Статья СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ. Сборник Одинцовские чтения.
статья на тему

Иванова Оксана Ильдусовна

Статья посвящена социализации личности в киберпространстве. Автор в статье доказывает, что киберсоциализация способствует интеллектуальному развитию личности, но может и быть причиной возникновения интернет- зависимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivanova.doc.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

   СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ.

Иванова Оксана Ильдусовна, ГБОУ «Школа №1985», учитель истории, город Москва, Россия, ivanova1298@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена социализации личности в киберпространстве. Автор в статье доказывает, что киберсоциализация способствует интеллектуальному развитию личности, но может и быть причиной возникновения интернет - зависимости.  

Ключевые слова: киберсоциализация, киберпространство, информация, интернет.

 Oksana Ivanova is a History and Social Studies teacher at school 1985, Moscow, Russia.

Annotation. This article is devoted to socialization in Cyberspace. The author is proving that cybersocialization facilitates intellectual development of individuals, but nevertheless it can cause the occurence of Internet addiction.

Key words: cybersocialization, cyberspace, information, internet.

Современный мир изменяется, поэтому меняются и факторы социализации человека.

Понятие «киберсоциализация» предложил в 2005 году российский учёный В.А. Плешаков. Социализация личности в киберпространстве, по мнению В.А. Плешкова,- это процесс качественных изменений структуры самосознания личности, происходящей в результате использования человеком информационно- коммуникативных и компьютерных технологий.

Киберпространство- это созданное и постоянно дополняющееся человечеством сетевое информационное воплощение ноосферы (1,  с. 27-31).

Становление личности в киберпространстве и потребность в организации жизнедеятельности в интернет- среде с каждым днём всё более актуально и реально. Современному человеку, независимо от возраста вставшему на путь киберсоциализации, обязательно надо быть зарегистрированным пользователем хотя бы в одной  социальной сети или иметь свой персональный сайт и вести свой блог. На этот счёт даже появилось кем-то переделанная в новом смысле известная поговорка: « Без интернета как без рук».

В данное время теория киберсоциализации человека стала реальностью нашего мира, неотъемлемой частью социализации современной личности, также двигателем экономического, научно-технического и социального прогресса, человеческого общества.

Модель киберсоциализации личности в современном информационном обществе представляет собой, сточки зрения В.А. Плешакова, единство 4-х ипостатей:

  1. Человек как объект киберсоциализации: влияние киберпространства на

жизнедеятельность.

В процессе киберсоциализации перестраиваются  информационная сфера,

сфера досуга, изменяются характеристики учебного процесса. А также киберпространство влияет на социальное влияние человека, формирование ценностных ориентаций, являясь средой неформального просвещения и образования.

  1. Человек  как субъект киберсоциализации: удовлетворение потребностей

В киберпространстве.

Для социального сетевого взаимодействия людей всех возрастов стало

Интернет- среда. Её человек использует в процессе киберсоциализации для киберкоммуникации, свободы самовыражения, лёгкости нахождения единомышленников, оппонентов. Многие пользователи интернета считают, что им в виртуальном мире киберпространства свободно и легко. Но они не знают, что желаемое ими самореализация в виртуальном пространстве порой является псевдосамореализацией. Многим Интернет нужен для работы, учёбы, для расширения кругозора, слушать музыку, смотреть фильмы, читать книги, играть, вести переписку, совершать покупки. По сколько Интернет предоставляет неограниченные возможности по удовлетворению любых потребностей, он всегда должен быть под рукой.

  1. Человек как жертва киберсоциализации: негативные последствия.

Людей привлекает киберпространство тем, что в нём человек может представить себя как ему угодно и кем угодно, общаться с теми, кто ему интересен, не всегда давать о себе реальную информацию.

Однако, жизнедеятельность пользователей в киберпростарнстве имеет и негативные последствия, порой даже опасные : пренебрежение  сном, приёмом пищи без отрыва от процесса, отказ от встречи с друзьями, препятствием для выполнения домашних дел.  Многие считают, что жизнь без Интернета кажется им скучной, безрадостной, школьники начинают пропускать занятия проводя много времени за компьютером в Интернете. В пустую тратят время на различных развлекательных сайтах.  

Следовательно, у человека появляется зависимость от среды, созданной компьютерной, цифровой технологией, т.е. Интернет- зависимость. У человека появляется навязчиво желание подключиться к Интернету, болезненная неспособность отключиться от него. Киберпространство, Интернет среда сеть Интернет затягивают людей, а это может нести в себе личностную и профессиональную опасность.

Первыми исследователями Интернет- зависимости стали К.С. Янг и И. Гольдберг. Чаще всего от  Интернет- зависимости страдают подростки. Родители не обращают внимания на то, что их ребёнок просиживает часами за компьютером когда узнают, что ребёнок хуже стал учиться, пропускает школу, за полночь просиживает в Интернет- сетях, начинают ругать его запрещают пользоваться Интернетом. Порой такой запрет ведёт к суициду подростка. Иногда из-за увлечения компьютером мужей распадаются семьи.

Что приводит к тому, что человек становится Интернет –зависимым. Во- первых. Человек предпочитает общение с людьми в киберпространстве. В- вторых, предпочтение отдаёт компьютерным играм. В-третьих, использует киберпространства как источник знания. В поисках нужной информации человек проводит много времени, анализируя найденное. Можно ещё добавить желание человека участвовать  в Интернет- аукционах тратить деньги в азартные игры его сети.

  1. Человек как жертва неблагоприятных условий киберсоциализации:

опасности киберпространства и их источники.

Нередко доверчивый человек становится жертвой мошенников, которые выманивают у него пароль к электронной почте или другую информацию. Опасности подвергаются дети, подростки молодёжь увлекаясь сайтами с инструкциями по изготовлению наркотических или взрывных веществ. Увлечение жестокими играми повышает агрессивность у детей. Подростков, молодёжи. Особенно опасен троллинг, цель которого вызывать спор ради спора, создание конфликтной ситуации, провокационные сообщения. Чтобы запугать человека посылается компрометирующая информация или сообщение угрожающего содержания. Это свойство киберкоммуникации называется кибербуллинг.  

Возникает вопрос: «Что же делать?» в 2010г. разработана отечественная программа «Один дома» это программа фильтр, которая защищает ребёнка в сети Интернет от негативной информации и помогает ему с пользой изучать Интернет пространства. 2011г. начала свою деятельность Лига безопасного Интернета в России. Она ведёт борьбу с опасным контентом во всемирной сети по его искоренению.

В процессе социализации в киберпространстве происходит формирование киберкультуры личности. Поэтому перед социальной и психолого-педагогической науками стоит задача создания безопасных условий для формирования жизненного пути личности. В связи с этим нужна разработка инновационной отрасли киберпедагогики, которая научно бы обосновала систематическую и целенаправленную деятельность по киберобучению, киберобразованию, кибервоспитанию современного человека в процессе его киберсоциализации средствами информационно-коммуникативных технологий.

Литература

1.Плешаков В.А. Интеграция, Киберсоциализация и социальное воспитание: студент и преподаватель в информационном пространстве//Педагогическое образование и наука.-М.: МАНПО, 2010.-№1.-С.27-31.

  1. Плешаков, В.А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens'a до Homo Cyberus' a/В.А. Плешаков.-М.: Прометей, 2012.-125с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие толерантности руководителя в системе повышения квалификации. Статья для сборника Шамовских чтений.

Развитие толерантности руководителя в системе повышения квалификации.Заместитель директора по ВР ГОУ СОШ №1234 Чарнецкий Сергей Николаевич Педагогическая толерантность является профессионально ва...

информационный сборник "Лопатинские чтения"

Формирование гражданских чувств личности начинается с малого: бережного отношения к селу, посёлку, городу, где живёшь; уважения к своей семье; сопричастности к происходящему вокруг; изучения истории и...

Создание условий для воспитания истинного самосознания личности в контексте факультативного курса "Основы православной культуры"

В докладе представлен опыт работы классного руководителя по созданию условий для духовно-нравственного воспитания личности учащихся....

Формирования базовых компетенций личности в контексте учебного предмета. Учебно-методическая разработка.

Формирования базовых компетенций личности в контексте учебного предмета. Учебно-методическая разработка.Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ школы №580Приморского района Санкт-Пете...

Проектная и исследовательская деятельность в школе – осознанная необходимость. Статья в сборнике "Шамовские чтения"

Успех в современном мире во многом определяется способностью человекаорганизовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшуюперспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план ...

«Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки новых образовательных стандартов общего образования второго поколения»

«Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки  новых образовательных стандартов общего образования второго поколения»...