«Развитие культуры безопасности жизнедеятельности, профилактики наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек на уроках биологии»
статья на тему

Лунякова Татьяна Сергеевна

«Развитие культуры безопасности жизнедеятельности, профилактики наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек на уроках биологии»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_zozh.docx38.05 КБ

Предварительный просмотр:

ОГКОУ «Санаторная школа-интернат»

«Развитие культуры безопасности жизнедеятельности, профилактики наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек на уроках биологии»

Выполнила: учитель Лунякова Т.С.

Шуя-2016

Табакокурение, алкоголизм, наркомания. В современном мире эти проблемы внезапно помолодели: среди курильщиков, пьяниц и наркоманов сегодня так много подростков, что взрослые просто не имеют права отмахиваться от этой проблемы. Нет гарантии, что ваш собственный ребенок, еще вчера послушный и скромный, завтра не пристрастится к табаку, спиртному и не начнет употреблять наркотики; разумеется, вы должны постараться избежать этого.

С точки зрения современных психологических теорий, саморазрушающее поведение является проекцией агрессии на собственную личность в результате конфликтов и неудач в общении подростка с друзьями, родителями или в сфере обучения.  Саморазрушающее поведение проявляется в различных формах, в частности — в форме самоуничтожающего поведения (пьянство и алкоголизм, наркомания, суицидальное поведение, раскованное сексуальное поведение, рискованные виды спорта, провоцирующее поведение) и в форме самоповреждения и суицидального поведения. Вредные привычки могут рассматриваться и как причина, и как следствие социальной дезадаптации подростков в обществе.

К числу вредных привычек (пагубных пристрастий) принято относить в первую очередь употребление наркотических веществ, алкогольных напитков и табакокурение.

Проблема курения среди подростков распространяется со скоростью эпидемии, не встречая преград со стороны государства и общества. Курение, по мнению подростков, это вредная привычка, которая не несет сильной угрозы.

Подростки находят массу причин, чтобы начать курить:

  • подражание старшим товарищам, своим «авторитетам», родителям;
  • давление со стороны сверстников;
  • чувство новизны, интереса;
  • желание «выделиться» и казаться взрослее;
  • влияние фильмов и рекламы;
  • доступность и относительная дешевизна сигарет.
  • многие подростки считают сигарету способом, чтобы успокоиться.

Подросткам в силу своей незрелости тяжело оценить, чем опасно курение. Живущие сегодняшним днем, подростки с трудом представляют себе, что в качестве последствий курения через 10-15 лет возникают хронические заболевания и недуги.

О разрушительном действии алкоголя было известно науке еще в начале XX в. Об этом свидетельствует и постановление съезда русских врачей в 1915 г., в котором отмечалось, что у человека нет ни одного органа, на который алкоголь не оказывал бы разрушительного действия.

Особенно сильно от употребления алкоголя страдает центральная нервная система, головной мозг. В настоящее время наука располагает достоверными данными, свидетельствующими о том, что злоупотребление спиртными напитками приводит к уменьшению объема мозга, сморщиванию и разрушению нервных клеток, нарушениям процессов внутриклеточного обмена и психики человека, появлению алкогольной зависимости.

Современное развитие технологий производства дешевых крепких напитков способствует массовому формированию алкогольных привычек в различных возрастных группах населения. Особенно опасно такое пристрастие к алкоголю для здоровья молодых людей, подростков, так как алкоголь обладает ярко выраженной токсичностью. Широкое распространение алкоголизма требует правильного понимания этого явления.

Алкоголизм — это коварная болезнь, которую необходимо лечить. Начинается она с пьянства — привычки употребления спиртных напитков в небольших дозах, затем возникает влечение к алкоголю — и человек вступает на путь алкоголизма.

Алкоголизм в юношеском возрасте формируется значительно быстрее, чем у взрослых. Чем моложе человек, тем в более короткие сроки формируется это заболевание. Страшно и опасно оно потому, что алкоголь разрушает не только физическое здоровье человека, но и психическую сферу, его интеллектуальные возможности.

 Характерными симптомами алкоголизма являются на поведенческом уровне: влечение к алкоголю, психическое возбуждение, страхи, неумение сосредоточиться, потеря памяти, нарушение функций жизненно важных органов, а также немотивированная и спонтанная агрессия.

 Действие алкоголя на нервную систему, головной мозг происходит стадийно, поэтому человек и испытывает в период опьянения различные ощущения.

 Даже при умеренном, но постоянном употреблении спиртных напитков мозг молодого человека может иметь целые «склады» мертвых клеток. Его объем уменьшается — вот в чем причина резкого изменения сложных психических процессов, падения интеллектуального уровня.

Дети, которые были подвержены влиянию алкоголя, отстают в развитии, отличаются неусидчивостью, вялостью, быстро утомляются, страдают головными болями, заиканием, недержанием мочи (энурезом). Эти дети неуравновешенны в общении, капризны, жестоки и составляют группу риска в отношении формирования агрессивных форм поведения.

Также одним из популярных напитков является энергетик, который кажется на первый взгляд безобидным.

Рекламные компании уверяют, что употребляя энергетические напитки, вы положительно влияете на работу центральной нервной системы и получаете сильный бодрящий эффект. 

Основным компонентом таких напитков чаще всего является кофеин. Именно он обладает стимулирующим эффектом. Кофеин способен возбуждать, заставлять работать нервные клетки, снимать усталость и повышать бодрость. Разработчики уверяют, что он также улучшает настроение, восстанавливает мышечный тонус и наполняет энергией все части организма.

В составе вместо кофеина могут быть указаны его заменители (теин, матеин) или содержащие его вещества (экстракты женьшеня и гуараны). Иногда активным компонентом энергетических напитков выступают и другие стимуляторы – теобромин или теофиллин. Их действие абсолютно одинаковое с кофеином.

В энергетиках присутствуют также источники энергии – легкоусваиваемые углеводы. Чаще всего это глюкоза и сахароза. Они быстро попадают из желудочно-кишечного тракта в кровь, и питают все внутренние органы. Иногда производители витаминизируют напиток, добавляя в него витамины группы В или витамин С в большом количестве.

Также в состав входят всевозможные консерванты, красители, ароматизаторы, пищевые добавки. Кроме того важным компонентом является угольная кислота, ведь именно высокое содержание газа в тонизирующих напитках способствует их быстрому всасыванию в кровь через стенки пищеварительной системы, и соответственно быстрому действию.

В некоторых европейских странах продажа энергетических напитков возможна только в специализированных местах, или в аптеках. Их даже предлагают законодательно вывести на один уровень с наркотическими средствами. Почему же так происходит?

Удобная форма и готовность к употреблению – сделали энергетики популярными в любом месте – и за рулем, и на танцполе, и в учебном заведении. Но мало кто знает, что систематическое потребление этих средств способно вызвать серьезную зависимость. Она требует постоянного повышения дозы, из-за того, что прежняя уже не дает желаемого эффекта. Это приводит к сильному нервному истощению.

Также побочными эффектами от употребления тонизирующих средств считают нарушения сердечного ритма, хроническую бессонницу, повышенную утомляемость. 

Если учитывать, что одна банка напитка может содержать суточную дозу витаминов и превышать возможную норму кофеина в несколько раз, то не стоит употреблять больше одной банки энергетика в сутки. В случае передозировки, возможны депрессии, тахикардия, аритмия, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, длительные нарушения сна. 

Некоторые «хитрые» производители начали и выпускают тонизирующие средства вместе с алкоголем. Эти смеси пользуются большой популярностью среди молодежи. Их можно купить в любом магазине, и в любом клубе. При этом никто из потребителей не подозревает о скрытой опасности подобного сочетания. 

А ведь проведенные исследования доказали, что прием энергетиков вместе с алкоголем делает наступление опьянения не столь заметным. Кажущееся ощущение бодрости из-за кофеина способно дать кажущееся ощущение трезвости. Это приводит к агрессии и необдуманным поступкам среди молодых людей. Проще говоря, действие алкоголя маскируется за стимулирующим эффектом энергетика.

Что же касается употребления энергетиков детьми и подростками, то весь вред, которые наносят эти средства неокрепшему организму, трудно описать. Именно формирующаяся психика и нервная система могут больше всего пострадать даже после нескольких приемов этого средства. Так что все заверения рекламодателей в абсолютной безопасности – всего лишь продуманный рекламный ход.

Наркомания и токсикомания. Результаты многочисленных социологических и медицинских исследований в нашей стране и за рубежом свидетельствуют о значительном омоложении возрастных групп, пристрастившихся к наркотикам. В последние годы к ним приобщаются дети 8—11 лет.

Установлено, что курение и употребление алкоголя в подростковом возрасте создают наиболее благоприятный фон для различных видов наркомании и токсикомании. При этом довольно быстро исчезают границы между пьянством, токсикоманией и наркоманией, так как все средства данного ряда (побуждающие к возникновению привыкания, зависимости) относятся к наркотическим ядам, действие которых приводит к пагубной, плохо поддающейся лечению болезни.

В настоящее время широкое распространение и возрастное омоложение различных видов наркомании и токсикомании вызывает тревогу и озабоченность в отношении физического и психического здоровья молодого поколения, его будущего потомства.

Всестороннее освещение аспектов проблемы наркомании: причин, побуждающих к пристрастию, влияние на организм и его последствия, механизм возникновения зависимости, мер по предупреждению и борьбе с этим страшным злом человечества — требует особого внимания.

 Спектр веществ, обладающих наркотизирующими свойствами, широк и к тому же благодаря успехам в области химии постоянно увеличивается. Это могут быть новые лекарственные средства, препараты, получаемые кустарным способом, пахучие технические и химические вещества. Все они относятся к сильным ядам и, соответственно, действуют на организм как ядовитые вещества.

Формирование привыкания к различным веществам, обладающим одурманивающими свойствами, зависит от личностных особенностей юноши или девушки.

Лица, эмоционально неустойчивые, склонные к истерии, гневу, агрессии, конфликтам в коллективе, наиболее часто прибегают к поиску средств, облегчающих их состояние.

Причины возникновения пагубных пристрастий к наркотикам, алкоголю, табаку и другим токсическим веществам в разных слоях общества различны. Они формируются в результате целого ряда общих социальных, психологических и физиологических факторов, побуждающих подростков к наркотизации. К таким причинам можно отнести:

  • дань моде в приеме различных допингов, особенно в среде имущих классов и в подростково-юношеской среде;
  • неудовлетворительное физическое и психическое состояние организма: ослабленное здоровье, наличие психических отклонений вследствие серьезных травм головы или других причин, наследственная предрасположенность;
  • отсутствие духовного общения, нравственного микроклимата и гуманности в воспитании подростка в семье, частые ссоры и конфликты;
  • склонность ребенка, подростка в период созревания к подражанию родителям и старшим сверстникам, отсюда ориентация на правила поведения микросоциальной среды, которая может быть и крайне неблагоприятной;
  • стремление к наслаждению, удовольствиям у молодых людей, «избалованных» жизнью, но не состоявшихся в ней как личность;
  • отсутствие умения постоять за себя по причине слабой воли, отсюда подчинение более сильному или неумение сказать «нет»;
  • отсутствие интересов к активной интеллектуальной жизни, физкультуре и спорту за счет плохой организации свободного времени.

Психическая привязанность к наркотоксическим веществам может сформироваться в сравнительно короткие сроки — от двух-трехразового их приема. Однако с ней можно успешно бороться, пока человек не испытывает желания в увеличении доз принимаемого наркотического вещества, физической потребности в одурманивающем его действии — эйфории, за которой наступает другая фаза, противоположная по характеру действия, — абстиненция.

В период физической зависимости на поздней стадии наркоман практически не получает «кайфа» от приема наркотиков. В этом случае прием наркотиков необходим ему для того, чтобы избежать крайне болезненного состояния, которое возникает во время абстиненции.

Развитие психической зависимости от наркотиков значительно удаляет возможность успешного лечения этой страшной болезни.

Еще одной из форм саморазрушающего поведения является компьютерная зависимость. Интересной может показаться информация о том, почему может возникать компьютерная зависимость у подростков. Так, в первую очередь, это обычный недостаток внимания со стороны родителей и сверстников, которое ребенок компенсирует при помощи такого вот друга. Сейчас, в то время, когда очень популярными являются различные социальные сети, эта проблема стала еще более актуальной: там ребенок создает себе новый образ, обзаводится с друзьями и живет не реальной, а виртуальной жизнью. В таком случае говорят не об игромании, а об интернет-зависимости ребенка. Что еще может погнать подростка в иной мир? Неуверенность в себе, в своих силах, возможно также недовольство своей внешностью (особенно если есть какие-то отклонения). Часто дети «подсаживаются» на компьютер, чтобы не отличаться от сверстников (тут чаще всего речь идет об игровой зависимости, однако с развитием социальный сетей эта тенденция изменяется). Занимать все свободное время компьютером ребенок может, если у него нет увлечений или хобби, а свободное время нужно куда-то пристроить. Ну и, конечно же, способствует развитию различных зависимостей манера общения в семье, воспитание.

Важно сказать и о том, что компьютерная зависимость у подростков – дело опасное, которое может повлечь за собой тяжелые последствия. В первую очередь, находясь в виртуальном мире, человек практически никогда адекватно не контролирует время реальное, часто опаздывает. Ребенок может постоянно прогуливать школу, пропускать занятия. Огромную проблему составляет тот уровень агрессии, который может возникать в процессе компьютерной игры. Если у подростка что-то не удается, возникает буря эмоций, постепенно дестабилизируется и расшатывается психика. Это же дитя переносит и в мир реальный, общаясь таким образом со своим ближайшим окружением: родителями и друзьями. Повлиять на будущее может и то, что в компьютерной игре рано или поздно подростку все всегда удается, если не с первого раза, то с n-ного точно. Ребенок может решить, что и в реальной жизни все так просто получается. А это чревато последствиями и сильным разочарованием во взрослой реальной жизни. Также компьютерная зависимость у подростков влияет и на состояние организма. Так, точно нарушается зрение, может быть авитаминоз и иные проблемы, связанные с неправильным питанием (подросток с компьютерной зависимостью чаще всего нормально не питается, живя одними только перекусами). Обычно зависимый ребенок не следит за своим внешним видом, не соблюдает правил личной гигиены.

На фоне неблагополучных отношений подростков с друзьями, родителями, учителями возникают различного рода зависимости. Одним из последствий подобного неблагополучия является суицидальное поведение.      

 Суицидальное поведение (намерение или попытка добровольно уйти из жизни) считается следствием социально-психологической дезадаптации личности, возникающей под влиянием различного рода психотравмирующих и стрессогенных факторов, в том числе в результате социальной незащищенности и нарушения механизмов взаимодействия между индивидом и средой. Поэтому во многом суицид расценивается как неадекватное средство разрешения жизненных коллизий (социальная сторона проблемы) и нежелательный способ выхода из психологического кризиса.

Исходя из этой двойственности, среди суицидальных мотивов различают две центральные группы: мотивы неблагополучия (одиночество, потеря смысла жизни, потеря близких людей) и мотивы конфликта, в который вовлечены помимо суицидента другие лица.

Мотивам неблагополучия чаще всего соответствуют суициды «монологического» характера, явившиеся результатом размышлений о смысле жизни, в основе которых нет обращения к кому-либо и отсутствует расчет на то, чтобы таким образом изменить или добиться чего-либо от окружающих.

Мотивы конфликта чаще звучат в «диалогических» суицидах, адресованных какому-нибудь конкретному лицу или общественному мнению. Они обычно носят характер протеста, призыва о помощи, стремления избежать страдания.

Во многих странах в подростковом возрасте происходит «всплеск» суицидальных попыток (чаще всего незавершенных суицидов), объясняемых, помимо вышеуказанных причин, так называемым «эффектом Вертера», т. е. самоубийством под влиянием чьего-либо примера. Традиционно мальчики подросткового и юношеского возраста совершают самоубийства (обычно «монологического» типа) существенно чаще девушек, в то время как последние гораздо чаще предпринимают демонстративные попытки самоубийства, т. е. суициды «диалогического» характера.

К группам населения, характеризующимся высоким суицидальным риском, относят в числе прочих молодежь с нарушением межличностных отношений; «одиночек», злоупотребляющих алкоголем или наркотиками.      

В процессе профилактической работы употребления ПАВ во избежание конфликтов следует не только использовать такие формы работы как беседа, диспуты, тренинги, классные часы, но и провести работу применительно к психическому и физическому состоянию подростков. Подросток должен понять, что употребление ПАВ, погружение в виртуальную реальность – не способ уйти от реальности и решить конфликт, проблему, а способ появление новых проблем со здоровьем, с родственниками и друзьями, проблем в школе.

Например, на уроках биологии мы часто используем следующие виды групповой и индивидуальной работы.

Задание № 1.Определите пропорциональность своего телосложения.

Примерное соотношение между частями тела:

окружность шеи вдвое больше окружности запястья и вдвое меньше окружности талии;

окружность бедра в 1,5 раза больше окружности голени;

окружность голени примерно равна окружности шеи (у девушек) и окружности напряженного бицепса (у юношей).

Данные измерений запишите в тетради, сравните, как сильно они отличаются от требуемых показателей.

При больших отличиях необходимы дополнительные занятия физической культурой, отказ от вредных привычек.

 Задание № 2.Оцените свой образ жизни.

Здоровье человека зависит от множества факторов, половину из которых составляет образ жизни.

Оцените по 5 – бальной шкале:

Достаточно ли внимания уделяете физической нагрузке?

Правильно ли питаетесь?

Замечаете ли Вы у себя какие-нибудь вредные привычки?

Умеете ли Вы уменьшать проявления болезни?

Полученную сумму баллов разделите на 4. Получилась средняя оценка. Сделайте вывод, на что Вам надо обратить внимание, чтобы быть здоровым.

Интересным является задание «До какого возраста вы планируете дожить». Исходя из средней продолжительности жизни в 72 года (среднее значение для мужчин и женщин) попробуй подсчитать до какого возраста ты можешь дожить.

Решение биологических задач. (Работа в группах)

Статистические данные показывают, что более 80 % раковых заболеваний вызываются факторами окружающей среды.

    Долевое распределение причин, вызывающих рак человека  выглядит следующим образом: курение – 30 %, химические вещества пищи – 35 %, неблагоприятные условия работы – 5 %, спиртные напитки – 3 %, излучения – 3 %, загрязнение воздухи и воды – 2 %, другие причины – 5 %, причины, не связные с влиянием окружающей среды, - 17 %.

Ежегодно в мире регистрируется 5,9 млн. новых  случаев заболевания раком и умирает 3,4 млн. больных.

Рассчитайте, сколько человек в мире в год умирает от рака, вызванного курением и приемом алкогольных напитков?  1млн.20 тыс.чел. – курение 102 тыс.чел. – алкоголь

Интересным заданием так же является «Письмо в газету». Письмо в молодёжную газету

 « У меня есть друг. Мы вместе учимся. Летом на даче он познакомился с другими ребятами, которые курят и пьют  спиртные напитки. Теперь он большую часть времени проводит с ними. Я не хочу его терять. Но мне  больно и обидно смотреть, как он катится в пропасть. Я  очень хочу ему помочь, чтобы он не превратился в алкоголика. Посоветуйте: как?

Одним из лучшим способом решения конфликта и сплочения коллектива является использование групповых форм работы. («Видимо-невидимо» - факторы размещения текстильной промышленности в Ивановской области, «Буква по воздуху» - химия, «Выпиши меня»)

Таким образом, человек, ведущий здоровый образ жизни, хорошо приспособлен к той физической среде, в которой он живет. Он эмоционально устойчив и способен противостоять конфликтам и различным формам суицидального поведения. Тренировки и специальные усилия помогают ему сохранять здоровье. Следовательно, человек редко болеет, а если и заболевает, быстро может победить болезнь. Человек должен находиться в поиске, думать о здоровье, совершенствовать свой образ жизни. Здоровый человек умеет противостоять давлению социальной группы. Его никто не заставит выпить спиртное, закурить или попробовать наркотики, если он настроен сохранять свое здоровье на долгие годы.

Литература

Анастасова Л.П. Кучменко В.С.  « Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии»  Москва.  Издательский центр. «Вентана – Граф»2004 г

Балабанова В.В. Максимцева Т.А. «Биология, экология, здоровый образ жизни»

Издательство «Учитель» Волгоград 2001 год.

Журналы «Биология в школе»  № 5- 00 г. Стр 21. № 7- 00 г. Стр 19. № 2- 01 г.  Стр 3

Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.: Медицина, 2007 г. 128с.

Колбанов В. В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. СПб.: ДЕАМ, 2008 г. 232с.

Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»  1974г. (с.22, с.392, с.395)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика табакокурения, употребления наркотиков, вредных привычек.

В статье даются рекомендации родителям по воспитанию детей с целью профилактики вредных зависимостей....

О вреде табакокурения и других вредных привычек

Классный час«Независимость… Как она есть.»Цель:1.    Дать понятие учащимся о месте человека в современном мире, о необходимости быть самостоятельным и независимым человеком2....

Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек на уроках биологии в школе VIII вида

Уроки биологии способствуют решению важнейшей задачи общего школьного образования — формированию культуры здорового образа жизни. В процессе обучения биологии постоянно затрагиваются вопросы здо...

профилактика наркотической и алкогольной зависимости у детей

Здоровье – это главная ценность, которая есть у каждого из нас, не зря говорят «было бы здоровье, а остальное приложится». Плохая экология, ограниченные возможности медицинской помощи, высокий ритм жи...

Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек на уроках биологии в школе VIII вида

Уроки биологии способствуют решению важнейшей задачи общего школьного образования — формированию культуры здорового образа жизни. В процессе обучения биологии постоянно затрагиваются вопр...

Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек на уроках биологии в школе VIII вида

Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек на уроках биологии в школе VIII вида...

Профилактика наркомании и алкогольной зависимости у детей.

Здоровье – это главная ценность, которая есть у каждого из нас, не зря говорят «было бы здоровье, а остальное приложится». Плохая экология, ограниченные возможности медицинской помощи, высокий ритм жи...