Применение игровой технологии на уроках математики обобщающего характера.
статья на тему

КУШКОВА Анжелика Владимировна

Применение игровой технологии на уроках обобщающего характера.

Игра – спутник человеческой жизни от колыбели до глубокой старости. «Игра- путь детей к познанию мира, в котором  они живут и который они призваны понять»,- писал А. М. Горький. В играх развиваются и укрепляются чувства товарищества, честности, правдивости. Познание же математики прививает к ней любовь, переходящую  иногда в потребность заниматься этой наукой серьезно.

Игровые ситуации применяются  в качестве вспомогательного средства для возбуждения познавательного интереса и создания проблемных ситуаций. Это настраивает учащихся на изучение определенного материала и не требует  времени на разъяснение правил игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_na_urokah_matematiki.docx44.85 КБ

Предварительный просмотр:

Применение игровой технологии на уроках обобщающего характера.

Игра – спутник человеческой жизни от колыбели до глубокой старости. «Игра- путь детей к познанию мира, в котором  они живут и который они призваны понять»,- писал А. М. Горький. В играх развиваются и укрепляются чувства товарищества, честности, правдивости. Познание же математики прививает к ней любовь, переходящую  иногда в потребность заниматься этой наукой серьезно.

Игровые ситуации применяются  в качестве вспомогательного средства для возбуждения познавательного интереса и создания проблемных ситуаций. Это настраивает учащихся на изучение определенного материала и не требует  времени на разъяснение правил игры.

Такие уроки требуют от учителя много времени и сил, максимального внимания и умения владеть классом, но учащимся они приносят пользу, как в воспитательном, так и в учебном плане.Очень часто радость успеха, чувство своей силы рождают интерес к предмету. Не раз приходилось видеть: радость ощущения собственной силы гораздо полнее радости более высокого балла.    

Игровая деятельность, так же как и любая деятельность, должна быть мотивирована, а учащиеся должны испытывать потребность в ней. Обстановка, в которой происходит игровое действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и  сотрудничества.

Большая роль в этом отводится учителю, который должен учитывать индивидуальные особенности учащихся: характер, темперамент, усидчивость, организованность, дисциплинированность, волю, самочувствие каждого участника игры. Содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для ее участников, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата представляющего для них ценность. Игровое действие должно опираться на знания, навыки и умения, приобретенные на уроках.

Применяя игру как  форму обучения, учитель должен быть, уверен в целесообразности ее использования. Он определяет задачи игры, в соответствии с целью учебного процесса, составляет план проведения. При  этом необходимо учитывать особенности группы играющих в целом и ее отдельных членов. Всякая учебная игра решает конкретную задачу, посильную для ее участников. Не существует идеальной игры, пригодной абсолютно для всех учащихся, групп и классов. Игра эффективна лишь в сочетании с другими методами и средствами обучения.

         

 В своей педагогической работе я стараюсь использовать разнообразные игровые приёмы, которые активизируют учебную деятельность школьников, воспитывают у них активность, самостоятельность мышления, учат применять знания в процессе обучения.

Игра, игровой компонент, соревнование, дух творчества должны присутствовать на всех уроках математики, тогда урок вызовет интерес, желание работать и знать предмет. Над этой проблемой я работаю давно. В моей методической копилке имеется большое количество разнообразных игр, игровых моментов, используемых мною на уроках обобщающего характера.

 Есть уроки, где игра является ведущим методом, есть игровые моменты, которые используются фрагментально.

В данной работе я предлагаю несколько игровых приёмов, которые используются мною на уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят, материала, темы, особенностей класса. Все предлагаемые приёмы рождались постепенно в течение многих лет педагогической работы. Что-то я брала из опыта работы других учителей, что-то из методических книг, журналов, газет, иногда сами дети придумают и предложат какую-то игру.

 Игровые приёмы можно использовать на различных этапах урока: повторения, изучения нового материала, закрепления и т.д.

 

1. Игра “Молчанка”. 

а) Учитель молча, указкой, показывает число, знак действия и второе число, а ученик должен назвать число, которое является результатом данного действия. Эта игра очень нравится мне тем, что в классе воцаряется тишина. Ведь детям нужно сосредоточиться на задании, правильно вычислить и назвать ответ.

б) На доске задания для устного опроса. Отвечает один ученик. Остальные учащиеся, если согласны с ответом одноклассника, поднимают зеленую карточку, если нет - красную. Таким образом, учитель видит ответ каждого. С другой стороны, эта игра дисциплинирует ученика.

 Вот некоторые из этих упражнений:

Тема: “ Степень с натуральным показателем”.

а) Больше или меньше нуля: (-3)3; (-1)4?

б) Что больше 25 или 52?

в) Какое из чисел 2; -2; 3; или -3 является корнем уравнения:

 x3 = -8; x4=81?

г) При каком значении x верно равенство:

 (35)x =310; (5x)4= 512?

Тема: “Многочлены”.

а) Назовите старший член многочлена:

-5x + 0,001x8 +300x6 +1;

 0.8y2 –y10 +1.

б) Какова степень многочлена:

x4y2 +y6 -2x6-3xy5;

 8a2b+3ab2-b4?

в) Какие одночлены надо подставить вместо звёздочек, чтобы получить тождество:

*( 4b2-7b+8)=28b3-49b2+56b;

*(3y2+8y-7)=36y5+*+*?

г) Можно ли трехчлен представить в виде суммы двух двучленов:

x2+6x+1;

 p2-p-1?

2. “Игра с числами”. 

У каждого ученика имеется 31 квадрат (со стороной 1см), вырезанный из плотной бумаги. В каждый квадрат вписано одно из целых чисел от -15 до 15. Учащиеся выкладывают их на столах в порядке возрастания. Для закрепления темы “Сложение и вычитание целых чисел” можно предложить учащимся разнообразные упражнения. Например: а) укажите как можно больше пар чисел, чтобы их сумма была равна -25.( _+_=-25.)

Учащиеся должны из квадратиков выложить верное равенство. За правильностью результатов следят учитель и сосед по парте. Задание можно усложнить: _+ _-_= -25; _-_+_+_=-25.

Командные игры.

1. “Эстафета”.

Хорошо проводить как разминку.  

Главная цель: проверить знания учащихся по какой- либо теме. Дух состязательности заставляет включиться в работу каждого ученика, ведь от работы каждого зависит, чья команда победит.

 Например, по теме «Линейные уравнения с одной переменной» было предложено такое задание:

I ряд.

а) 3х+2=0;

б) 8х-5=х-40;

в) 8у-(7у-142)=51.

II ряд.

а) 3х+7=0;

б) 7х-4=х-16;

в) 3у-(5-у)=11.

III ряд.

а) 3х+5=0;

б) 9х-6=х-38;

в) 4у-(у-12)=24.

Учащимся каждой команды нужно не просто решить уравнения, но и проверить решения одноклассников. Тем ученикам, у которых возникли затруднения – более сильные ученики оказывают помощь. Выигрывает та команда, которая быстрее решила все уравнения.

2.Игра “Лесенка”. 

Играют две команды. На доске нарисованы 2 лесенки с указанием чисел и действий над ними. Члены команд выходят по одному к доске и выполняют только одно действие, затем выходит следующий, и он может исправить (если есть) ошибку предыдущего и сделать одно следующее действие. Выигрывает та команда, которая первой с верным ответом доберется до последней ступеньки.

 3. “Найди ошибку”.

Нравится ребятам, когда я даю задания на исправление преднамеренно-сделанных ошибок в решениях, в доказательствах, на восстановление частично стертых записей. Вот только некоторые из них:

Тема: “Линейная функция”.

Некоторая линейная функция задана таблицей:

x

-2

-1

0

1

2

y

-8

-4

-2

1

4

Задайте её формулой, если известно, что одно из значений функции записано неверно.

Тема: “Решение линейных уравнений”.

Ученик Иванов Василий дома решил следующее уравнение. Проверьте и найдите ошибку Васи.

0,9-7x= -11
-7x= -11-0,9
-7x=-11,9
  x= -11,9: 7
  x= -1,72

Тема: “Сложение чисел с разными знаками”.

0,3 + (-1,2) =0,9

1 + (-0,3) = 0,61

26 + (-6) = -20

Image717и т.д.

Цель: знают ли ребята правило!

Тема “Синус и косинус двойного угла” .

 Для ребят с относительно-активным уровнем познавательной деятельности даю задание: восстановите частично стертые записи.

Упростите выражение:

Image718

4. ”Софизмы“

Очень увлекателен для учеников разбор софизмов: обнаружив ошибку, они получают большое удовлетворение. Софизмы прежде всего развивают логическое мышление, помогают сознательному усвоению изучаемого материала, развивают наблюдательность, вдумчивость, критическое отношение к изучаемому. Рассмотрим примеры:

1. Докажем, что 4руб.=40000коп.

Возьмём верное равенство

 2руб.=200коп.

 Возведём обе части в квадрат. Получится, что

4 руб.=40000коп.

 Возможно ли это? Где мною допущена ошибка?

 2. Сейчас ребята, я вам покажу что 5=6.     Возьмём числовое тождество

 35+10-45=42+12-54        

 и преобразуем его так:

 5(7+2-9)=(7+2-9)6;

             5=6.

 Где я допустила ошибку?

3. Ребята, может ли 2=3? Нет? А я вам это докажу.

4-10=9-15
4-10+25/4=9-15+25/4
(2-5/2)
2=(3-5/2)2
2-5/2=3-5/2
2=3.

Где допущена ошибка?

4. Любое число равно числу, большему его в два раза.

Пусть a- какое угодно число.

 Возьмём тождество

a2- a2= a2- a2.              

Преобразуем его так:

a(a-a)=(a-a)(a+a).

 Разделив обе части на (a-a), получим

 a+a=a,

 a=2a.

В чём здесь ошибка?

 5. “Художник”.

При изучении темы “ Прямоугольная система координат на плоскости. Абсцисса и ордината точки” я использую эту игру.

 Сначала ребята берут плотную бумагу размером 20x20 см, с двух сторон обклеивают миллиметровой бумагой. Потом чертят прямоугольную систему координат с единицей длины, равной 0,5 см. Затем бумагу обклеивают прозрачной липкой лентой. На такой заготовке координатной плоскости шариковой ручкой выполняется задание. Заготовку можно использовать несколько раз, предварительно стерев выполненные рисунки мокрой тряпочкой.

а)Например, при изучении темы “Координатная плоскость” ребята с нулевым уровнем познавательной активности получают задание: отметить на координатной плоскости точки, соединить их отрезками так, чтобы получилась птица:

(3;-1), (3;5), (4;5,5), (2;6), (3;6), (2;1), (-3;-1), (-3;4).

Что за птица получилась? “Лебедь”.

А в это время ребята с относительно-активным уровнем познавательной деятельности получают задание: изобразить на координатной плоскости одного из зверят (на картинках - кошка, мышка, собачка) зашифровать основные точки координатами.

б)Можно предложить обратное задание: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной, и записать координаты вершин.

в) Эту же игру можно использовать на уроках при изучении тем: “Функция, область определения функции”, “Функция y=kx+b и её график”. По виду отрезков, составляющих фигуру, ученики могут составлять уравнения прямых, которым принадлежат отрезки, а также записывать область определения функции на отрезке.

6.“Кодированный ответ”.

 Использую всевозможные формы кодирования ответов, они привлекают внимание ребят не меньше, чем интересная задача. На доске рядом с примерами предлагаются ответы, закодированные буквами.

 Учащиеся решают пример, выбирают верный ответ и записывают в тетрадь букву-код, соответствующую верному ответу.

 По окончанию счета у ребят появляется слово.

 Например: 6 кл. “Дробные выражения” .

Найдите значение выражения:

Image719

Т - Image720; О - Image721; И - Image722; Ч - Image723; Н - Image724; Л - Image725; О - Image726

Ребята считают устно, а букву пишут в тетрадь.

 Эту игру часто использую при закреплении материала. Например, при закреплении темы “Алгебраические дроби”.

Задание: упростить выражение (выражения разные для разных групп).

 Image727

Image728; Image729; Image730

7. “Математический футбол”.

Класс делится на две команды. Из каждой выбирается арбитр. На доске пишу по 10-15 заданий для обеих команд. Правильно решенное задание означает забитый гол в ворота команды – противницы. Качество, быстроту, порядок во время игры оценивают выбранные арбитры. Практикую задания для этой игры готовить совместно с ребятами, имеющими исполнительно-активный уровень познавательной активности. А при желании и со всеми остальными.

На доске также вывешиваются “ворота”, в которые забиваются голы.

8.“Лабиринт”.

Суть игры: Играют пять команд. Каждая команда получает карточку с заданием. Выполнив его, она находит ответ на листе 1, выполняет указанное действие, находит ответ на листе 2 и т.д. Выигрывает та команда, которая выйдет из лабиринта, получив правильный ответ.

img1

Этапы лабиринта.

Лист 1.

Выполнить умножение:

img2

img3

-3а2б(0,1аб2);

-5а3б(-0,1аб);

-2а3б(-0,1аб).

Лист 2.

Возведите в степень:

-0,3а3б2 (в квадрат);

0,2а4б3 (в куб);

0,5 а4б3 (в куб);

img4

Лист 3.

Выполните действие:

0,25а12б3(8ак-1бк-9);

img5

0,09а6б8(10ак-8бк-7);

0,008а12б9(10ак-10бк-9).

Лист 4.

Найдите значение выражения:

img6

0,9ак-2бк+1 при а=10, б=2,к=2;

0,1акбк+2 при а=10, б=3, к=2;

0,1ак+1бк+2 при а=10, б=3, к=2;

0,08ак+2бк при а=10, б=3, к=0.

Ответы: 1)810; 2)8100; 3)8; 4)img7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Применение игровых технологий на уроках математики"

Презентация "Применение игровых технологий на уроках математики" Демонстрация мастер - класс для учителей математики....

Применение игровых технологий на уроках математики (из опыта работы Центра образования)

В Центрах образования учатся те, укого проблемы с поведением и почти в 100% случаев проблемы с обучением. Когда в 9 класс приходит ученик который не знает таблицу умножения, а в классе ещё 25 человек ...

Методический семинар "Применение игровых технологий на уроках математики в условиях внедрения ФГОС"

Одним из приемов оживления урокв атематики являются игровые моменты....

Выступление на ШМО учителей математики по теме ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 ых КЛАССАХ

quot;Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости...

Применение игровой технологии на уроках математики.

Как изжить скуку на уроке? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремлению к творчеству?...