Классный час для учащихся 6 - 7 классов Учись говорить НЕТ"
методическая разработка (6 класс) на тему

Соколова Елена Александровна

Даная разработка классного часа для учащихся 6-7 классов поможет классному руководителю в доступной форме донести до ребят, какую опасность могут таить наркотики и как можно твердо дать отказ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_6-7_kl_uchis_govorit_net.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

 Учись говорить «нет»

Классный час для 6-7 классов

Цель: Формирование устойчивого навыка неприятия алкоголя, курения, наркотиков; умения активного противостояния пагубным привычкам.                         

Форма: Тренинг. Информация к размышлению:

«Избегай людей, которые, видя твои пороки и недостатки, оправдывают их или даже одобряют. Такие люди или льстецы, или трусы, или просто дураки. От них не жди помощи ни в какой беде или несчастье».

                                                                                                                                         Г. Сковорода

Рекомендации учителю:

        По мнению психологов, ролевые игры могут использоваться как при освоении и отработке общих позитивных поведенческих навыков у учащихся (конструктивное общение, выбор и принятие решения, сопротивление внешнему давлению), так и эффективных поведенческих схем в ситуациях наркогенного заражения. Такая подготовка, предваряющая реальное столкновение ребенка с возможностью одурманивания, оказывается чрезвычайно полезной. При опросе несовершеннолетних, уже имеющих опыт использования наркотических или токсикоманических веществ, выяснилось, что приблизительно треть из них попробовали первый раз вещество только потому, что не сумели отказаться, не знали, как правильно вести себя в сложившейся ситуации (см.: Библиотека журнала «Директор школы». 1999. № 5).                                         

Проигрывание детьми вариантом отказа от провоцирующего предложения способствует формированию у них определенных поведенческих стереотипов, которые реально способны выполнять функцию внутреннего антинаркотического барьера.

        При выборе персонажа, предлагающего одурманивающий препарат, следует учитывать особенности социального статуса учащегося в группе. Детям с низкими социометрическими оценками («изгои») лучше не поручать «провокационную» роль. Такие оценки сами по себе облегчают реализацию отказа другому участнику игры, а частое изображение заведомо отрицательного героя способствует закреплению низкого социального статуса.

        Для проведения игры среди школьников-подростков могут быть приглашены старшеклассники. Они в ходе инсценировки будут изображать отрицательный персонаж. Педагог заранее должен обговорить с ними правила участия — при провоцировании ситуации предлагающий не должен использовать грубых, оскорбительных слов, не сообщать запретную информацию (связанную с технологией одурманивания, специфических эффектов различных наркотических веществ). Участники инсценировки могут в зависимости от собственных представлений самостоятельно выстраивать сюжетную линию. Перед ними ставится единственная задача — избежать пробы наркотического вещества.

         Ход классного часа

Вступительное слово учителя

      Учитель, подчеркивая опасность никотина, алкоголя, наркотиков для человека, особенно для подростков, обратит внимание на то, что даже те, кто хорошо знают о вреде курения, пьянства, наркомании, порой поддаются на уговоры друзей. Причина проста: подростки не умеют сказать «нет».

      Можно спросить учащихся: кому труднее отказать, если, например, вам будет предложено закурить, — взрослому, компании курящих сверстников, близкому

другу?

      Учитель объясняет, что классный час пройдет в форме тренинга, который должен помочь научить говорить «нет».

       Упражнение: «Попробуй отказаться» (упражнение проводится в кругу)

Учитель предлагает ребятам ситуацию, например, пойти в поход. Ведущий (учитель) кидает мячик любому из сидящих в кругу учащихся, тот должен предложить ведущему пойти в поход. Каждый раз ведущий отвечает отказом, но отказ имеет различную направленность. Например: «Я не могу пойти в поход, потому, что сыро, а у меня нет одежды для такой погоды», «Я не буду себя чувствовать с тобой уверенно в походе, потому что местность малоизвестная», «Я вообще не люблю ходить в поход» и т.д.

      Затем задание можно изменить. Каждый учащийся придумывает свои варианты для ведущего. Предложение делает тот участник игры, которому ведущий бросает мячик. На все предложения ведущий отвечает отказом, однако использует его различные варианты (в зависимости от содержания). Участники группы определяют преимущества и недостатки конкретного варианта.

Характеристики могут быть записаны на доске или листе ватмана:

1. Отказ-соглашение (формальный отказ). Человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается сразу дать согласие. Например: «Вы не хотите выпить чаю?» — «Спасибо, но мне так неудобно вас затруднять».

2. Отказ-обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный конкретный момент он не может его принять. Как правило, отказ направлен на внешние обстоятельства, которые мешают воспользоваться предложением. Отказывающий как бы дает понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. Самая «безобидная» форма отказа, поскольку при этом не затрагиваются личные чувства предлагающего. Позволяет избежать конфликтной ситуации. Например: «Пойдем завтра в театр». — «С удовольствием, но завтра у меня курсы».

3. Отказ-альтернатива. Может быть направлен на само предложение или на внешние обстоятельства, мешающие принять предложение, однако при этом выдвигается альтернативное предложение. Эта форма отказа также не затрагивает чувства предлагающего, поскольку ему дается понять, что общение с ним желательно. Трудность заключается в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение. Например: «Пойдем завтра в бассейн». — «Нет, я не люблю плавать. Давай лучше погуляем в лесу».

4. Отказ-отрицание. Обычно направлен на само предложение или предлагающего. Человек дает понять, что не согласится с предложением ни при каких обстоятельствах. Может затрагивать

личные чувства предлагающего, обидеть его, однако снимает вероятность получения нежелательного предложения в дальнейшем. Например:

• Нет, я не поеду на байдарках, потому что боюсь воды.                               

• Нет, я не буду носить слишком  короткую юбку, потому что это вульгарно.

• Нет, я ни за что не пойду с тобой на дискотеку.

Тренинг «Не хочу курить»

В качестве примера: варианты анализируемых ситуаций и возможные диалоги.

Сережа и Денис встретились, чтобы вместе пойти в компьютерный салон.

«Сережа недавно начал курить и предлагает Денису.

—  Закури!

—  Мне нельзя!

—  Почему?

—  Родители увидят!

— А мы за угол отойдем!

—  Я недавно болел!

—  Слабак, ну попробуй, от одной сигареты ничего не будет!

—  Сказал не буду, значит, не буду, мне тренер не разрешает!»

Диалог можно предложить детям продолжить затем проанализировать:

• Какова аргументация сторон?

• Кто добился цели, почему?

Тренинг «Да и нет»

Парный тренинг строится по принципу игры: «Да и «нет» не говорить, черное с белым не носить...»

Один участник тренинга предлагает закурить, другой отказывается, причем нужно это делать, не про.

изнеся слова «нет». Потом участники меняются ролями, используя при этом другие способы отказа.

В завершение классного часа предложите ребятам обсудить отрывок из книги Д.В. Колесова, Я.В. Соколова «Наш выбор: без наркотиков». М., 2000 г. «Как вести себя с кукловодами».

 О провокации

Скажите: человек, который кладет сыр в мышеловку, любит мышей? Для чего он тратит на них сыр? Положил бы сыр рядом с норкой, да и оставил бы мышей в покое! Но он кладет сыр именно внутрь мышеловки. Мышка начинает им лакомиться уже внутри, когда мышеловка захлопывается. А что делают с попавшимися мышками, хорошо известно.

Запомни на всю жизнь:

 получая что-либо «бесплатно» у манипулятора-кукловода, человек ведет себя подобно мыши, стремящейся в мышеловку за сыром;

• расплачиваться за «бесплатное угощение» придется не только своим имуществом, но и своим здоровьем, а то и жизнью;

• не следует пытаться обмануть жулика он те равно хитрее, значит, нужно  держаться от него подальше.

 Как вести себя с кукловодами?

      Главное — необходимо понять, что тебя хотят заставить сделать то, чего ты делать не собирался.

В подобных случаях сразу надо подумать: а зачем ему надо, чтобы я это сделал?

Тогда сразу станет ясно: или твоими руками хотят достичь своей грязной цели, или тебя хотят втянуть в дело, которое принесет выгоду одному кукловоду.

      Как же вести себя, когда тебя пытаются «взять на «слабо»? Очень просто — отвечать: «Да, мне это слабо!» Тебя начнут высмеивать: «Ты видно еще маменькин сынок!» Ответ: «Да, я еще маменькин и папенькин сынок». И так далее. И вскоре будет заметно, как пыл «кукловода» остывает: он понимает, что от тебя он ничего выгодного для себя не добьется.

Иногда могут сказать: «Ты что — дурак, если отказываешься от такого выгодного дела?»

В этот момент надо подумать: «А что это он так заботится о моей выгоде? »

И ответить: «Да, я такой дурак, что твое предложение не принимаю». И опять станет заметно, как остывает пыл «кукловода».

Запомните: одурачивают и втягивают в алкогольные и наркотические сети того, кто боится выглядеть дураком.

Сказочный Иван-дурак нисколько не смущался, что все его так называли, но всегда выигрывал и всех побеждал!

Возникает вопрос: что хуже — выглядеть дураком, но поступать умно, или поступать, как дурак, но выглядеть умным?

Наши рекомендации:

• Не бойся выглядеть недостаточно умным!

• Не бойся выглядеть недостаточно смелым!

• Не бойся выглядеть недостаточно взрослым!

• Не бойся выглядеть недостаточно самостоятельным!

Бойся стать жертвой наркотической заразы и превратиться в марионетку наркоторговцев!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛАССНЫЙ ЧАС В 8 КЛАССЕ "УЧИМСЯ ПРЕДОТВРАЩАТЬ И РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ"

НА ДАННОМ МЕРОПРИЯТИИ УЧАШИЕСЯ РЕШАТ НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ О ТОМ, КАК МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТОВ И ЧТО НУЖНО ДЛЯ ЭТОГО ДЕЛАТЬ....

Ток – шоу – «Пусть говорят» на тему: «Учусь говорить «Нет!» (для учащихся 2 - 6 классов).

Статья посвящена профилактике вредных привычек. Не секрет, что использование токсикоманических веществ в последние годы довольно широко распространилось в молодежной среде. И поэтому, согласно послови...

Занятие «Учимся говорить красиво» для учащихся 6 – 7 классов

Занятие с учащимися направлено на развитие лингвистических умений. Детям представляются результаты опроса, проведенного заранее. затем предлагается ряд упражнений, направленных на развитие творческих ...

классный час для учащихся класса духовых инструментов на тему "Оркестровая этика"

Материал направлен на воспитание оркестровой этики у учащихся , закреплению правил поведения в оркестре, используется интересный прием, когда преподаватель вместе с детьми анализирует жизненные ситуац...

Программа факультативного курса «Учимся говорить по-английски» Для учащихся 5 класса общеобразовательной школы

Цель курса - это расширение и углубление знаний по английскому языку в области устной речи, совершенствование общего, языкового и культуроведческого образования школьников, создание мотивации к изучен...

Портфолио ученика как средство оптимизации ВР классного руководителя с учащимися класса

Идея создания портфолио или папки учебных достижений учащихся все больше и больше набирает популярность в современной России, но больше всего им пользуются преимущественно в школе или средней ступени ...

Классный час "Учимся говорить - НЕТ!"

Учимся говорить "НЕТ!"Формировать у детей стремление к ЗОЖ, отказ от вредных привычек....