Технология коллективной творческой деятельности
материал на тему
Технология коллективной творческой деятельности ( КТД)
Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение, а их разнообразие и периодичность позволяет детям и подросткам реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_kollektivnoy_tvorcheskoy_deyatelnosti.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология коллективной творческой деятельности ( КТД)
Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение, а их разнообразие и периодичность позволяет детям и подросткам реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.
Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность детей и подростков, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.
Автором этой технологии является педагог-исследователь И.П.Иванов, его ученики и последователи.
Иванов Игорь Петрович – российский педагог-новатор, представитель педагогики сотрудничества, профессор Ленинградского государственного педагогического института, академик Российской академии образования.Руководил коммуной юных фрунзенцев и коммуной им. А.С. Макаренко в Ленинграде, успешно воплотил макаренковские идеи воспитания в коллективе в современной городской школе.Автор методики коммунарского воспитания (иначе: методика коллективных творческих дел, методика КТД, «орлятская» методика).
Сущность технологии КТД заключается в такой организации взаимодействия педагогов и воспитанников, при которой они, являясь субъектами педагогического процесса, вместе планируют, организуют, осуществляют, анализируют и рефлексируют совместную деятельность.
Концептуальные идеи:
а) сотрудничество, сотворчество детей и взрослых;
б) коллективная деятельность, позволяющая создать мощное творческое поле;
в) свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения учителю;
г) сочетание разнообразных методов коллективной творческой работы (мозговая атака, игра, свободная дискуссия);
д) диалог всех возникающих точек зрения;
е) уважение личности ребенка, его уникальной позиции в мире;
ж) социально полезная направленность деятельности;
з) использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности;
и) постепенный переход от близких перспектив к средним, от средних к далеким .
Суть КТД – в социальном творчестве детей и взрослых.
Виды КТД: общественно-политические, трудовые, познавательные, экологические, художественные, спортивные, досуговые.
В организации «классического» КТД, разработанного И. П. Ивановым, выделяют шесть стадий:
Первая стадия – предварительная работа коллектива, целью которой является создание настроя на предстоящее дело, формирование мотивации.
Вторая стадия – коллективное планирование, разработка проекта КТД.
Третья стадия – коллективная подготовка КТД
Четвертая стадия – стадия проведения КТД.
Пятая стадия – коллективное подведение итогов, коллективный анализ проведенного дела Шестая стадия – ближайшее последействие.
Конкретных организационных форм КТД много, но в основе их лежит всего несколько схем-структур построения дела:
-бой (КВН, разнобой, пресс-бой)
-защита (защита фантастических проектов, времен года, знаков зодиака)
-эстафета (устный журнал,турнир,ринг)
-путешествие (игра-путешествие)
-ролевая игра (пресс-конференция).
Основными условиями воспитательной эффективности коллективных творческих дел являются:
· единство жизненно-практической (улучшение жизни коллектива и окружающей жизни) и воспитательной направленности;
· творческий характер каждого КТД («каждое дело – творчески, иначе – зачем?»): осуществление непрерывного поиска лучших решений жизненно важной задачи на всех стадиях организации;
· ценностная интерпретация задач каждого дела;
· единство стадий организации каждого дела, объединенных общей идеей, ценностью.
На всех этапах организации КТД необходимо особенно внимательное отношение к детям с заниженной самооценкой, «новеньким», «трудным», ко всем, кого коллектив по каким-либо причинам не принимает. Для таких детей целесообразно применять технологию создания ситуации успеха. Эта технология позволит всем увидеть таких детей с неожиданной (неожиданно хорошей) стороны, изменить отношение к ним в лучшую сторону, а им самим – занять достойное место в команде, включиться в общую работу «на радость и пользу людям», применив проявившиеся в ситуации успеха способности.
Становлению конструктивных отношений в команде способствует применение технологии стимулирования деятельности детей. Умелое применение различных видов педагогических требований, поощрений и наказаний позволяет педагогу регулировать отношения в микрогруппе и в коллективе в целом, делая акцент на стимулировании гуманитарных моделей поведения.
Гуманитарная профессиональная позиция педагога подразумевает не только принятие различных точек зрения, но и устойчивость собственной позиции, способность отстаивать в культурных формах свои ценности. Для решения этой задачи педагог может демонстрировать приемы, составляющие технологию этической защиты, и обучать этим приемам воспитанников.
Коллективная творческая деятельность – это деятельность одновременно практическая и духовная, позволяющая ребенку приобрести не только практические, организаторские, коммуникативные и другие навыки, но также выявить и реализовать свои способности, приобрести опыт диалогического взаимодействия и гуманных отношений, освоить принятые в обществе способы и формы реализации ценностных отношений к окружающему миру и другим людям.
Литература
- Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. - М., 2010.
- КТД в школе(методические рекомендации) //Воспитание школьников № 10, 2002
- Кашлев С.С. Современнные технологии // Минск: «Университетское», 2001
- Сохранная Н.А. Групповые формы обучения. Минск: Красико-Принт,2007
- Материалы сайта festival@1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательное мероприятие на нравственно-этическую тему с применением технологии коллективно-творческой деятельности"Загляни в мамины глаза".
Воспитательное мероприятие на нравственно-этическую тему с применением технологии коллективно-творческой деятельности Загляни в мамины глаза Цели: Познакомить с праздником, который посв...
Технология коллективной творческой деятельности (КТД)
Развитие коллектива через развитие коллективной деятельности. Работа классного руководителя....
«Технология коллективной творческой деятельности на уроках ИЗО и во внеклассной работе»
Тезисы к выступлению на августовской конференции «Технология коллективной творческой деятельности на уроках ИЗО и во внеклассной работе» ...
Технология коллективно - творческой деятельности (КТД) .
Доклад "Технология коллективно- творческой деятельности"...
Технология коллективно - творческой деятельности (КТД) .
Важную роль в формировании подрастающего поколения играет коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой могут воспитываться способности личности. А чтобы организовать опред...
Технология коллективной творческой деятельности
Цель технологии: содействовать выявлению, развитию творческих способностей детей и приобщению их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать: изд...
Технология коллективной творческой деятельности
Презентация дает опредление понятия КТД, ее цели, виды. Содержание презентации включает также КТД конструктор, систему оценки и результаты применения....