ПРАВА РЕБЕНКА
презентация к уроку на тему
КОНВЕНЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА, ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
СТРЕСС | 115.96 КБ |
СУИЦИД | 119.24 КБ |
ПОМОЩЬ | 78.8 КБ |
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ | 1.21 МБ |
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА | 221.87 КБ |
КОНВЕНЦИЯ ПРАВ | 1.55 МБ |
ТВОИ ПРАВА | 1.31 МБ |
ПРАВА | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье самые различные неблагоприятные факторы: холод, тепло, облучение рентгеновскими лучами, инъекция aдреналина, инсулина, чисто физические травмирующие воздействия, боль и многие другие - вызывают обычно одинаковый ответ организма, получивший у Селье название «общий адаптационный синдром» (ОАС). Это и есть стресс .
Наиболее существенным недостатком в теории Селье является отрицание ведущей роли ЦНС в происхождении стресса. Селье и его последователи показали, что реакция на стресс представляет универсальную модель защитных реакций, направленных на сохранение целостности организма, и одинаков как для человека, так и для животных. Но в отличие от животных, у человека физиологическая реакция может определяться непосредственно не присутствием стресса, а его психологическим воздействием на личность.
Первым попытался разграничить физиологическое и психологическое понимание стресса Р.Лазарус. Он, развивая учение о стрессе, выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, при котором человек (на основе индивидуальных знаний и опыта) оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую, трудную
Другой исследователь, доктор Харольд Вулфф нашел ответ на загадку, почему во время Второй мировой войны среди военнопленных, содержавшихся в немецких лагерях, лишь один человек из ста умер перед освобождением, тогда как среди военнопленных, содержавшихся в японских лагерях, перед освобождением умерли 33 человека из 100. Учитывая то, что питание и длительность содержания в лагерях было одинаковым, Вулфф обнаружил, что уровень эмоционального стресса в японских военных лагерях был гораздо выше, чем в немецких. Это и послужило причиной такой разницы в смертности
Современные взгляды на стресс отличаются условностью полного разделения физиологического стресса и стресса психического. В физиологическом стрессе всегда есть психические элементы и наоборот. Так, Марищук считает, что любой стресс является физиологическим, т.к. сопровождается различными физиологическими реакциями, и всегда эмоциональным, поскольку сопровождается соответствующими эмоциональными переживаниями.
Причины стресса Причина стресса складывается из двух составляющих: «стрессор» «стрессовая реакция».
Стрессор Стрессор – это стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства, т.е. систему реакций человека, направленную на адаптацию .
В жизни мы сталкиваемся с различными стрессорами. Одни из них относятся к - окружающей среде (токсины, жара, холод), - другие имеют психологическую природу (снижение самооценки, депрессия), - третьи — социологическую (безработица, смерть любимого человека) - остальные — философского характера (использование времени, цели жизни).
Все стрессоры можно примерно распределить по времени, требуемому на адаптацию: повседневные неприятности (могут быть малыми или средними по негативной значимости) требуют минуты для адаптации; критические жизненные события, травматические события, которые требуют качественной структурной реорганизации в структуре личности человека и сопровождаются не только кратковременными эмоциями, а стойкими аффективными реакциями; требуют больше времени на адаптацию, чем повседневные стрессоры; хронические перегрузки – стрессор долго действует во времени: в результате всё время повторяющихся неприятностей семье, перегрузок на работе, или после серьёзных, субъективно-значимых событий (развод, к примеру).
Стрессовая реакция Стрессовые реакции могут быть: физиологическими эмоциональными поведенческими
Физиологические стрессовые реакции, такие как нарушение дыхания, сердцебиения, сна. Головные боли, нарушение работы желудочно-кишечного тракта и др. в зависимости от индивидуальных особенностей
Типичные эмоциональные стрессовые реакции – это реакции двух типов: стенические (гнев, злость) или астенические (страх, печаль, обида).
Среди поведенческих реакций также можно выделить два крайних полюса поведения: реакция бегства или реакция борьбы.
Так что же такое стресс? Стресс это психофизиологическая реакция организма на воздействие внешней среды, выходящая за границы адаптационной нормы.
В связи с особенностями раздражителя принято выделять два основных варианта стресса:
Физиологический стресс вызывается физическими стимулами – жар, холод, голод и т.д. Физиологический стресс возникает в результате воздействия раздражителя через какой-либо сенсорный или метаболический процесс. Например, удушье или слишком сильные физические нагрузки приобретают роль стрессоров, провоцирующих физиологический стресс.
Психологический подразделяют на информационный и эмоциональный . Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек вынужден выполнять большое количество задач, оперировать большим объемом информации, принимать множество решений – и при этом он высоко заинтересован в выполнении данной работы, но объем информации, которую необходимо перерабатывать, превышает его возможности. Эмоциональный стресс развивается в ситуации угрозы, обиды и т.п. или же наоборот, в ответ на чрезвычайно радостное событие, а также в так называемых конфликтных ситуациях, когда сталкиваются противоречивые потребности и мотивы человека.
Стресс необязательно несет в себе только отрицательную нагрузку - Эустресс - стресс позволяющий организму мобилизоваться, почувствовать прилив сил, помогающий работать на высоком уровне - Дистресс – стресс который несет в себе разрушительную для нашего организма силу
Фазы стресса Фаза 1 . Реакция тревоги Фаза 2 . Стадия сопротивления. Фаза 3. Стадия истощения .
Фаза 1. Реакция тревоги В результате первичного столкновения со стрессором в организме происходят изменения. Человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Сопротивляемость организма снижается и, если стрессор достаточно силен (серьезный ожог, крайне высокая температура), может наступить смерть.
Фаза 2. Стадия сопротивления Если стрессор не прекращает своего воздействия и к нему можно адаптироваться, происходит мобилизация резервов организма. Признаки реакции тревоги практически исчезают. Активность растет, сопротивление становится выше нормы. Физически и психически чувствует себя хорошо. Проходят многие заболевания, такие как гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии и т.д.
Фаза 3. Стадия истощения В результате длительного взаимодействия со стрессором, к которому организм уже привык, энергия, затрачиваемая на адаптацию, иссякает. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь их уже нельзя изменить. Человек теряет способность противостоять стрессору.
Стрессоры могут оказывать разное воздействие на состояние человека: Стресс может являться причиной возникновения (необходимой и достаточной) психического расстройства. Например, это реакция горя или посттравматическое стрессовое расстройство. Стресс может стать провокатором , триггером, который запускает психическое расстройство (например, начало острого состояния при шизофрении). - Стресс может усугублять уже имеющиеся негативные состояния организма (соматические заболевания, психические нарушения). В то же время, стрессовое событие может вызвать активацию личностных и социальных ресурсов, изменить отношение человека к имеющейся проблеме, т.е. стать катализатором позитивных изменений..
ПТСР Посттравматическое стрессовое расстройство
Посттравматическое стрессовое расстройство— это непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс, способный вызвать психические нарушения практически у любого человека. Посттравматическое стрессовое расстройство - состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта. Круг явлений, вызывающих травматические стрессовые нарушения, достаточно широк и охватывает множество ситуаций, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близкого человека, угроза физическому здоровью или образу Я.
четыре характеристики травмы 1. Происшедшее событие осознается, то есть человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние; 2. Это состояние обусловлено внешними причинами; 3. Пережитое разрушает привычный образ жизни; 4. Происшедшее событие вызывает ужас и ощущение беспомощности, бессилия что-либо сделать или предпринять.
Психологическая реакция на травму включает в себя три относительно самостоятельные фазы, что позволяет охарактеризовать ее как развернутый во времени процесс.
Первая фаза — фаза психологического шока — содержит два основных компонента: 1. Угнетение активности, нарушение ориентировки в окружающей среде, дезорганизация деятельности; 2. Отрицание происшедшего (своеобразная охранительная реакция психики). В норме эта фаза достаточно кратковременна
Вторая фаза — воздействие — характеризуется выраженными эмоциональными реакциями на событие и его последствия Это могут быть сильный страх, ужас, тревога, гнев, плач, обвинение — эмоции, отличающиеся непосредственностью проявления и крайней интенсивностью. Постепенно эти эмоции сменяются реакцией критики или сомнения в себе. Она протекает по типу «что было бы, если бы...» и сопровождается болезненным осознанием неотвратимости происшедшего, признанием собственного бессилия и самобичеванием. Характерный пример — описанное в литературе чувство «вины выжившего», нередко доходящее до уровня глубокой депрессии.
Рассматриваемая фаза является критической в том отношении, что после нее начинается либо «процесс выздоровления» (отреагирование, принятие реальности, адаптация к вновь возникшим обстоятельствам), то есть третья фаза нормального реагирования, либо происходит фиксация на травме и последующий переход постстрессового состояния в хроническую форму
Основные характеристики Травматическое событие переживается вновь и вновь (flashback). Упорно избегается всё то, что может быть связано с травмой. Неспособность вспомнить важные эпизоды травмы Выраженное снижение интереса к тому, что раньше занимало Появляется чувство отстраненности и отчужденности от других, ощущение одиночества . Притупление эмоций. Появляется чувство укороченного будущего Раздражительность или вспышки гнева Устойчивые симптомы на физиологическом уровне
Саморегуляция
Известно, что человек способен влиять на себя, используя три пути: а) изменение тонуса скелетных мышц и дыхания; б) активное включение представлений и чувственных образов; в) использование программирующей и регулирующей роли слова
Способы регуляции эмоциональных состояний.
Дыхание - не только важнейшая функция организма, но и эффективное средство влияния на тонус мышц и воздействия на центры мозга. Медленное и глубокое дыхание понижает возбудимость нервных центров и способствует мышечному расслаблению. Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма.
Для начала освоения можно освоить 2 вида дыхания: нижнее (брюшное) и верхнее (ключичное). Нижнее дыхание используется, когда необходимо преодолеть излишнее волнение, побороть тревогу и раздражительность, максимально расслабиться для быстрого и эффективного отдыха. Нижнее дыхание является самым продуктивным, т. к. в нижних отделах легких расположено наибольшее количество легочных пузырьков (альвеол).
Если вам необходимо взбодриться после монотонной работы, скинуть усталость, подготовиться к активной деятельности, то рекомендуется верхнее (ключичное) дыхание.
Упражнения на концентрацию внимания Внимание обычного человека обладает непроизвольной переключаемостью с объекта на объект. Это нетрудно проверить на следующем тесте: если внимательно посмотреть на усеченную пирамиду (вид сверху), то вы увидите, что она будет видна то вершиной к вам, то от вас. Это и есть непроизвольное переключение. Но если во время занятий по саморегуляции ваше внимание также постоянно будет переключаться то на внутренние ощущения, то на посторонние звуки, шумы, отвлеченные мысли, тогда успех занятий станет сомнительным. Поэтому необходимо тренировать способность удержания внимания на каком-либо предмете или ощущении, постепенно доводя его до 4-5 минут. Это может быть любая точка, собственный палец, ощущение своего дыхания и т.д.
Формирование навыков расслабления мышц лица и рук. Именно эти части тела имеют самое большое представительство в коре головного мозга, и именно в этих частях наиболее часто возникают мышечные зажимы, т.е. группы мышц хронически находятся в повышенном тонусе даже тогда, когда человек расслаблен. Постоянно посылая в мозг активирующие сигналы, они не дают психике отдыха, в том числе и во время сна, угрожая внутреннему равновесию человека. Поэтому важно научиться расслаблять все группы мышц хоть на короткое время.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Очень часто мы слышим фразу при обсуждении самоубийства: Я не понимаю, как можно было решиться на такой поступок?!!!. Так вот основная причина большинства суицидов – это глубокое чувство непонимания и одиночества человека. Не было ни одного человека способного понять его переживания ни среди подростков, ни среди взрослых. Эти дети воспринимают себя как отверженных и некому ненужных «чужаков» и не могут найти другой выход.
Но если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков. - Эти люди прямо или косвенно намекают о своем намерении: «Лучше бы мне умереть». «Я больше не буду ни для кого проблемой». «Тебе больше не придется обо мне волноваться». «Скоро все проблемы будут решены». «Вы еще пожалеете, когда я умру!»… - некоторые из них много шутят на тему самоубийства. - проявляют нездоровую заинтересованность вопросами смерти. - начинают раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, - мирятся с давними врагами. - могут демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как: – в еде – есть слишком мало или слишком много; – во сне – спать слишком мало или слишком много; - во внешнем виде – стать например неряшливым; - в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять д.з ., - избегать общения с одноклассниками; - проявлять раздражительность, угрюмость; -находиться в подавленном настроении; - замкнуться от семьи и друзей; - быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; -ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
Человек может решиться на самоубийство если: 1. Он социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным. 2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом); алкоголизм – личная или семейная проблема); 3. Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального. 4. Предпринимал раньше попытки суицида. 5. Имеет склонность к самоубийству в последствии того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи. 6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей). 7. Слишком критически настроен по отношению к себе. Так почему же дети добровольно уходят из жизни? Этот вопрос волнует всех. Но однозначного ответа на него дать невозможно.
Попытка самоубийства – это крик о помощи, желание привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие окружающих Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Что же происходит с родителями, какие отношения могут быть в семье, если их собственный ребенок не может их дозваться? Отчего они так глухи, что их ребенку пришлось лезть в петлю, чтобы они услышали его крик о помощи? Сознание собственной непогрешимости и правоты делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Опыт показывает, что суицид чаще случается в тех семьях, где господствует авторитарный стиль воспитания, где все нормы и правила обязательны к выполнению, и ориентация воспитания в основном на внешнее благополучие. В таких семьях можно часто услышать: «Я не желаю ничего слышать. Это должно быть сделано. Не позорь меня перед соседями». Воспитание больше похоже на указания начальника, которому нужен факт и не интересен внутренний мир сотрудника, служащего. Для многих детей родители – это люди, которые никогда не совершали проступков – они всегда правы. Потому что их родители никогда не показывали, что они тоже люди, что они тоже были детьми, подростками, что у них тоже были такие проблемы. Словно это было так давно, что уже и не важно. А вместо понимания и сочувствия зачастую можно услышать: «Мне бы твои проблемы, вот где денег достать. –А это пройдет!» Упрекая ребенка, родители, произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Часто слова сказаны в порыве гнева, несдержанности, но родители при этом не думают, что безобразным своим криком буквально толкают своего ребенка на опасный для жизни поступок.
НАМ РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать (это к стати проще, чем заставить замолчать другого), сознавая свою правоту. Ведь ваша задача по сути в споре с подростком – не доказать свою правоту или авторитет, а оградить ребенка от беды. А подросток очень часто видит перед собой задачу любым способом доказать право на свое мнение и добиться уважения собственных родителей, которые никак не могут смириться с тем, что ребенок взрослеет. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире – все станет реально опасным, угрожающим его жизни. Если внимательно понаблюдать за семьями, где дети предпринимали попытки самоубийства, то окажется, что их благополучие лишь кажущиеся. На самом деле эти семьи можно отнести в разряд неблагополучных, но не с материальной точки зрения, а с психологической. Все дело во внутрисемейной атмосфере. Ребенок должен знать, что все проблемы можно решить. И именно родители воспитывают эту уверенность в своих силах. Но необходимо не потерять тонкую грань между самостоятельностью и отчуждением .
Упражнение «Разожми кулак!» Пусть второй участник крепко зажмет в кулаке маленький предмет. Первый же должен любым способом разжать кулак и получить этот предмет. Второму участнику дается следующая инструкция: «Разожми кулак только тогда, когда тебе этого захочется». Не подсказывайте участникам, как им лучше вести себя. Пусть каждый делает то, что считает нужным. Вы же оставайтесь сторонним наблюдателем. В итоге этого упражнения вы увидите: удалось ли родителям достичь цели; нашли ли они нужные слова или другие средства воздействия; как взрослые предпочитали общаться в конфликте и решать проблему (с помощью физической силы, с помощью убеждений, угроз, предложений чего-либо взамен и т.д.). Очень полезно будет обсудить с участниками, как же нужно себя вести, чтобы добиваться своего, не причиняя вред другим.
«Из жизни одной девочки Инны…»
Уважаемые родители! У ребенка должна быть та «жилетка», в которую можно в любой момент излить все свои проблемы. Даже нам взрослым (не говоря о детях) в трудные минуты необходима поддержка и сочувствие. Ребенок должен знать, что родители всегда его поймут или, по крайней мере, попытаются понять. Поэтому если малыш доверил вам свое «горе», не занимайтесь нравоучениями и уж тем более не устраивайте скандал. Этим вы только оттолкнете его и спровоцируете на безрассудные поступки. Прежде всего, дайте высказаться и просто пожалейте. У него сейчас нет сил слушать ваши нотации. Разбор полетов отложите на потом, когда малыш немного успокоится и сможет более спокойно мыслить. Нельзя смеяться над его горем. Даже если вам эта проблема кажется сущим пустяком. И в десять лет бывает безответная любовь. Дети в отличии большинства взрослых, максималисты. Они живут только сегодняшним днем, по принципу «все или ничего». Их не утешают слова «много будет у тебя таких Петей, Васей». Ребенку нужно сейчас, а не в далеком будущем. И если в данную минуту подросток не может получить желаемое, то он видит только одно решение «ничего». Поэтому радуйтесь, что ребенок со своим горем пришел именно к вам, а не к чужому. Он вам доверяет. А это значит, что совместными усилиями вы легко преодолеете его «большие проблемы». Самое главное, чтобы ребенок знал, что жизнь прекрасна и родители его очень любят.
Из предсмертной записки Маши Н. (11 лет)
Подросток должен уметь выплескивать отрицательные эмоции, а не замыкаться. Почаще проявляйте к нему нежность. Пусть он видит, что вы его очень любите и всегда готовы прийти на помощь. Также подросток должен видеть, что родители тоже иногда чувствуют боль или страх. Почаще жалейте друг друга. Не вмешивайте детей в решение междоусобных семейных конфликтов. Оберегайте юную, ранимую душу от скверных ругательств и оскорблений! Многие дети уверены: смерть имеет начало и конец. В их представлении смерть можно сравнить с длительным отсутствием или, например, болезнью. Многие дети убеждены, что совершив суицидальную попытку, они умрут «не до конца» Самое малое, что мы можем сделать для своего ребенка, - это быть с ним рядом. Говорить на самые различные темы и обязательно развивать понимание того, что любая неприятность, даже самая «смертельная», гораздо меньше, чем вся жизнь! И пока эта жизнь продолжается, все можно поправить, а когда жизнь прервана, ничего изменить нельзя. Советую родителям не оставлять детей один на один с этой сложной жизнью. Будьте рядом, станьте своему ребенку другом, советчиком, защитником. Не забывайте говорить о своей любви к детям и учите любить их самих.
Трудности в отношениях с родителями – не единственный фактор, который может довести подростка до самоубийства. Эксперты поясняют: в подростковом возрасте человек воспринимает смерть как что-то обратимое, как некий эксперимент. Во многом этому способствуют компьютерные игры, где у героя много жизней, и если он "погиб", то всегда можно его "оживить". И сделав шаг из окна, жизнь пойдет на перезагрузку, и все проблемы решатся сами собой. За компьютером современные российские подростки проводят в среднем 3 часа в день. Кто-то меньше, кто-то больше, но так или иначе, чаще всего, родители не знают, чем их дети занимаются, сидя перед монитором, какие ресурсы они посещают в Интернете. Многие родители сами в Сеть не выходят и не обладают достаточной компьютерной грамотностью, чтобы контролировать детей в виртуальном пространстве. В некоторых семьях родители довольны уже тем, что ребенок сидит дома за компьютером, а не пропадает во дворе. Между тем Интернет для ребенка – это та же улица, а то и хуже.
Еще причиной высокого уровня суицидов в стране является: моральное "одичание” общества, потеря нравственных ориентиров, утрата смысла жизни. Иллюзия жизни как потребления подменяет подлинный смысл жизни, агрессивно встраивается в сознание людей. Смыслом жизни провозглашается покупка квартиры, машины, одежды отсутствие коммуникативных навыков у современных детей и подростков. В настоящее время происходит явное и значительное снижение интеллекта у молодежи – школьников и студентов. Молодежь не умеет самостоятельно мыслить, она зомбирована передачами, типа "Дом-2”, легким чтивом, примитивным кино, отупляющими компьютерными игрушками. Поэтому решение сложных задач, которые встают перед каждым человеком, в силу их ограниченных возможностей, исключается. Невозможность достижения целей заставляет молодого человека и искать легких и простых способов решения возникшей проблемы.
Суицид – это поступок! Это крик души, если хотите! Который вовремя не был услышан окружающими, родителями в первую очередь. Что мы знаем о наших детях, кроме того, что они у нас самые лучшие, тихие и честные? Сидят тихо у компьютера, играют. По подворотням не шатаются, спиртное и наркоту не употребляют. А что там у них в душе? С кем они дружат и дружат ли вообще? И где эти друзья? Чем дышат? О чем мечтают? Что слушают, смотрят, читают и читают ли вообще?
Вывод И в заключении можно сказать одно. Любите своих детей и будьте к ним внимательны! Ваши отношения должны быть тем местом, куда ребенок может возвращаться в любое время и отдыхать. Быть там столько, сколько ему нужно, и только набравшись сил, снова выходить в «большой мир». Если вы хотите, чтобы ваши дети вас уважали и слушались вас, ценили ваши советы следуя и следуя им, строили свою жизнь счастливо – будьте счастливы сами ! Станьте для ребенка таким примером, которому захочется подражать.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
психогенно-травмирующих факторы катастрофические ( ЧС ), которые могут вызвать состояние дистресса(природные катаклизмы, аварии, насилие) Сверхсильные , острые (смерть на глазах ребенка, убийство) сверхзначимые для ребенка(смерть РОДИТЕЛЕЙ , неожиданный уход из семьи; известие, что ребенок приемный ) («цепочки») Хронические психические травмы(неблагополучная семья, закрытые дет. учреждения, Н еправильным воспитанием) отвержение ребенка
Уровни нервно-психического реагирования соматовегетативный (0-3 года) психомоторный (4-10 лет) аффективный (7-12 лет) эмоционально-идеаторный (12-16 лет)
три последовательных этапа острый от нескольких часов до нескольких недель ( затрагивающие в основном сферу эмоций и поведения) подострый (переходный) от нескольких недель до полугода( ДЕЗАДАПТАЦИЯ В СОЦИУМЕ, СНИЖЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ, СТРАХ, ТРЕВОГА, ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ) отставленный свыше полугода ( эмоциональную, волевую, когнитивную, поведенческую)
ВОЗРАСТНАЯ СПЕЦИФИКА НАРУШЕНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ - НОЧНЫЕ КОШМАРЫ, ДНЕВНЫЕ ОПАСЕНИЯ, ЖАЛОБЫ НА НЕДОМОГАНИЕ. НАЧ.ШКОЛА- СНИЖЕНИЯ УЧЕБНОЙ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СНИЖЕНИЯ ВНИМАНИЯ И СОСРЕДОТОЧЕНИЯ. ПОДРОСТКИ- НЕУСТОЙЧИВОЕ НАСТРОЕНИЕ, ЧУВСТВО ВИНЫ, КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ, НЕВРОЗ, УСТРАШАЮЩИЕ СНОВИДЕНИЯ.
Отставленный период СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ: Посттравматическое стрессовое расстройство Генерализованное тревожное расстройство Паническое расстройство Соматоформное расстройство Ипохондрическое расстройство Манифестация эндогенных расстройств Девиантное поведение Злоупотребление ПАВ
Методики диагностики необходимо подбирать с учетом: Актуального состояния Возрастных особенностей Выдвинутых диагностических гипотез
В острый период детям дошкольного и младшего школьного возраста Наблюдение с минимальным использованием метода беседы Игровые (интерактивные) методы с использованием мягких игрушек Проективные, прежде всего, рисуночные методики
В острый период подросткам Наблюдение, беседа Игровые (интерактивные) методы Проективные, прежде всего, рисуночные методики «Свободный рисунок», «Приятный рисунок»,«Неприятный рисунок» Когнитивно-поведенческую терапию.
В острый период: Психодиагностику нецелесообразно выделять в отдельный этап работы Она включается в структуру психокоррекции (психотерапии) учитывая индивидуальные особенности ребенка. Выступает вспомогательным средством для достижения адаптационного эффекта Психообразование членов семьи.
В отставленный период: Диагностика проводится в соответствии с актуальными проблемами Кроме того, по возможности, следует проводить оценку травматических переживаний. Восстановление витальных функций (питание, сон и т.п.) Обеспечение достаточного уровня активности и ее упорядочение Преодоление (частичное) фобических проявлений Нормализация (частичная) настроения Ослабление тревоги, флешбэк симптомов Коррекция грубых нарушений поведения
Методы психокоррекции Релаксационные (вне зависимости от возраста) Элементы игровой терапии (с детьми младших возрастов) Элементы конструктивной деятельности Элементы арт-терапии (вне зависимости от возраста) Элементы диалоговых методов (преимущественно со старшими подростками) Поведенческие - направленные на позитивное подкрепление минимальных достижений (вне зависимости от возраста и актуального состояния ) Психообразовательные (для членов семей)
Цель коррекции. социально- психолого- педагогическая реабилитация, направленная восстановления нормального, привычного, присущего до получения психической травмы функционирования Эмоциональную сферу Социальную сферу Регулярное посещение школы (детского дошкольного учреждения) Когнитивную сферу Коммуникативную сферу На семейном уровне В более широком контексте
Формы работы: Индивидуальные Групповые Семейные
Материально-техническое обеспечение психокоррекции, стимулирующее восстановление определенных видов деятельности Зона сюжетно-ролевой игры (игрушки: «Кукольный домик», «Больница», игрушечная мебель, посуда, фигурки людей, зверей и т.п.) Учебная зона (школьно-письменные принадлежности, элементы школьной мебели и т.п.) Зона конструктивной деятельности (конструкторы) Зона спортивных игр (тренажеры, шведская стенка, сухой бассейн, мячи и т.п.) Зона творческой активности (краски, бумага, материалы для коллажей и т.п.) Зона отреагирования агрессии (боксерская груша, надувные мечи, молотки и т.п.) Зона релаксации (аквариум, музыкальное сопровождение, коврики, матрасы, подушки
Получаемые эффекты десенсибилизация страхов, опасений, уменьшение тревоги. Снятие психического напряжения с помощью релаксационных методов Включение ребенка в совместную деятельность Стимулирование любых форм активности: эмоциональной, познавательной, коммуникативной (за исключением деструктивно-агрессивных, направленных на любые живые объекты)
Направление работы с семьей Индивидуальная работа с психотравматичными переживаниями родителей В случае гибели одного из родителей или невозможности выполнять родительские обязанности формирование замещающих моделей детского-родительского взаимодействия Формирование родительской компетентности Преодоление стигматизирующих тенденций, и позиции «больного ребенка в семье» Реинтеграция семейных связей и функций
Искусство родителей- воспитать ребенка свободным, то есть способным выбрать действительно свой путь Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отклоняющееся (девиантное) поведение наблюдается в процессе десоциализации и является разновидностью социальной запущенности. С. Беличева под отклоняющимся поведением понимает поведение, в котором устойчиво проявляются такие отклонения от социальных норм : отклонения корыстной ориентации (хищения, кражи); агрессивной ориентации (оскорбления, хулиганство, побои); социально-пассивного типа (уклонение от учебы, бродяжничество, употребление наркотиков и алкоголя).
В рамках отклоняющегося поведения выделяется несколько видов: социально-педагогическая запущенность , когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения; глубокий психический дискомфорт , вызванный неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей и т.д.; отклонения в психическом и физическом состоянии здоровья, возрастные кризисы, акцентуации характера и другие отклонения психоневрологического и физиологического свойства;
4. отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; занятости полезными видами деятельности; позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов; 5. безнадзорность , отрицательное влияние окружающей среды и развивающаяся на этой основе социально-психологическая дезадаптация, смещение социальных и личных ценностей с позитивных на негативные. Отклоняющееся поведение подростков в социальном плане сопряжено с понятием «трудный подросток». Характеристики трудных подростков отличаются по возрастным условиям развития, видам и характеру отклонений в поведении, по их личностным качествам, интересам, склонностям, потребностям.
ТИПЫ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ П ервую группу составили учащиеся с пассивной жизненной позицией, замкнутые, угрюмые, недоверчивые, безвольные. В острых ситуациях они занимают позицию невмешательства, периодически вступают в конфликт с преподавателями и отдельными учащимися. Успевают они посредственно, пропускают уроки, домашних заданий не готовят, равнодушно относятся к труду. Могут поддаваться дурному влиянию и совершать дисциплинарные проступки, но могут и воздерживаться от них при наличии отвлекающих факторов. Охотно поддаются влиянию авторитетов как в отрицательном, так и в положительном отношении. Ко второй группе были отнесены эгоисты, упрямые учащиеся, у которых полный разрыв между словом и делом, склонные скорее поддержать любой ценой дисциплинарный проступок, чем противодействовать ему. Учатся они плохо, грубо нарушают порядок. Они вспыльчивы, невоспитанны, грубы, часто проявляют неадекватную реакцию на замечания, курят, пьют, сквернословят, находятся в подчинении у учащихся, относящихся к третьей группе, раболепствуют перед ними и действуют по их указке, нарушают дисциплину, когда чувствуют поддержку. При этом они любознательны в отдельных областях знаний, положительно реагируют на поощрения, могут проявить творческое отношение к заинтересовавшему их виду деятельности, способны пересмотреть свои взгляды и убеждения под воздействием систематического и длительного влияния на них в нужном направлении. К третьей группе были отнесены лживые, драчливые, наглые, систематически вступающие в конфликты с окружающими, совершающие антиобщественные поступки и правонарушения, пытающиеся отрицательно воздействовать на других учеников, употребляющие спиртные напитки, признающие и уважающие только авторитет физической силы. Со сверстниками эти подростки агрессивны и жестоки. По отношению к родителям, преподавателям они занимают антагонистическую позицию. У них сложилось устойчивое агрессивное отношение к явлениям общественной жизни, к мнениям и суждениям, не совпадающим с их собственными; они не признают морали и не считаются с ее нормами
Координационный план работы с детьми группы риска I . Организационные мероприятия 1. Составление социального паспорта класса 2. Составление характеристик на детей группы риска 3. Выявление детей, находящихся в трудной жизненной позиции 4. Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями 5. Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся 6. Организация досуга и кружковой деятельности 7. Составление административных писем, ходатайств и др. документ. 8. Осуществление связи с КДН, ОПДН и др. соц. службами 9. Организация летней занятости.
II . Работа с учащимися 1. Контроль посещаемости занятий 2. Контроль текущей успеваемости 3. Вовлечение учащихся в кружки и секции 4. Проведение профилактических бесед 5. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися 6. Направление на консультации к психологу или мед. специалистам 7. Содействие в трудоустройстве 8. Проведение психодиагностики 9. Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута 10 Разбор конфликтных ситуаций
III . Работа с родителями 1. Посещение семей группы риска 2. Проведение консультаций 3. Приглашение на советы профилактики 4. Выступления на родительских собраниях 5. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений
IV . Работа с педколлективом 1. Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками 2. Консультации по результатам диагностики 3. Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска 4. Выступление на педсоветах
Анкета для родителей 1. Какие формы поведения вы назвали бы отклоняющимися от нормы? нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий) побеги из дома грубость, сквернословие употребление алкоголя, пьянство курение раннее начало половой жизни хулиганство унижение других воровство неподчинение, критика взрослых ношение «вызывающей» одежды отрицательное отношение к учебе драки, нанесение телесных повреждений употребление наркотиков что- то еще
2. Какие из них вы считаете наиболее распространенными среди сверстников ваших детей или вашего ребенка (перечислите, пожалуйста, соответствующие номера ответов из первого вопроса)? __________________________________________________________________________________ 3. Сколько, примерно, времени в день ваш ребенок (или ваши дети) предоставлен самому себе? не более 1часа 2-3 часа 4-5 часов 6-8 часов более 8 часов затрудняюсь ответить 4. Что обычно делает ваш ребенок в свободное от учебы время? ____________________________________________________________________________________
5. Что, с вашей точки зрения, является основными причинами отклоняющегося от нормы поведения? стремление получить сильные впечатления заболевания ребенка повышенная возбудимость детей, неумение контролировать себя неблагополучная ситуация в семье стремление к самостоятельности и независимости недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями отставание в учебе пренебрежение со стороны сверстников непонимание взрослыми трудностей детей недостаточная уверенность ребенка в себе отрицательная оценка взрослыми способностей детей стрессовые жизненные ситуации напряженная социально- экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей и т.д.) примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации чрезмерная занятость родителей конфликты с родителями что- то другое_________________________________________________________________________________
6. К какому из специалистов вы обратились бы в первую очередь за помощью, если бы у вашего ребенка появились проблемы в поведении? классному руководителю школьному психологу социальному педагогу психотерапевту инспектору по делам несовершеннолетних врачам справились бы самостоятельно к кому – то еще_______________________________________________________________________________ затрудняюсь ответить 7. Возникают ли у вас опасения, что ваш ребенок может попасть в плохую компанию? да нет затрудняюсь ответить 8. Если вы опасаетесь, что вызывает ваши опасения? _____________________________________________________________________________________________________
Система профилактики отклоняющегося поведения включает в себя следующие компоненты: выявление учащихся группы риска, определение причин отклоняющегося поведения; устранение причин отклонений в поведении школьника: изменение характера личных отношений учеников со сверстниками и взрослыми; вовлечение трудных учащихся в различные виды положительной деятельности; изменение условий семейного воспитания.
Важно, чтобы в профилактической деятельности с учащимися принимало участие большое количество людей: классные руководители, социальные педагоги, педагоги-психологи, родители, работники учреждений дополнительного образования, учителя-предметники, сотрудники органов внутренних дел. Успех дела во многом зависит от единства всех перечисленных выше участников образовательного процесса.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Декларация прав ребёнка создала и приняла Организация Объединённых Наций (ООН) 20 ноября 1959 года
Права детей: 1. В каждом ребёнке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи между народами. 2. Ни один ребёнок не может быть продан или куплен. 3. Каждый ребёнок имеет право на бесплатное и обязательное образование. 4. Ни один малолетний ребёнок не может быть разлучен со своей матерью, кроме исключительных прав. 5. Каждый ребёнок нуждается в любви и внимании. 6. Каждый ребёнок со дня рождения имеет права на гражданство и собственное имя.
Запрещено или разрешено: Петь, рисовать и танцевать, Уроки в школе посещать, Свои таланты развивать – Это разрешается!
Запрещено или разрешено: Здесь ремень вокруг дитя, Как лента, извивается, Бить, наказывать Запрещается!
Запрещено или разрешено: Вот ребёнок груз несёт, Тащит, надрывается, В детстве тяжкая работа Запрещается!
Запрещено или разрешено: Слабый горбит спину, Пред сильным преклоняется. Быть рабом у господина Строго запрещается!
Запрещено или разрешено: С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить - Разрешается!
Запрещено или разрешено: Мать с ребёнком разлучают. Это запрещается!
Запрещено или разрешено: Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить – Это разрешается!
Статья 5 «Никто не может быть подвергнут жестокому, бесчеловечному отношению». Как вы понимаете пословицы: Злой не верит, что есть добрые люди. Зла за зло не воздай. Доброе слово лечит, а худое калечит. Хорошо тому добро делать, кто помнит.
Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому: у мейте выслушивать собеседника, не перебивая, у мейте признавать, что были не правы, п омогайте товарищу, старайтесь договориться с ним, г оворите всегда правду, р адуйтесь успеху товарища, д ал слово – держи, дал обещание – выполни, х удо тому, кто добра не делает никому.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конвенция ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-право- вым документом обязательного характера, посвящен- ным широкому спектру прав ребёнка. Документ сос- тоит из 54статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возмож- ностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупот- реблений.
Статья 1. Ребенок – это каждый человек в мире, не достигший 18 лет.
Статья 2. Все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Никто не должен подвергаться дискриминации .
Статья 3. В первую очередь всегда должны учитываться интересы ребенка.
Статья 4 Государство конвенции должны стремиться в меру всех имеющихся в их распоряжении ресурсов осуществлять социальные, экономические и культурные права ребенка. Если ресурсов не хватает, необходимо искать решения путем международного сотрудничества.
Статья 6. Каждый ребенок имеет право на жизнь и развитие
Статья 7. Ребенок имеет право на имя и национальность. Ребенок имеет право, насколько это возможно, знать, кто его родители
Статья 9. Ребенок не должен жить отдельно от своих родителей против своего желания, кроме как в случае, когда это отвечает его интересам. Ребенок, который не живет с обоими родителями, имеет право встречаться с ними обоими регулярно.
Статья 10. Запросы членов семьи, живущих в разных странах и желающих соединиться, должны рассматриваться доброжелательно, гуманно и быстро.
Статья 12-15 Ребенок имеет право высказывать свое мнение по всем имеющим к нему отношение вопросам. При рассмотрении судом и властями дел, касающихся ребенка, необходимо заслушать его показания и действовать прежде всего в его интересах. Права ребенка на свободу мысли, свободу совести и вероисповедания должны уважаться.
Статья 18. Родители имеют общую и первичную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Они обязаны в первую очередь думать об интересах ребенка
Статья 19. Ребенок имеет право на защиту от физического и психического насилия, от отсутствия ухода или использования родителями или опекунами в их интересах.
Статья 20-21 Ребенок, лишившийся семьи, имеет право на альтернативное попечение. При усыновлении государство обязано позаботиться об интересах ребенка в соответствии с действующими законами.
Статья 22. Ребенок-беженец, прибывший один, со своими родителями или третьим лицом, имеет право на защиту и помощь.
Статья 23. Любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полную и достойную жизнь, обеспечивающее активное участие в жизни общества
Статья 24-27 Ребенок имеет право на здравоохранение и медицинское обслуживание. Все страны должны работать над понижением уровня детской смертности, бороться с болезнями и недоеданием, а также над ликвидацией традиционных и опасных для здоровья обычаев. Беременные женщины и молодые мамы имеют право на медицинское обслуживание.
Статья 28-29 Ребенок имеет право на бесплатное начальное образование. Обучение обязано подготовить ребенка к жизни, развивать уважение к правам человека и воспитывать в духе понимания, мира, терпимости и дружбы между народами.
Статья 31. Ребенок имеет право на игры, отдых и досуг.
Статья 32. Ребенок имеет право на защиту от экономического использования и тяжелой работы, которая вредит или мешает образованию и подвергает опасности здоровье ребенка
Статья 33 Ребенок имеет право на защиту от незаконного потребления наркотиков
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Права человека. Права ребенка
Права человека. Права ребенка...
Пособие по правам ребенка для малышей "О твоих правах в картинках и стихах"
Это пособие поможет учителям начальной школы рассказать о правах ребенка в яркой, оригинальной форме. Материал может быть полезен соц. педагогам, библиотекарям, рабртникам детского сада....
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.
Цель: изучение данных документов....
Методическая разработка мероприятия "Права ребенка по Конвенции о правах ребенка".
На уроке учащиеся будут работать с правовыми документами: «Конвенцией о правах ребенка», Конституцией РФ в группе, вести дискуссию в группе, учиться устанавливать коммуникацию, общат...
Урок обществознания в 9-м классе по теме "Права ребенка. Конвенция о правах ребенка"
Разработка урока по обществознанию в 9-м классе по теме "Права ребенка. Конвенция о правах ребенка" ...
Зачем защищать права ребенка? Конвенция прав ребенка.
Проблема защиты прав детей очень актуальна на сегодняшний день в Российской Федерации. И огромное количество людей небезразлично к этой проблеме. Об этом могут свидетельствовать многочисленные акции п...