"Развитие артикуляционного аппарата у дошкольников"
методическая разработка
ар
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_artikulyatsionnaya_gimnastika_s_rebenkom_doma.docx | 16.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика с ребенком дома».
Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы артикуляционный аппарат ребенка – язык, губы, челюсти – также работал правильно и четко.
В формировании и развитии движений органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая состоит из специальных упражнений для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.
Мы выполняем гимнастику для рук, ног, чтобы они стали сильными, ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов, где язык (главная мышца) нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целенаправленных движений, необходимых для произношения требуемого звука.
Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка. Помните, что в этом возрасте вы помогаете малышу достичь правильного звукопроизношения.
В начальный период артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними или за нижними зубами). У нас автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
Дети пяти, шести, семи лет артикуляционная гимнастика поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения.
Подобранные мною упражнения рекомендуется выполнять перед зеркалом, со временем переходя к более быстрому темпу. Каждое упражнение выполняется 6-8 раз по 10 секунд. Для лучшей надежности поначалу не стесняйтесь делать их вместе с ребенком, старательно все объясняя и показывая. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребенком. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас все получится. Вскоре ребенок научиться выполнять движения самостоятельно и без зеркала. Упражнение, которые, ребенок выполняет без затруднений, можно либо опустить, либо возвращаться к ним пару раз в неделю.
В том случае, если все-таки какое-то движение никак не получается, следует оказывать помощь. Например, для удержания широкого языка за верхними зубами (для произношения звука [ш] можно использовать плоскую узкую ручку чайной ложки, для выработки вибрации кончика языка (для звука [р]) – палец ребенка.
При выполнении артикуляционной гимнастики дома следует соблюдать следующие требования:
- каждое движение выполняйте перед зеркалом;
- движение проводите неторопливо, ритмично, четко;
- чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребенка) ;
- выполняя движения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения язычка.
Помните: гимнастика не должна ребенку надоедать. Следите, чтобы он от нее не уставал.
Перед тем, как приступить к выполнению артикуляционной гимнастики я рекомендую вам провести упражнения для расслабления органов артикуляции.
Сначала нужно превратить язычок в лопаточку (широкий язычок лежит на нижней губе) и выполнить следующие движения:
- Язычок погладим ласково губами; (показ)
- А затем постучим бережно губами; (показ)
- Язычок погладим ласково зубами; (показ)
- Нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами; (показ)
- И опять погладим ласково зубами; (показ)
- А потом похлопаем бережно губами; (показ)
- И в конце погладим ласково губами; (показ)
Далее следуют игры – упражнения для формирования движения губ.
Ребенок должен сформировать две основные губные позы: открытую улыбочку, которая необходима для произношения звуков и, э, с, з, ц. и трубочку – вытягивание губ вперед, - необходимую для правильного артикулирования звуков: о, у, ш, ж, ч, щ.
Итак: «Улыбочка», «Трубочка», «Заборчик», «Бублик», «Хобот слоненка» (сопровождается показом) .
Далее следуют упражнения, необходимые для правильного произнесения определенных звуков. Это может быть группа свистящих, группа шипящих звуков, звуков р, л. В зависимости от того, какая группа звуков у ребенка нарушена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Система работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики была апробирована в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата в течение...
Буклет для родителей "Развитие подвижности артикуляционного аппарата"
Буклет можно использовать как дополнительный раздаточный материал на родительских собраниях, конференциях...
Развитие артикуляционного аппарата при помощи английских скороговорок.
Отличные упражнения для тренировки артикуляционного аппарата, работаем с дикцией, правильным и четким произношением....
Развитие артикуляционного аппарата
Артикуляционная гимнастика, развитие речевого дыхания....
Развитие артикуляционного аппарата
Логопедическая гимнастика.Учимся правильно произносить звуки....
Игровые приемы для развития артикуляционного аппарата
МБДОУ «ЦРР-д/с «Золушка» Учитель-логопед: Рогалёва Н.А. Использование игровых приемовдля развития артикуляционного аппарата Первым и важнейшим этапом в системе всей ко...
Сборник упражнений «Развитие артикуляционного аппарата у дошкольников при обучении английскому языку"
Данное методическое пособие предназначено для формирования навыков и развития речевого (фонематического и интонационного) слуха и произносительных навыков у учащихся дошкольных образовательных учрежде...