Самостоятельная работа. Обзор литературы
методическая разработка на тему

Самостоятельная работа. Обзор литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл noskova_t.a._samostoyatelnaya_rabota._obzor_literatury.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа. Обзор литературы

Носкова Т.А.,учитель русского языка и литератур ГБОУ школа №612

С точки зрения психологических теорий, являющихся основой системно-деятельностного подхода в обучении (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин), познавательная самостоятельность имеет следующие функциональные характеристики:

-        мотивированность действий;

-        самостоятельный характер добываемых знаний;

-        активная мыслительная деятельность;

-        инициативность;

-        рефлексия;

-        самооценка;

-        способность планировать свою деятельность.

Эти характеристики у учащихся развиваются в процессе совместной деятельности учителя и учеников, которая реализуется в использовании технологии организации самостоятельной работы. Данной технологии посвящены работы выдающихся ученых современности: Г. Д.Кирилловой, О. Б. Даутовой,  В. И. Лях.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ – интегративное качество личности, которое выражается в единстве интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных характеристик, проявляющихся в стремлении к самообразованию, поиску новых знаний и способностях оперировать ими на практике; в умении сознательно ставить перед собой цели и задачи, обеспечивая их качественное выполнение; в признании самостоятельного познания высшей формой творческой мыслительной деятельности.

(Носикова Я. Н. Развитие познавательной самостоятельности младшего школьника в условиях ФГОС //Начальная школа.-2014.- №2.-с. 24–28)

             Познавательная активность представляет собой процессуальную сторону самооценки, т.е. целенаправленный процесс самооценивания, в котором человек анализирует, осознаёт свои реальные потребности, мотивы, способности и соотносит их с определенными эталонами, условиями и требованиями конкретной деятельности.

Самооценка же является и исходной, и результирующей стороной этого процесса, определенной констатацией личностью качественных, содержательных особенностей своего «я», своих физических сил, умственных способностей,поступков, своего отношения к окружающим и самому себе.

Самостоятельные работы по образцу

  • Работы этого типа выполняются исключительно по образцу, инструкции. В результате чего уровень познавательной активности и самостоятельности не выходит за рамки воспроизводящей деятельности.

Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы

  • На этом уровне в учебной деятельности ученика  интеллектуальные и практические действия протекают в плане реконструирования, преобразования структуры учебных текстов  и наличного опыта решения задач, предлагаемых учителем для самостоятельного выполнения. На основе имеющихся знаний и опыта решения задач по образцу ученик может самостоятельно осмыслить внутреннюю структуру изучаемого материала, дать описание действий с объектами изучения, анализировать и предвосхищать  возможные исходы этих действий.

Эвристические самостоятельные работы

  • ученик привлекает в ходе решения задач в основном элементы своего формализованного опыта, однако соответствующие знания обычно употребляются в существенно новой функции, благодаря чему  возникает продуктивный процесс получения новой информации; отсюда следует, что при выполнении работ этого типа  идет накопление учеником нового опыта на уровне овладения элементарными методами исследования в отдельно взятых дисциплинах, закладываются основы выработки умений переноса этих методов на более широкий круг  родственных дисциплин.

Творческие самостоятельные работы

  • В процессе самостоятельной творческой работы  предполагается непосредственное участие школьника в производстве принципиально новых для него знаний, ценностей материальной и духовной культуры.
  • Раскрытие новых сторон изучаемых явлений, объектов, событий в высказывании собственных суждений, оценок на основе всестороннего анализа исходных данных решаемой задачи, самостоятельная разработка тематики и методики опытнической, экспериментальной работы и её выполнение, самостоятельное проектирование и изготовление отдельных предметов и их частей, выделение и формулирование проблем в заданной ситуации, постановка новых проблем, выдвижение гипотезы и разработка плана её решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

План самостоятельной работы по литературе в НПО по ФГОС...

Самостоятельная работа по литературе. 7 класс. А.С. Пушкин "Станционный смотритель"

Работа составлена для учащихся 7 класса. Изучая произведение Пушкина А.С. «Станционный смотритель», надо закрепить знания уч-ся о реалистических произведениях писателя, ввести и закрепить необходимое ...

Методика проведения самостоятельных работ по литературе.

Помощь учителю литературы в проведении самостоятельных работ в 10-11 классах....

Методика проведения самостоятельных работ по литературе.

Помощь учителю литературы в проведении самостоятельных работ в 10-11 классах....

Методические рекомендации для студентов СПО по организации и планированию самостоятельной работы по литературе

Методические рекомендации созданы в помощь студентам по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование (гуманитарный профиль) при подготовке заданий внеаудиторной самостоятельной работы по учебной ...