ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ»
рабочая программа на тему
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач. Ведь детство и юность самая благоприятная пора для привития священного чувства любви к Родине.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания, идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 128.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Гармония» г. Черемхово»
ПРОГРАММА
ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
«РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ»
Авторы составители:
И.Ю. Грицик, М.Л. Самарина
2015г.
Пояснительная записка.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач. Ведь детство и юность самая благоприятная пора для привития священного чувства любви к Родине.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания, идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Программы образования подрастающего поколения должны отразить современную и целостную концепцию нравственно-патриотического воспитания человека. Каждый школьник должен знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа. Иметь свою гражданскую позицию. Быть сильным, смелым, ловким.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем постепенное и неуклонное формирование любви к своей Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У воспитанников детского дома должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Программа направлена на то, чтобы ценности личности воспитанников формировались в семейно-воспитательном коллективе, неформальных отношениях среди сверстников детского дома и школы, через средства массовой информации, через искусство и т. д. Патриотическое развитие и воспитание будет обеспечено всем укладом жизни в детском доме, чтобы сплотить детей на высоких духовных идеалах, привить любовь к своей малой Родине, стремление воспитать гордость за великую историю нашей страны, уважение к государственным символам Российской Федерации – Флагу, Гербу, Гимну.
Данная программа разработана в соответствии со следующими документами:
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-Всероссийской программой воспитания школьников «Я-гражданин России»
Целью программы является воспитание компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Формирование нравственно-патриотического отношения к духовно - культурным традициям многонационального народа Российской Федерации.
Основные задачи программы:
- Формирование у воспитанников нравственных качеств личности через изучение истории и культуры страны и родного края, гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества.
- Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству.
- Помогать воспитанникам в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться со взрослыми и сверстниками.
- Расширить представления воспитанников об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного города.
- Физическое развитие воспитанников, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
Содержание программы строится на основе общих педагогических принципов:
• Регионализация нравственно-патриотического воспитания.
Данный принцип способствует формированию у воспитанников комплексного взгляда на проблему гражданско- патриотического воспитания подрастающего поколения. Применение регионального подхода к изучению истории ВОВ позволяет усвоить подросткам самобытность сибиряков, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность.
• Доступность.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
• Непрерывность.
На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
• Целостность.
Использование этого принципа позволяет формировать у воспитанников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.
• Научность.
Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края и страны можно выделить социальные и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.
• Системность.
Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений подростков о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
• Стимулирование активности.
Программа "Растим патриотов России" предусматривает, что в процессе освоения воспитанником ее содержания осуществляется его социализация в окружающем мире, обществе.
Содержательная часть программы систематизирована по трем тематическим блокам:
I блок - "Страницы истории".
Темы первого блока призваны сформировать у воспитанников чувства любви, гордости и патриотизма к своей Отчизне. У детей формируются первые представления об устройстве нашего государства, они изучает символику нашей страны, знакомится с другими городами России, со столицей нашей Родины. Осознает себя гражданином России. Быть патриотом и гражданином - это непременно быть интернационалистом. Поэтому особенно важно поддержать интерес воспитанника к людям других национальностей.
II блок - "Я и мой город". Изучение тем второго блока подводит воспитанника к пониманию, что их город - частица Родины, частица Иркутской области. Надо показать воспитаннику, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Задача эта решается через познания истории города, традиций, памятных и достопримечательных мест города, проявления интереса к событиям, происходящими в городе.
III блок - "Знатоки музейного дела". В каждом месте свои традиции и свой быт. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к истории детского дома, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Формы и методы реализации.
Программа реализуется в организованных формах (занятия, дидактические игры, беседы, экскурсии, праздники, развлечения), а также самостоятельной деятельности детей. По каждому блоку программы проводится комплекс мероприятий.
Изучение некоторых темы приурочиваются к конкретным событиям и праздникам нашей страны. Началом и основой изучения каждой новой темы является беседа. В формировании у ребят основ гражданственности и патриотизма помогают также и рассказы педагога, чтение стихотворений, рассказов, пословиц и поговорок, былин, слушание музыкальных произведений (Российский гимн, "Детский альбом" П.И.Чайковского), рассматривание картин, фотоснимков, иллюстраций (с видами и достопримечательностями родного города, края, страны) и натуральных предметов (старинные игрушки, предметы обихода, утварь), альбомов.
Кроме этого используются творческие рассказы детей, исполнение песен, встречи с интересными людьми, экскурсии: по городу, посещение учреждений социума. В программу "Растим патриотов России" включены экскурсии: по территории детского дома, по городу, в музей детского дома и школ города, в библиотеку, к памятникам города.
Предполагаемые конечные результаты:
- воспитать компетентного гражданина России, обладающего духовно- нравственными ценностями;
- сформировать готовность у воспитанников к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;
- заполнить свободное время воспитанника социально значимыми, интересными делами, остановив тем самым нарастающую бездуховность;
- оказывать повседневную помощь каждому воспитаннику в его саморазвитии;
- продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в детском доме.
Список используемой литературы:
- Конституция Российской Федерации.
- Закон РФ «Об образовании».
- Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
- Дни воинской славы России. Информационные материалы, тестовые задания, методические рекомендации для организации патриотического воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях / авт. – сост. А.П.Пашкович, Е.В.Шитов. – М.: Глобус, 2007.
- Основы военной службы: Учебное пособие / А.Т.Смирнов, В.А.Васнёв. – М.: Дрофа, 2004.
- Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /авт.-сост. И.А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Интернет ресурсы., «Сеть творческих учителей» сообщество учителей истории)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ПРОГРАММЕ «РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ»
№ | Дата | Мероприятия | Форма |
кол-во часов |
I Блок Страницы истории | ||||
1 | 04.09.2015 | Листая истории страницы | Беседа | 1 |
2 | 11.09.2015 | «Город моей судьбы» | Час истории Экскурсия в музей «Истории Черембасса» | 1 |
3 | 17.09.2015 | «Мир и война глазами детей» | Беседа | 1 |
4 | 25.09.2015 | « Молодёжь и армия» | Круглый стол | 1 |
5 | 01.10.2015 | «Вспомним строки, со слезой» | Чтение военных писем | 1 |
6 | 08.10.2015 | Воинские звания и их значения | беседа | 1 |
7 | 15.10.2015 | «И мужество, как знамя пронесли» | просмотр фильма | 1 |
8 | 22.10.2015 | Памятники Великой Отечественной войны, посвященные Курской битве. | занятие | 1 |
9 | 29.10.2015 | Элементы строя и строевые термины | занятие | 1 |
10 | 05.11.2015 | День героев Отечества | беседа | 1 |
11 | 12.11.2015 | Ордена и награды | занятие | 1 |
II Блок Я и мой город | ||||
12 | 19.11.2015 | «Ах война, что ты сделала подлая» | Информационная беседа | 1 |
13 | 26.11.2015 | Памятники нашего города | Экскурсия | 1 |
14 | 03.12.2015 | Кодекс Р.Ф. | Беседа совместно с соц.педагогами Презентация | 1 |
15 | 10.12.2015 | Мгновения войны | Фотовыставка | 1 |
16 | 17.12.2015 | Сбор материала об участниках ВОВ | занятие | 1 |
17 | 25.12.2015 | «На всю оставшуюся жизнь нам хватит подвигов и славы» | Мини сочинение | 1 |
18 | 07.01.2016 | Блокада Ленинграда | Беседа | 1 |
19 | 14.01.2016 | "История той войны" | занятие | 1 |
20 | 21.01.2016 | Война в Чечне, Афгане | Презентация Конкурс стихов | 1 |
III Блок Неделя патриотического воспитания | ||||
21 | 28.01.2016 | Вечер памяти рядового Е. Радионова | Литературная гостиная | 1 |
22 | 04.02.2016 | «Что такое память и памятники?» | беседа | 1 |
23 | 11.02.2016 | «Спаси бойца» | эстафета | 1 |
24 | 18.02.2016 | Песни великого подвига | Конкурс военной песни | 1 |
25 | 25.02.2016 | День Защитника Отечества! | праздник | 1 |
26 | 03.03.2016 | Никто не забыт, ничто не забыто… | Устный журнал | 1 |
27 | 10.03.2016 | «Битва за Сталинград» | Час истории, посвященный дню разгрома советскими войсками немецко-фашистских захватчиков в Сталинградской битве | 1 |
28 | 17.03.2016 | Твой подвиг бессмертен, солдат! | Просмотр фильма | 1 |
29 | 24.03.2016 | « Памятные дни в истории Отечества» | занятие | 1 |
30 | 31.03.2016 | Победа над фашизмом | Занятие | 1 |
31 | 07.04.2016 | Обелиск памяти погибшим | экскурсия | 1 |
32 | 14.04.2016 | «Поклонимся великим тем годам…..» | Час памяти | 1 |
33 | 21.04.2016 | «День призывника» | Беседа, презентация | 1 |
34 | 28.04.2016 | «Георгиевская ленточка» | Час истории | 1 |
35 | 02.05.2016 | Операция «Радость» | Изготовление открыток к Дню Победы | 1 |
36 | 05.05.2016 | « Вахта памяти» | Субботник | 1 |
37 | 06.05.2016 | «Наши защитники» | занятие | 1 |
38 | 07.05.2016 | «Георгиевская лента» | акция | 1 |
38 | 08.05.2016 | «В нашей памяти Вы вечны! | Поздравление ветеранов | 1 |
39 | 09.05.2016 | Торжественное мероприятие ко Дню победы. | Выход к мемориалу | 2 |
40 | 19.05.2016 26.05.2016 | «Вече» | Показ исторических фильмов | 2 |
41 | 28.05.2015 | «Не забыть нам никогда!» | Итоговая беседа по данному направлению, презентация | 1 |
Итого: 43 часа |
Познавательное мероприятие
«Мир и война глазами детей»
Цель: способствовать формированию чувства патриотизма и гражданственности у воспитанников.
Задачи:
- воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине;
- расширять представление детей о родной стране, о её истории, о Великой Отечественной войне;
- развивать творческие и интеллектуальные способности у воспитанников.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Вступительное слово воспитателя.
Воспитатель: Ребята, как называется наша страна?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, Россия. А какая она, наша Россия?
Дети: Большая, красивая, огромная, богатая, сильная.
Воспитатель: Это наша Родина. Родина – страна, в которой человек родился и живёт.
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина. С чего начинается Родина? Как вы понимаете этот вопрос?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Родина начинается с родного дома, где живёте. Можно говорить о любимом уголке природы, где мы отдыхаем – это тоже Родина, о своем дворе, улице, где мы играем с друзьями, о своём городе, о Москве. Всё это Родина.
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
Родина – это отечество, отчизна. Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком и все в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов.
За тысячелетнюю историю России много произошло событий. На нашу Родину не раз нападали враги.
Ранним утром, 22 июня 1941 года, когда все города и сёла нашей Родины мирно спали, на нашу страну напали фашисты. Немецко – фашистские захватчики вероломно вторглись в пределы нашей Родины без объявления войны. Началась Великая Отечественная война.
Немецкие самолёты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции, бомбы сыпались на больницы, жилые дома, детские сады, школы.
Фашистская германия приступила к осуществлению чудовищного плана: уничтожить нашу Родину, покорить всех наших людей, превратить их в рабов.
Радио известило весь народ о начавшейся войне. Все поднялись на защиту Отчизны. В те грозные дни, словно клятва Родине, звучала песня «Священная война». За долгие годы войны нашими бойцами было совершено много подвигов, героических, самоотверженных поступков. Войны не жалели своей жизни, чтобы остановить врага. Они бесстрашно сражались на земле, на море и в воздухе.
Ребята, расскажите, о каких подвигах советских солдат вы знаете?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Защитники Брестской крепости героически сражались, находясь в окружении. Они пытались до последнего патрона. Нечеловеческие страдания пришлись на долю этих героев. Сохранились до сих пор надписи: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай Родина!».
Стойко и мужественно сражались защитники Родины под Москвой. Бои не затихали ни днём, ни ночью. Навечно сохранятся слова политрука В. Г. Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва».
Наши солдаты отличались необыкновенной храбростью. А какими ещё словами можно охарактеризовать наших солдат. Какими они были в бою?
Дети: Смелыми, храбрыми, отважными, мужественными, бесстрашными, решительными, неустрашимыми
Воспитатель:
Они были настоящими героями.
Не только за свою страну
Солдаты гибли в ту войну,
А чтобы люди всей земли
Спокойно видеть сны могли…
Лодка поднялась на поверхность моря. А в небе кружили два фашистских самолёта. Фашисты стали бросать в лодку бомбы и стрелять из пулемётов. Наши подводники бросились к зенитной пушке. Снаряд попал в самолёт. Загорелся вражеский самолёт и упал в море. А другой улетел. Лодка ушла в морскую глубину.
Рассказ: лежит солдат на снегу. Рука болит, пуля в груди. Глаза закрыл. Вдруг слышит: кто-то его трогает. Это медицинская сестра из отряда. Сумка с красным крестом. Перевязала она раненого и потащила в безопасное место.
Мы никогда не забудем подвиги, которые совершил наш народ во время Великой Отечественной войны.
Помните!
Через века, через года,-
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда, -
Помните!
Памяти павших будьте достойны!
Внимательно послушайте рассказы о подвигах юных героев.
«Служил на флоте юнга. А звали его Саша. Однажды фашистский корабль открыл огонь по катеру. Снаряд попал в моторное отделение. Саша своим телом прикрыл пробоину. Машины заработали, катер ушёл от врага. Саша Ковалёв отдал свою жизнь, спасая команду».
Какой подвиг совершил Саша? Что такое пробоина?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: «Ване было 14 лет. Это было под Москвой. Ваня увидел, что к селу идут солдаты. А село было занято фашистами, которые всюду расставили пулемёты. Мальчик побежал навстречу нашим бойцам. Проваливаясь в глубокий снег, он падал, поднимался, опять бежал вперёд и кричал: «Остановитесь, здесь пулемёты!» Гитлеровцы открыли по нему огонь, но он бежал и кричал. Наши бойцы услышали Ваню и залегли. Добежав до бойцов, Ваня показал им безопасный путь. Наши войны обошли село с тыла и выбили из него фашистов. За этот подвиг Ваня был награждён орденом Красной Звезды».
Ребята, расскажите, что сделал Ваня для бойцов?
III. Воспитатель: Ребята, давайте сейчас ответим на вопросы:
Как называется героический самоотверженный поступок? (Подвиг)
Как называется человек, который проявляет храбрость, отвагу, бесстрашие и совершил подвиг? (Герой)
Ребята, что значит юный герой? (Молодой герой)
Кто такой юнга на флоте? (Подросток, ребёнок на судне, обучающийся морскому делу)
Совокупность вооружённых сил государства? (Армия, регулярная и наёмная)
Смотр войск в ознаменовании праздника? (Парад)
Владыка на море – высший офицерский чин ВМФ? (Адмирал)
Морская болезнь? (Укачивание)
Знак, символ триумфа, славы, победы? (Лавры)
Корабельная деревянная или металлическая конструкция? (Мачта)
Линейный корабль? (Линкор)
Прибор для указания курса, определяющий направление на различные объекты? (Компас)
Военное подразделение боевых кораблей для судов и обеспечения безопасного их перехода морем? (Морской конвой)
Когда и где был произведён салют Победы? (9 мая 1945года 30 залпами, из 1000 орудий, в г. Москве)
Кто первым из военачальников был удостоен высшего военного ордена СССР «Победы»? (Маршал СССР Г.К. Жуков)
Радиолокационное устройство? (Локатор)
Артснаряд с разрывным зарядом? (Граната)
Противотанковое заграждение? (Ров., шип)
Укреплений в военном отношении пункт, город? (Крепость)
Лицо, состоящее на действительной военной службе? (Военнослужащий)
Вооружённое столкновение государств, преследующих политические и экономические цели? (Война)
Какую укрепленную высоту предстояло взять воинам, чтобы освободить Севастополь? (Сапун-гору, Малахов Курган)
Сколько дней длилась оборона Ленинграда? (900 дней)
IV. Итог. Какие чувства и мысли возникли у вас во время нашего занятия? Нужно ли нам знать о событиях давно минувших дней?
Примерные ответы детей:
- Почувствовала гордость за своих предков, которые проучили фашистов.
- Очень жалко было наших солдат, офицеров, мирных жителей, которые погибли во
время Великой Отечественной войны. Им так не хотелось умирать.
- Возмущение. Гитлер захотел стать властелином мира, и сколько человеческих
жизней он положил ради этой цели.
- Уважение к памяти защитников России. Огромная благодарность.
- О событиях прошлого нужно говорить, нужно изучать историю битв, чтобы
понимать, какой ценой достался нам каждый кусочек земли в России.
- Нужно знать историю войн, чтобы понять цену мирной жизни.
Занятие "История той войны"
Цель:
1. Формирование нравственной культуры несовершеннолетних, уважительного отношения к исторической памяти своего народа.
2. Воспитание ответственности, симпатии, потребности личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат.
Предварительная подготовка к занятию:
1. Подбор музыкального сопровождения, песен о войне.
2. Подготовка книги "История той войны".
Заранее несовершеннолетние собирают:
- истории о Великой Отечественной Войне, опрашивая дедушек и бабушек, воспитателей, ветеранов войны; составляют из этих историй книгу, которую затем можно подарить музею или кабинету истории для уроков памяти;
- рисунки на военную тематику несовершеннолетних, которые могут войти в книгу и про иллюстрировать ее;
- фотографии авторов каждой истории с краткой биографической справкой.
3. Подготовка сценария занятия.
4. Оформление помещения.
(Это занятие лучше проводить не в классном кабинете, а в актовом зале.)
Эпиграф занятия
Посидим по-хорошему,
Пусть виски запорошены,
На земле жили - прожили
Вы не зря ...
Ход занятия:
1. Вступительная часть.
В зал под песню "Синий платочек" входят ветераны и рассаживаются на подготовленные для них места. (Входят юноша и девушка). Они в военной форме. Звучит музыка.)
Юноша. А может, не было войны ...
И людям все это приснилось:
Опустошенная земля,
Расстрелы и концлагеря,
Хатынь и братские могилы?
Девушка.
А может, не было войны,
И у станков не спали дети,
И бабы в гиблых деревнях
Не задыхались на полях,
Ложась плечом на стылый ветер?
(Входят еще двое ребят - юноша и девушка.)
Девушка.
А может, не было войны?
И "шмайсер" - детская игрушка,
Дневник, залитый кровью ран,
Был не написан Анной Франк,
Берлин не слышал грома пушек?
Юноша.
А может, не было войны,
И мир ее себе придумал?
"Но почему же старики .
Так плачут в мае от тоски?"
Однажды ночью я подумал.
Девушка
.... А может, не было войны,
И людям все это приснилось? ..
(Звучит песня Б. Окуджавы "Сережка с Малой Бронной".)
Юноша. Война ... Это слово нам не приснилось. Оно слышится в каждом доме, когда листают старые фотографии и смотрят на портреты родных и близких людей.
Девушка. Оно слышится и тогда, когда за окошком бушует май природа вступает в самую прекрасную свою пору - цветения.
Юноша. Оно слышится и тогда, когда убеленные сединами мужчины и женщины встречаются вместе и вспоминают свою молодость такую трудную и, несмотря ни на что, прекрасную. Они плачут и вспоминают, своих друзей, свою любовь, свою войну.
Девушка. Давайте откроем книгу историй о войне тех, кто сегодня в этом зале.
II. История первая. (На экране - фотография ветерана, военную историю которого расскажут ребята.)
Юноша.
Шел с далекой стороны
В гимнастерочке линялой,
Шел домой солдат усталый.
За солдатом вдоль села
Тихо музыка плыла.
Девушка.
В гимнастерочке казенной
Да в пилоточке зеленой
Шел куда - не зная сам.
По разбитому проселку,
Вышел к речке и к поселку,
И к веселым голосам.
Юноша.
Как длинна была дорога
До родимого порога
Через всю войну!
Рассказ о ветеране.
(После рассказа истории ребята вручают цветы ветерану и звучит его любимая песня о войне в записи или в исполнении несовершеннолетних.)
Девушка.
Дороги войны ... От Бреста до Москвы - тысяча сто километров, от Москвы до Берлина - тысяча шестьсот. Итого - две тысячи семьсот километров ..
Юноша.
Не так уж много, правда? Если поездом, то двое суток, самолетом - около трех часов.
Девушка.
Перебежками и по-пластунски, в боях и в поединках с врагом, в отступлениях и атаках, в санитарных поездах и эшелонах на передовую - четыре трудных года! .
Ш. История вторая. (На экране - фотография ветерана-женщины, военную историю которой расскажут ребята.)
Юноша. Девушки на войне ... Как же трудно было им, юным, счастливым, любимым становиться сильными, волевыми и даже жестокими, чтобы выжить ...
Девушка. А еще многие из них теряли и обретали на этой проклятой войне свою любовь и счастье ...
Рассказ о ветеране-женщине.
Девушка.
Ах, война, что ж ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
Девушка. На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом - солдат,
До свидания, мальчики,
Мальчики, постарайтесь вернуться назад.
Юноша. Был серебряным смех девчонок,
Но его заглушила война.
А седины ребячьих челок.
Разве этому есть цена?
IV. История третья. (На экране - выпускные фотографии довоенных времен)
Девушка.
Эта история о тех, кто 22 июня праздновал свой выпускной вечер ... Это был последний счастливый вечер в их мирной жизни. Второй счастливый вечер случился только через пять лет - 9-го мая 1945 года. (Звучит песня "Школьный вальс".)
Юноша.
Юные безусые герои!
Юными остались вы навек,
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Девушка.
Боль и гнев сейчас тому причина,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Юноша.
Сколько вас? Попробуй перечислить -
Не сочтешь, а впрочем, все равно
Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В каждой песне, легком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.
Девушка. В каждой семье чтят память тех, кто не вернулся с полей сражений, кто умер от ран в послевоенные годы.
Юноша. Мы помним тех, чьи могилы и сегодня, уже спустя 60 лет, все еще остаются безымянными. В честь их памяти мы объявляем минуту молчания.
(Звучит песня В. Высоцкого "На братских могилах".)
Юноша. В истории войн известны многие оборонительные сооружения, казавшиеся их создателям непреодолимыми: линия обороны Зигфрида, линия укрепления Маннергейма, линия укрепления Мажино… И каждая из них не выдержала испытания войной. Но линия духа доблести и героизма - эта линия оказалась для врага непреодолимо.
История четвертая. (Эту историю о любви дедушки и бабушки на войне рассказывает внук или правнук.)
Юноша. Ужасы войны невозможно было бы пережить без веры в победу, надежды и любви. Любовь согревала сердца фронтовиков, заставляла их яростнее сражаться и защищать своих любимых, матерей, детей ...
Девушка. Их сердца были наполнены любовью, несмотря на ужасы войны. Любовь помогла выстоять и остаться в живых.
Юноша. Всех людей потрясает кадр из фильма "Белорусский вокзал", когда друзья-однополчане, вспоминая о прошедших боях, просят хозяйку дома, фронтовую медсестру, спеть песню. И она, глотая слезы, сначала негромко, а затем все громче и громче поет:
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут.
И только мы к плечу плечо
Врастаем в землю тут.
Девушка. Я прошу вас всех, ребята спеть эту песню в память о живых и о тех, кто остался на войне 70 лет тому назад. (Совместное исполнение песни о Великой Отечественной Войне.)
VI. Заключительная часть. На сцену выходят все дети.
Юноша. Знаем мы всех героев бесстрашных.
Девушка. Преклоняем колена перед памятью павших.
Юноша. И ложатся цветы на гранитные плиты ...
Девушка. Да, никто не забыт, и ничто не забыто.
Юноша. Через века, через года -
Помните!
Девушка: О тех, кто уже не придет никогда,
Пожалуйста, помните!
Юноша : Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Вместе : Памяти павших, будем достойны!
Вечно достойны!
Юноша :
В девятый день минующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края!
Мир победил! Окончена война!
Девушка.
Победа!
Во имя Отчизны Победа!
Во имя живущих Победа!
Во имя грядущих Победа!
(Совместное исполнение песни "День победы")
НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО…
Цели: воспитывать чувство патриотизма; прививать нравственно-эстетические качества; обогащать опыт поисковой работы.
Оборудование:
1. Карта России; флажки с названиями великих сражений, звездочки.
2. Проигрыватель с грампластинками (или магнитофон с заранее подготовленной фонограммой).
3. Счетная таблица для жюри (листок учета баллов в конкурсах).
ПЛАН:
I. Вступительное слово классного руководителя. (2 мин.)
II. «Никто не забыт, ничто не забыто».
3. Конкурс «Герои Великой Отечественной войны». (2 мин.)
4. Конкурс «Города-герои». (2 мин.)
5. Конкурс одной песни. (2 мин.)
1. Представление команд, жюри, счетной бригады. (2 мин.)
2. Конкурс «Великие битвы». (2 мин.)
6. Конкурс «Мы помним павших имена». (5 мин.)
7. Конкурс «Рассказ по воспоминаниям ветеранов». (10 мин.)
8. Конкурс «Ветеранам посвящается». (5 мин.)
9. Подведение итогов конкурса, награждение победителей. (7 мин.)
III. Заключительное слово классного руководителя. (6 мин.)
Предисловие.
В наше непростое время, когда нередки попытки «переписать», исказить недавнюю историю нашей страны и всего мира, трудно переоценить значение патриотического воспитания молодежи, укрепления связей поколений. Причем эту работу нужно вести очень деликатно, так как любой нажим может вызвать противодействие, то есть можно получить прямо противоположный эффект.
Предлагаем провести мероприятие в форме конкурса, так как момент соревнования способствует активизации несовершеннолетних и на этапе подготовки, и во время проведения самого занятия.
Конкурсные задания сформулированы таким образом, чтобы, с одной стороны, ребята могли вспомнить и применить знания отечественной истории, полученные ими на уроках, с другой стороны, хотелось нацелить их на поисковую работу, как библиотеках, так и в своих семьях, в беседах со своими друзьями.
В оформлении кабинета рекомендуется использовать произведения изобразительного искусства, посвященные Победе нашего народа в Великой Отечественной войне; в тексте ведущих можно использовать отрывки из поэмы Р. Рождественского «Реквием».
Ход конкурса:
I. Вступительное слово воспитателя.
Воспитатель. На занятиях в рубрике «Наш календарь» мы часто говорим о выдающихся событиях в истории нашей страны. И, конечно, мы не можем обойти вниманием самую знаменательную дату этого года – День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
У каждого поколения – своя война: Великая Отечественная, Афган, Нагорный Карабах, Чеченская … Все эти войны болью отзывают в наших сердцах. Но Великая Отечественная – это славная страница в истории нашей страны, показавшая всему миру и нам самим, как мы сильны, и, прежде всего, духом.
Современную молодежь часто упрекают в том, что она не знает историю нашей страны, в том числе и историю Великой Отечественной войны. Для многих нынешних подростков эта война и в самом деле далекая история. Но вместе с тем оказывается, что ребята немало знают о Великой Отечественной войне, в чем мы с вами сейчас убедимся.
Наше занятие мы проведем в форме конкурса, который назвали строкой Ольги Берггольц: «Никто не забыт, ничто не забыто».
II. Конкурс «Никто не забыт, ничто не забыто».
1. Представление команд, жюри, гостей.
1-й ведущий. Мы начинаем конкурс «Никто не забыт и ничто не забыто».
2-й ведущий. Сегодня соревнуются две команды. (Называются капитаны команд.) Судьями конкурсов мы попросили быть присутствующих на нашем классном часе учителей.
(Звучит грамзапись фрагмента песни на сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова «Священная война».)
1-й ведущий. Плескалось багровое знамя,
Горели багровые звезды,
Слепая пурга накрывала
Багровый от крови закат.
И слышалась поступь дивизий,
Великая поступь дивизий,
Железная поступь дивизий,
Точная поступь солдат!
А. Сурков
2-й ведущий. В великих сражениях решалась судьба войны, судьба Родины, судьба всего мира.
2. Конкурс «Великие битвы».
В конкурсе «Великие битвы» капитаны команд выбирают по два флажка с названиями решающих битв Великой Отечественной войны; эти флажки нужно закрепить на карте на месте битвы, назвать дату этой битвы – за правильное выполнения задания дается по одному баллу, а за дополнительные сведения начисляются дополнительные баллы.
1-й ведущий. Вечная слава героям! Вечная слава!
3. Конкурс «Герои Великой Отечественной войны».
В конкурсе «Герои Великой Отечественной войны» команды должны поочередно называть имена Героев Советского Союза, получивших это высокое звание на фронтах Великой Отечественной войны. Та команда, которая не даст ответ в течение трех секунд, считается проигравшей.
1-й ведущий. Героями становились не только люди, но и города.
4. Конкурс «Города-герои».
2-й ведущий. Для участия в конкурсе «Города-герои» выходят два участника и у карты поочередно называют и показывают города-герои.
5. Конкурс одной песни.
1-й ведущий. Гимном праздника Победы стала песня Давида Тухманова на стихи Владимира Харитонова «День Победы».
2-й ведущий. Эту песню любят и поют все: известные певцы, ветераны, молодежь. А в нашем конкурсе ее исполнят команды (по одному куплету). Победный балл присуждается той команде, которая споет песню лучше. (Команды исполняют песню.)
6. Конкурс «Мы помним павших имена».
2-й ведущий.
Пусть не все герои –те, кто погибли, –
Павшим вечная слава! Вечная слава!
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно – не мертвым!
Это надо – живым!
Р. Рождественский
1-й ведущий. Трудно найти семью, которую бы не обошла горем война. Команды провели поисковую работу и сейчас расскажут о ее результатах.
2-й ведущий. Слово предоставляется воспитателю.
Воспитатель. Есть в армии такая команда: «Делай, как я!».
В моей семье на войне погибли двое: старший брат мамы Рябцев Дмитрий Леонидович погиб в первые месяцы войны на Кольском полуострове, ему было 19 лет; на подступах к Сталинграду, в Цимлянских степях, в 1942 году погиб старший брат моего отца Усатов Иван Николаевич, ему было 18 лет. Пусть звезды, которые я укрепила на карте на месте их гибели, будут своеобразным памятником им.
А теперь – слово командам.
(Участники обеих команд по очереди подходят к карте и укрепляют звезды на месте гибели членов своих семей, кратко рассказывая о них.)
7. Конкурс «Рассказ по воспоминаниям ветеранов».
1-й ведущий. К конкурсу «Рассказ по воспоминаниям ветеранов» ребята также готовились заранее, получив задание пригласить на наше занятие ветеранов Великой Отечественной войны.
2-й ведущий. Команды, представьте своих гостей.
(Участники команд представляют приглашенных ими гостей –ветеранов Великой Отечественной войны, кратко рассказывают о них, о военных событиях по их воспоминаниям.)
8. Конкурс «Ветеранам посвящается».
1-й ведущий. Команды подготовили музыкальные приветствия нашим уважаемым гостям-ветеранам.
2-й ведущий. Просим ребят выступить.
(Участники команд выступают с подготовленными номерами художественной самодеятельности.)
9. Подведение итогов конкурсов.
Листок учета баллов в конкурсах
№ п/п | Наименование конкурса | 1 команда | 2 команда |
1. | «Великие битвы» (по 1 баллу за флажок + 1 балл за каждое дополнение) | 2 | 5 + 1 |
2. | «Герои войны» (1 балл за выигрыш) | – | 1 |
3. | «Города-герои» (1 балл за выигрыш) | 1 | – |
4. | Песня «День Победы» (1 балл за выигрыш) | 1 | – |
5. | «Мы помним павших имена» (1 балл за каждую звезду) | 3 + 2 | 3 |
6. | «Рассказ по воспоминаниям ветеранов» (оценивается представление командой приглашенного ветерана) | 2 | 1 |
7. | «Ветеранам посвящается» (1 балл) | 1 | – |
Итоги: | 12 | 11 | |
1-й ведущий. Главного судью нашего сегодняшнего соревнования мы попросим объявить итоги и назвать команду-победительницу.
2-й ведущий. Приз команде-победительнице, а также команде, занявшей второе место, вручает главный судья этого соревнования.
(В качестве призов могут быть коробки конфет, блокноты, ручки и т. д.)
1-й ведущий.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням, –
Никто не забыт и ничто не забыто!
О. Берггольц
III. Заключительное слово воспитателя.
Воспитатель. Завершился наш конкурс. Мне кажется, ребята показали, что знают и помнят горькую, но славную страницу истории Родины – Великую Отечественную войну. Они провели поисковую работу в библиотеках, общаясь с людьми, пережившими войну, лучше узнали историю нашей страны.
Из воспоминаний одного из педагогов: Когда я готовилась к этому занятию, то, пересматривая свои книги, в одной из них нашла несколько листков бумаги, исписанных красивым детским почерком, и вспомнила следующее: ребята участвовали в традиционном смотре-конкурсе художественной самодеятельности; а так как это был год празднования 50-летия Победы, то наша концертная программа была посвящена этой выдающейся дате. Одним из ведущих был учащийся Мироненко Виктор; это его листочки я нашла в книге. Витя читал стихотворение Роберта Рождественского «Давнее».
А в августе 1999 года Витя погиб в Дагестане, в начале 2-й Чеченской войны, и теперь это стихотворение можно считать посвященным его памяти и памяти сегодняшних героев:
Давнее
Я, как блиндаж партизанский, травою пророс.
Но, оглянувшись, очень отчетливо вижу:
Падают мальчики, запнувшись за мину, как за порог,
Наткнувшись на очередь, словно на ленточку финиша.
Падают мальчики, руки раскинув просторно
На чернозем, от безделья и крови жирный.
Падают мальчики, на мягких ладонях которых такие прекрасные, такие длинные линии жизни. Р. Рождественский
ПЕСНИ ВЕЛИКОГО ПОДВИГА
Конкурс военно-патриотической песни
Цели: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет; расширять представление несовершеннолетних об истории возникновения военных песен; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению; прививать чувство уважения к солдатам, участвующим в боевых действиях в настоящее время.
Ход и проведение конкурса:
Звучат фанфары.
1-й ведущий. Здравствуйте!
2-й ведущий. Здравствуйте, гости нашего праздника!
Звучит фонограмма военной песни.
1-й ведущий. Песни военных лет... Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, то можно было бы создать музыкальную антологию истории Великой Отечественной войны.
2-й ведущий. Песни как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. А есть такие, которые долго живут и не старятся. Тем и дороги нам они, такие разные и непохожие, близкие и далекие. Об этих песнях у нас и пойдет речь сегодня.
1-й ведущий. Истории возникновения песен различны. Вот одна из них. Поэт Алексей Сурков, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где «до смерти четыре шага». После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его, и солдатские жены, невесты получали это стихотворное послание В начале 1942 года композитор Константин Листов написал мелодию к тексту. Так была создана песня «В землянке».
Выступление ребят с песней «В землянке».
2-й ведущий. От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
А. Твардовский
1-й ведущий. Если спросить любого участника войны, какое значение имела на фронте песня, он непременно ответит: самое важное! Когда однажды молодого бойца-танкиста, выбравшегося из окружения, спросили, как он мог один разгромить большую группу гитлеровцев, тот ответил, что он был не один, ведь ему помогали трое: танк, автомат и песня...
Выступление ребят с песней «На поле танки грохотали».
2-й ведущий. Лирическая песня пробуждала лучшее в человеке. Песня веселая, жизнерадостная поднимала настроение бойцов, не позволяла им пасть духом, затосковать.
1-й ведущий. Песня грустная наводила на воспоминания о доме, особенно в конце войны, когда мысли о доме чаще посещали бойцов. И солдаты собирались домой в ожидании встреч с близкими и любимыми людьми, но дорога домой была так длинна...
Выступление несовершеннолетних с песней «Эх, дороги» (сл. Л. Ошанина, муз. А. Новикова).
2-й ведущий. Жить без пищи можно сутки.
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
1-й ведущий. Эти слова принадлежат герою поэмы Александра Твардовского Василию Тёркину. Очень правильные слова! И думается, что с полным основанием их можно отнести и к песне-шутке. Ведь без нее очень трудно было бы бойцу переносить все тяготы войны, лишения и опасности фронтовой жизни. Именно такую песню-шутку «Смуглянка» создали композитор А. Новиков и поэт Я. Шведов. А мы приглашаем на сцену следующих участников.
Выступление ребят с песней «Смуглянка».
2-й ведущий. Песни военных лет!.. От самых первых залпов и выстрелов до победного майского салюта через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни эти сродни позывным из той незабываемой далекой поры. Стоит раздаться звукам одной из них, и распрямляются плечи, исчезают морщины на лицах людей, загораются задорным блеском или наполняются глубоким раздумьем глаза.
1-й ведущий. Песни являлись живительной силой для солдат той войны. Так же, как сегодня для воинов необъявленной чеченской войны. Современные песни поддерживают боевой дух солдат, приближая к ним тепло наших душ, как бы говоря им о том, что мы их любим и ждем.
2-й ведущий. Каждому из нас дороги эти песни, ведь они связывают два полюса: мирную жизнь и военные действия. Мы приглашаем на сцену следующих участников.
Выступление ребят с песней «Батальонная разведка», сл. и муз. И. Морозова.
1-й ведущий. Победа – это не только радость, но и скорбь. Сколько матерей плакало по сыновьям, сколько жен не дождалось мужей, павших на поле битвы за свободу и честь родной земли.
2-й ведущий. Невозможно забыть те великие бедствия, которые принесла война нашей стране и нашему народу. И мы всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину. Старые фотографии напоминают нам об участниках войны.
Дети рассматривают военные фотографии, кадры кинохроники.
1-й ведущий. Быть может, по этим дорогам глухим
К тебе суждено мне вернуться, любя.
А если не мне, так хоть песням моим,
Я верю, придется дойти до тебя.
2-й ведущий. Песням тех военных лет – поверьте!
Мы не зря от дома вдалеке
Пели в четырех шагах от смерти
О родном заветном огоньке.
1-й ведущий. И не зря про путь к Берлину пели –
Как он был нелегок и нескор...
Песни с ветеранами старели,
Но в строю остались до сих пор.
2-й ведущий. На нашем вечере мы смогли познакомить вас только с некоторыми песнями военного лихолетья. Надеемся, что они останутся в нашей памяти.
«Памятники Великой Отечественной войны,
посвященные Курской битве»
Цель: патриотическое воспитание молодого поколения на высоких примерах Великой Отечественной войны.
Задачи:
- формировать ценностное отношение у детей к Отечественной истории;
- воспитывать уважение к старшему поколению;
- способствовать формированию у детей таких важных понятий, как «Родина», «патриот», «подвиг»;
- способствовать формированию чувства гордости за свой народ, за свою Родину, уважения к её свершениям и достойным людям;
- развивать и углублять знания об истории родного края;
(Звучит песня «Священная война»)
Ведущий 1: Война! Вдумайтесь, сколь боли, страха, ужаса, героизма заключено в этом слове. Короткое слово «война», а сколько жизней она унесла с собой. Тема Великой Отечественной войны - это очень необычная тема. Необычная, так как о войне написано так много. Люди помнят о Великом дне – 9 Мая. Эта дата наполняет сердца людей гордостью за героический подвиг многонационального советского народа, который выиграл самую жестокую битву человечества. Миллионы сыновей и дочерей Отчизны навсегда остались в нашей памяти и наших сердцах. (Слайд 2)
Ведущий 2: Великая Отечественная война была самой трудной и самой кровавой в истории всего человечества. Своим нападением на Советский Союз 22 июля 1941 года немецкий фашизм поставил цель: уничтожить первое рабоче-крестьянское государство в мире. Весь Советский народ по одному вздоху встал на защиту своей Родины, не задумываясь о собственной жизни. Перед людьми стояла только одна цель – отстоять родную Отчизну, не пустить врага и не стать рабами фашизма. (Слайд 3)
Ведущий 3: В наше время современная молодежь может узнать об ужасах Великой Отечественной войны только благодаря музеям, памятникам, книгам и фильмам. К сожалению, у молодых людей даже не возникает желания углубиться в события минувших дней. А в те времена, всего 70 лет назад, такие же молодые юноши и девушки стояли насмерть в жестоких боях, защищая жизнь своих родных, близких, отстаивая свою Родину. Они боролись за мир, свою будущую свободу, за право на жизнь в свободной от захватчиков стране. (Слайд 4)
Ведущий 1: Война заставила их повзрослеть за одну минуту, как только по радио был услышан голос Левитана. (Звучит речь Левитана) (Слайд 5)
Ведущий 2: Велик подвиг комсомольцев, советской молодежи в Великой Отечественной войне. Наши молодые люди страшных 40-х годов стояли на самых тяжелых и решающих участках вражеской борьбы против фашистских захватчиков. (Слайд 6)
Ведущий 3: Наравне с юношами на фронт уходили также и юные девчата, примерно около 500000 девушек надели военную форму во время войны. 70 процентов из них находились непосредственно в воюющей армии. (Слайд 7)
Ведущий 1: В наше время многое можно узнать благодаря памятникам и сегодня мы поговорим о памятниках Великой Отечественной войны, посвященных Курской битве.
Ведущий 2: Памятники – немые свидетели тех военных событий. Они молчат, но это молчание может многое сказать. Необходимо только научиться их слышать. Проходя мимо, нужно остановиться и задуматься: «А почему он здесь стоит? Для чего? Что он может мне рассказать? Как мне вступить с ним в диалог?» И как только ты научишься этому, то поймешь, что ты живешь в уникальной стране с легендарной историей и непобедимым народом. (Слайд 8)
Ведущий 3: Молчаливые свидетели Курской битвы. Они не присутствовали в тех сражениях, но в них заключено все: смелость, мужество, любовь, боль, смерть, жизнь, свобода… Они не видели тех событий, но они могут многое нам рассказать и заставить вспомнить о том, какой ценой была завоевана наша нынешняя свобода.
Ведущий 1: Немые свидетели материнской боли. Кто они такие? Нужны ли они нашему поколению? Какую ценность несут для нас? Может, мы сможем прожить и без них? Или наши судьбы неразрывно связаны? Давайте начнем нашу экскурсию с Мемориального комплекса «В честь героев Курской битвы»
Чтец 1: Курская Дуга. На картах военного времени она протянулась от Белгорода до Орла. Она ушла далеко на запад рядом с Курском. Широта Курской Дуги составила 150 – 200 километров, а ее глубина была около 200 км. Именно здесь проходила линия фронта летом 1943 года. (Слайд 9)
Фашистские стратеги разработали целую операцию под названием «Цитадель. В данной операции предполагалось использовать момент «внезапности», а при благополучном завершении операции для фашистских завоевателей открывались великолепные перспективы по уничтожению советской армии. По приказу № 6 Гитлера об операции «Цитадель»: «Победа под Курском должна была явиться факелом для всего мира». (Слайд 9)
Чтец 2: 50 дней, с 5 июля по 23 августа 1943 года продолжалось ожесточенное противостояние на земле и в воздухе. Для битв на Курской Дуге были брошены с обеих сторон 4 миллиона человек, примерно 70000 орудий и минометов, больше чем 13000 танков и самоходных орудий, примерно 12000 самолетов.
Через Обоянь и Прохоровку стремительно двинулись фашистские войска на Курск, где были сконцентрированы основные направления их атак. 12 июля 1943 года возле Прохоровки произошло самое большое танковое сражение за все время Великой Отечественной войны. (Слайд 10)
Чтец 3:
На Огненной Дуге горели танки,
А Прохоровка - точка, сущий ад!
И в том аду фашистские останки
Услышали пророчество: Назад!
Во встречном этом танковом сраженьи
Сломался график Гота - "Обоянь"!
Чтоб не забыли немцев поколенья
Дымы пожарищ в огненную рань. (Слайд 11)
А в небе, над кровавым полем битвы,
Стоял от самолётов тяжкий гул,
И в копоти горевших и подбитых,
Казалось, поселился Вельзевул.
Сошлись в бою стальные две лавины,
Сплелись в один отчаянный клубок,
От "Тигров" там осталась половина,
Ломали их как спичек коробок. (Слайд 12)
В зияющих пробоинах, без башни,
Пылали сотни танков среди ржи,
И рев машин, и стоны в рукопашных,
Гранаты, автоматы и ножи.
Там месиво огня и тел с металлом,
Удары об тяжелую броню,
Там смерть вокруг стервятником летала,
Сметая сотни жизней на корню. (Слайд 13)
Но выстояли страшный смерч ребята!!!
И "Мертвая" упала голова!
И память этой битвы в людях свята!
И слава до сих пор ещё жива...
(Звучит песня «По полю танки грохотали») (Слайд 14)
Чтец 1: В течение Курской битвы советские войска освободили города Орел и Белгород. В этот день впервые в Москве состоялся салют в честь солдат-освободителей. Таким образом, Россия оповестила весь мир о победе на Курской Дуге. (Слайд 15)
Чтец 2: В 1973 году, к 30-летию знаменательных исторических событий, в память о десятках тысяч погибших был открыт мемориальный комплекс «В честь героев Курской битвы». В центре мемориала горит Вечный огонь. Неподалеку располагается Зал боевой славы с оружием, личными вещами, уникальными документами и фотографиями бойцов. В южной части Мемориального комплекса находятся блиндажи, окопы, ходы сообщения, сохранившиеся со времен войны. На север тянется каштановая аллея, в центре которой установлен истребитель «Як» и обелиск в виде меча. В 1995 году на территории мемориального комплекса возвели часовню в честь Великомученика Георгия Победоносца. (Слайд 16)
Ведущий 2: Что мы видим в этом мемориале? В нем заключен весь масштаб знаменитого сражения, которое стало переломным этапом в войне. Данный памятник показывает весь ход истории сражения, всю его мощь. Но он нам рассказывает не только о масштабности битвы, в нем мы видим всю боль человеческой души, огромные испытания, которые выпали на долю жителей Курской, Орловской и Белгородской областей.
Ведущий 3: Давайте отправимся на Тепловские высоты, где установлен памятник «Героям-артиллеристам». О чем расскажет нам этот памятник? (Слайд 17)
Чтец 4: 5 июля 1943 года началось одно из великих сражений на Курской дуге. Главный удар немецко-фашистского командования был направлен на Ольховатку. Не добившись успеха, противник переносит удар на станцию Поныри, но, получив отпор и здесь, снова идет в наступление на Ольховатку. Наиболее кровопролитные бои развернулись на высотах у деревни Самодуровка и села Теплое.
Командование 9-й гитлеровской армии решило нанести основной удар там, где находились 13-я и 70-я армии. 300 вражеских танков, артиллерия, авиация обрушились на высоту, которую защищала батарея капитана Г.И. Игишева. Первая атака отбита, были уничтожены 19 вражеских танков. Умирали и наши артиллеристы, а враг продолжал наступать.
Чтец 5: Наступление гитлеровских войск на Курск с севера закончилось полным провалом. Фашистские захватчики столкнулись с невиданной стойкостью и мужеством советских воинов. На Тепловских высотах, где артиллеристы положили свои жизни, защищая родную землю, отбивая бронированные атаки врага, на постаменте 17-метрового обелиска установлена пушка. На нем можно прочитать следующие слова: «Вечная слава героям-артиллеристам, павшим 7-12 июля 1943 года в боях с немецко-фашистскими захватчиками в районе села Теплое».
(Звучит песня «Песня артиллеристам») (Слайд 18)
Ведущий 1: Этот памятник нам рассказывает о роли одной батареи в этой огромной войне. Небольшая батарея, но они смогли удержать высоту, смогли остановить врага и дать передышку своей армии. Их подвиг увековечен в наших сердцах и нашей памяти. Низкий поклон вам, герои-артиллеристы.
Ведущий 2: Прогуливаясь по городскому парку Железногорска, не проходи мимо памятного знака в честь Михайловского партизанского отряда. Небольшой Памятный знак в тени деревьев посвящен партизанскому движению в Курском крае. Мальчишки и девчонки, будучи партизанами, сражались за своих родителей и родственников, за свою Родину. Они помогали защитникам Отечества в тылу врага, и для них было честью, вступить в партизанский отряд.
Благодаря партизанам фашистские захватчики встретили огромное сопротивление советских людей. (Слайд 19)
Чтец 6: Жители поселков и деревень помогали партизанам. Они снабжали их едой, одеждой и сами вступали в ряды защитников. Дети и подростки также принимали активное участие в партизанском движении. Среди них были: Леонид Голеньков, Валентина Диканова, Владимир Жданов и многие другие.
Чтец 7: Леонид Голеньков
Лене было 14 лет, когда война ворвалась в деревню Черняково. Леонид был сиротой. Его воспитывали бабушка с дедушкой со стороны матери. Он был веселым и смелым подростком. В начале зимы 1942 года мальчик пришел вступать в Дмитриевский партизанский отряд под командованием А.Д. Федосюткина. Командиру стало жалко парнишку и он взял его к себе в отряд. Мальчик был очень трудолюбивым и находчивым. Он помогал на кухне, заботился о раненых, ему доверяли лошадей, которыми он умело управлял. Ничто не вызывало страха у Леонида. В январе 1943 года он с партизанами отправился на санях в разведку в деревню Трубичино, в которой как раз расположились немцы. К сожалению, их маленький отряд попал в засаду возле деревни Еромолаевской. Партизаны хорошо просматривались на белом снегу. Леня поднялся, чтобы развернуть лошадей и был серьезно ранен. Партизаны хотели доставить Леонида в дом его дедушки, но по дороге в лес он скончался. Леня был похоронен в Кривченковском лесу на окраине села Веретенино. После войны он был перезахоронен в братскую могилу в городе Дмитровске Орловской области. Леонид Голеньков был посмертно награжден орденом Отечественной Войны II степени. В честь него названа улица в городе Железногорске.
Чтец 8: Валентина Диканова
Валя родилась в 1923 году. В 1938 году Валентина вступила в комсомол. Девушка вместе со своей семьей вступила в Михайловский партизанский отряд и была зачислена разведчицей. Она должна была выполнить последнее задание в разведке в деревне Курбакино, но была схвачена фашистами. По дороге в деревню Остапово Валентина была жестоко избита, но ни одно слово не сорвалось с ее губ. Это поистине героический поступок хрупкой молодой девушки.
20 ноября 1942 года Валентина Диканова шла на эшафот полураздетая, в кровоподтеках, но держалась стойко, гордо, смело. Валя была повешена на рыночной площади в слободе Михайловка, где ей был установлен памятник. Она была посмертно награждена медалью «За отвагу».
Чтец 9: Владимир Жданов
Володя родился в 1930 году в деревне Веретенино Курской области. Ему было всего 11 лет, когда началась Великая Отечественная война. 3 октября 1941 был основан Михайловский партизанский отряд. Володя вместе с другими детишками собирал патроны, оружие. Они приносили в отряд еду и одежду. В ноябре 1942 года в селе Веретенино появились первые немецкие каратели. Они сжигали целые дома, расстреливали мирных жителей и мстили им за помощь партизанам. Однажды произошло столкновение между партизанами и карателями. Володя спас одного раненого партизана. После этого случая он был принят в партизанский отряд разведчиком. Мальчик выполнял различные задания по разведке. При выполнении задания Володя был схвачен карателями и после пыток расстрелян. Владимир Жданов был похоронен в братской могиле слободы Михайловка и награжден посмертно орденом «Отечественной войны» II степени.
Ведущий 3: Простой и незаметный Памятный знак в городском парке, а в нем заключен героический подвиг детей, подростков, молодежи, великая боль матерей. А недалеко от нашего города, между Железногорском и слободой Михайловка находится мемориал «Большой Дуб», который называют второй Хатынью. Это место священно для многих жителей Курской области. А все начиналось так просто, мирно, прозаично. (Слайд 20)
Чтец 10: Раньше на этом месте стоял мирный поселок Большой Дуб, который был назван в честь исполинского дуба-великана, которому было около 600 лет. 17 октября 1942 года деревня была полностью уничтожена. Ранним осенним утром 44 жителя поселка, среди которых было 26 детей, были согнаны к дереву-исполину. У них забрали все ценные вещи и их расстреляли, а затем они были сожжены немецко-фашистским карательным отрядом. Остальные жители были закрыты в одном доме и сожжены. У фашистов не было ни капельки сострадания к раненым. Они их просто хватали и кидали в горевшие дома. Все жители поселка нашли здесь жестокую смерть. Напоследок, немецкие каратели облили основание дерева бензином и подожгли. Полуобгоревшее дерево простояло еще около 15 лет, в 1958 году оно было сломано сильной бурей.
Вспоминая историю создания нашего мемориала, на память приходит отрывок из стихотворения «Варварство» Мусы Джалиля:
Чтец 11: …Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас (Слайд 21)
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,-
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!...
Чтец 10: Как точно подчеркивает поэт всю боль и ужасы того кровавого времени, когда мать видела, как на ее глазах убивают ее родную кровиночку, ее жизнь, ее счастье, когда она понимает, что ее ребенку не удалось достаточно пожить на этом свете. Это нечеловеческое страдание, разрывающее грудь. Как можно вынести на своих плечах все это горе?
Чтец 12: Мемориальный комплекс «Большой Дуб» был открыт 9 мая 1975 года. В центре мемориала был зажжен вечный огонь. Недалеко от Вечного огня возвышается скульптурная композиция «Большой Дуб». В основе 13-метровой композиции – стилизованный дуб с устремлёнными в небо ветвями. У его подножия – скульптурная группа в виде охваченных болью и гневом, скорбью и местью старика и женщины-матери, прижимающей к себе натруженными крестьянскими руками девочку и мальчика. (Слайд 22)
Чтец 13: Чёрные, закопчённые срубы, установленные на территории мемориала, – это символические основания домов, сожжённых фашистскими карателями. Эти срубы-символы поставлены на местах 14-ти сожжённых домов жителей посёлка Большой Дуб. Они хранили тепло, уют, человеческую радость. Надпись на них гласит: «Здесь был дом мирных жителей, зверски уничтоженных фашистами в 1942 году». В каждом срубе установлены колокола, звон которых раздаётся через 150 секунд, по числу жертв фашизма, погребённых на территории мемориала.
Ведущий 1: Памятник «Большой Дуб» - это народная память, память о трагических судьбах маленьких поселков, деревень и их жителей. Невозможно представить масштабы катастрофы, выпавшей на долю советских людей.
Ведущий 2: Недавно был заложен фундамент нового мемориала недалеко от Фатежа рядом с селом Молотычи. Сейчас на том месте уже установлены Поклонный крест и скульптурная композиция «Ангел мира». Мемориал будет установлен в честь битв, проходящих на Поклонной высоте. (Слайд 23)
Чтец 14: Поклонная высота, поднимающаяся на высоту 269 метров, находится в Фатежском районе рядом с деревней Молотычи, где с 5 по 12 июля 1943 года проходили ожесточенные бои на Северном фасе Курской дуги. На этой высоте воинами 140-й мотострелковой дивизии было остановлено наступление немецко-фашистских войск. Потери советских солдат в течение 7 дней обороны высоты были поистине ужасны: более 4000 человек было убито, но враг был остановлен. На память приходит песня на слова Михаила Матусовского.
(Звучит песня «На безымянной высоте»)(Слайд 24)
Чтец 15: Название поселка теперь нам известно, как и название высоты, а вот вернуть к жизни 4000 советских солдат не в наших силах. Но мы можем сохранить и беречь память о героическом подвиге 140-й мотострелковой дивизии и передать это знание нашим поколениям. Как говорит руководитель военно-патриотического клуба «Факел» Татьяна Соколова, что если бы не эти высоты, если бы не эта Поныровская земля Курской области, наверное, 12 июля не было бы и Прохоровки. (Слайд 25)
Чтец 14: На этом месте в ноябре 2011 года были установлены Поклонный крест и обелиск. В августе 2014 года был заложен фундамент будущего мемориала.
Чтец 15: Во время установки мемориала Губернатором Курской области Александром Михайловым была заложена капсула с посланием потомкам, которая будет открыта и прочитана ровно через 100 лет, 12 июля 2043 года.
Ведущий 3: При въезде в город Курск можно увидеть огромный мемориальный комплекс «Курская дука» (Триумфальная арка). (Слайды 26, 27)
Чтец 16: Мемориальный комплекс «Курская дуга» (Триумфальная арка) был открыт в 2000 году в память о Курской битве 1943 года. На территории комплекса расположены: Вечный огонь, Триумфальная арка, Памятник маршалу Советского Союза Г.К. Жукову, Памятник Неизвестному солдату, 47-метровый Храм Георгия Победоносца, Стела в честь присвоения Курску звания Города Воинской Славы и Аллея с образцами военной техники. На пешеходной аллее возвышается красавица Триумфальная арка, увенчанная бронзовой скульптурой Георгия Победоносца. Высота арки составляет 24 метра, высота монумента – 6, 4 метра. Комплекс стал излюбленным местом для новобрачных Курска и области. В свой праздник они могут сделать не только восхитительные фотографии, но и почтить память Минутой молчания и поблагодарить за победу. И это очень важно. Пока люди России будут помнить о войне, Россия будет непобедимой державой.
Чтец 17: Железногорск. Центр города. Центральная улица. Много лет на территории возле администрации города существовал непонятный пустырь. Весной он был полон воды и казался огромной лужей, портящей вид центра города. Многие люди, проходя мимо, вздыхали: «Центр города и ничего нельзя сделать с этим ужасом?» Внезапно все изменилось, и на месте огромной лужи вырос прекрасный сквер, который стал одним из любимых мест для прогулок среди жителей города Железногорск. В сквере много скамеек, где можно присесть и отдохнуть, можно покормить голубей или просто побродить по дорожкам сквера. 7 мая 2005 была открыта стела «Солдатская слава», которая посвящена всем жителям города, которые принимали участие в Великой Отечественной войне. В мае 2010 года в честь 65-летия Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне была установлена пушка Д-44-85. Она немой участник сражений, проходивших на территории деревень Гавриловка, Клишино, Хлынино, Волково, Остапово, Михайловка. (Слайд 28)
Ведущий 1: Как мы видим, памятники хранят все моменты истории, в каждом из них заключена огромная значимость, в них сохранены определенные этапы тех страшных 40-х годов. (Слайд 29)
Ведущий 2: Именно мы должны сохранять историю нашей страны и передавать ее нашим поколениям, как делали это наши деды и родители. Мы обязаны сохранять этих безмолвных свидетелей великой победы для того, чтобы они смогли рассказать об ужасах тех времен и через сотни лет. Россияне должны знать и помнить, какой ценой была завоевана их свобода и право на жизнь! (Слайд 30)
Ведущий 3:
Помните! Через века, через года - помните!
О тех, кто уже не придет никогда - помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны! (Слайд 31)
(Просмотр видео «Помните» с песней и минутой молчания) (Слайд 32)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на научно-практическую конференцию школьников "Растим патриотов России"
Работа состоит из доклада и видеоролика, поясняющего текст докладчика. Основная идея работы это установление основных причин исчезновения деревень и сел в России. Доклад построен на статистике по Омск...
Растим патриотов России
Статья...
Классный час "Растим патриотов России"
Классный час "Растим патриотов России" проводили с целью воспитания чувства патриотизма и любви к своей Родине. Перед учителем стояла задача- показать, что во все времена народ в случаи опасности вста...
Программа военно-патриотического палаточного лагеря «Растим патриотов» Мензелинского муниципального района РТ
Цель программы:• Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.• Подготовка ...
Окружной тур областного этапа Всероссийского конкурса методических пособий на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России». "Литературный "бал в стиле XIX века". 2013 год.
- в номинации «Методика организации и проведения торжественных мероприятий, посвящённых памятным событиям Российской истории. Методические материалы по организации деятельности Посто...
Окружной тур областного этапа Всероссийского конкурса методических пособий на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России»:Урок мужества."Жертвы Холокоста".Педагоги: Самаркина В.П., Зимина Е.Н., Богатова С.Я.
2013-2014 уч.год. Номинация «Методика организации и проведения «Уроков мужества». Методические материалы по организации деятельности Постов №1»:II место - коллектив педаг...
Методическое пособие по патриотическому воспитанию учащихся «Растим патриотов России»
Презентация "Катюша" содержит иллюстрации, схемы, наглядные материалы по патриотическому воспитанию учащихся вокального ансамбля. В простой наглядной форме раскрываются цели и задачи патриот...