Конвенция ООН о правах ребенка как гарантия защиты прав ребенка
методическая разработка (5 класс) по теме

..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konventsiya_oon.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Новоросляевка»

Дергачевского района, Саратовской области.

413480Саратовская область Дергачевский района, с.Новоросляевка ул.Данукалова,46

88456346147, Берченко Ольга Вячеславовна

Конвенция ООН о правах ребенка  как гарантия защиты прав ребенка

6 клас Жуковень Артем Павлович

Саратовская область, Дергачевский район  с.Новоросляевка пер Молодежный, 488456346106

Жуковень Елена Сергеевна учитель истории.

2013 г.

Чтобы сделать из людей хороших граждан,

им следует дать возможность проявлять

свои права граждан и исполнять обязанности

граждан»

С.Смайлс, английский писатель 

Конвенция – документ, носящий рекомендательный характер. Конвенция ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права.

Конвенция о правах ребенка, другие международные и российские документы дают каждому ребенку большие права. Однако их реализация на практике может быть затруднена. Основная причина этого кроется в недостатке правовой информации, особенностях российского массового сознания, особенностях российской правовой и политической культуры. Причины актуализации принципов Конвенции в современном мире в связи с угрозами международного терроризма, актуализации этих принципов для России в связи с незрелостью гражданского общества, проблемами социально-экономического развития. Зачастую люди просто не знают о самом существовании Конвенции.        

Актуальность исследования обусловлена необходимой потребностью реализации прав детей согласно международным и российским правовым документам и актам, связанным с положением детей в современном обществе, а также в связи с  демократизацией и гуманизацией образовательного процесса и  воспитания  гражданина России
Цель работы – показать значимость правовых знаний, Конвенции о правах ребенка, ее основных принципах, связи с Всеобщей Декларацией прав человека и другими международными документами, с Конституцией Российской Федерации.

Объект исследования - Конвенция ООН о правах ребенка

Задачи:

  • Изучить  научную, публицистическую, педагогическую и методологическую литературу по проблеме исследования

-. - обобщить результаты исследования

  1. Конвенция о правах ребенка ООН как инструмент защиты семейных прав ребенка в России

Цель Конвенции – максимальная защита  интересов ребенка. Документ призывает государства создать условия, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в социально-политической жизни своих стран.
Конвенция в отличие от предшествующих международных актов по правам ребенка, ввела ряд новых прав: на выживание и развитие; на сохранение индивидуальности; на свободное выражение своих взглядов; на неучастие в военных действиях.
В Конвенции особо подчеркивается роль средств массовой информации и обязанность государства поощрять СМИ за распространение информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении.
Конвенция обязывает государства, наилучшим образом обеспечивать права и интересы ребенка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов.
Необходимо подчеркнуть, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Конвенция показывает, что необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных потребностей свобода требует, помимо всего прочего, здоровой и безопасной окружающей обстановки, доступа к здравоохранению, обеспечения минимальных норм в отношении питания, одежды и жилища.
Конвенция устанавливает право ребенка активно участвовать в своем собственном развитии, выражать свои убеждения и добиваться того, чтобы их учитывали при принятии решений, касающихся его жизни. Документ также устанавливает право ребенка на жизнь, выживание и здоровое развитие, право на имя и приобретение гражданства с момента рождения, право, связанное с усыновлением, права детей с ограниченными возможностями и детей-беженцев, а также детей, совершивших правонарушения.
Конвенция расширяет правовые рамки прав человека, защищая детей от всех форм эксплуатации, рассматривая вопрос о детях представителях национальных меньшинств и групп коренных народов, а также проблемы злоупотребления наркотиками и отсутствия заботы о детях.
Согласно Конвенции ребенком является каждое лицо в возрасте до 18 лет, если только национальным законодательством не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

С момента принятия Конвенции о правах ребенка в 1989 году прошло 24 года. Тем не менее, интерес к этому документу во всем мире не угасает.

Конвенция явилась плодом десятилетней работы многих специалистов. Первый проект Конвенции был представлен в Комиссию по правам человека ООН в 1978 году. В разработке документа принимали участие на только представители государств и межправительственных организаций структуры ООН, но и ученые, а также неправительственные организации.[1] Уже тогда стала очевидной необходимость придания правам детей силы норм договорного права. Но только спустя десять лет, 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно одобрила резолюцию № 44/25, приняв, тем самым, Конвенцию о правах ребенка. 26 января 1990 года, ее подписала 61 страна, что явилось своего рода рекордом. В настоящее время Конвенция является наиболее широко признанным международным документом по вопросам прав человека.

Человечество далеко не сразу пришло к осознанию того, что ребенок полноценный член общества, а не собственность своих родителей или законных представителей. Лишь в XX веке были приняты нормативные правовые акты о правах и свободах ребенка, обеспечении его интересов. Однако необходимо подчеркнуть, что в современном мире существует противоречие между провозглашенными правами ребенка и их закреплением в нормативных актах и действительным наделением ребенка конкретными правами. Дело в том, что формирование системы прав ребенка следует рассматривать с двух позиций: юридической и социально-психологической. И, если с точки зрения права, формализации и юридического оформления прав ребенка мировое сообщество значительно продвинулось вперед, то с точки зрения восприятия, осознания ребенка как самостоятельной личности многие проблемы не решены. Эффективность защиты прав и интересов ребенка определяются правовой компетентностью и грамотностью граждан, наличием в обществе демократической правовой и общей культуры, традиций и обычаев. Именно родители, прежде всего, выступают гарантами прав ребенка в общественной жизни. Огромное значение для соблюдения прав ребенка имеет и школа. Без конструктивного постоянного диалога родителей и педагогов невозможна защита прав ребенка.

Хотя о правах ребенка заговорили еще в 18 веке, для того, чтобы наделить детей в правовом аспекте конкретными правами потребовалось еще два столетия.
Здесь стоит упомянуть о педагогическом течении свободного воспитания, представители которого первыми подняли проблему прав и свобод детей. Основой этой теории является признание каждого ребенка самостоятельной личностью, имеющей право на свободное развитие и образование, соответствующее его природе. Первооткрывателем в этой области был Ж.-Ж Руссо (1712-1778 гг.). В своем знаменитом произведении «Эмиль, или О воспитании» (1762) он писал: «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем стать взрослыми». Именно Ж.-Ж. Руссо провозгласил первое право ребенка: быть ребенком, проявлять свою детскую природу жить, думать, видеть мир, поступать как ребенок. К концу 19 века идея прав ребенка заняла позиции в свободной педагогике Европы и России.
Уместно было бы упомянуть идеи шведской писательницы Эллен Кей (1849-1926), которая в своей книге «Век ребенка» провозгласила несколько естественных прав ребенка: право на недостатки, право на неприкосновенность внутреннего мира, право на выбор родителей. Немецкий педагог Людвиг Гурлитт (1855-1931) выделил особые права ребенка: право на самостоятельность в жизни, право на проявления собственного характера, право на убеждения и свободу слова. Особо следует подчеркнуть идеи русского педагога и ученого Константина Николаевича Вентцеля (1857-1947) и польского педагога Януша Корчака (1878-1942) и т.д

Подводя итоги, можно отметить, что к началу 21 века в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкрепленная соответствующими правовыми документами. Что касается России, то основной задачей государства является практическое обеспечение принципов Конвенции о правах детей, выполнение рекомендаций ООН.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Конвенция о правах ребенка – М.1989

Декларация о правах ребенка – 1959

Онлайн энциклопедия «Кругосвет» www.krugosvet

Информация полностью или частично взята со свободной энциклопедии «Википедия»

http://ru.wikipedia.org

Размещено на Allbest.ru



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.

Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)  Класс(ы):  11 класс  Предмет(ы):  право: основы правовой культуры   ...

Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»

Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...

Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»

Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...

Закон о правах и гарантиях ребенка

Закон о правах и гарантиях ребенка...

Закон о правах и гарантиях ребенка

Закон о правах и гарантиях ребенка...

Презентация к уроку обществознания в 8 классе по теме "Гарантии и защита прав человека и гражданина в Российской Федерации"

Данная презентация является полноценной методической разработкой урока обществознания в 8 классе (по учебнику Соболевой) на тему "Гарантии и защита прав человека и гражданина в РФ. Материал можно...

Права человека. Международная защита прав человека.

Презентация по курсу "Право" 10 класс. Разработана к уроку "Международная защита прав человека" раздел "Право и личность" (учебник "Право" 10 класс углубленный ...