рабочая программа по географии 7 класс с обчающимися ОВЗ
учебно-методический материал на тему

Кравченко Валентина Петровна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrakov_vadim_7_klass_geogr_8_vid_2_chasa_2.docx127.97 КБ

Предварительный просмотр:

.    /Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

                                                                                     Приложение к образовательной программе,

                                                                                    введенной в действие приказом №

                                                                                    От «31» 08. 2015г

Рассмотрено на заседании кафедры                                                          

________________образования                                                                    

Протокол №            от «____»_______________

Руководитель кафедры____________(Ан Л.Н.)

Согласовано

Зам. директора_____________(Коротеева  Л.И.)

«        «                            2015г

Рабочая программа по  географии индивидуального обучения

 ученика 7 класса

          Рабочая программа «География» для 7 класса составлена на основе программы «География» Т.М. Лифановой из сборника  «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:5-9 кл.: в 2 сб./под редакцией В.В.Воронковой.- М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2012.-Сб.1.-224 с.

Учебник; География: 7 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида: с прил./ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2013-175с.:ил.+Прил.(15с.: ил., карт.).

                                                                     Составитель: Кравченко Валентина Петровна

                                                            учитель географии  

                                                            первой квалификационной категории

2015г

Пояснительная записка

          Рабочая программа «География» для 7 класса составлена на основе программы «География» Т.М. Лифановой из сборника  «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:5-9 кл.: в 2 сб./под редакцией В.В.Воронковой.- М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2012.-Сб.1.-224 с.

   Рабочая программа по географии для учащегося 7 класса Патракова Вадима составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:                

1.1. Нормативно – правовые документы

                1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образований в Российской Федераций»;

  1. Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят государственной думой 18 июля 1996 г.;
  2. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в ред. Постановлений  Правительства РФ от 10.03. 2000 г. №212 и от  23.12.2002 г. №919.

1.2. Цели, задачи преподавания учебного предмета, курса

       Цель:  создание комплекса условий для максимального развития личности ребёнка с нарушением интеллекта при изучении географии.

Реализовать данную цель помогут следующие задачи:

образовательные

  • Дать элементарные научные  и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве  России, зарубежных стран, своего края.
  • Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.
  • Помочь усвоить правила поведения в природе.                                      

 воспитательные:

  • Содействовать  патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.
  • Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.

 коррекционно-развивающие:

  • Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
  • Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
  • Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

Для достижения цели используются:

Принципы:

  • принцип коррекционной направленности в обучении;
  •  принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
  • принцип научности и доступности обучения;
  •  принцип систематичности и последовательности в обучении;
  •  принцип наглядности в обучении;
  •  принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Методы:

  • Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой, картой
  • Наглядные - наблюдение, демонстрация 
  • Практические – упражнения, работа с контурными картами
  • Методы изложения новых знаний      
  • Методы повторения, закрепления знаний    
  • Методы применения знаний 
  • Методы контроля

Занятия провожу  в классно урочной форме.

Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
  • Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок) 
  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
  • Комбинированный урок

          2. Общая характеристика учебного предмета, курса

2.1. Роль и значимость предмета, курса.

География как учебный предмет имеет большое значение для всестороннего развития учащегося со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор ученика об окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и социально-экономические процессы во взаимосвязи.

География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащегося, помогает знакомить с миром профессий, распространенных в своем регионе. При изучении географии России констатируются новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы – развитие крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел.

Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащегося с нарушением интеллектуального развития. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности учащегося с нарушениями интеллектуального развития: он учится анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас учащегося со сниженным интеллектом, помогает правильно употреблять новые слова в связной речи.

Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание уделяется экологическим проблемам.

        2.2. Преемственность при изучении данного предмета, курса.

Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с биологией, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, СБО и другими предметами.

        Данная рабочая программа предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 7 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний учащегося с ограниченными возможностями здоровья

        В рабочей программе выделены практические работы, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.

Курс географии материков и океанов - это второй по счёту школьный курс географии. Учащийся научится ориентироваться на местности, познакомится с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами, узнает о закономерностях развития природы, размещении населения , об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. 

2.3. Особенности построения курса по конкретному учебно – методическому комплекту.

География: 7 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида: с прил./ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2013-175с.:ил.+Прил.(15с.: ил., карт.).

3. Место учебного предмета, курса в учебном плане

3.1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Согласно индивидуального учебного плана МБОУ СОШ п. Пионерский на изучение географии в 7 классе отводится 70 часов. Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов на текущий учебный  год.

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса

4.1. Описание важности учебного курса

Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащегося с нарушением интеллектуального развития. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас учащегося со сниженным интеллектом, помогает ему правильно употреблять новые слова в связной речи.

4.2. Ценностные ориентиры учебного предмета

Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей. Ведущий педагогический замысел построения образовательной системы связан с желанием педагогов наиболее полно раскрыть возможности и способности каждого ученика. Для детей, уровень развития которых не позволяет освоить учебный материал в одинаковых условиях с нормально развивающимися детьми, организовывается обучение в коррекционных классах общеобразовательных учреждениях общего типа.

4.3. Особенности обучаемого

Программа предназначена для ученика 7 класса Патракова Вадима. Индивидуальное обучение по специальному (коррекционному)  VIII виду, требующего особого внимания с ограниченными возможностями здоровья. Патраков Вадим плохо запоминает материал, быстро забывает изученное, быстро устает, читает плохо Мотивация к учению низкая..Обучение ведётся на дому согласно индивидуального расписания.

  1. Содержание учебного курса, предмета

5.1. Наименование разделов учебной программы.

Курс географии в  7 классе представлен следующими разделами:

  • Особенности природы и хозяйства России (11 ч)
  • Природные зоны Росии (2 ч)
  • Зона  арктических пустынь (5 ч.)
  • Зона тундры (8 ч.)
  • Лесная зона (18 ч.)
  • Степи (8 ч.)
  • Полупустыни и пустыни (6 ч.)
  • Субтропики (2 ч.)
  • Высотная поясность в горах (6 ч.)
  • Обобщение пройденного материала (4ч)

ИТОГО: 70 часов в год.

5.2. Перечень изучаемого материала, характеристика основных содержательных линии.

Особенности природы и хозяйства России        

(общая характеристика)

Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и Азиатская части России. Административное деление России: Центральный федеральный округ (центр — Москва), Северо-Западный федеральный округ (центр — Санкт-Петербург), Северо-Кавказский федеральный округ (центр — Ростов-на-Дону), Приволжский федеральный округ (центр — Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр — Екатеринбург), Сибирский федеральный округ (центр — Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ (центр — Хабаровск). Разнообразие рельефа. Острова и полуострова России. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования. Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России, Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование. Экологические проблемы. Численность населения России. Размещение по территории России. Различия по плотности населения. Народы России. Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли. Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы. Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Пути решения экологических проблем.

Природные зоны России .

Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей. Карта природных зон России.

Зона арктических пустынь 

Положение на карте. Моря и острова. Климат. Особенности природы. Растительный и животный мир. Охрана природы. Население и его основные занятия. Северный морской путь.

 Зона тундры

Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры. Особенности природы. Растительный мир. Животные тундры.Хозяйство. Население и его основные занятия. Города: Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

 Лесная зона

Положение на карте. Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы. Климат. Особенности природы. Реки, озера, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов. Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса. Смешанные леса. Лиственные леса. Животный мир лесной зоны. Пушные звери. Какую пользу приносит лес. Лесной промысел, охота. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу. Обобщающий урок по лесной зоне

Зона степей

Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения. Растения зоны степей. Животный мир степей. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города степной зоны: Волгоград, Саратов, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Самара, Оренбург и др. Охрана природы зоны степей.

Зонам полупустынь и пустынь

Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Реки. Охрана природы. Растительный мир и его охрана. Животный мир. Охрана животных. Хозяйство. Основные занятия населения..Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста). Субтропики Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы. Курортное хозяйство. Население, занятия населения. Города-курорты: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи.

Высотная поясность в горах Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города: Минеральные Воды, Нальчик, Грозный и др.. Хозяйство, города, экологические проблемы Урала (Екатеринбург, Челябинск и др.). Алтайские горы. Население. Хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн. Города: Барнаул, Кемерово, Горно-Алтайск и др. Восточная Сибирь. Хозяйство Восточной Сибири. Население. Города. Охрана природы.. Обобщающий урок по географии России.

Межпредметные  связи

Почвы, полезные ископаемые, использование воды в промышленности и сельском хозяйстве, охрана вод, разнообразие растительного мира, охрана растений (естествознание).Города нашей родины (природоведение).Работа с глиной, пластилином, природным материалом при изготовлении несложных макетов по природным зонам (ручной труд).Свойства древесины — лесная зона (столярное дело).Свойства металлов — полезные ископаемые (слесарное дело). Различение цвета и оттенков (изобразительная деятельность).

Практические  работы

Работа с физической картой и картой природных зон России. Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных. Изготовление из картона условных знаков полезных ископаемых для работы с магнитной картой (природных зон России). Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости. Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.

6.  Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

6.1. Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса.

  1. Программа «География» Т.М. Лифановой из сборника  «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:5-9 кл.: в 2 сб./под редакцией В.В.Воронковой.- М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2012.-Сб.1.-224 с..
  2. Лифанова, Т. М.,   Соломина, Е. Н. Начальный курс физической географии. 7 класс. /Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида//Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. – М.: Просвещение, 2013.-176 с.: ил.+ Прил. (15 с., ил.)
  3. Е.А.Жижина Поурочные разработки по географии «Природа России». М. «ВАКО», 2007
  4. Е.А.Жижина Поурочные разработки по географии «Население и хозяйство России». М. «ВАКО», 2007
  5. Н.А. Никитина Поурочные разработки по географии «Физическая география». М. «ВАКО», 2004
  6. И.И.Баринова Рекомендации к планированию уроков по курсу «География России. Природа». М. «Дрофа», 2003
  7. Э.М. Раковская Методическое пособие по курсу «География: природа России». М. «Просвещение», 2003
  8. О.А. Бахчиева Начальный курс географии  Методическое пособие М. «Дрофа», 2006
  9. Н.А.Касаткина Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям по географии в 6-8 классах. Волгоград: Учитель, 2004
  10. Н.В. Болотникова География: Уроки-игры в средней школе. Волгоград: Учитель, 2004г

Дополнительная литература:

  1. Кто есть кто в мире. – М.: Олма-Пресс, 2003.
  2. Пивоваров  Г.П  По страницам занимательной географии. -М.: Просвещение, 1990.
  3. Энциклопедия для детей. Астрономия. – М.: Аванта+,2000.
  4. Энциклопедия для детей. Геология. – М.: Аванта+,2000.
  5. Географический энциклопедический словарь: Понятия и термины / Гл. ред. А.Ф. Трешников. - М.: Советская энциклопедия, 1988.
  6. Пармузин Ю.П. Живая природа. - М.: Просвещение, 1993.
  7. Задачи по географии/Под редакцией А. Наумова. -М., МИРОС,1993.
  8. Петров В.В Растительный мир нашей Родины. – Л.: Детская литература, 1983.
  9. Энциклопедия для детей. Том 12. Россия. –М.: Аванта+
  10. Детская энциклопедия: География. Я познаю мир. /Автор В.А. Маркин.-М.: ООО Фирма издательство  АСТ, 1998.
  11. Города России: Энциклопедия. - М.: БРЭ, 1994.
  12. Ефремов Ю.К. Природа моей страны. - М.: Мысль, 1985.
  13. Народы России: Энциклопедия. - М.: БРЭ, 1994.

6.2. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

Сайты Интернет:

  1. География http://www.geografia.ru/ (новости географии, Информация по странам)
  2. Географические карты http://www.tourua.com/ru/maps
  3. Географические сайты http://geo.historic.ru/catalog/ (Человек и подводный мир, Библиотека о природе и географии, энциклопедии о физической и политической географии, географо-этнографические материалы по народам мира, книги о мире животных и растений, экологии и исследовании космоса, Мир животных)
  4. История географии http://traditio.ru/wiki/География
  5. Географические карты http://www.planetolog.ru/
  6. Науки о Земле http://geographer.ru/index.shtml
  7. Путешествия и открытия http://pyty.ru/
  8. http://www.geo2000.nm.ru/ Этот сайт целиком и полностью посвящен занимательной науке - "географии".

7. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Учащийся должен знать:

- положение России на карте полушарий, физической карте и глобусе;

- пояса освещенности, в которых расположена наша страна;

- природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;

- природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;

- типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;

- хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне;

- экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;

- правила поведения в природе;

- расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.

Учащийся должен уметь:

- показывать границы на глобусе, физической карте и карте полушарий и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;

- показывать по картам ( физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их на контурную карту;

- устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;

-  правильно вести себя в природе.

- Делать несложные макеты изучаемых природных зон.

        


  1. Учебно – тематическое планирование учебного предмета, курса

Планирование составлено на основе  программы «География» Т.М. Лифановой из сборника  «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:5-9 кл.: в 2 сб./под редакцией В.В.Воронковой.- М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2012.-Сб.1.-224 с.

Согласно индивидуального учебного  плана для учащегося 7 класса предусмотрено обучение географии в объеме 2часа  в неделю, согласно годовому учебному графику в  учебном году – 35 учебных недель, всего – 70 ч в год.

№п/п

Тема

Часы

Практические и контрольные  работы

Раздел I Особенности природы и хозяйства России. (Общая характеристика)

11

I четверть

Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы

1

Европейская и Азиатская части России

1

Административное деление России

1

п/р №1

Разнообразие рельефа. Острова и полуострова

1

Полезные ископаемые, их основные месторождения.

1

п/р №2

Климат России.

1

Водные ресурсы России, их использование

1

Население России. Народы России.

1

Промышленность - основа хозяйства, ее отрасли

1

Сельское хозяйство - его отрасли.

1

Транспорт. Экономическое  развития Европейской и Азиатской части России.

1

Раздел II  Природные зоны России

55

Размещение природных зон на территории России

1

Карта природных зон России

1

Зона Арктических пустынь

5

Положение на карте. Моря и острова

1

Климат.

1

Растительный и животный мир.

1

п/р №3

Население и его основные занятия

1

Северный морской путь

1

к/р

II четверть

Зона тундры

8

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые

1

п/р №4

Климат. Водоемы тундры

1

Особенности природы. Растительный мир

1

Животный мир.

1

Хозяйство. Население, его основные занятия

1

Города тундры: Мурманск, Архангельск

1

Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь

1

Экологические проблемы Севера. Охрана природы

1

к/р

Лесная зона

18

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.

1

Климат. Особенности природы

1

Реки, озера, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов

1

Растительный мир. Хвойные леса

1

Смешанные леса и лиственные леса

1

Животный мир

1

III четверть

Пушные звери

1

Значение леса для человека

1

Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны..

Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.

1

Города Центральной России

1

Особенности развития хозяйства Северо-Западной России.

1

Города: Северо-западной России: Санкт-Петербург

1

Города: Новгород. Псков. Калининград

1

Западная Сибирь

1

Восточная Сибирь

1

Дальний Восток

1

Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса

1

Обобщающий урок по лесной зоне

1

к/р

Зона степей

8

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки

1

Растительный мир

1

Животный мир

1

 п/р №5

Хозяйство. Население и его основные занятия

1

Города: Воронеж, Курск. Оренбург, Омск .

1

Города: Самара, Саратов, Волгоград

1

Охрана природы зоны степей

1

к/р

Обобщающий урок.

1

IV четверть

Полупустыни и пустыни

6

Зона полупустынь и пустынь. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые

1

п/р №6

Климат. Реки.

1

Растительный мир и его охрана

1

Животный мир.

1

Хозяйство. Население и его основные занятия

1

Города зоны пустынь и полупустынь

1

Зона субтропиков

2

Зона субтропиков. Положение на карте.

1

Курортное хозяйство. Население и его занятие. Города-курорты: Сочи, Анапа, Туапсе

1

Высотная поясность

6

Положение на карте. Рельеф, климат и полезные ископаемые

1

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа

1

Города и экологические проблемы Урала

1

Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство, население и его основные занятия. Города

1

Горы Восточной Сибири. Хозяйство, население и его основные занятия. Города

1

Обобщающий урок по географии России

1

Итоговая контрольная работа

1

к/р

Повторение по теме «Лесная зона», «зона степей»

1

Обобщающее повторение по теме «Города и экологические проблемы Урала».

1

Итоговое занятие

1

ИТОГО

70

п/р-6

к/р-5


        КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ В 7 КЛАССЕ (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ) 

№ урока

№ урока по теме

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования

Коррекционная работа

Д/з

Практические и лабораторные работы

Дата проведения

План

Факт

I четверть – 18 часов

I раздел Особенности  природы и хозяйства России-11ч.

1

1

Географическое положение России на карте мира

Изучение нового материала

Граница, морская, сухопутная.

Особенности геогр. положения. Границы и приграничные территории и государства.

Знать: положение России на карте полушарий, физической карте, глобусе, природные зоны России, зависимость от климатических условий.

Уметь: показывать на карте Россию, ее границы, показывать границы природных зон

Коррекция личностных качеств через воспитание патриотических чувств и любви к Родине

Формирование связной речи через работу с картой.

Умение соотнести по карте свою малую Родину с масштабом всей страны. Где находится наш город?

С4 - 5 Физ.карта России, приложение к учебнику

С.6-9

Работа с контурной картой– нанесение  государственной границы

2

2

Европейская  и азиатская части России.

Комбинированный

Центр, Поволжье, Северо-западная Россия, Северная Р., Южная Р., Северный Кавказ, Сибирь

Знать: положение России на карте полушарий, физической карте, глобусе, Уметь: показывать на карте Европейскую и Азиатскую части России.

Коррекция личностных качеств через воспитание бережного отношения к природе.

Формирование и развитие монологической речи через составление рассказов – описаний о 2 частях России, сравнение объектов в географическом и экономическом плане.

Ориентирование в географическом пространстве карты, нахождение на карте

Тюменской обл. и ее соседей.

С.6 - 9

Работа с контурной картой– обозначение границы Европа - Азия

3

3

Административное деление России.

Пр.р.№1 «Нанесение на к/к субъектов РФ»

Практика

Российская Федерация, область, край, округ, республика

Знать название Уральский Федеральный округ, представителя президента

Коррекция эмоций, воли и характера

С.9 - 11

Карта России, приложение к учебнику

С. 23-25

С.25 

Пр.р.№1 «Нанесение на к/к субъектов РФ»

4

4

Разнообразие рельефа

Комбинированный

Равнина, низменность, гора, возвышенность

Знать особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Страны. Уметь называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождение полезных ископаемых

Коррекция недостатков мышления через работу с деформированным текстом, сравнение объектов, отгадывание загадок, эвристические беседы

С 11- 13 Физ. карта России, приложение к учебнику

С.19-23

Работа с контурной картой– нанесение  гор, возвышенностей

5

5

Полезные ископаемые и их месторождения.

Практическая работа №2 «Изготовление условных знаков полезных ископаемых».

Практика

Месторождение, геологи,  экспортер.

Месторождения

Геологи

Природные ресурсы

Сырье

Уральские самоцветы

Уметь называть и показывать на карте крупные месторождение полезных ископаемых

Коррекция недостатков развития речи  через работу с различными видами чтения и пересказа (отраженный, совместный, краткий, выборочный)

Коррекция эмоций, воли и характера.

Формирование монологической речи через краткий пересказ по плану, опорным словам, символам.

Месторождения Урала и их использование в хозяйстве области

с.14-16

Работа с контурной картой– обозначение основных месторождений

Практическая работа №2 «Изготовление условных знаков полезных ископаемых».

6

6

Климат России

Изучение нового материала

Климат, погода .Умеренный

Арктический

Субтропический

Наводнение

виноградарство

Знать: виды климата. Знать особенности климата, Уметь показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, 

Коррекция мыслительных операций

(логичность, последовательность)

Как правильно одеваться зимой, чтобы не болеть?

Климатическая карта России, с 17-19

7

7

Водные ресурсы России и их использование.

Комбинированный

Водные ресурсы, Волга, Дон, Зап. Двина, Урал, Печора, Обь, Лена, Енисей, Амур.

Половодье

Термальные источники

Гейзеры

Знать: основные понятия-водные ресурсы, половодье, гейзеры, термальные источники. Уметь показывать на карте основные реки  и озера России. Как бережно расходовать воду?

Коррекция личностных качеств через воспитание бережного отношения к природным богатствам.

Формирование и развитие диалогической речи через рассказы - характеристики о реках России.

Находить на карте России реку Урал, уметь проследить ее течение, знать историческую справку.

С. 19-23

8

8

Населения России. Народы России.

Комбинированный

Многонациональное государство, православие, мусульманство, народы Кавказа, Поволжья

Знать состав территории и ее регионы; главные особенности населения: быт, язык, народные промыслы, религию;

Коррекция личностных качеств через понимание этнической культуры.

Формирование связной речи через составление рассказов-описаний, рассказов с опорой на план.

Знакомство с народами Ю. Урала и территорией их проживания. 

В. уважение, чувство патриотизма

С. 23-25

9

9

Промышленность – основа хозяйства. Ее отрасли.

Изучение нового материала

Горожане, сельские жители, тяжелая и легкая промышленность

Знать основные виды промышленности и что производят на предприятиях.

К. памяти в процессе запоминания и воспроизведения новых терминов.

В. прилежания 

С.25-27

Работа с

контурной картой– обозначить крупные пром. центры

10

10

Сельское хозяйство, его отрасли.

Комбинированный

Земледелие, животноводство

Растениеводство

полеводство

Знать основные направления специализации сельского хозяйства

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность)

Составление коротких рассказов по опорным словам, схемам 

Формирование умения устанавливать зависимость между климатическими особенностями и отраслями с/х с опорой на карту.

В. трудолюбия

С 27-29

Работа в тетради – начертить схему и таблицу.

11

11

Транспорт.

Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.

Закрепление

Транспорт. Виды транспорта.. Зимники

Водный

Автомобильный

Воздушный

ж/дорожный

трубопроводный

Уметь определять значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения.

Знать: основные виды транспорта. 

Коррекция мыслительных операций (сравнение, анализ).

Формирование связной речи через использование коротких рассказов – сравнений, сопоставление деформированного текста с опорой на учебник 

В. чувства взаимопомощи

С 30-32

Урок – зачет «Тестирование по разделу»

Природные зоны России-2ч.

12.

1

Размещение природных зон на территории России.

Изучение нового материала

Понятие природной зоны, климатические пояса России. Значение знаний о прир. зонах для развития с\х, жизни людей. Аркт. пустыни, зона лесов, степей, полупустыни и пустыни, субтропики, Арктика

Уметь: устанавливать связь между климатом , растительным и животным миром.

Знать название природных зон России.

Коррекция долговременной памяти через воспоминание, пояснение, вывод, следование речевой инструкции.

Умение пользоваться дополнительной справочной литературой в библиотеке и на уроке.

Воспитание интереса к изучаемому предмету.

С 33-35

Работа с контурной картой–нанесение природных зон и островов  океана.

13

2

Карта природных зон России.

Тест.

Комбинированный

Легенда карты, чтение карты.

Уметь: устанавливать зависимость между климатом и ГП ПЗ.

Знать: понятие природная зона. Знать название природных зон России

Сформировать понятие природные зоны.

Формировать умения устанавливать зависимость между климатом и ГП ПЗ.

В. мотивации к уроку

С 35-36

Работа с картой природных зон России

Зона арктических пустынь-5 ч.

14

1

Зона арктических пустынь

Положение на карте. Моря и острова.

Изучение нового материала

Моря: Белое, Карское Баренцево, Лаптевых, В.-Сибирское, Чукотское, айсберг, дрейфуют.

Географическое положение. Клим. пояс. Арктика.

Знать: природные зоны России, зависимость их размещения от климата (1,2 гр.).

Уметь: давать элементарные описания природных зон, пользуясь картой, устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения.

Коррекция личностных качеств через воспитание  патриотизма, любви к Родине, бережного отношения к ее богатству, национальным традициям и культуре.

Уметь находить на карте свою природную зону.

Карта природных зон, к.карта

С.37-39

Работа с контурной картой–нанесение островов  С.Ледовитого океана

15

2

Климат.

Комбинированный

Особенности клим. условий зоны арктических пустынь. Полярная ночь

Полярное сияние

Полярный день

Знать название природной зоны.

Уметь: давать элементарные описания природных зон, пользуясь картой.

Коррекция мыслительной деятельности через операции сравнения, анализа. Правила поведения в экстремальных ситуациях. Правила поведения в природе

Формировать умение устанавливать зависимость между климатом и ГП Арктики.

В. прилежания

  Карта природных зон, к.карта

С.40-41

Работа в тетради – рисунок северного сияния

16

3

Растительный и животный мир.

Пр.р. №3 «Зарисовка и запись типичных для данной зоны растений и животных»

Комбинированный

Заповедник

Особенности растительности и жив. мира Арктики.

Знать представителей животного и растительного мира.

К. памяти при запоминании и воспроизведении  названий растений и животных

В. мотивации к учению. Как веси себя в природе.

  Карта «Животный мир»с10

С.41-45

Составление таблицы «Животный и растительный мир Арктики».

Пр.р. №3 «Зарисовка и запись типичных для данной зоны растений и животных»

17

4

Население и его основные занятия.

Изучение нового материала

Коренное население тундры: якуты, ненцы, чукчи. Основные занятия населения Метеорологи

Синоптики

Океанологи

Зоологи

Знать население арктических пустынь и их основные занятия.

Уметь устанавливать взаимосвязи между климатом, растительным, животным миром и занятиями населения.

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) в процессе запоминания и воспроизведения новых терминов.

В. прилежания Чем занимаются люди нашего города.

с. 45

учебник

карта природных зон

Составление схемы

Население

18

5

Северный морской путь.

Контрольная работа за I четверть

Закрепление

Навигация

Диксон

Тикси

Певек

Уэлен

Уметь показывать Северный морской путь.

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) при работе с картой и выполнении заданий по карточкам.

В. чувства ответственности

Физическая карта

с 47

учебник

Отметь на контурной карте.

II четверть – 14 часов

Зона тундры-8ч.

19

1

Зона тундры.

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.

Практическая работа № 4 «Изготовление условных знаков».

Практика

Тундра

Кольский полуостров

Хибины

Западно-Сибирская низменность

Лесотундра

Знать географическое положение.

Уметь показывать на карте природных зон- зону тундры.

Коррекция долговременной памяти (воспоминание, произношение). Следование речевой инструкции.

Развитие монологической речи через составление рассказа по таблице.

Карта природных зон

Учебник с49

Работа с к\картой, обозначение границ природной зоны Практическая работа № 4 «Изготовление условных знаков».

20

2

Климат. Водоемы тундры.

Комбинированный

Многолетняя мерзлота

Печора

Обь

Енисей

Лена

Игарка

Дудника

Знать виды добываемых полезных ископаемых.

Зависимость климата от географического положения.

Коррекция логических схем мышления для переноса имеющихся знаний и их применение на практике.

Развитие монологической речи через составление рассказа описания.

Физическая карта

с51 - 52

Работа с картой

21

3

Растительный мир.

Комбинированный

Ягоды

Ягель

Деревья

Знать виды растительности тундры.

Уметь устанавливать взаимосвязь между климатом и растительностью.

Коррекция долговременной памяти (воспоминание, произношение). Следование речевой инструкции.

Развитие монологической речи через составление рассказа описания.

Зоографическая карта

с53 – 55 учебник

Запись и зарисовка типичных для тундры растений

22

4

Животный мир .

Комбинированный

Насекомоядные

Пушные звери

Лемминг

Песец

Северный олень

Знать представителей животного мира.

Уметь устанавливать взаимосвязь между климатом и животным миром.

Коррекция логических схем мышления для переноса имеющихся знаний и их применение на практике.

Развитие монологической речи через составление рассказа описания  животных, обитающих в тундре.

Зоографическая карта

с 56 -57

Запись в тетрадь животных тундры.

23

5

Хозяйство. Население и его основные занятия.

Изучение нового материала

Коренные народы Севера

Оленеводство

Звероводство

Нарты

Чум

Знать основное население и его занятия.

Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение, вывод).

Учебник с58 -61

Работа с учебником

Ответы на вопросы по учебнику

24

6

Города тундры.

Мурманск,

Архангельск

.

Комбинированный

Судостроительные заводы

Рыбоперерабатывающие заводы

Знать название городов: Мурманск, Архангельск.

Коррекция речи, обогащение словаря. Расширение речевой практики.

Развитие монологической речи через составление рассказа по опорным словам.

Учебник с61 –63

Физическая карта России

Работа с учебником.

Нанесение на к\карту

25

7

Нарьян-Мар

Норильск,

Анадырь

Комбинированный

Судостроительные заводы

Рыбоперерабатывающие заводы

Знать название городов: Нарьян-Мар

Норильск,

Анадырь

Коррекция речи, обогащение словаря. Расширение речевой практики.

Развитие монологической речи через составление рассказа по опорным словам.

Учебник с63 –65

Физическая карта России

Работа с учебником.

Нанесение на к\карту

26

8

Экологические проблемы севера.

Охрана природы.

К/р «Зона тундры»

Закрепление

Знать экологические проблемы, связанные с разработкой полезных ископаемых.

Коррекция мыслительной Деятельности (логичность, последовательность)

Учебник с65-66

Работа с учебником

Беседа «Проблемы Севера и его охрана»

Лесная зона-18ч.

27

1

Лесная зона.

Положение на карте. Рельеф и  полезные ископаемые.

Изучение нового материала

Местоположение лесной зоны. Рельеф. Месторождения полезных ископаемых. Решение экологических проблем.

Знать:

Географическое положение природной зоны.

Коррекция мыслительной Деятельности (логичность, последовательность)

К. пространственной ориентировки при нахождении ПЗ на карте.

В. прилежания .

Как вести себя в лесу?

Учебник с67 –70 физическая карта

 Нанесение на к\карту изучаемых объектов, обозначение условных границ природной зоны.

28

2

Климат . Особенности природы.

Комбинированный

Климатические особенности, европейской и азиатской частей лес. зоны.

Умеренно-континентальный

Резко-континентальный

Знать зависимость размещения от климата.

Коррекция памяти, мыслительной деятельности (сравнение, анализ) . при выполнении заданий.

В. Аккуратности.

 Что, значит, беречь лес?

Учебник с70-72

Карта природных зон

Работа с учебником- нахождение ответов на вопросы

29

3

Реки, озера, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов.

Комбинированный

Реки, протекающие по территории лесной зоны. Особенности рек, озёр. Использование их человеком. Решение экологических проблем.

Знать названия крупных рек лесной зоны.

Уметь показывать их по карте.

Коррекция памяти, мыслительной деятельности (сравнение, анализ) . пространственной ориентировки при работе с картой.

В. Прилежания.

 Для чего надо экономно расходовать воду?

С 72-75

Работа с контурной картой.

Обозначить реки

Волга, Ока, Кама.

Печора, Северная Двина.

30

4

Растительный мир. Хвойные леса.

Комбинированный

Сравнительная характеристика растительности тундры и лесной зоны. Виды лесов. Виды растений.

Тайга

Хвойные

Знать представителей растительности разных типов леса.

Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ). Формировать умение устанавливать зависимость между климатом и растительным миром.

В. Прилежания. Лекарственные растения.

Учебник с75- 77

Запись в тетради типичных растений хвойных лесов. Зарисовка.

31

5

Смешанные и лиственные леса.

Комбинированный

Растения смешанных лесов. Сравнение европейской и азиатской части зоны.

Осина

Дуб

Граб

Ясень

Знать представителей животного мира зоны лесов.

/Коррекция волевых усилий при выполнении задания.

Коррекция речевой деятельности при составлении рассказов описаний. К. пространственной ориентировки при работе с картой в процессе нахождения хвойных и лиственных лесов.

В. аккуратности

Учебник с78-81

Карта природных зон

Запись в тетради типичных растений смешанных и лиственных лесов.

32

6

.Животный мир.

Комбинированный

Сравнительная характеристика животных лесной зоны и тундры.

Хищные

Травоядные

всеядные

Знать представителей животного мира лесной зоны

/Коррекция волевых усилий при выполнении задания.

Коррекция речевой деятельности при составлении рассказов описаний. К. мышления, памяти при работе с картой и атласами.

В. Прилежания.

С.81-85 Составить рассказ описание о животном

Запись названий и зарисовка наиболее типичных растений и животных.

33

7

Пушные звери.

Комбинированный

Соболь

Горностай Куница

Лисица

Особенности пушных животных. Разведение пушных зверей.

Называть пушных зверей, показывать их по картинке.

Использование их человеком.

Коррекция волевых усилий при выполнении задания.

Коррекция речевой деятельности при составлении рассказа. Развитие монологической речи через составление рассказов описаний животных.

Р-ть память в процессе запоминания и воспроизведения новых терминов.

В. любви к природе

Учебник

С 85-87

Составить рассказ описание одного из животных

34

8

Значение леса  для человека.

Комбинированный

Промысловые звери и птицы

Полезащитные полосы

Роль леса в жизни людей. Польза леса для населения. Охрана лесов.

Знать, как человек использует лесные богатства.

Коррекция долговременной памяти ( воспоминание, пояснение, вывод ) Развитие монологической речи через составление рассказа по плану, опорным словам. Что можно приготовить из грибов и ягод?

Учебник с88 -89

Работа с учебников

35

9

Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны..

Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.

Изучение нового материала

Легкая

Полиграфическая

Машиностроение

Химическая

Особенности развития промышленности и с\х Центральных областей РФ.

Знать расположение Центральной России, главные города, полезные ископаемые, отрасли промышленности и сельского хоз-ва.

/Коррекция волевых усилий при выполнении задания.

Коррекция речевой деятельности при составлении рассказов описаний. Р-ть память при запоминании названий отраслей промышленности и с/х.

В. трудолюбия Зачем оставляют островки леса в городах лесной зоны.

Учебник с90- 92

Работа с учебников

36

10

Города Центральной России.

Комбинированный

Столица

Москва

Рязань

Смоленск

Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения.

Знать названия крупных городов Центральной России.

Коррекция волевых усилий при выполнении задания

Коррекция мыслительной деятельности.

 ПДД в городах.

Р-ть  память в процессе запоминания и воспроизведения названий городов.

В. патриотизма

Учебник

С93-95

Нанесение на к\карту изучаемых объектов

37

11

Особенности развития хозяйства Северо-Западной России..

Изучение нового материала

ГЭС

Машиностроение

Пищевые комбинаты

Неприхотливые

Экология Особенности развития промышленности и с\х Северо-Западных областей РФ.

Знать расположение района, его города, полезные ископаемые, направления развития сельского

хозяйства, промышленности.

Коррекция мыслительных операций – последовательность, логичность. Формировать умение устанавливать зависимость между климатом и отраслями сельского хозяйства

В. мотивации к уроку.

Учебник с96-98

38

12

Города: Северо-западной России.

Санкт-Петербург

Комбинированный

Нева

Архитектор

Эрмитаж

Кунсткамера

судостроение 

Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения.

Знать названия городов, уметь показывать их на карте.

Коррекция мыслительных операций – последовательность, логичность. Развитие монологической речи через составление рассказов по плану и опорным словам.

Р-ть память при запоминании названий городов с опорой на карту.

В. любви к Родине

Учебник с98-101

ЦОР

Нанесение на к\карту изучаемых объектов

39

13

Новгород,

 Псков,

Калининград.

Комбинированный

Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения.

Коррекция мыслительных операций – последовательность, логичность.

Учебник с98-101

Нанесение на к\карту изучаемых объектов

40

14

Западная Сибирь

Комбинированный

Обь

Енисей

Академия Наук России Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения.

Знать расположение района, полезные ископаемые, названия городов, промышленность, сельское хоз-во.

Коррекция долговременной памяти через сравнение и анализ. Р-ть пространственную ориентировку при работе с картой в процессе нахождения  Западной Сибири.

В. трудолюбия

Учебник с101-103

Нанесение на к\карту изучаемых объектов

41

15

Восточная Сибирь

Комбинированный

Енисей

Лена

Красноярск

Иркутск Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения.

Знать расположение района, полезные ископаемые, названия городов, промышленность, сельское хоз-во.

Коррекция долговременной памяти через сравнение и анализ.

Коррекция на установление смысловых связей Р-ть пространственную ориентировку при работе с картой в процессе нахождения  Восточной  Сибири.

Учебник с103-106

Нанесение на к\карту изучаемых объектов

42

16

Дальний Восток.

Комбинированный

Амур

Владивосток

Рыбная промышленность Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения.

Знать расположение района, полезные ископаемые, названия городов, промышленность, сельское хоз-во.

Коррекция на установление смысловых связей через составление таблицы-схемы. Р-ть пространственную ориентировку при работе с картой в процессе нахождения территории Дальнего Востока.

Учебник с106-108

Нанесение на к\карту изучаемых объектов

43

17

Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.

Комбинированный

Охрана природы

Окский заповедник

Приокско-Террасный заповедник

Мордовский

Баргузинский

Сихотэ-алинский

Ильменский Значение леса в жизни человека. Охрана лесов. Заповедники.

Знать что такое охрана природы, зачем надо охранять лес.

Правила поведения в лесу.

Коррекция логических схем мышления для переноса имеющихся знаний и их применение на практике. Развитие монологической речи через составление рассказа по таблице-схеме. В. бережного отношения к природе

Что ты знаешь о заповедниках Тюменской обл.?

Учебник с109-112

Запись заповедников, нахождение их на карте.

44

18

Обобщающий урок по лесной зоне.

Контрольная работа  «Лесная зона»

Обобщение

Коррекция логических схем мышления для переноса имеющихся знаний и их применение на практике.

Зона степей-8ч.

45

1

Зона степей.

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки.

Изучение нового материала

Общая характеристика зоны степей. Рельеф, полезные ископаемые. Клим. условия. Особенности рек. Проблемы региона.

Лесостепь

Степь Балка

Овраг Курская магнитная аномалия.

Черноземные степи  Волга Дон Урал

Иртыш

Цимлянское водохранилище

Волго-Донской канал

Дождевальные установки

Знать:

Хозяйство, основное население и его занятия, крупные города, типичных представителей растительного и животного мира.

Экологические проблемы и пути их решения.

Коррекция долговременной памяти через составление логических схем, коррекция мыслительной деятельности через сравнение анализ. Р-ть пространственную ориентировку при работе с картой, в процессе нахождения данной ПЗ.

В. прилежания Формировать умение устанавливать зависимость между климатом и речной системой.

Учебник с113-115

Нанесение на к\карту изучаемых объектов. Нанесение условных границ природной зоны.

46

2

Растительный мир.

Комбинированный

Виды растений. Особенности флоры.Ковыль

Мятлик

Степная осока

Полынь

Типчак

Перекати-поле

Типичные представители растительности степей.

Коррекция долговременной памяти через составление логических схем, коррекция мыслительной деятельности через сравнение анализ. 

В. прилежания Формировать умение устанавливать зависимость между климатом и растительным миром.

В. культуры общения

Учебник с116-117

Заполнение таблицы:   «Растения зоны степей».

47

3

Животный мир.

Практическая работа №.5 «Зарисовка растений и животных зоны степей»

Практика

Грызуны

Птицы

Особенности фауны степной зоны. Влияние климата на животный мир

Типичные представители животного мира степей.

Коррекция логических схем мышления для переноса имеющихся знаний и их применение на практике. Формировать умение устанавливать зависимость между климатом и животным миром.

В. мотивации к учению.

Учебник с118-119

Практическая работа №.5 «Зарисовка растений и животных зоны степей»

48

4

Хозяйство.

Население и его основные занятия.

Изучение нового материала

Житница

Земледелие

Садоводство

Огородничество

Животноводство Промышленность и с\х зоны степей. Особенности ведения с\х. Народы, проживающие на территории зоны степей, малые народы, особенности жизнедеятельности.

Знать население зоны степей и их основные занятия.

Коррекция на установление смысловых связей через составление таблицы- схемы. Р-ть память при запоминании названий отраслей хозяйства степной зоны, используя атлас и иллюстрации в учебнике.

В. трудолюбия

Учебник с119-121

Работа над кратким пересказом по логическим схемам.

49

5

Города лесостепной и степной зон.

Воронеж  Курск.

Оренбург Омск

Комбинированный

Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения.Заповедники

Воронежски1

Хоперский

Жигулевский

Ростовский

Оренбургский

Знать названия городов степной зоны и их положение на карте.

Коррекция умственных операций: логичность, последовательность.

Р-ть память при запоминании названий городов, используя атлас и карту.

В. трудолюбия

Учебник с121-123

Нанесение на к\карту изучаемых объектов

50

6

Города степной зоны Самара  Саратов, Волгоград

Комбинированный

Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения.

Мероприятия по охране природы.

Коррекция долговременной памяти через составление логических схем. Р-ть память при запоминании названий городов, используя атлас и карту.

В. трудолюбия

Учебник с124-128

Нанесение на к\карту изучаемых объектов

51

7

Охрана природы зоны степей.

Контрольная работа по теме «Зона степей».

Закрепление

Заповедники

Р-ть устную речь при составлении связного рассказа о влиянии деятельности человека на природу.

В. бережливости

Учебник с129-130

52

8

Обобщающий урок .

Закрепление

Обобщить и закрепить знания по теме.

Р-ть память , мышление и речь при работе с картой

В. прилежания.

Работа с картой, учебником

Зона полупустынь и пустынь-6 ч.

53

1

Зона полупустынь и пустынь

Положение на карте. Рельеф.

Полезные ископаемые.

Практическая работа № 6 Изготовление условных знаков  полезных ископаемых.

Практика

Пустыни

Полупустыни

Барханы

Озеро Баскунчак

Прикаспийская низменность

Восточно-Европейская равнина 

Общая характеристика зоны пустынь и полупустынь. Рельеф, полезные ископаемые. Клим. условия. Особенности рек. Проблемы региона.

Знать положение на карте, поверхность, полезные ископаемые.

Коррекция умственных операций: логичность, последовательность. Р-ть пространственную ориентировку при работе с картой в процессе нахождения данной ПЗ.

В. прилежания

Учебник с131-132

Карта природных зон

Нанесение на к\карту изучаемых объектов. Нанесение условных границ природной зоны.

54

2

Климат. Реки.

Комбинированный

Резко континентальный

Волга

Ахтуба

Эльтон

Баскунчак

Астраханский заповедник

Характеристика клим. условий (континентальный климат). Реки: Волга, Ахтуба, характеристика, значение в жизни человека. Солёные озёра: Эльтон, Баскунчак. Астраханский заповедник.

Знать название климата и его особенность, название рек.

Коррекция долговременной памяти через составление логических схем.

Формировать умение устанавливать зависимость между климатом и речной системой.

В. прилежания

Учебник с133-135

Физическая карта

Работа с физической картой России.

55

3

Растительный мир.

Комбинированный

Маки

Ирисы

Тюльпаны

Песчаная осока

Верблюжья колючка

Песчаная акация

Флора пустынь и полупустынь (саксаул, типчак, солянка, перекати-поле, верб. колючка). Особенности растений, приспособление к клим. условиям.

Знать названия растений зоны пустынь.

Коррекция умственных операций: логичность, последовательность. Формировать умение устанавливать зависимость между климатом и растительным миром.

В. бережливости

Учебник с135-137

Заполнение таблицы «Растения пустыни».

56

4

Животный мир.

Комбинированный

Змеи

Ящерицы

Черепахи

Вараны

Скорпионы

Пауки

Тушканчик

Сайгаки

Верблюд 

Особенности фауны, приспособление животных к клим. условиям.

Знать названия животных зоны пустынь.

Уметь устанавливать взаимосвязь между климатом и животным миром.

Коррекция долговременной памяти через составление логических схем.

Коррекция умственных операций: логичность, последовательность. Формировать умение устанавливать зависимость между климатом и животным миром.

В. бережливости

Учебник с138-140

Приложение к учебнику

Заполнение таблицы «Приспособленность животных к сухому жаркому климату»

57

5

Хозяйство.

Население и его основные занятия..

Комбинированный

Оазисы

Неравномерно

Земледелие

Садоводство

Бахчевые культуры

Рыболовный промысел Народы, населяющие зону. Основные занятия населения. Особенности промышленности и с\х.

 Знать чем занимается население зоны пустынь.

Коррекция долговременной памяти через составление логических схем.

Коррекция умственных операций: Р-ть память при запоминании отраслей хозяйства данной ПЗ, используя иллюстрации в учебнике.

В. трудолюбия

Учебник с140-142

Приложение к учебнику

58

6

Города зоны полупустынь и пустынь.

Тест «Зона пустынь и полупустынь»  

Закрепление

Астрахань

Элиста Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения.

Знать названия городов зоны пустынь.

Уметь находить и показывать их на карте.

Коррекция логических схем мышления для переноса имеющихся знаний и их применение на практике. Р-ть память, мышление и речь при работе с картой.

В. прилежания

Учебник с142-143

Физическая карта

Нанесение на к\карту изучаемых объектов.

Зона субтропиков-2ч.

59

1

Зона субтропиков.

Положение на карте.

Изучение нового материала

Субтропики

Самшит

Лавр

Лавровишня

Бамбук

Эвкалипт

Кипарис 

Общая характеристика зоны субтропиков. Рельеф, полезные ископаемые. Клим. условия. Особенности рек. Проблемы региона. Особенности флоры и фауны, влияние климата на животный и растительный мир.

Знать положение на карте, поверхность, климат, представителей растительного и животного мира.

Коррекция логических схем мышления для переноса имеющихся знаний и их применение на практике. Р-ть пространственную ориентировку при работе с картой в процессе нахождения ПЗ.

В. аккуратности

Учебник с144-147

Физическая карта

Нанесение условных границ природной зоны.

60

2

Курортное хозяйство. Население и его основные, занятия.

Города- курорты - Сочи, Туапсе, Анапа,

Комбинированный

Садоводство

Виноградарство

Рыболовство

Курорт Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения. Традиции, культура, быт, национальный состав. Основные занятия.

Знать занятия населения, города курорты: Сочи, Анапу, Туапсе.

Коррекция долговременной памяти через составление логических схем.

Коррекция умственных операций: логичность, последовательность. Сравнить занятия населения Тюменской области и жителей Черноморского побережья. Р-ть память при запоминании названий отраслей хозяйства , используя учебник и иллюстрации.

В. трудолюбия

Учебник с148-150

Физическая карта

Нанесение на к\карту изучаемых объектов.

Высотная поясность –6 ч.

61

1

Высотная поясность в горах

Положение на карте

Рельеф и

 полезные ископаемые. Климат.

Комбинированный

Горные системы

Кавказские горы

Алтайские горы

Саяны

Уральские горы Общая характеристика природной зоны. Рельеф, полезные ископаемые. Климатические условия.

Знать название горных систем, их расположение на карте, полезные ископаемые и климат.

Коррекция умственных операций: логичность, последовательность. 

Р-ть пространственную ориентировку при работе с картой, в процессе нахождения гор.

В. прилежания

Учебник с151-155

Физическая карта

Нанесение на к\карту изучаемых объектов. Нанесение условных границ природной зоны.

62

2

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.

Изучение нового материала

Кисловодск

Ессентуки

Минеральные Воды Пятигорск Мацеста Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения.

Знать названия городов Северного Кавказа, особенности природы и хозяйства.

Коррекция долговременной памяти через составление логических схем.

Коррекция умственных операций:

Р-ть память при запоминании новых терминов, используя учебник и иллюстрации.

В. прилежания

Учебник с156-159

Физ. карта

Нанесение на к\карту изучаемых объектов

63

3

Города и экологические проблемы Урала.

Комбинированный

Екатеринбург

Челябинск

Магнитогорск Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения.

Знать города Урала, хозяйство и экологические проблемы.

Коррекция логических схем мышления для переноса имеющихся знаний и их применение на практике. 

Р-ть память при запоминании отраслей хозяйства , используя атлас и иллюстрации в учебнике.

В. прилежания

Учебник с159-162

Нанесение на к\карту изучаемых объектов

64

4

Алтайские горы.

Особенности природы.

Хозяйство. Население и его основные занятия. Города:

Комбинированный

Обь

Иртыш

Алтайский заповедник

Алтайцы

шорцы Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения.

Знать население, хозяйство, города.

Коррекция долговременной памяти

Р-ть память при запоминании отраслей хозяйства , используя атлас и иллюстрации в учебнике.

В. трудолюбия

Учебник с163-165

Физическая карта

Нанесение на к\карту изучаемых объектов

65

5

Горы Восточной Сибири

 Хозяйство. Население и его основные занятия..Города..

Комбинированный

ВосточныеСаяны

Западные Саяны Озеро Байкал Енисей Лена Амур

Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения.

Знать население, города, занятия населения Восточной Сибири..

Коррекция долговременной памяти через составление логических схем.

Р-ть память в процессе запоминания и воспроизведения отраслей хозяйства, используя текст учебника.

В. трудолюбия

Учебник с166-169

Физическая карта

Нанесение на к\карту изучаемых объектов

66

6

Обобщающий урок по географии России.

Закрепление

Знать названия изученных географических объектов.

Уметь их показывать на карте.

Коррекция зрительного восприятия через работу с картами.

Обобщить знания полученные в течении года

Учебник

Физическая карта

Контурн. карты

67

1

Итоговая контрольная работа

Закрепление

Проверить знания, полученные в течении года.

Развивать память при работе с тестовыми заданиями.

Воспитывать внимательность. Усидчивость.

Контрольная работа

68

1

Обобщающее повторение по теме

«Лесная зона». «Зона степей».

Обобщение

Закрепить знания по данному курсу.

Развивать пространственную ориентировку при работе с картой.

Учебник

Физическая карта

Контурн. карты

69

1

Обобщающее повторение по теме «Города и экологические проблемы Урала».

Обобщение

Закрепить знания по данному курсу.

Развивать пространственную ориентировку при работе с картой.

Учебник

Физическая карта

Контурн. карты

70

1

Итоговое занятие

Обобщение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...