Методический семинар.
статья на тему

Череповская Светлана Анатольевна

Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_seminar.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар.

Достучаться до каждого сердца 

 Тех, кого ты решился учить,

 И откроется тайная дверца

 К душам тех, кого смог полюбить!

                                                     Марк Львовский 

Я учитель русского языка и литературы.  Посвятив свою жизнь этой профессии, я выбрала путь постоянного поиска, работы над собой, путь сомнений и беспокойства, необыкновенной требовательности к себе, путь упорного и каждодневного труда, только при сложении всех этих составляющих можно добиться успеха и удовлетворения от работы.

Основная цель моей педагогической деятельности – повышение качества образования через развитие культуры устной и письменной речи учащихся, совершенствование их коммуникативных навыков. Согласно заявленной цели ставлю и решаю следующие задачи:

  • создавать условия для развития познавательной учебной мотивации среди учащихся;
  • использовать информационно – коммуникативные технологии для активного включения учащихся в процесс саморазвития и самообразования;
  • создавать условия  для проявления у детей творческих способностей;
  • формировать навыки контроля, самоконтроля и самооценки;
  • продолжать работу по созданию благоприятных условий для сохранения здоровья учащихся;
  • создавать условия, способствующие социализации, формированию общей культуры личности.

Реализацию поставленной цели осуществляю через методическую тему «Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения». Выбор технологии Способа диалектического обучения обусловлен введением Федерального государственного стандарта нового поколения, требующего от учителя профессиональной компетентности в области формирования УУД, среди которых наиболее важное значение имеют познавательные (интеллектуальные) умения. Формирование и развитие у учащихся универсальных учебных действий – это особая профессиональная задача учителя, которую он может расширить только на основе конкретного учебного (предметного) материала. Познавательные умения при этом имеют первостепенное значение. Эффективность усвоения учащимися предметного содержания и развития у них познавательных УУД во многом зависит от уровня методологической и технологической компетентности учителя. Эффективным средством, позволяющим сформировать и развивать данные компетентности учителя в области реализации ФГОС нового поколения как раз и является Способ диалектического обучения, основанный на диалектике идей (преобразование сознания), диалектике отношений (преобразование общества), диалектике средств (орудий) учебного труда (преобразование природы) и позволяющий разрешить противоречие между необходимостью формировать у учащихся универсальные учебные действия и отсутствие профессиональных знаний и умений в данной области деятельности.

Мой опыт показал, что освоение и осмысление возможностей Способа диалектического обучения в развитии у учащихся познавательных универсальных учебных действий позволит учителю, с одной стороны,  осознать сущность данных действий, с другой стороны, - обнаружить их взаимосвязь с предметными знаниями и умениями и овладеть приемами разработки предметных заданий, использование которых позволит развивать у учащихся различные виды познавательных УУД.

 Результатами своего опыта регулярно обмениваюсь с коллегами, участвуя в семинарах,  научно-практических конференциях, круглых столах.

  • 2012-2013гг. Сибирский образовательный форум.
  • 2012г. IV Всероссийская научно-методическая конференция «Современная дидактика и качество образования: обеспечение индивидуального прогресса в обучении».
  • 2013г. V Всероссийская конференция «Современная дидактика и качество образования: эффективные средства обучения».
  • 2013г. Краевой семинар «Разработка диагностического материала по различным учебным дисциплинам для определения стартовых показателей качества предметных знаний и уровня развития мышления учащихся».
  • 2014г. Краевой семинар «Возможности Способа диалектического обучения в развитии у учащихся универсальных учебных действий».
  • 2015г. I районная практическая конференция «Реализация ФГОС ДО, ФГОС НОО, ФГОС ООО в Ермаковском районе: опыт, итоги, перспективы».
  • 2015 г. Зональная научно-практическая конференция: «Реализация ФГОС средствами Способа диалектического обучения: опыт, проблемы и перспективы».
  • 2016г. II районная практическая конференция «Реализация ФГОС ДО, ФГОС НОО, ФГОС ООО в Ермаковском районе: опыт, итоги, перспективы».
  • 2016г. Краевая дистанционная научно-практическая конференция «Возможности Способа диалектического обучения в реализации ФГОС»

  сайт учителя русского языка и литературы

 С 2012 года руковожу ШМО учителей гуманитарного цикла, РМО учителей русского языка и литературы.

О результатах работы регулярно сообщаю  на различных конференциях и семинарах. Накопленный опыт передаю учителям – даю открытые уроки для учителей школы, района, края.

Как учитель русского языка и литературы принимаю непосредственное участие в реализации программы развития школы.

Провожу анализ процесса преподавания русского языка и литературы, качества обучения по данным направлениям. Использую элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей обучающихся при реализации дифференцированного подхода. Варьирую готовые, разработанные другими методики и программы, направленные на развитие личности, интеллекта. Осознаю необходимость систематической работы над собой и активно включаюсь в те виды деятельности, которые способствуют формированию необходимых качеств.

Задача современной школы – подготовить человека думающего и чувствующего, способного не просто получать знания, но и использовать их в жизни, умеющего жить в социуме, обладающего внутренней культурой. Моя цель как педагога – не просто информация, передача суммы знаний, а обучение навыкам самостоятельного добывания знаний, умению творчески мыслить, решать возникающие проблемы. В условиях нарастающего информационного потока, бесспорно, особое внимание уделяю развитию речи и речевой культуры обучающихся. Поэтому одним из  приоритетных направлений  в моей работе является формирование культуры речи и культуры общения.

Речь – канал развития интеллекта. Чем полнее и глубже будет освоен язык, тем лучше будут усваиваться знания. Я убеждена, что увлечь детей изучением языка можно лишь в том случае, если показать красоту и богатство родной речи, помочь ученикам облекать свои мысли в правильно построенные высказывания, заставить размышлять. Этому во многом способствуют уроки литературы, русского языка, на которых дети получают возможность высказать свои мысли, обменяться мнениями, задуматься о прочитанном; они получают возможность размышлять и творить. Уместно вспомнить слова великого русского писателя Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать».

     Основой моей педагогической деятельности является развитие у учеников творческих способностей и навыков самостоятельной исследовательской работы. Положительного результата в реализации этой сложной проблемы можно добиться только на основе применения педагогики сотрудничества, способствующей созданию условий для развития речи и творческой реализации обучающихся. Потому в центре внимания на моих уроках ученик-человек, усваивающий сложную науку познания родного языка.

Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Уже новый век. Но каким бы он ни был, дети всегда остаются детьми, учителя – учителями. Меняются времена, но не меняются задачи учителя:

дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;

содействовать творческому развитию каждого ученика как на уроке, так и вне урока;

вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;

воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;

стать им другом, раскрыть богатство их душ.

Я понимаю и принимаю это. Таковы мои педагогические аксиомы.  За время работы в школе я твердо усвоила -  мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. А ещё нужно просто любить свою работу. “Работа – лучший способ наслаждаться жизнью”, - утверждал И.Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя – владеть сердцами своих учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...