план внеурочной деятельности
методическая разработка на тему
План работы внеурочной деятельности на 2016 – 2017 учебный год К.С. Финенко, В.Х. Матякубова, И.Н. Гаранина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_vneurochnoy_raboty_uchiteley_vospitateley_i_do.docx | 62.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«СОГЛАСОВАНО»
Ио директора ГБОУ «ЦИО «Южный»
___________________ О.В.Бурлакина
«___»______________ 2016 года
План работы внеурочной деятельности
на 2016 – 2017 учебный год
К.С. Финенко, В.Х. Матякубова, И.Н. Гаранина
Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность в аспекте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования понимается как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения обучающимися основных образовательных программ общего образования.
Цель:
содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Задачи:
-обеспечение условий для благоприятной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении;
-обеспечение условий достижения обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования;
-оптимизация условий для общего развития, коррекции и компенсации нарушений в развитии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-создание условий для закрепления и практического использования знаний и умений, приобретенных обучающимися в урочной деятельности;
-создание условий для выявления и реализации интересов, склонностей и способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-развитие опыта творческой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также в разновозрастной детской среде;
-развитие опыта неформального общения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом расширения рамок взаимодействия с социумом.
Принципиальные положения
внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ГКОУ «Центра инклюзивного образования «Южный»
В качестве основных принципов организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья можно представить следующие:
-принцип соответствия содержания и организационных форм внеурочной деятельности возрастным особенностям детей и особенностям психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-принцип преемственности технологий организации внеурочной деятельности обучающихся с технологиями деятельностного типа, реализуемыми в урочной деятельности;
-принцип тематической взаимосвязанности внеурочной и урочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-принцип учета ценностей воспитательной системы образовательного учреждения при проектировании содержания и организационных форм внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-принцип опоры на традиции дополнительного образования детей;
-принцип учета потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, запросов их родителей (законных представителей);
-принцип направленности содержания программ курсов внеурочной деятельности на достижение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования;
-принцип реализации свободного выбора курсов внеурочной деятельности на основе личных интересов и склонностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-принцип разнообразия направлений и организационных форм внеурочной деятельности;
-принцип реализации коррекционно-компенсирующей направленности внеурочной деятельности;
-принцип социально-адаптирующей направленности программ внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, помимо решения задач общего развития обучающихся в процессе внеурочной деятельности необходима реализация принципов, обеспечивающих коррекцию и компенсацию психофизических недостатков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также определение профессиональных планов обучающихся и их успешную социальную адаптацию.
Внеурочная деятельность с детьми с ОВЗ выполняет следующие функции:
-образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
-воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательной организации, формирование культурной среды;
-креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
-компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
-рекреационная - организация содержательного досуга, как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
-функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в обществе;
-функция самореализации - самоопределение ребенка в социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
-контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени.
Направления внеурочной деятельности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ГКОУ «Центра инклюзивного образования «Южный»
В качестве основных направлений внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определены следующие: духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное и спортивно-оздоровительное (физкультурно-спортивное и оздоровительное).
С целью качественного содержательного наполнения программ курсов внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представим характеристику каждого направления.
- Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности
Содержание программ в рамках данного направления внеурочной деятельности обеспечивает усвоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья системы ценностей, получение обучающимися опыта определения актуальных для них жизненных и нравственных проблем, приобретение опыта разрешения этих проблем на основе морального выбора. Помимо этого содержание направления должно обеспечивать возможности для приобретения обучающимися опыта определения и реализации собственных ценностных приоритетов в искусстве, духовно-практической деятельности (творчество, помощь людям, благотворительность, добровольчество, волонтерство и др.). Данное направление предполагает формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способностей к ориентировке в пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная культура, семейные традиции, народные традиции и др.), а также предполагает освоение обучающимися этических норм, эстетических эталонов. Развитие у обучающихся умений организации деятельности в бытовой и культурно-досуговой сферах, умений строить межличностные отношения, овладение навыками культурного общения. Формирование у обучающихся интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения познавательных задач, анализом ситуаций, сопоставлением различных данных, способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, строить и проверять гипотезы, формирование пространственных представлений, пространственного воображения, умений рассуждать. Не менее важной является стимулирование познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие здоровья навыков общения со сверстниками и в разновозрастной детской среде, включение обучающихся в процессы преобразования окружающей среды, присвоение и отработку ими различных социальных ролей, приобщение к ценностям гражданственности, социальной солидарности, развитие умений принимать групповые нормы.
Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть представлено следующими программами: «Дорогами добра», «Духовное богатство России», «Музыка и движение», «Театральная азбука», «Азбука этикета», «Школьный этикет», «Великие изобретатели», «Мир профессий», «Клуб почемучек», «Хочу все знать», «Юный исследователь», «За страницами учебника математики», «Интеллектуальные игры», клуб «Эрудит», клуб «Юный исследователь», «Волшебные звуки», «Экономика вокруг нас», «Занимательная информатика», «Математика вокруг нас», научное общество учащихся «Первые шаги моего исследования», «Народы мира», «Детская риторика», «Человек среди людей», «Они прославили наш город», «Наш героический город», «История и культура», «Азбука права», клуб «Лидер», «Мы и окружающий мир», игра-путешествие «Мой родной город», и другие.
- Спортивно-оздоровительное (физкультурно-спортивное и оздоровительное)
Данное направление внеурочной деятельности предполагает приобщение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к ценностям здорового образа жизни, формирование у них мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование умений использовать средства физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни и досуговой деятельности, а также включение обучающихся в спортивно-зрелищные мероприятия (турниры, марафоны, спортивные праздники, встречи с выдающимися спортсменами и др.). Спортивно-оздоровительное направление может быть представлено такими программами внеурочной деятельности, как «Азбука здоровья», «Юные олимпийцы», «Ритмика», подвижные игры « Академия досуга» и другими.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ГКОУ «Центра инклюзивного образования «Южный»
При моделировании системы внеурочной деятельности в образовательном учреждении и проектировании программ курсов внеурочной деятельности обучающихся и непосредственной организации внеурочной деятельности необходимо иметь четкое представление о планируемых результатах внеурочной деятельности.
В процессе определения планируемых результатов внеурочной деятельности возможна реализация одного из подходов, которые представлены ниже.
Первый подход состоит в определении планируемых результатов внеурочной деятельности исходя из личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ общего образования. Требования к личностным и метапредметным результатам обучающихся, освоивших основные образовательные программы начального и основного общего образования, определены в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования.
При определении личностных и метапредметных результатов программ внеурочной деятельности следует принимать во внимание такой раздел основной образовательной программы образовательного учреждения, как планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья основных образовательных программ начального и основного общего образования.
Личностные результаты включают сформированность у обучающихся мотивации к обучению и познанию, сформированность социально значимых личностных качеств, основ гражданской идентичности, сформированность ценностно-смысловых установок и навыков нормативного поведения.
Метапредметные результаты включают сформированность у обучающихся познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность их самостоятельного применения в учебной и познавательной деятельности, социальной практике.
Рассмотрим некоторые примеры определения планируемых результатов внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с первым подходом.
Личностные результаты освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности могут быть представлены следующим образом. Учащиеся, освоившие программу курса внеурочной деятельности:
-понимают и принимают общечеловеческие ценности жизни, здоровья, справедливости, уважения человеческого достоинства, милосердия и др.;
-умеют следовать в поведении установленным правилам;
-осознают роль знаний в жизни человека;
-владеют этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик – ученик»;
-проявляют интерес к историко-культурному прошлому своей страны, малой Родины.
Метапредметные результаты освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности возможно сформулировать следующим образом. Учащиеся, освоившие программу курса внеурочной деятельности:
-умеют определить проблему;
-умеют формулировать вопросы для решения проблемной ситуации;
-умеют выдвигать элементарные гипотезы;
-умеют наблюдать, классифицировать, формулировать выводы;
-умеют структурировать материал с помощью взрослого;
-умеют готовить тексты собственных докладов с помощью взрослых;
-умеют аргументировано защищать свои идеи с помощью взрослого;
-умеют распределять обязанности в процессе работы в парах, группах;
-умеют инициировать взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе поиска решения проблемной ситуации.
Второй подход к определению планируемых результатов внеурочной деятельности обучающихся заключается в заимствовании подхода к планируемым результатам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Воспитательный результат – духовно-нравственные приобретения, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности классифицируют по трем уровням.
Первый уровень результатов внеурочной деятельности – приобретение обучающимися знаний об общественном устройстве, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д. Для достижения данного уровня результатов внеурочной деятельности особую значимость имеет взаимодействие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со взрослыми как носителями социального опыта.
Второй уровень результатов – приобретение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым национальным ценностям.
Особое значение для достижения данного уровня результатов имеет взаимодействие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в близкой социальной среде, дружественной ребенку, в которой дети получают практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить либо отвергать.
Третий уровень результатов внеурочной деятельности – приобретение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия за пределами дружественной обучающимся среды образовательного учреждения, в самостоятельном действии в открытом социуме.
Как отмечают Д. В. Григорьев и П. В. Степанов, при организации внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста необходимо учитывать, что поступив в первый класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую социальную реальность. Педагогам следует учитывать эту особенность в процессе организации внеурочной деятельности, ориентируя программы курсов внеурочной деятельности на достижение обучающимися первого уровня результатов.
Во втором и третьем классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, происходит активизация межличностного взаимодействия обучающихся друг с другом. Данная ситуация развития младших школьников создает благоприятные условия для достижения в процессе внеурочной деятельности второго уровня воспитательных результатов.
К поступлению обучающихся в четвертый класс необходимо создание условий выхода обучающихся в пространство реального общественного действия. Тем самым в процессе внеурочной деятельности осуществляется достижение третьего уровня воспитательных результатов.
В процессе организации внеурочной деятельности обучающихся, осваивающих основную образовательную программу основного общего образования, целесообразно ориентироваться на создание условий для достижения обучающимися второго и третьего уровня результатов.
Приведем примеры определения результатов внеурочной деятельности обучающихся в соответствии со вторым подходом.
Первый уровень результатов внеурочной деятельности.
Учащиеся, освоившие программу курса внеурочной деятельности:
-имеют представления о настоящем мужчине как умном, решительном, смелом, благородном человеке, о женщине как о добром, внимательном к людям, любящим детей и умеющем прощать человеке;
-имеют представления о настоящем сыне и дочери как готовых помочь старшим в работе по дому, умеющих держать данное слово, заботящихся о своей семье, оберегающих покой членов семьи;
-знают этические нормы взаимоотношений в семье;
-знают символику Российской Федерации;
-знают значимые страницы истории страны, примеры исполнения гражданского и патриотического долга, традиции и культурное достояние своего края;
-обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Второй уровень результатов внеурочной деятельности.
Учащиеся, освоившие программу курса внеурочной деятельности:
-принимают общечеловеческие ценности жизни, здоровья, справедливости, уважения человеческого достоинства, милосердия и др.;
-осознают роль знаний в жизни человека;
-проявляют интерес к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать людям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
-проявляют интерес к историко-культурному прошлому своей страны, малой Родины;
-проявляют бережное отношение к природе.
Третий уровень результатов внеурочной деятельности. Учащиеся, освоившие программу курса внеурочной деятельности:
-соблюдают этические нормы взаимоотношений в семье;
-следуют в поведении правилам;
-имеют опыт ролевого взаимодействия, реализации гражданской и патриотической позиции, взаимодействия с людьми различного возраста; имеют -опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе и за ее пределами.
Опыт проектирования программ внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации дополнительных профессиональных образовательных программ для педагогов показывает, что оптимальным является определение планируемых результатов внеурочной деятельности с учетом личностных и метапредметных результатов.
Выбор модели внеурочной деятельности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В процессе организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении Е. Н. Степанов выделяет три этапа:
Первый этап – проектный – включает диагностику интересов, увлечений, потребностей обучающихся, запросов их родителей (законных представителей) и проектирование на основе анализа ее результатов модели внеурочной деятельности в образовательном учреждении. На данном этапе можно проводить анкетирование, опрос участников образовательного процесса. Полученные сведения можно применять в процессе проектирования индивидуальных маршрутов участия детей с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности. На данном этапе важно согласовать мнения всех участников образовательного процесса по вопросам моделирования внеурочной деятельности в образовательном учреждении. От этого во многом зависят качественные показатели внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, то есть результаты освоения обучающимися основных образовательных программ общего образования.
Второй этап – организационно-деятельностный, который предполагает создание и функционирование в образовательном учреждении системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения. Предполагает создание кадровых условий, материально-технических условий, разработку программно-методического обеспечения внеурочной деятельности и др.
Третий этап – аналитический, в процессе которого осуществляется анализ действующей в образовательном учреждении модели внеурочной деятельности с позиции содержания, организационных форм и достижения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования.
Модели внеурочной деятельности обучающихся
Базовая организационная модель внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность может осуществляться через:
-учебный план начального/основного общего образования (часть, формируемая участниками образовательного процесса): спецкурсы, школьные научные сообщества, учебно-исследовательская деятельность, проводимые в формах, отличных от урочной;
-внутришкольную систему дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта;
-организацию деятельности групп продленного дня;
-классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики);
-деятельность других педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, старшего вожатого);
-инновационную деятельность по разработке, апробации и внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
Модель дополнительного образования реализуется посредством использования ресурсов внутришкольной системы дополнительного образования детей, а также использования возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей. С целью решения задач внеурочной деятельности обучающихся учреждения дополнительного образования могут планировать образовательный процесс под заказ образовательных учреждений. Следует отметить, что взаимодействие с образовательными учреждениями дополнительного образования детей должно строиться исходя из реализации основных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
Важно помнить, что внеурочная деятельность и дополнительное образование детей не тождественны по направлениям, целям и содержанию.
Внеурочная деятельность, как неоднократно отмечалось, направлена преимущественно на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального и основного общего
образования. Дополнительное образование детей имеет целью реализацию дополнительных образовательных программ по определенным направленностям (научно-техническое, художественное, физкультурно-спортивное, туристическо-краеведческое, эколого-биологическое, военно- патриотическое и другие).
Достоинством модели дополнительного образования является обеспечение обучающимся с ограниченными возможностями здоровья условий для выхода за пределы специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения и интеграции их среду нормально развивающихся сверстников.
У данной модели организации внеурочной деятельности обучающихся имеют место определенные недостатки: учреждения дополнительного образования детей находятся вне реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, а также имеют свои лицензионные нормы приема детей и количество ставок педагогов дополнительного образования, в связи с чем такие учреждения не всегда могут заниматься организацией внеурочной деятельности.
Модель «школы полного дня». Реализация данной модели внеурочной деятельности осуществляется преимущественно воспитателями групп продленного дня и воспитателями групп специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и школ-интернатов.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 кружковая работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями, и организована в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей.
Наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, если он предусмотрен основной образовательной программой), а после самоподготовки
– участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия).
Следовательно, проведение занятий с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации программ курсов внеурочной деятельности целесообразно после самоподготовки.
Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.
Оптимизационная модель предполагает включение в разработку и реализацию программ курсов внеурочной деятельности обучающихся учителей, учителей логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов и других педагогических работников.
Достоинством данной модели является реализация принципа коррекционно-компенсирующей направленности внеурочной деятельности в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья за счет привлечения ресурсов учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов - психологов. При этом данным специалистам следует понимать различия между решением профессиональных задач в рамках выполнения должностных обязанностей и направленностью и содержанием программ курсов внеурочной деятельности.
Инновационно-образовательная модель внеурочной деятельности. Реализация данной модели осуществляется в процессе разработки и апробации инновационных программ курсов внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Эта модель реализуется на основе научно-методического сопровождения разработки содержания и методического инструментария программ курсов внеурочной деятельности со стороны специалистов муниципальных методических служб, учреждений дополнительного профессионального образования, учреждений высшего профессионального образования.
Проектирование модели внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья можно осуществлять с учетом вариантов, представленных выше.
Модель внеурочной деятельности следует детально представить в пояснительной записке основной образовательной программы. Целесообразно предложить модель организации внеурочной деятельности, основанную на методе проекта (организация проектной деятельности обучающихся).
Содержание проектной деятельности определяется в соответствии с основными направлениями развития личности (общекультурное, духовно- нравственное и др.). Содержание каждого проекта может обеспечивать реализацию всех направлений развития личности с выделением приоритетных среди них.
Каждый проект должен иметь свои целевые установки, формы организации деятельности детей, а также формы представления результатов проектной деятельности. Проекты могут быть реализованы последовательно или параллельно в течение учебного года. Сроки реализации проектов определяются в зависимости от их содержательного наполнения.
В проектную деятельность может быть включен класс, одновозрастная группа детей из числа обучающихся одной параллели классов, а также разновозрастная группа детей.
Приведем примеры проектов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на ступени начального общего образования. Проект «Учусь учиться» интегрирует общеинтеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности. Проект «Учусь сотрудничать» предполагает реализацию социального, общекультурного и духовно-нравственного направлений развития личности. Проект «Стану олимпийцем» – спортивно-оздоровительное и общекультурное направления развития личности.
Участие детей с ОВЗ во внеурочной деятельности положительно влияет на развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД). Прежде всего, это касается таких УУД как коммуникативные и регулятивные. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий позволяет ребенку с ОВЗ развивать социальную компетентность, формировать продуктивные формы взаимодействия с социумом путем учета позиции других людей, партнера по общению или деятельности; умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, успешно интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с субъектами общения.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий обеспечивают ребенку с ОВЗ развитие произвольного поведения, направленного на организацию своей учебной деятельности.
Таким образом, внеурочная деятельность детей с ОВЗ должна быть направлена на развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, формирование социальной компетенции, адаптацию в обществе.
№ | ДАТА | МЕРОПРИЯТИЕ | НАПРАВЛЕННОСТЬ | КЛАССЫ | МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ | ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
СЕНТЯБРЬ | ||||||
1 | Сентябрь | Торжественная линейка, посвящённая Дню Знаний. | Духовно-нравственная | 1-11 | Актовый зал | Зам. директора по УВР М.Ю. Бурлакин М.А. Кудриков И.Н. Гаранина В.Х. Матякубова К.С. Финенко |
2 | Сентябрь | Подвижные игры | Спортивно-оздоровительная | 1-4 | Спортивный зал | Ю.А. Сидорова И.В. Фомин А.С. Гапонова |
3 | Сентябрь | Учебная тренировка: эвакуация при пожаре | Спортивно-оздоровительная | 1-11 | ГКОУ ЦИО «Южный» | И.Н. Гаранина |
4 | Сентябрь | Классный час | Духовно-нравственная | 1-11 | Учебный кабинет | Классные руководители |
5 | Сентябрь | Мероприятие в группе продлённого дня | Духовно-нравственная | 1-4 | Учебный кабинет | Воспитатели ГПД |
6 | Сентябрь | Подвижные игры | Спортивно-оздоровительная | 5-8 | Спортивный зал | Ю.А. Сидорова И.В. Фомин А.С. Гапонова |
7 | Сентябрь | Мероприятие в группе продлённого дня | Духовно-нравственная | 1-4 | Учебный кабинет | Воспитатели ГПД |
8 | Сентябрь | Экскурсия в «Этномир» (этнографический парк-музей) | Духовно-нравственная | 1-11 | Калужская обл. Боровский район | И.Н. Гаранина В.Х. Матякубова М.А. Кудриков К.С. Финенко |
9 | Сентябрь | Классный час | Духовно-нравственная | 1-11 | Учебный кабинет | Классные руководители |
10 | Сентябрь | Подвижные игры | Спортивно-оздоровительная | 9-11 | Спортивный зал | Ю.А. Сидорова И.В. Фомин А.С. Гапонова |
11 | Сентябрь | Мероприятие в группе продлённого дня | Духовно-нравственная | 1-4 | Учебный кабинет | Воспитатели ГПД С.Э. Капитовская |
ОКТЯБРЬ | ||||||
1 | Октябрь | Праздничный концерт, посвящённый Дню учителя | Духовно-нравственная | 1-11 | Актовый зал | Зам. директора по УВР М.Ю. Бурлакин М.А. Кудриков В.Х. Матякубова И.Н.Гаранина К.С.Финенко |
2 | Октябрь | Классный час | Духовно-нравственная | 1-11 | Учебный кабинет | Классные руководители |
3 | Октябрь | Мероприятие в группе продлённого дня | Духовно-нравственная | 1-4 | Учебный кабинет | Воспитатели ГПД |
4 | Октябрь | Физкультурно-оздоровительный праздник | Спортивно-оздоровительная | 1-4 | Спортивный зал | Ю.А. Сидорова И.В. Фомин А.С. Гапонова |
5 | Октябрь | Мероприятие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма | Спортивно-оздоровительная | 1-11 | Актовый зал | И.Н. Гаранина |
6 | Октябрь | Мероприятие в группе продлённого дня | Духовно-нравственная | 1-4 | Учебный кабинет | Воспитатели ГПД |
7 | Октябрь | Торжественное мероприятие «Посвящение в первоклассники» | Духовно-нравственная | 1 | Актовый зал | Зам. директора по УВР М.И. Бурлакин М.А. Кудриков Классные руководители |
8 | Октябрь | Классный час | Духовно-нравственная | 1-11 | Учебный кабинет | Классные руководители |
9 | Октябрь | Мероприятие в группе продлённого дня | Духовно-нравственная | 1-4 | Учебный кабинет | Воспитатели ГПД С.Э. Капитовская |
10 | Октябрь | Экскурсия в музей-усадьбу «Кусково» | Духовно-нравственная | 1-11 | Москва, ул. Юности, 2 Усадьба «Кусково» | И.Н. Гаранина В.Х. Матякубова М.А. Кудриков К.С. Финенко |
11 | Октябрь | Физкультурно-оздоровительный праздник | Спортивно-оздоровительная | 5-9 | Спортивный зал | Ю.А. Сидорова И.В. Фомин А.С. Гапонова |
12 | Октябрь | Мероприятие в группе продлённого дня | Духовно-нравственная | 1-4 | Учебный кабинет | Воспитатели ГПД |
13 | Октябрь | Лекция с демонстрационным материалом «Это важно знать!» | Духовно-нравственная | 1-4 | Актовый зал | В.Х. Матякубова И.Н. Гаранина К.С. Финенко |
НОЯБРЬ | ||||||
1 | Ноябрь | Классный час | Духовно-нравственная | 1-11 | Учебный кабинет | Классные руководители |
2 | Ноябрь | Мероприятие в группе продлённого дня | Духовно-нравственная | 1-4 | Учебный кабинет | Воспитатели ГПД |
3 | Ноябрь | Подвижные игры | Спортивно-оздоровительная | 1-4 | Спортивный зал | Ю.А. Сидорова И.В. Фомин А.С. Гапонова |
4 | Ноябрь | Неделя пожарной безопасности | Спортивно-оздоровительная | 1-11 | Актовый зал Учебные кабинеты | И.Н. Гаранина |
5 | Ноябрь | Дискуссия о толерантности «Мы вместе!» | Духовно-нравственная | 5-9 | Актовый зал | В.Х. Матякубова И.Н. Гаранина К.С. Финенко |
6 | Ноябрь | Мероприятие в группе продлённого дня | Духовно-нравственная | 1-4 | Учебный кабинет | Воспитатели ГПД |
7 | Ноябрь | Классный час | Духовно-нравственная | 1-11 | Учебный кабинет | Классные руководители |
8 | Ноябрь | Экскурсия в Дарвинский музей | Духовно-нравственная | 1-11 | Москва, ул. Вавилова, 57 | И.Н. Гаранина В.Х. Матякубова М.А. Кудриков К.С. Финенко |
9 | Ноябрь | Концертная программа, посвящённая «Дню матери» | Духовно-нравственная | 1-11 | Актовый зал | Зам. директора по УВР М.Ю. Бурлакин М.А. Кудриков И.Н. Гаранина В.Х. Матякубова К.С. Финенко |
10 | Ноябрь | Мероприятие в группе продлённого дня | Духовно-нравственная | 1-4 | Учебный кабинет | Воспитатели ГПД С.Э. Капитовская |
11 | Ноябрь | Подвижные игры | Спортивно-оздоровительная | 5-9 | Спортивный зал | Ю.А. Сидорова И.В. Фомин А.С. Гапонова |
ДЕКАБРЬ | ||||||
1 | Декабрь | Мероприятие в группе продлённого дня | Духовно-нравственная | 1-4 | Учебный кабинет | Воспитатели ГПД |
2 | Декабрь | Классный час | Духовно-нравственная | 1-11 | Учебный кабинет | Классные руководители |
3 | Декабрь | Физкультурно-оздоровительный праздник | Спортивно-оздоровительная | 1-4 | Спортивный зал | Ю.А. Сидорова И.В. Фомин А.С. Гапонова |
4 | Декабрь | Инструктаж по ТБ: «Безопасные каникулы» | Спортивно-оздоровительная | 1-11 | Актовый зал | И.Н. Гаранина |
5 | Декабрь | Мероприятие в группе продлённого дня | Духовно-нравственная | 1-4 | Учебный кабинет | Воспитатели ГПД |
6 | Декабрь | Физкультурно-оздоровительный праздник | Спортивно-оздоровительная | 5-8 | Спортивный зал | Ю.А. Сидорова И.В. Фомин А.С. Гапонова |
7 | Декабрь | Лекция с демонстрационным материалом «Это важно знать!» | Духовно-нравственная | 1-4 | Актовый зал | В.Х. Матякубова И.Н. Гаранина К.С. Финенко |
8 | Декабрь | Классный час | Духовно-нравственная | 1-11 | Учебный кабинет | Классные руководители |
9 | Декабрь | Мероприятие в группе продлённого дня | Духовно-нравственная | 1-4 | Учебный кабинет | Воспитатели ГПД |
10 | Декабрь | В рамках сотрудничества с ДШИ «Родник», новогоднее представление. | Духовно-нравственная | 1-11 | Актовый зал | Зам. директора по УВР М.Ю. Бурлакин М.А. Кудриков И.Н. Гаранина В.Х. Матякубова К.С. Финенко |
11 | Декабрь | Экскурсия. Московская усадьба Деда Мороза | Духовно-нравственная | 1-11 | Москва, Кузьминки | М.А. Кудриков И.Н. Гаранина В.Х. Матякубова К.С. Финенко |
12 | Декабрь | Концертно-театрализованное мероприятие, посвящённое Новому году | Духовно-нравственная | 1-11 | Актовый зал | Зам. директора по УВР М.Ю. Бурлакин М.А. Кудриков В.Х. Матякубова И.Н. Гаранина К.С. Финенко |
13 | Декабрь | Мероприятие в группе продлённого дня | Духовно-нравственная | 1-4 | Учебный кабинет | Воспитатели ГПД |
14 | Декабрь | Физкультурно-оздоровительный праздник | Спортивно-оздоровительная | 9-11 | Спортивный зал | Ю.А. Сидорова И.В. Фомин А.С. Гапонова |
ЯНВАРЬ | ||||||
1 | Январь | Классный час. | Духовно-нравственная | 1-11 | Учебный кабинет | Классные руководители |
2 | Январь | И.Н. Гаранина | ||||
3 | Январь | Физкультурно-оздоровительный праздник | Спортивно-оздоровительная | 9-11 | Спортивный зал | Ю.А. Сидорова И.В. Фомин А.С. Гапонова |
4 | Январь | Духовно-нравственная | 1-4 | Актовый зал | В.Х. Матякубова И.Н. Гаранина К.С. Финенко | |
5 | Январь | |||||
6 | Январь | Мероприятие в группе продлённого дня | Духовно-нравственная | 1-4 | Учебный кабинет | Воспитатели ГПД |
7 | Январь | Экскурсия. | Духовно-нравственная | 1-11 | М.А. Кудриков И.Н. Гаранина В.Х. Матякубова К.С. Финенко | |
ФЕВРАЛЬ | ||||||
1 | Февраль | Мероприятие в группе продлённого дня. | Духовно-нравственная | 1-4 | Учебный кабинет | Воспитатели ГПД |
2 | Февраль | Классный час. | Духовно-нравственная | 1-11 | Учебный кабинет | Классные руководители |
3 | Февраль | Физкультурно-оздоровительный праздник. | Спортивно-оздоровительная | 9-11 | Спортивный зал | Ю.А. Сидорова И.В. Фомин А.С. Гапонова |
4 | Февраль | И.Н. Гаранина | ||||
5 | Февраль | Мероприятие в группе продлённого дня. | Духовно-нравственная | 1-4 | Учебный кабинет | Воспитатели ГПД |
6 | Февраль | Физкультурно-оздоровительный праздник. | Спортивно-оздоровительная | 9-11 | Спортивный зал | Ю.А. Сидорова И.В. Фомин А.С. Гапонова |
7 | Февраль | Лекция с демонстрационным материалом «Это важно знать!» | Духовно-нравственная | 1-4 | Актовый зал | В.Х. Матякубова И.Н. Гаранина К.С. Финенко |
8 | Февраль | Классный час. | Духовно-нравственная | 1-11 | Учебный кабинет | Классные руководители |
9 | Февраль | Мероприятие в группе продлённого дня | Духовно-нравственная | 1-4 | Учебный кабинет | Воспитатели ГПД |
10 | Февраль | Концертная программа, посвященная Дню защитник отечества! | Духовно-нравственная | 1-11 | Актовый зал | Зам. директора по Январь УВР М.Ю. Бурлакин М.А. Кудриков И.Н. Гаранина В.Х. Матякубова К.С. Финенко |
11 | Февраль | Экскурсия. | Духовно-нравственная | 1-11 | М.А. Кудриков И.Н. Гаранина В.Х. Матякубова К.С. Финенко | |
12 | Февраль | Мероприятие в группе продлённого дня | Духовно-нравственная | 1-4 | Учебный кабинет | Воспитатели ГПД |
МАРТ | ||||||
1 | Март | Мероприятие в группе продлённого дня | Духовно-нравственная | 1-4 | Учебный кабинет | Воспитатели ГПД |
2 | Март | Классный час. | Духовно-нравственная | 1-11 | Учебный кабинет | Классные руководители |
3 | Март | Физкультурно-оздоровительный праздник | Спортивно-оздоровительная | 9-11 | Спортивный зал | Ю.А. Сидорова И.В. Фомин А.С. Гапонова |
4 | Март | Концертная программа, посвященная международному женскому дню - 8 марта. | Духовно-нравственная | 1-11 | Актовый зал | Зам. директора по УВР М.Ю. Бурлакин М.А. Кудриков И.Н. Гаранина В.Х. Матякубова К.С. Финенко |
5 | Март | Мероприятие в группе продлённого дня | Духовно-нравственная | 1-4 | Учебный кабинет | Воспитатели ГПД |
6 | Март | Физкультурно-оздоровительный праздник | Спортивно-оздоровительная | 9-11 | Спортивный зал | Ю.А. Сидорова И.В. Фомин А.С. Гапонова |
7 | Март | Лекция с демонстрационным материалом «Это важно знать!» | Духовно-нравственная | 1-4 | Актовый зал | В.Х. Матякубова И.Н. Гаранина К.С. Финенко |
8 | Март | Классный час. | Духовно-нравственная | 1-11 | Учебный кабинет | Классные руководители |
9 | Март | Мероприятие в группе продлённого дня | Духовно-нравственная | 1-4 | Учебный кабинет | Воспитатели ГПД |
10 | Март | Духовно-нравственная | 1-11 | Актовый зал | Зам. директора по УВР М.Ю. Бурлакин М.А. Кудриков И.Н. Гаранина В.Х. Матякубова К.С. Финенко | |
11 | Март | Экскурсия. | Духовно-нравственная | 1-11 | М.А. Кудриков И.Н. Гаранина В.Х. Матякубова К.С. Финенко | |
12 | Март | Духовно-нравственная | 1-11 | Актовый зал | Зам. директора по УВР М.Ю. Бурлакин М.А. Кудриков В.Х. Матякубова И.Н. Гаранина К.С. Финенко | |
13 | Март | Мероприятие в группе продлённого дня | Духовно-нравственная | 1-4 | Учебный кабинет | Воспитатели ГПД |
14 | Март | Физкультурно-оздоровительный праздник | Спортивно-оздоровительная | 9-11 | Спортивный зал | Ю.А. Сидорова И.В. Фомин А.С. Гапонова |
АПРЕЛЬ | ||||||
1 | Апрель | Мероприятие в группе продлённого дня. | Духовно-нравственная | 1-4 | Учебный кабинет | Воспитатели ГПД |
2 | Апрель | Классный час. | Духовно-нравственная | 1-11 | Учебный кабинет | Классные руководители |
3 | Апрель | Физкультурно-оздоровительный праздник. | Спортивно-оздоровительная | 9-11 | Спортивный зал | Ю.А. Сидорова И.В. Фомин А.С. Гапонова |
4 | Апрель | И.Н. Гаранина | ||||
5 | Апрель | Мероприятие в группе продлённого дня. | Духовно-нравственная | 1-4 | Учебный кабинет | Воспитатели ГПД |
6 | Апрель | Физкультурно-оздоровительный праздник. | Спортивно-оздоровительная | 9-11 | Спортивный зал | Ю.А. Сидорова И.В. Фомин А.С. Гапонова |
7 | Апрель | Духовно-нравственная | 1-11 | Актовый зал | В.Х. Матякубова И.Н. Гаранина К.С. Финенко | |
8 | Апрель | Классный час. | Духовно-нравственная | 1-11 | Учебный кабинет | Классные руководители |
9 | Апрель | Мероприятие в группе продлённого дня. | Духовно-нравственная | 1-4 | Учебный кабинет | Воспитатели ГПД |
10 | Апрель | Экскурсия. | Духовно-нравственная | 1-11 | М.А. Кудриков И.Н. Гаранина В.Х. Матякубова К.С. Финенко | |
12 | Апрель | Духовно-нравственная | 1-11 | Актовый зал | Зам. директора по УВР М.Ю. Бурлакин М.А. Кудриков В.Х. Матякубова И.Н. Гаранина К.С. Финенко | |
13 | Апрель | Мероприятие в группе продлённого дня. | Духовно-нравственная | 1-4 | Учебный кабинет | Воспитатели ГПД |
14 | Апрель | Физкультурно-оздоровительный праздник. | Спортивно-оздоровительная | 9-11 | Спортивный зал | Ю.А. Сидорова И.В. Фомин А.С. Гапонова |
МАЙ | ||||||
1 | Май | Мероприятие в группе продлённого дня. | Духовно-нравственная | 1-4 | Учебный кабинет | Воспитатели ГПД |
2 | Май | Классный час. | Духовно-нравственная | 1-11 | Учебный кабинет | Классные руководители |
3 | Май | Физкультурно-оздоровительный праздник. | Спортивно-оздоровительная | 9-11 | Спортивный зал | Ю.А. Сидорова И.В. Фомин А.С. Гапонова |
4 | Май | Театрализовано-концертное мероприятие, посвящённое Дню победы – 9 мая. | Духовно-нравственная | 1-11 | Актовый зал | Зам. директора по УВР М.Ю. Бурлакин М.А. Кудриков В.Х. Матякубова И.Н. Гаранина К.С. Финенко |
5 | Май | Мероприятие в группе продлённого дня. | Духовно-нравственная | 1-4 | Учебный кабинет | Воспитатели ГПД |
7 | Май | Духовно-нравственная | 1-11 | Актовый зал | В.Х. Матякубова И.Н. Гаранина К.С. Финенко | |
8 | Май | Классный час. | Духовно-нравственная | 1-11 | Учебный кабинет | Классные руководители |
9 | Май | Мероприятие в группе продлённого дня. | Духовно-нравственная | 1-4 | Учебный кабинет | Воспитатели ГПД |
11 | Май | Экскурсия. | Духовно-нравственная | 1-11 | М.А. Кудриков И.Н. Гаранина В.Х. Матякубова К.С. Финенко | |
12 | Май | Торжественная линейка, посвящённая последнему звонку. | Духовно-нравственная | 1-11 | Актовый зал | Зам. директора по УВР М.Ю. Бурлакин М.А. Кудриков В.Х. Матякубова И.Н. Гаранина К.С. Финенко |
13 | Май | Физкультурно-оздоровительный праздник. | Спортивно-оздоровительная | 9-11 | Спортивный зал | Ю.А. Сидорова И.В. Фомин А.С. Гапонова |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План внеурочной деятельности учителя русского языка "Усиление роли русского языка"
Данный план представляет собой перечень мероприятий, направленных на усиление роли русского языка в процессе образования в основной школе....
План внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности...
План внеурочной деятельности на ступени начального общего образования
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования....
План внеурочной деятельности как части основной образовательной программы образовательного учреждения
В статье даётся пример составления плана внеурочной деятельности ОО как части ООП ОО в соответствии с требованиями ФГОС ОО. Работа будет полезна слушателям курсов и замдиректора по воспитательно...
План внеурочной деятельности по биологии на 2013-2014 уч.год
Разработка плана внеурочной деятельности по биологии на 2013-14 уч.год...
План внеурочной деятельности 5-7 классы на 2015-2016 учебный год
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых ...
План внеурочной деятельности "Юный корреспондент"
План внеурочной деятельности "Юный корреспондент"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9312677","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"195","width":"249"}}]]...