Технологии развития критического мышления
методическая разработка на тему

Нарцызова Оксана Владимировна

Если мы хотим сделать обучение максимально развивающим все познавательные способности учащихся, научить их мыслить, то наилучшим для этого средством являются «проблемные задачи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Худоеланская средняя общеобразовательная школа»

Технологии развития критического мышления.

6 шляп мышления.

 

Сообщение подготовила

 учитель МКОУ «Худоеланская СОШ»

        Нарцызова О.В.

Если мы хотим сделать обучение максимально развивающим все познавательные способности учащихся, научить их мыслить, то наилучшим для этого средством являются «проблемные задачи». Самым важным отличием «проблемной задачи» является формирование позитивной внутренней мотивации, заинтересованности в решении. Побуждение к действию может возникнуть у человека не только под влиянием эмоций, но также под воздействием знаний, в частности, их противоречивости. Возникшая противоречивость, в свою очередь способствует «возбуждению интереса», формирует эмоциональный отклик на ситуацию. Центром проблемной ситуации является сам ученик, решающий данную задачу, его представления о том, как лучше, правильнее поступить, какой вариант, способ решения подойдет. Данный принцип является одним из важных в компетентностном обучении.

Может быть, это и не ново.

Элементы новизны содержатся в Методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой стадии урока, когда используются свои методические приемы.

Э. де Боно предлагает поразмыслить шестью различными способами.

(Эдвард де Боно, крупнейший специалист в области творческого и концептуального мышления, доктор медицины и психологии, руководитель Центра по изучению мышления Оксфордского университета.)

Стратегия « шести шляп» предполагает шесть разных видов мышления. Каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами - цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.

Белая шляпа. Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги: мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок.

Желтая шляпа. Желтый цвет солнечный,

жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет преимущества: положительное, позитивное мышление, выделение позитивных сторон и аргументирование.

Черная шляпа . Черный цвет мрачный, словом - недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность: выявление противоречий, недостатков, их причин.

Красная шляпа. Красный цвет символизирует эмоции, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть интуиции, чувств: разнообразные эмоции, с чем они связаны, изменение эмоций, связь изменения эмоционального состояния с рассматриваемыми явлениями.

Зеленая шляпа. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей:; поиск новых граней в изучаемом материале, что можно усовершенствовать.

Синяя шляпа Синяя шляпа связана с организацией и управлением: осмысление, поиск обобщающих параллелей, общие выводы.

Шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи.

Методический приём «Шесть шляп» - эффективное средство формирования ключевых компетентностей:

-компетентности «готовность к разрешению проблем»,

Когда ребёнок анализирует поставленную перед ним задачу (на неё указывает цвет шляпы) и разрабатывает алгоритм её решения;

-компетентности « готовность к самообразованию»,

Когда ученик сам осуществляет информационный поиск нужного материала (предварительное д»з по шляпам);

-технологической компетентности,

Когда успех школьника во многом зависит от чёткого соблюдения инструкции (например, в «чёрной» шляпе только минусы, никаких плюсов; в «белой» шляпе мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок и т. п.);

-компетентности «готовность к использованию информационных ресурсов»:

Формирование и развитие способов деятельности работы с информацией: способность осознавать потребность в информации, способность разрабатывать стратегии поиска информации, способность систематизировать, обрабатывать и воспроизводить информацию, способность синтезировать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание;

-компетентности «готовность к социальному взаимодействию»,

Школьники взаимодействуют друг с другом в группе;

-коммуникативную компетентность,

Ученик цивилизованно отстаивает свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности

Данная работа представляет собой  описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....

Статья "Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления. (из опыта работы)"

В статье рассматривается технология развития критического мышления в условиях введения ФГОС. Материалы представлены из опыта работы учителя русского языка и литературы....

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....