"Внедрение стандарта профессиональной деятельности - новый шаг к качеству образования" -выступление на педагогическом совете школы 27.12.2016 г.
материал по теме
В выступплении раскрываются основные положения профессионально стандарта педагога в соответствии с Приказом Министерста труда и социальной защиты от 18 октября 2013 года № 544н "Об утверждении профессиональногостандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_po_profstandartu_yurchenko_ef.doc | 121 КБ |
standart_pedagoga.prezentatsiya_yurchenko_ef.pptx | 414.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога —
новый шаг к качеству образования»
Слайд №1
Тема моего выступления « Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога – новый шаг к качеству образования»
Слайд №2
Хотелось бы начать сообщение по данной теме с толкового словаря русского языка Сергея Ивановича Ожегова, в котором раскрывается значение слова «Стандарт».
стандарт
1.- нечто шаблонное. не заключающее в себе ничего оригинального, творческого.
Пример: Действовать по стандарту.
2. - образец, которому должно соответствовать что-либо по своим признакам, свойствам, качествам
Пример: Соответствие изделий стандарту.
3. - документ, содержащий в себе соответствующие сведения.
Пример: Государственный стандарт (Гост) или , к примеру, Нормативно-технический стандарт.
Итак, сегодня мы будем говорить о том, какому образцу, эталону должен в своей профессиональной деятельности соответствовать современный педагог и о документе, в котором содержится подробная информация об этом эталоне.
Слайд № 3
Что касается понятия профессионального стандарта, то оно было внесено в Трудовой кодекс РФ еще в 2012 году и закреплено в статье 195.1.
В последнее время педагогические коллективы всех образовательных учреждений, в том числе и наша школа, уделяли серьезное внимание изучению Закона «Об образовании в Российской Федерации». (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года), а также Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.
Слайд № 4
18 октября 2013 г. Министром труда и социальной защиты Макси́мом Анато́льевичем Топи́линым был подписан Приказ №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Слайд № 5
Устанавливалось, что профессиональный стандарт «Педагог» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Слайд № 6
Таким образом, Профессиональный стандарт педагога утвержден приказом Министерства труда и соцзащиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н. Зарегистрирован он был Министерством юстиции 06. 12. 2013 г., вводится в массовое применение с 1 января 2017 г., а в режим апробации с 2016 г.
Слайд № 6
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №536 от 27 мая 2015 года создана Рабочая группа по вопросам разработки и применения профессиональных стандартов.
До 2018 года будет проводиться работа по разработке следующих профессиональных стандартов работников сферы образования:
- Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель); апробация с 2016 года, вступит в силу в 2017 году.
- Педагог дополнительного образования детей и взрослых; с 2018 года
- Педагог-психолог (психолог в сфере образования); с 2018 года
- Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог); с 2018 года
- Руководитель образовательной организации и организации дополнительного образования детей; с 2018 года.
Слайд № 7
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?
- Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
- Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на новый уровень.
- Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
- Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
- Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Слайд № 8
Документ «Профессиональный стандарт Педагог» состоит из 4-х глав, в том числе 3-я глава - из 10 разделов.
Содержание документа:
- Общие сведения.
- Описание трудовых функций.
- Характеристика обобщённых трудовых функций.
Разделы:
3.1- Обобщенная трудовая функция.
3.1.1-Трудовая функция Обучение.
3.1.2 – Трудовая функция Воспитательная деятельность.
3.1.3 – Трудовая функция Развивающая деятельность.
3.2 - Обобщённая трудовая функция Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ.
3.2.1 – Трудовая функция Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.
3.2.2 - Трудовая функция Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования.
3.2.3 - Трудовая функция Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования.
3.2.4 - Трудовая функция Модуль «Предметное обучение .Математика»
3.2.5 – Трудовая функция Модуль «Предметное обучение. Русский язык»
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
Слайд №9
Стандарт определяют основные требования к квалификации педагога, может дополняться региональными требованиями, может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения, является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов образовательного учреждения, отражает структуру профессиональной деятельности педагога, выдвигает требования к личностным качествам педагога. В содержание профессионального стандарта включены общие сведения (цели деятельности, группы занятий и т.д.), характеристика трудовых функций, в нем определяются основные требования к квалификации педагога, отражена структура профессиональной деятельности педагога, требования к личностным качествам педагога.
Слайд №10
Область применения Профессионального стандарта:
- Формирование кадровой политики;
- Организация обучения и аттестация
- Заключение трудовых договоров
- Разработка должностных инструкций
- Установление системы оплаты труда
В процессе внедрения профстандарта педагога апробируются:
- персонифицированные модели повышения квалификации работающих педагогов с точки зрения требований профессионального стандарта;
• должностные обязанности педагогических работников с использованием перечня трудовых функций профессионального стандарта и состава его профессиональных действий;
• новые модели процедуры аттестации педагога на основе требований профессионального стандарта;
• модели перехода на эффективный контракт, включая расчет норм рабочего времени и механизмы базовой и стимулирующей части оплаты труда во взаимосвязи с реализацией профессиональных действий стандарта.
Минтруд России подготовил новый Законопроект «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», который определяет новую систему оценки квалификации специалиста, основанную на профессиональном стандарте. После его введения изменится процедура аттестации педагогов, порядок оценки и самооценки педагогической деятельности, будет введен профессиональный экзамен на определение квалификационного уровня педагога. Внедрение профстандарта педагога будет означать изменения в работе аттестационных комиссий. Предполагается, что будет создана система аудита – внутреннего и внешнего, с участием общественной структуры. Основой всех перечисленных механизмов оценки профессионализма станут требования, зафиксированные в профессиональном стандарте педагога.
Стандарт позволяет расставить акценты на разных трудовых функциях в общем объеме деятельности. Одно из главных требований стандарта, предъявляемых к педагогу,– умение взаимодействовать с другими специалистами: психологами, социальными педагогами, дефектологами и т.д.
Слайд №11
Профессиональный стандарт «Педагог» применяется к следующим видам профессиональной деятельности:
1.Дошкольное образование.
2. Начальное общее образование.
3. Основное общее образование.
4. Среднее общее образование.
Слайд № 12
В соответствии со Стандартом, основной целью вида профессиональной деятельности педагога является:
- Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение).
Виды экономической деятельности:
- Услуги в области дошкольного и начального общего образования.
- Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего образования.
Слайд №13
В Российском законодательстве, а тем более в сфере образования, профессиональных стандартов никогда не было. Идея профессионального стандарта заимствована из зарубежного опыта. Отмечу, что сфера образования одной из первых внедряет данную новацию. Данные нововведения вызваны изменениями в реальной системе образования. Меняется структура общества и его потребности, повысился уровень финансирования образовательных учреждений, выросла их материальная обеспеченность и степень автономии. Поэтому педагог как центральная фигура образовательного процесса столкнулся с новыми вызовами общества. Разработчики стандарта старались смотреть в будущее, чтобы прогнозировать, какие требования будут предъявляться к педагогу завтрашнего дня. Если раньше учитель был главным носителем знаний, то сейчас, с развитием IT, информационная функция педагога чем дальше, тем больше будет снижаться. Мы видим на примере введения ФГОСов в начальной школе, какие новые требования предъявляются к учителю: помимо привычных и понятных предметных результатов, ему нужно освоить самому и научить детей совершенно новым метапредметным компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве. Не случайно ключевая идея профстандарта – умение педагога работать с разными категориями детей, а именно:
Работа с одаренными детьми;
- Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
- Работа с детьми - мигрантами;
- Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;
- Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.
Для кого-то из педагогов новые требования не являются проблемой, потому что они уже используют в своей работе самые современные методы. Но кому-то придется решать задачу освоения на практике новых для них трудовых действий, необходимых знаний и умений.
Мы хорошо понимаем, что ни один человек не может соответствовать всем квалификационным требованиям трудовых функций, записанным в стандарте, и каждый руководитель вправе сосредоточить усилия на конкретных аспектах деятельности в зависимости от особенностей своей образовательной организации.
Слайд № 14
Трудовая функция педагога – это Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Стандарт предусматривает 2 основные должности педагога: учитель и воспитатель.
Слайд №15
Требования к образованию ПЕДАГОГА, предусмотренные СТАНДАРТОМ:
- Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Требования к опыту практической работы не предъявляются.
Слайд №16
Не допускаются к работе лица
- Лишенные права заниматься педагогической деятельностью.
- Имеющие или имевшие судимость.
- Признанные недееспособными.
- Имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
Слайд №17-18
Содержание профессионального стандарта педагога
рассматривается с трех позиций: обучение, воспитание и развитие.
ОБУЧЕНИЕ:
Трудовые действия.
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
Планирование и проведение учебных занятий.
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
Формирование универсальных учебных действий учеников.
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).
Формирование мотивации к обучению.
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
Необходимые умения
Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей .
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Владеть ИКТ-компетентностями.
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.
Необходимые знания
Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке.
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества.
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики.
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях.
Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения.
Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.
Рабочая программа и методика обучения по данному предмету.
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи
Конвенция о правах ребенка Трудовое законодательство
Другие характеристики
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Слайд№ 19 -20
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Трудовые действия
Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
Проектирование и реализация воспитательных программ.
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.
Необходимые умения
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их.
Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.
Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.
Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу.
Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися .
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач.
Необходимые знания
Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества.
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях.
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики.
Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки.
Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций).
Другие характеристики
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.
Слайд № 21-22
РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Трудовые действия
Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития..
Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе.
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
Оказание адресной помощи обучающимся.
Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка
Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся.
Необходимые умения
Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ.
Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося.
Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся.
Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся.
Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик .
Формировать детско-взрослые сообщества.
Необходимые знания
Педагогические закономерности организации образовательного процесса
Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития
Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся
Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ
Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью
Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей
Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ
Другие характеристики
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Слайд № 23
Важный раздел стандарта - Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ.
Этот раздел соответствует пунктам 3.2, 3.2.1, 3.2.2 и 3.2.3 Приказа о профстандарте.
К педагогической деятельностью по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ , программ дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования могут допускаю работники образовательной организации в должность: учитель, воспитатель.
Сохраняются требования к образованию – это высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Требования к опыту практической работы – не предъявляются.
Должны соблюдаться особые условия допуска к работе: к педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
Слайд № 24
Заключение.
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский).
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться, меняться в соответствии с велениями времени. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – это главные качества современного, идущего в ногу с новыми требованиями профессионала в образовании. Профессиональный стандарт педагога, который приходит уже сегодня на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию и самореализации.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В словаре С.И.Ожегова «стандарт» 1.- нечто шаблонное, трафаретное, не заключающее в себе ничего оригинального, творческого. Пример: Действовать по стандарту . 2. - образец , которому должно соответствовать что-либо по своим признакам, свойствам, качествам. Пример: Соответствие изделий стандарту. 3. - документ , содержащий в себе соответствующие сведения. Пример: Государственный стандарт (Гост). Нормативно-технический стандарт.
Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель )» В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293), п р и к а з ы в а ю : 1 . Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель )». 2 . Установить, что профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года. Министр М.А . Топилин
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Педагог педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель ) УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н
Профессиональный стандарт- документ , включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю (воспитателю), действующий на всей территории Российской Федерации. утвержден приказом Министерства труда и соцзащиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н. зарегистрирован Министерством юстиции 06. 12. 2013 г. вводится в массовое применение с 1 января 2017 г. с 2016 г.– режим апробации.
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель )- апробация с 2016 года, вступит в силу в 2017 году . Педагог дополнительного образования детей и взрослых-с 2018 года. Педагог-психолог (психолог в сфере образования) -с 2018 года. Педагог-дефектолог ( учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог , тифлопедагог) - с 2018 года Руководитель образовательной организации и организации дополнительного образования детей - с 2018 года. Профессиональные стандарты работников сферы образования (до 2018года)
Для чего нужен профессиональный стандарт педагога? · Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. · Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на новый уровень. · Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога. · Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования. · Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТА Содержание документа: I. Общие сведения. II . Описание трудовых функций. III . Характеристика обобщённых трудовых функций. Разделы: 3.1- Обобщенная трудовая функция. 3.1.1-Трудовая функция Обучение. 3.1.2 – Трудовая функция Воспитательная деятельность. 3.1.3 – Трудовая функция Развивающая деятельность. 3.2 - Обобщённая трудовая функция Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ. 3.2.1 – Трудовая функция Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования. 3.2.2 - Трудовая функция Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования. 3.2.3 - Трудовая функция Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования . 3.2.4 - Трудовая функция Модуль «Предметное обучение .Математика» 3.2.5 – Трудовая функция Модуль «Предметное обучение. Русский язык» IV . Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТА в нем определяются основные требования к квалификации педагога; может дополнятся региональными требованиями; может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения; является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов образовательного учреждения; отражает структуру профессиональной деятельности педагога; выдвигает требования к личностным качествам педагога
Область применения Профессионального стандарта
Профессиональный стандарт «Педагог» применяется к следующим видам профессиональной деятельности: 1.Дошкольное образование. 2. Начальное общее образование. 3. Основное общее образование. 4. Среднее общее образование.
Основная цель вида профессиональной деятельности педагога: Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение). Виды экономической деятельности: Услуги в области дошкольного и начального общего образования. Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего образования.
готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей. КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ ПРОФСТАНДАРТА – умение педагога работать с разными категориями детей, а именно: Работа с одаренными детьми ; Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования ; Работа с детьми - мигрантами; Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии ; Работа с девиантными , зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении
Трудовая функция педагога Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Должности: УЧИТЕЛЬ, ВОСПИТАТЕЛЬ
Требования к образованию : в ысшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование Требования к опыту работы : ТРЕБОВАНИЯ К ОПЫТУ РАБОТЫ НЕ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ !
Особые условия допуска к работе К педагогической деятельности не допускаются лица :
Характеристика трудовых функций. Трудовая функция ОБУЧЕНИЕ . Трудовые действия -разработка и реализация программ; -планирование и проведение учебных занятий; -анализ эффективности учебных занятий; Необходимые умения УМЕТЬ: в ладеть формами и методами обучения, объективно оценивать знания обучающихся Необходимые знания ЗНАТЬ: п реподаваемый предмет; Основные закономерности возрастного развития, пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения;
Характеристика трудовых функций. Трудовая функция ОБУЧЕНИЕ . Трудовые действия ф ормирование УУД; ф ормирование мотивации к обучению; - о ценка знаний обучающихся. Необходимые умения УМЕТЬ: владеть ИКТ-компетентностями; организовывать различные виды внеурочной деятельности Необходимые знания ЗНАТЬ: направления развития образовательной системы РФ; Конвенцию о правах ребенка; Трудовое законодательство
Характеристика трудовых функций. Трудовая функция ВОСПИТАНИЕ . Трудовые действия регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды; проектирование и реализация воспитатель ных программ Необходимые умения УМЕТЬ: о бщаться с детьми; защищать достоинство и интересы обучающихся; поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу Необходимые знания ЗНАТЬ: основы законодательства о правах ребенка, законы и стандарты в сфере образования ; основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности
Характеристика трудовых функций. Трудовая функция ВОСПИТАНИЕ . Трудовые действия. поддержка ОО деятельности ученических органов самоуправления Необходимые умения. УМЕТЬ: владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.д.; сотрудничать с другими педагогическими работниками в решении воспитательных задач Необходимые знания. ЗНАТЬ: основы методики воспитательной работы, виды и приемы современных педагогических технологий; нормативные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории ОО
Характеристика трудовых функций. Трудовая функция РАЗВИТИЕ . Трудовые действия. выявление поведенческих и личностных проблем обучающихся; проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды; освоение и применение психолого-педагогических технологий ; разработка программ индивидуального развития ребенка Необходимые умения. УМЕТЬ: о казать помощь ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья; осуществлять психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ; Необходимые знания. ЗНАТЬ: п едагогические закономерности организации образовательного процесса; законы развития личности ; закономерности формирования детско-взрослых сообществ;
Характеристика трудовых функций. Трудовая функция РАЗВИТИЕ . Трудовые действия - Развитие познавательной активности, самостоятельности, инициативы, формирование гражданской позиции; формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения Необходимые умения. УМЕТЬ: - разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты; владеть методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся Необходимые знания. ЗНАТЬ: закономерности семейных отношений, позволяющие работать с родителями; основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ ь Условия допуска к работе Должность учитель, воспитатель Требования к образованию высшее образование или среднее профессиональное образование Требования к опыту практической работы не предъявляются Особые условия допуска к работе не допускаются лица: имеющие или имевшие судимость ; недееспособные; имеющие заболевания
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. « В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя…» (К.Д. Ушинский).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Методика работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку...
Выступление на педагогическом совете школы Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования.
В выступлении изложены основные требования к современным учителям иностранного языка...
Новые качества образования (выступление)
Новые качества образования (выступление)...
Доклад на тему «Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога»
На современном этапе модернизации образования общество нуждается в педагогах нового формата. Впервые в российском образовании формируется концепция и содержание профессионального стандарта педагога.За...
Педагогический Совет школы 2016-2017 год
Педагогический Совет состоялся в 2016-2017 учебном году. Докладчик: Кудриков Михаил Анатольевич.Тема: «Возможности воспитательного пространства школы – интерната для детей с ОВЗ в про...
Стандарт профессиональной деятельности педагога — новый шаг к качеству образования.
Составляющие параметра «качество образования». Стандарт профессиональной деятельности педагога — новый шаг к качеству образования....
Внедрение в учебную деятельность новых педагогических технологий: проектная деятельность
Проектная деятельность - особая технология, позволяющая ученику более глубоко вникнуть в изучаемую тему...