РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО РАЗРАБОТКЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛНТ (ФИЛИАЛА) ФГБОУ ВО «ЮГУ»
методическая разработка на тему
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ
ПО РАЗРАБОТКЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ЛНТ (ФИЛИАЛА) ФГБОУ ВО «ЮГУ»
2015г.
Разработал: Абдулманафова Г.С., методист
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Цель методических указаний: реализация государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности (далее - Государственные требования) при очной форме обучения по конкретной учебной дисциплине в условиях действия федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования, оказание помощи студентам очного отделения (далее - студент) в организации их самостоятельной работы над изучением учебного материала.
Особенности проведения лабораторных и практических работ состоит в том, что преподавателю предоставляется возможность индивидуальной работы с каждым студентом. Студент должен самостоятельно выполнить работы, ответить на вопросы проблемного характера и тем самым закрепить теоретические знания.
Основные требования при проведении лабораторных и практических работ, которые необходимо учитывать: понимание студентом необходимости ее для своей специальности, связь с теоретическим материалом.
Лабораторные и практические работы составляют важную часть теоретической и профессиональной подготовки студентов. Они направлены на формирование учебных и профессиональных умений. В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования лабораторные и практические работ относятся к основным видам учебных занятий.
Выполнение студентами лабораторных и практических работ направлено на:
-обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин математического и общего естественнонаучного, общепрофессионального и специального циклов;
-формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
-выработку при решении поставленных задач таких профессионально
значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность,
творческая инициатива.
Дисциплины, по которым планируются лабораторные и практические работы и их объемы, определяются учебными планами.
При планировании состава и содержания лабораторных и практических работ следует исходить из того, что лабораторные и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели. Выполнению лабораторных и практических работ предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.
Формы организации студентов на лабораторных и практических работах: фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.
Для повышения эффективности проведения лабораторных и практических работ рекомендуется:
-разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями, применительно к конкретным специальностям;
- разработка заданий для автоматизированного тестового контроля за подготовленностью студентов к лабораторным или практическим работам;
-подчинение методики проведения лабораторных и практических работ ведущим дидактическим целям, с соответствующими установками для студентов;
-использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной основе;
-применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ;
-проведение лабораторных и практических работ на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором студентами условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;
-эффективное использование времени, отводимого на лабораторные и практические работы подбором дополнительных задач и заданий для студентов, работающих в более быстром темпе.
Состав заданий для лабораторных или практических работ должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть качественно выполнены большинством студентов. Количество часов, отводимых на лабораторные и практические работы, фиксируется в учебных программах.
Содержание лабораторных работ и практических занятий фиксируется в программах дисциплин в разделе «Тематический план и содержание учебной дисциплины».
Структура титульного листа (приложение 1), оборотная сторона титульного листа (приложение 2), разработчика, экспертов (приложение 3).
Методические указания должны быть выполнены с соблюдением следующих технических требований:
-текст набран с использованием текстового редактора MS Word for Microsoft (не ниже Word 97) 14 шрифтом Times New Roman c одинарным интервалом, отпечатан на одной стороне листа белой бумаги формата А4;
-каждая страница должна иметь поля: верхнее – 2,0, нижнее -2,0, левое – 2,5, правое – 1,5;
-красная строка (отступ) должна быть 1,27;
-заголовки и подзаголовки должны быть набраны более крупным полужирным шрифтом и отделяться от основного текста тремя пробелами.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВЕДЕНИЮ И ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ.
Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, закономерностей).
Содержанием лабораторных работ является экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение и развитие явлений, процессов и др. При выборе содержания и объема лабораторных работ необходимо исходить из:
· сложности учебного материала для усвоения;
· внутрипредметных и межпредметных связей;
· из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности
лабораторных работ и их значимости для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины.
2.1.Организация и проведение лабораторных работ.
Лабораторная работа как вид учебного занятия должна проводиться в
специально оборудованных учебных лабораториях. Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем и также организация обсуждения итогов выполнения лабораторной работы.
Перед проведением лабораторных занятий студенты должны заранее самостоятельно подготовиться к ней с использованием указанной преподавателем литературы: учебники, лекции. При проведении лабораторных занятий необходимо обеспечить правильную организацию рабочего места студентов, своевременное снабжение лабораторий учебным, методическим и экспериментальным материалами, полное соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены. Лабораторные работы выполняются индивидуально или группой из 3-4 человек. К ним допускаются студенты, прошедшие инструктаж по технике безопасности и ответившие на контрольные вопросы по теме работы.
Лабораторные занятия являются связующим звеном теории и практики.
Лабораторные занятия должны обеспечить знакомство студентов с новой техникой, новейшим оборудованием (в особенности с точными измерительными приборами), новыми методами измерений, автоматизацией производственных процессов.
Лабораторные работы должны тематически следовать за определенными разделами теоретического курса. Необходимо также, по возможности, укреплять связь и устанавливать преемственность между лабораторными занятиями по дисциплинам.
Для постановки лабораторных занятий должны быть определены методические вопросы, связанные с их успешным выполнением. При этом особое внимание следует обратить на разработку методики руководства лабораторными занятиями студентов со стороны преподавателя, а также методику самостоятельной работы студентов.
Общее руководство лабораторными занятиями во всех группах потока должен осуществлять преподаватель.
По окончании лабораторной работы студенты ставят в известность преподавателя, приступают к обработке экспериментальных данных и составлению отчета.
2.2. Перечень лабораторных работ.
Номер работы | Тема | Наименование работы | Количество часов |
|
|
|
|
|
| ИТОГО |
|
2.3. Правила выполнения лабораторных работ.
Перед выполнением лабораторной работы студент получает опережающее теоретическое домашнее задание. Первая половина занятия отводится объяснению непонятных вопросов, закреплению теории. Вторую половину студенты выполняют самостоятельно лабораторную работу.
При выполнении работ студент должен самостоятельно изучить методические рекомендации по проведению лабораторной работы; подготовить ответы на контрольные вопросы. Все задания выполняются письменно, ответы на теоретические вопросы даются устно (слабоуспевающим студентам можно дать ответить на контрольные вопросы письменно для того, чтобы лучше запомнить теоретический материал).
Изучая теоретическое обоснование, студент должен знать, что основной целью изучения теории является умение применять ее на практике.
После выполнения работы студент должен представить отчет о проделанной работе с полученными результатами и устно ее защитить.
При отсутствии студента по неуважительной причине выполняет работу самостоятельно во внеаудиторное время и защищает на консультации.
Неаккуратно выполненная практическая работа возвращается для доработки.
2.4. Структура выполнения лабораторных работ.
1.Тема
2. Цель
3.Студент должен знать (если предусмотрено).
4.Студент должен уметь (если предусмотрено).
5. Теоретическое обоснование.
6. Ход работы.
7. Контрольные вопросы.
8. Содержание отчета.
9. Литература
10. Приложение (если предусмотрено).
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВЕДЕНИЮ И ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.
Ведущей дидактической целью практических работ является формирование практических умений - профессиональных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебных, необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
Состав и содержание практических занятий направлено на реализацию требований ФГОС СПО.
Содержанием практических работ является:
-решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.);
-выполнение вычислений, расчетов;
-работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой;
-работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками;
-составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации.
При разработке содержания практических работ учитывается, чтобы в совокупности по учебной дисциплине они охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина, а в совокупности по всем учебным дисциплинам охватывали всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.
3.1. Организация и проведение практических работ
Практическая работа должна проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (спортивных залах, дисплейных классах, лингафонных кабинетах и т.п.). Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.
На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе выполнения курсовых работ, производственной практики.
Выполнению практических работ предшествует проверка знаний студентов -их теоретической готовности к выполнению задания.
Расчет оптимального использования химических реактивов, посуды, оборудования и приборов для выполнения практических работ проводится в соответствии с технологическими картами учебного процесса по соответствующим дисциплинам.
Формы организации студентов на практических работах: фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работы выполняется бригадами по 2-5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.
Для повышения эффективности проведения практических работ рекомендуется:
-разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями, применительно к конкретным специальностям;
-разработка заданий для автоматизированного тестового контроля за подготовленностью студентов к лабораторным работам или практическим занятиям;
-подчинение методики проведения лабораторных работ и практических занятий ведущим дидактическим целям, с соответствующими установками для студентов;
-использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной основе;
-применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ;
-проведение лабораторных работ и практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором студентами условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;
-эффективное использование времени, отводимого на лабораторные работы и практические занятия подбором дополнительных задач и заданий для студентов, работающих в более быстром темпе.
3.2. Перечень практических работ.
Номер работы | Тема | Наименование работы | Количество часов |
|
|
|
|
|
| ИТОГО |
|
3.3. Правила выполнения практических работ.
Перед выполнением практической работы студент получает опережающее теоретическое домашнее задание. Первая половина занятия отводится объяснению непонятных вопросов, закреплению теории. Вторую половину студенты выполняют самостоятельно практическую работу.
При выполнении работ студент должен самостоятельно изучить методические рекомендации по проведению практической работы; подготовить ответы на контрольные вопросы. Все задания выполняются письменно, ответы на теоретические вопросы даются устно (слабоуспевающим студентам можно дать ответить на контрольные вопросы письменно для того, чтобы лучше запомнить теоретический материал).
Изучая теоретическое обоснование, студент должен знать, что основной целью изучения теории является умение применять ее на практике.
После выполнения работы студент должен представить отчет о проделанной работе с полученными результатами и устно ее защитить.
При отсутствии студента по неуважительной причине выполняет работу самостоятельно во внеаудиторное время и защищает на консультации.
Неаккуратно выполненная практическая работа возвращается для доработки.
3.4. Структура выполнения практических работ.
1.Тема
2. Цель
3. Студент должен знать (если предусмотрено).
4. Студент должен уметь (если предусмотрено).
5. Теоретическое обоснование.
6. Ход работы.
7. Контрольные вопросы.
8. Содержание отчета.
9. Литература
10. Приложение (если предусмотрено).
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ЛЯНТОРСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Название дисциплины
Методические указания
по проведению практических и лабораторных работ
для студентов
для специальности _____________________________________________
2012г.
Приложение 2
Методические указания для студентов разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО).
Организация – разработчик: Лянторский нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет».
Разработчик:
__________________________________________________________________
Ф.И.О., должность, категория
Рекомендована предметно-цикловой комиссией_________________________
__________________________________________________________________
_________, протокол №____ от ________2012г.
Председатель ПЦК __________ _________________
Заместитель директора по учебной работе ________Л.А.Энвери
«____»_________2012г.
Приложение 3
Разработчики:
________________ ______________ ______________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
________________ ______________ ______________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
________________ ______________ ______________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
________________ ______________ ______________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_lab.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ЛЯНТОРСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ
ПО РАЗРАБОТКЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ЛНТ (ФИЛИАЛА) ФГБОУ ВО «ЮГУ»
2012г.
РАССМОТРЕНЫ на заседании методсовета протокол № _____ от «___»________2012 года |
УТВЕРЖДАЮ Директор ЛНТ (ФИЛИАЛА) ФГБОУ ВПО «ЮГУ» ________________ О.А.Любецкая «___»___________ 2012 года |
Разработал: Абдулманафова Г.С., методист
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Цель методических указаний: реализация государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности (далее - Государственные требования) при очной форме обучения по конкретной учебной дисциплине в условиях действия федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования, оказание помощи студентам очного отделения (далее - студент) в организации их самостоятельной работы над изучением учебного материала.
Особенности проведения лабораторных и практических работ состоит в том, что преподавателю предоставляется возможность индивидуальной работы с каждым студентом. Студент должен самостоятельно выполнить работы, ответить на вопросы проблемного характера и тем самым закрепить теоретические знания.
Основные требования при проведении лабораторных и практических работ, которые необходимо учитывать: понимание студентом необходимости ее для своей специальности, связь с теоретическим материалом.
Лабораторные и практические работы составляют важную часть теоретической и профессиональной подготовки студентов. Они направлены на формирование учебных и профессиональных умений.
В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования лабораторные и практические работ относятся к основным видам учебных занятий.
Выполнение студентами лабораторных и практических работ направлено на:
-обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин математического и общего естественнонаучного, общепрофессионального и специального циклов;
-формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
-выработку при решении поставленных задач таких профессионально
значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность,
творческая инициатива.
Дисциплины, по которым планируются лабораторные и практические работы и их объемы, определяются учебными планами.
При планировании состава и содержания лабораторных и практических работ следует исходить из того, что лабораторные и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели.
Выполнению лабораторных и практических работ предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.
Формы организации студентов на лабораторных и практических работах: фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.
Для повышения эффективности проведения лабораторных и практических работ рекомендуется:
-разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями, применительно к конкретным специальностям;
- разработка заданий для автоматизированного тестового контроля за подготовленностью студентов к лабораторным или практическим работам;
-подчинение методики проведения лабораторных и практических работ ведущим дидактическим целям, с соответствующими установками для студентов;
-использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной основе;
-применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ;
-проведение лабораторных и практических работ на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором студентами условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;
-эффективное использование времени, отводимого на лабораторные и практические работы подбором дополнительных задач и заданий для студентов, работающих в более быстром темпе.
Состав заданий для лабораторных или практических работ должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть качественно выполнены большинством студентов. Количество часов, отводимых на лабораторные и практические работы, фиксируется в учебных программах.
Содержание лабораторных работ и практических занятий фиксируется в программах дисциплин в разделе «Тематический план и содержание учебной дисциплины».
Структура титульного листа (приложение 1), оборотная сторона титульного листа (приложение 2), разработчика, экспертов (приложение 3).
Методические указания должны быть выполнены с соблюдением следующих технических требований:
-текст набран с использованием текстового редактора MS Word for Microsoft (не ниже Word 97) 14 шрифтом Times New Roman c одинарным интервалом, отпечатан на одной стороне листа белой бумаги формата А4;
-каждая страница должна иметь поля: верхнее – 2,0, нижнее -2,0, левое – 2,5, правое – 1,5;
-красная строка (отступ) должна быть 1,27;
-заголовки и подзаголовки должны быть набраны более крупным полужирным шрифтом и отделяться от основного текста тремя пробелами.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВЕДЕНИЮ И ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ.
Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, закономерностей).
Содержанием лабораторных работ является экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение и развитие явлений, процессов и др.
При выборе содержания и объема лабораторных работ необходимо исходить из:
- сложности учебного материала для усвоения;
- внутрипредметных и межпредметных связей;
- из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности
лабораторных работ и их значимости для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины.
2.1.Организация и проведение лабораторных работ.
Лабораторная работа как вид учебного занятия должна проводиться в
специально оборудованных учебных лабораториях. Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем и также организация обсуждения итогов выполнения лабораторной работы.
Перед проведением лабораторных занятий студенты должны заранее самостоятельно подготовиться к ней с использованием указанной преподавателем литературы: учебники, лекции.
При проведении лабораторных занятий необходимо обеспечить правильную организацию рабочего места студентов, своевременное снабжение лабораторий учебным, методическим и экспериментальным материалами, полное соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены.
Лабораторные работы выполняются индивидуально или группой из 3-4 человек. К ним допускаются студенты, прошедшие инструктаж по технике безопасности и ответившие на контрольные вопросы по теме работы.
Лабораторные занятия являются связующим звеном теории и практики.
Лабораторные занятия должны обеспечить знакомство студентов с новой техникой, новейшим оборудованием (в особенности с точными измерительными приборами), новыми методами измерений, автоматизацией производственных процессов.
Лабораторные работы должны тематически следовать за определенными разделами теоретического курса. Необходимо также, по возможности, укреплять связь и устанавливать преемственность между лабораторными занятиями по дисциплинам.
Для постановки лабораторных занятий должны быть определены методические вопросы, связанные с их успешным выполнением. При этом особое внимание следует обратить на разработку методики руководства лабораторными занятиями студентов со стороны преподавателя, а также методику самостоятельной работы студентов.
Общее руководство лабораторными занятиями во всех группах потока должен осуществлять преподаватель.
По окончании лабораторной работы студенты ставят в известность преподавателя, приступают к обработке экспериментальных данных и составлению отчета.
2.2. Перечень лабораторных работ.
Номер работы | Тема | Наименование работы | Количество часов |
ИТОГО |
2.3. Правила выполнения лабораторных работ.
Перед выполнением лабораторной работы студент получает опережающее теоретическое домашнее задание. Первая половина занятия отводится объяснению непонятных вопросов, закреплению теории. Вторую половину студенты выполняют самостоятельно лабораторную работу.
При выполнении работ студент должен самостоятельно изучить методические рекомендации по проведению лабораторной работы; подготовить ответы на контрольные вопросы. Все задания выполняются письменно, ответы на теоретические вопросы даются устно (слабоуспевающим студентам можно дать ответить на контрольные вопросы письменно для того, чтобы лучше запомнить теоретический материал).
Изучая теоретическое обоснование, студент должен знать, что основной целью изучения теории является умение применять ее на практике.
После выполнения работы студент должен представить отчет о проделанной работе с полученными результатами и устно ее защитить.
При отсутствии студента по неуважительной причине выполняет работу самостоятельно во внеаудиторное время и защищает на консультации.
Неаккуратно выполненная практическая работа возвращается для доработки.
2.4. Структура выполнения лабораторных работ.
1.Тема
2. Цель
3.Студент должен знать (если предусмотрено).
4.Студент должен уметь (если предусмотрено).
5. Теоретическое обоснование.
6. Ход работы.
7. Контрольные вопросы.
8. Содержание отчета.
9. Литература
10. Приложение (если предусмотрено).
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВЕДЕНИЮ И ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.
Ведущей дидактической целью практических работ является формирование практических умений - профессиональных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебных, необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
Состав и содержание практических занятий направлено на реализацию требований ФГОС СПО.
Содержанием практических работ является:
-решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.);
-выполнение вычислений, расчетов;
-работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой;
-работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками;
-составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации.
При разработке содержания практических работ учитывается, чтобы в совокупности по учебной дисциплине они охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина, а в совокупности по всем учебным дисциплинам охватывали всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.
- Организация и проведение практических работ
Практическая работа должна проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (спортивных залах, дисплейных классах, лингафонных кабинетах и т.п.). Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.
На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе выполнения курсовых работ, производственной практики.
Выполнению практических работ предшествует проверка знаний студентов -их теоретической готовности к выполнению задания.
Расчет оптимального использования химических реактивов, посуды, оборудования и приборов для выполнения практических работ проводится в соответствии с технологическими картами учебного процесса по соответствующим дисциплинам.
Формы организации студентов на практических работах: фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работы выполняется бригадами по 2-5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.
Для повышения эффективности проведения практических работ рекомендуется:
-разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями, применительно к конкретным специальностям;
-разработка заданий для автоматизированного тестового контроля за подготовленностью студентов к лабораторным работам или практическим занятиям;
-подчинение методики проведения лабораторных работ и практических занятий ведущим дидактическим целям, с соответствующими установками для студентов;
-использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной основе;
-применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ;
-проведение лабораторных работ и практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором студентами условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;
-эффективное использование времени, отводимого на лабораторные работы и практические занятия подбором дополнительных задач и заданий для студентов, работающих в более быстром темпе.
3.2. Перечень практических работ.
Номер работы | Тема | Наименование работы | Количество часов |
ИТОГО |
3.3. Правила выполнения практических работ.
Перед выполнением практической работы студент получает опережающее теоретическое домашнее задание. Первая половина занятия отводится объяснению непонятных вопросов, закреплению теории. Вторую половину студенты выполняют самостоятельно практическую работу.
При выполнении работ студент должен самостоятельно изучить методические рекомендации по проведению практической работы; подготовить ответы на контрольные вопросы. Все задания выполняются письменно, ответы на теоретические вопросы даются устно (слабоуспевающим студентам можно дать ответить на контрольные вопросы письменно для того, чтобы лучше запомнить теоретический материал).
Изучая теоретическое обоснование, студент должен знать, что основной целью изучения теории является умение применять ее на практике.
После выполнения работы студент должен представить отчет о проделанной работе с полученными результатами и устно ее защитить.
При отсутствии студента по неуважительной причине выполняет работу самостоятельно во внеаудиторное время и защищает на консультации.
Неаккуратно выполненная практическая работа возвращается для доработки.
3.4. Структура выполнения практических работ.
1.Тема
2. Цель
3. Студент должен знать (если предусмотрено).
4. Студент должен уметь (если предусмотрено).
5. Теоретическое обоснование.
6. Ход работы.
7. Контрольные вопросы.
8. Содержание отчета.
9. Литература
10. Приложение (если предусмотрено).
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ЛЯНТОРСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Название дисциплины
Методические указания
по проведению практических и лабораторных работ
для студентов
для специальности _____________________________________________
2012г.
Приложение 2
Методические указания для студентов разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО).
Организация – разработчик: Лянторский нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет».
Разработчик:
__________________________________________________________________
Ф.И.О., должность, категория
Рекомендована предметно-цикловой комиссией_________________________
__________________________________________________________________
_________, протокол №____ от ________2012г.
Председатель ПЦК __________ _________________
Заместитель директора по учебной работе ________Л.А.Энвери
«____»_________2012г.
Приложение 3
Разработчики:
________________ ______________ ______________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
________________ ______________ ______________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
________________ ______________ ______________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
________________ ______________ ______________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по выполнению практических и лабораторных работ студентов
В данной работе представлены разработки лабораторных и практических работ по темам курса органической и общей химии:Предельные углеводороды (Практ. №1)Непредельные углеводороды (Лаб. №2)Фенолы (Лаб. №...
Обобщение педагогического опыта учителя математики I квалификационной категории Куликовой Татьяны Николаевны по теме:«Усиление практической направленности математики через организацию систематического проведения практических и лабораторных работ».
Существенную роль в повышении эффективности обучения школьников играет сформированность у них практических умений и навыков, которые необходимы как для изучения математики, так и для повседневно...
Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ по МДК 01.03 «Техническое оснащение торговых организаций и охрана труда»
Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ по МДК 01.03 «Техническое оснащение торговых организаций и охрана труда»...
Методические рекомендации по организации и проведению практических и лабораторных работ студентов по дисциплине ‹‹Биология»
Методические рекомендации по организации и проведению практических и лабораторных работ студентов по дисциплине ‹‹Биология»280707 «Защита в чрезвычайных ситуациях»...
Р у к о в о д с т в о по проведению ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ХИМИИ
Р у к о в о д с т в о по проведениюПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТПО ХИМИИ...
Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Химия»
Методические указания по выполнению практической работы предназначены для студентов очного отделения специальности 43.01.09 «Повар, кондитер», 38.01.02 «Продавец, контролер-кас...
Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ по астрономии
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯпо выполнению практических работ обучающимися по дисциплине ОДБ. 07 АСТРОНОМИЯпрофессия 08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работРазработаны в соответствии...