Древнейшая Греция. Греки и Критяне
методическая разработка (5 класс) по теме
Географическое и природные условия Древней Греции, население и его основные занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevnyaya_gretsiya.doc | 235 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Древнейшая Греция. Греки и Критяне» 5 класс
Образовательная цель: Познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями, с древнейшим периодом греческой истории. Активизировать известные школьникам знания по истории Древнего востока и Азии. Продолжать формировать у ребят умения читать карту, анализировать ее содержание. Познакомить учащихся с мифами « О Тесее и Минотавре».
Развивающая цель: развитие умения работать с исторической картой, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать природные условия разных стран, решать проблемные задачи, развивать умение отвечать на поставленные вопросы по существу. Закреплять умение решать исторические задачи, используя ленту времени.
Воспитательная цель: Подвести учащихся к пониманию роли Древней Греции в мировой культуре, как страны с высокой культурой и древнейшей историей. Пробудить понимание красоты по средствам привлечения внимания учащихся к изображениям на греческих вазах, украшенных сценами из мифологии и повседневной жизни греков.
Учебник: История Древнего мира. 5 класс. А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.-М.: Просвещение, 2010г
Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедиа-презентация, путевые листы, учебники, карта
Методические приемы: беседа, работа с текстом учебника, постановка проблемного задания, описание, рассказ, заполнение сравнительной таблицы, работа с картой, решение исторических задач.
План урока:
1.Мотивация к учебной деятельности
2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в пробном действии
3. Выявление места и причины затруднения
4. Построение проекта выхода из затруднения
5. Реализация построенного проекта
6. Первичное закрепление с комментарием во внешней речи
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
8. Рефлексия учебной деятельности
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи;
Личностные: осознавать свои эмоции, вырабатывать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Девиз урока: «Кто совершил путешествие — тот много может рассказать».
2.Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в пробном действии
Познавательные: структурирование знаний;
Регулятивные: коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Учитель: кто может рассказать с историей каких стран мы с вами знакомились на предыдущих уроках? (На предыдущих уроках мы познакомились с вами с историей стран Древнего Востока и Азии).
Учитель: А что мы изучали об этих странах. (Познакомились с их природными условиями, географическим положением, занятиями населения структурой обществ, религиозными верованиями, изобретениями и открытиями, сделанными в древности).
3.Выявление места и причины затруднения
Познавательные: постановка и формулирование проблемы.
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в Древнюю страну. Эта небольшая страна дала человечеству театр, скульптуру, архитектуру, живопись, Олимпийские игры. В русском языке множество слов той страны, например школа, география, арифметика, тетрадь, история. Это конечно - Древнейшая Греция. И поэтому попытайтесь сформулировать тему урока: Древнейшая Греция. Греки и Критяне. (Слайд № 2,3)
4. Построение проекта выхода из затруднения
Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Скажите мне, пожалуйста, из каких источников мы можем узнать о жизни людей в Древней Греции?
(из книги, из интернета, работая с картой, личный опыт …)
Итак, что именно мы должны сегодня изучить? (целеполагание)
1. Месторасположение и природные условия Греции
2. Основные занятия населения
3. Известные личности
4. Соседи Древней Греции
5. Реализация построения проекта
Коммуникативные: Излагать свое мнение, аргументируя его, понимать позицию другого;
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Регулятивные: выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в Древнейшую Грецию на машине времени. Билеты я вам приобрела, (Демонстрация билетов и путевых листов). К ним еще прилагаются путевые листы, выполняя задания в которых мы будем продвигаться в нашем путешествии и зарабатывать древнегреческие деньги, которые назывались таланты.
Подпишите ваши билеты.
Итак, мы готовы отправиться в путешествие. Представьте что мы с вами финикийские мореплаватели, которые отправляются в далёкое плавание. (Слайд№ 4) Двигаясь на северо-запад мы пересекаем Средиземное море. Итак, первая наша остановка в путешествии называется порт «Практический» здесь мы познакомимся с географическим положением Греции. А для этого обратимся к карте в учебниках (стр.117)Работаем самостоятельно.
Вопросы в путевых листах с 1по 11.
Подведем итог.
А теперь обратимся к нашим путевым листам и выполним задание №1 на контурной карте. Проверка выполнения задания. А теперь оцените свою работу самостоятельно. Здесь 11талантов
Итак, мы справились с этим заданием и можем продолжить наше путешествие к следующему порту « Познавательный» он познакомит нас с природными условиями Греции и основными занятиями жителей. Рассказ учителя о природных условиях ( слайд № 6 )
1)Важнейшая природная особенность Греции состоит в том, что с запада, востока и юга она окружена морем, с востока – Эгейское, с запада – Ионическое, с юга – Критское. На морях много островов, самый крупный из них – остров Крит. В жизни древних греков, море играло громадную роль. Греков считали морским народом, умеющим строить корабли.
2) Другая важная особенность природы Греции состоит в том, что горная страна. Горы покрывают значительную часть Греции, поэтому земель, пригодных для хлебопашества и пастбищ, здесь немного. Самая высокая гора – Олимп. Как и всякая страна, где есть горы, Греция богата полезными ископаемыми. Лесов в Греции было мало, каменистые склоны гор были голы или покрыты кустарниками и низкорослыми деревьями с искривлёнными стволами. Такой лес не годился для построек.
3) Третья особенность природы Греции заключается в том, что здесь нет полноводных рек, как Нил, Евфрат или Инд. Уже в мае реки мелеют. А в июле стоит сильная жара до + 40 ˚ (в тени), когда выгорает трава, склоны гор приобретают желтоватый оттенок. Эти природные условия во многом повлияли на основные занятия жителей Греции.
Давайте обратимся к рисункам на (слайде № 7) и предположим чем занимались древние греки.
Ученики: ремесло, рыбная ловля, хлебопашество, торговля. Пояснения учителя: (Слайд № 8)
Подведем итог. А теперь оцените свою работу самостоятельно. Здесь 8 талантов.
Ребята, прислушайтесь. Где-то в одном из домов звучит музыка. Зайдём?
Мы видим танцующих. Как красивы и плавны их движения! Давайте присоединимся к ним.
ФИЗМИНУТКА под музыку танца «Сиртаки».
«раз» - левую руку поднять, посмотреть на кончики пальцев;
«два» - правую руку поднять, посмотреть на кончики пальцев,
«три» - левую ногу отставить в сторону,
Четыре – правую приставить.
В другую сторону.
Раз, два – присели, встали
Раз, два – присели, встали
Веселей. Не забывайте про глаза, смотрим на кончики пальцев.
Посмотрели друг друга. Улыбнулись.
Отдохнув немного, мы продолжаем наше путешествие.
Учитель: Любая страна интересна не только с точки зрения природы, она славится, прежде всего, людьми. Поэтому мы с вами отправляемся в следующий порт «Мифический». (Слайд№ 9) Но прежде давайте вспомним на основе, каких источников историки изучают прошлое?
Ученики: Письменных и вещественных. Мифы мы отнесем, к каким источникам? Ученики: Письменным.
Эгейское море усеяно множеством островов. Они находятся так близко друг от друга, что с них видны соседние острова. Самый большой остров – Крит. Этот остров считается частью Европы. В III тыс. до н. э. здесь возникло древнейшее в Европе государство, с историей, которого мы познакомимся, обратившись к мифу « О Тесее и Минотавре».
А теперь мы снова обращаемся к нашим путевым листам. Задание №16 и 17. Ваша задача - прочитав миф «О Тесее и Минотавре», восстановить последовательность событий и ответить на вопрос. Проверка выполнения задания. А теперь оцените свою работу самостоятельно. Здесь 2 таланта.
Учитель: Кроме письменных ученые изучают историю и по вещественным источникам, поэтому сейчас мы с вами обратимся к результатам археологических исследований на острове Крит и отправимся в порт «Дворец в Кноссе». (Слайд №. 11)
Но в 15 веке до нашей эры на острове Фера близ берегов Крита произошло землетрясение и извержение вулкана. (Слайд № 12) . Ураганный ветер, чудовищной величины волна и тучи пепла обрушились на Крит. Почти все постройки на нём были разрушены, население спаслось бегством. Вскоре после катастрофы на обезлюдевший Крит стали переселяться греки, перенявшие во многом культуру и традиции критян.
6. Первичное закрепление с комментарием во внешней речи
Коммуникативные: умение выражать свои мысли;
Мы снова обращаемся к нашим путевым листам и выполняем Задание № 4. Это задание - задача: В 1500 году до нашей эры прекратила свое существование цивилизация Крита. Сколько лет прошло с момента гибели
Критской цивилизации до сегодняшнего дня?
,проверка решения и ответа. Итак, со времени гибели Критской цивилизации прошло 3511лет оцените свою работу самостоятельно в 1 талант и мы с вами возвращаемся в наш 2016 год, наше путешествие подошло к концу. (Слайд № 13)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Коммуникативные: организовывать работу в паре, самостоятельно вырабатывать решения;
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать качество и уровень усвоения.
Заполните таблицу. Подведем итог
8. Рефлексия учебной деятельности
Познавательные: умение структурировать знания;
Коммуникативные: умение выражать свои мысли;
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка и осознание учащимися того, что уже усвоено.
В начале урока мы говорили, кто совершил путешествие, тот может много рассказать?
Учитель: По какой стране мы путешествовали сегодня? Ученики: По Древнейшей Греции. Давайте вернемся к тому что у нас с вами было запланировано (пункты плана) Что вам больше всего запомнилось и понравилось в нашем путешествии? Что вызвало затруднения, какие задания вам показались наиболее сложными? Ответы учеников. Попробуй оценить свою работу на уроке. Все ли задания выполнил или, что-то не получилось? Посчитайте, сколько талантов вы сегодня получили? Это и есть оценка за урок.
В Новом Завете есть притча о трех рабах, которым хозяин подарил монеты под названием - талант. Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Не скрывай свои таланты, развивай и приумножай. Талант высоко ценится людьми не случайно Он бесценный. Человечество знает немало людей, проявивших свои дарования в сфере науки, техники, искусства, среди них и талантливые учителя, врачи, изобретатели, которые благодаря своему труду помогают развитию общества. На талантливых держится наша Россия.
Сдайте путевые листы. Спасибо всем за работу.
Виртуальный билет в Древнейшую Грецию
Время отправления____ч. _____мин.
Путевой лист
Задание №1. Заполни контурную карту «Древняя Греция»
- Обведите территории, на которых жили греческие племена.
- Надпишите названия 3-х частей, на которые делилась Греция.
- Надпишите названия морей, которые омывают Грецию.
- Надпишите название самого большого острова.
Цифрами на карте обозначены древнейшие города Греции. Напишите их названия.
Задание №2
Порт практический | ответ | талант | |
1 | Мы пересекаем Средиземное море и попадаем в какое море? | ||
2 | Как назывался народ живший там? | ||
3 | Как называлась страна? | ||
4 | Как мы называем этот народ сейчас? | ||
5 | Как мы называем сейчас эту страну? | ||
6 | На каком полуострове поселились древние греки? | ||
7 | Какими морями омывается Греция и Балканский полуостров? | ||
8 | Есть ли в Греции крупные реки? | ||
9 | На какие части условно мы можем разделить Грецию? | ||
10 | Найдите самый крупный остров, как он назывался? | ||
11 | Какие крупные города Греции, опираясь на карту, вы можете назвать? | ||
порт « Познавательный» | |||
12 | Важнейшая природная особенность Греции состоит в том, что | ||
13 | Самая высокая гора Греции | ||
14 | Здесь нет каких ? рек ? | ||
15 | Чем занимались древние греки? | 1 2 3 4 5 | |
порт «Мифический» | |||
16 | Восстановите последовательность событий и пронумеруйте их Гибель царя Эгея Решение Тесея отправиться на Крит Поединок Тесея с Минотавром Уплата Афинами дани царю Миносу | ||
17 | Сооружение , построенное Дедалом на Крите? | ||
порт «Дворец в Кноссе» | |||
18 | В 1500 году до нашей эры прекратила свое существование цивилизация Крита. Сколько лет прошло с момента гибели Критской цивилизации до сегодняшнего дня? |
Задание №3.Решите задачу: В 1500 году до нашей эры прекратила свое существование цивилизация Крита из-за взрыва вулкана на острове Фера.
Сколько лет прошло с момента гибели Критской цивилизации до сегодняшнего дня?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Древнейшая Греция. Греки и критяне.
Урок истории в 6 классе...
«ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ. ГРЕКИ И КРИТЯНЕ. МИФОЛОГИЯ»
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ...
Проект урока по истории древнего мира "Древняя Греция. Греки и критяне".
Данный урок по истории представляет собой технологическую карту деятельности учителя и учащихся. Урок соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения....
Презентация к уроку по истории древнего мира "Древняя Греция. Греки и критяне".
Данная презентация составлена к уроку истории древнего мира в 5 классе. Она отражает все задания урока, наглядный материал....
Древнейшая Греция. Греки и критяне.
Работа представлена по гуманитарному направлению. Тема урока – «Древнейшая Греция. Греки и критяне». Разработка урока представлена в соответствии ФГОС...
5 класс. Конспект урока "Древнейшая Греция. Греки и критяне"
План-конспект урока с применением технологии критического мышления....
Древняя Греция. Греки и критяне
урок в 5 классе...