Программа ДОЛ «Дружба» по изучению правил дорожного движения «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
материал на тему
Программа
ДОЛ «Дружба»
по изучению правил дорожного движения
«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа ДОЛ «Дружба» по изучению правил дорожного движения «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА» | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
ДОЛ «Дружба»
по изучению правил дорожного движения
«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
Светлогорск 2015 г.
Программа ДОЛ «ДРУЖБА» «Дорожная азбука» разработана коллективом в следующем составе:
Баринова Ирина Анатольевна – начальник лагеря.
Денисова Светлана Валерьевна – воспитатель.
Карасева Марина Александровна – воспитатель.
Князева Елена Алексеевна – воспитатель.
Маляева Валентина Ивановна – воспитатель.
Адресат: программа разработана для детей 7-12 лет.
Срок реализации программы 18 дней (2015 г.)
Основание для разработки программы: 1.Федеральный Закон от 10.12. 95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
2.Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 100 «О Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».
Оглавление
- Пояснительная записка 5
- Общая характеристика программы 7
- Психофизиологические и возрастные особенности восприятия информации по основам безопасности дорожного движения младшими школьниками 8
- Принципы и методы воспитания младших школьников законопослушному поведению на улицах и дорогах 14
- Результаты освоения программы 16
- Тематические планы по Правилам дорожного движения 1 класс 19
- Материально-техническая база 42
- Список литературы 43
- Формы и методы работы (приложение 1) 47
До тех пор, пока страдают дети, в мире нет истинной любви.
А. Дункан
В наибольшей безопасности тот, кто на чеку,
даже когда нет опасности.
Сайрус.
Резкое возрастание в последние годы автомобилизации порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы».
Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнут 1500 и получает ранения 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения.
Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования. Не смотря на то, что в России действует целый ряд нормативных документов, обязывающих учебное заведения проводить последовательную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения, результаты контрольно-аналитической работы Госавтоинспекции показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах.
Социальная острота проблемы диктует необходимость в разработке и внедрении программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим разработана программа ДОЛ «ДРУЖБА» «Дорожная азбука».
Актуальность программы: для учащихся образовательных организаций знания правил дорожного движения – это проверка готовности к вступлению во взрослую жизнь.
Программа «Дорожная азбука» - прекрасная возможность пройти курс обучения навыкам и основам безопасности на дороге.
Реализация программы «Дорожная азбука» позволит изучить правила дорожного движения, приобрести навыки поведения на улице.
- Пояснительная записка
Во все времена существования человечества обеспечение безопасности дорожного движения являлось важнейшей проблемой общества, но именно сейчас, в условиях автомобильной революции, наиболее обострилась ситуация, связанная с дорожно – транспортным травматизмом.
В условиях интенсивного движения транспортных средств по улицам и дорогам наблюдается большое количество несчастных случаев с детьми. Это происходит во многом потому, что учащиеся или не знают правил безопасного поведения на улицах и дорогах, или нарушают их, не осознавая опасных последствий этих нарушений.
Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие требования. Участники дорожного движения должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу. Одним из путей решения этой задачи в процессе образования является обучение человека правильно себя вести на дороге и в транспорте.
Программа «Дорожная азбука» представляет собой занятия по профилактике детского травматизма, направленных на передачу детям знаний и устойчивых навыков сознательного сбережения собственной жизни и здоровья. Содержание занятий ориентировано на осмысленное понимание детьми необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности и формировании навыков культуры собственного безопасного поведения.
Все мероприятия должны проводиться с широким использованием наглядности, применением компьютерных и мультимедийных технологий, выполнение каждым ребёнком заданий, требующих использования изучаемых понятий и реализации формируемых умений. Привлекать детей к участию в обсуждении и решении проблемных ситуаций, выдвигаемых воспитателями и моделированию дорожных ситуаций, анализу этих ситуаций и пути их решения.
Обучение дорожной безопасности имеет целью не механическое заучивание Правил дорожного движения, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Цель данной программы – организация подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении.
Основные задачи:
- сформировать у учащихся специальные знания, умения, практические навыки и привычки безопасного движения;
- выработать привычки безопасного поведения на дороге и улице;
- познакомить с окружающим миром: дорожными знаками на улицах села, элементами дороги, транспортными средствами;
- воспитывать дисциплинированность, основанной как на специфических требованиях дорожно – транспортной среды, так и на требованиях норм общественной морали и нравственности.
Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов к личностным характеристикам ребёнка в части формирования и использования навыков и правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Программа делает акцент на системную работу через внедрение современных
методик, основанных на принципах активного вовлечения самого ребенка в процесс формирования представлений и практических навыков в сфере обеспечения личной безопасности. Мероприятия по ПДД в ДОЛ «Дружба» проводятся еженедельно (2 часа в неделю), общее количество часов – 6.
5. Результаты освоения программы
В результате изучения программы обучающимися должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты - отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса. Это:
- понимание необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности;
- готовность и способность к саморазвитию, самообучению и личностному самоопределению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями в различных нестандартных ситуациях и условиях;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- навыки формирования собственной культуры безопасного образа жизни;
- навыки творческого подхода в решении любых задач, к работе на результат;
- навыки в составлении собственной индивидуальной образовательной траектории (ИОТ);
- оказание бескорыстной помощи окружающим, умение находить с ними общий язык и общие интересы в преодолении определённых трудностей.
Метапредметные результаты - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, которые проявляются в познавательной и практической деятельности. Это:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- самостоятельно оценивать уровень сложности ситуации и определять наиболее эффективные способы выхода из неё, корректировать свои действия, если ситуация изменяется;
- умение определять способы и варианты действий в рамках предложенных (создавшихся) условий и требований;
- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты изучения программы - отражают приобретённый опыт обучающихся в вопросах обеспечения собственной безопасности жизнедеятельности, а также обеспечивают успешное применение на практике полученных знаний и навыков. Это:
- навыки наблюдения за окружающим миром с позиции собственной безопасности;
- знание правил безопасного поведения в различных аспектах жизнедеятельности;
- умение самостоятельно оценить уровень сложности конкретной опасной ситуации и составить алгоритм собственных действий выхода из неё;
- обнаружение ошибок при постановке и выполнении учебных заданий с позиции безопасности жизнедеятельности, отбор способов и вариантов их исправления;
- навыки общения с взрослыми людьми и сверстниками по правилам основ безопасности жизнедеятельности;
- умение выявлять в окружающем пространстве индикаторы опасности и оценивать уровень возможного личного риска;
- анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности, поиск возможностей и способов их улучшения;
- оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и действий по их устранению.
Перечень знаний и умений, которыми должны владеть дети
по правилам и безопасному поведению на дорогах.
Должны знать:
1.Транспортный мир. История развития транспорта и Правил дорожного движения.
- Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина. Назначение поребрика и пешеходных ограждений.
- Участники дорожного движения (водители, пешеходы, пассажиры)
- Что такое остановочный путь и его составляющие.
- Что такое тормозной путь, как он определяется.
- Что такое пешеходный переход (регулируемый, нерегулируемый, наземный, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.
- Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрёстка.
- Что такое перекрёсток. Виды перекрёстков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрёстками. Правила перехода проезжей части по перекрёсткам.
- Значение сигналов транспортного и пешеходного светофоров. Правила перехода проезжей части по этим сигналам. Назначение и функции дополнительной секции транспортного светофора. Правила перехода.
- Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
- Названия и назначение дорожных знаков и дорожной разметки.
- Правила поведения пешеходов на тротуаре. Правила поведения при движении в группе.
- Правила пользования общественным транспортом и другими видами транспорта.
- Особенности поведения пешеходов на загородной дороге.
- Правила перехода через железнодорожные пути.
- Дорожные ситуации – ловушки.
Должны уметь:
- Определять места перехода через проезжую часть.
- Обращаться к взрослым за помощью в случаях затруднений при переходе проезжей части.
- Пользоваться общественным транспортом.
- Находить безопасный маршрут в школу, магазин, театр и т. д.
- Определять безопасные места для игр, езды на велосипеде.
- Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
- Определять величину своего шага и скорость своего движения.
- Определять признаки движения автомобиля.
- Ориентироваться на дороге, предвидеть опасные дорожные ситуации, по возможности избегать их.
План мероприятий
по Правилам дорожного движения
№ | Название мероприятия |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 |
Успешная реализация программы предполагает наличие определённой материально-технических базы, включающей в себя:
оборудование - компьютерный класс с доступом в Интернет (количество компьютеров зависит от количества учебных групп и их наполняемости), проектор, сканер, принтеры, ламинатор, видеокамеры, интерактивная доска, звуковая аппаратура,
расходные материалы - дидактические и раздаточные пособия для самостоятельной работы, используемые при организации учебного процесса по программе, канцелярские принадлежности, специализированные плакаты (в том числе по окружающему миру), обучающие диски, пр.
Литература
1. «Добрая дорога детства» - всероссийская газета для детей, педагогов, родителей. Подписной индекс - 39578
2. Козловская Е.Л., Козловский С.А.
«Дорожная безопасность: обучение и воспитания младшего школьника» М., изд-во «Третий Рим», 2002 г.
3. Козловская Е.Л., Козловский С.А.
«Дорожная безопасность: учебная книжка-тетрадь» 1-3 классы, М., изд-во «Третий Рим». 2005 г.
4. «Правила дорожного движения» (с изменениями и дополнениями утвержденным Совмином РФ от 23.10.1993 г.)
5. Комментарии к правилам дорожного движения РФ» под редакцией ген-лейтенанта МВД РФ Федорова, М., изд-во «За рулем», 2001 г.
6. Приказ № 354 от 09.07.1996 г. МО РФ «О повышении безопасности детей и учащихся России».
7. Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Безопасность на дороге. Виды транспорта. Правила дорожного движения. Дорожные знаки.
Освоение во всех видах речевой деятельности новых лексических единиц...
Методическая разработка урока для учащихся 5 класса по правилам дорожного движения «ДОРОЖНЫЙ МАРАФОН»
Методическая разработка проведения урока или внеклассного мероприятия для обучающихся 5 класса по правилам дорожного движения "Дорожный марафон" в игровой форме....
Развлечение по правилам дорожного движения «Дорожная азбука» для старших дошкольников
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Цель занятия: обобщить представления детей об основных правилах дорожного движения, о дорожных знаках: пешеходный переход, автобусная остановка; осторожно дети и учить пра...
Урок -Конкурс Тема: «Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения» .
На уроке рассматривается следующие вопросы:1.Участники дорожного движения.2.Пешеход,правила поведения.3.Пассажир.правила поведения....
Конспект занятия по картингу "Правила дорожного движения. Дорожные знаки и разметка. Ознакомление с дорожными знаками. Виды знаков" для дистанционного занятия
Конспект занятия разработан для дистанционного занятия с детьми в интернете по направлению "Картинг". Содержит в себе тему занятия, новый материал по теме необходимый к изучению, задания по ...
Правила дорожного движения- дорожные знаки
Презентация....
Правила дорожного движения. Дорожные ловушки
Правила дорожного движения. Дорожные ловушки различного вида; закрытого обзора, отвлеченного внимания. "пустынная дорога"....