Курс "Основы православной культуры"
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа факультативного курса составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_pravoslaviyu_5_klass.docx | 64.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Цнинская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрена на заседании Методического совета школы и рекомендована к утверждению протокол № __ от ___августа 2015 года Руководитель МС __________ /___________/ | Утверждена Приказ № ____ от _____ августа 2015 г. Директор школы ___________/ ________/ |
Рабочая программа
по учебному курсу «Основы православной культуры»
для 5 класса
основного общего образования
(базовый уровень)
на 2015-2016 учебный год
п. Строитель Тамбовского района
2015
Пояснительная записка
Статус документа | Рабочая программа по православной культуре для 5 класса составлена на основе авторской программы Л.Л Шевченко Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения / Шевченко Л.Л.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008 г.- 150 с, соответствующей письму Министерства образования РФ от 22.10.2002 № 14-52-876 ин/16 «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура». Рабочая программа факультативного курса составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов:
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса основы православной культуры в средней школе. |
Структура документа | Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения; календарно-тематическое планирование. |
Цели и задачи | Цели курса: - духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры; - формирование устойчивого интереса к богатому православному культурному наследию; - формирование ценностных ориентиров через ознакомление с основными этапами жизни и деятельности выдающихся православных подвижников. Задачи: - приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям; - формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства; - формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа; - возрождение духовно-нравственных традиций семьи; - укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения. |
Основные методы | При проектировании современного урока основы православной культуры учитель ориентируется на известные в педагогике методы обучения, конкретизируя их в соответствии с задачами обучения и предметным содержанием. 1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (проблемный и игровой). 2. Методы организации учебно-познавательной деятельности: 1) методы получения новых знаний для ее решения: а) репродуктивные: − сообщение учителя; − работа с учебником;
б) поисковые методы: − наблюдение, эксперимент, анализ, конструирование, реализуемые в ходе учебной дискуссии, диалога (проблемный диалог; побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог; подводящий к знанию диалог); − метод информационного поиска; − метод моделирования; − метод построения алгоритма.
2) методы формирования предметных умений и навыков и УУД: – метод упражнений; – логико-познавательные задачи; – проектные задачи. 3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. |
Основные формы и виды организации учебного процесса | Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:
Показателями освоения учебного материала, помимо знаний и умений школьников характеризовать и объяснять основные представления и понятия в содержательном плане, являются умения и навыки анализировать и оценивать духовно-нравственные явления и категории как в общем культурно-историческом, так и в конкретном - российском социокультурном контексте, организовывать отношения с окружающими людьми в соответствии с традиционными нравственными и культурными нормами российского общества. Формы организации работы учащихся:
Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Проблема достижения всеми обучающимися обязательного минимума решается использованием технологии уровневой дифференциации обучения. Уровневая дифференциация выражается в том, что обучаясь по одной программе и учебникам, обучающиеся могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом. Широкое использование современных технологий обучения, таких как социокультурно-адаптивная, здоровьесберегающая, технология обучения в сотрудничестве, ИКТ и проектная методика, игровые технологии, позволяют интенсифицировать процесс обучения и сделать его более увлекательным и эффективным. Программа также предусматривает другие варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, видеофильмы, лингвистические справочники и словари. Для достижения требуемых результатов обучения используются в работе следующие средства обучения (в том числе электронные): - традиционное обучение; - активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения); - интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах); - проблемное обучение; - коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава). Формы учебных занятий комбинированный урок, виртуальная экскурсии, проведение праздников. Виды деятельности учащихся слушание рассказа учителя, обсуждения - размышления, слушание музыки, рассматривание иллюстраций, рисование и раскрашивание, чтение, сочинение сказок и рассказов, игры на темы нравственного выбора. |
Общая характеристика учебного предмета | В системе школьного образования курс «Основы православной культуры» углубляет и дополняет такие предметы как история и литература, изобразительное искусство и музыка. Православная культура была ядром истории России на протяжении последних 10 веков. Понимание культуры народа возможно лишь во взаимосвязи с историей этого народа. Введение христианства в России в его греко-восточной форме наложило яркий отпечаток на специфику просвещения и культуры как русского, так и других народов, входивших в состав Российского государства. Таким образом, феномен православной культуры отражает характерные особенности сознания и среды обитания человека, сформированные и организованные на основе православной духовности в контексте истории России и представленные в виде продуктов деятельности человека. Курс имеет большой воспитательный потенциал в области духовно- нравственного и гражданско – патриотического воспитания. Так как эти направления являются приоритетными в системе учебно-воспитательной работы нашей школы, то курс «Основы православной культуры» логично дополняет и расширяет возможности воспитания учащихся согласно требованиям Концепции и социальным запросам родителей учащихся. Воспитательные возможности предмета "Православная культура" объясняются тем, что православная культура сохранила опыт чувств, эталонные ценности, отразившие способ реагирования человека на мир в эстетических формах, а также тем, что она, основываясь на нормах христианской нравственности (морали), выполняла регулятивную и культурообразующую роль в общественной жизни России, сохраняя преемственность духовных традиций. Духовное ядро (менталитет) русской нации, сформированное на основе этих традиций, определяется выдающимися деятелями русской культуры как душа России
|
Межпредметные и внутрипредметные связи | Для повышения эффективности преподавания основ православной культуры значительная роль отводится межпредметным связям. Специфика межпредметных связей на уроках состоит в том, что они разнокачественные и могут быть выражены в таких группах: 1) православная культура- история; литература; музыка, ИЗО, технология. Содержательная сторона этих групп различна. В первом случае связи носят сопоставительный характер; во втором – связь выступает как первоэлемент для изучения литературы; в третьем – обогащают речь образностью, показывают интонационную общность поэтического слова и музыки, специфику словоупотребления в спорте, трудовых процессах. Совокупность межпредметных связей раскрывает основные социальные функции православной культуры как средства общения и средства познания. Так как одним из ведущих общих принципов программы является личностно-ориентированный подход, то прежде всего должна быть решена задача обеспечения личностного отношения детей к тому содержанию, с которым они будут знакомиться. Это предполагает развитие умения ребенка смотреть на окружающую его жизнь глазами создателя православной культуры (художника, строителя, музыканта, мастера и подмастерья), т. е. способность эстетического восприятия. Но к этому ребенка следует подводить, опираясь на имеющиеся у него возможности. Так как предмет "Православная культура" относится к образовательным областям "Обществознание", "Искусство" и "Филология", то программа, не дублируя их, предусматривает межпредметные связи на материале данных областей, оптимизируя процесс решения задач духовно-нравственного и эстетического воспитания. |
Место предмета в базисном учебном плане | Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение основ православнорй культуры. Курс рассчитан на изучение в общеобразовательной средней школе. Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста. Курс изучается - 35 учебных часов. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности. Рабочая программа рассчитана на 35 часов, 4 из них - повторительно-обобщающие уроки, включающие контрольные работы: 3. Входная контрольная работа по теме: «Ступеньки преображения человека». 18. Творческая работа по теме «История христианской Церкви в житиях еѐ святых". 28. Контрольная работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир». 34. Итоговая контрольная работа по теме: «История христианской Церкви в житиях святых». |
Система контроля и оценки учебных достижений обучающих ся | Формы и средства контроля: Показателями освоения учебного материала, помимо знаний и умений школьников характеризовать и объяснять основные представления и понятия в содержательном плане, являются умения и навыки анализировать и оценивать духовно-нравственные явления и категории как в общем культурно-историческом, так и в конкретном - российском социокультурном контексте, организовывать отношения с окружающими людьми в соответствии с традиционными нравственными и культурными нормами российского общества. Оценивание учащихся осуществляется по пятибалльной шкале. В тоже время, по мнению Л. Л. Шевченко, «отметка должна быть стимулом изучения предмета православная культура, приносить детям радость, то есть, быть положительной». Способы проверки ожидаемых результатов: - педагогическое наблюдение; - выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор воспитанниками иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков); Формы подведения итогов образовательной программы:
Для проверки качества знаний по учебному предмету “Православная культура” используются следующие виды контрольных заданий, которые представлены в текстах его рубрик: «Выполни задания», «Главные слова», «Из истории христианской Церкви», «Знаешь ли ты?», «Из Священной истории», «Представление иконы», «Изучаем церковнославянский язык», «Путешествия по святым местам», «Обсуждаем – размышляем», «Для самостоятельной работы», «Словарик зодчего», «Словарик иконописца».
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Критерии оценки знаний имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, нравственность характеристики цели и результата деятельности. Формы текущего контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.), понятийные диктанты и другое. |
Результаты обучения | Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся Требования к уровню подготовки учащихся Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету». Требования представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном и углубленном уровнях в соответствии со ступенями обучения и структурой содержательных линий предмета. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы. В рамках требований учащиеся должны:
Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества. В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.). Ребенок должен овладеть языковыми навыками восприятия православной культуры. Навыки следует вырабатывать у ребенка в единстве освоения им формы и содержания православного искусства. Урок православной культуры может быть только личностно-ориентированным. Это реализуется в форме диалога. Педагог идет от пробуждения чувства ребенка через образ и затем к осознанию им средств выражения. При этом используются эвристические и проблемные методы обучения. Должна быть сформирована потребность к изучению того, что имеет какое-то отношение к интересам современного школьника. Прийти к постепенному пониманию сущности православной культуры как культуры, создававшейся во славу Христа.
|
Раздел II
Учебно-тематический план по основам православной культуры для 5 класса
№ | Название раздела | Количество часов | Формы контроля |
1 | Введение. Основы православной культуры | 1 | |
2 | «О чем рассказывает православная культура» | 9 | с/р |
3 | История христианской Церкви в житиях святых. Христианская церковь входит в мир. Золотая цепь святых. | 7 | к/р |
4 | Утверждение христианской веры | 10 | тест |
5 | Пути к спасению | 8 | к/р |
Раздел III
Содержание программы учебного предмета православная культура
Основы православной культуры.
Религиозная культура в жизни человека. Что такое «религиозная культура»? Изучаем — повторяем: о чем рассказывает религиозная культура? Духовность, культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Духовная культура. Ее характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Определение понятия «духовное» в рамках религиозного мировоззрения. Этические нормы христианства. Определение добра и зла. Любовь к Родине. Отечество. Отчий дом.
О чем рассказывает христианская православная культура? Когда возникла христианская религия. Определение «наша эра». Ее отсчет от Рождества Христова. Основные понятия христианской культуры. Содержание православной религии: спасение человека Богом. Счастье жизни христиан. Основные положения христианской веры: догмат о Троице, Боговоплощение. Примеры благочестивой жизни святых. Лестница духовного восхождения человека к Богу. Источники христианской духовной культуры. Библия как источник религиозного знания и культуры. Ветхий Завет. Новый Завет. Изложение учения Иисуса Христа в Евангелиях. Притчи о Пастыре Добром, о блудном сыне, о мытаре и фарисее - как раскрывающие путь спасения. Евангелисты. Отражение христианского мировоззрения в феноменах культуры. Христианская антропология - учение о человеке. Положения христианской антропологии в работах отечественных педагогов, мыслителей, поэтов. Отражение христианского учения о человеке в русском фольклоре. Этимология о христианском значении некоторых слов русского языка. Отражение христианского учения о спасении в русской духовной поэзии разных веков.
О чем рассказывает Библия? Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библии. Священное Писание как основная богослужебная книга. О Боге, о мире и человеке. Понятия добра и зла в жизни людей. Первые правила, данные в Раю Адаму и Еве. Грехопадение. Как Бог спасал людей: десять заповедей. Чему Христос учил людей: заповеди Блаженства. Христос рассказывает о Царствии Небесном. Притча и зерне горчичном. Чудеса Спасителя, их смысл. Как человек мог возвратиться к Богу. Забота об украшении души добродетелями. Крестная Жертва - Искупление человека. Воскресение Христово.
Создание Церкви. Как люди узнали о христианстве? Евангелие — о христианском понимании будущего людей и мира. Страшный Суд. Ответственность человека.
Четыре основные темы Священной истории Ветхого и Нового Завета: сотворение мира; Рождество Христово (Боговоплощение); Крестная Жертва; Воскресение Христово и создание Церкви.
Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живописи, литературе, храмовом зодчестве, христианских праздниках.
Монастырь — центр христианской православной культуры. О христианской радости. Смысл жизни христиан. Грех и добродетель. Христианские добродетели: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу и к ближним, умеренность, целомудрие. Христиане о таланте - даре любви, данном человеку. Притча о талантах. Пути к добродетельной жизни. Монашеский путь. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры. Как возводились монастыри? Красота рукотворная и нерукотворная. Красота внешняя и внутренняя. В чем заключается красота православного монастыря? Название монастыря. Монастыри и имена святых, с ними связанные. Русские поэты разных веков размышляют о смысле красоты и ее отражении в объектах православной культуры.
Язык христианской православной культуры. Как христианская православная культура рассказывает о Боге? Какие виды искусства объединяет в себе православная культура? Церковный характер христианского искусства. Взаимосвязанность разных видов христианского искусства. Спасение человека Богом - основное содержание православной культуры. Творец и Его творения. Как христианская культура объясняет возможность творчества? Креационная теория сотворения мира. Ее представители - ученые, писатели, поэты, композиторы, художники. Два корня христианской православной культуры. Святая Земля. Евангелия рассказывают о событиях, произошедших на Святой Земле. Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий. Туринская Плащаница. Византийская христианская культура и православная культура Руси.
Символы христианской православной культуры - крест, голубь, рыба, нимб и др. Священная история рассказывает о смысле почитания креста. Формы почитания Бога в истории мировой религиозной культуры: в ветхозаветные и новозаветные времена. Из истории христианской духовной культуры: Воздвижение Креста. Храмы названные в честь Воздвижения Креста Господня.
В чем заключается смысл красоты православного искусства? Русская поэзия рассказывает о символах православной культуры. Почитание святыни. Пожертвование, жертва, жертвенность. Что сложнее, что легче? Как христиане понимали почитание святыни?
Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан. Храм - дом, посвященный Богу. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Словарик зодчего: основные части храма; священнослужители и их одежда (облачение); богослужебные предметы. Символический смысл храма. Богослужение. Таинства Церкви. Как было установлено Таинство Причащения. Тайная Вечеря. Иконостас, четверик, алтарь, Престол, Горнее место. Священная топография мира - православные храмы, названные в честь событий Священной истории. Названия православных храмов рассказывают о событиях Священной истории. Истории создания храмов. Их архитектурные стили. Русские поэты рассказывают о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости. Правила поведения в храме.
Религиозная живопись. О чем рассказывает икона? Как человек воспринимает красоту окружающего мира? Христианская религия о мире материальном и нематериальном. Икона - окно в мир невидимый. Икона - христианская святыня. Кому посвящались христианские иконы? Что означает почитание иконы? Почему икона является священным изображением? История создания первой иконы. Спас Нерукотворный. Иконописные изображения. Фреска. Мозаика. Словарик иконописца. Иконография Христа и Богородицы. Духовная красота иконы. Картина и икона. Их отличия. Изучаем иконографию икон.
Красивый мир церковнославянской азбуки. Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. Буквы на иконах и предметах древнерусского прикладного искусства. Церковнославянская азбука. Ее создатели - святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Кого называют просветителями? Значение слова «просвещение». О чем рассказывают буквы церковнославянской азбуки? Красота буквиц заглавных. Духовный смысл буквиц. Как книжная грамотность пришла на Русь. Псалтирь, Евангелие - первые книги на Руси. Летописи. Жития святых. Монастыри -центры просвещения и книжности. Произведения духовной литературы. О чем рассказывают произведения древнерусской литературы? Остромирово Евангелие. По каким книгам обучались грамоте дети в Древней Руси? Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей. Какие из написанных ими произведений относятся к произведениям духовной литературы?
История христианской Церкви в житиях ее святых
Начало христианской эры. Век апостольский. Как христианство стало распространяться в мире. Избрание Иисусом Христом апостолов. Образование Церкви. Схождение Святого Духа на апостолов. Первая проповедь апостола Петра. Образование первых хри-стианских общин. Жизнь первых христиан. Труды апостолов. Призвание апостола Павла. Христианские праздники: День Святой Троицы, праздник святых апостолов Петра и Павла, Собор двенадцати апостолов.
Учение Иисуса Христа раскрывается в феноменах православной культуры: Евангелие на церковнославянском языке, духовная поэзия, памятники зодчества. Святые дети — мученики за веру. Причины преследования христиан иудейскими и римскими властями. Первые пострадавшие за Христа - Вифлеемские младенцы. Первомученик Стефан. Смысл слова «благословение». Смысл евангельского эпизода «Благословение детей». Святой Игнатий Богоносец. Юная мученица Акилина. Святой отрок Вит. Святые отроки-мученики и их учитель - святой епископ Вавила Антиохийский. Смысл мученичества. Почему дети-христиане проявляли мужество? Молитва. Жития юных мучеников. Произведения духовной поэзии рассказывают о детской молитве. Священное Писание об основаниях почитания христианами жертвы мучеников (Псалом 115). Церковные песнопения. Ектений - молитвы прошения.
Христианские добродетели вера, надежда и любовь в жизни святых. О святых юных мученицах Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. О святой деве Татиане. Христианские добродетели. Размышление о духовной красоте. Евангельский текст о понимании христианами красоты как совершенного подобия Отцу Небесному (Евангелие от Матфея, гл.5, стихи 44-48). В чем проявлялась любовь христиан к врагам?
Мудрость жизни христиан. Святые великомученицы Екатерина, Варвара. Чем отличалась жизнь христиан от жизни других людей? Главные ценности жизни христиан. Притчи Христа о Царствии Небесном: о драгоценной жемчужине, о закваске, о зерне горчичном. Как христиане старались обрести сокровища небесные? Христианская мудрость. Какого человека христиане называли мудрым? Житейская мудрость. Священное Писание - о премудрости мира (1 послание апостола Павла коринфянам). Христианская радость. Духовная поэзия размышляет о человеческой мудрости. Церковные песнопения — тропари великомученицам. Почему Крест назван в них оружием? Христианские добродетели и наименование великомученицы Варвары «всечестная». Размышления о драгоценных качествах души человека. Путешествия по святым местам - монастыри и храмы в честь святых Екатерины и Варвары.
Святые воины. Великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Стратилат. Святой мученик Севастиан. Подвиги исповедания веры и защиты Отечества. Кого называли воинами Христовыми? Воинская доблесть. Что христиане называли духовной смертью? Какими подвигами прославились святые воины-великомученики? Какие добродетели проявили (в детстве, в воинском служении, в христианском подвиге)? О почитании святых воинов. Как на Руси почитали память святых Георгия Победоносца, Димитрия Солунского? Размышления над евангельскими текстами о любви к врагам, христианской радости, воинском подвиге. Ответ императора Константина Великого об отношении христиан к врагам личным и врагам Отечества. Апостол разъясняет христианам о воинских доспехах христианина: броне любви к Богу, вере в Его помощь, шлеме надежды на спасение. Духовная красота человека. Борьба христианина с внутренними врагами: грехами - страстями своей души. Грех, откуда он появился? Грехопадение. Враги человека - грехи гордости, зависти, ненависти, злости, обжорства, гнева. Воинская рать христианина - христианские добродетели и добрые дела: смирение, милосердие (милостыня), чистота (целомудрие), любовь, пост (умеренность), кротость. Борьба христианина за красоту своей души. Что искажает красоту души? Откуда в человеке зло? Евангелие учит: сердце - поле сражения за красоту человека. Почему христиане ведут это сражение постоянно? Кто может помочь в этом сражении? Святитель Иоасаф Белгородский учит христиан тактике сражения с грехами. Феномены православной культуры (иконы, памятники зодчества), посвященные святым христианским воинам.
Святые врачеватели Косма и Дамиан. Всемилостивый целитель Пантелеймон. Бескорыстие святых врачей. Евангелие - о дарах: «Даром получили - даром давайте». Притча о талантах - дарах Бога человеку. Сражение бескорыстия и корыстолюбия. Какие добродетели проявляли святые в детстве; какими христианскими добродетелями и подвигами прославились? Размышления о Божиих дарах святым при чтении церковнославянских текстов Священного Писания.
Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена. Святые Отцы Церкви. Прекращение гонений на христиан в царствование Константина Великого. Обретение и Воздвижение Креста Господня святыми Константином и Еленой. Сохранение языческих привычек новообращенными христианами. Защита христианского вероучения от ересей. 7 Вселенских Соборов. Утверждение Вселенскими Соборами основных догматов христианской веры: о Троице, Боговоплощении, почитании Богородицы. Утверждение «Символа веры». Труды святых Афанасия Великого, Кирилла Александрийского, папы Римского Льва Великого, Василия Великого, Григория Богослова. Период иконоборчества. Почитание христианами икон. Святой Иоанн Дамаскин. Отражение событий эпохи Вселенских Соборов в произведениях религиозной живописи, духовной поэзии, музыки. Церковнославянские тексты рассказывают о почитании христианами Креста. Что такое святыня? Отношение к святыне. Крест в жизни христиан. Крестоношение. Развитие византийской культуры в период эпохи Вселенских Соборов. Храм Святой Софии - Премудрости Божией.
Утверждение христианского учения. Учителя веры — святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Почему потребовалось защищать учение Церкви? Какими трудами на благо Церкви Христовой прославились святители Василий Вели-кий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст? Какие добродетели святые проявляли в детстве? Кого называют православными христианами? О богослужении Православной Церкви. Божественная Литургия. Всенощная. Вклад святителей в составление песнопений богослужения. В какие христианские праздники поют песнопения, составленные святителями? Иоанн Златоуст учит христианскому благодарению. За что христиане благодарили Бога? Смысл слов «благодарение» и «благословение».
Пути к спасению. Великие подвижники пустыни преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский. Смысл монашества. Подвиги духовные. Их смысл - спасение души. Разные пути к спасению. Монашество - путь совершенных. Основоположник монашества - Антоний Великий. Житие. О чем святой размышлял с детских лет? Как была устроена жизнь древних монастырей? Лавры, скиты. Духовный руководитель - авва (отец). Духовное родство святых. Братья во Христе. Почему монашество называют ангельским чином? Монашеские обеты послушания, нестяжания, целомудрия. Примеры христианских добродетелей в жизни святых подвижников. Священное Писание о добродетелях, о воздаянии Божием к праведным и грешникам, о преподобных.
Путешествие по святым местам - древним монастырям Святой Земли: лавра святого Саввы Освященного, монастырь святого Герасима Иоарданского, монастырь святого Георгия Хозевита.
Пути к спасению. Святые преподобные Мария Египетская, Ефрем Сирин. Прославление Бога верой и добрыми делами. Промысел Божий в деле спасения человека. Пути: монашеский, семейная жизнь, иные. Борьба со страстями души - путь к спасению. В чем святой Ефрем Сирин увидел действие Промысла Божиего о человеке? Действие Промысла Божия в жизни святой Марии Египетской. Христианские добродетели, проявленные святыми на пути спасения. Покаяние. Покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Какие добродетели христиане старались взрастить в своей душе? Великий Пост в жизни христиан. Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Отражение тем покаяния в русской классической литературе. Церковнославянские тексты Священного Писания - о преодолении страстей.
Путь к спасению. Преподобный Досифей. Святитель Павлин Милостивый. Ответственность христианина. За что должен отвечать человек? Как может спастись христианин? Священное Писание рассказывает о Страшном Суде. Как святой Досифей выбирал путь к спасению. Христианские добродетели смирения, послушания, кротости, терпения, умеренности - путь к спасению души. О милости Божией человеку. Искупительная Жертва, принесенная Христом за людей. Христос показывает примеры милосердия и прощения: эпизод Евангелия «Христос и грешница». Милость и милосердие христианина. Евангельская притча о милосердном самарянине. Добродетель милосердия в жизни святителя Павлина Милостивого. Отражение заповеди «Не судите, да не судимы будете» в феноменах православной культуры: церковнославянском языке, традициях жизни христиан (милостыня, неосуждение), духовной поэзии, живописи на религиозные темы.
Просветители славянские Кирилл и Мефодий. Евангелие приходит на славянские земли. Монахи - миссионеры-проповедники. Трудность миссионерского подвига среди языческих племен. Труды святых братьев Кирилла и Мефодия. Детские годы святых. Христианские добродетели. Проявленные ими в детстве. Как отрок Константин (Кирилл) размышлял о ценностях жизни человека; как определил для себя жизненный путь? В чем были трудности просвещения славянских племен? Апостольские труды святых.
Почему именно Кирилл и Мефодий были посланы в славянские земли? Противодействие проповеди святых со стороны немецких священников и его причины. Перевод на славянский язык богослужебных книг. Азбука глаголица и кириллица. Важнейшие тексты православной Церкви на церковнославянском языке. Непрерывность (преемственность) апостольского подвига в утверждении христианской веры в мире: апостолы Христа -Вселенские учители веры (Символ Веры) - просветители славянские Кирилл и Мефодий.
Перечень учебно-методических средств обучения
- Азбука православного воспитания. М., 1997.
- Бахметьева А.Н. Жития святых для детей. М., 1997.
- Библия в пересказе для детей. М.: Библейское общество, 1997.
- Воскобойников В.М. Энциклопедический православный словарь/ В.М. Воскобойников.- М.: Издательство ЭКСМО, 2005. - 544 с.
- Кошмина И.В. Основы русской православной культуры: Учеб. пособие для уч-ся сред, и старш. шк. возраст/ И.В. Кошмина.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 160 с.
- Маслов Н.В. Православное воспитание как основа русской педагогики: По трудам схимандрита Иоанна Маслова/ Н.В. Маслов.- М.: Самшит-издат, 2006. -504 с.
- Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (аудиокассета; музыкальные материалы; СD -диск). На CD-дисках представлено музыкальное сопровождение уроков (произведения П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, Д. Бортнянского, Г.В. Свиридова, А.Львова, М.П. Мусоргского, С. Зубачевского и др., церковными песнопениями).
- Наглядное пособие. «Иллюстрации».
- Православная энциклопедия: Русская православная церковь/Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 - М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2000. -656 с.
- Пасхальный благовест: Хрестоматия. Пасхальные обряды и обычаи. Книга для чтения в семье, школе, детском саду / Е.Ю. Фаркова. - М.: Издательство "ГНОМ и Д", 2004. - 160 с.
- Смольникова Е. И. Основы православной культуры. Я иду на урок. Методические рекомендации для учителя. М: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2001.
- Шевченко Л. Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета.1-11 годы обучения. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. – 144 с.
- Шевченко Л. Л. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2003.
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела и тем | К-во часов | Оборудование | Дата проведения |
1 | О чем рассказывает православная культура (9 часов) Цель: познакомить детей с возникновением православной культуры, формировать у школьников чувства любви к своей Родине Религиозная культура в жизни человека. Человек культурный. | 1 | Презентация | |
2 | О чем рассказывает христианская православная культура? | 1 | ||
3 | О чем рассказывает Библия? | 1 | ||
4 | Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. | 1 | Презентация | |
5 | Монастырь – центр христианской православной культуры. | 1 | ||
6 | Язык христианской православной культуры | 1 | ||
7 | Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан. | 1 | ||
8 | Закрепление знаний по теме: «О чем рассказывает православная культура» | 1 | Презентация | |
9 | Религиозная живопись. О чем рассказывает икона? | 1 | ||
10 | Золотая цепь святых (7 часов) Цель: раскрытие темы святости на примере житий святых христианской Церкви. Золотая цепь святых. | 1 | ||
11 | Начало христианской эры. Святые апостолы. | 1 | ||
12 | Святые дети – мученики за веру. Вифлеемские младенцы. | 1 | ||
13 | Святые Акилина, Вит. | 1 | ||
14 | Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья. Святая мученица Татьяна. | 1 | ||
15 | Мудрость жизни христиан. | 1 | ||
16 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Христианские добродетели» | 1 | ||
17 | Утверждение христианской веры (10 часов) Цель: раскрыть тему преемственности святости как цели и идеала жизни христиан Святые великомученицы Екатерина, Варвара | 1 | ||
18 | Святые воины. Георгий Победоносец. | 1 | ||
19 | Святые воины. Димитрий Солунский, Федор Стратилат | 1 | ||
20 | Святые врачеватели. Святые Косьма и Дамиан. | 1 | ||
21 | Всемилостивый целитель Пантелеимон. | 1 | ||
22 | Защита христианской веры. Вселенские Соборы. | 1 | Презентация | |
23 | Святые равноапостольные Константин и Елена. Святые Отцы Церкви. | 1 | ||
24 | Утверждение христианского учения. | 1 | ||
25 | Учителя веры – Святители Василий великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. | 1 | ||
26 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Утверждение христианской веры» | 1 | ||
27 | Пути к спасению (9 часов) Цель: показать школьникам незыблемость и преемственность христианских ценностей добра Пути к спасению. | 1 | ||
28 | Великие подвижники пустыни: Преподобный Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фиейский. | 1 | ||
29 | Святые преподобные Мария Египетская, Ефрем Сирин. | 1 | ||
30 | Пути к спасению. Преподобный Досифей. | 1 | ||
31 | Святитель Павлик Милостивый | 1 | ||
32 | Красивый мир церковнославянской азбуки. Божественные письмена. | 1 | ||
33 | Просветители славянские Кирилл и Мефодий. | 1 | ||
34 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Пути к спасению» | 1 | ||
35 | Экскурсия: «Путешествие по родным местам» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по основам православной культуры "Православный храм. Икона"
урок проведён в рамках недели духовно - нравственного воспитания...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ ( «Основы православной культуры») для 5-го класса. Тема «Православный монастырь».
Тема разработанного мною урока есть в программе А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Предполагается использование на уроке учебника А.В. Кураева «Основы...
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. (урок № 2 подготовлен по модулю «Православная культура» для 4 классов; учебник А. Кураева «Просвещение», 2012 год)
Цели и задачи:1. Познакомить учащихся с сущностью материальной и духовной культуры; показать взаимосвязь культуры и религии, дать представления о понятии «православ...
Терскова С.А. Семья и брак в православной культуре. Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе // Уклад православной семьи. В помощь учителю основ православной культуры и обществознания. – Краснодар: КМКОЦ, 2009. – С. 11-15.
Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе...
Результаты общероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры "Русский мир в православной культуре"
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кириллапри поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Отдела религ...
. Терскова С. А. Семья и брак в православной культуре. Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе. // Основы православной культуры в школе. – 2015 - № 4. – с. 27-29.
Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе....
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...