выступления на педсовете
статья на тему
педсовет
Скачать:
Предварительный просмотр:
Лёвкина О.В., учитель русского языка и литературы
Выступление на педагогическом совете (май, 20011-20012 уч. г.)
Обеспечение рациональной и эффективной совместной деятельности учителя и учащихся как важнейшее из условий создания положительного имиджа гимназии
В последние годы много говорят и пишут о том, как представить уникальность учебного заведения, особенности его жизнедеятельности. Проблема внешнего представления школы существовала всегда, но в современных условиях она проявляется более отчетливо. Это связано с процессами становления и развития различных типов и видов школ, имеющих различные направления деятельности. Также это обуславливается сокращением численности обучающихся; сложностью выбора направлений и перспектив самоопределения школьников; потребностью образовательной и управленческой практики в формировании представлений о школе.
В условиях рыночной экономики жизнеспособными оказываются только конкурентоспособные учреждения. Конкурентоспособное образовательное учреждение - это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг. Когда образовательное учреждение, предлагает образовательные услуги и обеспечивает устойчивый уровень их качества, то оно начинает работать над созданием собственного имиджа.
Именно тот имидж, который складывается в глазах общественности об образовательном учреждении и его руководителе, существенно влияет и на приток родителей и учащихся, и на развитие социального партнерства.
Имидж образовательного учреждения складывается из многих условий, одно из которых - обеспечение рациональной и эффективной совместной деятельности учителя и учащихся.
Главная задача учителя – помочь ученику получить и освоить знания, развить их и использовать в практической жизни, научить школьников самостоятельно добывать знания. В современных условиях поиска и создания нового облика школы актуальны вопросы содержания и формы обучения.
Специфичность уроков русского языка объясняется особой подачей абстрактной лингвистической теории, многоаспектностью изучаемых языковых проблем, необходимостью длительной тренировки, практической речевой ориентацией.
Современная педагогика отказывается от авторитарности, ищет пути выхода в « искусство общения», ставит задачей обучение детей творчеству.
Урок русского языка важен не только и не столько отработкой знаний, умений и навыков – он должен быть интересным и проблемным для ребёнка, развивающим его способности. Для того чтобы началось активное усвоение новых знаний, необходимо выдвинуть перед учащимися познавательную задачу, поставить вопрос, вызвать у учащихся желание познать то, что им предстоит изучить.
Давно известно, что стандартные учебные пособия сами по себе никогда не обеспечивали достижения образовательных целей. Всегда в образовательном процессе главное – Педагог, его талант, знания и умения. Безусловно, нужно уделять больше внимания психолого-нравственному анализу личности школьника, уровню способностей, интересам и увлечениям.
Для меня урок – это общение, совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе.
Задача каждого учителя – вызвать интерес к своему предмету, помочь сформировать убеждения и взгляды в соответствии с общечеловеческими ценностями – и решению этой задачи помогают инновационные технологии, раскрывающие способности учащихся и создающие условия для их самоактуализации и саморазвития. Поэтому, основу современного урока литературы должна составлять активная деятельность самих учащихся.
Самым главным на уроках литературы, например, считаю развитие речи и воспитание личности, способной отстаивать свое мнение. Поэтому больше внимания стараюсь уделять диспуту, который начинается с постановки проблемного вопроса учителем.
Урок-диспут, урок-дискуссия – наиболее развернутые формы самостоятельной читательской деятельности учащихся, наиболее яркое проявление технологии проблемного обучения, где формируются коммуникативная, учебно-познавательная компетенции. Такие уроки являются одной из важных форм активизации учащихся посредством поднятия интереса к чтению, к литературе как к учебному предмету, развивают устную речь, стимулируют творческую самостоятельность. Идейный спор по волнующей его участников проблеме помогает становлению нравственной убежденности, активной гражданской позиции.
По этой же причине я применяю в своей работе такие, зарекомендовавшие себя методы: метод проектов, метод глубокого ситуативного анализа, исследовательский метод, метод ролевой игры.
Например, в 9 классе при изучении поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» ребята защищают свои проекты, связанные с образами главных героев: Манилова, Собакевича. Коробочки, Ноздрёва и Плюшкина. Ребята делятся на группы, каждая из которых представляет портретную характеристику героя, его действия в сцене купли – продажи мёртвых душ, описание усадьбы и герб героя.
А при изучении произведений о Великой Отечественной войне ребята защищают проекты на тему: «Они защищали Родину», в которых рассказывают не только о литературных произведениях о войне, но и о своих родственниках, участниках войны.
В 10 классе при изучении творчества Ф.И.Тютчева ребята пишут проекты на тему «Адресаты любовной лирики Ф.И.Тютчева».
В результате обучения с использованием проектной технологии повышается мыслительная деятельность школьников, обеспечивается овладение учащимися знаниями, умениями и навыками по изучаемому предмету гуманитарного цикла.
Само применение данных методик помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества, как коммуникабельность, социальную активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека. Применение вышеперечисленных методик помогает создать на уроке атмосферу взаимопонимания.
Но независимо от того, по какой схеме не был бы построен урок, к какому типу бы не относился – главное для меня, чтобы эти уроки были уроками – сотрудничества, где все понимают, когда каждый ученик чувствует, что он способен справиться с заданием учителя. Атмосфера успеха очень важна для любого урока, но для уроков, цель которых есть подтолкнуть и направить детей на собственное творчество, на развитие собственной мысли, на формирование общечеловеческих ценностей (а именно к таким урокам я отношу преподавание литературы) - для таких уроков чувство успеха в учении важно особенно! Только в таком случае высвобождаются огромные скрытые творческие возможности учащихся.
У нас с ребятами накоплена уже достаточно большая коллекция презентаций к урокам, есть собственная коллекция DVD-дисков, содержащих дополнительную информацию к урокам.
Для подготовки учащихся к ЕГЭ часто на уроках применяю тестовые материалы, провожу проверочные работы по типу ЕГЭ. Такая форма работы помогает учащимся в дальнейшем успешно сдавать экзамен по русскому языку.
На своих уроках стараюсь поставить учащихся в такие условия, чтобы они ощутили необходимость прикладывать определенные усилия в процессе образования. Моя задача – заметить эти усилия, поддержать ребенка, обеспечить условия для дальнейшего продвижения вперед, а для слабых детей стараюсь создать ситуацию, где бы они показали свою успешность.
Для взаимодействия с классом на уроках и вне их, обеспечения сотрудничества обучающихся на уроке учитель обязан создавать атмосферу доверия, взаимного уважения между учителем и учеником, вовлекать школьников в активную самостоятельную деятельность. Особое место отвожу таким формам работы, как семинар, урок-исследование, урок-зачёт. Они способствуют творческому осмыслению материала, воспитанию самостоятельности учащихся в овладении знаниями, формированию навыков монологической речи, учат анализу языкового материала. На уроках - зачётах осуществляю групповую работу, что способствует воспитанию коллективизма, создаются условия для раскрытия и проявления индивидуальных особенностей учеников. Кроме того, на таком уроке создаётся атмосфера сотрудничества ученик – ученики, а участие консультантов и ассистентов на этапе проверки обеспечивает сотрудничество учитель – ученики.
В классах, где я работаю, наблюдается доброжелательная атмосфера. Каждый ребёнок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха формирует у ребёнка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперёд.
Для создания рациональной и эффективной деятельности учителя и учащихся на уроке необходим деятельностный подход в обучении, который является основой новых стандартов обучения.
Проблемное обучение
В своей работе я применяю проблемное обучение как один из способов применения деятельностного подхода. Мое твердое убеждение, что наиболее благоприятные для пробуждения и развития познавательного интереса условия возникают тогда, когда учитель не излагает материал в готовом виде, а организует самостоятельную деятельность учащихся. Еще Сократ в эвристических беседах утверждал, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.
Проблемное обучение как одна из развивающих, деятельностных технологий обучения на сегодняшний момент одна из наиболее соответствующих потребностям школы и тенденциям современного развития.
.
Пример1 (русский язык) Проблемная ситуация, суть которой в том, что учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения.
1.Фрагмент урока «Правописание приставок на – З и С»( 5кл.) Этап изучения нового материала.
К доске вызываются 2 ученика. Учитель диктует слова, ученики записывают их на доске и в тетради: безбрежный, бессовестный, возвышать, воссоединять, излагать, искажать. Во время записи слов ребята испытывают затруднение при написании приставок или в одном и том же слове ученик пишут разные буквы.
-Ребята, вы обратили внимание на то, что слово (например) бессовестный Сережа написал с приставкой бес-, а Дима с приставкой без-? Кто из них прав? (ученики высказывают разные точки зрения)
-Вопрос Диме и Сереже: когда вы писали слова, вы испытывали трудности в написании слов? (Да)
-Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (знать правило написания приставок, оканчивающихся на З и С)
-Давайте подумаем, почему во всех словах, которые написал Дима приставка без-, а словах, которые написал Сережа- бес? Как правило, ребята обращают внимание на то, что в словах Сережи после приставки идет глухой согласный, в словах Димы- звонкий, и сами формулируют правило.
2.Фрагмент урока по теме «Имена существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа»(5 кл.).
- Употребите следующие существительные с числительными 3,5:
бензин, воздух, зелень, детвора, дрожь
- Образуйте форму единственного числа следующих существительных: качели, ножницы, каникулы, дрожжи, ворота
- Вы смогли выполнить задание? Почему не получилось выполнить? В чем затруднение? (форму ед.ч. у этих существительных образовать невозможно)
- Сделайте вывод ( в русском языке есть особенные существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа)
Проблемное бучение я использую на уроках литературы. В данном случае я придерживаюсь мнения Е.Н.Ильина, который утверждает, что «анализ литературного произведения должен вырастать в этическую проблему. Школьная книга, прежде всего и в большой степени, нравственная тема, а не отрезок теории и истории литературы».
Чтобы ученикам было интересно на моих уроках, я строю анализ произведения на обсуждении нравственных проблем. Изучая какое- либо художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие каким-то образом моих учеников. Часто проблема заявлена в формулировке темы, а дальнейший ход урока – это решение этой проблемы.
В основе таких уроков - проблемная ситуация, которая строится на основе столкновения двух разных точек зрения на какой-то вопрос.
Например, урок литературы в 11 кл. «Гранатовый браслет»
А. И.Куприна.
Тема урока: Чувства Желткова - это большая любовь или слепой восторг?
В начале урока создается проблемная ситуация, в основе которой высказывания В. Львова - Рогачевского и Д. С. Лихачева.
Вас.Льв. Львов — Рогачевский (литературовед н.20в. «Куприн говорит о любви, но не о той, постельной любви, которую свели к воробьиным ухаживаниям, к раздеванию и подглядыванию... „Гранатовый браслет“ Куприна — это подарок новому поколению, это призыв к большой любви».
Д. С. Лихачев. «Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям?»
-Какая точка зрения близка вам? Почему?
А теперь давайте обратимся к тексту и выясним, как на этот вопрос отвечает писатель? Далее идет работа с текстом, в ходе которой выясняется мнение А.И.Куприна, который, как истинный романтик Куприн обожествляет, воспевает "всепрощающую, на всё готовую, скромную и самоотверженную" любовь, поэтому позиция В. Львов — Рогачевский отражает позицию Куприна. В ходе дальнейшей беседы я предлагаю ученикам высказать свое мнение.
Урок в 11 кл. Тема «Три правды в пьесе М.Горького «На дне»
Проблемный вопрос урока: «Кто ближе вам: Лука с его „утешительной ложью“ или Сатин со своей „правдой“?
Звучат высказывания Беранже: «Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой» и «Пожалуй, и в наши дни на проходе через томительно жгучую неизвестность, горькое да упреждающее словцо куда полезнее усыпительных гуслей» (Л. Леонов)
Начинаю урок с беседы:
-Как вы понимаете слова Беранже? Леонова? К кому из героев вы отнесли бы слова ?(Лука и Сатин)
-В пьесе Горький противопоставляет гуманизм ложный, проповедующий всеобщее смирение, покорность судьбе, и подлинный гуманизм, суть которого — в борьбе против всего, что угнетает человека, лишая его достоинства и веры в свои силы, против рабской жизни человечества. Это две основные правды, о которых спорят в пьесе Лука и Сатин. «Кто ближе вам: Лука с его „утешительной ложью“ или Сатин со своей „правдой“? (М.Горький „На дне“).
Далее идет работа с текстом и поиск ответа на проблемный вопрос.
Мы изучаем лирику Пушкина. В начале каждой темы, прежде чем говорить о том, чем была для Пушкина дружба, как он понимал свободу, как относился к жизни и смерти, можно попросить обучающихся дать своё определение дружбы, свободы, жизни и смерти, говорим о философской лирике Пушкина. Можно задать детям пушкинский вопрос: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?».
Проблемные вопросы рождают споры. И тут немало сил нужно потратить на то, чтобы научить школьников культуре спора. Своё мнение учитель высказывает последним.
Подводя итог разговору о проблемном обучении, мне хочется процитировать слова Э.И.Александровой (автор учебника для нач.школы) : «Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность ему самому сделать своё маленькое открытие». Когда ребенок совершает это открытие, то у него, помимо того, что развивается его мышление, познавательная активность, увеличивается процент усвоения нового материала и т.д , конечно, же повышается интерес к предмету.
Вообще, я считаю, что пробудить интерес детей к творческому чтению, к книге, к своему предмету способны только творческие люди, сами испытывающие радость от общения с книгой и детьми. И только с помощью сотрудничества –учитель –ученик –мы сможем добиться успехов в учении и создать положительный имидж гимназии.
Я разделяю мнение Е.Н.Ильина, который утверждает: «Увлечь книгой – это увлечь собою. К себе, а не к предмету прежде надо вызвать интерес». Поэтому уж если у нас разговор идет об интересе к предмету, мне хочется сказать, что интерес к предмету начинается с интереса к учителю, без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что не интересен как личность. А ведь, как гласит народная мудрость, воспитать «крылатого» может только «крылатый» педагог и родитель, воспитать счастливого может только счастливый, а современного только современный человек.
Как бы ни был профессионально подготовлен педагог, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, повышать профессиональный уровень.
Учитель должен обладать такими профессиональными качествами как трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.
Обязательное для учителя качество — гуманизм, который слагается из интереса к личности учащегося, помощи ему, уважения его мнения.
Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Важнейшим условием успешной работы учителя является требовательность к себе, ибо нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам.
Никогда нельзя забывать простую истину: хороший учитель тот, у кого хотят учиться.
Предварительный просмотр:
Лёвкина О.В., учитель русского языка и литературы
Выступление на педагогическом совете (май, 20011-20012 уч. г.)
Обеспечение рациональной и эффективной совместной деятельности учителя и учащихся как важнейшее из условий создания положительного имиджа гимназии
В последние годы много говорят и пишут о том, как представить уникальность учебного заведения, особенности его жизнедеятельности. Проблема внешнего представления школы существовала всегда, но в современных условиях она проявляется более отчетливо. Это связано с процессами становления и развития различных типов и видов школ, имеющих различные направления деятельности. Также это обуславливается сокращением численности обучающихся; сложностью выбора направлений и перспектив самоопределения школьников; потребностью образовательной и управленческой практики в формировании представлений о школе.
В условиях рыночной экономики жизнеспособными оказываются только конкурентоспособные учреждения. Конкурентоспособное образовательное учреждение - это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг. Когда образовательное учреждение, предлагает образовательные услуги и обеспечивает устойчивый уровень их качества, то оно начинает работать над созданием собственного имиджа.
Именно тот имидж, который складывается в глазах общественности об образовательном учреждении и его руководителе, существенно влияет и на приток родителей и учащихся, и на развитие социального партнерства.
Имидж образовательного учреждения складывается из многих условий, одно из которых - обеспечение рациональной и эффективной совместной деятельности учителя и учащихся.
Главная задача учителя – помочь ученику получить и освоить знания, развить их и использовать в практической жизни, научить школьников самостоятельно добывать знания. В современных условиях поиска и создания нового облика школы актуальны вопросы содержания и формы обучения.
Специфичность уроков русского языка объясняется особой подачей абстрактной лингвистической теории, многоаспектностью изучаемых языковых проблем, необходимостью длительной тренировки, практической речевой ориентацией.
Современная педагогика отказывается от авторитарности, ищет пути выхода в « искусство общения», ставит задачей обучение детей творчеству.
Урок русского языка важен не только и не столько отработкой знаний, умений и навыков – он должен быть интересным и проблемным для ребёнка, развивающим его способности. Для того чтобы началось активное усвоение новых знаний, необходимо выдвинуть перед учащимися познавательную задачу, поставить вопрос, вызвать у учащихся желание познать то, что им предстоит изучить.
Давно известно, что стандартные учебные пособия сами по себе никогда не обеспечивали достижения образовательных целей. Всегда в образовательном процессе главное – Педагог, его талант, знания и умения. Безусловно, нужно уделять больше внимания психолого-нравственному анализу личности школьника, уровню способностей, интересам и увлечениям.
Для меня урок – это общение, совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе.
Задача каждого учителя – вызвать интерес к своему предмету, помочь сформировать убеждения и взгляды в соответствии с общечеловеческими ценностями – и решению этой задачи помогают инновационные технологии, раскрывающие способности учащихся и создающие условия для их самоактуализации и саморазвития. Поэтому, основу современного урока литературы должна составлять активная деятельность самих учащихся.
Самым главным на уроках литературы, например, считаю развитие речи и воспитание личности, способной отстаивать свое мнение. Поэтому больше внимания стараюсь уделять диспуту, который начинается с постановки проблемного вопроса учителем.
Урок-диспут, урок-дискуссия – наиболее развернутые формы самостоятельной читательской деятельности учащихся, наиболее яркое проявление технологии проблемного обучения, где формируются коммуникативная, учебно-познавательная компетенции. Такие уроки являются одной из важных форм активизации учащихся посредством поднятия интереса к чтению, к литературе как к учебному предмету, развивают устную речь, стимулируют творческую самостоятельность. Идейный спор по волнующей его участников проблеме помогает становлению нравственной убежденности, активной гражданской позиции.
По этой же причине я применяю в своей работе такие, зарекомендовавшие себя методы: метод проектов, метод глубокого ситуативного анализа, исследовательский метод, метод ролевой игры.
Например, в 9 классе при изучении поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» ребята защищают свои проекты, связанные с образами главных героев: Манилова, Собакевича. Коробочки, Ноздрёва и Плюшкина. Ребята делятся на группы, каждая из которых представляет портретную характеристику героя, его действия в сцене купли – продажи мёртвых душ, описание усадьбы и герб героя.
А при изучении произведений о Великой Отечественной войне ребята защищают проекты на тему: «Они защищали Родину», в которых рассказывают не только о литературных произведениях о войне, но и о своих родственниках, участниках войны.
В 10 классе при изучении творчества Ф.И.Тютчева ребята пишут проекты на тему «Адресаты любовной лирики Ф.И.Тютчева».
В результате обучения с использованием проектной технологии повышается мыслительная деятельность школьников, обеспечивается овладение учащимися знаниями, умениями и навыками по изучаемому предмету гуманитарного цикла.
Само применение данных методик помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества, как коммуникабельность, социальную активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека. Применение вышеперечисленных методик помогает создать на уроке атмосферу взаимопонимания.
Но независимо от того, по какой схеме не был бы построен урок, к какому типу бы не относился – главное для меня, чтобы эти уроки были уроками – сотрудничества, где все понимают, когда каждый ученик чувствует, что он способен справиться с заданием учителя. Атмосфера успеха очень важна для любого урока, но для уроков, цель которых есть подтолкнуть и направить детей на собственное творчество, на развитие собственной мысли, на формирование общечеловеческих ценностей (а именно к таким урокам я отношу преподавание литературы) - для таких уроков чувство успеха в учении важно особенно! Только в таком случае высвобождаются огромные скрытые творческие возможности учащихся.
У нас с ребятами накоплена уже достаточно большая коллекция презентаций к урокам, есть собственная коллекция DVD-дисков, содержащих дополнительную информацию к урокам.
Для подготовки учащихся к ЕГЭ часто на уроках применяю тестовые материалы, провожу проверочные работы по типу ЕГЭ. Такая форма работы помогает учащимся в дальнейшем успешно сдавать экзамен по русскому языку.
На своих уроках стараюсь поставить учащихся в такие условия, чтобы они ощутили необходимость прикладывать определенные усилия в процессе образования. Моя задача – заметить эти усилия, поддержать ребенка, обеспечить условия для дальнейшего продвижения вперед, а для слабых детей стараюсь создать ситуацию, где бы они показали свою успешность.
Для взаимодействия с классом на уроках и вне их, обеспечения сотрудничества обучающихся на уроке учитель обязан создавать атмосферу доверия, взаимного уважения между учителем и учеником, вовлекать школьников в активную самостоятельную деятельность. Особое место отвожу таким формам работы, как семинар, урок-исследование, урок-зачёт. Они способствуют творческому осмыслению материала, воспитанию самостоятельности учащихся в овладении знаниями, формированию навыков монологической речи, учат анализу языкового материала. На уроках - зачётах осуществляю групповую работу, что способствует воспитанию коллективизма, создаются условия для раскрытия и проявления индивидуальных особенностей учеников. Кроме того, на таком уроке создаётся атмосфера сотрудничества ученик – ученики, а участие консультантов и ассистентов на этапе проверки обеспечивает сотрудничество учитель – ученики.
В классах, где я работаю, наблюдается доброжелательная атмосфера. Каждый ребёнок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха формирует у ребёнка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперёд.
Для создания рациональной и эффективной деятельности учителя и учащихся на уроке необходим деятельностный подход в обучении, который является основой новых стандартов обучения.
Проблемное обучение
В своей работе я применяю проблемное обучение как один из способов применения деятельностного подхода. Мое твердое убеждение, что наиболее благоприятные для пробуждения и развития познавательного интереса условия возникают тогда, когда учитель не излагает материал в готовом виде, а организует самостоятельную деятельность учащихся. Еще Сократ в эвристических беседах утверждал, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.
Проблемное обучение как одна из развивающих, деятельностных технологий обучения на сегодняшний момент одна из наиболее соответствующих потребностям школы и тенденциям современного развития.
.
Пример1 (русский язык) Проблемная ситуация, суть которой в том, что учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения.
1.Фрагмент урока «Правописание приставок на – З и С»( 5кл.) Этап изучения нового материала.
К доске вызываются 2 ученика. Учитель диктует слова, ученики записывают их на доске и в тетради: безбрежный, бессовестный, возвышать, воссоединять, излагать, искажать. Во время записи слов ребята испытывают затруднение при написании приставок или в одном и том же слове ученик пишут разные буквы.
-Ребята, вы обратили внимание на то, что слово (например) бессовестный Сережа написал с приставкой бес-, а Дима с приставкой без-? Кто из них прав? (ученики высказывают разные точки зрения)
-Вопрос Диме и Сереже: когда вы писали слова, вы испытывали трудности в написании слов? (Да)
-Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (знать правило написания приставок, оканчивающихся на З и С)
-Давайте подумаем, почему во всех словах, которые написал Дима приставка без-, а словах, которые написал Сережа- бес? Как правило, ребята обращают внимание на то, что в словах Сережи после приставки идет глухой согласный, в словах Димы- звонкий, и сами формулируют правило.
2.Фрагмент урока по теме «Имена существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа»(5 кл.).
- Употребите следующие существительные с числительными 3,5:
бензин, воздух, зелень, детвора, дрожь
- Образуйте форму единственного числа следующих существительных: качели, ножницы, каникулы, дрожжи, ворота
- Вы смогли выполнить задание? Почему не получилось выполнить? В чем затруднение? (форму ед.ч. у этих существительных образовать невозможно)
- Сделайте вывод ( в русском языке есть особенные существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа)
Проблемное бучение я использую на уроках литературы. В данном случае я придерживаюсь мнения Е.Н.Ильина, который утверждает, что «анализ литературного произведения должен вырастать в этическую проблему. Школьная книга, прежде всего и в большой степени, нравственная тема, а не отрезок теории и истории литературы».
Чтобы ученикам было интересно на моих уроках, я строю анализ произведения на обсуждении нравственных проблем. Изучая какое- либо художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие каким-то образом моих учеников. Часто проблема заявлена в формулировке темы, а дальнейший ход урока – это решение этой проблемы.
В основе таких уроков - проблемная ситуация, которая строится на основе столкновения двух разных точек зрения на какой-то вопрос.
Например, урок литературы в 11 кл. «Гранатовый браслет»
А. И.Куприна.
Тема урока: Чувства Желткова - это большая любовь или слепой восторг?
В начале урока создается проблемная ситуация, в основе которой высказывания В. Львова - Рогачевского и Д. С. Лихачева.
Вас.Льв. Львов — Рогачевский (литературовед н.20в. «Куприн говорит о любви, но не о той, постельной любви, которую свели к воробьиным ухаживаниям, к раздеванию и подглядыванию... „Гранатовый браслет“ Куприна — это подарок новому поколению, это призыв к большой любви».
Д. С. Лихачев. «Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям?»
-Какая точка зрения близка вам? Почему?
А теперь давайте обратимся к тексту и выясним, как на этот вопрос отвечает писатель? Далее идет работа с текстом, в ходе которой выясняется мнение А.И.Куприна, который, как истинный романтик Куприн обожествляет, воспевает "всепрощающую, на всё готовую, скромную и самоотверженную" любовь, поэтому позиция В. Львов — Рогачевский отражает позицию Куприна. В ходе дальнейшей беседы я предлагаю ученикам высказать свое мнение.
Урок в 11 кл. Тема «Три правды в пьесе М.Горького «На дне»
Проблемный вопрос урока: «Кто ближе вам: Лука с его „утешительной ложью“ или Сатин со своей „правдой“?
Звучат высказывания Беранже: «Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой» и «Пожалуй, и в наши дни на проходе через томительно жгучую неизвестность, горькое да упреждающее словцо куда полезнее усыпительных гуслей» (Л. Леонов)
Начинаю урок с беседы:
-Как вы понимаете слова Беранже? Леонова? К кому из героев вы отнесли бы слова ?(Лука и Сатин)
-В пьесе Горький противопоставляет гуманизм ложный, проповедующий всеобщее смирение, покорность судьбе, и подлинный гуманизм, суть которого — в борьбе против всего, что угнетает человека, лишая его достоинства и веры в свои силы, против рабской жизни человечества. Это две основные правды, о которых спорят в пьесе Лука и Сатин. «Кто ближе вам: Лука с его „утешительной ложью“ или Сатин со своей „правдой“? (М.Горький „На дне“).
Далее идет работа с текстом и поиск ответа на проблемный вопрос.
Мы изучаем лирику Пушкина. В начале каждой темы, прежде чем говорить о том, чем была для Пушкина дружба, как он понимал свободу, как относился к жизни и смерти, можно попросить обучающихся дать своё определение дружбы, свободы, жизни и смерти, говорим о философской лирике Пушкина. Можно задать детям пушкинский вопрос: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?».
Проблемные вопросы рождают споры. И тут немало сил нужно потратить на то, чтобы научить школьников культуре спора. Своё мнение учитель высказывает последним.
Подводя итог разговору о проблемном обучении, мне хочется процитировать слова Э.И.Александровой (автор учебника для нач.школы) : «Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность ему самому сделать своё маленькое открытие». Когда ребенок совершает это открытие, то у него, помимо того, что развивается его мышление, познавательная активность, увеличивается процент усвоения нового материала и т.д , конечно, же повышается интерес к предмету.
Вообще, я считаю, что пробудить интерес детей к творческому чтению, к книге, к своему предмету способны только творческие люди, сами испытывающие радость от общения с книгой и детьми. И только с помощью сотрудничества –учитель –ученик –мы сможем добиться успехов в учении и создать положительный имидж гимназии.
Я разделяю мнение Е.Н.Ильина, который утверждает: «Увлечь книгой – это увлечь собою. К себе, а не к предмету прежде надо вызвать интерес». Поэтому уж если у нас разговор идет об интересе к предмету, мне хочется сказать, что интерес к предмету начинается с интереса к учителю, без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что не интересен как личность. А ведь, как гласит народная мудрость, воспитать «крылатого» может только «крылатый» педагог и родитель, воспитать счастливого может только счастливый, а современного только современный человек.
Как бы ни был профессионально подготовлен педагог, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, повышать профессиональный уровень.
Учитель должен обладать такими профессиональными качествами как трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.
Обязательное для учителя качество — гуманизм, который слагается из интереса к личности учащегося, помощи ему, уважения его мнения.
Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Важнейшим условием успешной работы учителя является требовательность к себе, ибо нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам.
Никогда нельзя забывать простую истину: хороший учитель тот, у кого хотят учиться.
Предварительный просмотр:
О.В.Лёвкина
Активизация эмоциональной сферы учащихся на уроках русского языка и литературы. (ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ и ЛИТЕРАТУРЕ ЧЕРЕЗ УРОК, КНИГУ, ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ)
«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет. Учение же, опирающееся на интерес учащихся к предмету, становится более легким и плодотворным, способствует активному получению ими осознанных и прочных знаний. Интерес является действенным, реальным мотивом учения»,- писал К.Д.Ушинский.
Сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку из опыта работы и личных наблюдений знаю, что проблема утраты интереса учащихся к изучению отдельных предметов, впрочем, как и к обучению вообще, является актуальной.
Проблема угасания интереса особенно касается русского языка и литературы. Яркое доказательство этого то, что мало кто из учеников называет русский язык самым любимым предметом. Если говорить о литературе, то интерес к этому предмету если не угас совсем, то угасает с каждым годом, о чем свидетельствует количество выпускников, сдающих ЕГЭ по литературе (всего 5% выпускников,2011 г.)
Если говорить о проблеме интереса к учебе в целом, то Геннадий Алексеевич Ягодин (член-корреспондент РАН, действительный член РАО, доктор химических наук, профессор, Лауреат Государственной премии СССР) еще 2000г говорил о том, что «нужно вернуть учащихся в школу. Только 9% старшеклассников учатся в школе с интересом, 15% учеников уверены, что в школе попусту тратят время; 18% вообще не занимаются в школе, а 63% занимаются время от времени и только 18% занимаются систематически». Печальная статистика показывает, что у детей в целом потерян интерес к учебе, отсутствует мотивация.
Это еще одно свидетельство того, что актуальность проблемы, которую мне предложено затронуть в своем выступлении, бесспорна.
Позвольте представить вашему вниманию мой опыт работы по данной теме.
А. Франц говорил: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Таким образом получается, что для того, чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы им было интересно приобретать новые знания, умения и навыки.
Что такое «интерес»? Интерес – это такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке. Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Он является основным внутренним мотивом обучения.
Психологи указывают на три основных мотива, побуждающих школьников учиться:
Во-первых, интерес к предмету. (Я изучаю русский язык и литературу не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Это высшая степень интереса – это увлечение.
Во-вторых, сознательность. (Занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).
В-третьих, принуждение. (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды.
Как формируется интерес к учебному предмету? Интерес к овладению знаниями у школьников формируется лишь при условии соответствующей организации учителем учебной деятельности. Какой должна быть эта деятельность? Как сделать уроки русского языка и литературы интересным? Как активизировать деятельность учеников? Эти вопросы ставит перед собой любой творчески работающий учитель. И, я думаю, что у каждого сидящего здесь есть свои методы и приемы решения проблемы. Своими приемами решения этой проблемы я поделюсь сегодня с вами.
Основная роль в воспитании интереса к предмету принадлежит способу организации учителем деятельности учащихся на уроке. В зависимости от того, как организована эта деятельность решается судьба интереса. И здесь наиболее уместно вспомнить древнюю китайскую пословицу: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь». Идея вовлечения ученика в учебную деятельность лежит в основе деятельностного подхода в обучении, который является основой новых стандартов обучения.
В.А.Сухомлинский считал: « Чтобы детям было интересно учиться, вовсе не обязательно делать каждый урок занимательным. Секрет интереса вовсе не в занимательности, а в успехах детей, в их ощущении роста, движения, достижения трудового. Вчера не понимал – сегодня понял. Вот где радость! Вчера не умел – сегодня научился. Вот в чём счастье! Выходит, чтобы дети хорошо учились, надо, чтобы они…хорошо учились».
Путь к этому счастью результативного труда на уроках русского языка и литературы я вижу в методах развивающего обучения, в активизации эмоциональной сферы учащихся. Именно этой методической проблемой я занимаюсь уже несколько лет.
На уроках литературы для учителя открывается широкое поле деятельности по актуализации эмоций учащихся и активизации их познавательной деятельности. Поэтому на этих уроках необходимо не только давать знания, но и развивать чувства детей, раскрепощать их творческий потенциал, будить мысль, содействуя проявлению самостоятельности суждений.
Эмоциональность – одна из составляющих успешной работы учителя – словесника. В этом нам помогает использование художественной литературы, которая обладает огромными возможностями эмоционального воздействия на школьников. Такие уроки, как урок – путешествие, исследование, праздник, спектакль, заочная экскурсия, лабораторная работа способствуют как развитию познавательной сферы (восприятия, памяти, творческого мышления и воображения), так и актуализации и развитию эмоций и чувств, овладению эмоционально – образной речью.
Для создания эмоционального фона на уроке, для передачи атмосферы изучаемой эпохи, для расширения кругозора и развития эстетических чувств я активно использую возможности музыкальных произведений и живописи (чтение литературных произведений на фоне музыки, иллюстрирование текстов фрагментами живописи и музыки и др.). Данные приёмы обогащают урок и позволяют передать одни и те же реалии жизни разными художественными средствами (с помощью слова, образа, звука), что даёт возможность учителю найти отклик в душе каждого ребёнка, а ученику – осмыслить, прочувствовать и целостно воспринять проблему.
Инсценировка – ещё один приём, используемый мной на уроках литературы. Посредством этого приёма, во–первых, я способствовала актуализации эмоций, возникновению интереса к изучаемому материалу. Возникновение эмоций в процессе инсценировки и в игровой ситуации раскрепощает учащихся, они становятся более естественными в выражении своих мыслей и чувств, творчески подходят к решению поставленных проблем. Действие в рамках разнообразных ролей расширяет возможности детей в познании других людей и самопознании. Так, в 5 классе мы с ребятами инсценировали отрывки из сказок Г.Х.Андерсена, в 6 классе показывали сцены из повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», в 7 классе – отрывок из книги А.Грина «Алые паруса», 8 класс – сцены из комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя, а в 9 классе – «Мёртвые души», сцену «Чичиков в гостях у Коробочки».
Хорошо зарекомендовали себя такие приёмы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся и способствующие возникновению интеллектуальных эмоций и чувств, как использование проблемных вопросов и заданий, создание проблемных ситуаций. А в 5 – 6 классах, когда эмоциональная сфера у детей работает активно, но эмоции читателей в этом возрасте не носят эстетического характера, а порождаются наложением на текст собственного жизненного опыта, я использую следующие задания: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др.
Приёмов и способов, активизирующих учащихся на уроке, значительно больше перечисленных, так как каждый учитель использует свой арсенал. Важно порой не то, какие приёмы мы используем, а насколько гармонично они вписываются в урок и помогают раскрытию темы. Конечно, не каждого ученика вышеперечисленные приёмы активизируют, стимулируют и побуждают к самостоятельной познавательной деятельности. Однако положительный эмоциональный настрой на урок, возникающий у большинства учащихся, интерес к самому процессу познания отдельных учащихся - всё это создаёт ту своеобразную атмосферу, которая заражает весь класс взаимодействием, совместным поиском решения, творческой деятельностью, и главное – чтением.
В работе для организации самостоятельной творческой деятельности учащихся я активно использую следующие приёмы: различные виды сочинений (образ, настроение, письмо и др.; сочинение стихов, сказок, рассказов и др.); иллюстрирование текста (как словесное рисование, так и изобразительными средствами; составление диафильмов по рисункам, например по стихотворению А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»); составление кроссвордов, вопросов к викторине и другие. По выполнении каждого задания проводится обсуждение, выставки, конкурсы. Работы детей используются в качестве дополнительного материала при проведении внеклассных мероприятий и праздников: литературных вечеров, игры «Что? Где? Когда?» и т.п. В содействии учителя и учеников возникает атмосфера творчества, поиска, мысли, которая рождает эмоциональный отклик и активизирует творческую самостоятельную деятельность.
Рассмотрим особенности применения приёмов, ориентированных на использование возможностей эмоциональной сферы учащихся на уроке литературы в 5 классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века». На данном уроке особый акцент делался мной на создание образа - настроения стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело». С этой целью я использовала на уроке фрагменты музыкальных произведений А.Вивальди и П.И.Чайковского («Времена года»); репродукции картин Ф.А.Васильева «Перед дождём» и «Мокрый луг», А.И.Куинджи «После дождя»; стихотворение Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело» и Я.Полонского «По горам две хмурых тучи…». Учащиеся имели возможность почувствовать и осмыслить, как одно и то же явление природы может передаваться различными художественными средствами. Это способствует, во–первых, более целостному восприятию окружающего мира, во-вторых, возникновению эмоционального отклика и эмоционально-личностной оценке художественного произведений.
Изучая, анализируя, вычленяя и осмысливая приёмы, используемые композиторами, художниками, и особо – поэтами, для образной передачи того или иного явления, школьники учились, с одной стороны, понимать и чувствовать замысел авторов, с другой – осознавать свои эмоции и чувства по отношению к воспринимаемым художественным произведениям и адекватно выражать их словами («Что я чувствую, когда слушаю музыку, смотрю на эту картину, читаю эти строки стихотворения…?», « Как я отношусь к этому?»; «Какие ассоциации возникают – запишите слова, сходные со стихотворением по смыслу, по настроению», «Какие слова вы подберёте, чтобы выразить свои эмоции?» и т. п.). Итогом работы на уроке стало написание сочинения – настроения. Ученикам было предложено вспомнить и описать своё эмоциональное состояние, возникающее у них во время грозы (вариант – описать эмоции, возникающие в процессе чтения стихотворения). Сочинения – миниатюры зачитываются и анализируются. Таким образом, создаётся обобщённый образ – настроение, родившийся на уроке.
Урок литературы, по моему мнению, должен быть интересным, разнообразным, ёмким, содержательным и, конечно же, эмоционально насыщенным, опирающимся и развивающим творческий, интеллектуальный, нравственный и эмоциональный потенциал личности. Это период непрерывного поиска, интеллектуального и эмоционального напряжения, созданный как тщательным подбором учителем активизирующих приёмов, так и сотворчеством учителя и класса.
Когда-то великий историк В. Ключевский сетовал, что современная молодежь мало читает и совсем перестала думать. Эта проблема волнует и нас с вами. Но давайте подумаем, когда мы сетуем, что современная молодежь не читает, адекватны ли мы в своих претензиях? Мы читали, так как это был наиболее распространенный и, пожалуй, единственный способ получения информации.
Дети 21 века - относятся к совершенно иной генерации - так называемому «поколению сети». Они живут в режиме «он-лайн»: обмениваются мгновенными текстовыми сообщениями на экране компьютера или мобильного телефона, интенсивно общаются со сверстниками в социальных сетях, а телевидение им заменяет YouTube. Темп их жизни, освоения современных технологий диктует иные задачи. Они не теряются, как многие из взрослых, в мощном информационном потоке. Напротив, они купаются в нем, это их естественная среда обитания!
Физиологи утверждают, что отличия между нами, взрослыми, и детьми настолько значительны, что затрагивают даже физиологию: что головного мозга детей и подростков сегодня отличается от развития мозга их родителей и бабушек с дедушками. Вывод напрашивается сам собой: наши дети – это не мы с вами.
Вот почему у подростков «поколения сети» не вызывает интерес школьная классика. Я думаю, что наши дети никогда не будут проявлять того интереса к книге, который был у нас. И все же кто, как не учителя литературы, должны делать все возможное, чтобы интерес к книге не угас совсем.
1.Мне кажется, что если нам нужно, чтобы дети прочли то, что мы хотим, то, возможно, лучший способ реализации нашего желания — прочитать им эту книгу самим, если это возможно. А это возможно на уроках в 5-7 классах, где изучаются небольшие по объему произведения. Поэтому на уроках в этих классах я стараюсь, чтобы произведение было прочитано мной в класс или прослушано в исполнении мастеров художественного слова. Это, на мой взгляд, вызывает интерес не только к произведению, но и позволяет сделать восприятие произведения более прочувствованным и осмысленным.
О воспитании интереса к книге много писал Е.Н. Ильин. Если вы хотите познакомиться сокровищницей приемов взращивания читателя и его духовной человеческой сущности, то почитайте его книги, в которых Евгений Николаевич высказывает твердое убеждение, основанное на опыте, что «читателя из-под палки не воспитать. Ничто так не убивает художественную книгу, как обязательное чтение».
1.Один из приемов педагога, который я использую в своей педагогической деятельности заключается в следующем: «если книгу непременно должны прочитать все, значит, необходимо найти и «общую» для всех страницу. Страница, как ни парадоксально, здесь важнее книги, ибо с помощью ассоциативных связей ведёт к другой странице, к следующей и дальше — к другой главе, и так — по всей книге. Через отдельную страницу ученик должен «пробовать» книгу, чтобы решить: нужна она ему или нет? И это должна быть занимательная, интригующая страница...» ( Ильин Е. Чтение - занятие душевное. Урок, на котором воспитывается человек / Евгений Ильин // Народное образование. - 2013. - № 4. - С.202-208.)
-Вы высказали разные мнения. Судить о том, кто из героинь прав, не читая произведения, очень сложно. Поэтому я предлагаю вам прочитать к следующему уроку пьесу, а на уроке мы снова вернемся к этим вопросам попробуем найти истину.
Как правило этот прием срабатывает, и пусть не все но многие берут книгу и читают.
2.Начиная разговор о произведении, я стараюсь начать его так, чтобы избежать сухих фактов, начать так, чтобы вызвать интерес к произведению.
Например, изучение рассказа «Судьба человека» М.А.Шолохова я начинаю так:
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю мою семью.
Куда теперь идти солдату?
Кому нести печаль свою?
М.Исаковский
Очень похожу на описанную в стихотворении семейную трагедию услышал М.А.Шолохов в первые послевоенные годы на охоте около хутора Моховского. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел у плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком и, приняв его по измазанной мазутом одежде за «своего брата шофера», рассказал ему о своей судьбе. Рассказ, как и судьба, этого человека взволновала писателя. Тогда же он задумал, написать рассказ, но обратился к сюжету через 10 лет (1956) и за неделю написал рассказ «Судьба человека». Что рассказал Шолохову случайный прохожий? Почему судьба этого человека так потрясла писателя? На все эти вопросы мы ответим, прочитав рассказ .
3. Иногда я прибегаю к приему, который был показан в «Ералаше» в сюжете «Страсти по Онегину», где учительницу литературы заменяет молодая учительница Анна Сергеевна. Ребята должны писать сочинение по роману «Евгений Онегин», но они ничего не читали. Тогда учительница решает их заинтриговать:
-Сегодня вы готовились к сочинению «Образ Евгения Онегина.
-Не читали мы вашего «Онегина»
-Как не читали? Так значит вы не читали эту восхитительную, интимную сцену между Евгением и Татьяной в беседке?
-Какую сцену?
-Ну как же: «Минуты две они молчали,//Но к ней Евгений подошел..
-Что было дальше?
-Там такое началось. Конечно, в наше время это может показаться наивным, но во времена Пушкина это было так откровенно.
На следующий день все прочитали роман Пушкина.
Суть этого приема: пересказав какой-то интересный эпизод из произведения, которое предстоит изучить, заинтриговать ребят, оставив финал открытым. Думаю, что этот прием тоже эффективен.
Помимо сказанного, хочу остановиться на сотрудничестве с сельской и школьной библиотеками, целью которого является также формирование интереса к книге.
Иногда я приглашаю библиотекарей на урок литературы или на классный час, который мы называем «Встреча с книгой». Они знакомят детей с новинками книг, поступивших в библиотеку, рекомендуют прочитать книги, которые были бы интересны ребятам.
Иногда я сама, прочитав какую-либо книгу, в начале урока коротко рассказываю о прочитанном, стараясь вызывать интерес.
Вот несколько приемов, которые я использую, для того, чтобы хотя бы иногда у учеников появлялось желание взять в руки книгу.
Вообще, я считаю, что пробудить интерес детей к творческому чтению, к книге, к предмету способны только творческие люди, сами испытывающие радость от общения с книгой и детьми.
Я разделяю мнение Е.Н.Ильина, который утверждает: «Увлечь книгой – это увлечь собою. К себе, а не к предмету прежде надо вызвать интерес». Поэтому уж если у нас разговор идет об интересе к предмету, мне хочется сказать, что интерес к предмету начинается с интереса к учителю, без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что не интересен как личность. А ведь, как гласит народная мудрость, воспитать «крылатого» может только «крылатый» педагог и родитель, воспитать счастливого может только счастливый, а современного только современный человек.
Как бы ни был профессионально подготовлен педагог, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, повышать профессиональный уровень.
Учитель должен обладать такими профессиональными качествами как трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.
Обязательное для учителя качество — гуманизм, который слагается из интереса к личности учащегося, помощи ему, уважения его мнения.
Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Важнейшим условием успешной работы учителя является требовательность к себе, ибо нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам.
Личность учителя – это если не решающее, то, по крайней мере, важнейшее условие эффективного обучения и формирования интереса к предмету.
Никогда нельзя забывать простую истину: хороший учитель тот, у кого хотят учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете
Выступление на педсовете " Формы работы с родителями"...
Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.
Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...
Выступление на педсовете
Использование презентаций при подготовке учащихся к ЕГЭ....
Школа и родители: социальное партнерство.Выступление на педсовете.
Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся ...
Презентация к новому выступлению на педсовете
ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...
Презентация к новому выступлению на педсовете
ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...
Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...