Методический семинар.
статья на тему
Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар.
Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!
Марк Львовский
Я учитель русского языка и литературы. Посвятив свою жизнь этой профессии, я выбрала путь постоянного поиска, работы над собой, путь сомнений и беспокойства, необыкновенной требовательности к себе, путь упорного и каждодневного труда, только при сложении всех этих составляющих можно добиться успеха и удовлетворения от работы.
Основная цель моей педагогической деятельности – повышение качества образования через развитие культуры устной и письменной речи учащихся, совершенствование их коммуникативных навыков. Согласно заявленной цели ставлю и решаю следующие задачи:
- создавать условия для развития познавательной учебной мотивации среди учащихся;
- использовать информационно – коммуникативные технологии для активного включения учащихся в процесс саморазвития и самообразования;
- создавать условия для проявления у детей творческих способностей;
- формировать навыки контроля, самоконтроля и самооценки;
- продолжать работу по созданию благоприятных условий для сохранения здоровья учащихся;
- создавать условия, способствующие социализации, формированию общей культуры личности.
Реализацию поставленной цели осуществляю через методическую тему «Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения». Выбор технологии Способа диалектического обучения обусловлен введением Федерального государственного стандарта нового поколения, требующего от учителя профессиональной компетентности в области формирования УУД, среди которых наиболее важное значение имеют познавательные (интеллектуальные) умения. Формирование и развитие у учащихся универсальных учебных действий – это особая профессиональная задача учителя, которую он может расширить только на основе конкретного учебного (предметного) материала. Познавательные умения при этом имеют первостепенное значение. Эффективность усвоения учащимися предметного содержания и развития у них познавательных УУД во многом зависит от уровня методологической и технологической компетентности учителя. Эффективным средством, позволяющим сформировать и развивать данные компетентности учителя в области реализации ФГОС нового поколения как раз и является Способ диалектического обучения, основанный на диалектике идей (преобразование сознания), диалектике отношений (преобразование общества), диалектике средств (орудий) учебного труда (преобразование природы) и позволяющий разрешить противоречие между необходимостью формировать у учащихся универсальные учебные действия и отсутствие профессиональных знаний и умений в данной области деятельности.
Мой опыт показал, что освоение и осмысление возможностей Способа диалектического обучения в развитии у учащихся познавательных универсальных учебных действий позволит учителю, с одной стороны, осознать сущность данных действий, с другой стороны, - обнаружить их взаимосвязь с предметными знаниями и умениями и овладеть приемами разработки предметных заданий, использование которых позволит развивать у учащихся различные виды познавательных УУД.
Результатами своего опыта регулярно обмениваюсь с коллегами, участвуя в семинарах, научно-практических конференциях, круглых столах.
- 2012-2013гг. Сибирский образовательный форум.
- 2012г. IV Всероссийская научно-методическая конференция «Современная дидактика и качество образования: обеспечение индивидуального прогресса в обучении».
- 2013г. V Всероссийская конференция «Современная дидактика и качество образования: эффективные средства обучения».
- 2013г. Краевой семинар «Разработка диагностического материала по различным учебным дисциплинам для определения стартовых показателей качества предметных знаний и уровня развития мышления учащихся».
- 2014г. Краевой семинар «Возможности Способа диалектического обучения в развитии у учащихся универсальных учебных действий».
- 2015г. I районная практическая конференция «Реализация ФГОС ДО, ФГОС НОО, ФГОС ООО в Ермаковском районе: опыт, итоги, перспективы».
- 2015 г. Зональная научно-практическая конференция: «Реализация ФГОС средствами Способа диалектического обучения: опыт, проблемы и перспективы».
- 2016г. II районная практическая конференция «Реализация ФГОС ДО, ФГОС НОО, ФГОС ООО в Ермаковском районе: опыт, итоги, перспективы».
- 2016г. Краевая дистанционная научно-практическая конференция «Возможности Способа диалектического обучения в реализации ФГОС»
сайт учителя русского языка и литературы
С 2012 года руковожу ШМО учителей гуманитарного цикла, РМО учителей русского языка и литературы.
О результатах работы регулярно сообщаю на различных конференциях и семинарах. Накопленный опыт передаю учителям – даю открытые уроки для учителей школы, района, края.
Как учитель русского языка и литературы принимаю непосредственное участие в реализации программы развития школы.
Провожу анализ процесса преподавания русского языка и литературы, качества обучения по данным направлениям. Использую элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей обучающихся при реализации дифференцированного подхода. Варьирую готовые, разработанные другими методики и программы, направленные на развитие личности, интеллекта. Осознаю необходимость систематической работы над собой и активно включаюсь в те виды деятельности, которые способствуют формированию необходимых качеств.
Задача современной школы – подготовить человека думающего и чувствующего, способного не просто получать знания, но и использовать их в жизни, умеющего жить в социуме, обладающего внутренней культурой. Моя цель как педагога – не просто информация, передача суммы знаний, а обучение навыкам самостоятельного добывания знаний, умению творчески мыслить, решать возникающие проблемы. В условиях нарастающего информационного потока, бесспорно, особое внимание уделяю развитию речи и речевой культуры обучающихся. Поэтому одним из приоритетных направлений в моей работе является формирование культуры речи и культуры общения.
Речь – канал развития интеллекта. Чем полнее и глубже будет освоен язык, тем лучше будут усваиваться знания. Я убеждена, что увлечь детей изучением языка можно лишь в том случае, если показать красоту и богатство родной речи, помочь ученикам облекать свои мысли в правильно построенные высказывания, заставить размышлять. Этому во многом способствуют уроки литературы, русского языка, на которых дети получают возможность высказать свои мысли, обменяться мнениями, задуматься о прочитанном; они получают возможность размышлять и творить. Уместно вспомнить слова великого русского писателя Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать».
Основой моей педагогической деятельности является развитие у учеников творческих способностей и навыков самостоятельной исследовательской работы. Положительного результата в реализации этой сложной проблемы можно добиться только на основе применения педагогики сотрудничества, способствующей созданию условий для развития речи и творческой реализации обучающихся. Потому в центре внимания на моих уроках ученик-человек, усваивающий сложную науку познания родного языка.
Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Уже новый век. Но каким бы он ни был, дети всегда остаются детьми, учителя – учителями. Меняются времена, но не меняются задачи учителя:
- дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;
- содействовать творческому развитию каждого ученика как на уроке, так и вне урока;
- вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;
- воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;
- стать им другом, раскрыть богатство их душ.
Я понимаю и принимаю это. Таковы мои педагогические аксиомы. За время работы в школе я твердо усвоила - мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. А ещё нужно просто любить свою работу. “Работа – лучший способ наслаждаться жизнью”, - утверждал И.Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя – владеть сердцами своих учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009
Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...
методический семинар для учителей по теме"одаренность"
В данном материале рассматриваются виды одаренности, различные пожходу к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....
Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»
Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...
Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".
Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент. ...
Методическое выступление на педсовете или на методическом семинаре "Система оценивания учащихся в соответствии с ФГОС "
Данная методическая работа предназначена дляпедагогов,работающих по ФГОС...
Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы
Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...
Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")
Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...