Самоанализ педагогической деятельности
опыты и эксперименты по теме
Реализация задания образования начала ХХI столетия требует новых подходов, которые базируются на обращении к личности учащихся с её потребностями и интересами, в основу которых положено восприятие учебного процесса как свободного роста и развития этой личности. Соответственно основной задачей учителя является помощь в познавательной деятельности ученика, созданию условий для его самореализации, самообучения, саморазвития, формирования ключевых компетентностей. Большой потенциал имеет использование исследовательских методов, которые предусматривают сотрудничество учителей и учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_tepsikoeva_l.k.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реализация задания образования начала ХХI столетия требует новых подходов, которые базируются на обращении к личности учащихся с её потребностями и интересами, в основу которых положено восприятие учебного процесса как свободного роста и развития этой личности. Соответственно основной задачей учителя является помощь в познавательной деятельности ученика, созданию условий для его самореализации, самообучения, саморазвития, формирования ключевых компетентностей. Большой потенциал имеет использование исследовательских методов, которые предусматривают сотрудничество учителей и учащихся.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода потребовали в первую очередь новых методов обучения. Таких, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Моя методическая тема: «Современные методы подготовки учащихся к итоговой аттестаци».
Цель моей деятельности- расширение и совершенствование технологий обучения и воспитания.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и российской педагогической практики принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Метод проектов позволяет построить обучение и воспитание на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения и приобрести новые, получив реальный и ощутимый результат.
В течение года старалась уделить этому методу больше внимания. Учащиеся занимались проектной деятельностью по различным темам русского языка и литературы.
Повышение общей языковой культуры, углубление и расширение знаний, развитие творческих способностей обучающихся, самовыражения, самореализации, творческого воображения, навыков коллективной творческой деятельности, ответственного отношения к результатам своей работы и работы коллектива, выявление детей, имеющих интерес к предмету – вот далеко не полный перечень задач, которые я решаю на уроках русского языка и литературы.
Учебно-исследовательская и творческая деятельность – это процесс совместной деятельности обучающегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, систематизации новых знаний. В целях создания условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей и реализацию их потенциальных возможностей, я провожу работу, основанную на принципах развивающего и воспитывающего обучения, индивидуализации и дифференциации обучения, учёта возрастных возможностей, подготовку к таким мероприятиям, как:
- неделя русского языка и литературы;
- предметные олимпиады;
- конкурсы сочинений, чтецов;
- участие во всероссийской олимпиаде «Олимпус».
Благодаря отработанной системе по реализации интеллектуальных и творческих способностей мои обучающиеся являются участниками районных конкурсов сочинений.
Подготовку к итоговой аттестации начинаю с 5 класса. Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность.
Становление личности школьников прежде всего происходит на уроке.
Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу;
дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу.
Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.
Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонёк пытливости.
В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.
Прекрасным средством воспитания и обучения является игра.
Для этого я ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приёмами процесса познания.
Через решение творческих задач разной степени трудности, многовариативных заданий обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, прививаю навыки самоорганизации и самопроектирования.
Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать.
Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.
Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Для этого я использую на уроках русского языка и литературы возможности новейших информационно-коммуникационных технологий. Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать знание лингвистических и литературоведческих терминов.
Тщательно продуманное содержание различных форм уроков, в том числе, нетрадиционных, интегрированных с применением новых педагогических технологий обучения, разработанные мною в целях развития речевых и интеллектуальных способностей обучающихся и концептуальные схемы анализа художественных произведений, использование разнообразных средств педагогической диагностики образовательных результатов позволили мне добиться неплохих результатов учебных достижений обучающихся.
Постоянно занимаюсь самообразованием, использую в работе новинки методической литературы, Интернет-ресурсы. Принимаю активное участие в проведении предметных недель, открытых занятий, уроков, даю открытые уроки для коллег, руковожу методическим объединением школы.
Проявления гуманного отношения к учащимся, такие как оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, доброжелательный и эмоциональный тон учителя, приоритет положительного стимулирования, терпимости к их недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом учащегося на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках положительно сказывается на здоровье учащихся.
Во избежание усталости учащихся на уроках применяю чередование видов работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихся. Разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
Чтобы не было перегрузки учащихся, соблюдаю объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводятся строго по календарно-тематическому планированию.
Применение на уроках зрительной гимнастики, эмоциональных разгрузок (1-2 минуты), физкультминуток повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление учащихся, повышает умственную работоспособность, способствует хорошему темпу урока. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Во время занятий слежу за правильной позой учащихся, стремлюсь вызывать положительное отношение к предмету.
Как учитель-филолог, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить своим ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, учащиеся должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.
Основа моей работы - признание индивидуальности учащегося, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности
Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...
Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности
Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...
самоанализ педагогической деятельности 2011 г
Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...
самоанализ педагогической деятельности
данный материал может быть полезен и интересен для учителей русского языка и литературы...
Самоанализ педагогической деятельности учителя
СамоанализАмельяновой Натальи Валерьевныучителя математики и физики ГОУ «Хотьковская школа-интернат Vвида» Сергиево-Посадского района Московской области, 1970 года рождения, окончила математический фа...
САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности классного руководителя
САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности участника конкурса педагогических достижений «Воспитание мировоззрения в образовательном процессе» в 2008-2009 годув номинации «Воспитание школьник...
Самоанализ педагогической деятельности
В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современно...