Методическая разработка «Нарушение осанки у учащихся: профилактика и лечение»
методическая разработка на тему

Осанка – это непринужденное, привычное положение тела при стоянии, ходьбе или сидении, определяющееся характером физиологических изгибов позвоночника. В последние годы неправильная осанка встречается настолько часто (она обнаруживается в среднем у 30–60% школьников), что, если нарушения слабо выражены, педагоги и врачи не обращают на них внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_osanka.docx180.81 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Елена док\Документация\логотип ЧБ.jpg

Методическая разработка

«Нарушение осанки у учащихся:

профилактика и лечение»

Разработчик: Колесова Мария Олеговна, методист, педагог ДО МБУ ДО «ЦВО «Творчество» г.о. Самара

Самара 2015 г.


Осанка – это непринужденное, привычное положение тела при стоянии, ходьбе или сидении, определяющееся характером физиологических изгибов позвоночника. Ее формирование начинается на первом году жизни малыша и завершается к 16–18 годам, с окончанием роста организма. Особенно важны периоды между 6 и 7 годами, а также между 10 и 14 годами, когда дети активно растут. Именно на этих этапах чаще всего возникают нарушения осанки.

Что означает круглая спина?

В последние годы неправильная осанка встречается настолько часто (она обнаруживается в среднем у 30–60% школьников), что, если нарушения слабо выражены, педагоги и врачи не обращают на них внимания. И это очень прискорбно, поскольку именно на начальном этапе искривление позвоночного столба исправить легче всего.
Неправильная осанка – это не только некрасиво. Ребенок с нарушенной осанкой находится в группе риска по развитию ортопедической патологии позвоночника и стоп, заболеваний органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, развитию астено-невротических состояний.  Наиболее распространенные виды нарушений осанки у детей – это кифоз и сколиоз, а также их сочетание. О кифотической деформации позвоночника говорит круглая спина, опущенная голова и выпирающие крыловидные лопатки. При сколиозе создается впечатление, что одно плечо выше другого, на разном уровне могут находиться углы лопаток и соски молочных желез. Основной провоцирующий момент, способствующий развитию неправильной осанки, – долгое, неподвижное сидение. В сидячем положении нагрузка на позвоночник значительно больше той, которую он испытывает в положении стоя. Это одна из причин того, почему нарушения осанки чаще формируются именно в школьные годы. Если мышцы ребенка недостаточно сильны, они утомляются. В результате ребенок сутулится или облокачивается локтем о стол и подпирает им щеку.

Учитесь сидеть прямо

Уменьшить нагрузку на позвоночник можно, правильно организовав рабочее место ученика. Мебель должна соответствовать росту ребенка. Оптимальным будет стул с удобной спинкой. Высоту сиденья следует отрегулировать так, чтобы столешница находилась на уровне солнечного сплетения ребенка, его ноги были согнуты под прямым углом в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, а ступни всей поверхностью опирались о пол или специальную скамеечку. Глубина сидения должна быть чуть меньше расстояния от крестца до подколенной ямки. Когда ребенок сидит за столом, между столешницей и его грудью должен помещаться кулак. Не менее важны правильная посадка и соблюдение гигиены труда. Ребенка надо приучать сидеть прямо, ни в коем случае нельзя позволять ему класть под себя поджатую ногу. Расстояние от поверхности тетради до глаз должно составлять 30–35 см (это послужит профилактикой близорукости). Каждые полчаса желательно устраивать 5–10-минутные перерывы, во время которых можно сделать пару легких упражнений или просто походить по квартире. Развивает сколиоз и ношение тяжелых сумок в одной и той же руке или на одном плече (нагруженное плечо невольно приподнимается). В этом отношении рюкзаки и ранцы физиологичнее портфелей и сумок.

Развитые мышцы – правильная осанка

Следующий этап профилактики развития нарушений осанки – это укрепление мышц спины и брюшного пресса (они взаимосвязаны). Чем сильнее мышцы, тем легче ребенку держать спину правильно. Силовая выносливость мышц – разгибателей спины оценивается временем удержания на весу половины туловища и головы в позе “рыбка” на животе. Для детей в возрасте 7–11 лет нормальное время удержания туловища составляет 1,5–2 мин, подростков – 2–2,5 мин, взрослых – 3 мин. Выносливость мышц брюшного пресса оценивается количеством переходов из положения лежа на спине в положение сидя (темп выполнения – 15–16 раз в минуту). При нормальном развитии брюшного пресса дети в возрасте 7–11 лет выполняют это упражнение 15–20 раз, в возрасте 12–16 лет – 25–30 раз.

Плавайте, бегайте, прыгайте

Для профилактики развития нарушений осанки рекомендуются занятия симметричными видами спорта, при которых правая и левая половины тела выполняют одни и те же движения или действия – велосипедный спорт, спортивная гимнастика, конькобежный спорт, беговые виды легкой атлетики, гребля на байдарке, лыжные гонки, плавание. При этом мышцы туловища, брюшного пресса и конечностей получают равномерную физическую нагрузку. Подчеркнем, плавание – наиболее предпочтительно. Оно способствует укреплению многих групп мышц, при этом нагрузка на позвоночник незначительна. К тому же, посещение бассейна – отличная закаливающая процедура.

О спине помните даже ночью

Заботясь о здоровье спины днем, не забывайте о ней и ночью. В это время суток позвоночник нуждается в полноценном отдыхе. Спать лучше на полужесткой плоской постели, на спине или животе. Подушка должна быть небольшой и упругой. Если вечером ребенок чувствовал напряжение или боль в мышцах, а утром его как не бывало, то матрац и подушка выбраны правильно.

Предупредить легче, чем лечить

Если врач определил, что у ребенка уже сформировалась неправильная осанка, то помимо вышеупомянутых мероприятий следует начать лечение. Оно обычно включает в себя проведение курсов массажа, иногда – вытяжение позвоночника, ношение корректора осанки или корсета. Если у ребенка имеются нарушения осанки, прежде чем отдавать его в спортивную секцию, следует проконсультироваться с врачом в отношении возможных противопоказаний.
Для формирования нарушений осанки справедливо правило: предупредить их значительно легче, чем лечить, а лечить проще на ранних стадиях. Объединив усилия, родители, педагоги, врачи и провизоры могут помочь многим школьникам сформировать правильную осанку – залог здоровья позвоночника в будущем.

Комплекс упражнений для тренировки спины и пресса

  • Положите на голову книгу, ходите с ней 2–3 мин.
  • Лежа на спине, руки вытянуты над головой, потянитесь вверх за руками. Вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение 8–10 раз.
  • Лежа на спине, руки вдоль туловища, поднимите одновременно обе ноги до угла 45°, медленно опустите. Повторите упражнение 20–30 раз.
  • Лежа на спине, руки вдоль туловища, сымитируйте ногами езду на велосипеде в медленном темпе, стараясь при этом не поднимать ноги высоко над поверхностью пола. Выполняйте упражнение в течение 2–3 мин.
  • Лежа на животе, руки за головой, приподнимите верхнюю часть туловища. Руки держите за головой или разведите в стороны. Задержитесь в таком положении на 5–10 с, вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение 8–10 раз.
  • Лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладони под подбородком, приподнимите нижнюю часть туловища как можно выше. Задержитесь в таком положении на 5–10 с, вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение 8–10 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Скорочтение учащихся. Профилактика различных патологий чтения (статья)

Скорочтение учащихся. Профилактика                        ...

Методическая разработка "Нарушение экологического равновесия гидросферы"

Содержание:Стр.Глава I.Нарушение экологического равновесия гидросферы……………………………2ЦелиЗадачиАктуальностьИзменение состава гидросферы (водной среды)…………………………………3Заключение………………………………………………………………………......

Методическая разработка "Нарушение экологического равновесия гидросферы"

Содержание:Стр.Глава I.Нарушение экологического равновесия гидросферы……………………………2ЦелиЗадачиАктуальностьИзменение состава гидросферы (водной среды)…………………………………3Заключение………………………………………………………………………......

Проблема организации физической активности учащихся, профилактика гиподинамии

Гиподинамия. Причины возникновения. Профилактика. Рекомендации....

Памятка для учащихся "Профилактика негативных ситуаций во дворе, на улицах, дома, в общественных местах"

Рекомендации учащимся 5-6 классов. Правила поведения во дворе, на улицах, дома, в общественных местах....

Анкета для учащихся: "Профилактика курения"

Профилактическое анкетирование с целью изучения отношения к курительным смесям....