Подготовка к ОГЭ "Экономика"
материал по обществознанию по теме
Предварительный просмотр:
2. Верны ли следующие суждения о закономерностях спроса и предложения? А. Чем более редким является предмет, тем, как правило, выше его цена. Б. Предметы первой необходимости имеют спрос даже при завышенных ценах на них. | ||||||||||||
| ||||||||||||
3. Цена спортивного костюма – 3 тысячи рублей. Какая функция денег проявилась в данном примере? | ||||||||||||
| ||||||||||||
4. В государстве Z большинство предприятий находятся в частной собственности, но существуют государственные и муниципальные предприятия. Какой из названных экономической системе присущи такие отношения собственности? | ||||||||||||
|
5. 13-процентный налог взимается с доходов физических лиц (граждан). Объектом налога является | |||||||||||||
| |||||||||||||
6. Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. |
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
7. В магазине существенно расширился ассортимент товаров. Какое экономическое явление отражается в этом факте? | |||||||||||||
| |||||||||||||
8. Рыночную экономику отличает от других типов экономических систем | |||||||||||||
| |||||||||||||
9. В салоне красоты работают 10 сотрудников, выполняющих стрижки и различные косметические процедуры. Этот салон красоты один из самых известных в своем городе. Какой показатель работы мастеров отражает производительность труда в салоне? | |||||||||||||
| |||||||||||||
10. Конечный результат хозяйственной деятельности, выраженный в сумме, на которую полученная выручка превышает затраты на производство и реализацию товара, – это | |||||||||||||
| |||||||||||||
11. Государство в условиях рыночной экономики выполняет различные функции. Так, оно является производителем общественных благ. Проявлением данной функции служит | |||||||||||||
| |||||||||||||
12. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А)Дефицит товаров на рынке возникает при цене, которая ниже равновесной. (Б)В этой ситуации, очевидно, страдающей стороной оказывается покупатель. (В)Ему приходится тратить время на поиски дефицитного товара, стоять в очередях. Определите, какие положения текста |
|
|
|
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
13. Работники швейной мастерской одновременно выступают в качестве собственников и работников. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что предприятие относится к кооперативной форме собственности? | |||||||||||||
| |||||||||||||
14. В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Большинство занятых трудятся на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод | |||||||||||||
| |||||||||||||
15. Верны ли следующие суждения о рыночной цене? А. Цены на товары и услуги на рынке снижаются, если предложение увеличивается. Б. Свободное ценообразование обеспечивается действием рыночного механизма. | |||||||||||||
| |||||||||||||
16. Фирма построила теплицы на арендованном участке земли, где на протяжении всего года выращивает овощи и зелень. Продукция фирмы поставляется в крупные магазины города. Что относится к капиталу фирмы? | |||||||||||||
| |||||||||||||
17. Установите соответствие между примерами и видами экономических отношений: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. |
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
18. Какой из примеров иллюстрирует отношения обмена в обществе? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
19. Основные ресурсы, используемые в процессе производства материальных благ, называют | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
20. Работники машиностроительного комбината получают доходы от имеющихся у них ценных бумаг этого предприятия. Это право сохраняется за ними даже в случае увольнения. Какую форму собственности представляет данное предприятие? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
21. Верны ли следующие суждения о налогах? А. Акциз – вид косвенного налога. Б. Подоходный налог взимается только с промышленных предприятий. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
22. Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
23. Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как хозяйство? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
24. В магазине бытовой техники образовалась очередь из людей, желавших купить относительно недорогие обогреватели. К середине дня все обогреватели были распроданы, и магазину пришлось заказать дополнительную партию товара. Какую рыночную ситуацию иллюстрирует этот пример? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
25. Учащийся 8 класса сделал на уроке сообщение о наиболее востребованных товарах и услугах, представленных на местном потребительском рынке. Сравните эти два вида экономического продукта. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия. |
|
| ||||||||||
26. На уроке обществознания учитель рассказывал о видах налогов. Сравните прямые и косвенные налоги. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия. |
|
|
27. Ирина и Максим – супружеская пара. Ирина работает в банке и получает заработную плату в размере оклада, Максим работает на заводе, и его труд оплачивается сдельно. Сравните условия, учитываемые при оплате труда по каждой из двух форм (типов), упомянутых в условии: повременной и сдельной.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1)учёт квалификации работника
2)стабильный, неизменный размер зарплаты
3)учёт объёма произведённой работником продукции
4)регулярные выплаты зарплаты
ЧЕРТЫ СХОДСТВАЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ
28. Косвенным является налог на
1)добавленную стоимость
2)доходы физических лиц
3)прибыль фирмы
4)автотранспортное средство
29. В течение двух месяцев на потребительском рынке цены на красную рыбу возросли на 20%. Что могло привести к подобному изменению ситуации с предложением данной продукции?
1)увеличение вылова рыбы в результате пополнения рыболовного флота новыми современными судами
2)введение новых технологий в рыбную отрасль, позволяющих восстанавливать биологические морские ресурсы
3)сокращение количества рыбных запасов в акватории мирового океана
4)улучшение экологической ситуации в связи с сокращением вредных выбросов в океан
Верны ли следующие суждения о спросе как одном из элементов рыночного механизма? 30. На формирование спроса влияют А. доходы потребителей, цены на аналогичные товары фирм-конкурентов. Б. культурные традиции и религиозные нормы, общая экономическая ситуация в стране. | |||||||||||||
| |||||||||||||
31. Что отличает традиционную экономику от других типов экономических систем? | |||||||||||||
| |||||||||||||
32. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А)Ускорение научно-технического прогресса началось во второй половине прошлого века. (Б)Сегодня ведущие страны увеличивают ассигнования на развитие науки, на создание новых технологий. (В)Расширение технических возможностей далеко не всегда используется людьми во благо. Определите, какие положения текста |
|
|
|
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
33. Верны ли следующие суждения о деньгах?
| |||||||||||||
| |||||||||||||
34. Верны ли следующие суждения о заработной плате? А. Зарплата работника зависит исключительно от его личных качеств. Б. Существуют различные формы оплаты труда работников. | |||||||||||||
| |||||||||||||
35. Установите соответствие между примерами деятельности государства и функциями государства в рыночной экономике: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. |
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
36. Учитель рассказывал на уроке о деньгах. Сравните два вида денежных знаков: банкноты и разменную монету. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия. |
|
| ||||||||||||
37. Верны ли следующие суждения об ограниченности экономических ресурсов?
| |||||||||||||
| |||||||||||||
38. В период предновогодних распродаж в разных городах мира потребители активно приобретают одежду и обувь по сниженным ценам. Покупатели нередко приходят к дверям магазинов задолго до открытия, выстраиваются в длинные очереди. Какое экономическое явление проявляется в данном факте? | |||||||||||||
| |||||||||||||
39. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) Несправедливо платить одинаковую зарплату людям, работающим с разной производительностью. (Б) На некоторых фирмах сохраняется уравнительный подход к оплате труда. (В) При установлении зарплаты и премиальных выплат работодателю полезно было бы учитывать старательность работников, их отношение к делу. Определите, какие положения текста
|
|
|
|
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
40. Что из приведённого ниже является примером товара? | |||||||||||||
| |||||||||||||
41. Работники предприятия, владеющие его ценными бумагами, по итогам года в зависимости от прибыли предприятия получают дивиденды. В какой собственности находится это предприятие? | |||||||||||||
| |||||||||||||
42. Артём получил зарплату и потратил 1500 рублей на покупку новых брюк. Какая функция денег проявилась в данном примере? | |||||||||||||
| |||||||||||||
43. Верны ли следующие суждения об экономическом выборе? А. В основе экономического выбора чаще всего лежит желание субъекта как можно полнее удовлетворить имеющиеся потребности. Б. Проблема экономического выбора обусловлена ограниченностью экономических ресурсов. | |||||||||||||
| |||||||||||||
44. Ирина Петровна приобрела недвижимость за городом. Как иначе она может сохранить свои сбережения от обесценивания в условиях высокой инфляции? | |||||||||||||
| |||||||||||||
44. Какое экономическое явление отражается в следующем описании А. Смита: «Портной не шьёт себе сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник не шьёт для себя одежду, а покупает у портного»? | |||||||||||||
| |||||||||||||
45. Верны ли следующие суждения о рыночной цене? А. Рыночные цены товаров и услуг устанавливаются в зависимости от колебаний спроса и предложения. Б. Если на рынке сокращается спрос на товар, а предложение остаётся неизменным, то цена, как правило, снижается.
| |||||||||||||
| |||||||||||||
46. Спрос потребителя определяется | |||||||||||||
| |||||||||||||
47. Рост благосостояния населения непосредственно связан с | |||||||||||||
| |||||||||||||
48. Фактическое обладание вещью, признание права человека на эту вещь называют | |||||||||||||
| |||||||||||||
49. Равновесной называется цена, при которой | |||||||||||||
| |||||||||||||
50. Отличительным признаком рыночной экономики является | |||||||||||||
| |||||||||||||
51. Цена пакета молока в магазине — 40 рублей. Какая функция денег проявилась в данном примере? | |||||||||||||
| |||||||||||||
52. Полина работает продавцом в магазине одежды. Её заработок зависит от того, сколько и каких вещей она продаст. Такой тип заработной платы называют | |||||||||||||
| |||||||||||||
53. Гражданин П. много лет проживает в трёхкомнатной квартире, в которой ранее жили его родители. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что эта квартира является его собственностью? | |||||||||||||
| |||||||||||||
54. Какой из примеров иллюстрирует понятие «предпринимательская деятельность»? | |||||||||||||
| |||||||||||||
55. В стране Z с доходов граждан взимается 20-процентный подоходный налог. Объектом налога является | |||||||||||||
| |||||||||||||
56. Работники фирмы «Добрый дом», занимающейся производством строительных материалов, получают дивиденды от ценных бумаг этого предприятия. Это право сохраняется за ними даже в случае увольнения. Какую форму собственности представляет данная фирма? | |||||||||||||
| |||||||||||||
57. Какой пример свидетельствует о сохранении в смешанной экономике элементов традиционной экономической системы? | |||||||||||||
| |||||||||||||
58. Верны ли следующие суждения о понятии собственности?
| |||||||||||||
| |||||||||||||
59. Верны ли следующие суждения о конкуренции?
| |||||||||||||
| |||||||||||||
60. Верны ли следующие суждения о формах денег?
| |||||||||||||
| |||||||||||||
61. Установите соответствие между характеристиками и экономическими понятиями, которому оно соответствует: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. |
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
62. В стране Z был проведён опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой способ увеличения производительности труда Вы считаете наиболее эффективным?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
| |||||||||||||||
|
63. Социологические службы страны Z провели опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой способ повышения производительности труда вы считаете наиболее эффективным?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.
| |||||||||||||||||||||
|
Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||
|
Часть 2. Текст 1.Просто поразительно, какие грандиозные масштабы приняла в обществе специализация. Подавляющее большинство потребителей сами не производят практически никаких товаров и услуг, которые они потребляют, и, напротив, потребляют очень мало или вовсе ничего из того, что они производят. Рабочий, всю свою жизнь занятый штамповкой деталей для реактивных двигателей, может так никогда и не «потребить» путешествие на самолёте. Общество уже давно усвоило, что самообеспечение порождает неэффективность. «На все руки мастер» может быть весьма яркой личностью, но уж высокой производительностью труда он наверняка не отличается. Каким образом специализация работников, иными словами, разделение труда, способствует росту общественной производительности? Специализация позволяет людям воспользоваться преимуществами, вытекающими из различий в их способностях и навыках. Отдавая всё свое время одному делу, человек скорее овладеет необходимым мастерством или изобретёт более совершенные технологические приёмы, чем если бы он делил своё время между различными видами работ. Специализация, то есть постоянное выполнение человеком одной и той же работы, позволяет избежать потери времени, которую неизбежно влечёт за собой смена одного вида труда другим. Специализация действует также на региональной и международной основе. Она даёт возможность каждому региону производить те товары, которые при его ресурсах можно изготовить наиболее эффективно. Точно так же международная специализация проявляется в том, что США специализируются на производстве, например, грузовых и пассажирских самолётов и компьютеров, которые они продают другим странам в обмен на видеомагнитофоны из Японии, бананы из Гондураса и плетёные корзины из Таиланда. Короче говоря, и специализация труда, и географическая специализация производства очень важны для обеспечения эффективности использования ресурсов. (По Р. Макконнелу, С. Брю)
|
С2. Авторы пишут, что специализация обеспечивает эффективность использования ресурсов. Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два объяснения (аргумента) в обоснование этого мнения. |
С3. 20-летний Никита энергичен, общителен, он прекрасно ладит с людьми, но работа, требующая усидчивости, многократного повторения одних и тех же операций, даётся ему крайне трудно. Какую сферу профессиональной деятельности Вы посоветовали бы выбрать Никите? Дайте два объяснения своего совета. |
С4. Как специализация связана с обменом? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте эту связь двумя собственными примерами. (Выписанные из текста примеры не засчитываются при оценивании.) |
С5. Что такое специализация? Какие два вида специализации рассмотрели авторы? |
С6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. |
Текст 2.
Взаимная выгода есть основа любого добровольного обмена. Стороны соглашаются на обмен, рассчитывая на увеличение своего богатства. Торговля, под которой экономисты понимают всякий добровольный обмен, является производительной деятельностью: она позволяет каждой стороне получить больше того, что та имела. Есть три основные причины, по которым торговля продуктивна, т. е. увеличивает благосостояние людей. Торговля предоставляет товары и услуги в распоряжение тех, кто ценит их в наибольшей степени. Товар не обладает ценностью в силу своего существования: он становится богатством только в руках того, кто его ценит. Предпочтения, кругозор и цели людей весьма разнообразны, и товар, который практически ничего не стоит для одного, может стать драгоценностью для другого. Одновременно благодаря обмену возрастает благосостояние как участвующих в нём партнёров, так и страны в целом, поскольку товары перемещаются от людей, которые их ценят меньше, к тем, кто ценит их больше. Обмен позволяет торгующим партнёрам выигрывать от специализации на производстве тех вещей, которые они делают лучше остальных. Специализация увеличивает совокупное производство. Ассоциации людей, регионы или целые страны способны производить больше, когда они специализируются на товарах и услугах, производимых ими с низкими издержками, а выручку от их продажи используют для покупки товаров, в производстве которых их затраты высоки. Экономисты называют этот принцип «законом сравнительного преимущества». Свободный обмен позволяет извлечь выгоду из разделения труда и массового производства. При отсутствии обмена производственная деятельность была бы ограничена натуральным хозяйством. Обмен даёт возможность осуществлять производственный процесс как последовательность независимых операций, что приводит к колоссальному росту производительности труда. Разделение труда позволяет людям извлекать выгоды из различий в их способностях и навыках, а работодателям – распределять задания между рабочими в соответствии с их квалификацией. Лишь при разделении труда становится возможным применение сложных, требующих массового производства технологий, немыслимых в условиях натурального хозяйства. (Р. Строуп, Дж. Гвартни)
|
С2. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. |
С3. В современной экономике углубляется разделение труда. В чём преимущества и опасности этого процесса? Используя обществоведческие знания, укажите два преимущества и две опасности. |
С4. Какие три причины, способствующие продуктивности торговли, рассмотрены авторами? |
С5. Как авторы объясняют сущность «закона сравнительного преимущества»? Проиллюстрируйте двумя примерами действие этого закона. |
С6. Что авторы называют торговлей? Какова основная цель торговли? Что выступает противоположностью обмена? |
Текст 3.
Современному человеку сложно представить жизнь в отсутствии денег. Приходя в магазин, мы открываем кошелёк и достаем ту сумму денег, которая написана на ценнике интересующего нас товара. При этом мы не задумываемся, что именно благодаря тому, кто когда-то много веков назад первым придумал использовать деньги при товарообмене, мы можем так легко сравнивать стоимость различных товаров, осуществлять покупку необходимого продукта, делать накопления на будущее. Экономическая система любого современного государства не может обходиться без денег, поскольку они выполняют целый ряд экономических функций. Деньги позволяют сопоставить между собой различные товары. Мы часто говорим: «Эта вещь стоит дорого, а эта – дёшево». Буханка хлеба стоит дешевле, чем килограмм мяса, а автомобиль дороже велосипеда. Как легко мы это определяем! Что позволяет нам провести это сравнение с такой лёгкостью? Мы сравниваем денежные выражения стоимостей этих вещей. И это сравнение мы можем произвести только потому, что знаем их стоимость в одинаковых денежных единицах. Таким образом, деньги на рынке выступают в качестве общего знаменателя, к которому приводится стоимость различных товаров. Деньги играют роль посредника при обмене товаров. Производитель, для того, чтобы произвести товар, на имеющиеся у него деньги приобретает оборудование, материалы, нанимает работников, то есть превращает деньги в необходимые ему производственные ресурсы. С помощью этих ресурсов он производит товар и реализует его, превращая опять в деньги. Такое движение денег называется денежным обращением. В экономике каждого государства осуществляется внутреннее обращение денег в процессе купли-продажи, работы налоговой системы, социальной системы и т. д. Кто из нас не пытался копить деньги? В качестве средства накопления выступают деньги, изъятые из обращения, полученные, но не потраченные. Накоплением занимаются не только частные лица, но и государство. Деньги позволяют осуществлять экономическую взаимосвязь между различными государствами. В роли мировых денег может выступать золото или конвертируемая валюта – денежные единицы стран с относительно стабильной экономикой, которые могут быть обменены на валюты других стран. К обратимым валютам относятся, например, доллар США, британский фунт, евро, иена. (По материалам энциклопедии для школьников)
|
С2. С какой целью могут накапливать деньги а) семья, б) государство? В каждом случае назовите одну любую форму накопления денег. |
С3. Проиллюстрируйте тремя примерами, как деньги позволяют осуществить экономическую взаимосвязь между государствами. |
С4. Что такое денежное обращение? Какие примеры процессов, в ходе которых обращаются деньги, приведены в тексте? |
С5. Потребители используют в расчётах за товары, услуги как наличные, так и безналичные деньги. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите одно любое преимущество и один любой недостаток безналичных денег. |
С6. Какие четыре функции денег рассмотрены в тексте? |
Текст 4.
Прибыль – это конечный результат, ради которого предприятие и осуществляет свою деятельность. Для того чтобы рассчитать прибыль от реализации произведённой продукции, нужно из полученного дохода вычесть себестоимость. Предприятие может получать и дополнительную прибыль, например от продажи или сдачи в аренду неиспользуемого оборудования или от участия своими капиталами в других предприятиях. Если себестоимость выше, чем доход, получаемый от реализации продукции, то предприятие терпит убыток. Безусловно, убыток – это плохой результат. Однако сам факт отрицательной прибыли ещё не говорит о том, что необходимо прекращать производить продукцию. Ведь если предприятие не будет производить и продавать продукцию, его затраты не будут равны нулю. Даже при нулевом объёме производства предприятие тратит деньги на содержание здания (его отопление, водоснабжение, энергообеспечение), зарплату персонала и др. – несёт постоянные издержки. Значит, если прекратить производство, часть издержек останется, а доход будет равен нулю, и предприятие опять-таки окажется в убытке. Поэтому при отрицательной прибыли от реализации продукции руководству предприятия необходимо не принимать решение о прекращении производства, а предпринимать шаги по снижению себестоимости продукции и увеличению спроса на неё. Любое предприятие стремится получить как можно бóльшую прибыль, потому что именно на эти средства после уплаты налогов предприятие сможет развиваться, приобретать новое оборудование, осваивать новые направления деятельности, обеспечивать благосостояние своих сотрудников. Прибыль, которая остаётся в распоряжении предприятия, как правило, делится на две части: фонд потребления и фонд накопления. Фонд потребления предприятие тратит на материальное поощрение своих сотрудников, социальную сферу, из фонда потребления выплачиваются дивиденды акционерам. Фонд накопления предприятие оставляет «про запас». Именно на эти деньги, накапливаемые из года в год, расширяется бизнес, покупается новое оборудование, ведутся разработки новой технологии, то есть обеспечивается развитие предприятия. (По материалам энциклопедии для школьников)
|
С2. Что автор текста называет развитием предприятия? Объясните, почему эта деятельность важна. |
С3. Почему всё общество заинтересовано в прибыльности и развитии предприятий? (Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения.) |
С4. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. |
С5. Что называют постоянными издержками? Почему решение об остановке предприятия с отрицательной прибылью, как правило, неверное? В каком случае, по Вашему мнению, необходимо всё-таки остановить предприятие |
С6. Почему шаги по снижению себестоимости продукции – неоднозначное решение владельцев предприятия (укажите два преимущества и два недостатка подобного решения)? |
Текст 5.
Люди, которые занимаются управлением на предприятии, называются менеджерами. Для должности менеджера характерны право и обязанность принимать решения и возможность распоряжаться некоторыми ресурсами фирмы (людьми, материалами, финансами, оборудованием). Обычно на предприятии присутствует несколько уровней управления. Менеджеры высшего управленческого звена – руководитель компании, его заместители, руководители филиалов – осуществляют руководство компанией в целом. Как правило, менеджеры высшего звена занимаются аналитической деятельностью: на основе имеющейся информации они принимают стратегические решения. Их взгляд направлен в будущее, они определяют, каковы перспективы развития компании, к каким целям она должна стремиться и какими путями поставленные цели могут быть достигнуты. Менеджеры среднего управленческого звена – руководители различных отделов и подразделений предприятия: отдела кадров, отдела снабжения, отдела сбыта, производственного отдела и т.д. Их деятельность в наибольшей степени связана с руководством людьми. Основная задача среднего звена управления – организовать подчинённых таким образом, чтобы каждый из них своевременно и качественно выполнял порученную ему работу. Как известно, хороший менеджер не тот, кто сам хорошо выполняет работу, а тот, кто умеет заставить других сделать это. Младшее звено управления в наибольшей степени осуществляет управление ресурсами. Управленцы младшего звена – офис-менеджеры, мастера производственных участков и т.д. Основная их задача – оптимальное использование вверенных им ресурсов компании. Итак, система управления компанией представляет собой пирамиду, на вершине которой находится руководитель фирмы, ниже подчинённые ему управленческие звенья, которым даны право и обязанность управлять определёнными направлениями деятельности компании. Менеджмент в любой организации выполняет четыре основные функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль. (По материалам энциклопедии для школьников)
|
С2. Объясните фразу: «Система управления компанией представляет собой пирамиду». Кого называют менеджером? |
С3. Какие задачи решает менеджмент компании? (Используя текст, укажите любые три задачи.) |
С4. Выберите любой из уровней управления и запишите его. Укажите любые два качества, которые, по Вашему мнению, необходимы менеджерам этого уровня, и кратко поясните необходимость каждого из качеств. |
С5. Какие четыре основные функции менеджмента названы в тексте? Кратко поясните каждую из них. |
С6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. |
Текст 6.
Конкуренция оказывает давление на производителей, побуждая их эффективно вести дела и учитывать запросы потребителей. Она устраняет тех участников, которые доказали собственную неэффективность: фирмы, Что удерживает «Макдоналдс», «Дженерал Моторз» или любую другую компанию от повышения цен, продажи некачественных товаров или от оказания некачественных услуг? Конкуренция. Если «Макдоналдс» не будет в состоянии продавать сэндвичи за скромную цену и с улыбкой, люди уйдут к его конкурентам, например в «Бургер Кинг». Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и внедрять более дешёвые способы производства. Предприниматели свободны в выборе новых продуктов или перспективных технологий – им нужна лишь поддержка инвесторов. В рыночной экономике не требуется одобрения со стороны центральных плановых органов, большинства в парламенте или рыночных конкурентов. Тем не менее конкуренция заставляет предпринимателей и поддерживающих их инвесторов быть расчётливыми; их идеи должны выдержать «проверку реальностью». Если потребители оценят новаторскую идею так высоко, что это покроет издержки производства товара или услуги, то процветание и успех нового бизнеса обеспечены; если же нет, неминуем крах. Потребители являются окончательными судьями успешности нововведений и удачливости бизнеса. В отличие от других экономических систем, рыночная экономика не предопределяет и не ограничивает типы фирм, которым разрешено участвовать в конкуренции. (По Р. Строупу, Дж. Гвартни)
|
С2. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. |
С3. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, объясните: а) кого экономисты называют инвестором; б) значение инвестиций в рыночной экономике. |
С4. Какие способы победы над конкурентами названы в тексте? Укажите любые два из них и проиллюстрируйте каждый конкретным примером. |
С5. Как, по мнению авторов, конкуренция влияет на производителей (укажите любые три проявления влияния)? |
С6. Предприниматель вложил значительную сумму денег в открытие собственного магазина оригинальных подарков, однако молодёжи, заходившей в магазин, товары казались слишком дорогими, а взрослым покупателям – непрактичными и бессмысленными. Предприниматель разорился. Найдите в тексте и запишите объяснение данной ситуации. Какие факторы формирования потребительского спроса проявились в данной ситуации (укажите два фактора)? |
Текст 6.
«Реклама — двигатель торговли!» — эта фраза знакома каждому. Но в условиях дефицита торговля прекрасно существовала и без рекламы. А сейчас, когда на рынке представлено огромное множество разнообразных товаров, мы не представляем своей жизни без рекламы. Реклама информирует покупателей о свойствах товаров. Фирмы, рекламирующие свою продукцию, пытаются с её помощью воздействовать на потребителя. В конечном итоге задача любой рекламы — заставить покупателя приобрести данный товар. Теперь попробуем оценить рекламу с точки зрения экономиста. Необходимо придумать рекламный ролик или объявление, отснять или отпечатать его, разместить на телевидении или в газете. Всё это требует расходов и немалых, поэтому продукция становится более дорогой. То есть если бы рекламы не было, общество получало бы те же самые товары по более низким ценам. Ведь, в конечном счёте, затраты на рекламу оплачивают из своего кармана потребители. Напрашивается вывод, что реклама невыгодна обществу в целом, поскольку делает товары более дорогими. Но, с другой стороны, рекламный бизнес — это колоссальная индустрия, приносящая огромные прибыли и, следовательно, доходы в бюджет через налоговые отчисления, создающая большое количество рабочих мест. И, как это ни парадоксально, делающая некоторые товары более дешёвыми для покупателей. Например, журналы и газеты стоили бы гораздо дороже, если бы в них не размещались рекламные объявления. Рекламодатели заплатили за место на газетной полосе и, тем самым, принесли редакции газеты прибыль. Значит, в цену газеты эту прибыль можно уже не закладывать. Становится ясно, что на любое отрицательное свойство рекламы находится не менее важное положительное её свойство. Именно поэтому реклама стала неотъемлемой частью нашей жизни. (По материалам энциклопедии для школьников)
|
С2. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. |
С3. В результате рекламных кампаний нескольких фирм, производящих продукты для здорового питания, в стране Z возрос спрос на товары и услуги, связанные со здоровым образом жизни, красотой, избавлением от лишнего веса. Объясните данный факт. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении. |
С4. Как реклама связана с затратами фирмы? Объясните, почему фирма заинтересована в рекламе своего товара. Проиллюстрируйте конкретным примером своё объяснение. |
С5. В тексте высказана точка зрения, что «реклама стала неотъемлемой частью нашей жизни», «мы не представляем своей жизни без рекламы». Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Приведите два аргумента (объяснения) в защиту своего мнения. |
С6. Как авторы текста определили задачу любой рекламы? При каком состоянии рынка реклама необходима? Объясните, почему. |
Текст 7.
В экономике государства обычно различают макро- и микроуровень. Макроэкономика — это экономика большого масштаба: государства в целом, регионов, хозяйственных отраслей. Микроэкономика — уровень отдельных хозяйств: домашних, личных и семейных, фирм. Безусловно, макро- и микроэкономика тесно взаимосвязаны, между ними сложно провести чёткую границу. Экономика государства в целом определяется экономическим положением множества предприятий, её составляющих. От того, как существуют эти предприятия, сколько их, насколько результативно они работают, будет зависеть уровень экономического развития государства в целом. С другой стороны, макроэкономические факторы определяют экономическое положение отдельных предприятий. Уровень безработицы и инфляции, налоговая и таможенная политика правительства оказывают существенное влияние на экономические «правила игры», по которым живут предприятия. Экономическое состояние любого государства можно оценить с помощью различных показателей. Прежде всего, об уровне развития страны говорит отраслевая структура национальной экономики. В экономике одних стран преобладают высокотехнологичные отрасли промышленности (Япония, США, страны Западной Европы). В других, например в современной России, высок удельный вес добывающих отраслей. Есть страны, в которых основой экономики служат сельское хозяйство, туризм. Другой важнейший показатель оценки экономики государства — валовой внутренний продукт (валовой национальный продукт) — сумма всех товаров и услуг в денежном выражении, произведённых экономикой страны за определённый период, как правило, за год. Ещё один важнейший показатель — уровень и качество жизни населения. Он отражает структуру использования валового внутреннего продукта: то, какие товары преобладают во внутреннем продукте страны, как происходит их распределение и потребление внутри общества, какое количество того или иного товара может приобрести среднестатистический гражданин. Наконец, существуют показатели общей экономической эффективности: производительность труда — то есть количество продукции, приходящееся на одного работающего за единицу времени, отдача основных фондов — количество продукции, приходящееся на каждую денежную единицу, вложенную в основные фонды (здания, оборудование и т.д.), другие показатели, отражающие, насколько эффективно государственная экономика распоряжается теми ресурсами, которыми она располагает (людскими, энергетическими, производственными). (По материалам энциклопедии для школьников)
|
С2. Какие из приведённых в тексте показателей относятся только к оценке состояния экономики государства в целом, а какие применимы к оценке эффективности фирмы? |
С3. Известный политик высказал мнение, что уровень и качество жизни населения не связаны с макроэкономическими показателями страны. Согласны ли Вы с этой точкой зрения? С опорой на текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции. |
С4. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. |
С5. В стране Z в течение нескольких лет разорилось значительное количество мелких и средних фирм, сократилось производство на многих крупных предприятиях. В то же время резко возрос дефицит государственного бюджета. Как связаны эти факты? Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам ответить на вопрос. |
С6. Какие уровни экономики государства названы в тексте? Как Вы понимаете их взаимосвязь? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тестовые задания « Подготовка металлических поверхностей под простую и улучшенную окраску», «Подготовка деревянных поверхностей под штукатурку».
Тестовые задания,которые проводятся в конце четверти....
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике
Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....
Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси
Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...
Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.
Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....
Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка
Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...
Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени
Контрольно-переводные нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...