Стендовый доклад " Современный педагогические технологии в изучении биологии"
материал на тему
Предварительный просмотр:
Глок Любовь Михайловна
учитель биологии
МКОУ Гербаевская ООШ
Новосибирская область
Краснозерский район
« Современные педагогические технологии в изучении биологии»
На современном этапе преподавании биологии особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью.
Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Использование современных педагогических технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся.
Задачи:
- Сделать учебный процесс доступным, интересным для обучающихся;
- Рационально использовать время учебного занятия;
- Сформировать устойчивый интерес к предмету;
Учителя естественных наук имеют широчайший спектр возможностей использования на уроках современных педагогических технологий, краткая характеристика и примеры применения которых мною приведены ниже.
Информационно-коммуникационные технологии
При изучении биологии роль информатизации состоит в повышении качества образования через интеграцию информационных и педагогических технологий. Информационными технологиями в практике обучения называют все технологии, предполагающие использование специальных технических информационных средств.
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации.
Я применяю информационные компьютерные технологии на разных этапах урока. Так, видеофрагменты о строении Вселенной и её тел учащиеся 5-х классов просматривают во время изучения нового материала или при актуализации знаний на уроках обобщения. Тестовые задания целесообразно использовать при закреплении полученных знаний в конце урока или на уроке обобщения и закрепления материала.
Модульные технологии
Модульные технологии как нельзя лучше готовят учащегося к самостоятельному поиску решений поставленных задач. При модульном обучении ребята работают самостоятельно, а преподаватель передаёт учащемуся знания, выступает в роли советчика,консультанта.
Например, мною такая работа проводится в 9 классе по биологии при изучении темы «Строение эукариотической клетки». Учащимся в начале урока выдаётся «модуль», напечатанный на листе, по которому они должны действовать. В нём указаны цели их деятельности (общая цель урока и цель отдельного учебного элемента), задания и баллы, в которые они оцениваются.
Я в этом модуле выделяются следующие учебные элементы:
1.Рассмотреть под микроскопом строение растительной и животной клетки, зарисовать их в тетради и подписать органоиды.
2.Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика растительной и животной клеток».
3. Выполнение индивидуальных тестовых заданий.
4. Рефлексия, подсчёт баллов за выполненные задания.
После прохождения модуля подводятся итоги урока, проверяются работы и выставляются оценки (выборочно). Данная технология может применяться в классах, ученики в которых владеют основами самостоятельной учебной деятельности, самоконтроля.
Предметные методы обучения
Работа по данной методике дает мне возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
На уроках биологии в 6 классе учащиеся должны выполнять лабораторные работы по систематике растений, но времени на это обычно не хватает. Решить эту проблему можно с помощью мини-проекта. После изучения основных признаков семейств цветковых растений, можно провести урок «Узнай кто перед тобой». Класс делится на 2 группы, каждая из которых получает гербарии растений и определительные карточки Цель данного мини-проекта: определить название растения. Задачи мини-проекта: отработать навыки работы с определительными карточками, собрать материал о растениях, с которыми работали и подготовить отсчет.
Игровые технологии
Мы все любим играть, а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игру.
В 5 классе я провожу игры на уроках, посвящённых изучению природных зон и животного мира материков: учащиеся с удовольствием «расселяют» фотографии животных по родным местам.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии позволяют обеспечить школьнику возможность сохранить здоровье за весь период обучения; сформировать необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научиться использовать полученные знания на практике, в повседневной жизни.
На уроках я регулярно провожу физкультминутки, динамические паузы, упражнения для профилактики осанки, упражнения для глаз, мышц рук и т.д. Физкультурно-оздоровительные и спортивно-развлекательные мероприятия, походы.
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
Использованные источники:
- Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения.- Санкт-Питербург, 2011.
- Загашев И. О. «Критическое мышление: технология развития»
- Бурцева О.Ю. Модульные уроки биологии: практика использования в школе . М.: Школьная Пресса, 2010.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования //Учительская газета, 2012, № 31.
Ресурсы интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Современные педагогические технологии как объективная потребность"
Доклад "Современные педагогические технологии как объективная потребность" был представлен на методическом совещании учителей в феврале 2012 года. В нем прдоставлен обзор разнообразных педа...
Доклад "Современные педагогические технологии"
В докладе описаны общие требования к уроку, структура и формы урока, современные образовательные технологии....
Использование современных педагогических технологий в изучении Конституции РФ
В процессе школьного обучения и воспитания обучающиеся узнают, что Конституция РФ - главный, основной закон государства. Помочь представить Конституцию РФ в качестве политико - правового документа пом...
Методический доклад "Современные педагогические технологии как средство развитие персональной компетентности студентов"
В настоящее время новые требования к профессиональному образованию вступают в противоречие с традиционными системами обучения. В связи с этим необходима модернизация традиционного обучения и осуществл...
доклад" современные педагогические технологии"
рольпедагогических технологий в образовательном процессе...
Педсовет. Доклад «Современные педагогические технологии в образовательном процессе»
Педсовет. Доклад «Современные педагогические технологии в образовательном процессе»...
Использование современных педагогических технологий на уроках биологии. Методические рекомендации по предмету биология.
Изучение биологии в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способнос...