программа ДОО "Галактика"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Сафина Ангелина Александровна

программа детской общественно организации "Галактика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_galaktiki.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ

СОГЛАСОВАНО

Директор ДТДиМ им. И.Х. Садыкова

______________________

Р.Н. Салихзянов

«____»_________________ 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы №10

______________________

А.И. Бликин

«____»_________________ 2014 г.

 

ПРОГРАММА

деятельности Детской общественной организации «Галактика»

Вступила в действие

приказом №84/3 от 31.08.11

по школе с  1 сентября 2014 года.


Пояснительная записка

Социально-политические и экономические преобразования в России породили проблему, связанную с социальным становлением детей и подростков.

Детское движение, являясь выражением общественно направленной самодеятельности детей, обладает огромным социальным и воспитательным потенциалом. Детские общественные организации являются наиболее стабильной и структурированной частью детского движения, представляя собой особый социальный институт воспитания.

Детская общественная организация обладает специфическими возможностями социального воспитания подростков, к которым относятся:

  • социальная сущность детской общественной организации, включающей детей и широкий спектр общественных отношений, выводящей их на освоение определенных социальных ролей, норм, позиций;
  • общественная направленность деятельности детской общественной организации, в которой реализуются важнейшие потребности детей, отражающие их стремление к взрослению;
  • самодеятельный характер жизнедеятельности детей в организации, предполагающий саморазвитие личности;
  • добровольность содружества детей и взрослых в детских общественных организациях, объединенных деятельностью, востребованной детьми, социально значимой, доступной детям и наглядно результативной;
  • субъект-субъектный характер отношений в ДОО, предполагающий реализацию воспитательных функций в системе взаимодействия детей друг с другом.

Школа была и остается одним из важнейших факторов социализации личности. Носителем какого социального опыта, каких ценностей, отношений будет выпускник, во многом зависит от характеристик той образовательной среды, в которой происходит его становление и развитие. Социальное воспитание будет успешным лишь в том случае, если в образовательном учреждении целенаправленно создаются соответствующие условия для развития творчества, поддерживаются инициативы детей, развивается культура демократических отношений.

Ученическое самоуправление, являясь эффективной формой организации жизнедеятельности коллектива учащихся, в значительной степени способствует приобретению ими значимого социального опыта, формированию ценностного отношения к социальной практике. Реальное, а не формальное включение учащихся в управление школой, предоставление им реальных полномочий и прав, возможности выбора личностно значимых видов культуротворческой деятельности, педагогическая поддержка и доверие позитивно сказываются на общем развитии личности, результатах социального воспитания.

В связи с этим интересным представляется обращение к педагогическому опыту прошлых лет. Понятие «общественная активность пионеров» было одним из ключевых и определялось как «свойство личности, включающее осознание значимости общественной деятельности, готовность и желание участвовать в ней, умение действовать, проявляя ответственность, инициативу, самостоятельность». Подчеркивалось, что общественная активность основывается на мотивации деятельности. Реализация же общественно значимых мотивов осуществлялась через участие пионеров в коллективных делах детской общественной организации.

Таким образом, развитие самоуправления в школе должно обеспечивать реальное включение учащихся в жизнедеятельность учреждения, способствовать развитию их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. В школе, где развито самоуправление, учащиеся приобретают позитивный опыт социальных отношений, у них формируются мотивы социальных действий.

Жизнь хорошей школы насыщена событиями. В практике многих образовательных учреждений сложились традиции общих праздников, ключевых дел, КТД и т. п. Подготовка и осуществление событий школьной жизни может осуществляться самими школьниками в режиме самоуправления.

    Основываясь на законе об общественных организациях (1995г.), законе об образовании, о защите детства и конвенции о правах ребенка составлена данная программа деятельности школьной детской общественной организации «Галактика».

Программа ориентирована на учащихся 1-11 класса школы и рассчитана на 5 лет.

Цель программы: формирование активной жизненной позиции учеников.

Задачи:

  • Сплочение и координация ученического коллектива;
  • Раскрытие индивидуальных творческих способностей и лидерских качеств детей;
  • Выявление и поддержка талантов учащихся школы;
  • Развитие школьного самоуправления.


Содержание программы

Содержание программы планируется по месяцам. Тематика форм работы различается у разных возрастных групп.

Основной формой работы детской общественной организации «Галактика» является КТД как главный компонент творческого самовыражения детей и подростков.

Программа деятельности детской общественной организации «Галактика» осуществляется по направлениям:

  1. «Истоки» - воспитание любви к малой и большой Родине, к природе, к человеку, к себе, к обществу, к традициям и культуре своего народа.

       В рамках этого направления  организуются такие мероприятия, как: «День матери», «День города», «День пожилых людей» и др.

  1. «Здоровье» - приобщение к здоровому образу жизни, бережное отношение к окружающей природе, экологии.

         В рамках этого направления  организуются такие мероприятия, как: дни здоровья, спортивные эстафеты, «Зарница», акции «Нет наркотикам!», «Наш друг светофор», «День птиц», экологические десанты и др.

  1. «Нравственность» - от воспитания честности, отзывчивости на добро  до умения принять правильное решение в жизненной ситуации.

 В рамках этого направления  организуются такие мероприятия, как: деловые игры, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, акции милосердия, творческие выставки, концерты, конкурсы и др.

  1. «Самоуправление» - воспитание личности в коллективе: от формирования опыта деятельности до организации коллективной деятельности.

В рамках этого направления  организуются такие мероприятия, как: выборы органов школьного и классного самоуправления, школа актива, заседания Совета капитанов и др.

  1. «Карусель» - традиционные мероприятия школы.

В рамках этого направления организуются такие мероприятия, как День знаний, День здоровья, Последний звонок и т.д.

I. Истоки

п/п

Наименование

Участники, классы

Сроки проведения

1

Изучение государственных символов РФ и РТ, символики Галактики

1-11

ноябрь

2

Посещение выставок, музеев

1-11

в течение года

3

Организация экскурсий

1-11

в течение года

4

Дни национальной кухни

в течение года

5

Декада «Нижнекамск в сердце моем»

1-11

сентябрь

6

Концертная программа «Мой добрый и славный учитель…» с приглашением ветеранов педагогического труда

октябрь

II. Здоровье

п/п

Наименование

Участники, классы

Срок проведения

1

Декада «Я – пешеход»

2-11

сентябрь

2

Конкурс рисунков «Осторожно – огонь»

2-4

сентябрь

3

Экскурсии в Автогородок

1-6

в течение года

4

Радиолинейка по ПДД

1-11

декабрь

5

Конкурс агитбригад по ПДД

6

октябрь

6

Посвящение в пешеходы

1

октябрь

7

Конкурс социальных реклам по ПДД

10

март

8

Конкурс рисунков по ПДД

1

октябрь

9

Конкурс видеороликов «Осторожно, огонь»

5

октябрь

10

Участие в городских мероприятиях по противопожарной безопасности детей

1-11

в течение года

11

Конкурс листовок о бережном обращении с огнем

8

апрель                                    

12

Участие в республиканских антинаркотических мероприятиях проекта SаMоSтоятельные Дети

SаMоSтоя-тельные Дети

в течении года

III. Нравственность

п/п

Наименование

Участники, классы

Сроки проведения

1

Торжественная линейка, посвященная ко Дню знаний.

1-11

сентябрь

2

День пожилых людей

1-11

октябрь

3

День матери

1-11

ноябрь

4

Месячник по профилактики правонарушений, алкоголизма, наркомании и табакокурения

1-11

ноябрь

5

Неделя добрых дел

1-11

декабрь

6

Акция милосердия «Вместе теплее»

участники Галактикона        

декабрь

7

Месячник военно-патриотической работы

1-11

январь-февраль

8

Школа лидера «Созвездие»

5-8

осенние каникулы

9

Экологическая акция «Осторожно – первоцвет»

1-11

апрель

10

День птиц

1-11

март

11

Акция милосердия «Вместе теплее»

Галактикон

декабрь

12

Экологическая акция «Сохраним наш лес чистым»

Галактикон

сентябрь

май

13

Работа с ветеранами Великой Отечественной войны

8-11

в течение года

14

Участие в городских и республиканских благотворительных  мероприятиях

1-11

в течение года

IV. Самоуправление

п/п

Наименование

Участники

Сроки проведения

1

Организация выборов органов школьного и классного самоуправления:

  • выборы органов самоуправления в классах;
  • выборы органов самоуправления школы, Галактики

1-11

сентябрь

2

Организация выборов Депутатов Городского совета старшеклассников

7-11

сентябрь

3

Проверка внешнего вида учащихся

1-11

в течение года

4

Оформление символики, атрибутики Галактики в школе и классах

2-11

сентябрь

5

Посвящение в жители Галактики

1

ноябрь

6

День рождения Галактики

1-11

май

7

Школа актива Галактикона

1-11

осенние каникулы

8

Проведение заседаний Парламента, Суда чести, галактикона

актив

по плану

9

Заседание Совета капитанов

капитаны

в течение года

10

Выпуск газеты «Школьный экспресс»

1 раз в четвердь

в течение года

11

Ведение экрана активности участия   классов общешкольных делах

в течение года

12

Выборы Президента Галактики

5-11

апрель

13

Посвящение в «Галактиконцев»

8-11

сентябрь

14

День самоуправления

10-11

октябрь

15

Заседание Совета средних классов «Созвездия»

5-7

в течение года

16

Конкурс на лучший бортжурнал космического корабля

1-11

май

17

Участие в городских мероприятиях по планам ГСС

1-11

в течение года

V. Карусель

п/п

Наименование

Участники

Сроки проведения

1

День знаний

1-11

сентябрь

2

День учителя

1-11

октябрь

3

Осенний бал

5-11

октябрь

4

«Здравствуй, Новый год!»

1-11

декабрь

5

День встречи выпускников

11

февраль

6

День св. Валентина

1-11

февраль

7

Праздник защитника Отечества

1-11

февраль

8

Международный женский день

1-11

март

9

День здоровья

1-11

апрель

10

День Победы

1-11

май

11

Последний звонок

9, 11

май

12

День защиты детей

1-10

июнь

13

Прощание с начальной школой

4

май

14

Выпускной бал

11

июнь

Участники программы. Членами детской общественной организации «Галактика» могут быть ученики с 1 по 11 класс школы, а  вновь пришедший в школу ученик принимается в ряды жителей «Галактики» после прохождения космических испытаний, назначаемых Советом старших классов - «Галактиконом». Желающие вступить в ряды организации дают торжественное обещание:

          «Я, .................................., вступая в ряды космической «Галактики» средней школы № 10 обязуюсь выполнять законы Конституции и быть активным участником всех добрых дел «Галактики».

Первичной организацией «Галактики» является  космический корабль (класс), в котором есть свой экипаж (актив класса) во главе с капитаном, а так же:

  1. Редколлегия
  2. Учебный сектор
  3. Культмассовый сектор
  4. Спортивный сектор
  5. Трудовой сектор

Каждый сектор набирает себе команду из числа пассажиров. Поручения между членами корабля и экипажем могут меняться по желанию один раз в четверть. Остальные поручения распределяются по желанию (ответственный за журнал, за посещаемость и т.д.).

        У каждого космического корабля должно быть название, свой девиз, эмблема, бортовой журнал (летопись). Экипаж корабля получает задания  через Совет капитанов.

Модель ученического самоуправления «Галактики»

ПРЕЗИДЕНТ

Вице-президент

1 – 4 классов

Вице-президент

5 – 7  классов

Вице-президент

8 – 11 классов

Совет капитанов

1 – 4 классов

Совет капитанов

5 – 7  классов

Совет капитанов

8 - 11 классов

Информационная

Ассоциация

Творческая

ассоциация

Основные функции ассоциаций:

1.Информационная ассоциация:

      – выпуск газеты «Школьный экспресс», оформление праздничных газет, заметок, объявлений;

  • проведение радиопередач, радиолинеек.

2. Творческая ассоциация:

      – организация массовых праздников и мероприятий;

  • проведение концертов, конкурсов, викторин;
  • организация и проведение акций милосердия, мероприятий по здоровому образу жизни,        участие в республиканском проекте SаMоSтоятельные Дети;
  • участие в проекте бизнес компании «Фортуна».

3. Совет капитанов:

  • организация текущей работы, направленной на выполнение программы.

4. Президент:

  • планирует и  анализирует работу Галактикона.
  •  проводит заседания Галактикона еженедельно.
  • курирует и направляет работу ассоциаций Галактикона, Совета капитанов:
  • участвует в работе Суда чести и Парламента.

5.Вице-президент:

  • является главным помощником президента в организации всех дел в Галактиконе и заменяет президента в его отсутствие.
  • проводит заседания  Совета капитанов:
  • ведет учет активности классов в  общешкольных делах:
  • несет ответственность за ведение  протокола  заседаний Совета капитанов.

6. Педагог- организатор совместно с Галактиконом проводит школу актива для членов экипажа космических кораблей.

Высшие органы самоуправления «Галактики»

Парламент - законодательный

Суд чести -

судебный

Галактикон -

исполнительный

Созвездие

     

Высшим законодательным органом «Галактики» является Парламент, который состоит из трех равноправных палат: палата учеников, палата учителей, палата родителей.

Судебным органом является школьный Суд чести, который рассматривает дела о нарушениях прав жителей «Галактики», выносит свои рекомендации, общественные взыскания.

Исполнительным органом является Галактикон, в который избираются учащиеся 8 – 11 классов. Галактикон координирует всю многообразную  деятельность  школьной общественной организации «Галактики», является инициатором всех полезных общешкольных дел. Возглавляет Галактикон  Президент, которого выбирают тайным голосованием из числа нескольких кандидатов большинством голосов.

Созвездие – совет учащихся 5-7 классов, актив средних классов, подготавливаемый для вступления в Галактикон, взамен уходящим выпускникам.

Галактикон – это творческий совет ребят, который организует свою деятельность через КТД. Важнейшие вопросы решаются на Совете капитанов, Созвездия и Галактикона, и озвучиваются на общешкольных линейках.

Кадровое обеспечение

Директор  - оказывает содействие в развитии детского движения в школе.

Заместитель директора по воспитательной работе – координирует работу педагогов- организаторов, классных руководителей.

Классный руководитель – направляет работу экипажа, помощь капитана в общешкольных делах.

Педагог-организатор организует школьные мероприятия, праздники, выявляет лидерские качества, направляет работу « Галактики».

Основным законодательным документом «Галактики» является Конституция, где определены права и обязанности жителей «Галактики» (детей, родителей, педагогов), конституционное разделение органов самоуправления, их функции.

Печатным органом детской общественной организации «Галактика» является газета «Школьный экспресс». Редакция издания состоит из учеников, заинтересованных сферой журналистики (корреспонденты, редакторы, наборщики, верстальщики, фотографы и др.) которая за  6  лет своего существования выпустила более 50 номеров газеты. «Школьный экспресс» является Лауреатом Всероссийского конкурса школьных изданий «Больше изданий хороших и разных».

Один раз в год редакция «Школьного экспресса» проводит Школу газетной журналистики для учащихся средних классов.

Символом детской общественной организации «Галактика» выступает флаг и гимн. На фоне  зелёно – красного полотна эмблема изображения Земли с космоса.

Зелёно – красное полотно означает: 

               зелёный цвет – символ весны, возрождение,

               красный цвет – зрелость, энергия, сила, жизнь

          Земной шар – это наша планета, на которой люди хотят жить мирно и счастливо.

Лавры – символ стремления к достижению успехов в учебе, творчестве и спорте.

Звезды – это 5 законов, которые должен выполнять каждый Галактиконец:

  • Берись за дело с желанием, азартом, доводи начатое дело до конца;
  • Умей внимательно выслушать идею других, если она кажется тебе нереальной;
  • Критикуешь – предлагай. Предлагаешь – делай;
  • Закон открытой руки (Внимание! Прошу слова);
  • Каждый Галактиконец имеет право избирать и быть избранным.

Атрибутом  детской общественной организации является значок, который вручается при посвящении в жители Галактики.

Конституция

                В нашей «Галактике» разрешено всё,  что:

– не угрожает жизни и здоровью человека;

– не ущемляет его прав чести и достоинства.

                 

                               1 раздел. Конституционное устройство

  1. Настоящая Конституция действует в границах «Галактики», то есть  на территории самой ср. школы № 10.
  2. Жителями « Галактики» являются ученики с 1 по11 класс.
  3. Охрана порядка « Галактики» обеспечивается только добровольно жителями, а в исключительных случаях за помощью можно обратиться в городской отдел милиции.
  4. Устав школы № 10 и Конституция «Галактики» взаимосвязаны и дополняют друг друга.
  5. На территории «Галактики» разрешается общение только на литературном или разговорном татарском, русском языках, без засорения его бранными словами.

2 раздел. Права жителей «Галактики».

  1. Каждый житель «Галактики» имеет полное право действовать по своему усмотрению, беспрепятственно выражать свое мнение, не ущемляя при этом достоинства и свободы других людей.
  2. Каждый житель «Галактики» имеет право за оскорбление его чести и достоинства подать заявление в Суд чести.
  3. Каждый житель «Галактики» имеет право на мнение, требование, протест, идею, а также передать их на рассмотрение в Суд чести, в Парламент, Галактикон.
  4. Каждый житель «Галактики» имеет право выдвигать кандидатуры, а также самовыдвигаться и быть выбранным в любой школьный орган.
  5. Каждый имеет право  участвовать во всех сферах жизни школы, присутствовать на собраниях, советах, педагогических пленумах.
  6. Каждый может предложить проведение культурного мероприятия, взяв инициативу в свои руки.
  7. Каждый может ставить перед Судом чести вопрос о пребывании в школе ученика, учителя, сотрудника, если тот своими действиями постоянно нарушает Конституцию.
  8. Ученик имеет право не явиться на урок только по заявлению или объяснительной записке от родителей.
  9. Ученик может подать апелляцию в Суд чести в случае, если считает, что ему поставили незаслуженную оценку за какую-либо работу.
  10. Ученик имеет право после 9-го класса обучаться в 10-м классе, если не нарушал Конституцию «Галактики».
  11. Учитель  имеет право вести преподавание, используя любые средства и методы по своему усмотрению, если они не противоречат Конституции школы №10.
  12. Учитель имеет право потребовать от ученика документ, объясняющий его отсутствие на занятиях.
  13. Учитель имеет право потребовать от ученика исполнения всех заданий, предусмотренных планом занятий.
  14. Родители имеют право посещать уроки и внеклассные мероприятия, проводимые в школе.
  15. Родители имеют право обратиться за психолого-педагогической помощью к психологу, социальному педагогу, учителю-предметнику, классному руководителю, администрации школы.
  16. Родители  имеют право интересоваться успехами и достижениями своих детей.

3 раздел. Обязанности жителей Галактики.

  1. Каждый житель «Галактики» обязан соблюдать Конституцию.
  2. Каждый житель «Галактики» обязан поддерживать в школе чистоту и порядок.
  3. Каждый житель «Галактики» обязан выполнять решения Суда чести, Парламента, Галактикона.
  4. Каждый обязан соблюдать распорядок жизни, установленный  в школе, и бережно относиться к школьному имуществу.
  5. Ученик обязан пройти курс неполной средней школы.
  6. Ученик обязан предоставить  документ, объясняющий его отсутствие на занятиях.
  7. Ученик обязан выполнять все задания учителя по подготовке к уроку.
  8. Ученик обязан вести себя в школе дисциплинированно, быть вежливым со всеми жителями «Галактики».
  9. Учитель обязан сразу после звонка отпустить учащихся, так как перемена является временем отдыха, а не учебы.
  10. Учитель обязан обеспечить ученику все условия для полноценной работы в классе.
  11. Учитель должен оценивать работу на уроке, ставить отметки за знания, а не за поведение.
  12. Родители обязаны посещать родительские собрания.
  13. Родители обязаны вносить посильную помощь в организацию учебно-воспитательного процесса, в укреплении материально-технической базы школы.

4 раздел. Органы самоуправления.

  1. В «Галактике» провозглашается демократическое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  2. Высшим законодательным органом «Галактики» является Парламент, который состоит из трех равноправных палат: палата учеников, палата учителей, палата родителей.
  3. Исполнительным органом является Галактикон.
  4. Судебным органом является школьный Суд чести, который рассматривает дела о нарушениях прав жителей «Галактики» в гласном и открытом заседании суда с участием сторон и защиты, выносит общественные взыскания либо налагает на обвиняемого денежный штраф.

5 раздел. Права и компетенции конституционных властей.

Глава 1. Положение о парламенте.

  1. Парламент - высший законодательный  орган самоуправления.
  2. Принимает Конституцию, законы и поправки к ним.
  3. Является арбитром в случае спора между Галактиконом, классными коллективами и жителями «Галактики», обладает правом вето на решение  Галактикона.
  4. В Парламенте с правом решающего голоса участвуют ученики школы с 9 по 11 класс, педагоги, представители родителей.
  5. Парламент правомочен принимать решения, если после оповещения всех о месте, времени  и повестки дня на него приходят не менее 51%.
  6. Решение Парламента принимаются простым большинством голосов и являются окончательными.

        В парламент входят: избираемые всеми жителями «Галактики» ученики, педагоги, родители - всего 21 человек, при этом учеников должно быть на одного человека больше, чем взрослых.

        Парламент собирается по мере необходимости.  Ведет работу Парламента председатель в лице директора школы.

Глава 2. Положение о Суде чести.

        Суд чести - высший судебный орган самоуправления. Заседания проводятся 1 раз в месяц. Заседание ведет председатель Парламента.

        В состав Суда чести входят: администрация школы, психолог, социальный педагог, руководители МО, классные руководители, президент Галактикона, по 3 представителя палаты детей и родителей Парламента, общественный инспектор по защите прав детей.

        Суд чести рассматривает заявления жителей «Галактики» о нарушениях Конституции. Принимает конкретные решения к нарушителям порядка. В случае необходимости накладывает штрафные санкции. В исключительных случаях дело передается в Бызовский ОВД г. Нижнекамска.

 

Ожидаемый результат программы

Каждый выпускник школы смог реализовать свои возможности и способности в одной или нескольких сферах жизнедеятельности: интеллектуальная, творческая, спортивная, социальная, готовность ученика к самостоятельному жизненному и нравственному выбору.

Литература, используемая при составлении программы:

  1. Атлас Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. М., 1982.
  2. Заводова Т.Е., Хаткевич О.А. Пионерия – заветная страна. – Мн.: Красико-Принт, 2006. – 176с.
  3. Закон Российской Федерации об образовании (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ)
  4. Иванов И.Г. Методика коммунарского воспитания. – М., 1990. – 60с.
  5. Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года.
  6. Мальцева Э.А. Учителю о работе по законам пионеров Советского Союза. – М.: Просвещение, 1972. – 120с.
  7. Мальцева Э.А. Детская общественная организация как пространство социального воспитания подростков. – Ижевск: УдГУ, 2005. – 352 с.
  8. Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора. – М. 1990. – 44с.
  9. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ  "Об общественных объединениях" (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г., 10 января, 2 февраля 2006 г.)

Литература, рекомендованная при реализации программы

  1. Белова С.Р. Уроки воспитания для воспитателей // Народное образование. – 2004. - №3. – С.102-109.
  2. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 63с.
  3. Демчишин А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков. – К.: Здоровье, 1989. – 168с.
  4. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 208с.
  5. Каменчуков А.М. Подсказки вожатому // Минская школа. – 2003. - №6. – С.27-30.
  6. Минич О.А., Хаткевич О.А., Ковров С.М. Островок безопасности. – Мн.: Красико-Принт, 2004. – 128с.
  7. Николаева Т.Л. Подростки и взрослые: зона взаимного доверия // Народное образование. – 2005. - №3. – С.128-136.
  8. Смекалова Е.М. Школа лидерства. – М.: Сфера, 2006. – 94с.
  9. Сысоева М.И. Что должен знать педагог о своих воспитанниках // Народное образование. – 2000. - №4-5. – С.56-63.
  10. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. – М., 1980. – 72с.
  11. Филимонова Н.И. Зимний досуг детей и подростков. – Мн.: Беларусь, 2003. – 141с.

Литература для детей, участников программы

  1. Белов В.Н. Игра? Игра! – Л.: Лениздат, 1987. – 134 с.
  2. Гвинт В.Р. Сказочные каникулы // Минская школа. – 2004. - №6. – С.31-34.
  3. Иванов Ю.И. Играйте на здоровье. – М.: Московская правда, 1991. – 96с.
  4. Ищук В.В. Народные праздники. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 160с.
  5. Коновалова И.О. Достижение успеха или избежание неудачи? // Школьный психолог, 2004. – №12. – С.12-13.
  6. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М., 1979. – 76с.
  7. Митяев А.В. Книга будущих адмиралов. – М., 1979.
  8. Субботина Н.Н. Детская газета в образовательном учреждении. – Ярославль, 1996. – 96 с.
  9. Титова Е.В. Если знать, как действовать. М., 1993. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...