Занятие "По дороге в школу".
план-конспект на тему

Мороз Ирина Владимировна

Занятие в подготовительной группе компенсирующего вида для детей с ЗПР «По дороге в школу».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie._po_doroge_v_shkolu.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ №4 «Росинка»

Г. Шарыпово

Занятие

в подготовительной группе компенсирующего вида

для детей с ЗПР

«По дороге в школу»

Учитель-дефектолог: Мороз И.В.

   

«По дороге в школу»

Цель:

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

- закрепить знания детей о цвете и форме;

- закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел;

- закреплять практические навыки сложения и вычитания;

- продолжать знакомить со структурой задачи (условие, вопрос, решение, ответ);

- составлять условно-схематическую модель соответственно заданной ситуации;

- записывать решение задачи соответствующим математическим выражением;

- упражнять в установлении последовательности чисел в пределах 10 в обратном порядке;

- упражнять в сравнении предметов по цвету, форме, размеру, находя признаки различия и отражать их в речи;

- упражнять в сравнении нескольких предметов по длине способами приложения, наложения;

- закреплять умение различать понятия: выше – ниже, длиннее – короче;

- формировать навыки самоконтроля и самооценки.

  1. Коррекционно-развивающие:

- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;

- развивать общую и мелкую моторику;

  1. Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к математическим занятиям;

- развивать умение самостоятельно объединяться для совместных действий, оказывать друг другу помощь;

- прививать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

Интеграция образовательных областей:

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Оборудование:

- дорожка и набор геометрических фигур;

- плоскостные изображения зданий (двухэтажное, трехэтажное, четырехэтажное);

- шаблоны Нумекон (на каждого ребёнка и 1 демонстрационный);

- карточки с примерами на сложение и вычитание (на каждого ребёнка);

- простые  и цветные (красный, зелёный) карандаши на каждого ребёнка;

- мяч;

- магнитная доска, маркеры;

- 3 дорожки разной длины;

- грамоты на каждого ребёнка.

Предварительная работа:

Ход НОД

1. Организационный момент

Дети стоят в кругу.

Приветствие:

Придумано кем-то просто и мудро –

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро - солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

-  Доброе утро, ребята! Доброе утро, гости!

Основная часть

- Ребята, я хочу вам предложить поиграть в школу. Поиграем?

- Ну, а теперь:

Повертелись, покружились

В учеников все превратились!

- Чтобы попасть нам в школу нужно построить дорогу.

Игра «Найди и разложи» 

- Перед вами дорожка, её начали строить. Из чего будет сделана наша дорожка? (из геометрических фигур)

- Назовите фигуры и их цвет (дети называют фигуры по цепочке)

-  Найдите закономерность и продолжите ряд геометрических фигур (дети выкладывают ряд геометрических фигур).

Упражнение «Кто внимательнее?»

- Дорогу мы достроили и теперь по ней пойдем.  Что же мы видим? (Здания, дома)  

- Сколько зданий? (Три)

- Они одинаковые или разные? (Разные)

-  Чем они отличаются? (Цветом и количеством этажей)

- Сколько этажей в первом здании? (Четыре) Значит оно какое? (Четырёхэтажное)

- Во втором здании сколько этажей? (Два)  Значит оно какое? (Двухэтажное) 

- А в третьем здании сколько этажей? (Три) Значит оно какое? (Трёхэтажное)

-  Наша школа двухэтажная, значит она где находится? (Между четырёхэтажным и трёхэтажным зданием)

 Двухэтажное здание переворачивается, на нём надпись – «ШКОЛА» и висит замок.

- Какого цвета окно в нашем классе, если оно не голубое и не жёлтое? (Оранжевое)

- Где находится окно нашего класса? (На втором этаже, над дверью)

- На двери висит замок. Для того чтобы открыть замок мы должны знать код. Мы его сможем узнать, если вспомним состав чисел.

Игра с мячом «Закончи фразу…»

- 9 это 3 и …; 2 и 7 это …; 6 это 3 и …; 5 и 2 это …; 8 это 2 и …; 5 это 1 и …; 7 это 5 и …

 - Мы вспомнили состав чисел, и теперь нам легко будет разгадать код. На замке написана цифра 7 и первая цифра кода - 2, а вторая какая цифра? 7 это 2 и … (Пять) Код введён, давайте откроем замок.

Пальчиковая гимнастика «Замочек»

                       На двери висит замок                (ритмичные соединения пальцев рук в замок)

                       Кто открыть его бы смог?

                       Потянули,                                      (руки тянутся в стороны)

                       Покрутили,                                    (круговые движения пальцев от себя)

                       Постучали                                     (основания ладоней стучат друг о друга)

                        И открыли.                                   (разомкнули пальцы)

Замок открывается, и дети входят в класс.

- В нашей школе начинается урок математики. Для вас приготовлены примеры.

Решение примеров на сложение и вычитание с помощью фишек (система Нумекон)

На столах у детей лежат листы с примерами. Один ребёнок решает примеры у доски, остальные за столами.

Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

- Ну, а сейчас – перемена.

Дети встают в круг.

Физкультминутка  

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе-хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге-ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Ну, теперь опять урок!

Задача (Один ребёнок решает у доски, остальные за столами)

- В автобусе ехали пассажиры. Когда на остановке вышли три пассажира, то дальше в автобусе поехало четверо. Сколько пассажиров ехало в автобусе?

- Что мы знаем из условия задачи? (На остановке из автобуса вышли три пассажира, а четверо поехали дальше)

- Что нам нужно узнать? (Сколько пассажиров ехало в автобусе?)

- Эту задачу можно решить с помощью условно-схематической модели. Для этого мы нарисуем в синих кругах в виде вот таких            человечков – то, что мы уже знаем из условия задачи, а в красном круге – то, что нам нужно узнать, т.е. ответ задачи. (На доске и на листке у ребёнка нарисована значок-схема человечка)

- В первом синем круге нарисуйте столько человечков, сколько их вышло на остановке. (3)

- Во втором синем круге нарисуй столько человечков, сколько их поехало дальше. (4)

- Какой знак вы напишите в квадрате и почему? (Знак «+», потому что нам надо узнать, сколько пассажиров ехало в автобусе)

- В красном круге нарисуй столько человечков, сколько их в двух синих кругах.

- Сосчитайте, сколько человечков нарисовано в красном круге? (7) Это и есть ответ задачи. Следовательно, в автобусе ехало семь пассажиров.

- Запишите решение задачи соответствующим математическим выражением и прочитайте запись. ( 3 + 4 = 7 )

Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Динамическая пауза (по необходимости)

Мы считали и устали. Дружно все тихо встали.
Ручками похлопали, раз-два-три.
Ножками потопали, раз-два-три.
И еще потопали и дружней похлопали.
Сели, посидели, и друг друга не задели,
Мы немножко отдохнем и опять играть начнем. 

Игра «Соедини точки»

- Ребята, мы решали примеры и задачу и заслужили оценку. Для того что бы узнать какая у вас оценка переверните листочки. На листочке нарисованы точки с цифрами. Вы должны соединить точки линиями. Соединять должны в обратном порядке от 10 до1. Для того что бы у вас не возникло трудностей, давайте хором повторим обратный счет.

Дети соединяют точки, получается цифра 5.

Сравнение с образцом. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

- Какая у вас оценка? (Пять)

-  Урок закончен, и мы с вами возвращаемся в детский сад. Вернутся мы сможем только по короткой дорожке. Как вы определите, какая дорожка короче? (Наложим одну дорожку на другую)

Измерение длины путем наложения

- Мы вернулись в детский сад, а теперь:

Повертелись, покружились

В воспитанников детского сада превратились!

Итог занятия

- Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?  Что вам больше всего понравилось в нашей игре? Что вам было труднее всего?

Сюрпризный момент

- Когда мы возвращались в детский сад, я по дороге нашла пакет, давайте посмотрим, что в нём?

В пакете грамоты каждому ребёнку.

Самоанализ коррекционного занятия

по ФЭМП

в подготовительной группе компенсирующего вида для детей с ЗПР

«По дороге в школу»

На занятии были поставлены следующие цели:

Коррекционно-образовательные цели:

 - закрепить знания детей о цвете и форме;

- закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел;

- закреплять практические навыки сложения и вычитания;

- продолжать знакомить со структурой задачи (условие, вопрос, решение, ответ);

- составлять условно-схематическую модель соответственно заданной ситуации;

- записывать решение задачи соответствующим математическим выражением;

- упражнять в установлении последовательности чисел в пределах 10 в обратном порядке;

- упражнять в сравнении предметов по цвету, форме, размеру, находя признаки различия и отражать их в речи;

- упражнять в сравнении нескольких предметов по длине способами приложения, наложения;

- закреплять умение различать понятия: выше – ниже, длиннее – короче;

- формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Коррекционно-развивающие цели:

- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;

- развивать общую и мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные цели:

 - воспитывать интерес к математическим занятиям;

- развивать умение самостоятельно объединяться для совместных действий, оказывать друг другу помощь;

- прививать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

Предварительная работа:

- дидактические игры: «Сколько всего»; «Назови цифры по порядку»; «Закончи фразу»;

- составляли и решали задачи с использованием схематических изображений;

- решение примеров на сложение и вычитание с помощью системы Нумикон.

Занятие провела в соответствии с планом, в игровой форме.

Для реализации поставленных целей, я использовала различные методы:

  • Игровой (путешествие в «школу»);
  • Наглядный (использование иллюстрации);
  • Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
  • Поощрение, анализ занятия.

Структура занятия:

  • Приветствие.
  • Постройка дороги из геометрических фигур.
  • Определение «школы» с помощью ответов на поставленные вопросы.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Решение примеров.
  • Физкультминутка.
  • Решение задачи.
  • Установление последовательности чисел в обратном порядке.
  • Сравнение предметов по длине.
  • Итог занятия.
  • Сюрпризный момент.

Побуждала детей к самооценке, самоанализу деятельности.

Для повышения эффективности использования указанных методов, я использовала различную наглядность:

- плоскостные геометрические фигуры;

- плоскостные изображения зданий;

- фишки Нумекон;

- карточки с напечатанными примерами;

-дорожки различной длины.

Для предотвращения утомления у детей, провела две динамические паузы и пальчиковую гимнастику, а также следила за сменой видов деятельности.

Все поставленные цели были реализованы в течение занятия, речевая и познавательная деятельность детей была на хорошем уровне.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока английского языка в 7 классе по теме «По дороге в школу»

Цели урока: 1. Закрепление лексики по теме «On the way to school»; 2. Развитие умений и навыков устной диалогической речи; 3. Развитие языковой догадки; 4.Составление безопасного маршрута. Предметные ...

Урок по обществознанию в 5 классе "По дороге в школу"

Данный урок знакомит учащихся как правильно вести себя  по дороге в школу и обратно.Конспект урока составлен по требованиям ФГОС....

Внеклассное занятие «Как вести себя по дороге в школу».

Изучение и повторение правил доррожного движения и правил поведения вблизи проезжей части, закрепление знаний с помощью проигрывания различных ситуаций, возникающих на дороге с целью развития внимания...

Безопасная дорога в школу

Конкурс «ЛУЧШИЙ ПЕШЕХОД»Цель: повторить и закрепить правила дорожного движения. Команды выбирают себе название. Жюри из трех человек следит за выполнением заданий  и объявляют победителей со...

Сценарий театрализованного представления"Твоя дорога в школу".

Сценарий праздника по правилам дорожного движения.Этот сценарий можно использовать как на классных часах, так и на празднике в школе, посвящённом изучению правил дорожного движения....

Классный час. По дороге в школу.

Классный час. "По дороге в школу"....

Сценарий к учебному видеофильму "Безопасная дорога в школу"

Сценарий к учебному видеофильму по ПДД....