Новой школе- новый учитель
материал (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Сердце отдаю детям…»
В.А.Сухомлинский
Все в жизни имеет начало и конец. Моя дорога в школу тоже имеет свое начало. Еще в детстве у меня была мечта стать учителем. Я понимала, что быть учителем не просто. Сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких, непослушных озорников выросли вдумчивые, стремящиеся к своей цели молодые люди. Но именно это и привлекало.
Время пробежало незаметно, от моих юношеских мечтаний до взрослой профессиональной жизни. Я в школе, я – учитель, на меня смотрят уже совсем другие дети, дети – мобильного информационного мира. И мне хочется завоевать их доверие и уважение, любовь и признательность. И вот только сейчас, столкнувшись с этими развитыми, многое уже знающими, технически подкованными маленькими школьниками, я начинаю понимать, как много должен знать учитель и как сложно удержать планку их доверия и уважения.
Слова В.А.Сухомлинского: «Сердце отдаю детям…» сказаны об учителе. Мне кажется, эти слова об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы для всестороннего развития каждого ребенка, для того чтобы он вырос уважительным, добрым и сердечным человеком.
Сегодня трудно представить работу учителя без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия. Ранее информацию по любой теме учащийся мог получить по разным источникам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Сейчас школьники зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах, а не в традиционных учебниках. Мозг ребёнка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспринимает предложенную учителем информацию с помощью ИКТ. Следовательно, учителю необходимо владеть не только современными методиками, но и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком и непрерывно развивающимися ИКТ.
Передо мной как учителем стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи информационно-коммуникационных технологий.
5 ноября 2008 года Дмитрий Анатольевич Медведев в послании к Федеральному собранию сформулировал требования к современной школе в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Что же такое “Новая школа”?
Новая школа – это школа успеха, здоровья, информационных технологий.
Новая школа – это технически оснащенные классы, мастерские и лаборатории, комнаты отдыха и многое другое. Но школа – это не только здание с его кабинетами, это нечто большее: это учителя, родители и ученики. И мне бы хотелось, чтобы новая школа была именно той, где обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Я считаю, как бы ни старался учитель, если школьники не заинтересованы в предмете, то процесса познания нет. “Учитель настоящий не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся”
Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание.
Другими словами, необходимо развивать у учеников творческое мышление. В социально-педагогическом плане его важность связывается обычно с представлением об опоре демократического общества на сбалансированное критическое мышление граждан и связанную с ним способность принимать обдуманные, взвешенные решения.
Сегодня изменились требования государства, общества к школе и учителю. И в связи с этим теперь каждый учитель может и должен создавать собственную среду с её неповторимым «дизайном» для достижения учащимися тех результатов, которые востребованы современностью — личностных, метапредметных и, конечно, предметных. Все это — новые образовательные стандарты, изменение школьной инфраструктуры, новые технологии, совершенствование учительского корпуса – входит в понятие Новая школа.
Концепция новой школы на современном этапе подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Ни для кого не секрет, что сегодня, очень остро стоит вопрос о воспитании молодого поколения, будущего нашего государства. А ведь это будущее сидит за партами на моих уроках. Так каким же должен быть современный учитель?
На мой взгляд, современный учитель это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками. Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета. Он должен быть современным интеллигентным человеком, обязательно владеть и внедрять новые технологии на своих уроках. Я хорошо понимаю важность работы учителя и опасности тех ошибок, которые может допустить педагог. Нужно быть очень осторожной, чтобы не поранить душу ребенка. Наверное, это вечное правило, оно не только для Новой школы.
Исходным условием становления моего опыта явился возросший интерес к изучению иностранных языков. Интеграция российской экономики в мировую заявила о себе, прежде всего, повышенным спросом на специалистов со знанием иностранных языков.
В настоящее время я являюсь молодым специалистом и преподаю английский язык в МКОУ «СОШ № 2» г. Изобильного. Чтобы идти в ногу со временем, стараюсь использовать на своих уроках современные технологии и современные подходы к образованию, развивать творческие способности как у себя, так и у своих учеников, стараюсь найти индивидуальный подход к каждому ученику. Но также для меня важным остается вопрос: «Как сделать свои уроки более увлекательными?». Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я познакомилась с технологией критического мышления и пришла к выводу, что её использование позволяет сделать урок более оживленным, увлекательным. У детей повышаются активность, внимание. Эта технология не дает забывать о том, что направлена на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.
Что же характерно для технологии критического мышления?
Технология развития критического мышления учащихся на уроках иностранного языка - идея сравнительно новая, имеющая много точек соприкосновения с системой развивающего обучения и в части образовательных целей, и в части методики. Поэтому переход на практике к формированию у учащихся ключевых компетенций вполне возможен.
Сама же необходимость перехода не вызывает сомнений: выпускник должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим» и «мыслящим», что и призвана обеспечить данная технология.
Под критическими мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять её логическими доводами, использование исследовательских методов.
Качество усвоения учебного материала, прежде всего, зависит от выбора доминирующего метода изучения той или иной темы. Любое новшество требует глубокого изучения.
Структура урока по критическому мышлению своеобразна. Чтобы пробудить интерес, необходимо заинтересовать учащихся. Отсюда первая стадия урока – вызов, побуждение, актуализация. Создание интереса – побуждение к активной деятельности. Актуализация – это воссоздание всего, что учащийся знает по данной теме. Ученик сам определяет уровень своих знаний.
Вторая стадия – реализация, осмысление полученных знаний, выработка умений применять полученные знания. Это основная часть урока, так как нужно всегда помнить учителю о том, что главное, что должно дать образование и о чем часто забывают, - это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом.
И третья стадия – рефлексия, самооценка, а также активная перестройка представлений в соответствии с новой информацией и формирование личного отношения к новым знаниям.
Критическое мышление помогает учащимся добывать на уроках новые знания, пропуская их через собственный опыт под постоянным руководством учителя, у которого появляется возможность индивидуально подойти к каждому ребенку, дать возможность выразить себя.
Для достижения результатов по данной технологии ученики должны довериться учителю, стать его союзниками и соратниками. Только в этом случае они научатся выражать и отстаивать свои мысли, учитывая при этом мнение других.
Уроки, проведенные в рамках технологии критического мышления, помогают учителю сделать деятельность своих учеников интересной, полезной, активной. И в конечном результате, успешной.
В процессе своей педагогической деятельности в школе я применяю различные методы и приемы критического мышления. Эту технологию можно применять на разных этапах урока.
При актуализации знаний на уроке я использую игру «Ты- мне, я-тебе». Суть этой игры в том, что дети задают друг другу вопросы по содержанию текста, работая в парах или группах. Вопросы ученики могут брать из учебника или придумывать сами. Приветствуется и то и другое, так как, на мой взгляд, выбирая из имеющихся вопросов, или придумывая их, дети проявляют самостоятельность в рамках своего индивидуального развития и, в любом случае, анализируют содержание материала, продумывая варианты ответа. Кроме того, избежать неверных суждений помогают диалоги по содержанию материала предыдущих уроков. Плюс этой игры еще в том, что дети чувствуют себя раскрепощенно, работая друг с другом, чем если такая же работа происходит с участием учителя.
При проверке домашнего задания организую игру в группах «Радиотеатр». Готовясь к игре дома дети сами создают группы, выбирая себе роли, в соответствии с уровнем сложности текста. Требования к чтецам у меня одно: передавать голосом чувства и настроение героев.
Работая над презентацией по изученным темам, учащиеся не просто проявляют свои творческие способности, но и учатся делить текст на смысловые части, выбирать главное в них, составлять план текста.
Нравится мои ученикам и инсценировать произведения при обобщении знаний. Здесь- полный простор для творчества, проявления личностных качеств и таланта детей.
Применяя на своих уроках новые формы, методы, технологии, я даю возможность ученику мыслить, а не просто сидеть на уроке, предлагать свое мнение, пусть оно и неверное, обсуждать разные варианты решения, взаимообучать детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Думаю, что такого рода работа обязательно даст положительные результаты.
Мои ученики – это мои друзья и единомышленники, которые доверяют мне. Моя работа – это самовыражение, коммуникация, возможность проявить творчество. Моя профессия - это мой собственный выбор!
Работая в школе второй год, я поняла, что «новая школа» и «новый учитель» - это Мы здесь и сейчас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новой школе – новый профессиональный учитель!
Ключевой фигурой Новой школы является учитель – это творческая, независимая, разносторонняя, культурная, нравственно и духовно развитая личность. Также учитель новой школы должен быть активным пользов...
Презентация "Новой школе- новые учителя"
Презентация к докладу "Новой школе- новые учителя"...
Новой школе - новый учитель, ФГОС - новый классный руководитель
Презентация к выступлению на конкурсе "Учитель года"...
Творческая работа:«Новой школе - новый учитель: все начинается с меня».
Каким учителем я хочу быть?Посредственным? - который излагает?Хорошим - который объясняет,Выдающимся? - который показывает?Великим - который вдохновляет. Я получила воспитание и образование...
Творческая работа "Новой школе - новый учитель"
Творческая работа "Новой школе - новый учитель"...
Новой школе - новый учитель: все начинается с нас!
Эссе "Новой школе - новый учитель: все начинается с нас!"....
Творческая работа "Новой школе - новый учитель: всё начинается с нас!"
Учитель - профессия особая. Ее величие в том, что она служит развитию человека будущего. Любовью учителя воспитывается сердце ребенка, разумом учителя формируется ум его питомцев, убеждения учителя оп...