Эссе "Я - учитель", 2016 г.
статья на тему

Шкурко Галина Александровна

Эссе "Я - учитель", 2016 г. О проблемах школьных и не только...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_uchitel.odt29.83 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе: «Я  - учитель»

 «Учитель - не тот, кто учит, а тот -  у кого учатся»

        Мне всегда нравилось учиться, получать удовольствие от познания чего-то нового, осваивать разные стороны жизни, приобретать умения, расширять свои возможности. Так здорово, когда у тебя начинает получаться что-то, чего ты раньше не умел. Когда сама была ученицей, представляла, как бы я провела тот или иной урок, чтобы учебный материал вызывал интерес и хорошо усваивался. Наверное, это и послужило мотивом выбора профессии и, конечно - влияние мамы, которая была учителем. Я ею очень гордилась, видя социальную значимость статуса педагога и возможность его влияния на других людей.

     Профессия учителя привлекательна тем, что она мотивирует учиться всю жизнь, развиваться, не стоять на месте. И, безусловно, радуют и вдохновляют дальше трудиться успехи учеников. Когда в трудные 90-е годы ХХ века мне приходилось подрабатывать в разных сферах деятельности, я на практике убедилась, что работа с детьми мне ближе всего.

     Для меня принципиально важно в образовании:

  • создание комфортной обстановки сотрудничества с детьми на основе взаимного доверия, понимания и уважения;
  • развитие у школьников критического мышления, умения самостоятельно формулировать проблемы, ставить цели, выбирать средства их достижения;
  • в процессе выбора уметь отличать главное, существенно важное от второстепенного.

     Миссия педагога - поддержка ребенка в процессе его социализации в период школьной жизни, а именно:

  • демонстрация разных вариантов моделей поведения, ведущих к социальному успеху;
  • создание максимального числа возможностей для того, чтобы ребенок проявил себя, нашел сферу применения и развития своих способностей;
  • формирование ценностного отношения обучающихся к образованию, как к «социальному лифту».

     Успешность взаимодействия с обучающимися зависит от умения педагога управлять их вниманием. Хорошо помогают решать эту задачу интерактивные педагогические приемы, проблемное обучение, использование законов риторики.

     Одна из проблем современности - информационная болезнь. Колоссальные объемы и высочайшая скорость устаревания информации требуют от человека коммуникабельности, креативности и стрессоустойчивости. Эти компетенции должны стать основой гибкой идентичности, востребованной сегодня. При формировании этих важных компетенций хороший эффект дает дебатная технология обучения.

     Серьезная проблема школы - существующая пятибалльная, а фактически трехбалльная (3, 4, 5), система оценивания учебной деятельности учащихся. Недостаточная вариативность оценок противоречит индивидуальному подходу к ребенку, увеличивает субъективность оценки, а следовательно, ее непредсказуемость для школьника. Постепенно складываются ярлыки «троечника», «хорошиста» и «отличника», к которым все привыкают, и в дальнейшем, у обучающихся нет стимула работать на улучшение результата.

     Я выхожу из создавшегося положения применением дополнительной накопительной системы плюсов и минусов, что позволяет ученику корректировать, при желании, свою оценку. Дети начинают понимать, что именно они определяют свой успех или неуспех в учебе. Такой способ работает на формирование более ответственного отношения ребенка к делу.

     Понижает эффективность работы педагога чрезмерная нагрузка, на которую приходится соглашаться из-за низкой оплаты учительского труда, а, зачастую, еще и подрабатывать помимо школы. Отдельная проблема - оценка труда классного руководителя, который выполняет свою роль практически круглосуточно. Раз мы теперь ориентируемся на развитые западные страны, может стоит перенять их опыт в этом вопросе. В школах Европы классное руководство преподаватели- предметники не ведут, а ведут отдельные люди, выполняющие воспитательные функции. В наших школах сегодня есть социальные педагоги, психологи, тьютеры, педагоги-организаторы, завучи по воспитательной работе, которые могли бы быть классными руководителями.

     Занимаясь на протяжении всей своей педагогической деятельности работой в Малой академии наук школьников Крыма, не перестаю удивляться некоторым организационным моментам при проведении сессий и конференций на республиканском уровне. Например, ребенок защищающий работу по праву, почему-то должен писать олимпиаду по истории, что понижает его результат. Пусть тогда математик пишет олимпиаду по физике, а биолог - по химии. И, вообще, не совсем понятно, зачем наряду с защитой научно-исследовательской работы учащемуся нужно писать еще и олимпиаду, когда отдельно проводятся предметные олимпиады. Нельзя лишать детей дополнительного шанса проявить себя и отбивать охоту заниматься наукой, их и так очень сложно привлечь на дополнительные занятия.                    Поражают факты пересмотра баллов, выставленных экспертами- рецензентами, они их иногда меняют в пределах 10-ти баллов из 25-ти возможных. Что же это за эксперты, чем они руководствуются при выставлении баллов, если они сами в них не уверены? А ситуация с выбором из детей, набравших одинаковое количество баллов на предметных олимпиадах, когда призовое место зависит от первой буквы фамилии потенциального призера? Театр абсурда. Если обращаешься с этими вопросами к республиканскому руководству, то не можешь найти человека, принимающего такие решения, все отвечают, что от них это не зависит.

     Еще одно новшество появилось в этом учебном году - на грамоте, которой награждают учащихся - победителей республиканского этапа предметных олимпиад перестали указывать имя педагога, подготовившего ребенка. Его теперь не награждают грамотой министерства, как это было еще год назад, а направляют рекомендательное письмо местным властям с предложением отметить каким-либо образом этого учителя. Получается, что достижения у воспитанника на уровне республики, а педагог достоин благодарности только на местном уровне.

     Сегодня педагоги поставлены в условия полного недоверия и контроля каждого их шага, можно сказать «презумпции виновности», что непосредственно работой с детьми они занимаются минимальное количество времени. При этом, больше всего ущемлены способные ученики, так как основное внимание учителей приковано к слабоуспевающим и к детям из неблагополучных семей.

     В последние годы вошло в систему регулярное снятие детей с уроков на всевозможные мероприятия, что ломает учебный процесс. Такую необходимость объясняют тем, что после учебных занятий детей невозможно заставить посещать дополнительные мероприятия. Я, как педагог и родитель, «двумя руками за» интересную внешкольную жизнь учащихся, эти события останутся в их памяти на долгие годы, однако, желательно, не наносить ущерб урокам.

     Что касается системы образования в целом - школа, как социальный институт, является отражением общества, где отсутствует справедливость из-за социального расслоения в условиях рыночной экономики. Поэтому следует иметь школы для бедных, школы для богатых и, на средства спонсоров или государства - школы для одаренных детей. Мне несимпатична эта идея с педагогической точки зрения, но фактически это уже происходит, таков сегодня запрос общества к образованию.

     Хочешь стать олимпийским чемпионом - учись у олимпийского чемпиона. Никого не заставишь учиться у человека, не являющегося авторитетом. Низкий статус педагогов в нашем обществе свидетельствуют о том, что оно больно и имеет плохие перспективы, так как это - мина замедленного действия.

     История ХХ века показывает, что ускорили свое развитие и стали конкурентоспособными только те страны, которые начинали свои преобразования со сферы образования. К сожалению, бесконечные эксперименты, которым школа подвергается последние четверть века после развала СССР, напоминают басню про плохих музыкантов... Постоянно обновляемые учебники, с целью обогащения тех, кто этим занимается, не выдерживают никакой критики. Отсутствие логики в изложении материала, ошибки, неадаптированность к возрасту детей, несоответствие учебным часам и программам... Совершенно неадекватное распределение учебного времени между обязательными предметами и многочисленными бессмысленными элективными курсами. Для чего тогда существуют внешкольные учреждения дополнительного образования? Дети перегружены, у них нет времени на детство, а в результате мало кто из них может грамотно писать, не говоря уже про успехи в освоении точных наук. Родителям приходится несколько раз платить за одну и ту же образовательную услугу. Сначала они платят налоги государству, потом платят тем же учителям за репетиторство, а затем еще и за обучение в ВУЗе, так как ребенок в итоге плохо обучен, а в ВУЗах бюджетные места сведены к минимуму. Как говорится - «доступное», «бесплатное», а главное - «качественное» образование...

     Нужны не нескончаемые реформы ради реформ, а элементарная стабильность и понимание происходящего. Нужны ясные всем цели, на которые должно работать наше образование. Это невозможно без государственной идеологии, которая современным законодательством в РФ запрещена. Именно она должна определять стратегическую политику государства в сфере образования. Для корабля, у которого нет цели, никакой ветер не может быть попутным!

     Завершить эссе хочу словами Уинстона Черчилля: «Успех - не окончателен, неудачи - не фатальны, значение имеет лишь мужество продолжать».

Галина Шкурко, учитель обществознания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День учителя -2016

Сценарий праздника включает музыкальные номера, флешмоб, студенческйи юмор, вручение шуточных грамот и сертификатов....

сценарий праздника ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ 2016

Поздравление студентов , своих преподователей...

День учителя 2016 г.

Коррекционная школа...

сценарий Дня учителя 2016

День учителя Учителя! Сегодня мы вам дарим Немного ласки, настроения, тепла. Мы каждый день, конечно, забываем Про эти маленькие добрые дела. Как часто забываем мы спасибо Вам в суматохе школьных дней...