Инновационный подход к обучению будущих специалистов сферы туризма
статья на тему
Налицо необходимость разработки такой модели профобразования туризма, которая отвечала бы требованиям времени и обеспечивала устойчивое положение специализированного учебного заведения на рынке образовательных услуг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_volgograd_2010.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
И.А.Верховых (г.Санкт-Петербург)
Инновационный подход к обучению будущих специалистов сферы туризма.
XXI в. – век информации, образования, технологий, ресурсов, услуг. В условиях жесткой конкуренции первостепенной задачей любой турфирмы является, безусловно, завоевание лидирующего места на туристском рынке, получение и увеличение прибыли. Одним из способов обратить внимание потребителей на свой товар является предложение рынку нового товара, отличного от товара конкурентов, новых форм и механизмов обслуживания клиентов. Все очевиднее становится тот факт, что профессионально, а значит, эффективно заниматься туризмом без наличия специального образования сложно, а в сфере обслуживания клиентов, к примеру, просто невозможно.
Налицо необходимость разработки такой модели профобразования туризма, которая отвечала бы требованиям времени и обеспечивала устойчивое положение специализированного учебного заведения на рынке образовательных услуг. От современного учебного заведения требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих наряду с его фундаментальностью развитие коммуникативных, творческих и профессиональных компетенций, потребностей в самообразовании на основе потенциальной многовариантности содержания и организации образовательного процесса. Нововведение – закон человеческого общества, перманентная сила развития общества, продуктов его деятельности и прогресса в целом [1]. Термин «инновация» как ввел в научный оборот австрийский ученый Й.Шумпетер в первом десятилетии XX в. В своей работе «Теория экономического развития» (1911 г.). Й.Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии и дал полное описание инновационного процесса.
Вопросами разработки методик подготовки кадров для туристской отрасли занимался целый ряд ученых (Федорченко В.К., 3орин И.В, Гаранина Е.Н., Зязюн И.А., Квартальнов В.А., Сакун Л.В. и т.д.), но современные тенденции развития общества постоянно выдвигают достаточно жесткие требования к организации и содержанию процесса подготовки специалистов для сферы туризма: быстрыми темпами развиваются компьютерные технологии, появляются новые профессии, туристы становятся все более осведомленными, а значит и более требовательными.
Рассматривая в своих исследованиях перспективы развития туризмологии в контексте педагогики, В.К.Федорченко, Н.А.Фоменко, М.И.Скрипник., Г.С.Цехмистрова доминирующее место среди изменений в образовательно-педагогической парадигме отвели новым эталонам содержания профессионального образования, ориентированным на подготовку специалистов для разных отраслей производства. В связи с этим возникает необходимость разработки педагогики туризма как целостной системы, в состав которой должны войти методологические установки совместных научных систем: философии, психологии, социологии, методики.
Ставя перед собой задачи повышения качества туристского образования, нужно учитывать тенденции развития мирового туризма, опыт передовых зарубежных стран в учебно-образовательном процессе, который пребывает в состоянии постоянного поиска путей совершенствования туристского образования [2]. В ситуации, когда туризм все более принимает рыночные формы функционирования, на рынке труда требуются профессионалы, владеющие специфическими технологиями и программными продуктами, знающие основы продвижения туруслуг, коммуникативно-психологические особенности общения с клиентами и т. д. Несомненным поводом введения инновационного подхода в решение данной проблемы послужит тот факт, что во всем мире в подготовке кадров для туриндустрии приоритетное внимание уделяется дисциплинам, связанным с психологией общения, психологией влияния, менеджментом и экономикой турогранизаций, а тающее методикам разрешения конфликтов.
Основным психолого-педагогическим аспектом отечественного профессионального образования в сфере туризма является деятельно-творческая функция, то есть постижение и осознание каждым студентом своего места в мире туризма, развитие личностных, интеллектуальных, культурных и духовно-нравственных качеств как специалиста и исполнителя. В соответствии с этой функцией психолого-педагогическая подготовка специалиста сферы туризма требует достижения органического единства теории и практики, обучения и воспитания, взаимосвязи и преемственности преподавания естественнонаучных, гуманитарно-философских и прикладных дисциплин [3].
Анализ опыта современных педагогов-новаторов показывает, что наиболее эффективным направлением повышения качества любого образовательно-воспитательного процесса является создание таких психолого-педагогических условий, в которых обучающийся сможет занять активную личностную позицию и полной мерой раскрыться не только как объект воспитания, но и как субъект, способный к творческому самоусовершенствованию.
Если говорить об управлении процессом подготовки специалистов, формирования и становления их не только как профессионалов, но и личностей, нужно отметить новые подходы и методики преподавания специальных и вспомогательных дисциплин с использованием игровых и проблемных методов обучения, моделирования производственных и жизненных ситуаций, использования психолого-педагогических и адаптационных тренингов. В учебно-образовательном процессе активно использовать:
- диалоговые, дискуссионные ситуации, выходящие за пределы объема изучаемых знаний, требующие как самостоятельного, так и коллективного решения поставленной проблемы;
- тренинговые занятия, помогающие студентам использовать приобретенные знания в ситуациях реальной жизни, в осмыслении конкретных проблем, в самостоятельном поиске решения;
- ролевые, деловые игры, в ходе которых выделяются компоненты учебного процесса, непосредственно влияющие на формирование таких качеств, как компетентность, автономность, коммуникативность;
- игровые занятия для закрепления материала, мотивации и психологической разрядки.
Внедрение в учебный процесс инновационных форм обучения содействует тому, что для решения учебных задач студенты сами начинают использовать наряду с традиционными нетрадиционные формы обучения. Тем самым они становятся не объектами, а субъектами коммуникативного общения с преподавателем. Это принципиально важный момент в педагогике сотрудничества .
Соответствие содержания требованиям будущей профессиональной деятельности, связь обучения с производственной практикой, обучение на рабочем месте, взаимосвязь теоретических курсов с практическими предметами, продолжительная стажировка на рабочих местах во время обучения в учебном заведении, участие в ежегодных туристских выставках, учебных экскурсиях – вот то, что формирует основу высококвалифицированных специалистов сферы туризма [4].
Итак, проблема подготовки квалифицированного и конкурентоспособного персонала для сферы туризма остается актуальной. Таким образом, для решения этой проблемы необходимы: интеграция науки и практики сферы туризма, т.е. координация совместной деятельности образовательных заведений, предприятий, организаций и учреждений туристской сферы; обновление и переориентация системы профессионально-педагогической, профессионально-психологической и методической подготовки и переподготовки квалификации специалистов высшей школы; обеспечение специализированных учебных заведений учебно-методическими пособиями по туризму, психологии и педагогике, профессиональной ориентации.
Ожидаемым результатом исполнения приведенных выше задач предвидится создание устойчивых предпосылок развития туристского сектора рынка труда и системы профессионального образования в сфере туризма.
Литература
- См.: Фатхундинов Р. А. Инновационный менеджмент. М.,1998. С. 54.
- Герасименко В.Г. Трансформация международного туризма и ее отражение в процессе подготовки кадров // Региональный сборник научных трудов по экономике. - Донецк: Прометей, 1999. - Вып.1. - С. 114-120.
- Квартальнов В. А. Стратегический менеджмент в туризме // Финансы статистика. М., 2000. С. 56.
- Чернявский А., Кобржицкий В. Завтра туризма: специальное туристическое образование - важнейший элемент управления отраслью // Персонал. - 1999. - №5. -С. 74-79.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профильное образование в школе как начальный этап реализации компетентностного подхода к подготовке будущего специалиста
Профильное образование в школе как начальный этап реализации компетентностного подхода к подготовке будующего специалиста....
Инновационный подход к обучению прыжкам в высоту с разбега способом "перешагивание""
Эта работа была представлена в МИОО в 2010 году на научно-практической конференции для работников физической культуры г.Москвы «Физическая культура и спорт в современном образовании». Тема представлен...
Инновационный подход в обучении математике.
Данная статья раскрывает проблемы образования на современном этапе. Предлагает использование инновационных технологий в обучении математике. В частности раскрывает широкие возможности прим...
Инновационный подход в обучении математике учащихся с ограниченными возможностями развития
Авторы: Моха Елена Анатольевна, учитель математики Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №59 Приморского района Санкт-ПетербургаМальшакова Светлана Аркадьевна, учитель математики ...
" Инновационный подход к обучению и воспитанию"
Использование интегрированных уроков, здоровьесберегающих технологий и проектной деятельности на уроках естественно- математического цикла....
Педагогические технологии обучения: традиционные и инновационные подходы к обучению
Реферат по педагогическим технологиям обучения. Традиционные и инновационные технологии обучения - краткая характеристика....
Статья "Проектная деятельность как один из видов обучения, способствующий самореализации школьников"(сборник «Инновационные подходы к обучению в условиях модернизации системы образования»)
Кардинальные изменения произошли сегодня в системе образования с введением ФГОС в школу. Особое внимание стало уделяться развитию различных видов универсальных учебных действий. И теперь...