"Блокадный Ленинград"
методическая разработка (8 класс) по теме

Грибанова Татьяна Николаевна

Устный журнал из цикла "Путешествие в историю"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal_iz_tsikla.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал из цикла

«Путешествие в историю»

«Блокадный Ленинград».

Цель: формировать представление детей о долге, мужестве, героизме, способствовать духовно-патриотическому развитию школьников; расширять представление детей о Великой отечественной войне; воспитывать чувство сопричастности и истории и ответственности за будущее страны; побуждать детей к изучению военной истории России.

Оборудование и материалы: мультимедийное устройство, книги, рисунки детей.

Стоит над Невой город

Большой и красивый

Город-герой, город-солдат,

Город-труженик.

        У каждого города есть свое лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя: Санкт-Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде, о блокадном Ленинграде. Именно так звучит тема нашего занятия:

«Блокадный Ленинград». (Слайд.)

Блокада – окружение войск противника с целью уничтожения и изоляции города от внешнего мира.

                                                                                                            К.Симонов

С чего начинается память? – с берез,

С речного песочка, с дождя на дороге,

А если – с убийства? А если - со слез?

А если – с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилой в облаках,

Со взрослых в пыли распростертых!

А если – с недетского знания –

Как живое становиться мертвым

И в пять и в пятнадцать,

И в двадцать пять лет,

Войной начинается память.

        Война – тяжелое испытание для любого народа. Наша страна не раз защищала свои земли от нападений врагов. Одной из самых страшных войн ΧΧ столетия была Великая Отечественная.

        Много боли и страданий было за эти четыре года, за 1417 дней и ночей. Из них 871 день длилась Ленинградская блокада. (Слайд, карта).

68 лет прошло с той поры, но мы сегодняшнее поколение до сих пор восхищаемся мужеством жителей этого города.

Да, Ленинград остыл и обезлюдел,

И высятся пустые этажи.

Но мы умеем жить, хотим и будем.

Мы отстояли это право – жить.

Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких.

И этот город тем не победим,

Что мы за чечевичную похлебку

Достоинство свое не продадим.

Есть передышка – мы передохнем,

Нет передышка – снова будем драться.

За город пожираемый огнем,

 За мирный мир, за все ,что было в нем,

За город наш, испытанный огнем,

За право называться Ленинградцем. (Слайд)

        В сентябре 1941 года фашисты прорвались к Ленинграду. Гитлер хотел путем обстрела из артиллерии и беспрерывной бомбежки с воздуха захватить город с налету и сравнять его с землей. Для осуществления этого замысла было брошено к Ленинграду более 40 дивизий, с выше 1000 танков, 1500 самолетов, но фашисты были отбиты Тогда враги окружили город плотным кольцом, решили задушить Ленинград голодом и холодом. Началась тяжелая пора блокады, которая продолжалась почти 900 дней, с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.

        Два миллиона 887 тысяч человек, из них 400 тысяч – дети оказались в кольце окружения. На защиту города поднялись все жители.

Враги ломились в город наш свободный,

Крошились камни городских ворот.

Но вышел на проспект Международный

Вооруженный трудовой народ.

Он шел с бессмертным возгласом  в груди:

- Умрем, но Красный Питер не сдадим!..   О. Берггольц

        В сентябре 1941 г. один из гитлеровских вояк записал в своем дневнике: (слайд) «Мы думали маршировать по улицам Ленинграда к 1 августа. Черта с два. Русские все более удивляют нас своим упорством. Бьются до последнего патрона! Невиданное, не слыханное дьявольское упорство».

        В городе построили 35 километров баррикад, 4170 дотов.

Баррикада – заграждение, служащее защитой во время уличных боев.

Дот – Долговременная Огневая Точка – пулеметное оборонительное сооружение.

        Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы. От пожаров и разрушений ленинградцы старались спасти дворцы и памятники, окна дворцов забиты фанерными щитами, памятника обложены мешками с песком. (Слайд)

        Продовольственные и топливные запасы были ограничены.

- Знаете ли вы, что такое продовольственные и топливные запасы?

Общественный транспорт остановился, перестали работать электростанции. Прекратилась подача воды в дома и на предприятия. Враги надеялись, что голодные мерзнущие люди перестанут защищать город и сдадут его. Но город не сдавался.

«Сотый день»                Ю. Воронов

Вместо супа – бурда из столярного клея,

Вместо чая – заварка сосновой хвои.

Это б все ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмется, как ежик.

И глухие удары пойдут невпопад…

Сердце! Надо стучать даже если не можешь,

Не смолкай! Ведь на наших сердцах Ленинград.

Бейся сердце! Стучи несмотря на усталость.

Слышишь: город клянется, что враг не пройдет!

…Сотый день догорал, как потом оказалось,

Впереди оставалось еще восемьсот.

        Город не сдавался, продолжали работать заводы. Ленинград в течение всей войны оставался центром по производству оружия. Давайте представим, сколько и какое оружие выпускали заводы блокадного Ленинграда. Голодные, замерзающие люди. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

        Самым страшным бедствием стала зима 41-42 года, когда норма хлеба населению была снижена до 250 гр. работающему и 125 грамм всем остальным. В Ленинграде начался голод.

        Рецепт Ленинградского хлеба:

Жмых - 10%

Мука ржаная дефектная 50%

Мука соевая 5%

Отруби 5%

Солод 5 %

Целлюлоза 15 %

Обойная пыль 5 %      (Слайд)

        Сравнение современного рецепта и хлеба. Именно так выглядел этот тяжелый сырой кусочек. «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам».

Этот ломтик, эту темно коричневую массу, отдававшую горечью, трудно назвать хлебом она на 40 % состояла из различных примесей, в число которых входила и целлюлоза, получаемая из древесины. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Вымирали целыми семьями. Весной 42 г. при таянии снега было найдено 13000 трупов. Люди замерзали на улицах, в подъездах, угасали в постелях.

        Многим известна печальная история 11 – летней Ленинградской девочки Тани Савичевой. (портрет) Блокада отняла у нее родных и сделала ее сиротой. В своем дневнике Таня сделала несколько коротких трагических записей. (слайд)  

        «28 декабря 1941 г. Женя умерла в 12.30 утра»

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.»

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г.»

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.»

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня 1942 г.»

«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г.»

«Умерли все»

«Осталась одна Таня»

С. Смирнов.

Дневник войны.

На берегу Невы

В музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок.

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане горожане

От старца – до наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет души и сердца.

Еще этот дневник увековечен в камне. (слайд)

Таню вывезли с детским домом в Горьковскую область, но нервное истощение сломили девочку, она умерла.

        Красноречива запись в дневнике начальника Генерального штаба сухопутных войск немецко-фашистской армии генерал – полковника Гельдера: «Положение здесь будет напряженным, пока в качестве союзника не даст себя почувствовать голод!». Голод! Вот на что надеялись захватчики.

        На Ленинград, немцы сбрасывали листовки. (Чтение про себя, чтение вслух.) Представьте, что вы оказались в блокадном Ленинграде, у булочной.

«Женщины Ленинграда! Страшный голод вошел в ваш город. Пожалейте своих детей, бедные исстрадавшиеся матери. Требуйте от властей немедленной сдачи города. Сопротивление бесполезно. Если вы не сдадите город, на ваших глазах умрут ваши дети, умрут ваши мужья, умрете вы сами». Ленинградки  говорили «Это что же? Это немец просит меня пожалеть детей? Через жалость к детям взять хочет. Да, пока у меня есть силы я буду сопротивляться. Мы им покажем как не сдаваясь умирает целый город».

        Неимоверные трудности и страдания пережили Ленинградцы в дни небывалой в истории блокады вся страна помогала мужественным защитникам города.

        В условиях блокады особое значение приобрела дорога через Ладожское озеро (слайд) ставшая «Дорогой жизни». По дороге вывозили ослабевших детей, женщин с детьми, больных. Дорогу обстреливали фашистские орудия, бомбили самолеты, но сотни машин каждый день шли в Ленинград. Они везли в осажденный город продовольствие и боеприпасы. (песня А. Розенбаума, слайды)

        Огромного мужества требовала работа шофера на этой дороге.

Дорогой жизни шел к нам хлеб,

Дорогой жизни многих к многим,

Еще не знают на земле страшней и радостней дороги.

Казалось, сто конец земли,

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли:

Он жив еще, он рядом где-то.

На Ленинград! На Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом,

Толпой у булочной стоят.

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела

Ну так и есть мотор заело

Ремонт на пять минут -  пустяк

Поломка это не угроза.

Да рук не разомкнуть никак,

 Их на руле свело морозом!

Чуть разожмешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри

Примерзли к варежкам ладони,

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зори.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре

125 блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

О, мы познали в декабре

Не зря священным даром назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь.

        Наступила весна. (Физ. Минутка для глаз, слайд 6- следите за передвижением предметов на экране.) Встаньте, потянитесь, сделайте наклоны в одну сторону, другую, присаживайтесь.

        Наступила весна 1942 года. Город очистили от завалов снега, льда, грязи, трупов, снова начали ходить трамваи . В городе работали театры, музеи. Всю блокаду работало Ленинградское радио. Голос О. Берггольц стал голосом долгожданного друга застывших и темных блокадных ленинградских домах. (слайд)

        Зимой 1942 года с Урала доставили ноты 7-й симфонии Д.Д. Шостаковича.

Симфония – сочинения для оркестра состоящее из нескольких частей.

7-я симфония была исполнена оркестром Радиокомитета в осажденном Ленинграде. Симфония звучала не только как вызов врагу, но и как предвестник победы. «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе, победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою  Седьмую симфонию писал Дмитрий Шостакович – слушаем музыку, что вы можете представить слушая эту музыку.

        22 декабря 1942 г. была учреждена медаль «За  оборону Ленинграда»

150000 Ленинградцев были представлены к награде, из них 15249 детей (слайд). Еще была учреждена медаль Жителю блокадного Ленинграда.

        Ранним сырым утром 22 января 1944 года в Ленинграде, его юго-западной части разорвался артиллерийский снаряд. Он ни кого не убил, а лишь вздыбил много раз чиненные трамвайные рельсы и выбил остатки стекол в окрестных домах. Это был последний немецкий снаряд из 150000 ему подобных, упавших на город с того дня как замкнулось блокадное кольцо. (Голос Левитана) А через пять дней 27 января 1944 года небо над Невой вспыхнуло победным салютом. (Слайд)

… И снова мир с восторгом слышит

Салюта русского раскат.

О, это полной грудью дышит

Освобожденный Ленинград. (слайд, звук салюта)

        Блокада длившаяся 871 день стала историей. 27 января Ленинград Салютовал 24 залпами из324 орудий в честь полной ликвидации вражеской блокады – разгрома немцев под Ленинградом.

        Песня «Рисуют мальчики войну» - рисунки детей на доске.

Я думаю, что перестать пора

играть с войной, чтоб детвора

играть училась в мир!

Возьмите свои рисунки. Песня «Пусть всегда будет солнце». Дети с рисунками выходят к доске.

Я нарисую яркое солнце!

Я нарисую синее небо!

Я нарисую свет в оконце!

Я нарисую колосья хлеба!

Мы нарисуем осенние листья.

Школу, ручей, и друзей беспокойных.

И зачеркнем нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и воины.

И поднимите рисунки выше,

 Чтобы все их видеть могли,

 Чтобы всем был сегодня слышен

Голос юных граждан земли!

 

Я желаю Вам мира  добра ! Наше занятие окончено.        

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

блокадный Ленинград

Классный час, посвящённый героическим защитникам города Ленинграда....

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы...

Методическая разработка посвященная памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству жителей и защитников города «Что мы знаем о блокаде Ленинграда»

Цель мероприятия – формирование исторической памяти связанной с событиями Великой Отечественной войны в жизни блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма. Дорогие ребята и гости нашего ме...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ  БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…», целью которого является  формирование у обу...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…».МАТЕРИАЛЫ...