Детям Войны посвящается
классный час (9, 10, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
1 | Направление | Занятие с использованием ИКТ |
2 | Номинация | Номинация 1.2. Урок с использованием ЭОР с закрепленным авторством, имеющим публикацию в Интернете Номинация 1.5. Урок с использованием электронных ресурсов Президентской Библиотеки, в т.ч. с учетом работы в удаленном электронном читальном зале. |
3 | Ф.И.О. автора (полностью) | Сторожилова Наталья Вильгельмовна |
4 | Наименование образовательной организации | Падунская средняя общеобразовательная школа имени Заслуженного учителя школы РСФСР И.Е. Хребтова, филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заводоуковского городского округа «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Заслуженного учителя РСФСР, Почетного гражданина г. Заводоуковска Агафонова Леонида Устиновича (Падунская СОШ, филиал МАОУ «СОШ № 4») |
5 | Название работы | Урок Детям Войны посвящается. |
6 | Перечень используемых ЭОР | http://rrr.prlib.ru/default.aspx http://rrr.prlib.ru/item.aspx?id_node=n49476806 https://1panorama.ru//world/russia-1/pamyatnik-tani-savichevoj-panorama1675#0_294.3199997 |
Методическая записка
Вид деятельности | Учитель начальных классов |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Форма проведения урока | Урок - экскурсия |
Целеполагание – образовательный результат: | Цель:
Задачи:
|
Проектирование образовательных результатов: | предметные: научаться определять понятия: ВОВ, блокада, Хатынь, оккупация, определять местоположение исторических объектов; метапредметные: познавательные: Самостоятельная работа с интернет источниками, создавать алгаритм деятельности при решении проблем различного характера; коммуникативные: формируют собственное мнение и позиции, используя речевые средства; регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и усвоения её реализации; личностные: могут быть сформированы личностная и социальная активность в достижении поставленной цели. |
Информационно-образовательная среда урока/занятия | Информационные технологии и электронные средства обучения: ИКТ Интерактивная доска ЭОР |
Целесообразность использования ИКТ на конкретном этапе урока (внеклассном мероприятии) | Использование ИКТ и ЭОР на уроке помогает: 1. Расширить интеллектуальные возможности ребенка; 2. научить учащегося пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера. |
Методические приемы | Словесные: рассказ, объяснение, беседа. практической работы, работа в группах. Наглядные: демонстрация слайдов и фильмов, картинок |
Детям Войны посвящается.
Возраст детей: 14-17 лет.
Цель:
- Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
- Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества;
- Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны.
Задачи:
- Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности;
- Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям;
- воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.
Подготовительная работа:
- Подбор материала (Дети работают в группах. Находят на просторах сети интернет и на сайте Президентской библиотеки материал о памятниках детям войны.);
- Из найденного материала готовиться презентация и подготовка учащихся к выступлению на уроке;
- оформление книжной выставки,
- подготовка оборудования,
- подборка музыкального сопровождения и видеороликов.
Ход урока
1. Организационный момент. Звучит запись Левитан «Объявление войны»
2. Вступительное слово библиотекаря. Война… Страшная, жестокая, злая. Всего за 1418 дней война унесла более 26,5 миллионов жизней только стран СССР, а были и другие.
3. Сообщение темы урока.
Золотая пора человека - детство. Счастливое. Безмятежное. Веселое. Незабываемое. Только в детстве бывают бесконечно длинные дни, самые яркие цвета, самые вкусные конфеты. Все самое, самое…
Дети – это цветы жизни. Если Ребенка лишить Детства, лишить Любви, он не просто что-то потеряет, но не сможет полноценно развиваться, не станет той Личностью, которой мог бы стать, если бы не было отнято детство…
У детей взрослые не отнимают детство, отнимают жизнь.
Дети военных, огненных лет! Детство и война слились в единое целое для мальчишек и девчонок 1941–1945 годов. Как рано они повзрослели.
Дети войны (слайд 1).
Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбежек в глазах
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.
История, которую творили люди, не раз бросала на свой алтарь детские жизни. История, беспощадна к детям! Какое сердце не содрогнется слыша только официальную статистику: 13 миллионов детей, уничтоженных фашистами во Второй мировой войне
Наш урок мы посвящаем детям, чьё детство было опалено войной. Четыре долгих года, шла на нашей земле самая кровопролитная и самая страшная в истории человечества война.
Сегодня мы услышим воспоминания детей о войне, узнаем, как они жили, о чем думали и мечтали. Многие из них тогда были вашими сверстниками, кто-то помладше или постарше.
Стих читает подготовленная ученица.
Ой, Мишка, как же страшно мне! (слайд 2 )
Л. Тасси
Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…
… Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…»
… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…
«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»
… Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!..
Библиотекарь: Сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию к памятникам детям войны, от которых на глазах выступают слезы (слайд 3). Памятники эти расположены не только на территории стран СССР, но и ближайшем зарубежье.
Выступления подготовленных учеников.
- Первый памятник (слайд 4) к которому мы отправляемся находиться в городе Санкт-Петербурге. Для его рассмотрения мы с вами отправимся на сайт президентской библиотеки. В строке поиска пишем памятники «Детям войны». На первой странице первый документ. (Гулякин, Валерий Николаевич (фотограф; 1959-) Памятник "Дети войны" Санкт-Петербург 2013)
6 мая 2013 года вблизи Пискаревского кладбища на проспекте Непокоренных (стр.1) открыли памятник «Дети войны»,(стр.2) созданный по инициативе Международной ассоциации общественных организаций блокадников города-героя Ленинграда. Автор проекта - скульптор В.Шплет.
Скульптура изображает пятерых детей, спешащих на улицу праздновать День Победы: совсем маленькие дети держат за руки старших братьев и сестёр, рядом — ребята в военной форме.
Памятник посвящён детям страшного военного времени, которые наравне с взрослыми защищали Ленинград в годы Великой Отечественной войны.
Памятник «Дети войны» создан по инициативе Международной ассоциации общественных организаций блокадников города-героя Ленинграда.
Давайте рассмотрим этот памятник внимательно.(просмотр всех кадров, обсуждение каждой фигуры) Казалось бы , что тут такого трогательного, ведь дети веселые, но если присмотреться то можно увидеть надпись, (стр.14) которая говорит за все «Нам в 43 выдали медали и только в 45-ом паспорта». Значит, что только в 45-ом им исполнилось 16, а они уже имели медали, за подвиги во время войны. Сколько же им пришлось пройти, сколько повидать за эти страшные годы. .(возвращаемся на 3 слайд)
- (слайд 5) Таня Савичева — маленькая девочка, ученица начальных классов из Ленинграда, стала знаменитой на весь мир благодаря своему дневнику. Страшному дневнику, в котором она заполнила всего 9 страниц. И который стал одним из главный скорбных символов Великой Отечественной войны.
Маленькую записную книжку с 9 страшными записями, начертанными карандашом нетвёрдой детской рукой, сестра Нина, которая вернулась в Ленинград уже после снятия блокады, нашла у Евдокии. По воле случая дневник маленькой девочки, похоронившей свою семью, увидел знакомый Нины, учёный секретарь Эрмитажа. Так история жизни и смерти простой ленинградской школьницы Тани Савичевой в 1946 году попала на выставку «Героическая оборона Ленинграда». Сегодня 9 листочков из дневника девочки Тани хранятся в «Государственном Музее истории Санкт-Петербурга», а копии их разошлись по всему свету как память о маленькой девочке, описавшей свою, детскую историю страшной войны.
Мемориал «Цветок жизни» (слайд 6) входит в мемориальный комплекс "Зеленый пояс Славы". Это первый большой мемориал на "Дороге жизни". Он был создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда. http://rrr.prlib.ru/item.aspx?id_node=n49476806 Что бы просмотреть этот памятник мы с вами снова отправляемся в читальный зал Президентской библиотеки в строке поиска пишем мемориал Цветок жизни. Выбираем документ Гулякин, Валерий Николаевич (фотограф; 1959-)
Мемориал "Цветок жизни". Памятник "Цветок жизни"
Всеволожский район, Ленинградская область, 2013-2014.
В состав мемориала входит памятник "Цветок жизни", аллея Дружбы и траурный курган "Дневник Тани Савичевой".
На лепестках 15-ти метровой каменной ромашки(стр.5)- лицо улыбающегося мальчика и слова детской песни "Пусть всегда будет солнце". Рядом находится плита, на которой высечена надпись: "Во имя жизни и против войны. Детям - юным героям Ленинграда 1941 - 1944 годов." (стр.2)
Памятник был открыт 28 октября 1968 года. Архитектор — П.И. Мельников.
Вокруг памятника высажено 900 берез (стр.8) по одной березе за каждый день блокады. До сих пор в январские дни березы украшают алыми галстуками.
Ромашку и траурный курган соединяет аллея Дружбы. Что бы просмотреть этот памятник мы с вами снова отправляемся в читальный зал Президентской библиотеки в строке поиска пишем мемориал Цветок жизнАллея дружбы. Выбираем документ Гулякин, Валерий Николаевич (фотограф; 1959-)
Мемориал "Цветок жизни". Аллея Дружбы
Всеволожский район, Ленинградская область, 20 сентября 2013
На стелах, (стр.3,4,5,6,7) расположенных вдоль аллеи, рассказывается о героизме юных защитников Ленинграда. Здесь перечислены имена пионеров - Героев Советского Союза и кавалеров высоких государственных наград и подвиги, которые они совершили.
На невысоком искусственном холме в конце аллеи Дружбы установлены гранитные "страницы"(слайд 7) знаменитого дневника Тани Савичевой. https://1panorama.ru//world/russia-1/pamyatnik-tani-savichevoj-panorama1675#0_294.3199997
Это восемь страничек, вырванных из телефонной записной книжки.
Одиннадцатилетняя ленинградская школьница Таня Савичева сделала первую запись в дневнике 28 декабря 1941 года... Девочка уже была не способна на живые эмоции, детская рука просто фиксировала страшные "визиты" смерти в их дом.
Таня Савичева родилась в большой и дружной семье — мама, папа, две сестры Женя и Нина, братья Лёка и Миша. Дом — полная чаша: отец Тани был предпринимателем, владел в Ленинграде собственной пекарней, булочной-кондитерской и даже кинотеатром. Но в 1930-е частную собственность начали отчуждать, а частников из Ленинграда ссылали за 101-й километр. Туда отправилась и семья Савичевых. Отец Тани сильно переживал случившееся, ведь он теперь не мог достойно содержать свою большую семью. В конце-концов стресс, безденежье дали о себе знать — Николай Савичев заболел раком и скончался 5 марта 1936 года.
Потерявшая кормильца семья вскоре смогла вернуться в Ленинград. Они — мама, Таня, братья и сёстры — поселились вместе с бабушкой на 2-й линии Васильевского острова, в доме 13/6 в квартире под номером 1. Как раз под квартирой ближайшей родни — братьев отца Тани, дяди Васи и дяди Лёши. Жизнь потихоньку налаживалась.
Пришёл 1941 год. Летом Таня с мамой планировали съездить в гости к родственникам в Дворищи, сначала хотели поехать все вместе, но потом решили, что брат Миша поедет первым, а Таня с мамой уже после: не хотели оставлять бабушку одну в её день рождения — 22 июня. Утром Таня вручила бабушке подарок, а в 12:15 по радио народный комиссар иностранных дел СССР Вячеслав Молотов объявил о начале Второй мировой войны. Таня с мамой остались в Ленинграде…
Семья Савичевых помогала Красной армии, как могла: сестра Нина рыла окопы, Женя сдавала кровь для раненых, Таня собирала бутылки для зажигательных смесей, Танина мама шила форму для солдат, а Лёка вместе с дядей Лёшей и дядей Васей отправились записываться на фронт. Но из военкомата их послали по домам — у Лёки было плохое зрение, а дяди уже давно «переросли» призывной возраст.
8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, но семья Савичевых была уверена — вместе продержатся, выстоят, переживут… Вслед за голодной осенью пришла суровая зима. Как-то, убираясь дома, Таня нашла забытую её сестрой Ниной записную книжку. Часть книжки была заполнена записями Нины, а вот другая — с алфавитом для телефонных номеров — оставалась нетронутой. Таня не стала выбрасывать находку и сохранила её у себя в шкафчике. Вскоре в этом дневнике появилась первая запись под буквой «Ж»: «Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г.»
Сестра, несмотря на сильное истощение, продолжала сдавать кровь для раненых и каждый день проходила семь километров до завода и обратно. 28 декабря Женя уже не смогла проделать этот путь. Она скончалась на руках у своей сестры Нины.
Не прошло и месяца, как в дневнике Тани Савичевой детским почерком были начертаны уже другие строки под буквой «Б»: «Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.». Бабушка Евдокия постоянно недоедала, она не хотела объедать и без того голодных внуков. В январе ей стало совсем плохо. Врач поставил диагноз — алиментарная дистрофия, предложил проехать в стационар. Но бабушка отказалась. Она понимала, что всё бессмысленно, и не хотела занимать койку в больнице, которая могла понадобиться раненым.
28 февраля 1942 года домой не вернулась сестра Нина. Мама пыталась навести справки, но так ничего и не узнала. В этот раз Таня не записала в свой дневник ничего, девочка хотела верить, что сестра жива.
Меньше, чем через месяц, после Нины от Тани ушёл брат Лёка. Но здесь надежды не было, Таня знала — он ушёл навсегда. Под буквой «Л» Таня карандашом написала: «Лёка умер 17 марта в 5 часов утра в 1942 г.». Лёка, как и бабушка, скончался от голода и сильного истощения.
Следующая запись не заставила себя долго ждать: «Дядя Вася умер в 13 апреля 2 ч ночь 1942 г.». Голод, как самая страшная эпидемия, убивал семью Савичевых одного за другим.
Дядя Лёша перед смертью уже не мог ходить, врач разводил руками. Родным оставалось только смотреть, как он угасает. Таня снова взялась за карандаш. Записала: «Дядя Лёша 10 мая в 4 ч дня 1942 г.» и спрятала ненавистный дневник. Но через три дня ей пришлось достать его снова. Через три дня появились последние четыре самых страшных надписи в маленькой записной книжке маленькой девочки Тани Савичевой:
Под буквой «М» — «Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.»; под буквой «С» — «Савичевы умерли»; под буквой «У» — «Умерли все»; под буквой «О» — «Осталась одна Таня»…
Потом у Тани Савичевой были два долгих и мучительных года. Несколько недель она «гостила» у бабушкиной племянницы, которая была не сильно рада, увидев у своих дверей девочку-сироту. Она пустила её на порог, но каждый раз выставляла из дома, когда уходила на работу. Домой Евдокия возвращалась к ночи. Всё это время Таня была на улице или сидела в подъезде. Вскоре Таня стала совсем в тягость Евдокии — девочка от истощения уже еле передвигалась, к тому же она была больна туберкулезом. Летом 1942 года Таню отправили в детский дом, который в августе был эвакуирован в посёлок Шатки. Спустя два года, в марте 1944-го Таня попала в дом инвалидов в селе Понетаевка. В медицинской карточке Тани Савичевой, помимо костного туберкулёза, значилось: «Цинга, дистрофия, нервное истощение, слепота…».
Тани Савичевой не стало 1 июля 1944 года. Таня ушла навсегда, так и не узнав, что не все Савичевы умерли. Сестра Нина и брат Миша остались живы. Нину вместе с коллегами прямо с работы эвакуировали из Ленинграда. Всё проходило в такой спешке, что она даже не смогла передать весточку родным. Миша был ранен, но всё-таки выжил и вернулся с фронта.(возвращаемся на 3 слайд)
В 1975 году в память о ленинградской школьнице на средства, заработанные пионерами и комсомольцами района, на шатковском кладбище была возведена стела с барельефным портретом девочки и страничками из ее дневника. Автор проекта – десятиклассник из с. Старого Иванцева Шатковского района Дмитрий Курташкин (слайд8).
В 1981 году на могиле был установлен надгробный памятник, выполненный нижегородским скульптором Татьяной Холуевой (слайд 9). В том же году зародилась идея создания в Шатках памятника Тане Савичевой и детям - жертвам фашизма. В 2010 году к 65-летию Великой Победы был открыт мемориальный комплекс «Тане Савичевой и детям войны посвящается»…
7 мая 2010 года, в преддверии 65-летия Великой Победы, в Шатках на площади перед школой № 1 был торжественно открыт мемориал, посвящённый Тане Савичевой и детям войны. Это событие не районного, не областного, а всероссийского и, даже, мирового масштаба, т.к. странички из дневника Тани были среди обвинительных документов на Нюркбергском процессе, осудившего нацизм и фашизм.
http://www.gttp.ru/PC/pc_58.htm (слайд 10). Мемориальный комплекс состоит из 12 бетонных арок, в которые вмонтированы рельефные композиции из военной и мирной жизни и скульптура Тани Савичевой в полный рост (возвращаемся на 3 слайд).
- (слайд 11)Теперь мы отправляемся в Смоленск. Памятник «Опалённый цветок» был установлен в Парке пионеров на улице Барклая-де-Толли, недалеко от Крепостной стены. В 2005 году, в 60-летнюю годовщину победы в Великой Отечественной войне Монумент посвящен детям, которые были узниками немецко-фашистских концентрационных лагерей. Скульптура и в самом деле очень сильно напоминает цветок, бутон которого как бы сложен из нескольких хрупких детских тел, соединившихся в шар. Под бутоном стройными рядами расположились импровизированные листья, на которых скульпторы выгравировали названия концлагерей.
Памятник под символическим названием «Опаленный цветок», посвященный всем детям, погибшим в фашистских концентрационных лагерях. Изможденные хрупкие детские тела оплетают так и не раскрывшийся бутон цветка, символизируя внезапно прерванную жизнь, а на «листьях» скульптуры отображены сами названия концлагерей.
Памятник «Опаленный цветок» - это живая боль не только жителей города, ведь в лагерях смерти погибло немало детей со всей России. Инициатором основания скульптуры выступила Смоленская региональная организация «Бывшие малолетние узники фашистских концлагерей». С тех пор ежегодно 11 апреля - Международный день освобождения узников из чудовищной смертоносной машины – у основания монумента проходят памятные мероприятия и возлагаются живые цветы..
Проект памятника был разработан скульптором Александром Семеновичем Парфеновым. Конечно, «Опалённый цветок» производит жуткое впечатление. Но это не просто памятник, это больная рана, которая, наверное, никогда не затянется. Больно осознавать, что в нашей истории есть такая страшная страница... Несмотря на то, что многие смоляне даже боятся подходить к «Опалённому цветку», я считаю, что такие памятники нужны, чтоб люди помнили о трагедии и не повторяли ее.
- Далее наша экскурсия продвигается в Белоруссию. На Гомельщине, в деревне Красный Берег Жлобинского района
«Детям, прошедшим фашистский ад». (слайд12 ) Памятник – мемориал республиканского значения, посвященный памяти детям – жертвам войны в Красном Береге задумывался как развернутая в пространстве панорама, путь, трагичность которого зритель может осознать, только пройдя по одному из лучей Города Солнца. И всех на этом пути встречает тоненькая фигура девочки — опаленного войной беззащитного ребенка, лицо которого перекошено от боли и беспомощности. Поднятыми над головой руками девочка словно защищается от всех страхов войны. Она стоит на камешках красного цвета, символизирующих кровь детей (слайд 13 ).
Один из лучей черного цвета, он проходит через пустой класс из белых парт и школьной доски (слайд 14). В классе 21 парта - на 42 человека, однако уже никто и никогда не сядет за эти парты. Не сядут те самые 1990 учеников - детей-узников концлагеря.
На черной доске аккуратным детским почерком написано письмо - письмо пятнадцатилетней девочки Кати Сусаниной своему отцу. .(слайд 15 )
читает подготовленная ученица
Март, 12, Лиогно, 1943 год.
Дорогой, добрый папенька!
Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.
Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: "Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон". И офицер выстрелил маме в рот...
Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты, встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь - у меня отбили легкие.
А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: "Расти, доченька, на радость большой!" Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню...
А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало - платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет,- и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.
Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с "Розой" и "Кларой" - так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. "Русс была и будет свинья",- сказал он.
Я очень боюсь "Клары". Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.
Живу я в дровяном сарае: в колшату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хл:), а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.
Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.
Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.
Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..
Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.. Твоя дочь Катя Сусанина...
Мое сердце верит: письмо дойдет.
Письмо было найдено в 1944г. Оно не дошло до адресата.
С обратной стороны доски находится карта указанием мест, где находились другие лагеря смерти на территории Беларуси. .(слайд 16 )
За школьной доской расположена самая светлая и радужная часть мемориала – «Площадь Солнца». .(слайд 17) На золотой Площади Солнца установлены 24 мольберта. В этих мольбертах—витражи, выполненные по рисункам детей нарисованных сразу после окончания войны в минском и других Дворцах пионеров.
Это фейерверк красок, радости и той жизни, о которой мечтают все дети. От Великой Отечественной войны нас отделяет десятилетия. Но не подлежат забвению ее события. Тяжкое наследие войны не дает нам право забыть о погибших на поле брани и в гитлеровских застенках. И свята память о детях, которые прошли через фашисткий ад.
В центре площади расположена детская мечта - Белый парусник. .(слайд 18) На его парусах можно разглядеть детские имена... Особенно трогают такие как "Ростик", "Ярик", "Стася", "Злата"... Никогда уже эти ребята не отправят свои корабли в плавание по жизни. Жизнь у них была отнята.
- Тут же в Белоруссии, есть еще не менее трогательный памятник «Хатынь» (слайд 19) Это произошло 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. К вечеру этого же дня в Хатынь пришли гитлеровцы. Всех жителей: стариков и детей, мужчин и женщин, всех, кто на тот момент находился в деревне, не зависимо от состояния: больных и беременных, женщин с грудными детьми, штыками и прикладами загнали в деревянный колхозный сарай с ещё крепкими стенами. Обложили его со всех сторон соломой и подожгли.
Сухой деревянный амбар вспыхнул сразу как факел. Дети громко кричали от страха и боли, а взрослые, задыхаясь в дыму, пытались их спасти. Крепкие двери сарая не выдержали напора людских тел и рухнули. Испуганные люди стали выскакивать, выбегать, а кто-то и выползать из горящего пламени. Но фашистские каратели без всякой жалости расстреливала их в упор огнём из автоматов и пулемётов.
В Хатынской трагедии погибли все 149 жителей, из них половина: 75 человек — дети. Только троим из них удалось укрыться от гитлеровцев и избежать страшной участи быть сожженными заживо: брату и сестре Володе и Соне Яскевич, а также Саше Желобковичу.
А вот из находившихся в том сарае-факеле, к удивлению, смогли выжить лишь двое детей. Одного мальчика, Виктора Желобковича, умирающая мать закрыла собой, и он пролежал под её трупом до ухода немцев. А второго раненого ребёнка — Антона Барановского — немцы просто приняли за мёртвого и не добили, не расстреляли.
Хатынский кузнец Иосиф Каминский — единственный выживший взрослый. Раненый, с сильнейшими ожогами он пролежал без сознания до поздней ночи. Очнувшись, Иосиф нашёл среди умирающих своего 15-летнего сына. Ребёнок был сильно обожжён, но еще жив. У него было смертельное ранение в живот. Вскоре, мальчик умер на руках у отца.
Именно этот страшный момент, момент наивысшей смертельной боли, запечатлён в скульптуре «Непокорённый человек», который стал главной ключевой фигурой мемориального комплекса «Хатынь». Теперь они навсегда вместе: отец и сын.
В этой страшной трагедии 54-летний Иосиф Каминский потерял всю свою семью: жену и троих детей.
В период жестокой оккупации в ходе Великой Отечественной войны ужасную судьбу Хатыни разделили ещё 628 белорусских больших и маленьких деревень, которые были сожжены фашистами дотла вместе с жителями.
Четверть из них: 186, как и Хатынь, никогда уже не были восстановлены.
(видеоролик Хатынь) https://www.youtube.com/watch?v=HxJz9xSWJyc
- Теперь отправляемся на Украину. Местоположение п.Макеевка Донецкой области. Памятник детям, которых немцы использовали как доноров. (слайд 10 ) На окраине Макеевки детям-донорам установлен памятник, трогательный и скромный, созданный на пожертвования простых людей. Официально детский концлагерь называли приютом для сирот. На самом деле у детей забирали кровь для раненых немецких солдат. За неделю погибли более трехсот маленьких украинцев. Самому старшему донору было 12 лет, младшему - всего 6 месяцев.
"Вот это окно. Это первое окно моей палаты", - показывает Галина Самохина. Галине Григорьевне было 8 лет, когда во время оккупации, оставшись без родителей, она попала в этот дом. Сейчас он заброшен, а тогда по приказу коменданта города господина Мюллера тут организовали приют. Цепкая детская память сохранила имя соседки по комнате, сладкий вкус стручков акации, которые спасали от голода, кабинет, уставленный стеклянными колбами, доктора и какую-то странную процедуру, во время которой Галя потеряла сознание. "Я почувствовала боль в руке. Я резко повернулась и увидела на руке какие-то проводки, резинки", - вспоминает Галина Самохина (в детстве Илющенко). Это потом она узнает, что оказалась в числе детей-доноров, у которых фашисты брали кровь для раненых. А тогда все мысли были о находящемся здесь же младшем брате Володе. Сестра как могла за ним присматривала, потому была осторожной и наблюдательной.
В акте 27 о фашистских злодеяниях, составленном сразу после освобождения Донбасса, сказано, что из шестисот детей, прошедших через приют, выжили меньше половины. В местном музее хранятся чудом уцелевшие документы. Их нашли уже после войны. В этой тетради - списки детей, содержавшихся в приюте "Призрение" с 1942 по 1943 год. Под номерами 52 и 53 - Володя и Галина Илющенко. Поступили в 42-ом году, привел их полицай. Отец был расстрелян, мать увезена в Германию. Напротив некоторых фамилий в графе, куда переведен ребенок, - прочерки, что дает основания историкам говорить о том, что дети погибли. По словам оставшихся в живых свидетелей, кто-то сдавал кровь по нескольку раз, некоторые малыши уходили из жизни после первой процедуры. Точное количество жертв неизвестно. Эта страница истории нуждается в глубоком изучении.
- Теперь отправляемся в Чешский поселок Лидице. Здесь всегда горят свечи. (слайд 9 ) Сюда приносят игрушки и цветы. В память о невинных детях, убитых нацистами во время войны, в чешском поселке Лидице установлен уникальный бронзовый монумент…
82 ребенка выстроились в ожидании страшной участи. 40 мальчиков и 42 девочки: среди них и подростки, и совсем малыши. Кто-то переговаривается, кто-то отводит взгляд, младшие прячутся за старших. Все растеряны и испуганы. Так выглядит скульптурная группа, установленная в чешском Лидице. Монумент напоминает о трагических событиях, которые произошли в июне 1942 года…
Шахтерский поселок Лидице, расположенный недалеко от Праги и Кладно, был стерт с лица земли нацистами во время Второй Мировой. Причиной репрессий послужило убийство обергруппенфюрера СС, протектора Богемии и Моравии Райнхарда Гейдриха чехословацкими партизанами.
Подозрение в причастности к гибели «выдающегося гражданина немецкого народа» по неясным причинам пало на одну из семей поселка Лидице, и нацистское командование приказало немедленно приступить к карательной операции.
Ночью 10 июня 1942 года подразделение СС «Принц Йоген» под командованием гауптшурмфюрера Макса Ростока окружило Лидице. Всех мужчин старше 15 лет —173 человека— расстреляли на окраине поселка.
Женщин и детей погнали в сельскую школу и держали несколько дней. Там матери видели своих детей в последний раз…
Вскоре женщин — 203 человека — доставили в Германию, в концентрационный лагерь Равенсбрюк, а их детей — в Польшу для решения их дальнейшей судьбы. Сам поселок, включая церковь и кладбище, сожгли и сровняли с землей, оставив голое пепелище.
В немецкой газете «Нойе Таг» о зверствах в Лидице написали: «В ходе розыска убийц обергруппенфюрера СС было установлено, что население поселка Лидице близ Кладно помогало преступникам и сотрудничало с ними.
Все мужчины поселка были расстреляны, женщины направлены в концентрационные лагеря, а дети — в соответствующие учреждения для перевоспитания».
В сообщении в газете не говорилось о главном. Из 105 мальчишек и девчонок «для перевоспитания» было отобрано всего 23, их отправили в нацистские семьи. Остальных детей, которых нацисты посчитали непригодными для германизации, отправили в концлагерь Хелмно. Там, в газовой камере, не стало еще 82 детей.
После войны на месте поселка Лидице построили новое село. Были благоустроены памятная земля вместе с братской могилой лидицких мужчин, построены мемориал и музей. Между памятной землей и новой деревней сегодня расположен «Сад мира и дружбы», где были высажены тысячи розовых кустарников со всего мира.
Памятник лидицким детям — работа скульптора Марии Ухитиловой — устанавливали не одно десятилетие. Год за годом, с 1995-го скульптурную группу дополняли отдельные бронзовые фигурки. Исторический момент наступил в 2000 году — все 40 мальчиков и 42 девочки, убитые в 1942-м, наконец-то вернулись домой…
Библиотекарь: Во время Второй мировой войны всего в мире погибли миллионы детей. Кто теперь скажет, сколько среди них было русских ребят, сколько белорусских, польских или французских? Погибали дети – граждане Мира.
Хочется, чтобы память о тех, кто ценой своей жизни, упорством и мужеством отстояли свободу, сохранили мир для молодого поколения россиян, жила в ваших сердцах. Мы в вечном долгу перед этими людьми. «Никто не забыт, ничто не забыто» - не перестаём повторять мы.
Видео ролик «Дети Войны»(слайд 18 )
Библиотекарь: (слайд 19) Печально, что дети продолжают погибать и в мирное время: более 300 детей погибли в Чеченском конфликте, 69 детей погибли при теракте на спектакле «Норд-Ост», 186 детей погибли при захвате школы в Беслане и список можно продолжить.
Мы предлагаю всем нам прислушаться к песне.
Песня в исполнении учеников «Не отнимайте солнца у детей» (слайд 20)
Текст песни «Не отнимайте солнце у детей»
1. Один рассвет для всех горстями дарит солнце
Наш звонкий детский смех сквозь души взрослых бьётся
Луч солнца из окна, что утром мирно светит
Ты защитишь страна, чтоб улыбались дети
Припев: Не отнимайте солнце у детей
И жизнь земли вовеки не прервётся
Чтоб над землёй звучало каждый день:
Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет солнце
2. Мы вырастим и всё поможем вам исправить
И крест ваш понесём и не порушим память
Луч солнца из окна, что утром мирно светит
Ты защитишь страна, чтоб жили твои дети
Припев: Не отнимайте солнце у детей
И жизнь земли вовеки не прервётся
Чтоб над землёй звучало каждый день:
Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет солнце
Литература:
http://www.gttp.ru/PC/pc_58.htm
http://zmt001.ucoz.ru/index/deti_vo_vremja_vojny/0-7
http://pikabu.ru/story/pamyatniki_detyam_voynyi_3888636
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическая экскурсия по экспозиции музея Боевой Славы " Партизаны - Нижегородцы" " Неизвестные герои Большой войны..." 70-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается!
Тематическая экскурсия , рассказывающая о подвиге Матрены Исаевны Вольской , смоленской паризанки , спасшей 3225 детей....
«Победе посвящается… Дети войны…»
«Победе посвящается… Дети войны…»...
Детям войны посвящается…
воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ и любви к Родине....
"Детям войны посвящается..."
Общешкольное мероприятие для учащихся с ОВЗ 5-9 классов, посвященное Дню Победы....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ВЕЛИКАЯ ВОЙНА» (посвящено Победе в Великой Отечественной войне).
Предлагаем конспект занятия, посвящённого Великой Отечественной войне, для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, которые имеют сенсорные, двигательные, интеллектуальные особенно...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Детям войны посвящается"
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Детям войны посвящается"...
Презентация "Детям войны посвящается"
Презентация "Детям войны посвящается"...