своей компетенции. Например, среди участников программы семейного клуба есть психолог, специалист ГБУ комплексного центра социального обслуживания населения, социальный педагог.
Взаимоотношения с детьми и родителями стали сегодня многообразнее, интереснее и требуют от педагогов больше эрудиции, гибкости, понимания стоящих перед ними задач, вдумчивости в постановке вопросов перед коллективом родителей и каждой семьей в отдельности. В результате диагностики и анализа работы студии художественной вышивки по программе семейного клуба мы пришли к выводу, что данную работу надо продолжать и в других студиях.
В ходе реализации программы предполагается:
- Приобретение всеми членами клуба знаний и умений в области декоративно-прикладного творчества (практически выполнять работу различной сложности). Лучшие работы выставляются в выставочных залах Центра.
- Создание своего авторского фонда (участие в ярмарках ремесел).
- Повышение уровня социальной активности всех участников проекта.
- Повышение результативности участия детей и родителей в ярмарках ремесел, выставках и конкурсах по декоративно-прикладному творчеству.
- Создание информационного банка методических пособий и разработок для обеспечения работы по сопровождению детей в сфере дополнительного образования.
Календарно-тематический план работы семейного клуб
1. День открытых дверей. Организационное собрание. Утверждение плана работы. 2. Экскурсия по выставочным залам Центра. 3-5. Творческая мастерская «В гостях у иголочки» - ознакомительный мастер-класс. Из истории вышивки. 6-7.Практическая работа 8. Анкетирование участников клуба. | Сентябрь |
8-16. Творческая мастерская «Вышитые узоры» - вышивка в технике простой крест. | Октябрь |
17. Прощание с осенью «Кузьминки». 18-23. Творческая мастерская – оформление вышитых работ. 24. Выпуск газеты «Берегиня». | Ноябрь |
25-36. Творческая мастерская «Новогодний сувенир» - бисероплетение, бисерное ткачество. 37. Праздник в студии «Святочные посиделки». 38. Выставка работ по итогам полугодия. | Декабрь Январь |
39-44. Творческая мастерская «Традиции и современность» – валяние из шерсти. 45 . Подготовка и проведение праздника – Масленица. 46. Выпуск газеты «Берегиня». | Февраль |
47-54. Творческая мастерская «Волшебная россыпь» - параллельное низание и низание дугами. 55. Совместное мероприятие, посвященное Международному женскому дню. | Март |
56-61. Творческая мастерская «В гостях у сказки» - объемная игрушка. 62. Подготовка и проведение мероприятия, посвященного Дню Рождения Центра. 63-64. Выставка работ «Рукотворное чудо». | Апрель |
65-70. Творческая мастерская «Волшебный калейдоскоп» инновационные технологии в декоративно-прикладном творчестве. 71.Диагностика. 72. Выпуск газеты «Берегиня». Подведение итогов года. | Май |
В настоящее время семейный клуб «Берегиня» - это любимое место встреч, общения для детей и их родителей. Число воспитанников клуба растет из года в год. Так в 2012 году клуб посещали 6 семей; в 2013 – 13 семей, 2014г -18семей.
Диагностика
Анкета для родителей
После года работы Семейного клуба было проведено анкетирование родителей. Вопросы были следующие:
1.Счиаете ли Вы полезным Семейный клуб?
Да Нет
16 чел. – 100% ---
2.Помог ли Вам Семейный клуб узнать лучше своего ребенка?
Да Нет Не знаю
13 2 1
3.Вы считаете, что достаточно знаете о том, как воспитывать ребенка?
Да Нет
16
4.Что бы Вы еще хотели обсудить на заседаниях Семейного клуба?
5.Выши предложения.
Вот некоторые ответы родителей:
«До этого, я оказывается, совершенно не знал своего сына, не знал, что значит для него настоящая дружба».
«Как часто за работой и домашними хлопотами мы не находим времени для своих детей, а потом ищем причину, почему они отделяются от нас. В Семейном клубе мы открыли много для себя о своих детях, о их воспитании».
«Я предлагаю проводить встречи в Семейном клубе и на природе».
«Пусть такие встречи будут постоянными».
Анкетирование детей
Анализ анкет дал тему для очередного заседания клуба. Например, ответы на вопрос «Что тебе дороже в жизни?» 60% были связаны с семьей:
-Семья, потому что они все родные.
-Мама, она самая добрая в мире.
-Родители, они всегда помогут в беде.
Так как семья называется большинством ребят, как особая ценность в их жизни, предлагаем некоторые ответы на вопросы:
-Что тебе больше всего нравится в твоей семье?
-Доброта – 81%.
-Внимание – 40%.
-Помощь ребенку, друг другу – 60%.
-Честность – 31%.
-Трудолюбие – 36%.
-Веселость – 23%.
-А что пожелали бы своей семье?
-Веселья, хорошего настроения, радости, улыбок.
-Быть вместе, праздники и выходные вместе проводить.
-Побольше денег, богатства.
Обсуждая вопрос: «К кому бы ты обратился за помощью, советом, поддержкой?» именно к маме – 82% детей обратились бы за помощью, к папе – 40%, к учителю – 14%.
На вопрос: «Если бы ты стал волшебником, какие три желания выполнил бы?»
Для семьи: - Чтобы все были здоровы.
-Не ссорились.
-Побольше побед.
Для школы: -Класс был бы дружным.
- Чтобы все учителя были бы хорошие.
-Чтобы в школе было как дома.
-Был бы большой спортивный зал.
И на вопрос о существовании Семейного клуба все дети ответили положительно и выразили желание продолжать работу в старших классах.
За время существования семейного клуба накоплен немалый опыт. Это и разработки мастер-классов, досуговых и воспитательных мероприятий, пополнился фонд и новыми работами в разных техниках декоративно-прикладного творчества. Обучающиеся и их родители по образовательной программе семейного клуба «Берегиня» участвуют со своими работами, проектами в конкурсах и выставках разного уровня и занимают призовые места. Семья Маленцевых и Ивановых приняли участие в муниципальном конкурсе «Крепка семья, крепка держава», тем самым подтвердив данное название на своем примере. Успех воодушевил весь коллектив Центра, мы пришли к выводу, что начатые проекты необходимо продолжить, расширив и дополнив их.
Таким образом, на сегодняшний день можно сказать, что клуб “ Берегиня” наполняет сердца всех участников данного проекта радостью жизни и уверенности в завтрашнем дне.
Приложение:
Методическая копилка.
- Программа семейного клуба «Берегиня».
- Мастер-класс от педагога «Особенности нижегородской вышивки».
- Мастер-класс от обучающегося «Новогодний символ».
- Фотовыставка работ семейного клуба «Берегиня».
- Выпуски газеты семейного клуба «Берегиня», разных лет.
- Видеоролик - семья Маленцевых: конкурс «Крепка семья, крепка держава».
Список использованной литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль учителя в организации совместной деятельности семьи и школы
Семья – ячейка школьного коллектива. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни челов...
Программа семейного клуба «Здоровая семья»
Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами материалом, который был использован в работе с детьми и родителями в течение двух лет. Этот проект разработан мной в сотрудничестве с инструктором по физическ...
Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике правонарушений среди подростков на основе дифференцированного подхода.
В данной статье рассматривается вопрос о взаимодействии семьи и школы как важнейший элемент эффективности всего образовательного процесса....
презентация по теме: "Организация совместной деятельности родителей и друзей"
Данная презентация была использована на заседании творческой группы педагогов дополнительного образования "Работа с родителями"...
Организация совместной деятельности- одно из средств повышения положительной мотивации учащихся ( из опыта работы)
Одним из важнейших средств повышения положительной мотивации учащихся является правильная организация совместной деятельности на уроках русского языка и литературы. В работе представлен материал...
ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ «КИТЕЖ».
Последнее время мы часто слышим: «Сфера дополнительного образования детей создает особенные возможности для развития образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соотв...
Организация военно-патриотического воспитания в условиях сельской жизни на примере военно-патриотического клуба «Мужество».
ВПК «Мужество» создана с целью воспитания патриотизма, любви к Родине, формирования качеств, навыков и умений, необходимых для ее защиты, как воинской, трудовой, так и действиях в экстрема...