Методический семинар
статья на тему

Туз Наталья Владимировна

В данной работе представлен опыт педагогической деятельности, названы применяемые технологии и методы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт

      В стандартах среднего профессионального образования делается акцент на формирование универсальных учебных действий обучающихся, осознанном использовании их в учебной, познавательной и социальной практике. Заданы метапредметные результаты освоения программы СПО, которые должны отражать разносторонние способности студентов: умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности, умения соотносить действия с планируемыми результатами. Для любого преподавателя остро стоит вопрос, как научить студента самостоятельно мыслить, анализировать, дискутировать?  Как построить учебный процесс так, чтобы обучающиеся высказывали свои мысли, умели аргументированно доказать свою точку зрения. Как активизировать мыслительный процесс? Пожалуй, самым оптимальным решением в данном вопросе является технология проектной деятельности. Доктор педагогических наук, Евгения Семёновна Полат,пришла к выводу: «Метод проектов- это способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом».

Методическая тема: «Использование проектной технологии для формирования творческих способностей обучающихся на занятиях русского языка и литературы» способствует достижению многих дидактических задач. Главная цель проектной деятельности – развитие у обучающихся глубоких, устойчивых интересов к дисциплине на основе познавательной активности и любознательности. Задачи проектной деятельности: совершенствование и дальнейшее творческое развитие системы проектной технологии; поиски новых направлений и форм проектирования; развитие коммуникативных навыков; повышение социальной активности молодёжи.

Актуальность технологии в умении ориентироваться в потоке информации, осмысливать и сопоставлять её, анализировать, формировать собственную систему взглядов.

Организация проектной деятельности эффективна с применением интерактивных технологий. Развитие коммуникативной компетенции осуществляется через презентации студенческих проектов.  Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований. Студенты создают как индивидуальные, так и групповые проекты. Например, к занятию по изучению творчества С. Есенина обучающиеся создали проект «Поэтическое сердце России», к теме «Лексика» разработали презентации «Многозначные слова» и «Фразеологизмы в профессии».  Для обобщающего занятия по литературе 20 века создали проект«Поэты серебряного века», Году российского кино посвятили исследовательскую работу «Студенческая кинолента». Данный вид деятельности активизирует познавательный процесс, развивает навыки исследований, творческие способности. Реже студенты работают над проектом в микрогруппах. Им предлагается список тем для сообщений, докладов. Например, в теме «Символизм» студенты первоначально работают над темой сообщений индивидуально: один занимается творчеством В. Брюсова, второй – К. Бальмонта, третий – А. Блока. Затем преподавателем проверяются проекты и объединяется деятельностьвсех студентов, но роли в разработке проекта разные: один готовит материал по учебникам литературы, другой – по Интернет, третий – презентацию.Важно затронуть живой интерес подрастающего поколения и деятельностно включить в обсуждение проблемной ситуации. Данный вид работы – это выход на авторство участников, на самостоятельное видение проблемы и путей её решения. Какова результативность в проектной деятельности?

Во-первых, студенты получают мотивацию к изучаемой дисциплине, во-вторых, повышают уровень знаний в конкретной теме, в-третьих, получают опыт творческой проектной деятельности, в-четвёртых, приобретают навыки в работе с информацией и разными источниками, вдобавок осознают собственную значимость как результат ситуации успеха, развивая навыки самоконтроля.

      В практике преподавания русского языка и литературы особенно значимы игровые технологии, поскольку образовательный процесс необходимо сделать не только эффективным для решения любой задачи, но и «живым», разнообразным. По словам Василия Сухомлинского: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Деловые игры оптимальнее применять при систематизации и обобщении изученного материала. В практической деятельности имеются методические разработки  «В мире лексики и фразеологии», «А. П. Чехов – писатель, врач, человек широкой души», «По страницам любимых книг». Следует назвать наиболее популярные игровые приёмы: лингвистические «угадайки» и «почемучки»,  игры–задачи «Я загадала слово», «Вопрос – ответ», четвёртое лишнее, угадывание слов по толкованию, расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, угадай писателя  и составь из букв его фамилию.

      Технология «Дебаты» особенно продуктивна на занятиях литературы. Данная технология способствует развитию критического мышления, активизации логического мышления,развивает умения анализировать и синтезировать изученный материал. Студенты приводят аргументы и контраргументы, к примеру, Катерина в пьесе Островского «Гроза» - это сильная или слабая личность? Может ли Варвара в будущем повторить свою мать? Почему Ф. М. Достоевский сделал преступником не злодея, а героя с добрым сердцем? Технология проблемного обучения применяется при изучении разных разделов русского языка.  Например, проблемный вопрос в пунктуации «Что произойдёт, если запятые исчезнут?», в словообразовании «Почему корень – сердце слова?», в фонетике «Почему количество букв и звуков в слове может не совпадать?». Студенты занимаются поиском нужной  информации, чтобы ответить на поставленный проблемный вопрос. Неожиданное затруднение всегда удивляет, озадачивает человека, стимулирует умственный поиск. Обучающиеся озвучивают свои творческие работы, выслушивают друг друга и вступают в диспут.

В целях достижения лучшего результата применяются разнообразные виды уроков: урок-практикум, урок-семинар, уроки защиты творческих проектов, кино-урок, урок-презентация, урок-экскурсия, урок-викторина.

       Прослеживается метапредметный подход в преподавании общеобразовательных дисциплин, суть которого состоит в том, чтобы обучающиеся понимали проблему, структурировали теоретический материал, подбирали правильные аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировали выводы;  самостоятельно организовывали деятельность в группе, брали на себя инициативу в организации совместной работы; активно участвовали в коллективном обсуждении проблем; расширяли знания и формировали лингвистическую компетенцию.

     На учебных занятиях создаются благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности каждого студента посредством использования здоровьесберегающих технологий и созданием ситуации успеха. Большое внимание уделяется формированию духовно-нравственных качеств личности. Это происходит в учебной и внеучебной деятельности, например, специально подобранными текстами притч, стихотворений, афоризмов, в организации внеклассной работы (олимпиады, конференции, конкурсное движение, экскурсии, беседы, кружки).

       По моему мнению, добиться положительного результата возможно, если педагог подходит к своей работе творчески, широко внедряет нетрадиционные формы и методы обучения, осваивает инновационные технологии. Перечисленные мной методы и формы работы повышают уровень читательской компетенции, расширяют кругозор обучающихся, повышают познавательный интерес к русскому языку и литературе, формируют коммуникативные умения и навыки будущих специалистов, развивают психологические качества: волю, инициативность, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...