"Развитие творческих способностей на уроках декоративного дизайна"
методическая разработка на тему
Используя законы композиции её средства, можно создать абстрактные композиционные решения, которые будут развивать творческое воображение у ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_doklady_akatnovoy_t._i.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа»
Методический доклад
«Развитие творческих способностей
На уроках декоративного дизайна»
Преподаватель Акатнова Т. И.
Г. Радужный
Развитие творческих способностей на уроках декоративного дизайна
Декоративный дизайн это совершенно новое направление в искусстве, которое сегодня бурно развивается и применяется при оформлении интерьеров, экстерьеров, в рекламе и в быту.
Художественный дизайн является детищем ХХ века, его цель гармонизация предметного мира - обеспечить наиболее рациональную взаимосвязь человека с природным миром, наиболее эффективную и здоровую организацию его труда, учёбы, быта и отдыха. Поэтому сегодня художественный дизайн получил большую популярность в нашем обществе.
В Росси о дизайне впервые заговорили в 1929 гуду, тогда предлагалось создать на базе Высшего художественно – технического института факультет по художественному оборудованию жилищ, общественных зданий, транспортных средств и предметов быта. В деятельности ВХУТЕМАСа впервые был выдвинут тезис о том, что производственное искусство, как тогда говорили, должен повлиять на преобразование всей предметной среды, окружающей человека. Перед производственным искусством выдвигалась прямая задача создания радостных вещей, преображения предметов быта и элементов окружающей среды. Этот период является началом развития дизайнерского искусства. Этот период является важным этапом на пути формирования нового вида деятельности по проектированию предметного мира, который в настоящее время принято называть, «дизайном».
ВХУТЕМАС был важнейшим центром, объединившим целую плеяду деятелей культуры, из среды которой вышли первые теоретики и практики художественного конструирования. Одним из идейных вдохновителей «производственного искусства» был В. В. Маяковский. Поэт активно боролся за культуру нового быта. Называя себя «реклам – конструктором», В. Маяковский и художник А. М. Родченко пропагандировали промышленные изделия молодой Советской республики и создавали новые образцы из художественного оформления.
А. М. Родченко - один из самых ярких и влиятельных представителей молодого изобразительного искусства нашей страны в 20- е годы. Художник плаката и книги, театра и кино, художник – конструктор мастер фотографии - таков диапазон творческой деятельности А. М. Родченко.
А. М. Родченко совместно с В. Маяковским выполняют новые конфетные обертки, рисунки и агитстроки. Творчество Родченко формировалось под сильным влиянием Маяковского. Их связывала дружба, они были единомышленниками на поприще строительства новой культуры.
В тот период творческие поиски В. Татлина, Л. Поповой, А. Родченко, В. Степановой, Л. Лисицкого, братьев Весниковых и В. Фаворского их близких соратников и учеников явилось важной вехой в истории художественного конструирования и в истории эстетической мысли. К этому же времени относятся первые в нашей стране психофизиологические исследования, связанные с реконструкцией рабочего места, визуальной коммуникацией и ряда других объектов.
Многие из поставленных в 20 - е годы вопросов и сейчас решаются в наше время например: взаимосвязь человека с окружающей средой, предметным миром, влияние среды на психику человека, влияние цвета и формы на здоровье человека. Все эти вопросы ставились в ВХУТЕМАС в одном из первых в мире высших учебных заведений художественного конструирования, где готовились художники дизайна.
В этом учебном заведении готовили инженеров – художников, которые по окончанию должны были идти на фабрики и заводы, «вооруженные творческими знаниями, знакомые с последним словом техники» и высоким художественным вкусом создавать новые пластические формы с учетом цвета и материала. Одним из главных призывов того времени было - лаконичность, ясность, красота и оригинальность формы.
В 1925 году на Международной выставке декоративного искусства в Париже ВХУТЕМАС получил почетный диплом. На выставке было отмечено, что советская экспозиция характеризуется подлинной красотой. Многих восхищала простота, красота и изящество.
В 30 годы дизайн проникает в архитектурное проектирование. В России впервые был построен Московский метрополитен, как единая система архитектуры. Метрополитен, являлся выдающимся творением инженерного и архитектурного искусства того времени. Создавая метрополитен как единую систему, архитекторы комплексно решили задачи проектирования вестибюлей, подземных залов, внешнего вида и отделка вагонов, шрифта надписей и униформы обслуживающего персонала.
Военные годы нанесли большой урон в развитии нашей страны, но после военные годы наступает новый период развития дизайна. Создаются новые группы художников – дизайнеров. В 60 - е годы принимаются постановления об улучшении качества художественного конструирования, используя достижения технической эстетики. Техническая эстетика несет с собой радость красоты, радость творчества, радость познания мира, поэтому в наше время дизайн имеет большую популярность. У нас в России имеется много высших и средних учебных заведений, где готовят художников дизайна, различных направлений, например: дизайнер одежды, окружающей среды, прикладной керамики, архитектуры, бытовой техники и т. д.. 2000 годы - расцвет в развитии дизайнерского искусства не только в России, но и за рубежом .
Новые технологии, материалы, позволяют создавать красивые современные формы, использовать различные цвета и цветовые оттенки, конструкции, менять окружающий мир, всё это влияет на эстетическое развитие молодого поколения.
С развитием дизайнерского искусства, кардинально меняются вкусы, интересы, творческие возможности.
Художники – дизайны, ставит перед собой новые задачи, создает новые эталоны, расширяет цветовую гамму, создает различные фантастические формы, материалы и все подчиняется единому целому, гармонии человека с окружающей средой, которая благотворно влияет на развитие личности, обогащая его внутренний духовный мир. Поэтому у наших ребят нужно развивать новое творческое неординарное мышление, опираясь на уже созданные законы в искусстве в целом.
Используя законы в композиции ее средства можно создавать абстрактные композиционные решения, как статические, так и динамические, которые будут способствовать развитию творческого воображения у ребенка. Более полно эти способности можно развить на уроках декоративного дизайна.
На первых уроках учащиеся знакомятся с основными законами композиции: законом целостности, типизации, контрастов, подчиненности всех средств идейному замыслу. Более тщательно разбирают и изучают правила, приемы и средства композиции, для закрепления усвоения теоретического материала выполняются практические задания. Учащиеся, используя знания должны самостоятельно выполнять практическую работу, решив в ней поставленные перед ними задачи. Постепенно задания усложняются, что способствует творческому развитию воображения, формированию образного мышления и выработки способности идти к гармоничному решению интуитивно. Все это является спецификой образного мышления, а значит художественного развития.
Новые современные отрасли науки и техники, научно – технический процесс в целом настойчиво требует от каждого проектно – производственного процесса развития пространственного мышления и урок композиции декоративного дизайна помогает более полно раскрыться творческим способностям ребят.
Очень важно поставить перед учащимися четкие, лаконичные цели и задачи, тщательно разобрав, что они должны выполнить.
Нужно научить их видеть, понимать и изображать трех мерную форму, развивая при этом - грамотный и сознательный подход к творчеству, развивая их образное мышление и тонкий эстетический вкус.
Первые практические задания были связаны с отработкой различных типов линий, им давались задания, где они используя различные типы линий должны были составить композицию, так например «Столкновение», создавая эту композицию ребята должны были использовать прямые, волнистые, кривые, косые линии создавая композиционный центр. Работа должна быть выразительной и раскрывать идею композиции. Вначале у ребят были трудности но постепенно от задания к заданию они стали выполнять более сложные задания, у них появился интерес к работе стали много работать самостоятельно у них стали появляться сложные и интересные работы. В классе появился дух соперничества, что ещё больше влияло на развитие творческого воображения.
Вначале я до урока делала образцы, чтобы ребятам было понятно, что от них требуется, потом старалась очень популярно объяснить, как нужно работать и что из совершенно простых линий можно создать интересную композицию показывала, как из простой можно создать очень сложную и выразительную. Старалась работу выполнить за очень короткое время, чтобы убрать у них страх и неуверенность в себе, работу мы выполняли с ними вместе, затем им предлагалось выполнить импровизацию. Следующий этап - это самостоятельная работа. Поверив в свои силы, ребята стали делать очень интересные абстрактные композиции, через месяц они свободно излагали свои мысли, превзойдя самих себя, получая от этого истинное удовольствие.
Ниже я привожу перечень практических работ используемых на занятиях декоративного дизайна.
Перечень практических работ выполняемые учащимися:
- « Столкновение»
Основная задача: используя все типы линий и тоновое пятно из геометрических фигур создать композицию, формат прямоугольник или квадрат. Работа выполняется аккуратно, можно использовать линейку.
2. « Граница» Задача: используя все типы линий и тоновое
пятно из геометрических фигур создать композицию. Формат прямоугольник. Работа выполняется карандашом или ручкой. В работе передать композиционное равновесие белого и темного пятна.
3. « Темный или светлый центр» Ребятам должны выполнить две работы. Задача: используя средства композиции, передать композиционный центр, уравновесив его с фоном.
4. «Взрыв» Задача: передать движение из центра композиции. Формат квадрат. Выполняется пером или ручкой.
5. «Диагональный прорыв» Задача: передать движение из центра, ребятам предлагается выбрать самостоятельно формат и средства для более четкого выражения композиционной идеи.
6. « Три центра объединенные между собой» Задача: передать движение внутри центров и между собой. Формат выбирается самостоятельно.
7. Тематические композиции: « Шаман», «Музыка севера»,
« Пятый элемент», «Лунная ночь». « Театр», «Страх», «Молодость», «Полет души» и д. р.. Во всех этих композициях идет закрепление теоретического материала в выявлении основной идеи композиции, используя любые изученные средства и приемы композиции. Ребятам предлагается самостоятельно выбирать формат, в котором он будут делать композицию, используя любые средства и приёмы. Композиция должна быть обязательно стилизованная выполнена пером или ручкой.
В этой методической работе я прикладываю работы выполненные учащимися.
Список литературы
Е. В. Основы композиции Москва «Просвещение» 1979
А. П. Яшухин Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства Ставрополь 1975
Н. Н. Ростовцев Хрестоматия Москва «Просвещение» 1989
Б. М. Неменский «Мудрость красоты» «Просвещение» 1987
В. Б. Косминская Теория и методика изобразительной деятельности Москва «Просвещение» 1985
Г. Б. Минервин и В. М. Мунипов О красоте машин и вещей. Москва «Просвещение» 1975
Журналы «Дизайн» за 1999 г. № 4, № 7, № 9.
За неоднократное участие в окружных выставках, губернатор округа поощрил троих ребят ДХШ поездкой в Хорватию.
Чапака Виталия
Борисову Машу
Максимову Иру
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Детская художественная школа»
« ГАРМОНИЯ ЦВЕТА»
Методический доклад
Преподавателя ДХШ
Акатновой Т. И.
Г. Радужный
2007
Сегодня я приглашаю вас в волшебный мир здоровья и красоты, где живет радость, вера, надежда любовь и творчество. Для того чтобы добиться результатов, нужно почистить свои «закрома», то есть выбросить ненужный хлам: сомнения, страх, неуверенность в себе и найти в себе то прекрасное, что заложено в нас, природой и открыть миру Свет своей Души. Только тогда мы сможем творить, ибо полет воображения становится безграничным и сбываются высокие мечты. Любая болезнь это угнетение физического тела, что является результатом нарушения эмоций, а любую болезнь надо лечить. Вот и я на уроках вмести с детками, сообща пытаюсь освободить их из тисков страха, неуверенности, комплексов и вредных привычек. Работая с детьми, заметила, что самый сложный предмет для них - это урок композиции, где ребята должны выразить свои мысли на бумаге. Неумение мыслить передавать свои мысли в композиционной работе, как правило мешает внутренняя скованность, страх, неуверенность в себе, неумение видеть и ощущать пространство, неумение просто фантазировать.
Многолетний мой опыт работы показал, что когда в классе звучит музыка, то усвояемость материала становится значительно выше, поэтому я стала использовать на уроках музыку. Различная музыка по разному влияла на психику учащихся. Наблюдя за воздействием музыки, в целом я поняла, что есть музыка, которая влияет положительно на весь класс в целом и приводит его к полной гармонии и единству и это положительно влияет на результаты работы. В такие дни у ребят получаются хорошие композиции, они легко и свободно овладевают новым материалом, в классе появляется теплая атмосфера творчества, даже слабые ученики работу выполняют более правильно и быстрее. В такие дни у них появляется уверенность в себе.
Есть музыка, которая воздействует положительно на одних и раздражает других приводя к полной дисгармонии весь класс это самые тяжёлые дни для работы с композицией. Это привело меня к мысли найти золотую средину, которая приводила к единой гармонии и раскрытию внутреннего мира ребенка. Я стала учитывать настроение, с которым учащиеся приходили на урок, включала разную музыку, при этом внимательно наблюдала за изменением настроения, их желанием работать. В дальнейшем я поняла, что надо использовать не одну, а несколько мелодий. Для этой цели использовала калейдоскоп удивительных музыкальных инвенций, увлекающих слушателя к внутреннему Духовному пробуждению и постижению истины и гармонии. Я стала целенаправленно подбирать музыку для каждого урока. На уроках композиции стала, использовать серию музыкальных произведений, это «Галерея элегий»: энергия творчества, жизни, страсти, мысли, любви, мудрости, просветления, гармония и д. р. Однажды, принесла на урок кассету где на фоне музыки звучали удивительные стихи, кассета очень понравилась ученикам и они попросили включить её ещё раз. В тот день мы её прослушали трижды, у вех поднялось хорошее настроение. В конце урока они рассказали, что чувствовали себя настоящими художниками, в тот день работы выполнили в два раза больше чем обычно. Влияние музыки и поэзии усилили раскрытие внутреннего мира ребенка. С раскрытием внутреннего мира у учащихся уходили страхи, неуверенность в себе, у них появились красивые фантазии, не только в мыслях, но и на бумаге. Они не стеснялись их изображать, наоборот у них стала богаче палитра, появился большой интерес к работе, стали работать дома, они становились маленькими настоящими художники со своим удивительным чистым красивым миром, который не боялись показать другим. В их глазах появился живительный огонь восторга и чистоты, излучающий свет энергии творчества, жизни, восторга и любви.
Однажды мене попалась книга Людмилы Вольной «Преобрази себя сам», она предлагает снять стресс при помощи стихотворений рисунков, меня это очень заинтересовало. Я тщательно изучила книгу, попробовала её применить, но она оказалась для класса не совсем удобной, отнимала много времени от основного урока, но идея очень интересная. Автор предлагает раскрасить готовый орнамент, прочитать стихи вдуматься в их смысл, постараться почувствовать ритм стиха и представить перед собой цветовые гаммы, затем человек должен самостоятельно нарисовать свой орнамент и потом опять раскрасить готовый рисунок. Идея очень интересная, но нужно было сделать удобной для работы. Стихи автора мелодичные, красивые с очень большим глубоким смыслом. Они несут очень большую словесную информацию, плавный ритм строк успокаивает, заставляет задуматься, дает возможность разобраться в себе, поэтому решила стихи оставить, но выбрать только те которые будут более понятны ребятам. Раскрашивание орнамента - это работа с цветом. Мы знаем, что цвет оказывает на человека незаметное, но существенное воздействие не только через глаза, но и через рецепторы кожи.
Недаром ученые всех веков пытались разгадать загадку глубинного влияния цвета на внутренний мир человека его психику. Древние индусы считали человека «светоносным». Согласно доктрине индийских йогов человеческий организм соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых полностью определяет жизнедеятельность и психическую жизнь человека. Древние именовали глаза «окнами» организма, «вратами восприятия». Мы привыкли к тому, что наш организм воспринимает цветовые потоки посредством зрительного анализатора. Однако это не единственный канал, по которому цветовая энергия может достигать организма. Многочисленные исследования феномена кожного зрения доказали принципиальную возможность восприятия цвета практически любыми клетками организма. Известный российский психолог в своих экспериментах доказал, восприятия цвета может быть ладонью или всем телом. Гёте писал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют». До сих пор не разрешена загадка цвета - почему и как именно влияет он на настроение и поведение человека. Что позволило Василию Кандинскому назвать живопись «цветовым инструментом состояния души». Итак, цвет может гармонизовать человека, он способен мобилизовать его ресурсы, а может успокоить и расслабить. Цветом можно вылечить, а можно привести в угнетённое состояние или развить творческие способности. Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные лекарства или микстуры.
Цвет воистину всемогущ и жизненно необходим всякому, ибо питает тело и поддерживает душу. Аристотель писал, что «Все живое стремится к цвету»
Итак: цвет, музыка и стихи -это мощное физиологическое и психологическое воздействие на ребенка, которое позволяет гармонизовать, при сильном напряжении расслабить, успокоить (снять стрессы) и мобилизовать его ресурсы, развить творческое воображение. Влияние цвета практически неисчерпаемы.
Зная это на своих уроках я стала применять: музыку, стихи, и цвет. Ключевым стихотворением для каждого урока я выбрала стихотворение «Душа». В этом стихотворении мы с ребятами разобрали каждую строчку, чтобы им был понятен смысл стихотворения.
«Душа»
«Прекрасна жизнь» - сто раз я повторяю
«И удивительна» - опять я говорю,
Я каждый день от счастья замираю
И каждый день по - новому творю.
Проснувшись утром, радуюсь, ликуя
Что новый день подарен мне ТАКОЙ
И будущее светлое рисую
Уверенной и твердою рукой».
Я старалась развить у ребят чувство любви, радости, доброжелательности, раскрыть их внутренний мир, развить творческие способности, пространственное воображение, воспитать в них уверенность в себе. Для этого в начале урока всегда звучало стихотворение «Душа», потом я подбирала на каждый урок определенное стихотворение, музыку и упражнение в цвете.
На уроках звучали такие стихотворения как: «Я вас всегда люблю…», «Преобрази себя», «Слово», «Прощать обиды», «Полны гордынею», «Радость», «Птица - любви», «Золотою палитрой», «Сильней любви нет силы на земле», «Как же мне вам помочь…» и д. р.
После прочтения стихотворения ребятам в течении пяти минут предлагалось изобразить на бумаге то, что им мешает работать, что их тревожит или проблемы существующие в данный момент (обиду, злость, неверие в себя). Ребята в течении пяти минут изображали на бумаге без предварительного рисунка, сразу кистью то, что им мешает. Рисуя они должны были думать только об одном, я рисую все, что мене мешает работать. В дальнейшем ребята выполняли свои учебные постановки и в конце урока, ученикам опять выделялось пять – десять минут для того, чтобы они на бумаге передали своё состояние в данный момент. В течении всего урока звучала спокойная музыка, в зависимости от темы, которую они изучали и их настроения.
Вначале ребята рисовали только пятно, затем самостоятельно перешли к конкретному изображению рисунка. С каждым занятием они приобретали уверенность в себе, стали свободно излагать свои мысли на бумаге, у них стали появляться интересные композиции.
За три месяца работы, уроки проходили 2 раза в неделю, ребята опередили своих сверстников по сложности композиционного решения. Им стало интересно работать, у них появилась уверенность в себе, они стали более свободно изображать свои мысли на работах и что самое интересно, что у них появились начальные, профессиональные навыки. Полугодовой просмотр показал, что уровень работ значительно вырос. По этой системе я работала в двух классах в подготовительном и четвертом. Композиционные работы старших ребят заняли призовые места в г. Москве на «Золотой кисточке», сейчас эти работы в фонде Правительства Москвы в комитете по культуре едином научно – методическом центре. Старшеклассники выпускные экзамены сдали на пятёрки.
Мне с ребятами было очень интересно работать, они учили меня, а я училась у них, шло обоюдное духовное и профессиональное развитие.
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Детская художественная школа
« ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА»
к дипломной работе
учащегося 4 класса ДХШ
Ф. И.
Г. Радужный
2010
- Тема дипломной работы.
- Почему я выбрал эту тему и технику исполнения.
- Этапы работы над композицией
- Какую литературу использовал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"
обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....
Развитие творческих способностей на уроках русского языка
Цель моей работы: предложить банк идей, педагогических находок для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка....
Развитие творческих способностей на уроках музыки и во внеклассной работе
Мною разработаны и успешно применяются на уроках и во внеклассных мероприятиях различные творческие задания для учащихся 1-8 класса....
Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе
Данный урок способствует изучению строения и формы вулканов, развитию логического мышления, анализу, развитию речи, творческих способностей,воспитанию умения правильно действовать в экстре...
Развитие творческих способностей на уроках технологии через элементы исследовательской и проектной деятельности
данный материал можно использовать для работы, а также может являться помошником для написания курсовойработы ,темой для самообразования....
« Развитие творческих способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества». Работа по теме самообразования:
Работа по теме самообразования: « Развитие творческих способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества»....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
В основе любого созидания лежит труд, чтобы творить надо трудиться.. Развитие и воспитание творческих способностей воспитанников решает следующие задачи: привитие детям любви и привычки к ...