Педагогическая философия
статья (11 класс) на тему

Попытка разобраться в том, в чем же состоит моя педагогическая философия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filosofiya.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

                        Моя педагогическая философия          

                                                      Всему, что необходимо знать,  

                                                     научить нельзя, учитель может

                                                     сделать только одно – указать

                                                     дорогу.

                                                                         Ричард Олдингтон

                         

                                                       В воспитании все

                                                       дело в том, кто воспитатель.

                                                                      Дмитрий Писарев  

   Многие рекомендуют начинать эссе с вопросов: почему стала учителем, не пожалела ли о принятом много лет решении остаться в школе? Пренебрегу советами, потому что и без наводящих вопросов знаю ответы на все, связанные с выбором профессии.

  Подумала о том, что никогда не задавала себе подобных вопросов. Просто работала, учила, воспитывала, развивала, создавала, творила, любила… Прошло двадцать шесть лет (не верится!), и я по-прежнему (какое счастье!) просто работаю, учу, воспитываю, развиваю, создаю, творю, люблю…

   Да и философии педагогической нет. Есть желание, и оно не иссякает с годами, - учить. Раньше нравилось обучать  старшеклассников, потом – малышей, а сейчас люблю взращивать с десяти-одиннадцати лет и до взросления. Есть понимание значимости своей профессии – учитель русского языка и литературы! Есть уверенность, что нахожусь там, где судьба предопределила быть и где могу быть самодостаточной. Есть надежда, что мои старания, искренние порывы, творческие подходы, креативность мышления помогут моим детям. И какая  разница, где я им помогу (при подготовке к ЕГЭ, в сложной личной ситуации, в разрешении конфликта с одноклассниками), главное, чтобы моим детям было легче. Есть мечта: работать так, чтобы мной гордился собственный сын, чтобы мои ученики стыдились лжи и лицемерия, цинизма и равнодушия, чтобы  гордились своей Родиной, ее историей, искусством и способностью понять и простить, чтобы они любили великую литературу и говорили на русском языке, сохраняя его традиции. Может быть, это и есть моя педагогическая философия? Пожалуй, да.

  Много лет назад, получив золотую медаль после окончания школы, даже не пыталась стать педагогом. Полагала, что в школе работают особенные люди (без кокетства), а я обыкновенная. Поэтому смело поступила на экономический факультет, который, к счастью, покинула через год. А так как за это время стала смелее, то, набравшись храбрости, поступила на филологический факультет, хотя мечтала о математике. Как не поверить в судьбу?! Какое счастье, что тогда смогла противостоять родителям и убедить их, то хочу учить детей,  еще раз предстала перед приемной комиссией и выдержала горячий июль поступления! Так нужно было, и ни о чем не жалею. Увы, в жизни часто ошибалась, но с выбором профессии оказалась права.

   Придя в школу, не сразу осознала, что, помимо предметной части, преподавания, есть воспитательный процесс, но литература помогла, и я поняла: в моих руках лучший инструмент воспитания – книги. К урокам литературы и сегодня готовлюсь намного дольше, чем к русскому языку. Нужно самой зарядиться, вдохновиться, почувствовать непроходящее желание поделиться пережитым с детьми. Помню, как они на меня в самом начале моей деятельности смотрели. Думали, в лучшем случае, что учительница «немного странная». Потом привыкли, что могу заплакать, читая вслух непростой фрагмент, могу заставить их смотреть на героев книг, словно они живые. И сейчас не люблю работать в параллельных классах. Лучше несколько подготовок к урокам, чем «фальшивить». А «фальшивить» приходится, если работаешь в параллели. Если, например, в 10а мы уже видели, как умер князь Андрей Болконский, пережили вместе с героинями его уход, «ругая Толстого», что не продлил сюжетную линию князя, то в 10 б я должна еще «присутствовать» на балу, где Болконский, полный надежд на счастье, глядя Наташе Ростовой в глаза, повел ее по кругу вальса. Эмоций порой на два класса не хватает, чувствуешь опустошение, и анализ сцен проходит не так, как бы хотелось, и дети не ощущают, думаю, того накала чувств, который им необходим, чтобы понять, авторскую концепцию, авторский замысел, мысли и страдания героини. Вот и получается, что урок не состоялся.

   Что же нужно, чтобы работа была качественной и настоящей? Читать! Без предварительной подготовки урок, разумеется, провести можно, но, если дети привыкают к учителю ищущему, творческому, неравнодушному, они, такие внимательные, сразу почувствуют мой «неинтерес» к теме. А это уже педагогическое, методическое преступление. И для меня это не высокие слова, а один из принципов педагогической философии, которая, оказывается, точно у меня есть. Как же прав был президент В. Вильсон, сказавший, что «мы должны сами верить в то, чему учим наших детей». Да, если учитель сам не учится, не чувствует, не творит, его ученики - несчастные дети, не понимающие ни того, почему Сонечка Мармеладова пошла вслед за Раскольниковым на каторгу, ни того, как Толстому самому было мучительно больно «убивать» Петю Ростова, ни того, почему вместе с Маргаритой страдаешь  от тоски, ни того, как же Григорию Мелехову, скачавшему по простой мужской работе, тоскующему по родному дому, хотелось взять в ладонь ком «жирной землицы» и размять ее, понюхав, в кулаке… Поэтому главное требование – показать, что литература – это не предмет в учебном плане, а возможность понять жизнь, стать духовно зрелым.

   Только через два-три года после работы в школе стала без боязни идти на русский язык. Почему? К сожалению, в институте мы не изучали ни орфографию, ни пунктуацию, а старославянский, латинский и древнерусский язык детям был не нужен. Так что пришлось три года самостоятельно осваивать Розенталя. Учить исключения, давать профессиональные ответы на самые каверзные вопросы. И лишь, признаюсь, почувствовав уверенность в знаниях по грамматике, сделала вывод: мне очень нравится учить детей русскому языку! Теперь я знаю, что в русском языке нужно следовать одному принципу – «дойти до самой сути». И второе – быть образцовым  носителя русского языка. Всегда! Приходилось следить за каждым словом - так научилась говорить размеренно, не торопясь, обдумывая еще не сказанное, так  поняла важный принцип нашего служения детям: нужно учиться самому, не бояться чего-то не знать, а бояться не хотеть узнать, недопустимо педагогу приостановиться в развитии.

  Не соглашусь с теми, кто считает, что наша профессия трудная. В чем? Много бумаг! Согласна. Однако сколько плюсов! Вечная молодость – трудно, глядя на учителя, сказать «бабушка». Нельзя забывать и о постоянном саморазвитии – без этого невозможно. Но самое ценное, что мы работаем ни с капризными взрослыми, ни с нудными покупателями, ни с холодными бумажками, ни с высокомерными чиновниками, а с ДЕТЬМИ! Как можно раздражаться, идя на работу, когда знаешь: прозвенит звонок, и я вновь начну творить чудеса: кого-то влюблять в свой предмет, кому-то помогать понять трудное, с кем-то пошутить, кого-то подбодрить, а некоторых и немного наказать. Но всех уважать! Дети -  личности, в каждом есть положительные и отрицательные черты, как и во взрослых. Дети всегда чувствуют уважение к себе, чувствуют, когда мы пользуемся властью.

Самым поучительным предметом и ярким примером для учеников является учитель. В школе есть две категории учителей: те, кто учит и развивает, воспитывает и любит, и те, кто дает уроки (их, к счастью, мало). Плохой учитель, «урокодатель», преподносит истину, а хороший учит ее находить. Хороший учитель иногда тоже чувствует себя «урокодателем». Чтобы избежать этого, руководствуюсь в своей практике следующим положением: каждый, кого мы учим и образовываем, должен научиться достигать целей собственной деятельностью, тратя свои силы и эмоции. Только пережив горечь первых и сегодняшних ошибок, испытав разочарования в себе, научившись видеть главное, поняла одну библейскую мудрость – «не многие делайтесь учителями». Может ошибиться бухгалтер и продавец, строитель и экономист,  но у учителя нет права на ошибку: одним словом можно погасить  в ребенке желание учиться, одним саркастическим замечанием - породить комплекс в душе его, единственной репликой - разрушить мечту. В.О. Ключевский, лекциями которого восхищались его ученики,  сказал: «Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете». Все верно! Нет этого – нужно уходить: не вредить, не злить, не воспитывать без любви. Может быть, именно такой подход позволил мне воспитать 18 учителей русского языка и литературы, которые сегодня работают и в школах области, преподают в ЮФУ, ДГТУ.

Учебно-воспитательный процесс, где традиционно излагается тема, где идет только информационное изложение, приводит к тому, что любознательность оскудевает, перестают терзать ребенка сомнения и вопросы, уходит интерес. И если урок не состоялся, то не состоялся и учитель, не состоялось главное, ради чего мы пришли в школу, - обучение, передача знаний. Чтобы не случилось этого, стоит всегда поддерживать творческую инициативу наших креативно мыслящих детей. А если творчество поддержано учительской инициативой направить детей на поиски знаний, если не на «голой» методике проведен урок, а ярко и эмоционально, то урок состоялся и учитель. Трудно следовать ежедневно словам Ш. Амонашвили, но  нельзя их забывать: «Каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям».

   Когда-то в дореволюционной России в учебных заведениях были воспитатели, которые не прикасались к обучению. Трудно сказать, смогла бы я, уча, не воспитывать, и, напротив, могла бы отстраниться от преподавания, занимаясь лишь воспитанием. Мне близко все: даже тон, которым  объясняю правописание суффиксов страдательных причастий, может многому научить детей. А энергия учителя и желание дать отдать свои знания – чем не воспитание! Но… Если дети видят в тебе не только преподавателя, но и учителя жизни, но нужно быть готовым к данному великому служению. Это сложно. Как-то в ростовской школе, где проводился эксперимент по введению ОПК, меня упрашивали взять этот курс, зная, что ОПК - несомненная ценность для меня. Директор, мой друг, не могла понять, почему я отказываюсь. Я же пыталась объяснить, что еще на первом уроке после итогов контрольных работ,  раздраженно отчитывала кого-то, а на втором должна говорить о смирении, идеале человека. Стыдно. Стыдно потому, что я поняла: как далека от идеала.  Можно не читать умные книги о воспитании, ни применять никакие современные системы, нужно самому быть образцом для детей. Мы воспитываем всегда: когда восхищаем и когда злим, когда объясняем и отстраняемся от проблем детей. Вот почему в обществе, узнав что-то нелестное об учителя, говорят: «А еще учительница!» Как быть? Идеальным быть невозможно. Думаю, есть решение этой дилеммы. Искренность. С детьми нужно быть, прежде всего, честными во всем: в выставлении отметок, в поощрении и наказании.

 Вспомним, что желают нам родители, когда поздравляют с профессиональными праздниками – терпения. Всякий раз я спрашиваю их: «Вы хотите, чтобы я ваших детей терпела или любила?» Мы знаем ответ. Все хотят одного – любви. Вот любви и нужно учить. Наверное, в воспитательной концепции – это основополагающий принцип для меня. А как любить, когда не все мы совершенны. Есть одна короткая притча, когда учитель показал ученикам чистый лист бумаги, где в середине стояла черная точка, и спросил детей о том, что они видят.  Все они ответили, что видят большую жирную точку. На что учитель сказал: «Вы все увидели только точку, и никто не заметил большого белого листа!» Так и наши дети: к сожалению, они замечают недостатки, забывая о достоинствах. Учу своих детей любить друг друга, прощать родителей, учителей,  обращаю внимание на достоинства тех, кто их обидел, на кого злы. Важно найти правильные слова, не лгать детям и никогда не предавать их. Поэтому, когда очень давно моя коллега, сказала, что у меня прекрасные дети, а ей «достался вновь сорняк», испугалась этих слов, будто раздался взрыв. Испугалась не столько слов, сколько её мыслей, чудовищных, непонятных и пугающих. Дети не сорняк, даже самые сложные. Их нельзя вырвать с корнем и выбросить. Их нужно любить, как самое  ценное, дорогое. Как не вспомнить слова Гете: «Если вы принимаете людей такими, каковы они есть, со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучшими. Если же вы обращаетесь с людьми как с идеальными, вы поднимаете их на ту высоту, на которой вы хотели бы их увидеть».

   О дереве судят по плодам, о человеке – по делам. Как оценивают нас? Что является критерием оценки? Наверное, нет другой профессии, к представителям которой предъявляли бы столько требований. Мы порой обижаемся. Однако это правильно. Нам доверяют самое ценное на Земле – детей. И от того, какими и кем они станут, что узнают, будут судить и о нас.  Тяжелая ноша. Как страшны и обидны ошибки. И как ценны, незабываемы победы, успехи, результаты! В нашей профессии нельзя сфальшивить – работаем с детьми, нельзя обмануть –дети все видят, нельзя допустить три «недо»: недоучить, недовоспитывать, недолюбить.  Нужно, учить, любя детей и предмет, и воспитывать, любя свой труд и своих воспитанников.

                                           Шорина Елена Николаевна,

                                           учитель русского языка и  литературы

                                           МБОУ Рассветовской СОШ                                                                      




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...