Тематический урок Мой город - Санкт-Петербург
план-конспект урока (5 класс) на тему
Тематический урок для 5 классов
Тема урока: «Мой город - Санкт-Петербург».
Цели урока:
Восприятие учащимися родного города с его историей и особенностями в качестве одного из важнейших элементов в системе жизненных ценностей.
Воспитание гордости за свой город.
Пробуждение интереса к изучению истории родного города.
Воспитание умения работать в группе и классном коллективе.
Задачи урока:
Познакомить учеников с историей города Санкт-Петербурга и с его достопримечательностями.
Развивать речь, память, наблюдательность, воображение, внимание обучающихся.
Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям города и страны, патриотизм, уважение к одноклассникам.
Оборудование урока:
Герб города Санкт-Петербурга.
Фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Литература:
Википедия. Свободная энциклопедия.
Тематический урок «Мой город – Санкт-Петербург путешествие в будущее» Автор: Гущина Юлия Алексеевна
Конспект урока по курсу «Я и мой мир» тема: «Мой родной город» беседа-путешествие: «Страницы каменной книги», автор Галецкая Виктория Александровна
Ермолаева Л., Лебедева И. «Чудесный город», Санкт-Петербург АО «Норинт», 1996 Г.
Я познаю мир: Дет. энциклопедия: История / Авт.-сост. Чудакова Н.В. и др.
Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. / Авт.-сост. Шалаева Г.П.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас всех сегодня, поздравляю вас с Днем знаний. Вы все сегодня такие красивые и нарядные! Сегодня настоящий праздник! Вы с улыбкой встретили своих учителей и одноклассников. Я очень надеюсь, что весь этот учебный год ваши улыбки будут сиять от хорошего настроения и от хороших оценок. Желаю вам много-много интересных уроков в этом учебном году.
2. Введение в тему урока.
- Что касается сегодняшнего урока, то начнем мы его с загадки:
Я – город-герой,
Стою над Невой.
О каком городе речь? И о чем будет наш урок?
- О Санкт-Петербурге.
- Конечно, мы с вами будем говорить о нашем городе, о Санкт-Петербурге. Мы посмотрим, как хорошо вы знаете город, в котором живете.
3. Изучение нового материала (рассказ с элементами беседы)
-Ребята, я предлагаю провести небольшую викторину, ответить на некоторые вопросы и назвать места, которые вы увидите на фото. Если вы не сможете ответить на вопросы, то я вам помогу, а также дополню ваши рассказы.
Итак, давайте посмотрим на фото № 1
- Это Петропавловская крепость.
- Все верно, а знаете ли вы, что это было первое строение города? Санкт-Петербург был заложен Петром І 27 мая 1703 года. Царю нужна была крепость и новая столица. Пётр собственноручно сделал чертёж новой крепости, которая и была заложена на Заячьем острове. А откуда появилось название крепости?
- В честь самого Петра 1?
- Крепость была названа Петропавловской в честь церкви апостолов Петра и Павла, заложенной на ее территории.
- А как появилось название нашего города?
- Название города также связано с апостолами?
- Слово «бург» в переводе с немецкого языка обозначает крепость, замок, а вот слово «сан» преводится как «святой», поэтому мы можем сказать, что название северной столицы можно перевести как «город святого Петра».
- Ребята, а кто знает, что такое герб? Кто знает, как выглядит герб Санкт-Петербурга? (показ герба) Расскажите, что на нем изображено? А как вы думаете, почему у Санкт-Петербурга такой герб? Фото №2
- На красном щите державный скипетр и два якоря – морской и речной. Ведь Санкт-Петербург – город-порт.
Ребята, посмотрите на эту фотографию, кто скажет, как называется эта площадь (фото №3)?
- Это Дворцовая площадь с Александрийской колонной. На этой площади также находится Эрмитаж.
-Все верно, а что же такое Эрмитаж и в каком здании он находится?
-Это музей.
- Это не простой музей, это один из крупнейших музеев мира. Эрмитаж, кстати, находится в здании Зимнего дворца, в этом дворце жили русские цари. В нём 1050 залов и комнат, украшенных золотой резьбой и лепниной, 1886 дверей, 2000 окон, 120 лестниц. Название музея происходит от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника. Он образовался в 1764 году.
Как вы думаете кто основал этот музей?
- Цари?
- Да, так и есть, свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые приобретала в частном порядке российская императрица Екатерина II, позже из разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж.
В Эрмитаж едут люди со всего мира, чтобы посмотреть на бесценные сокровища: картины, скульптуры, вазы, изделия из серебра и золота. Сейчас в музее представлено 3 миллиона экспонатов. Чтобы обойти 353 зала музея, придется пройти 24 километра. Если осматривать каждый экспонат хотя бы минуту, то потребуется 20 лет.
Давайте перейдем к следующему фото № 4, что это за улица?
- Это Невский проспект, самая главная улица Петербурга.
- Правильно, ребята, я была уверена, что вы знаете ответ на этот вопрос, а вот знаете ли вы, что когда начали строить Петербург, прорубали в лесу дорогу. По обе стороны этой дороги строили дома и дворцы. Так и выстроился Невский проспект. Чтобы вымостить его, Пётр I издал указ о том, что каждый, кто приходит в город, должен принести с собой три камня.
А узнаете ли вы это здание на фото №5?
- Это тоже музей?
- Это Кунстка́мера — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге. Многим этот музей известен по коллекции анатомических редкостей и аномалий. Он также обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов.
- Какие еще известные музеи вы знаете, ребята? В каких музеях вы бывали?
- Русский музей, Зоологический музей, Артиллерийский музей и пр.. (Дети рассказывают о музеях, в которых побывали. )
- Молодцы! А почему Санкт-Петербург называют Северной Венецией? Кто может сказать, сколько мостов в городе?
- В нашем городе очень много рек и каналов, главная река нашего города – Нева. Летом многие жители и гости города отправляются на экскурсию по рекам и каналам. Сколько точно мостов, мы не помним.
- Ответ правильный, а вот мостов в городе аж 342. Давайте посмотрим на некоторые из них (фото №6, №7, №8). Пожалуй, одним из самых фотографируемых, особенно в период белых ночей, является разводной Дворцовый мост, расположенный в самом сердце города и соединяющий Центральную площадь с Васильевским островом. Другим очень популярным у туристов мостом является Аничков мост, названный не в честь некой таинственной Анечки, а в честь подполковника Михаила Аничкова. Следующий мост – Банковский, это один из самых фотографируемых подвесных цепных мостов Питера, получивший своё название из-за соседства с Ассигнационным банком, и известный, прежде всего, благодаря скульптурам грифонов, находящимся у его основания.
- И последний вопрос на сегодня: как называются соборы на фото №9, №10, №11? - Это Исаакиевский и Казанский соборы, а также Храм Спаса-на-Крови.
6.Закрепление материала .
Итак, давайте подведем итоги нашей беседы, многое ли вы запомнили?
1. Как называется один из самых крупных музеев мира?
2. Кто основал Санкт-Петербург? Когда мы празднуем день рождения города?
3. На какой реке построен город Санкт-Петербург и как называются его главная площадь и улица?
4. Как называется первый музей России и Санкт-Петербурга?
5. Какие известные люди родились в Петербурге?
7. Заключительная часть урока (итоги).
Какие из достопримечательностей нашего города кажутся вам самыми интересными? Какие вы хотели бы посетить? Понравилась ли вам наша беседа? Что еще вы бы хотели узнать и о чем побеседовать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_gorod_-_sankt-peterburg.docx | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Мой город - Санкт-Петербург».
Цели урока:
Восприятие учащимися родного города с его историей и особенностями в качестве одного из важнейших элементов в системе жизненных ценностей.
Воспитание гордости за свой город.
Пробуждение интереса к изучению истории родного города.
Воспитание умения работать в группе и классном коллективе.
Задачи урока:
Познакомить учеников с историей города Санкт-Петербурга и с его достопримечательностями.
Развивать речь, память, наблюдательность, воображение, внимание обучающихся.
Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям города и страны, патриотизм, уважение к одноклассникам.
Оборудование урока:
Герб города Санкт-Петербурга.
Фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Литература:
Википедия. Свободная энциклопедия.
Тематический урок «Мой город – Санкт-Петербург путешествие в будущее» Автор: Гущина Юлия Алексеевна
Конспект урока по курсу «Я и мой мир» тема: «Мой родной город» беседа-путешествие: «Страницы каменной книги», автор Галецкая Виктория Александровна
Ермолаева Л., Лебедева И. «Чудесный город», Санкт-Петербург АО «Норинт», 1996 Г.
Я познаю мир: Дет. энциклопедия: История / Авт.-сост. Чудакова Н.В. и др.
Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. / Авт.-сост. Шалаева Г.П.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас всех сегодня, поздравляю вас с Днем знаний. Вы все сегодня такие красивые и нарядные! Сегодня настоящий праздник! Вы с улыбкой встретили своих учителей и одноклассников. Я очень надеюсь, что весь этот учебный год ваши улыбки будут сиять от хорошего настроения и от хороших оценок. Желаю вам много-много интересных уроков в этом учебном году.
2. Введение в тему урока.
- Что касается сегодняшнего урока, то начнем мы его с загадки:
Я – город-герой,
Стою над Невой.
О каком городе речь? И о чем будет наш урок?
- О Санкт-Петербурге.
- Конечно, мы с вами будем говорить о нашем городе, о Санкт-Петербурге. Мы посмотрим, как хорошо вы знаете город, в котором живете.
3. Изучение нового материала (рассказ с элементами беседы)
-Ребята, я предлагаю провести небольшую викторину, ответить на некоторые вопросы и назвать места, которые вы увидите на фото. Если вы не сможете ответить на вопросы, то я вам помогу, а также дополню ваши рассказы.
Итак, давайте посмотрим на фото № 1
- Это Петропавловская крепость.
- Все верно, а знаете ли вы, что это было первое строение города? Санкт-Петербург был заложен Петром І 27 мая 1703 года. Царю нужна была крепость и новая столица. Пётр собственноручно сделал чертёж новой крепости, которая и была заложена на Заячьем острове. А откуда появилось название крепости?
- В честь самого Петра 1?
- Крепость была названа Петропавловской в честь церкви апостолов Петра и Павла, заложенной на ее территории.
- А как появилось название нашего города?
- Название города также связано с апостолами?
- Слово «бург» в переводе с немецкого языка обозначает крепость, замок, а вот слово «сан» преводится как «святой», поэтому мы можем сказать, что название северной столицы можно перевести как «город святого Петра».
- Ребята, а кто знает, что такое герб? Кто знает, как выглядит герб Санкт-Петербурга? (показ герба) Расскажите, что на нем изображено? А как вы думаете, почему у Санкт-Петербурга такой герб? Фото №2
- На красном щите державный скипетр и два якоря – морской и речной. Ведь Санкт-Петербург – город-порт.
Ребята, посмотрите на эту фотографию, кто скажет, как называется эта площадь (фото №3)?
- Это Дворцовая площадь с Александрийской колонной. На этой площади также находится Эрмитаж.
-Все верно, а что же такое Эрмитаж и в каком здании он находится?
-Это музей.
- Это не простой музей, это один из крупнейших музеев мира. Эрмитаж, кстати, находится в здании Зимнего дворца, в этом дворце жили русские цари. В нём 1050 залов и комнат, украшенных золотой резьбой и лепниной, 1886 дверей, 2000 окон, 120 лестниц. Название музея происходит от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника. Он образовался в 1764 году.
Как вы думаете кто основал этот музей?
- Цари?
- Да, так и есть, свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые приобретала в частном порядке российская императрица Екатерина II, позже из разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж.
В Эрмитаж едут люди со всего мира, чтобы посмотреть на бесценные сокровища: картины, скульптуры, вазы, изделия из серебра и золота. Сейчас в музее представлено 3 миллиона экспонатов. Чтобы обойти 353 зала музея, придется пройти 24 километра. Если осматривать каждый экспонат хотя бы минуту, то потребуется 20 лет.
Давайте перейдем к следующему фото № 4, что это за улица?
- Это Невский проспект, самая главная улица Петербурга.
- Правильно, ребята, я была уверена, что вы знаете ответ на этот вопрос, а вот знаете ли вы, что когда начали строить Петербург, прорубали в лесу дорогу. По обе стороны этой дороги строили дома и дворцы. Так и выстроился Невский проспект. Чтобы вымостить его, Пётр I издал указ о том, что каждый, кто приходит в город, должен принести с собой три камня.
А узнаете ли вы это здание на фото №5?
- Это тоже музей?
- Это Кунстка́мера — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге. Многим этот музей известен по коллекции анатомических редкостей и аномалий. Он также обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов.
- Какие еще известные музеи вы знаете, ребята? В каких музеях вы бывали?
- Русский музей, Зоологический музей, Артиллерийский музей и пр.. (Дети рассказывают о музеях, в которых побывали. )
- Молодцы! А почему Санкт-Петербург называют Северной Венецией? Кто может сказать, сколько мостов в городе?
- В нашем городе очень много рек и каналов, главная река нашего города – Нева. Летом многие жители и гости города отправляются на экскурсию по рекам и каналам. Сколько точно мостов, мы не помним.
- Ответ правильный, а вот мостов в городе аж 342. Давайте посмотрим на некоторые из них (фото №6, №7, №8). Пожалуй, одним из самых фотографируемых, особенно в период белых ночей, является разводной Дворцовый мост, расположенный в самом сердце города и соединяющий Центральную площадь с Васильевским островом. Другим очень популярным у туристов мостом является Аничков мост, названный не в честь некой таинственной Анечки, а в честь подполковника Михаила Аничкова. Следующий мост – Банковский, это один из самых фотографируемых подвесных цепных мостов Питера, получивший своё название из-за соседства с Ассигнационным банком, и известный, прежде всего, благодаря скульптурам грифонов, находящимся у его основания.
- И последний вопрос на сегодня: как называются соборы на фото №9, №10, №11? - Это Исаакиевский и Казанский соборы, а также Храм Спаса-на-Крови.
6.Закрепление материала .
Итак, давайте подведем итоги нашей беседы, многое ли вы запомнили?
1. Как называется один из самых крупных музеев мира?
2. Кто основал Санкт-Петербург? Когда мы празднуем день рождения города?
3. На какой реке построен город Санкт-Петербург и как называются его главная площадь и улица?
4. Как называется первый музей России и Санкт-Петербурга?
5. Какие известные люди родились в Петербурге?
7. Заключительная часть урока (итоги).
Какие из достопримечательностей нашего города кажутся вам самыми интересными? Какие вы хотели бы посетить? Понравилась ли вам наша беседа? Что еще вы бы хотели узнать и о чем побеседовать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Санкт-Петербурга.Тема:"Санкт-Петербург-город мировой культуры".Культурное наследие Древнего Египта в Петербурге.
Культурное наследие Древнего Египта.Нетрадиционный урок-путешествие, видео-урок....
Методическая разработка "Экскурсии по городу Санкт-Петербург на английском языке. Школьный музей, район Лесное, центр города".
Серия экскурсий на английском языке по микрорайону Лесное....
Тематический урок «Путешествие по Санкт-Петербургу»
Данный документ содержит конспект урока по теме "Путешествие по Санкт-Петербургу". Урок был проведен в 5 классе. Дети с удовольствием принимали участие во всех заданиях....
Заочная экскурсия по городу Санкт-Петербургу "Ученые-физики на карте города"
Представленный материал - продукт Проекта по изучению учащимися открытий и биографий ученых физиков: Константинов Б.П. , Курчатов И.В., Попов А.С. Сахаров А. Д Циолковский К, Э. Рент...
Методические разработки урока по теме: «Санкт-Петербург – это мой город, город молодежи»
Методические разработки урока по теме: «Санкт-Петербург – это мой город, город молодежи»...
Урок экскурсия. Город Санкт-Петербург - Город Эссен
Экскурсия1 УРОВЕНЬ Общие сведения:а) история основания, место расположенияб) климат , населениев) реки2 УРОВЕНЬ Достопримечательности города3 УРОВЕНЬ Известные люди...
Конспект урока «Мой город – Санкт-Петербург» (игровая технология)
Тип урока: повторение пройденного материалаФорма урока: интеллектуальная игра «Колесо истории»Литература: Учебник: Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1и 2 СПб., СМИО...