Самостоятельная работа. Обзор литературы
методическая разработка на тему
Самостоятельная работа. Обзор литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
noskova_t.a._samostoyatelnaya_rabota._obzor_literatury.docx | 16.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа. Обзор литературы
Носкова Т.А.,учитель русского языка и литератур ГБОУ школа №612
С точки зрения психологических теорий, являющихся основой системно-деятельностного подхода в обучении (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин), познавательная самостоятельность имеет следующие функциональные характеристики:
- мотивированность действий;
- самостоятельный характер добываемых знаний;
- активная мыслительная деятельность;
- инициативность;
- рефлексия;
- самооценка;
- способность планировать свою деятельность.
Эти характеристики у учащихся развиваются в процессе совместной деятельности учителя и учеников, которая реализуется в использовании технологии организации самостоятельной работы. Данной технологии посвящены работы выдающихся ученых современности: Г. Д.Кирилловой, О. Б. Даутовой, В. И. Лях.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ – интегративное качество личности, которое выражается в единстве интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных характеристик, проявляющихся в стремлении к самообразованию, поиску новых знаний и способностях оперировать ими на практике; в умении сознательно ставить перед собой цели и задачи, обеспечивая их качественное выполнение; в признании самостоятельного познания высшей формой творческой мыслительной деятельности.
(Носикова Я. Н. Развитие познавательной самостоятельности младшего школьника в условиях ФГОС //Начальная школа.-2014.- №2.-с. 24–28)
Познавательная активность представляет собой процессуальную сторону самооценки, т.е. целенаправленный процесс самооценивания, в котором человек анализирует, осознаёт свои реальные потребности, мотивы, способности и соотносит их с определенными эталонами, условиями и требованиями конкретной деятельности.
Самооценка же является и исходной, и результирующей стороной этого процесса, определенной констатацией личностью качественных, содержательных особенностей своего «я», своих физических сил, умственных способностей,поступков, своего отношения к окружающим и самому себе.
Самостоятельные работы по образцу
- Работы этого типа выполняются исключительно по образцу, инструкции. В результате чего уровень познавательной активности и самостоятельности не выходит за рамки воспроизводящей деятельности.
Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы
- На этом уровне в учебной деятельности ученика интеллектуальные и практические действия протекают в плане реконструирования, преобразования структуры учебных текстов и наличного опыта решения задач, предлагаемых учителем для самостоятельного выполнения. На основе имеющихся знаний и опыта решения задач по образцу ученик может самостоятельно осмыслить внутреннюю структуру изучаемого материала, дать описание действий с объектами изучения, анализировать и предвосхищать возможные исходы этих действий.
Эвристические самостоятельные работы
- ученик привлекает в ходе решения задач в основном элементы своего формализованного опыта, однако соответствующие знания обычно употребляются в существенно новой функции, благодаря чему возникает продуктивный процесс получения новой информации; отсюда следует, что при выполнении работ этого типа идет накопление учеником нового опыта на уровне овладения элементарными методами исследования в отдельно взятых дисциплинах, закладываются основы выработки умений переноса этих методов на более широкий круг родственных дисциплин.
Творческие самостоятельные работы
- В процессе самостоятельной творческой работы предполагается непосредственное участие школьника в производстве принципиально новых для него знаний, ценностей материальной и духовной культуры.
- Раскрытие новых сторон изучаемых явлений, объектов, событий в высказывании собственных суждений, оценок на основе всестороннего анализа исходных данных решаемой задачи, самостоятельная разработка тематики и методики опытнической, экспериментальной работы и её выполнение, самостоятельное проектирование и изготовление отдельных предметов и их частей, выделение и формулирование проблем в заданной ситуации, постановка новых проблем, выдвижение гипотезы и разработка плана её решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
План самостоятельной работы по литературе в НПО по ФГОС...
Самостоятельная работа по литературе. 7 класс. А.С. Пушкин "Станционный смотритель"
Работа составлена для учащихся 7 класса. Изучая произведение Пушкина А.С. «Станционный смотритель», надо закрепить знания уч-ся о реалистических произведениях писателя, ввести и закрепить необходимое ...
Методика проведения самостоятельных работ по литературе.
Помощь учителю литературы в проведении самостоятельных работ в 10-11 классах....
Методика проведения самостоятельных работ по литературе.
Помощь учителю литературы в проведении самостоятельных работ в 10-11 классах....
методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по литературе
методический материал по литературе...
Методические рекомендации для студентов СПО по организации и планированию самостоятельной работы по литературе
Методические рекомендации созданы в помощь студентам по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование (гуманитарный профиль) при подготовке заданий внеаудиторной самостоятельной работы по учебной ...
Самостоятельная работа по литературе (по произведениям Н.А.Некрасова, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого)
Самостоятельная работа содержит разноуровневые задания по литературе....