Программа кружка "Краеведческий"
материал на тему
Предварительный просмотр:
Нижегородская область
Администрация Шатковского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение
Светлогорская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» Зам. директора по ВР ___________/О.В.Рюмикова/ | «Утверждаю» Директор школы __________ /В.А. Денисова/ Приказ от 24.08.2012г. №138 |
(на 2 года обучения для учащихся с 12 лет)
Программу составила:
учитель I категории
И.А.Баринова
2014 год
Юный краевед
Пояснительная записка
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с ведением, в соответствии с Законом РФ « Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования.
Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому семье. Краеведение - всегда краелюбие. С.О.Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…
История- это история людей, корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.
Занятие краеведением помогает юным краеведам глубже уяснить смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: « Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному
краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл кружка « Юный краевед».
Цель программы: восстановление прерванной связи времен, возвращение утраченной любви к родной земле.
Задачи программы:
Обучающие:
- развивать познавательный интерес к изучению истории села;
- обучить исследовательской деятельности.
Развивающие:
- развивать умение обрабатывать материал;
- формировать ответственность за порученное дело.
Воспитывающие:
- формировать культуру общения с информантами, друзьями и педагогами;
- воспитать уважение к истории села;
Основным принципом в работе кружка является нравственное воспитание молодежи и школьников через музейные экспонаты. Есть у музейной «памятной книги» ценное качество: одна и та же страница прошлого может быть прочитана и первоклассником и старшеклассником, но по-разному.
Программа рассчитана на учащихся 4-7 классов, так как это самый пытливый, самый активный школьный народ.
Программа кружка предусматривает теоретический и практический материал, который раскрывается на примерах своего края.
Занятия кружка носят преимущественно практический характер, учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, писать рефераты, проводить опросы, составлять анкеты, работать с научно-популярной литературой. Учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, поселке, крае, проводить исследовательские и поисковые работы. Подобный подход учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействует формированию исторического мышления
Выполнение практических заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное, казалось бы, о знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям, что история — это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края. Местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее, будущее, что способствует положительной мотивации к занятиям.
Способы реализации программы.
Занятия кружка делятся на три группы:
- Занятия, на которых участники выступают в роли потребителей
информации (лекции, экскурсии, встречи с представителями
администрации и другими интересными людьми).
- Занятия, продолжающие ученическую деятельность, начатую на уроке
(игры, праздники, выставки творческих работ).
- Занятия, которые позволяют применить знания и умения, полученные
ребятами в учебном курсе (защита рефератов, научно-исследовательская
работа, поисковая работа).
Такое сочетание форм позволяет получить наиболее полную информацию об истории своего региона, как в теоретическом, так и в практическом плане.
Основой работы краеведческого кружка является поисково-исследовательская работа. Аспекты изучения самые разнообразные. В исследовательской работе выделяю следующие этапы:
- подбираются темы для исследования;
- учащиеся самостоятельно выбирают тему (если тему выбрали не по силам, предлагаю другую);
- подбирают краеведческую литературу по выбранной теме (помощь оказывает библиотекарь);
- составляют примерный план (консультирует учитель);
- собирают материал по выбранной теме (встречи, экскурсии, беседы со старожилами);
- систематизируют материал, корректируют план;
- фотографируют, собирают старые фотографии, делают рисунки, составляют
схемы, таблицы;
- оформляют работы;
- защищают исследовательскую работу;
- лучшие работы отправляются на конкурс.
Исследовательские работы учащиеся выполняют как групповые, так и индивидуальные:
- подготовка доклада по предложенному плану, составление альбома;
- составление исследовательских работ по выбранным темам.
Основными формами изучения края являются:
- экскурсии;
- наблюдения;
- работа со статистическими, картографическими и
литературными источниками.
Экскурсии направлены на изучение достопримечательных мест, промышленных и природных объектов, цель - изучение и сбор краеведческого материала.
В проведении экскурсий выделяются три этапа:
- подготовка к экскурсии учащихся;
- проведение экскурсии;
- оформление собранных материалов.
Для сбора краеведческого материала по теме, организуются следующие экскурсии:
- на местные предприятия (например: частную пилораму),
- в природу (например: реку, озеро, родник),
- к местным умельцам.
Оформление собранных материалов проводится совместно с учащимися на заседаниях кружка, на котором учащиеся докладывают о выполнении индивидуальных заданий.
Экскурсии по родному краю развивают познавательные интересы ребят, будят любознательность, поисковая работа дает ключ к познанию своего края, истории, традиций, жизни и быта односельчан.
Для организации общешкольной краеведческой работы применяются разнообразные формы общения и взаимодействия, учащихся с людьми
старшего поколения, которые позволяют понять и усвоить социально одобряемые нормы поведения и жизни на селе. С помощью такого
взаимодействия достигаю преемственности поколений, передачу накопленного жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Усвоение учащимися этого опыта, овладение им лучше происходит через совместную с взрослыми деятельность:
- совместные трудовые дела;
- встречи с интересными людьми;
- экскурсии по родному краю;
- выставки народного творчества.
Встречи с интересными людьми стали традиционными в нашей школе, они проходят под рубрикой "Дорогие мои земляки". На встречах учащиеся знакомятся с людьми, у которых за плечами самоотверженный труд, подвиги в годы Великой Отечественной войны. Это люди, чья жизнь служит достойным примером для других. Личные встречи с ними - прекрасные уроки жизни. Такие вечера, встречи являются одним из источников обогащения духовного мира учащихся, способствуют формированию нравственного сознания и поведения.
Концерты для жителей поселка, праздник бабушек и другие формы работы создают условия для общения младших со старшими и взаимного духовного обогащения. Эта работа с благодарностью воспринимается людьми старшего поколения, служит основой для создания нравственно благоприятной атмосферы в школе и родном поселке.
Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны:
- знать историю своего села, школы, свою родословную;
- уметь анализировать различные документы, источники, учитывать их особенности и извлекать из них информацию. Овладевать приемами работы с книгой, навыками составления проекта, плана;
- уметь понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох, поколений;
- овладеть приемами работы с книгой, выписок, конспекта, текста экскурсии, методикой ведения экскурсии.
Ожидаемый результат:
- выступление на районных конкурсах;
- оформление листовок, газет, буклетов, альбомов.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Учебно-тематическое планирование и
Содержание программы
№ | Тема | Теория и практика (количество часов) |
1 | Знакомство с планом работы краеведческого кружка | 1 |
2 | Мой дом. Родословная семьи | 3 |
3 | Родная школа. Ее история | 3 |
4 | Село: прошлое, настоящее и перспективы развития. Культурное наследие | 9 |
5 | История района | 2 |
6 | История Нижегородской области. | 1 |
7 | Топонимика | 2 |
8 | Местные зодчие, художники и поэты | 3 |
9 | Защитники земли русской | 1 |
10 | Великой Победе посвящается | 3 |
11 | Русские традиции и обряды | 4 |
12 | Работа с архивным материалом | 2 |
Всего: | 34 |
Литература
- Программы для дополнительного образования детей «Юные инструкторы туризма», М.1990г.
- «Наш край» Р.Д. Болдырев, М.И. Ковальский, М.1992г.
- «Природа родного края» Л. Гринь, М.1992г.
- «Путешествия по родному краю» И.П. Лотышев, М.1996г.
- Занимательное краеведение. В.Боржов, М.1998г.
- Методика историко-краеведческой работы в школе. Под ред Н.С.Борисова , М.1982г.
- Краеведческий материал на уроках по предметам гуманитарного цикла. М.В. Чернышева, М.1990г.
- Музейный всеобуч. Методические рекомендации. Е.Г.Ванслова, М.1988г
- Музей и образование: Обзорная информация, М.1989г
Тематическое планирование по кружку
«Краеведческий»
Планир. дата | Дата проведе-ния | Тема | Кол-во часов |
01.10 | Знакомство с планом работы краеведческого кружка. | 1 | |
08.10 | История села Елховка. | 1 | |
15.10 | Визиты к местным старожилам. | 1 | |
22.10 | Помощь в востановлении Елховского храма (разбор и уборка внутри храма). | 1 | |
29.10 | Помощь в востановлении Елховского храма (разбор и уборка около храма). | 1 | |
05.11 | Сбор экспонатов в селе Елховка. | 1 | |
12.11 | История поселка Светлогорск. | 1 | |
19.11 | История рабочего поселка Шатки. | 1 | |
26.11 | Прошлое, настоящее, будущее р.п.Шатки. | 1 | |
03.12 | История села Хирино. | 1 | |
10.12 | История села Паново. | 1 | |
17.12 | Сбор материала по составлению своей родословной. | 1 | |
24.12 | Сбор материала по теме: «Родословная моей семьи». | 1 | |
07.01 | Составление генеалогического древава: «Родословная моей семьи». | 1 | |
14.01 | Празднование Рождества Христова. | 1 | |
21.01 | Колядки. | 1 | |
28.01 | Защита проекта «Храмы моей малой родины». | 1 | |
04.02 | Нравы и традиции родного края. | 1 | |
11.02 | Возрождение традиций на Нижегородской губернии. | 1 | |
18.02 | История Светлогорской средней школы. | 1 | |
25.02 | Учителя, прославившие Светлогорскую школу. | 1 | |
04.03 | Поисковая работа, проводимая в Светлогорской (Совхозской) школе. | 1 | |
11.03 | Что изучает топонимика? | 1 | |
18.03 | История названия реки Вонячка. | 1 | |
25.03 | Развитие бондарского дела в с.Елховка. | 1 | |
01.04 | Обсуждение вопроса: «Почему вымирает деревня?» | 1 | |
08.04 | Великий русский зодчий В.И.Баженов. | 1 | |
15.04 | Петр Фрязин. Яков Ананьяк. | 1 | |
22.04 | История создания обелиска памятника Погибшим воинам. | 1 | |
29.04 | Интервью у ветерана ВОВ Захаровой Е.Ф. | 1 | |
06.05 | Интервью у ветерана ВОВ Давыдовой А.И. | 1 | |
13.05 | Защитники земли русской. | 1 | |
20.05 | Работа с архивными материалами. | 1 | |
27.05 | Работа с архивными материалами. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...