Эссе "Мое педагогическое мастерство"
статья на тему

Файзрахманова Ляля Флюровна

                                                                   «День прошел… И классы опустели…

                                                                   Размышленьям придаюсь опять:

                                                                   Почему с детишками судьбу связал я

                                                                   И зачем учителем решил я стать?

                                                                   Почему? Ответа нет, но знаю,

                                                                   Что профессию не выбирал  я.

                                                                  «Будь учителем!» - душа мне подсказала.

                                                                    Видно, быть с детьми – судьба моя!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   ЭССЕ  «Мое педагогическое мастерство»

                                                                                    Файзрахманова Л.Ф.

                                                                              МБОУ «Читинская СОШ»

                                                                «День прошел… И классы опустели…

                                                                   Размышленьям придаюсь опять:

                                                                   Почему с детишками судьбу связал я

                                                                   И зачем учителем решил я стать?

                                                                   Почему? Ответа нет, но знаю,

                                                                   Что профессию не выбирал  я.

                                                                  «Будь учителем!» - душа мне подсказала.

                                                                    Видно, быть с детьми – судьба моя!»

       В народе существует изречение , что дар учителя передается по наследству. Наверное, это так.  Мои родители по образованию и  призванию были учителями. И в душе они всегда были Учителями, носителями  разумного, доброго, вечного … И они мечтали видеть меня образованной, умной ,унаследовавшей их дело.

   Мечта родителей переросла в мечту дочери. Я стала тем, кем мечтала стать..

Судьба подарила мне счастливую возможность учиться у талантливых, влюбленных в свое дело педагогов не только в школе, но и в институте. Каждый из них внес свой вклад в мое становление. Свою любовь и безграничное уважение к учителям я проецирую в любовь и уважение к моим ученикам.

   В школу я пришла в двадцатилетнем возрасте – чуть старше тех ребят,

которых учила. Взрослели мои ученики, вместе с ними взрослела, набиралась

опыта и я. Это очень важно - «вместе с ними», ибо нельзя стать успешным

учителем, не воспитав потребность в успехе у своих учеников.

  Я работаю в школе  24 года. Столько всего изменилось за это время! Технологии развиваются с необычайной скоростью; количество информации, обрушившейся на головы детей, возросло в разы; сами дети изменились: они стали более открытыми, более любознательными, не боятся задавать вопросы и высказывать свое мнение, они по-другому воспринимают и перерабатывают информацию. Конечно, и мы меняемся вслед за временем и за детьми. Но, все-таки, в школе должно быть что-то незыблемое, что обеспечивает комфорт, уют и защиту.

   Благодаря моей работе, вокруг меня молодежь, полная сил и стремлений. С ними я чувствую себя всегда молодой. Встречаясь с выпускниками, радуюсь их успехам и победам, огорчаюсь, если что-то у них не получается. Самая большая благодарность для учителя, когда его ученики выбирают профессию педагога. И мне приятно, что среди моих учеников есть те, которые связали с филологией свою будущую профессию.

   Я  – современный учитель… Современный – идущий в ногу со временем. А какое сейчас время? Время преобразований, модернизации, новых технологий, поисков и открытий. «Разве не так было всегда?» - спросите вы. Наверное, было. Но именно сегодняшний день, как никакой другой, обращён в будущее. И именно нам, учителям, вместе с нашими детьми, учениками, строить это будущее. Каким же должно быть сегодня, чтобы успешным стало завтра?

   Общество ставит перед современным учителем грандиозные по своему масштабу задачи. Сегодня, а ещё более, завтра миру нужны образованные люди, не просто обладающие набором знаний,   а способные применять их в различных жизненных ситуациях, которые порой не назовёшь стандартными. Это должны быть люди, свободные от стереотипов, умеющие широко, творчески мыслить, принимать решения и отвечать за них. Сейчас востребованы люди инициативные, талантливые, ориентированные на саморазвитие, то есть личности. Отрадно, что, наконец-то, заговорили о здоровом человеке, понимающем ценность здоровья, способном сохранить его. Именно такими  хотелось бы видеть своих учеников. И воспитать их сможет только человек, сам обладающий большинством этих качеств - современный учитель. Учитель, способный «открыть» ребенка для общения, понять интересы и потребности своих учеников,  разбудить их самосознание, развить самостоятельность и ответственность, внушить веру в себя.

    Главное в профессии для меня – разбудить в каждом ученике человека, помочь сформироваться его личности. Конечно, нужно учить детей писать и читать, считать и говорить, общаться на иностранном языке. Кому-то, несомненно, потребуется знание законов физики и таблицы Менделеева. И этому педагог должен учить, это его обязанность. Но никто не сможет обязать нас работать с душой ребёнка, взращивать личность, способную строить собственную иерархию ценностей. Это и есть то, что называется призванием.

Учитель несет в себе систему ценностей, которую ученики изучают вместе с его предметом. Эти ценности проявляются через его личность, его взгляды, вкусы, пристрастия и, рано или поздно, отражаются в детях.  «Разбудить» в каждом ученике человека, по-моему, можно только тогда, когда «душа с душою говорит». Считаю необходимым не только учить детей, но и учиться у них, не навязывать свои взгляды, а полемизировать с учениками, сотрудничать с ними, бесконечно постигать новое и на собственном примере приучать к этому детей.

Я иду на урок с надеждой пробудить интерес учеников, с ожиданием новых открытий и непредвзятых  детских суждений, с желанием поделиться своими находками и размышлениями. Я стремлюсь сохранить и развить в своих учениках чувство собственного достоинства, которое не позволит им «уронить» себя, и стараюсь организовать работу так, чтобы дети осознали: мнение каждого значимо, каждый на уроке интересен и нужен.

  Современный учитель не может стоять на месте, он немыслим без самосозидания и самосовершенствования.  Для него важно быть компетентным и интересным, освоить новые технологии и инновационные методики, побудить учеников к саморазвитию и расти вместе с ними. Это стимулирует к личностному росту и держит в профессии.

                             

        Учитель должен быть и наставником, и помощником, и защитником, и другом, который призван помочь ребенку приобрести не только знания, но и помочь адаптироваться в этом мире, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной, творческой личностью.

        Я, как учитель, занимаюсь не только обучением детей, но и их воспитанием. Взаимосвязь учебной и воспитательной работы позволяет ученикам получить более полные и осознанные знания, пережить свое отношение к родной школе, городу, своей стране, испытать потребность в деятельности на общее благо и предъявить к себе соответствующие требования.        Для этого и самому надо быть «на высоте», надо быть интересным для детей. Только в таком случае вся работа достигнет цели, окажется действенной.

        Учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство достоинства каждого ученика. Только глубокое уважение, доверие и искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания.

        А еще нужно просто любить свою работу. «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал И.Кант.

    Быть современным учителем трудно, но возможно. Современный учитель , как и во все предыдущие эпохи, должен быть интересной личностью, справедливым и строгим, понимающим, уважающим и ценящим своих учеников.

  Современному учителю надо учиться быть счастливым. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: какими бы они не были, каждую минуту они чувствуют, что их любят и желают им добра.

  Счастливый ли я человек? Но когда человек бывает счастлив? Наверное, тогда, когда он доволен жизнью, когда знает, зачем он живет. И я могу с полной уверенностью ответить: «Да! У меня любимая работа. Я работаю в коллективе, где меня окружают творческие люди, всегда готовые поддержать и помочь. Вокруг меня дети, и каждый из них - это своеобразный мир мыслей, взглядов, чувств, переживаний, интересов, радостей, тревог, горестей и забот».

    Антон Семёнович Макаренко говорил: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». И моя любимая литература и русский  мне в этом помогают. Снова и снова ищу, пробую, ошибаюсь и вновь нахожу новые формы работы... Я хочу показать ученикам, как красива эта наука и как наполнена ею наша жизнь. Если ребенок в процессе обучения чувствует себя творцом, он мыслит, у него есть стимул двигаться вперед и быть счастливым.

   Считаю, что главное предназначение человека, решившего посвятить

себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для её формирования. Не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою дорогу. Не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а, будучи рядом, вовремя подставить плечо, и тогда ребенок взойдет на вершину сам.

    А самая большая награда для учителя – достижения учеников. Приятно

видеть, как они радуются вместе с тобой собственным открытиям и победам, сопереживают ошибки и временные неудачи, строят планы по их преодолению. И эти удачи и неудачи сближают нас с детьми ещё больше. Знает ли кто-нибудь, в чём заключается «золотое правило» педагогики? – А нет никакого правила, поскольку все дети разные.

  Вместе с учениками растёт и сам учитель. У нас много планов на будущее! Я думаю, самое страшное – поверить в то, что ты уже всё знаешь, всё умеешь, всё понимаешь. Но с каждым новым классом учитель по-новому открывает, казалось бы, знакомые истины. Он учится всю жизнь, не успокаивается на достигнутом, ищет новые ответы на старые вопросы, не устает находить необычное в обычном и обычное в необычном.

   Я поняла, что не надо  бояться казаться смешным, не надо бояться  признавать свои ошибки. Не надо бояться учиться у детей. И я учусь у них до сих пор!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа педагогического мастерства "Устный опрос как один из методов педагогического контроля"

Школа педагогического мастерства по теме "Устный опрос как один из методов педагогического контроля" предполагает работу педагогического коллектива в группах....

Из опыта участия в конкурсе педагогического мастерства "Мир в твоих руках" в номинации "Учитель года" (выступление на педагогической конференции)

Всем тем, кто хочет попробовать себя в конкурсе педагогического мастерства в номинации "Учитель года", кто побаивается или сомневается, кто интересуется и хочет узнать побольше о данном конкурсе помож...

Педагогический совет на тему "Педагогическое мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы"

Цель педсовета: выявить уровень профессиональной подготовленности  классных руководителей, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения....

Педагогически совет - фестиваль педагогического мастерства под девизом "Без творчества нет учителя"

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильно...

Педагогически совет - фестиваль педагогического мастерства под девизом "Без творчества нет учителя"

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильно...

педагогический совет"Профессионализм и педагогическое мастерство"

данный материал поможет понять вопросы профессионализма и педагогического мастерства,  найти пути повышения мотивации к совершенствованию профессионального мастерства учителя....

Сценарий конкурса педагогического мастерства "Педагогический дебют"

Сценарий состоит из двух частей :торжественная и основная .Проводится среди педагогов дополнительного образования...