«ПРЕПОДОБНЫЙ БОГАТЫРЬ ИЛЬЯ МУРОМЕЦ»
план-конспект урока (5 класс) на тему
Урок разработан с целью познакомить детей с жизнедеятельностью св.богатыря Ильи Муромца. Задачи урока:
1. Образовательные (формирование познавательных УУД) : обобщение знаний учащихся о русском воине Илье Муромце, о его отношении к воинскому долгу, о жизни богатыря, ставшего святым, формирование гражданской позиции учащихся; привлечение внимания к спорным вопросам истории по данной тематике.
2. Развивающие(формирование регулятивных УУД) : Развивать информационную грамотность учащихся, познавательную активность; развитие умений и навыков работы с картой, учебниками, путеводным листом, наглядными материалами, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
3. Воспитательные(формирование коммуникативных и личностных УУД): воспитывать любознательность, взаимопомощь, взаимовыручку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka.docx | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока по ОПК в 5 А классе
«ПРЕПОДОБНЫЙ БОГАТЫРЬ ИЛЬЯ МУРОМЕЦ»
Тип урока: комбинированный с исследовательской деятельностью учащихся.
Задачи урока:
- Образовательные (формирование познавательных УУД) : обобщение знаний учащихся о русском воине Илье Муромце, о его отношении к воинскому долгу, о жизни богатыря, ставшего святым, формирование гражданской позиции учащихся; привлечение внимания к спорным вопросам истории по данной тематике.
- Развивающие(формирование регулятивных УУД) : Развивать информационную грамотность учащихся, познавательную активность; развитие умений и навыков работы с картой, учебниками, путеводным листом, наглядными материалами, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- Воспитательные(формирование коммуникативных и личностных УУД): воспитывать любознательность, взаимопомощь, взаимовыручку.
Планируемые результаты:
Предметные: Узнать о жизни и отношении к воинскому долгу русского богатыря Ильи Муромца, ставшего святым, усвоить понятия: преподобный, чудотворные мощи, примета, научиться использовать приметы в повседневной жизни.
Метапредметные: умение выдвигать гипотезы, предположения,анализировать, сравнивать, умения работы с географической картой, умения выделять главное.
Личностные: умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл заданного вопроса, работать в паре и группе, правильно излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, оценивать себя и товарищей.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Формы контроля: работа по карточкам
Новые понятия: преподобный, чудотворные мощи, приметы.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, учебник ОДНК 5 класс, путеводные листы, карточки с заданиями для работы в парах, раздаточный материал для работы в группах.
Структура учебного занятия
1.Организационный этап
2.Проверка домашнего задания
3.Актуализация познавательной деятельности
4.Этап изучения новых знаний
5.Этап закрепления изученного материала, обобщения и систематизации
6.Этап информации о домашнем задании
7.Этап подведения итогов
8.Этап рефлексии
Ход занятия.
1.Организационный этап
Учитель приветствует обучающихся:
Прозвенел звонок веселый.
Вы урок начать готовы?
- Да!
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
2.Проверка домашнего задания
- Как называется предмет, который мы начали изучать в этом учебном году?
-Какие традиционные религии вам известны?
- Вы уже знаете, что эти религии распространены не только в России, но и по всему миру.
- Скажите, ребята, а что такое вера? (Работа с учебником, страница 5)
- Какое значение имеет вера?
- Вспомните, какой праздник отмечала наша страна 9 декабря и как этот праздник можно соотнести с нашим предметом?
3.Актуализация знаний
- Всех этих героев мы можем назвать Святыми Защитниками Отечества. При изучении истории, литературы, ОРК вы уже знакомились с их подвигами, будете знакомиться и дальше. А сегодня на нашем уроке речь пойдет о славном богатыре, который защищал свое Отечество, на закате жизни стал монахом, после смерти был похоронен в Киево- Печерских Лаврах и был канонизирован Русской Православной Церковью в разряде Преподобного.
- Вы догадались, кто будет героем нашего урока?
-А сейчас, давайте назовем тему, которую будем изучать и цели, которые должны будем достичь при изучении нового материала.
Тема урока: «Преподобный Илья Муромец».
Цели: Узнать о жизни и отношении к воинскому долгу русского богатыря Ильи Муромца, ставшего святым.
Деятельность учителя сопровождается показом слайдов презентации, специально подготовленных к данной теме.
4.Этап изучения новых знаний( знакомство с новыми понятиями: преподобный, чудотворные мощи, примета).
- Очень давно, еще будучи ученицей 7 класса я посетила пещеры Печерской Лавры и услышала, что здесь покоятся чудотворные мощи Ильи Муромца, то не поверила своим ушам. Не может быть! Тот самый Муромец — герой народных сказок и былин? Разве это не мифический и собирательный образ русского богатыря, защитника русских земель?
Мне трудно было представить, что Илья Муромец — не миф, а реальный человек, историческая личность. Однако пещеры Лавры хранили наглядное тому доказательство.
- С самого раннего детства вам, ребята, ваши бабушки и дедушки, мамы и папы читали сказки и былины про Илью Муромца, но пришло время узнать о нем больше.
- На каждом столе лежит путеводный лист. И сегодня всю необходимую информацию вы будете извлекать из него.
- Прочитайте и расскажите, где и когда родился Илья Муромец?
- А сейчас, давайте покажем это место на географической карте.
(Работа с настенной географической картой и картой слайда).
- Итак, Илья Муромец родился между1150-1165 г. г.
Песня Ильи Муромца
- А в народе до сих пор говорят о проклятье и чудесном исцелении. Давайте узнаем об этом подробнее.
- После чудесного исцеления Илья Муромец начинает совершать свои многочисленные подвиги.
- Расскажите о подвигах русского богатыря.
-На уроках ИЗО вам было предложено нарисовать богатыря- героя. И вот я вижу, что на всех рисунках вы его изображаете небывалых размеров. Каким же на самом деле был Илья Муромец?
- На нашем уроке присутствуют ученые, которые познакомят вас с сенсационными исследованиями
- А сейчас, давайте поработаем в парах. На каждом столе лежит карточка с заданием. Подчеркните и назовите слова, которые характеризуют богатыря-героя, преподобного Илью Муромца. (Работа в парах)
(Элементы проблемного обучения)
- Русская Православная Церковь каждый день в году поминает усопших, причисленных к лику святых.
1 января Православная Церковь почитает преподобного Илью Муромца Печерского, по прозвищу «Чоботок». Подумайте и скажите, почему ему дано такое прозвище? (Если учащиеся класса не дают ответа на этот вопрос, то он будет являться частью домашнего задания).
- Ребята в современном обществе много разных проблем, и одна из них- существует ли жизнь после смерти?
- Наша страна всегда будет помнить героя! Илье Муромцу установлены памятники в городе Муроме и в городе Владивостоке.
- Большое спасибо!
- А еще, ребята, на каждый день года у народа сложились свои приметы. Может быть кто из вас скажет, что такое примета? (Примета- это многовековые наблюдения народа за окружающими явлениями.)
- По словарю Ожегова С.И. – примета- отличительное свойство, признак, по которому можно узнать что- нибудь или кого- нибудь.
- Вам интересно узнать примету по которой можно определить каким будет каждый месяц года- дождливым или нет?
- Для этого необходимо провести необычное исследование в самую сказочную ночь года. И что бы у вас все получилось, давайте попробуем это сделать сейчас. (Работа в группах)
- Давайте прочитаем и запомним некоторые приметы.
- Наш урок близится к завершению. И я снова прошу вас назвать тему.
- Какие цели вы поставили в начале урока?
- Как вы думаете, достигли ли мы с вами поставленных целей?
5.Этап закрепления изученного материала, обобщения и систематизации.
Интеллектуальная игра «Да, нетка»
-А сейчас, ребята, давайте поиграем в интеллектуальную игру «Да, нетку».
- Илья Муромец родился в городе Карачеве?
- Илья Муромец родился в 900 году?
- Ростом Илья Муромец был выше 2 метров?
- Соловей разбойник- это реальная историческая личность?
- Илья Муромец стал монахом Печерской лавры?
- Русская Православная Церковь причислила Илью Муромца к лику святых в разряде преподобного?
- День почитания преподобного Ильи Муромца
1 января?
6.Этап информации о домашнем задании
- Найти информацию о том, почему за Ильей Муромцем закрепилось прозвище «Чоботок».
- Рассказать родителям о том, что новое вы узнали на уроке.
7.Этап подведения итогов
-Ребята, вам интересно было сегодня на уроке?
- Ответы каких учащихся вам понравились ?
- Я хочу сказать, что вы все сегодня МОЛОДЦЫ!
8.Этап рефлексии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Илья Муромец"
1 января является днём былинного богатыря Ильи Муромца. В презентации рассказывается русские богатыри....
Презентация "Илья Муромец" продолжение
1 января день былинного богатыря. Презентация рассказывает о богатырях русской земли....
Илья Муромец и Соловей-Разбойник: от Киевской Руси до наших дней
на уроке проводится сравнительный анализ текста былины и двух мультипликационных фильмов: 1978 и 2007 гг...
Презентация к урокам литературы в 7 классе по теме: Былины как героические песни эпического характера. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Вольга и Микула Селянинович».
Определение былины, основные особенности былин киевского и новгородского цикла, отражение былинной тематики в произведениях живописи...
Презентация "Былина. Илья Муромец и Соловей - разбойник
Презентация составлена в рамках урока по литературе для 6 класса "Былина Илья Муромец и Соловей - разбойник" по программе В.Ф. Чертова....
Урок по родной русской литературе 6 класс на тему : Былина «Илья Муромец и Святогор». Образ богатырей в былине.
Урок был проведен 25 января 2022 г. в рамках недели открытого урока. Урок был построен в соответствии с его содержанием и поставленным целям и задачам. Время, отведенное на урок было использован...
«Есть я старыя казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович» (былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»)
Конспект урока литературы в 6 классе на тему «Есть я старыя казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович» (былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»)...